Сочинение на тему размышления над страницами выбранных мест из переписки с друзьями н в гоголя

Обновлено: 05.07.2024

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1808 – 1852)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.


УРОКИ 31-32
Развитие речи.
Контрольное сочинение
по творчеству Н. В. Гоголя

Цель:
учить работать с выбранной темой (собирать материал, продумывать план, использовать информационную базу, опорную лексику); выявить уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей прочитанного художественного произведения; воспитывать стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

Оборудование:
портрет Н. В. Гоголя, черновые варианты сочинений, запись на доске, приложение.

Тип уроков:
урок развития речи; урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся демонстрируют уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных произведений Н. В. Гоголя, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения.

ХОД УРОКОВ

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

У ч и т е л ь. Чтобы понять душу Гоголя, а следовательно, и его произведения, давайте ещё раз обратим внимание на портреты этого уникального человека и неординарного писателя. Что особенного заметили вы в нём, о каких свойствах души человека можно сказать, глядя на эти портреты? Сопоставьте их с воспоминаниями современников о внешности Н. В. Гоголя (раздаточный материал; см. "Портреты Н. В. Гоголя").

Какой величественный пример для назидания даёт нам жизнь и творчество Н. В. Гоголя с его несравненным художественным даром и с его стремлением к правде и к преображению жизни! Не понять нам Руси, её пути, её исканий и трагедии, если не поймём мы тайну крестного пути Гоголя, муку его души!

IV. Работа над темой уроков

1. Постановка и решение проблемного вопроса
с привлечением фотоиллюстраций памятников Н. В. Гоголю в Москве



Скульптор Н. А. Андреев. Памятник Н. В. Гоголю на Никитском бульваре (1909).
Открытка почтовая. Москва. Фирма "Шерер, Набгольц и К". 1909-1910.



Скульптор Н. В. Томский. Памятник Н. В. Гоголю на Гоголевском бульваре (1952).
Открытка почтовая. Москва. "Госкиноиздат". 1952 .

ДВА ГОГОЛЯ

Два Гоголя соседствуют в Москве.
Один над облаками дымной гари
Стоит победоносно на бульваре,
И план романов новых в голове.
Другой неподалёку, за углом,
Набросив шаль старушечью на плечи,
Сутулится, душою искалечен,
Больною птицей прячась под крылом.
Переселён он с площади за дом,
Где в тяжких муках уходил от мира,
И гость столицы, пробегая мимо,
Его заметит, видимо, с трудом.
Два Гоголя соседствуют в Москве,
Похожи и как будто непохожи:
От одного — мороз дерёт по коже,
Другой — сияет бронзой в синеве.
Толпой народ выходит из кино,
А эти две несхожие скульптуры —
Два облика одной литературы,
Которым вместе слиться не дано.
(А. Городницкий)

• Как выражает своё отношение к памятникам автор стихотворения?
• Знаете ли вы, где установлены эти памятники Н. В. Гоголю? При каких обстоятельствах?
• Какое впечатление производит на вас каждый из этих памятников?
• Работа какого скульптора соответствует вашему представлению о Н. В. Гоголе?
• Составьте устное сочинение-рассуждение, выразите в нём свои мысли и чувства.

Подсказка.
Памятник Н. В. Гоголю на Никитском бульваре в Москве открыт 26 апреля 1909 г. Открытие было приурочено к 100-летию со дня рождения писателя. Гоголь изображён в тяжёлой задумчивости. Для писателя настал последний, кризисный период жизни. Он разуверился в правоте и благе своего творчества и уже отрешился от жизни. Скульптор представил Н. В. Гоголя отчуждённым, надломленным и глубоко несчастным человеком на грани отчаяния. Мастер воплотил в скульптурном образе концепцию творчества как драмы. Его произведение стало не только лучшим памятником писателю, но и одной из лучших городских скульптур Москвы.

2. Ознакомление с предложенными учителем темами сочинений
(запись на доске)

Темы сочинений по творчеству Н. В. Гоголя

Комментарий.
Темы учитель записывает на доске и организует обсуждение, предлагает учащимся возможные пути раскрытия той или иной темы.

3. Консультация учителя: обращение к записи на доске
(или раздаточный материал)

Вспомогательный материал для написания сочинений

Чтобы научиться определять художественную роль портрета в литературном произведении, необходимо соблюдать пять правил:

1) необходимо найти и охарактеризовать особенности описания внешности героя;
2) объяснить наличие этих особенностей в описании внешности героя;
3) найти, охарактеризовать и объяснить все другие портретные характеристики одного и того же героя. Если характеристик несколько, то они, как правило, показывают происходящие с героем изменения — динамику образа героя;
4) портрет способен передавать внутренний мир героя;
5) следует соотносить характеристику героя, выраженную в портрете, с общим смыслом произведения, авторской идеей.

4. Составление планов (самостоятельно),
написание черновых вариантов сочинений

5. Чтение нескольких черновых вариантов сочинений,
их обсуждение, редактирование, рецензирование учителем

6. Написание творческих работ

V. Домашнее задание

Каждый из них ставит вопросы бытия, представляя авторскую концепцию мира и положение в нём человека. У героев произведений есть свои достоинства: доброта, кротость, протестующее и примиряющее начало, горечь раздумий о своей судьбе.

Горечь раздумий А. С. Пушкина, протестующие и примиряющие начала нашли своё отражение в творчестве Н. В. Гоголя.

Места, связанные с именем
Николая Васильевича Гоголя

Гоголь как-то сказал, что ландшафт, который видит ребёнок, едва научившийся различать предметы, влияет на его взгляд на мир. Это правда. Мир Гоголя — это не только внутренний мир, но и мир вокруг него, живые черты тех мест, которые помнят его.

Имение Яновщина-Васильевка Миргородского уезда



Музей-заповедник Н. В. Гоголя в селе Гоголево

Сейчас село называется Гоголево. В доме находится заповедник-музей Николая Гоголя.

Нежин

В XVIII–XIX вв. Нежин был одним из важнейших центров просвещения и науки в Украине. В 1820 г. И. Безбородько основал Нежинскую Гимназию высших наук, которая по уставу приравнивалась к университету.

В ХIХ в. в этой Гимназии высших наук получили образование Н. Гоголь, Е. Гребинка и много других выдающихся людей Украины и России. Сейчас это — один из корпусов педагогического института.

Санкт-Петербург

В его мечтах Петербург был волшебной страной, где люди наслаждаются всеми материальными и духовными благами, где они делают великие дела, ведут великую борьбу со злом — и вдруг, вместо всего этого грязная, неуютная меблированная комната, заботы о том, как бы подешевле пообедать, тревога при виде быстро опустошающегося кошелька, казавшегося в Нежине неистощимым!

Москва

Кремль — любимое место прогулок Гоголя. Он бывает здесь один, бывает и в обществе Берга, Островского, Анненкова. Гоголь любит бывать на Кремлёвском холме и в дни гуляний, праздников, когда можно лучше рассмотреть московскую толпу, и в ранние часы после заутрени, когда пустынны каменные плиты на тесной площади, обнесённой соборами.

Гоголь, скитавшийся в зрелые годы вдали от родного дома, обрёл своё последнее пристанище в Москве на Никитском бульваре в семье близких ему людей — графа Александра Петровича Толстого и его супруги Анны Георгиевны.

В Риме Гоголь был счастлив. Он провёл в Италии почти десять лет.

Абрамцево, имение Аксаковых

Гостеприимный дом в Абрамцеве посещали многие замечательные представители русской культуры той поры, но чаще других здесь бывал Гоголь, знакомство Аксакова с которым состоялось летом 1832 г.

Аксаков высоко ценил талант писателя и испытал на себе влияние его творчества. С этих пор Гоголь всей душой был привязан к семье Аксаковых. Дружба их продолжалась двадцать лет, до конца его жизни. Впервые он приехал в Абрамцево 14 августа 1849 г. Оно полюбилось ему.

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.

1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва: Издательство АСТ, 2016. — 445 с.
Учебно-методическое пособие содержит годовое календарно-тематическое планирование и разработки 105 уроков литературы базового уровня для 10-го класса образовательных учреждений с русским языком обучения. Схемы, таблицы, богатый дидактический материал, разноуровневые задания, расположенные на страницах с полями для записей делают пособие максимально удобным для использования в зависимости от уровня подготовки класса.
Для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ, студентов филологических факультетов вузов. (вернуться)

Размышления над страницами Выбранных мест из переписки с друзьями* Н.В. Гоголя

Вечно ваш Гоголь.
Подпись под
письмом Пушкину
Николай Васильевич Гоголь занимает особое место в русской литературе. Его имя окружено мистическим ореолом. Нет другого такого писателя, с именем которого было бы связано столько таинственных историй и при жизни, и после смерҭи. Значение его личности часто представлялось необъяснимым простыми понятиями. Известно, что он с самого детства был крайне скрыҭным человеком, причем мотивы скрыҭности зачастую были неясны для окружающих.
Необычной была и литературная судьба Гоголя: сначала громкая слава, потом многолетнее молчание, прерванное во второй половине 40-х годов появлением Выбранных мест из переписки с друзьями книги, поразившей читателей разительным несходством с прошлым ҭворчеством писателя.
Ощущение загадочности гоголевской личности предельно обострили драматические собыҭия последних дней жизни писателя. В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года он сжигает рукопись второго тома Мерҭвых душ, с нетерпением ожидавшегося читателями и, по слухам, уже завершенного, а спустя несколько дней, после изнурительного поста, умирает. Смерть Гоголя потрясла русскую общественность своей неожиданностью и безвременностью. Великий художник, значение которого выходило за рамки литературы, ушел, недосказав своего слова, так писал о нем С. Аксаков.
Интерес к эпистолярному наследию писателя возник одновременно с интересом к ҭворчеству художника слова вообще. Все желали узнать его биографию, моменҭы личной жизни. Переписка представляла собой важнейший источник такой информации о Гоголе.
Письма Гоголя и его корреспондентов раскрываюҭ перед нами разные грани личности писателя, позволяюҭ увидеть его в сфере искусства и в повседневных делах и заботах, в моменҭы ҭворческого подъема и кризиса. Он предстает перед нами в самых разных сиҭуациях как журналист и педагог, как моралист и литературный криҭик, но прежде всего как художник слова. В Переписке отразились драматизм и напряженность его духовных исканий, эволюция его характера, эстетических взглядов, человеческих привязанностей. Она показывает Гоголя в общении с крупнейшими деятелями кульҭуры того времени А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, А. А. Ивановым, М. С. Щепкиным. Есть письма и от безвестных людей, чьи имена сохранились в истории русской кульҭуры лишь благодаря дружеским связям с автором Ревизора и Мерҭвых душ .
Читая Переписку, я отметил, что многие гоголевские корреспонденҭы несопоставимы по своей литературной одаренности с Гоголем. Но тем не менее переписка в целом отражает высочайший уровень эпистолярной кульҭуры того времени.
Особенно трогательным светом озарены письма Гоголя Пушкину. Достаточно прочитать лишь две строки, открывающие письмо Пушкину, датированное 23 декабря 1833 года: Если бы вы знали, как я жалел, что застал вместо вас одну записку вашу на моем столе. Минутой мне бы возвратиться раньше, и я бы увидел вас еще у себя. и станет ясно, как Гоголь любил и ценил Пушкина. Подписано это письмо также знаменательно: Вечно ваш Гоголь.
Симптомы новых идей и настроений Гоголя его ближайшие друзья и знакомые ощуҭили еще на рубеже тридцатых и сороковых годов. Сильно поражали меня эҭи письма, рассказывал впоследствии А. С. Данилевский, но только гораздо позднее стало для меня более или менее ясно значение этой перемены; сначала они просто приводили в недоумение.
В это время своеобразным рефреном в письмах Гоголя проходиҭ тема, а вернее идея благотворности несчастий, болезней и иных потрясений как средства нравственного воспитания человека. Все сильнее раскрывается в них мистическое восприятие жизни, в каждом из собыҭий которой писатель видиҭ теперь таинственное проявление неземной воли.
Под властью мистических идей о совершенстве человека, как видно из писем, Гоголь срывался на откровения, очень обижавшие его друзей и близких людей. Не раз ему приходилось извиняться, успокаивать их, доказывая, что они зря обиделись, мол, дело в том, что необходимость совершенствования души требует предельного, даже за гранью общедозволенного, откровения. Но идея упреков все равно мало кого устраивала.
Но как бы то ни было, значение Гоголя понимали все. Ему прощалось то, что другому бы не сошло с рук'.
Через несколько дней после смерҭи Гоголя С. Т. Аксаков написал вещие слова: Умереть Гоголю вдруг нельзя: тело его предано земле, но дух вошел в нашу жизнь, особенно в жизнь молодого поколения. Много, очень много надобно времени, чтобы память о Гоголе потеряла свежесть; забыҭ, кажется мне, он никогда не будет.
Мне кажется, великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь сам по себе трепетное, мятущееся, взывающее к живущим письмо из проходящего прошлого в вечное будущее!

Выбранные места из переписки с друзьями – публицистический сборник.

В основе “Выбранных мест…” лежат письма Гоголя реальным лицам, своим друзьям (в общей сложности книга состоит из 31 письма). Все адресаты обозначены в тексте инициалами, большинство которых легко расшифровывается. Например: “Н. М. Я-ву” – Языкову; “А.

О. С-ой” – Смирновой-Россет; “В. А. Ж-му” – Жуковскому и т. д.). Готовя книгу, автор просил некоторых адресатов вернуть письма, чтобы воспользовать­ся

На сегодняшний день не представляется возможным узнать, вносил ли Гоголь в эти письма редакторские правки, но большинство исследователей склоняется к тому, что такие правки имели место.

Весьма ощутимый удар нанесла книге цензура: пять писем-статей были исключены вовсе, в других сделаны купюры и исправлены отдельные места. Встревоженный и огорченный Гоголь жалуется графине Анне Михайловне Виельгорской.

Цензурные мытарства нового произведения Гоголя были осложне­ны тем, что ряд глав “Выбранных мест” попадал под новые правила публикации светских “сочинений и переводов, заключающих

в себе предметы духовные, в каком бы виде они ни были”. Вердикт, вынесенный духовным цензором, был краток и малоутеши­телен. Размашистым почерком, густыми чернилами поперек рукописных гоголевских листов он начертал: “Не может быть напечатано, потому что понятия о Церкви Русской и духовенстве конфузны. Особенно резко звучит этот отзыв на фоне непоколебимой веры самого Гоголя в истинность созданного им образа православного русского духовенства

Как проповедь, книга Гоголя ориентирована прежде всего на апостольские послания, в первую очередь любимого им святого апостола Павла, который “всех наставляет и выводит на прямую дорогу” (из письма Гоголя к сестре Ольге Васильевне от 20 января (н. ст.) 1847 года. Далее эта традиция идет через послания святых отцов (Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Нисского), хорошо знакомые Гоголю.

В гоголевскую эпоху традиция церковного слова жила в проповеднической литературе, наиболее выдающимися представителями которой были святитель Филарет Московский и архиепископ Херсонский Иннокентий. Без сомнения, стиль Гоголя питался не только книжными, но и живыми истоками – постоянно слышимыми им церковными проповедями.

В Риме он работал над вторым томом “Мертвых душ”, начатым еще в 1840 г. Работа эта с перерывами будет продолжаться в течение почти 12 лет, т. е. почти до самой смерти Гоголя. Современники с нетерпением ждали продолжения поэмы, однако вместо нее в 1847 г. в Петербурге выходят “Выбранные места из переписки с друзьями”, двойной целью которых (как Гоголь это для себя сформулировал) было объяснить, почему до сих пор не написан второй том, и подготовить читателей для его последующего восприятия. “Выбранные места” утверждали идею духовного жизнестроения, целью которого было бы создание “идеального небесного государства”. Последнее, однако, привязывалось к реальной государственной бюрократической машине.

Служение русскому монарху, государственная служба приобретали у Гоголя религиозное значение. Другая проблема, поставленная книгой, – переосмысление функции художественной литературы, переставшей быть “учительной”. Отсюда – требование прямой дидактики и вместе с тем отречение от своих прошлых созданий.

В “Предисловии” к “Выбранным местам” Гоголь прямо утверждал, что его сочинения “почти всех привели в заблуждение насчет их настоящего смысла”. Собственно, все надежды на прояснение истинного смысла своего творчества Гоголь возлагал именно на второй том “Мертвых душ” (по свидетельству Тарасенкова, Гоголь говорил: “Из него могли бы все понять и то, что неясно у меня было в прежних сочинениях”). Другой современник Гоголя, в 1848 г. беседовавший с ним о “Мертвых душах”, вспоминал: “…я… его прямо спросил, чем именно должна кончиться эта поэма.

Он, задумавшись, выразил затруднение высказать это с обстоятельностью. Я возразил, что мне только нужно знать, оживет ли как следует Павел Иванович? Гоголь, как будто с радостию, подтвердил, что это непременно будет и оживлению его послужит прямым участием сам Царь и первым вздохом Чичикова для истинной прочной жизни должна кончиться поэма. … А прочие спутники Чичикова в “Мертвых душах”? – спросил я у Гоголя: и они тоже воскреснут? – “Если захотят”, – ответил он с улыбкою”.

Собственно, и само название поэмы (“мертвые души”) предполагало возможность обратного: существования душ “живых”). Залогом того и должно было стать воскрешение главного героя для новой “прекрасной” жизни, а также появление новых, по сравнению с первым томом, “положительных” персонажей: образцовых помещиков (Костанжогло и Василий Платонов), чиновников, героев, которые могли бы восприниматься как alter ego самого автора (напр., Муразов) и о которых мы знаем по пяти сохранившимся главам черновых редакций.

1 января 1852 г. Гоголь наконец сообщает, что второй том “совершенно окончен”. В конце же января в Москву приезжает отец Матвей, духовный отец Гоголя. Содержание их разговоров, имевших место в эти дни, остается неизвестным, но существует косвенное свидетельство, что именно отец Матвей посоветовал Гоголю сжечь часть глав поэмы, мотивируя то вредным влиянием, которое они могут иметь на читателей. Так, в ночь с 11 на 12 февраля 1852 г. происходит сожжение беловой рукописи второго тома.

Впоследствии судьбу Гоголя Андрей Белый назвал “страшной местью”, сравнив отца Матвея со страшным всадником на Карпатах: “…земля совершила над ним свою Страшную месть. Лик, виденный Гоголем, не спас Гоголя: этот лик стал для него “всадником на Карпатах”. От него убегал Гоголь”. Гоголь умер 21 февраля 1852 г. – десять дней спустя после сожжения рукописи поэмы.

На его надгробном памятнике были высечены слова пророка Иеремии: “Горьким словом моим посмеюся”.

Гост

ГОСТ

Основные темы публицистического сборника Н.В. Гоголя

  • Тема патриархально-консервативной государственности;
  • Роль дворянства;
  • Тема новых веяний в русском обществе;
  • Отношения России и Европы;
  • Роль церковной поэзии;
  • Проблемы России;
  • Влияние женщины в обществе;
  • Проблемы просвещения;
  • Проблемы театра;
  • Особенности русской поэзии и т.д.

Об идеальном государственном устройстве

Готовые работы на аналогичную тему

О роли дворянства. О новых веяниях в обществе

Обожествление физического труда, тяготение к земле сближают Гоголя с Л.Н. Толстым.

О значении церковной поэзии

Об отношениях России и Европы

Читайте также: