Сочинение на тему рассуждение 7 класс упражнение 246

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

развития речи и творчества, логического и образного мышления,

повторить знания учащихся о типе речи – рассуждении;

совершенствовать навыки составлять текст типа - рассуждение;

обогащать словарный запас детей;

Тип урока: урок развития речи и творчества с использованием ИКТ и творческих мастерских.

1. Оргмомент. Мотивация.

Ребята, я рада вас видеть. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересен и полезен. Я хотела бы, чтобы вы все приняли активное участие в этом уроке развития речи.

Итак, я рада вас приветствовать на очередном уроке развития речи.

2.Определение темы урока. Целеполагание. Чтобы определить тему урока, восстановите схему.

- Какие задачи мы поставим перед собой? (Мы должны в конце урока написать мини-сочинение на тему..)

- Над какой задачей мы будем работать в первую очередь? (Повторять тип речи – рассуждение)

2. Вспомним теоретический материал и ответим на вопросы:

- Что из себя представляет текст- рассуждение?

- Как строится текст - рассуждение?

(Материал для учителя: Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Рассуждение отличается от означающих отвлечен ные понятия).

Рассуждение очень важный тип речи: чтобы убедить другого или других в чем-то, надо уметь рассуждать, доказывать, логи чески мыслить, делать обоснованные выводы. Это же умение не обходимо, чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с кото рым вы не согласны.

Как строится текст-рассуждение и каковы основные требова ния к его построению? В нем обычно выделяются три части: 1) тезис (высказывается какая-то мысль); 2) доказательство (или опровержение) этой мысли, т. е. аргументы: а) . б) . в) . и т. д., сопровождаемые примерами; 3) вывод, или заключение.

Тезис должен быть доказуемым и четко сформулированным. Аргументы - убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса. И чем они будут убедительнее, чем яснее сформулированы, тем неотразимее все рассуждение и бесспорнее вывод.)

3. Работа с текстом Д.Гранина.

Целевой вопрос: Послушайте внимательно и скажите, о чём этот текст?

В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал. Упал неудачно, ху же и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вече ра. В центре города, на Кировском проспекте, недале ко от дома, где живу.

С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу - рот разбит.

Решил повернуть назад, домой.

Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо по мню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с де вочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, муж чина, молодые ребята, все они вначале с любопытст вом взглядывали на меня, а потом отводили глаза, от ворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я за помнил лица многих людей, - видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи.

Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.

С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное - желание отойти, уклониться, не ввязываться - и со мной было. Уличая себя, пони мал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.

4. Частичный анализ текста.

– О чем этот текст?

- В каком из перечисленных предложений содержится основная мысль текста?

Равнодушие и даже бездушие стали в нашем обществе явлением привычным.

Упрекать других легко, когда сам находишься в бедственном положении.

Чувство взаимопомощи было присуще людям и во время войны, и после нее.

Постепенно чувство отзывчивости исчезло.

5. Что же делать, чтобы не было в мире равнодушия или хотя бы было его меньше?

Как вы считаете?

Выслушаем детей. (Примерные ответы: Надо уметь творить добро для других. Не обижать близких людей своим равнодушием. Уважать привычки и вкусы чужих для вас людей. Быть благодарным, всегда помогать кому бывает трудно.)

6. Словарная работа.

- Как вы понимаете значение слова равнодушие? (равнодушие – выражение безразличия, безучастности)

Ответы пишут на листах отдельных, чтобы потом вывесить на доску.

Если затрудняются, то дать подсказку: карточку со словами бессердечность, утешение, помощь, забота, доброта, эгоизм, щедрость, одиночество, прощение, желание, осторожность, корысть, совесть, прощение, терпение, недоверие, требовательность, непримиримость к злу.

Синонимы: равнодушие, эгоизм, чёрствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.

Антонимы: гуманность, сочувствие, забота, честь, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь, доброта, долг.) Прикрепляются на доску

- Каких качеств больше?

- Какие качества нужно развивать в себе, чтобы не быть равнодушными?

- Посмотрите на столбик с антонимами.

-Каким словом мы можем объединить эти качества? Назовите ключевое слово для всех этих слов. (Ответ: Милосердие.)

- Как вы понимаете это слово?

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

- Мы с вами подобрали составляющие милосердия.

- Является ли проблема милосердия сегодня актуальной? Докажите примерами.

-Кто нуждается в милосердии? (Старый человек, больной, инвалиды, больные люди …)

итог: все люди нуждаются в милосердии.

7. Творческая работа.

Пришло время начать работу над текстом- рассуждением, мини- сочинением. Вспомнить, что данный текст имеет особое строение. Темы для работы: (на зелёных полосках)

Согреть своим теплом. Что это значит?

Равнодушие или милосердие?

Что же с нами происходит?

Время работы – 7 минут. Для помощи я вам раздаю высказывания разных авторов по этой теме (оранжевые карточки). Может они кому - нибудь пригодятся.

После самостоятельной работы учащиеся в группах читают сочинения и зачитывают понравившиеся без называния имён.

Пусть эти слова будут вашим жизненным девизом. Сделайте доброе дело, помогите тому, кто нуждается в помощи, и вы будете сильнее. Дающий человек, дарящий, помогающий всегда сильнее жестокого, равнодушного. Мне очень хочется, чтобы вы были сильными.

8. Рефлексия. Мне бы хотелось узнать ваше отношение к уроку. Если вас урок заставил задуматься над поднятой проблемой- поднимите красный символ, если вас урок оставил равнодушными – синий.

Многие считают, что в интернет-общении использовать нормы речевого этикета не обязательно. Чаще всего на форумах и чатах здороваются и прощаются.

Современный человек уже не мыслит своей жизни без компьютера и интернета. Что же в них полезного, а что вредного.

В тексте автором поставлена и рассмотрена проблема того, что именно те люди, которые обладают какими-либо умственными несовершенствами, являются.

При современном уровне техники сделать прекрасную копию практически любой картины несложно. Но тогда почему люди хотят видеть именно оригинал.

Между славянскими языками много общего. Стоит заговорить, например, болгарину, белорусу, чеху, украинцу, как мы сразу поймём, что их речь очень.

Да, я согласна, что прозвище дается уже тогда, когда у человека сформировался свой характер и манера общения с другими людьми. Прозвище отличается от псевдонима или никнейма тем, что дается человеку другими людьми исходя из того, как этот человек себя с ними ведет, что он любит и в какой деятельности чаще всего себя проявляет. Например, человека могут прозвать Плаксой, если он часто плачет по пустяковым поводам; или могут назвать Сырным Умником, если человек много знает о сортах сыра и любит сыр. Прозвище может закрепиться за человеком после игры или какого-то события, например, если человеку часто в играх достается роль врача, его могут в своих кругах называть Лекарем; или если человек сделал доброе дело или спас кого-то, его могут прозвать Нашим Героем.

Прозвища могут быть обидными, насмешливыми, ироничными или добрыми, это зависит от того, как другие люди оценивают то или иное качество человека — положительно или отрицательно. Прозвище Наш Герой будет положительным, оно подчеркивает особую черту характера человека — его смелость и стремление помочь другим. Прозвище Плакса наоборот будет обидным: оно подчеркивает то, что плаксивость как черта характера оценивается отрицательно. Однако стоит помнить, что прозвища никогда не отражают истинную сущность человека и не описывают его полностью.

Я не согласна с мнением мальчика. Мальчик в тексте говорит о том, что прозвища даются ребятами за какое-либо качества характера и по прозвищу можно многое понять о человеке. Однако мальчик описывает некие идеальные отношения между школьниками, когда все дружат и исключительно положительно друг к другу относятся. Однако чаще всего это совсем не так.

Прозвища чаще всего даются не с целью подчеркнуть какую-либо черту характера, а оскорбить, жестоко пошутить, обозвать. Обычно их образовывают из имени или фамилии. Но могут придумать и что-то своё.

Гораздо более предпочтительно говорить об использовании псевдонима. Псевдоним человек обычно выбирает себе сам, исходя из каких-либо своих сильных сторон - или тех, которые он хочет подчеркнуть или выделить - или же это может быть имя какого-то любимого персонажа, или придуманное самим человеком имя. И именно псевдоним может сказать о человеке намного больше, чем прозвище.

К этой же категории относятся логины и никнеймы. Это, по сути, те же псевдонимы, только используемые в интернете.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.

Оформление: компьютер, проектор, мультимедийная презентация ,
Тип урока : урок развития речи и творчества с использованием ИКТ и творческих мастерских.

Никто не знает, каковы его силы,

пока их не использует.

1. Оргмомент. Мотивация.
Ребята, я рада вас видеть. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересен и полезен. Я хотела бы, чтобы вы все приняли активное участие в этом уроке развития речи.

2 . Определение темы урока. Целеполагание . Чтобы определить тему урока, восстановите схему.

img1

- Мы сегодня будем с вами рассуждать. И как итог в конце урока вы попробуете себя в качестве писателей и напишите мини-сочинение – рассуждение.

-Как вы понимаете эпиграф, записанный на доске?

- Какие задачи мы поставим перед собой? ( Мы должны в конце урока написать мини-сочинение на тему..)

- Над какой задачей мы будем работать в первую очередь? ( Повторять тип речи – рассуждение )

- Что из себя представляет текст- рассуждение? (Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.) Рассуждение очень важный тип речи: чтобы убедить другого или других в чем-то, надо уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать обоснованные выводы. Это же умение необходимо, чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с которым вы не согласны.)

Целевой вопрос : Посмотрите внимательно и скажите, о чём этот фильм?

4. Частичный анализ текста.
– О чем этот фильм?

-Какие действия совершает главная героиня? (Преображает мир вокруг себя своим творчеством. Своим талантом Лила делает счастливой не только себя, но и окружающих.)

-Почему её талант был способен преобразовывать всё вокруг? (Она была счастливым человеком, самореализованным.)
- В каком из перечисленных предложений содержится основная мысль фильма?

  1. У каждого Человека есть свой неповторимый План Творения.
  2. Хочешь изменить мир – начни с себя
  3. Сделай видимым то, что без тебя, возможно, никогда бы не заметили.
  4. Самого главного глазами не увидишь - зорко одно лишь сердце. (А.С.Экзюпери)
  5. Важно быть самому счастливым, тогда и мир станет лучше и добрее.
  6. Чудеса нужно творить своими руками. (А.Грин.)
  7. Мир такой, каким ты его видишь.
  8. Уверовав, увидишь.
  9. Преобразовательная сила творчества.
  10. Добро – это образ жизни.
  11. Счастье в самореализации.
  12. Счастье – это выбор.

-Почему мы не смогли выбрать одно утверждение? (Потому что фильм многогранный, и каждый увидел то, что актуально для него сейчас.)

-Как вы поняли этот фильм? Почему выбрали именно эту главную мысль?

-Выберите одну из мыслей – она станет темой для вашего мини-сочинения.

5. В спомним теоретический материал и ответим на вопросы:

- Как строится текст - рассуждение? ( Как строится текст-рассуждение и каковы основные требования к его построению? В нем обычно выделяются три части: 1) тезис (высказывается какая-то мысль); 2) доказательство (или опровержение) этой мысли, т. е. аргументы: а) . б) . в) . и т. д., сопровождаемые примерами; 3) вывод, или заключение. Тезис должен быть доказуемым и четко сформулированным. Аргументы - убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса. И чем они будут убедительнее, чем яснее сформулированы, тем неотразимее все рассуждение и бесспорнее вывод.)

-Какие вы помните виды рассуждений? ( Доказательство, объяснение, размышление.)

-Как вы к какому типу будут тяготеть наши сочинения?

-Какие средства грамматической связи характерны этому виду рассуждения ?(По-моему, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно, я могу с уверенностью сказать, я полагаю, попытаемся разобраться, можно сравнить, я согласен с тем, что )

6. Работа над сочинением.

  • -Определение темы.
  • -Определение границ темы. основной мысли. (Можно ли сказать, что основная мысль и будет тезисом вашего сочинения).
  • -Отбор материала (Работа со словарём, подбор синонимов к концептуальным понятиям, запись жизненных примеров, примеров из литературы, кинофильма).
  • -Систематизация в соответствии с композицией рассуждения. Составление плана.
  • -Черновой вариант.
  • -Правка. ( Логика изложения. Средства грамматической связи.)
  • -Чистовик.

- А сейчас я попрошу вас подобрать синонимы к этим словам. ( Жизнелюбие, оптимизм, радость, драйв, Благополучие, блаженство, наслаждение, процветание, преуспевание, благосостояние, радость )

- Какие качества нужно развивать в себе, чтобы быть счастливым? Возможно, эти ответы помогут вам написать сочинения.

8. Творческая работа.
Пришло время начать работу над текстом- рассуждением.

Для помощи я вам раздаю высказывания разных авторов по этой теме (оранжевые карточки ). Может они кому-нибудь пригодятся. Вы также можете воспользоваться толковыми словарями.

9.Рефлексия. Мне бы хотелось узнать ваше отношение к уроку. Заставил ли вас урок задуматься над поднятыми темами? Интересно ли было работать?

Многие ищут счастья в областях выше своего уровня, другие ниже. Но счастье одного роста с человеком.
Конфуций

Обычно счастье приходит к счастливому, а несчастье — к несчастному.
Франсуа де Ларошфуко

Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем.
Пифагор

Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым.
Лев Толстой

Каждый гонится за счастьем, не замечая, что счастье ходит за ними по пятам.
Бертольд Брехт

Говорят, что несчастье хорошая школа; может быть. Но счастье есть лучший университет.
Александр Пушкин

Действия не всегда приносят счастье; но не бывает счастья без действия.
Бенджамин Дизраэли

Делайте то, что делает вас счастливыми.
Ошо

Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение.
Бенедикт Спиноза

Если мы будем искать счастья, не зная, где оно, мы рискуем с ним разойтись.
Жан-Жак Руссо

Мы обладаем только тем счастьем, которое способны понять.
Морис Метерлинк

Каждый кузнец своего счастья.
Саллюстий Гай Саллюстий Крисп

Иные живут счастливо, сами того не зная.
Люк де Клапье Вовенарг

Мы никогда не живем, но только надеемся жить, и так как мы постоянно надеемся быть счастливыми, то отсюда неизбежно следует, что мы никогда не бываем счастливы.
Блез Паскаль

Я рождён, и это всё, что необходимо, чтобы быть счастливым.
Альберт Эйнштейн

  1. У каждого Человека есть свой неповторимый План Творения.
  2. Хочешь изменить мир – начни с себя
  3. Сделай видимым то, что без тебя, возможно, никогда бы не заметили.
  4. Самого главного глазами не увидишь - зорко одно лишь сердце. (А.С.Экзюпери)
  5. Важно быть самому счастливым, тогда и мир станет лучше и добрее.
  6. Чудеса нужно творить своими руками. (А.Грин.)
  7. Мир такой, каким ты его видишь.
  8. Уверовав, увидишь.
  9. Преобразовательная сила творчества.
  10. Добро – это образ жизни.
  11. Счастье в самореализации.
  12. Счастье – это выбор.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему "Курить или не курить"( 7 класс)

Материал представляет собой разработку урока развития речи на тему " Подготовка к сочинению-рассуждению "Курить или не курить". Подробно рассматривается вопрос об алгоритме работы над рассуждени.


конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290,291"

Урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лигвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала. Дети смогут написать сочинение-рассуждение самостояте.


Урок посвящен подготовке к сочинению-рассуждеию проблемного характера по картине.


Урок развития речи "Обучение написанию сочинению-рассуждению"

Данный урок разработан в технологии критического мышления, метод "Тур по галерее". Использован региональный материал о ремёслах Тульского края. К уроку прилагается компьютерная викторина &qu.


ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под.

Урок развития речи "Подготовка к сочинению-рассуждению в жанре эссе". 9 класс.

Это второй урок из уроков развития речи по теме "Эссе: понятие о жанре". Учащиеся на уроке распознают тексты такого жанра, выделяют отличительные признаки эссе, учатся их хаорактеризовать.


Урок русского языка в 9 классе. Развитие речи. "Подготовка к сочинению-рассуждению 15.2, 15.3 на ОГЭ"

Готовимся к ОГЭ. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему, связанную с анализом текста (вариант №35). Представление технологий проблемного обучения, РКМЧП, сотрудничества. Приемы: аналитическое.


А что тут опа сн ого? Мне каже тс я, прозвище говорит о человек е гораздо больше, чем имя. Имя вообще ни о чём определё нно м не говорит. Ведь прозвище пр и дум ы вают в зависимост и 3 от характера. А имя дают 1 тогда, когда у человека ещё вообще нет никакого характера. Вот если меня назовут просто по им е ни, — Алик! — что обо мне можно будет узнать? А если по прозвищу— Детектив! — сразу стан е т понятно, на кого я похож.

Прозвища 3 — сущ.

II. Пост. — нариц., неодуш., ср. р., 2-го скл.; непост. — В. п., мн. ч.

III. Придумывать (что?) прозвища.
––––––––––

(В) зависимости 3 — сущ.

I. (В чём?) в зависимости.

Н. ф. — зависимость.

II. Пост. — нариц., неодуш., ж. р., 3-го скл.; непост. — П. п., ед. ч., ж. р.

III. Придумывают (в чём?) в зависимости.
–––––––––––––––

дают 1 — [дай’ут] 2 слога.
да-ют

д — [д] — согл., звонк. парн. [т], твёрд. парн. [д’]

а — [а] — гласн., безуд.

й — [й’] — согл., сонорн. непарн., мягк. непарн.
ю 〈
ю — [у] — гласн., ударн.

т — [т] — согл., глух. парн. [д], твёрд. парн. [т’]

Всюду — нареч.

I. Любят (где?) всюду; признак действия.

II. Морф. призн.: обстоят.; неизм.

III. Любят (где?) всюду.
–·–·–·–·

Вообще — нареч.

I. Не говорит (как?) вообще; признак действия.

II. Морф. призн.: определит.; неизм.

III. Не говорит (как?) вообще.
–·–·–·–·–·

Тогда — нареч.

I. Дают (когда?) тогда; признак действия.

II. Морф. призн.: обстоят.; неизм.

III. Дают (когда?) тогда.
–·–·–·–

Устный разбор:

Всюду — наречие.

Во-первых, оно обозначает признак действия.

Во-вторых, это обстоятельственное наречие, неизменяемое слово.

В-третьих, в предложении является обстоятельством.

Вообще — наречие.

Во-первых, оно обозначает признак действия.

Во-вторых, это определительное наречие, неизменяемое слово.

В-третьих, в предложении является обстоятельством.

Тогда — наречие.

Во-первых, оно обозначает признак действия.

Во-вторых, это обстоятельственное наречие, неизменяемое слово.

В-третьих, в предложении является обстоятельством.

Орфограммы:

люб я т (II спр.), стан е т (I спр.) — правописание безударных окончаний глаголов;

пр и думывать, пр и думывают — правописание приставок при-/пре-;

придум ы вать, придум ы ваю — правописание гласных в суффиксах -ыва-/-ива-;

эп и демией — правописание непроверяемых безударных гласных в корне;

опа сн ого — проверяемый непроизносимый согласный в корне слова;

каже тс я (что делает?) — правописание -тся/-ться;

о человек е (2 скл., П. п.), в зависимост и (3 скл., П. п.) — правописание безударных окончаний имён существительных;

ни_о_чём, н ик акого, обо_мне, на_кого, н ек оторые — правописание местоимений;

определё нн ом — -Н-/-НН- в суффиксах прилагательных;

определённ о м — правописание безударных окончаний прилагательных;

не_говорит, не_откликаюсь — не с глаголами;

им е ни — правописание существительных на -мя;

похо ж — неупотребление мягкого знака после шипящих;

кр и чат (крик), не откл и каюсь (откли́кнуться) — правописание проверяемых безударных гласных в корне.

Читайте также: