Сочинение на тему прокофьев

Обновлено: 04.07.2024

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953) – русский композитор, дирижер, пианист, народный артист РСФСР, лауреат шести Сталинских премий и Ленинской премии. Один из самых значимых музыкантов ХХ века.

Детство и начальное образование

Прокофьев Сергей Сергеевич родился 11 (23) апреля 1891 года в селе Сонцовка Екатеринославской губернии. Любовь к музыке привила мальчику мать, которая была хорошей пианисткой, часто играла сыну Шопена и Бетховена. Начальное образование Прокофьев получил дома.

Обучение в консерватории. Мировые гастроли

Зрелое творчество

В 1944 году композитор получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1947 – звание народного артиста РСФСР.

Последние годы

Жизнь композитора Прокофьева оборвалась 5 марта 1953 года. Великий музыкант умер от гипертонического криза в коммунальной квартире в Москве. Похоронили Прокофьева на Новодевичьем кладбище в Москве.

Личная жизнь

В 1919 году Прокофьев познакомился со своей первой женой – испанской певицей Линой Кодиной. В 1923 году они поженились, вскоре у них родилось два сына.

В 1948 году Прокофьев женится на Мире Мендельсон – студентке Литературного института, с которой познакомился в 1938 году. Сергей Сергеевич не оформлял развод с Линой Кодиной, так как в СССР браки, заключенные за границей, считались недействительными.

Другие варианты биографии

Интересные факты

Тест по биографии

Для закрепления знаний предлагаем пройти тест биографии Прокофьева:

Оценка по биографии

Прокофьев Сергей Сергеевич

Для хора и солистов с оркестром

Музыка к кинофильмам

Для фортепиано с оркестром

Для скрипки с оркестром

Концерт № 1 для скрипки с оркестром D-dur, op. 19 (1917)
Концерт № 2 для скрипки с оркестром g-moll, op. 63 (1935)

Для виолончели с оркестром

Концерт для виолончели с оркестром, op. 58 (1938)
Симфония-концерт для виолончели с оркестром, op.125 (1952)

Для инструментального ансамбля

Увертюра на еврейские темы c-moll, op. 34 (1919)
Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса g-moll, op. 39 (1924)
Две сонаты для скрипки и фортепиано (Вторая — переложение Сонаты для флейты и фортепиано)
Соната для скрипки соло
Соната для двух скрипок (1932)
Соната для виолончели и фортепиано
Соната для флейты
Два струнных квартета

Сергей Прокофьев (23 апреля 1891г — 5 марта 1953г) считается одним из крупнейших, влиятельных и самых исполняемых композиторов XX века. Он был также пианистом и дирижером. Вокруг творчества этого композитора часто вспыхивали споры, поскольку неординарность и своеобразие всегда вызывают противоречивую реакцию. Однако не только поклонники , но и те, кто не сразу понял музыку Прокофьева, чувствовали мощную силу и яркость его дарования.

Детство Сергея Прокофьева

Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в имении Сонцовка (сейчас село Красное Донецкой области), где его отец, ученый-агроном, служил управляющим помещичьим имением.

Родители вложили в сына всю свою любовь и надежды.Музыкальное дарование мальчика проявилось очень рано, и под руководством матери, Марии Григорьевны, Сережа начал занятия музыкой.

Первая опера — Великан

В девять лет, под впечатлением услышанной оперы Ш. Гуно Фауст, Сережа решил сочинить свою оперу, на свой же сюжет. Это была опера Великан в трех действиях с приключениями, поединками и прочим.

Родители мальчика были людьми образованными и сами обучали его всем школьным предметам, но учить правилам сочинения музыки они, конечно, не могли. Потому, взяв сына в одну из своих поездок в Москву, Мария Григорьевна привела его к известному композитору и педагогу Сергею Ивановичу Танееву, который порекомендовал для занятий с Сережей пригласить на лето в Сонцовку молодого, только что с золотой медалью окончившего консерваторию композитора Рейнгольда Морицевича Глиэра.

Годы учебы в консерватории

В консерватории Сережа был самым младшим студентом. И, конечно, ему было трудно подружиться с однокурсниками, тем более что он иногда из озорства подсчитывал количество ошибок в музыкальных задачах каждого из учеников. Но вот в консерватории появился всегда очень сдержанный, строгий, подтянутый Николай Яковлевич Мясковский, в будущем известный композитор. Несмотря на десятилетнюю разницу в возрасте, между ними завязалась дружба на всю жизнь. Они показывали друг другу свои сочинения, обсуждали их — лично и в письмах.

В классах теории композиции и свободного сочинения своеобразный талант Прокофьева, в общем, пришелся не ко двору. Самые смелые сочинения Прокофьев даже не решался показывать учителям, зная, что это вызовет недоумение или раздражение. Отношение педагогов выразилось в весьма средних оценках в композиторском дипломе Прокофьева. Но по специальности фортепиано, он успешно окончил консерваторию весной 1914 года.

Прокофьев пошел на риск: вместо классического фортепианного концерта он решил сыграть свой собственный Первый концерт, только что изданный, вручив заблаговременно экзаменаторам ноты. Ликующая, полная молодого задора музыка концерта захватила слушателей, выступление Прокофьева прошло триумфально, и он получил диплом с отличием и премию имени Антона Рубинштейна — прекрасный немецкий рояль.

Раннее творчество С. Прокофьева

Творческая энергия молодого композитора Прокофьева была поистине вулканической. Он работал быстро, смело, неутомимо, охватывая самые разные жанры и формы. За первым фортепианным концертом последовал второй, а за ним — первый скрипичный концерт, опера, балет, романсы, Скифская сюита с ее ошеломляюще-яркими оркестровыми красками, стихийной динамикой и энергичными ритмами.

Сергей Прокофьев быстро вошел в первый ряд композиторов, известных не только на родине, но и за рубежом, хотя его музыка всегда вызывала споры, а некоторые произведения, особенно сценические, годами ждали исполнения. Но именно сцена, с ее способностью создать живые человеческие характеры, особенно притягивала композитора.

В 1918 году была впервые исполнена его Классическая симфония — изящное, сверкающее весельем и тонким юмором сочинение, подлинная классика музыки советского периода. В творчестве композитора симфония начала собой светлую и ясную линию, которая прочерчивается вплоть до поздних сочинений — балета Золушка, Седьмой симфонии.

Жизнь за рубежом

Весной 1918 года, получив заграничный паспорт, он уехал в Америку. Длительное пребывание за рубежом (до 1933 года) не означало полного отрыва от родины.
Три концертных поездки в Советский Союз были поводом для общения и со старыми друзьями, и с новой аудиторией. В 1926 году в Ленинграде ставится опера Любовь к трем апельсинам, задуманная еще на родине, но написанная за рубежом. За год до этого Прокофьев по заказу С. Дягилева написал балет Стальной скок — ряд картин из жизни молодой Советской республики (он знаком слушателям в виде симфонической сюиты).

Возвращение на родину

В 1933 году Прокофьев окончательно возвращается на родину. Годы по возвращении оказались очень продуктивными. Одно за другим создаются произведения, и каждое из них обозначает собой новый, высокий этап в том или ином жанре.

Опера Семен Котко, балет Ромео и Джульетта, музыка к фильму Александр Невский, на основе которой композитор создал ораторию, — все это вошло в золотой фонд музыки советского периода.

Произведения зрелого периода

Неуемное кипение творческой мысли сменяется мудрой уравновешенностью, интерес к невероятному, сказочному, легендарному сменяется интересом к реальным человеческим судьбам (Семен Котко — опера о молодом солдате), к героическому прошлому родной страны (Александр Невский, опера Война и мир), к вечной теме любви и смерти (Ромео и Джульетта).

При этом свойственный Прокофьеву юмор не исчез. В сказке Петя и волк (для чтеца и симфонического оркестра), обращенной к самым молодым слушателям, каждый персонаж охарактеризован каким-либо инструментом. Получился своего рода путеводитель по оркестру и одновременно веселая, забавная музыка.

Вершина творчества Прокофьева — его опера Война и мир. Сюжет великого произведения Л. Толстого, воссоздающий героические страницы русской истории, воспринимался в годы Отечественной войны (именно тогда создавалась опера) необычайно остро и современно.

В этом сочинении соединились лучшие, наиболее типичные черты его творчества. Прокофьев здесь и мастер характерного интонационного портрета, и монументалист, свободно компонующий массовые народные сцены, и, наконец, лирик, создавший необыкновенно поэтичный и женственный образ Наташи.

Творчество Прокофьева оказало заметное влияние на музыкальное искусство ХХ века. Его произведения постоянно исполняются выдающимися пианистами, скрипачами, симфоническими оркестрами во всех странах мира. Балеты Ромео и Джульетта и Золушка с успехом идут на многих сценах России и других стран.

Творческое наследие Прокофьева включает свыше 130 опусов, в том числе 8 опер, 7 балетов, 7 кантат, 7 симфоний и ряд других симфонических сочинений (сюиты, увертюры и др.), 8 концертов, 14 сонат, камерные ансамбли, марши для духового оркестра, фортепианные пьесы, романсы, песни, хоры, театральную музыку и музыку к кинофильмам.

Подготовила: Венская И.С.


Прокофьев Сергей Сергеевич (1891— 1953), композитор, пианист, дирижёр.

Родился 23 апреля 1891 г. в имении Солнцевка (ныне село Красное) Донецкой области, где отец служил управляющим. В 1904 г. Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию; занимался композицией у А. К. Лядова, а инструментовкой — у Н. А. Римского-Корсакова.

Он неоднократно был лауреатом Государственной премии СССР, а посмертно (1957 г.) Прокофьеву была присуждена Ленинская премия.

Прокофьев скончался в Москве в коммунальной квартире в Камергерском переулке от гипертонического криза 5 марта 1953 года. Так как он умер в день смерти Сталина, его смерть осталась почти незамеченной, а близкие и коллеги композитора столкнулись в организации похорон с большими трудностями. С. С. Прокофьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В память о композиторе на доме в Камергерском переулке установлена мемориальная доска.

    Аноним 14 Май 2020 в 14:16

Все не так как в Википедии там страниц 100 а у вас всего 2-3 максимум спасибо большое вы очень хороший человек (кто создал сайт)

Сайт очень хороший. Нам его посоветовал учитель,все довольны.Большое спасибо!

Я тоже всегда беру здесь меньше писать всегда.

В википедии очень непонятно написано а тут кратко и основное

В википедии 50 страниц и все непонятно, а здесь на этом сайте я всегда беру биографии композиторов! Спасибо!

Добрый день! Сегодня я готовилась к школе по музыки. И конечно не настолько кратко, но все ровно хорошо. Из 5 я ставлю 4,5

Спасибо очень всё понятно сегодня у меняпять

Спасибо очень кратко но всё понятно и велеколепно .

Спасибо очень кратко и всё понятно

большое спасибо все легко и понятно у меня пять.


Краткую биографию Сергея Прокофьева и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Прокофьева


Прокофьев становится студентом столичной консерватории в 1904 году. Через пять лет он выпускается с композиторского отделения, а еще через пять — с фортепианного, став лучшим выпускником. Концертировать начинает в 1908. Дебют был исключительно благосклонно оценен критиками, отмечались и исполнительский талант, и композиторская оригинальность. С 1911 года издаются ноты его произведений. Поворотным событием в судьбе молодого Прокофьева стало знакомство с С.П. Дягилевым в 1914 году. Благодаря союзу антрепренера и композитора появились на свет четыре балета. В 1915 году Дягилев организовал первое зарубежное выступление Прокофьева с программой, состоящей из его сочинений.







Сергей Прокофьев и кино

Сергей Прокофьев в жизни выдающихся музыкантов

Как это часто бывает с гениями, интерес к музыке Сергея Прокофьева возрастает тем больше, чем больше времени проходит со дня ее написания. Опередив не только свое поколение слушателей, она и в XXI веке диссонансов – не застывшая классика, а живой источник энергии и силы подлинного творчества.

Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в Сонцовке Екатеринославской губернии (теперь село Красное Красноармейского района Донецкой области) . Отец его – Сергей Алексеевич – бы л учёным агрономом, управляющим в имении помещика Сонцова. От него передалась сыну любовь к природе. Среди детских рукописей Серёжи Прокофьева сохранилась тетрадка, в которой мальчик отмечал, когда какие цветы расцветают в Сонцовке.

Музыку он слышал в доме с самого рождения. Мать Мария Григорьевна играла сонаты Бетховена, мазурки и ноктюрны Шопена, пьесы Чайковского. В пять с лишним лет Серёжа уже сочинил фортепианную пьеску под названием “Индийский галоп”. Вскоре появились и другие сочинения.

Мальчику было девять лет, когда его привезли в Москву и он впервые попал в оперный театр. Вернувшись в Сонцовку, он начал писать оперу “Великан” на собственный сюжет.

Образованием Серёжи вначале занимались его родители, которые были просвещёнными, интеллигентными людьми, умными и строгими воспитателями. Они приучили его к сосредоточенному и систематическому труду. Отец приучил сына русскому языку, арифметике, географии, истории, ботанике. Мать – Иностранным языкам (с детства Сергей Сергеевич знал два языка – французский и немецкий, позже английский) . Мария Григорьевна была и его первой учительницей музыки. Увидев успехи сына, она решила показать его какому-нибудь крупному музыканту.

Зимой 1902 года его привезли в Москву к Сергею Ивановичу Танееву – выдающемуся композитору, профессору Московской консерватории. Отметив дарование мальчика, Танеев посоветовал начать с ним серьёзные занятия гармонией и систематическое ознакомление с музыкальной литературой. По рекомендации Танеева в Сонцовку на лето прибыл молодой музыкант, окончивший Московскую консерваторию с золотой медалью. Это был Рейнгольд Морицевич Глиэр, впоследствии известный советский композитор, автор балетов “Красный мак”, “Медный всадник”, концерта для голоса с оркестром и других сочинений.

Живые, интересные занятия с Глиэром оказались благотворное влияние на развитие таланта Прокофьева. Под руководством учителя он стал вскоре писать симфонию и оперу “Пир во время чумы” по Пушкину. Глиэра поразило в его ученике удивительное сочетание взрослого профессионально-серьёзного отношения к музыке, самостоятельности суждений и – совершенно детских черт. Так, на пюпитре у двенадцатилетнего Серёжи Прокофьева, сочинявшего оперу или симфонию, стояла резиновая кукла по имени Господин, которая должна была слушать новое сочинение.

Сильнейшим увлечением будущего автора прославленных опер и балетов был театр. Со своими друзьями – сонцовскими мальчиками и девочками – он постоянно придумывал и разыгрывал представления, на которых присутствовали обитатели дома в Сонцовке.

Уже в детстве Прокофьев обнаружил редкую наблюдательность и разнообразие интересов (литература, театр, шахматы) . Любопытно его мальчишеское увлечение железной дорогой, быстрым и точным движением. Одним из удивительных свойств творчества взрослого композитора Прокофьева станет стремительность, динамичность, через которую он передаст своё новое ощущение жизни, её молодости, её движения.

В 1904 году, по совету Глазунова, светловолосый тринадцатилетний мальчик пришёл на экзамены в Петербургскую консерваторию. Экзамен вёл Н. А. Римский-Корсаков. “Это мне нравится! ” – весело воскликнул он, увидев Прокофьева, сгибавшегося под тяжестью двух папок, где были сложены его сочинения (четыре оперы, две сонаты, симфония и довольно много фортепианных пьес) . Приёмная комиссия (Е” её состав входили А. К. Глазунов и Н. А. Римский-Корсаков) была восхищена абсолютным слухом и умением читать с листа.

Серёжу приняли, и жизнь его круто изменилась. Вместо вольного степного простого украинского села Сонцовки, в котором он родился и провёл детство, хмурый Петербург, где предстояло серьёзно и долго учиться.

Прокофьев учился в консерватории у замечательных русских музыкантов: Анатолия Константиновича Лядова (гармония, контрапункт) , Николая Андреевича Римского-Корсакова (инструментовка) .

В консерваторские годы обогатилась и развились его музыкальные вкусы. К любимым с детства Бетховену и Чайковскому прибавились Григ, Вагнер, Римский-Корсаков, Скрябин, Рахманинов. Он познакомился с сочинениями современных западноевропейских композиторов – Р. Штрауса, Дебюсси.

Интерес к изучению классической и современной музыки, а также к творчеству друг друга сблизил Прокофьев с Николаем Яковлевичем Мясковским. Дружба, начавшаяся в годы их совместного учения в Петербургской консерватории, продолжалась в течение всей жизни.

Прошло несколько лет. Музыкальные сочинения Прокофьева поражали слушателей, вызывали жаркие споры. Всё, что он написал, было новым по манере и по содержанию – молодым, задорным, смелым.

Окончив в 1904 году консерваторию, Прокофьев много лет выступал как пианист во Франции, Испании, Англии, Америке, Японии, на Кубе и во многих европейских странах. Повсюду композитор играл свои сочинения, а его новые оперы и балеты исполнялись в разных городах мира. Так, в1921 году в Чикаго состоялась премьера весёлой, блестящей оперы Прокофьева “Любовь к трём апельсинам” (по сказке итальянского писателя Карло Гоцци) . В том же году композитор закончил третий концерт для фортепиано. Самые лучшие сочинения Прокофьева тех лет были посвящены Родине. Русские мелодии звучат в пьесах для фортепиано “Сказки старой бабушки”, в которых оживают воспоминания детства и герои народных сказок. Тоска по Родине становилась всё острее. “В ушах моих должна звучать русская речь, я должен говорить с людьми моей плоти и крови, чтобы они вернули мне то, чего мне здесь недостаёт: свои песни, мои песни”, – писал Прокофьев.

В середине 20-х годов Прокофьев с огромной радостью откликнулся на предложение С. П. Дягилева написать балет на тему о строительстве новой жизни в России. Сюжет балета, названного “Стальной скок”, оказался наивным, “индустриальным”. “Прокофьев путешествует по нашим странам, но отказывается мыслить по-нашему”, писали зарубежные газеты о премьере балета, поставленного в Париже и Лондоне в 1927 году.

За границей Прокофьев встречался со многими выдающимися деятелями искусства (композиторами Равелем, Стравинским, Рахманиновым, дирижёрами Стоковским и Тосканини, киноартистом Чарли Чаплином и многими другими) . Но атмосфера лихорадочной художественной жизни Парижа 20-х годов не удовлетворяла его. “Я должен вернуться. Я должен снова вжиться в атмосферу родной земли… В ушах должна звучать русская речь… Здесь я лишаюсь сил. ” И наконец он снова дома. Прокофьев вновь встречается со своими друзьями Мясковским и Асафьевым. Начинает работать вместе с советскими режиссёрами, балетмейстерами, писателями. Его увлекают задача воплощения высоких идей, человечности, возможность обращения не к узкому кругу “ценителей”, а к огромным массам народа.

Композитор много и увлечённо работает, создавая одно прекрасное произведение за другим. Они различны по темам, времени действия, характерами героев. Но во всех них есть нечто общее. Всюду композитор сталкивает лицом к лицу светлые образы и образы жестокости и насилия. И всегда утверждает победу высоких человеческих идеалов. Смелость, присущая Прокофьеву-композитору, поражает во всех этих сочинениях.В 1935 году создан балет “Ромео и Джульетта” (по трагедии Шекспира) . Герои его отстаивают свою любовь в борьбе с кровавыми средневековыми предрассудками, повелевающими им ненавидеть друг друга. Трагическая смерть Ромео и Джульетты заставляет примириться враждующие издавна семьи Монтекки и Капулети.

До Прокофьева крупные музыканты, писавшие балетную музыку, не решались обращаться к шекспировским трагедиям, считая, что они слишком сложны для балета. А Прокофьев создал произведение, проникнутое духом Шекспира. Поэтичная, глубокая, содержащая реалистические, психологически точные портреты действующих лиц “Ромео и Джульетты” дала возможность балетмейстеру Л. Лавровскому поставить балет, который приобрёл мировую славу (премьера балета состоялась в 1940 году в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова) .

Прокофьев пишет музыку не только для театра, но и для кино. Например, Александр Невский (1938 год) . Вместе с кинорежиссёром Сергеем Эйзенштейном Прокофьев воспевает благородный патриотический подвиг дружины Александра Невского, защищавшей родную земля от тевтонских завоевателей. Сюжет исторический, но музыка звучит современно, словно предвосхищая острый драматизм и победный исход битвы советского народа с фашизмом.

В 1939 году написана опера “Семён Котко” (по повести В. Катаева “Я сын трудового народа”) . Действие её происходит на Украине в1918 году. Музыка Прокофьева с удивительной правдивостью рисует образы крестьян, солдат, большевиков, борющихся за установления Советской власти на Украине.

В своих произведениях советского периода композитор особенно стремился к ясности, доступности, простоте.

Специально для детей, на собственный текст, Прокофьев сочинил симфоническую сказку “Петя и Волк”. Каждый персонаж здесь обрисован мелодией, исполняемой определённым инструментом оркестре или группой инструментов: Птичка – флейтой, Утка – гобоем, Волк – валторнами, а Петя – целой группой струнных инструментов.

Удивительна работоспособность Прокофьева. Он писал фантастически быстро и мог работать сразу над несколькими сочинениями. Выступал с исполнением своей музыки как пианист и дирижёр. Участвовал в работе Союза композиторов. Интересовался литературой. В конце 30-х годов начал писать живую и остроумную “Автобиографию”. Был отличным шахматистом. С увлечением водил автомобиль. Люб (л танцевать, быть среди людей.

Главной работой композитора в годы Великой Отечественной войны была грандиозная патриотическая опера “Война и мир”. Прокофьев и раньше задумывался над тем, чтобы воплотить в музыке образ k великого произведения Льва Толстого. В дни войны с фашизмом этот замысел получил осуществление. Вновь поставил перед собой композитор задачу редкой сложности. Из огромного литературного произведения нужно было отобразить самые важные сцены. В оперу вошли, с одной стороны, тонкие психологические “мирные” сцены, в которых участвуют Наташа Ростова, Соня, князь Андрей, Пьер Безухо в; с другой монументальные картины, рисующие борьбу народа с наполеоновскими захватчиками. Опера получилась необычной по жанру. В ней сочетаются лирико-психологическая драма и национальная эпопея. Новаторская по музыке и по композиции, опера развивает вместе с тем традиции русских классиков – Мусоргского и Бородина. С Мусоргским Прокофьева сближает особое внимание к психологической характеристике героев, раскрываемой через правдивую вокальную интонацию. Интересно, что опера “Война и мир” написана не на условный стихотворный текст либретто, а подлинный текст романа. Прокофьеву важна была сама интонация толстовской речи, которую он сумел передать в музыке. И это придаёт особенную достоверность вокальным партиям героев оперы.

“Война и мир” – любимое сочинение Прокофьева. Он совершенствовал его до конца своей жизни.

В победном 1945 году увидели свет три значительных произведения композитора: пятая симфония, посвящённая “величию человеческого духа”; первая серия кинофильма “Иван Грозный” – новая совместная работа с Сергеем Эйзенштейном; светлый сказочный балет “Золушка”. Этот спектакль, поставленный осенью, был первой послевоенной премьерой в Большом театре.

В последующие годы появилось ещё несколько новых работ. Среди них: опера “Повесть о настоящем человеке” (по одноимённой книге Б. Полевого) , прославляющая мужество советских людей в годы войны; балет “Сказ о каменном цветке” (по П. Бажову) – о радости творчества, обращённого к народу; оратория “На страже мира” (на слова С. Маршака) ; концерт-симфония для виолончели с оркестром.

Снова Прокофьев пишет для детей. Сюита “Зимний костёр” для чтецов, хора мальчиков и симфонического оркестра (на слова С. Маршака) посвящена советским пионерам.

Седьмая симфония была задумана вначале как симфония специально для детей, но в процессе работы приобрела более широкое значение – мудрой симфонической сказки, утверждающей красоту и радость жизни. Это последнее законченное произведение Прокофьева.

В конце 40-х – начале 50-х годов Прокофьев тяжело заболел. Чтобы сохранить силы для творчества, ему пришлось отказаться от многого, и в том числе от посещения театров и концертов.

Самое трудное время наступало для него тогда, когда врачи запрещали ему сочинять музыку или разрешали работать не более 20 минут в день.

Великого советского композитора, пианиста, дирижера Сергея Сергеевича Прокофьева по праву называют классиком ХХ века. Его музыка рождена живым ощущением времени. Он передал в своем творчестве строй чувств современников, острые драматические столкновения эпохи и веру в победу светлого начала в жизни. Гуманистические идеалы отечественного искусства нашли глубокое отражение в произведениях композитора.

Велико влияние его творчества на многих современных композиторов. Прокофьевские традиции живут и развиваются в советской музыке.

Ранее призвание

Глухая деревенька Сонцовка живописно расположилась среди тучных черноземных земель Екатеринославской губернии.

Добираться по железной дороге нужно было до станции Гришино, что находилась неподалёку от уездного города Бахмута.

Небольшой помещичий дом, расположенный на пригорке, был виден издалека. В зелени сада терялись дворовые постройки, амбары. Под окнами дома цвела сирень, радовали взор весёлые клумбы, рассаженные в образцовом порядке фруктовые деревья.

Дом находился в полном распоряжении управляющего имением, агронома по образованию, Сергея Алексеевича Прокофьева. Здесь 15 апреля 1891 года родился выдающийся композитор XX века Сергей Сергеевич Прокофьев.

Летом в доме Прокофьевых собиралось много гостей. Приезжали родственники и друзья, навещали соседи. Но никогда в просторных комнатах не было бестолковой суетни и беспорядка. В строго продуманной организации быта чувствовалась незаурядная воля хозяйки, Марии Григорьевны Прокофьевой. И воспитание сына, всецело находившееся в её руках, было планомерным и целенаправленным. Немало времени Мария Григорьевна посвящала музыке – место за роялем было для неё самым любимым. Чаще всего проигрывались сонаты Бетховена, вальсы и мазурки Шопена. Вмести с о столичными журналами и газетами выписывалось много новых нот, пополнявших домашнюю библиотеку.

Всё это пока составляло круг детских забав так же, как игра в куклы, шумные развлечения с крестьянскими ребятишками.

Премьера готовилась так тщательно, что маленький автор чуть не заболел от волнений. Успех был так велик, что впоследствии спектакли в Сонцовке стал устраивать каждое воскресенье.

Вступительный в консерваторию состоялся 9(22) сентября 1904 года. Он проходил в кабинете директора консерватории. Приемная комиссия была большая. Кроме Римского-Корсакова, Глазунова, Лядова, в неё входили человек десять профессоров и преподавателей.

Серёжу вызвали четвёртым. Он вошёл, сгибаясь под тяжестью двух папок, в которых лежали четыре оперы, две сонаты(фортепианная и скрипичная), симфония и много фортепианных пьес.

На экзаменационном листке, подшитом в грандиозные по размерам книги экзаменов консерватории за 1904 год, зафиксированы результаты этого памятного дня:

Сольфеджио:1класс окончил, 2класс не вполне

Сведения по элементарной теории: полные

Игра на фортепиано: хорошо

Проба сочинения: удовлетворительно

В какой класс м. б. определён: : гармонию специальную, 2 класс сольфеджио

К какому профессору: Лядову

В консерватории

Занятия в специальных музыкальных классах в первые годы не приносили удовлетворения. Привыкнув к индивидуальному методу Глиэра, Серёжа долго не мог смириться с групповым обучением.

А главное, что вызывало досаду подростку, это невозможность заниматься любимым делом – композицией. По существовавшим тогда учебным планам будущие композиторы до последнего курса занимались лишь теоретическими дисциплинами.

Интерес к событиям русско – японской войны 1904 - 1905 года нашёл выражение в таблицах сравнения морских сил русских и противника, способах вычисления боевых коэффициентов военных судов. Эти серьёзные данные о войне переплетаются с игрой в морские сражения – детской забавой, увлекавшей в те годы Серёжу.

Очень часто он выступал в качестве пианиста (20 февраля 1909 года игра токкату Шумана), не отказывался и от роли аккомпаниатора (исполнял партию второго рояля в концерте Сен – Санса).

С восемнадцати лет Прокофьев всерьёз увлёкся исполнительскими проблемами. Переход в класс Есиповой(ранее он занимался у Винклера) заставил его, наконец, по настоящему работать над пианистической техникой и готовить репертуар. Об объёме изученного говорит хотя бы количество подготовленных фортепианных концертов: в 1911 году – Григ, Сен – Санс, Римский – Корсаков; в следующем году – Бетховен (№5), Рубинштейн (№4), Чайковский, Рахманинов(№1, 2), то есть почти весь багаж концертирующих пианистов.

В следующем учебном году Прокофьев дебютирует в качестве дирижера.

В 1914 году Прокофьев кончает класс специального фортепиано А. Есиповой. Исполнение сольной программы было отмечено высшим баллом 5+. Исход соревнований за первое место и получение премии им. А. Г. Рубинштейна должен был решить концерт.

Главной соперницей Прокофьева была Н. Голубовская, ныне профессор Ленинградской консерватории. Прокофьев пошёл на известную хитрость: он решил исполнить свой I фортепианный концерт, заручившись согласием Юргенсона на его издание к необходимому сроку. Как впоследствии вспоминал композитор, расчёт был прост: в случае неудачи можно сослаться на консерватизм комиссии, не приемлющий новой музыки.

Стремительный взлёт

Прокофьев выступает на многих концертных площадка Петербурга, Москвы, Воронежа, курортных пригородов, в том числе Павловска. Погруженность в творческую работу, напряжённая жизнь концертанта в значительной мере заслонили от него те колоссальные сдвиги, которые происходили в общественной жизни страны. И хотя в дни февральской революции он находился на улицах Петрограда, время от времени прячась за выступы стен, когда стрельба становилась особенно жаркой.

Символичность сравнений известного поэта – футуриста не была совсем беспочвенной. Яркость музыкальных образов соответствовала неудержимости порывов молодого композитора.

За границей

Прокофьев получил заграничный паспорт и сопроводительный документ, в котором указывалось, что он едет по делам искусства и для поправки здоровья. Срок поездки не был обозначен. Сам композитор предполагал, что она продлится несколько месяцев: его личный багаж и количество произведений, которые он взял с собой, были не велики. Однако обстановка в стране и за рубежом была настолько сложной, что в течение 18 дней он добирался до Владивостока, изрядное количество недель провёл в Японии, и в начале сентября, то есть спустя три месяца прибыл в Нью – Йорк.

По настоянию антрепренеров Прокофьев включал в сольные программы произведения других авторов. Американская публика не была приучена принимать большими дозами новую музыку. Даже Рахманинов, имя которого было окружено почетом, играл классику, позволяя себе исполнение лишь двух-трех собственных прелюдов.

Это раздражало и злило Прокофьева . Хотелось исполнять свою музыку, пропагандировать ее в симфонических концертах. И хотя Прокофьева-пианиста Америка приняла довольно благосклонно, чувство неудовлетворённости не оставляло его. Об этом времени он вспоминал: «Иногда я бродил по огромному парку в центре Нью-Йорка и, глядя на небоскрёбы, окаймлявшие его, с холодным бешенством думал о прекрасных американских оркестрах, которым нет дела до моей музыки; о критиках, изрекавших сто раз изреченное, вроде:

Умер великий композитор в один день со Сталиным. Их похороны происходили в один и тот же день. Проводить в последний путь Прокофьева пришли только несколько самых близких людей. Что бы достать цветы на могилу, люди покупали их "для Сталина", так как иначе они не могли приобрести ни одного цветка.

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953), вошедший в историю русской музыки как великий композитор, новатор, мастер музыкального театра, создатель нового музыкального языка и ниспровергатель старых канонов, всегда оставался истинно русским художником.
М. Тараканов отмечает, что в этом – главное историческое значение Прокофьева, продолжившего в данном направлении дело Пушкина и Глинки; его

В то же время, продолжая идти в некотором смысле по пути А. Бородина и М. Мусоргского, он привносит в музыку натиск, динамику, энергию, наполненные глубокими идеями и светлым оптимизмом.

Музыкальный театр Прокофьева


Непрерывный творческий процесс работы композитора в данном русле обусловлен развитием музыкально-сценической драматургии в связи с тремя основными линиями (выделяет Л. Данько):

Оперы С.С.Прокофьева

Тематика оперных сюжетов охватывает образцы русской и европейской классической литературы; временной диапазон от эпохи Средневековья вплоть до периода Советского Союза. Помимо завершенных, немало оперных замыслов осталось нереализованными; некоторые приводит в пример Н. Лобачевская:

Среди завершенных опер:

В целом для оперного творчества Прокофьева характерно господство игровой стихии, тенденция к усилению роли оркестровых эпизодов, стремление воплотить современные идеалы и отразить особенности воссоздаваемой в конкретном сюжете исторической эпохи.

Балеты Прокофьева

Характерная для русского балета ХХ в. тенденция к симфонизации возводит балетный жанр не только в ранг одного из ведущих, но и делает его серьезным конкурентом оперы. Во многом она (тенденция) связана с именем С. Дягилева, по заказу которого были созданы практически все ранние балеты Прокофьева.

Инструментальное творчество Прокофьева

Симфонии

Фортепианное творчество Прокофьева

композиторов-кучкистов, с другой – к представителям западной музыкальной культуры. Так, бодрый тон творчества, стройность музыки, приемы гармонического развития (органные пункты, параллелизмы и т.д.), ритмическая четкость, лаконичность в изложении музыкальной мысли роднят его с Григом; изобретательность в области гармонии – с Регером; изящество тарантелльных ритмов – с Сен-Сансом (отмечает Л. Гаккель).

Кантатно-ораториальное творчество

Прокофьевым создано 6 кантат:

  1. эпика – в выдвижении на первый план народа как главного действующего лица, обобщенной трактовке образа Александра Невского, характеризуемого посредством песни о нем;
  2. монтажный принцип ярко проявляется в сцене ледового побоища посредством подключения нового музыкального материала, обусловленного динамикой зрительного ряда. В то же время он действует на уровне форм – в последовательности самостоятельных разделов, при этом иногда формируются внутренние структуры, иногда – развитие не подчиняется логике ни одной из типовых форм.

Общая динамика эволюции стиля С. Прокофьева отмечена постепенно усиливающимся тяготением к мелодизации в сравнении с моторикой и скерцозностью, имеющими ведущее значение в ранний период творчества, что, впрочем, не всегда было связано с эволюцией творчества композитора, а определялось тем, в какой стране и когда он живет.

Наряду с иными новаторами (К. Дебюсси, Б. Бартоком, А. Скрябиным), он в своем творчестве определил новые пути развития музыки ХХ века.

Сергей Сергеевич Прокофьев родился в 1891 году. Великий русский композитор известен тем, что своё первое большое музыкальное произведение написал в 9 лет. Сергей Прокофьев почти всю жизнь тяготел к крупным формам музыкального творчества. Сергей Прокофьев. Детство Прокофьев родился в Екатеринославской губернии. Его семья не была музыкальной: отец — ученый-агроном, мать увлекалась игрой на фортепиано, но […]

Сергей Сергеевич Прокофьев родился в 1891 году. Великий русский композитор известен тем, что своё первое большое музыкальное произведение написал в 9 лет. Сергей Прокофьев почти всю жизнь тяготел к крупным формам музыкального творчества. Сергей Прокофьев. Детство Прокофьев родился в Екатеринославской губернии. Его семья не была музыкальной: отец — ученый-агроном, мать увлекалась игрой на фортепиано, но […]


Сергей Сергеевич Прокофьев родился в 1891 году. Великий русский композитор известен тем, что своё первое большое музыкальное произведение написал в 9 лет. Сергей Прокофьев почти всю жизнь тяготел к крупным формам музыкального творчества.

Сергей Прокофьев. Детство

Прокофьев родился в Екатеринославской губернии. Его семья не была музыкальной: отец — ученый-агроном, мать увлекалась игрой на фортепиано, но профессиональной музыкой не занималась. Именно она дала ему первые уроки музыки, научила любить ее и понимать.

Из автобиографии С. С. Прокофьева:

Мать любила музыку, отец музыку уважал. Вероятно, он тоже любил ее, но в философском плане, как проявление культуры, как полет человеческого духа. Однажды, когда мальчиком я сидел у рояля, отец остановился, послушал и сказал:
– Благородные звуки.
В этом ключ к его отношению к музыке.
Отношение матери к музыке было более практическое. Она недурно играла на рояле, а деревенский досуг позволял ей посвящать этому делу сколько угодно времени. Едва ли она обладала музыкальными талантами; техника давалась с трудом, и пальцы были лишены подушечек впереди ногтей. Перед людьми играть она боялась. Но у нее было три достоинства: упорство, любовь и вкус. Мать добивалась возможно лучшего исполнения разучиваемых вещей, относилась к работе любовно и интересовалась исключительно серьезной музыкой. Последнее сыграло огромную роль в воспитании моего музыкального вкуса: от рождения я слышал Бетховена и Шопена и в двенадцать лет помню себя сознательно презирающим легкую музыку. Когда мать ждала моего появления на свет, она играла до шести часов в день: будущий человечишка формировался под музыку.

В 1902 году Прокофьев начал учиться у композитора Рейнгольда Глиэра, а в 1904 поступил в Петербургскую консерваторию.

Сергей Прокофьев окончил консерваторию композитором, но отучился и на пианиста, увлекался органной музыкой. Сергей Прокофьев учился у Римского-Корсакова. Его первыми взрослыми сочинениями стали пьеса для фортепиано и сонаты.

Известность

Сергей Прокофьев с семьей

В 1948 году композитора настигла личная трагедия: его тогда уже бывшую супругу арестовали и сослали, самого же его начали корить за формализм, произведения подвергались резкой критике.

Вероятно, именно это стало причиной ранней трагической смерти композитора в возрасте 61 года. Сергея Прокофьева не стало 5 марта 1953 года.

Произведения Сергея Прокофьева

Сергей Прокофьев, музыка

Читайте также: