Сочинение на тему поэзия женщины горянки

Обновлено: 07.07.2024

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор Коровин Валентин Иванович, Московский государственный педагогический университет кандидат филологических наук, доцент Алпатова Татьяна Александровна, Московский государственный областной университет ГОУ ВПО «Московский городской педагогический

Ведущая организация:

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат филологических наук, доцент А.Б. Криницын

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертации обусловлена как ее широким общекультурным ин тересом в современной России, так и крайне малой изученностью в отечественном и зару бежном литературоведении. Исторически сложилось так, что Кавказ сыграл заметную роль в росте свободолюбивых идей и настроений, свойственных передовой русской ин теллигенции, в особенности литературной. Знакомство ее представителей с самобытной культурой Северного Кавказа обогатило многих российских художников слова, порождая и стимулируя замечательные творческие замыслы. В свою очередь гуманистическая рус ская культура и художественная литература оказали огромное плодотворное воздействие на развитие литературы и искусства северокавказских народов.

Научная новизна работы определена по возможности исчерпывающим охватом произведений русской поэзии 1820-1830-х годов, относящихся к ее теме, включая не большие стихотворения, а также поэтические тексты, где женские персонажи выступают в служебной роли к лицам главным или представлены лишь в собирательном образе.

Цель исследования состоит в анализе образов северокавказских женщин в русской поэзии указанного периода.

Для ее достижения необходимо решение следующих задач:

Гинзбург, М.М. Бахтиным. Обращение к недостаточно разработанному в литературоведе нии понятию национального характера в рамках нашей работы строится на том вкладе, Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2000. С.90.

Введение в литературоведение. Под редакцией Л.В.Чернец. М., 2004. С.32.

который внесли в исследование этого вопроса Г. Ломидзе, В. Оскоцкий, Ю. Суровцев, Н.

Практическая значимость работы заключается в использовании ее результатов при подготовке тематически близких ей как историко-литературных, так и компаративистских лекционных курсов по русской классической литературе.

Структура исследования. Диссертация состоит из четырех глав, введения, заключе ния и библиографии.

Апробация результатов. Изложенные в диссертации идеи нашли отражение в пуб ликациях автора:

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении дано обоснование актуальности темы, освещена степень разработанности проблемы, определен предмет исследования, обоснована научная значимость работы. Введе ние формулирует также цели и задачи исследования, определяет методологические принципы работы. Структура диссертации также изложена во Введении.

Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10 т. Т. VII. Изд. 3-е. М., 1966. С. 70.

Энциклопедия литературных героев. М., 1997. С. 114.

Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Л., 1978. С. 196.

В то же время на фоне маловыразительного мужского героя поэмы еще сильнее оказывалось обаяние женского – прекрасной Черкешенки.

Вот первое ее появление в произведении:

Очнулся русский. Перед ним, С приветом нежным и немым, Стоит черкешенка младая. … Луною чуть озарена, С улыбкой жалости отрадной Колени преклонив, она К его устам кумыс прохладный Подносит тихою рукой.

Но он забыл сосуд целебный;

Он ловит жадною душой Приятной речи звук волшебный И взоры девы молодой.

Он чуждых слов не понимает;

Но взор умильный, жар ланит, Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1953-1959. Т. XI. С. 138.

Пушкин А.С. Полн. собр. соч. Т. V. С. 49.

Недзвецкий В.А. Русский социально-универсальный роман ХIХ века. М., 1997. С. 20.

Пушкин А.С. Полн. собр. соч. Т. X. С. 81, 131.

Но голос нежный говорит:

Живи! И пленник оживает… (Курсив наш. – Э.М.).

В сравнении с перечисленными, как правило, намеренно загадочными женщинами пушкинская Черкешенка – лицо намного более конкретное.

И русский, и Черкешенка равно свободолюбивы, а в своем неприятии несвободы (у него – положения;

«Нет, русский, нет! … Возможно ль? Ты любил другую.

Слонимский А.Л. Мастерство Пушкина. М., 1963. С. 234.

Пушкин А.С. Полн. собр. соч. Т. X. С. 650.

Целостность и духовно-нравственная цельность Черкешенки, еще яснее ощущаемая на фоне двоякой фигуры Пленника, – вот главный залог огромной человеческой привлекатель ности этой героини.

В центре поэмы острейший любовно-психологический конфликт, в котором женщи на-горянка становится главным лицом. В поэме создан индивидуально-неповторимый и лирически окрашенный портрет Зары. Морально она противостоит неверию и аморализму ее молодого деверя Селима, найдя в себе силы отвергнуть его притязания и клевету. Обе зумевший от безответной любви, жестокий Селим убивает Зару, а также коня своего бра та, мужа Зары. Но глубочайшее восхищение вызывает у читателя созданный в поэме образ горянки-супруги, совсем еще молодой, но достойной уважения благодаря ее стойкости, ясности и чистоте внешнего, физического, и внутреннего, морально-нравственного, обли ка. Как с такой замечательной психологической и этнографической убедительностью соз дал его Лермонтов, в ту пору сам всего лишь девятнадцатилетний юноша?

в новой по эме Лермонтов подчеркивает высокую одухотворенность своей героини и цельность ее личности. В итоге она предстает воплощением женского идеала поэта. Бескомпромиссная Зара, однако, не в силах смириться с преданностью своего возлюбленного русской жен щине. Итог поэмы – фатальная несовместимость Измаил-Бея с его соплеменниками. По нятие фатального жребия, рока, неизбежно жестокой судьбы становится центральным в авторской характеристике главного героя поэмы и в изображении его судьбы.

В отличие от поведения духовно сильного героя Пушкина бегство Гаруна с поля бит вы продиктовано его трусостью и эгоистичной жаждой собственного спасения. Отвергну тый другом и любимой девушкой Гарун надеется на то, что его приютит мать, но разжа лобить материнское сердце трусу не удается, и отвергнутый всеми Гарун кончает с собой.

Автор поэмы, однако, солидарен с матерью Гаруна. Не несчастный малодушный Га рун, а его столь, казалось бы, безжалостная мать – как символ жизни и жизнестойкости в данном случае не только отдельной семьи, а всего племени, целого этноса – становится у Лермонтова главной героиней произведения.

В первом разделе рассматриваются поэмы Полежаева. Образы горянок-мусульманок в обеих поэмах Полежаева даны как собирательные и погружены в контекст жестоких со бытий 1831 года, которые участвовавший в них поэт положил в сюжетную основу данных произведений. Это поход русских войск под командованием Р.Ф. Розена для усмирения восставших горцев селения Эрпели в нагорном Дагестане и второй поход русских с той же целью под началом А.А. Вельяминова к чеченскому селению Чир-Юрт. Полежаев осуждает кровавую бойню и ее зачинщиков.

В этом свете определяется в полежаевских поэмах и образ женщины-горянки. Ведь военно-батальные по теме и предметам изображения произведения не оставляли места для сколько-нибудь обстоятельного воспроизведения женщины-мусульманки в ее самобытной красоте, повседневном быте, интересах и стремлениях, огорчениях и радостях. По суще ству, ей оставлялось в них только одно место, вернее, одна роль, зато, быть может, для чуткого читателя самая впечатляющая. Это роль невиннейшей и одновременно самой страшной из военных жертв. Ибо с гибелью женщины, повторим это еще раз, гибнет са мая человеческая жизнь, возможность ее продолжения.

И Полежаев последовательно, хотя и крайне лаконично, напоминает нам эту истину строками о горской женщине, девушке или жене и матери в ситуации человеческого взаимоистребления не примерами различных горянок, а их собирательными символами.

Под залпом тысячи громов, На трупах русских и врагов, На страшном месте пораженья.

… Едва ль я сам не без души. (с. 304).

Полежаев А.И. Полн. собр. стихотворений. Библиотека поэта. Большая серия. Л., 1957. С.284. В дальней шем ссылки на это издание даны в тексте с указанием страницы.

Ее давно потухший взор Не оскорбится сей обидой… Кто в свежий памятник бойца Направил ужасы картечи?

Не отвращал он в вихре сечи От смерти грозного лица.

И кто б он ни был – воин чести Или презренный из врагов, – Над царством мрака и гробов Равно ничтожно право мести!

Первое из них написано вскоре после штурма селения Чир-Юрт и основано на дейст вительном событии, предание о котором сохранено фольклористом и мемуаристом М.П.

«Булат, противник Магомета, Меня с главы девичьей снес!

Гордясь красой неприхотливой, В родной свободной стороне Чело невинности стыдливой Владело мною в тишине.

Цит. по: Сборник кавказских военных песен. Собрал М.П. Колотилин. Тифлис, 1907. №9. Переиздан в 1955 г. С. 428.

Еще за час до грозной битвы С врагом отечественных гор Пылал в жару святой молитвы Звезды Чир-Юрта ясный взор.

Для чего у страсти пылкой Чародейной силы нет – Превратиться невидимкой В алый шелковый бешмет?

О, исчезни, стон укорный, И замри, как замер ты На устах красы упорной Под покровом темноты!

Стихотворение написано Полежаевым в последний год его службы на Кавказе, возможно, в качестве прощальной благодарности кавказским женщинам, которые умели противопос тавить взаимной неприязни воюющих русских и кавказцев самую чистую и горячую лю бовь.

В Заключении подводятся итоги исследования. Творческий интерес русских поэтов романтиков к жителям Северного Кавказа нашел, на наш взгляд, наиболее яркое вопло щение в образах кавказских женщин-горянок с их не только своеобычной на фоне евро пейских женщин, но и выдающейся внешней красотой, дополняемой редкой глубиной и цельностью их сердец.

Бестужева-Марлинского, прозе М. Лермонтова, Л. Толстого.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

Эволюция образа женщины-горянки в осетинской литературе

В XIX веке, конечно, все еще сильны были пережитки патриархально-родового, феодального уклада. Трудно, очень трудно было горянке в тех условиях проявить свои способности, реализовать себя, добиться признания своего права на свободную, достойную жизнь. Женская доля была без всякого преувеличения невыносимой - об этом свидетельствуют самые разнообразные исторические источники. В системе патриархально-родовых и фео-

Б з а р о в, Р. Рассказы по истории Северной Осетии. Орджоникидзе: Ир, 1990. С. 4.

2 Дзуцев X., Смирнова Я. Жизнь осетинской семьи. Владикавказ, 1993. С. 6.

дальных отношений, жестоких адатов старины на долю женщины выпало самое тяжкое бремя.

Поэтому в художественной литературе Осетии, в научных исследованиях, посвященных вопросу женщины-горянки, как правило, остро ставятся проблемы ее неграмотности, безропотности, слепого подчинения адатам.

Человек так устроен, что ему требуется выход вовне. Отсутствие возможности для самореализации, в конечном счете, подобно смерти. Возьмем на себя смелость утверждать, что в наибольшей степени это относится к женщине. Необходимо открыть ей все дороги, чтобы она спокойно и свободно шла по жизни. Сегодняшнее положение дел еще тоже далеко от идеального. Человечество только тогда созреет для подобных изменений, когда внутренняя и внешняя свобода женщины станет не уступкой со стороны мужчины, а признанием высшей справедливости, законным правом человека.

Таким сложным и подчас противоречивым было положение горянки: с одной стороны - бесправность и гнет в семье, в быту, с другой - высокий авторитет и большой моральный вес в обществе, особенно пожилых женщин. Парадоксальность ситуации проявляется еще более ярко в связи с тем обстоятельством, что женщина - это необходимо подчеркнуть - всегда была предметом восторженных похвал. Это нашло рельефное отражение в богатейшем осетинском эпосе. «Центральное место в эпосе осетин,- пишет Н.К. Мамиева,- занимает величественный образ Сатаны. Этот образ является

Изменить обычай песня, конечно, не могла 6 , но выражала свой протест, призывала к разуму, делала эмпирически ощутимым идеал,- стало быть, в конце концов, приближала к этому идеалу мрачную действительность.

4 Мамиева Н. К. Сатана в осетинском нартском эпосе. Орджоникидзе, 1971. C.S.

5 А б а е в В.И. Нартский эпос. Известия СОНИИ ИЭЯЛ, 1945. Т. 10, в. 1. С. 36.

6 См. П р о п п В.Я. Сказка. Эпос. Песня. М.: Лабиринт, 2001. С. 170-180.

Там, где человек был бессилен перед лицом древних адатов, воспринимавшихся почти как непреодолимые природные стихии, песня сама становилась стихией.

К горянке обращены лучшие лирические строки поэтов и писателей. Ее образ служил предметом неиссякаемого вдохновения.

Собирательный портрет горской женщины встал в один ряд с лучшими женскими образами мировой классической литературы.

Да, приходилось немало сил потратить на то, чтобы убедить саму женщину в жизненной, насущной необходимости равноправия с мужчиной, во вреде предрассудков, в обоснованности и справедливости их духовных запросов.

7 Пропп В.Я. Указ. соч. С. 200.

Следовательно, речь, действительно, должна идти о просветительских по своему характеру и значению процессах.

В контексте этого «кавказского просвещения, сопоставимого с западноевропейским и русским просвещением XVIII-XIX веков и, вероятно, являюще-

гося его естественным отголоском на южных перифериях Российской империи, становятся поистине многие литературные явления в Осетии и в целом на Северном Кавказе. И не только литературные: пафос просвещения, просветительства с его особенным упором на разум и здравый смысл наложил свой отпечаток на общественную и бытовую жизнь горцев.

Престиж в обществе и престиж в семье сегодня становятся неразделимы; поэтому нет ничего удивительного, что женщины гор снискали себе славу на самых разных стезях жизни.

Образ женщины-горянки становится, пожалуй, еще ярче, убедительнее, когда он создается творческим воображением и талантом внучек и дочерей тех, кто не могли даже представить себе широты горизонтов, которые откроются перед потомками.

На Северном Кавказе большой популярностью и любовью пользуются поэтессы. Этот факт говорит сам за себя и исчерпывающе комментирует истоки, характер и этические задачи их творчества.

Их стихотворения отсылают нас, на поверку, не в мрачное прошлое,- а в женский мир - мир покоя, созидания, добра и красоты.

Таким образом, наша проблема оказывается в русле самых важных вопросов современной философии, этики, культурологии и литературоведения.

Актуальность темы. Социальное положение горянки - один из краеугольных вопросов горской этики. Ее откровенная эксплуатация, выражавшаяся иногда в самых одиозных, диких формах, всегда вызывала в дореволюционной России протест передовых общественных сил.

См. X у г а е в И.С. Дальше на Восток // Дарьял, № 3, 1997.

Сложным и драматичным было положение женщины-горянки. Осетинский адат был очень суров, - подтверждение тому мы находим едва ли не у всех историков и этнографов, обращавшихся к горской теме.

Все это сложное переплетение социальных, исторических и нравственных проблем, связанных с общественным положением осетинской женщины, не могло, конечно, не отразиться в полной мере в фольклоре и художественной литературе. Актуальность темы, таким образом, сводится к ее безусловной значимости для осмысления одного из коренных вопросов истории осетинской культуры и цивилизации.

Цель исследования - проследить эволюцию образа женщины-горянки, начиная с самых его истоков (характеров, созданных устным народным творчеством), выделить основные этапы этого сложного и неоднозначного процесса в контексте общей истории осетинской национальной литературы.

9 Кануков И. В осетинском ауле. Орджоникидзе, 1963, с. 61.

10 Б л и е в М. Присоединение Сев. Осет. к России. Орджоникидзе, 1959, с. 143.

п Хадарцева А. История осетинской драмы. Орджоникидзе. 1983, с. 19.

При этом мы ставим перед собой задачу давать, по мере необходимости, структурно-целостный анализ тех произведений, без учета которых тема не может быть раскрыта и решена полностью.

Цели работы реализуются путем последовательного рассмотрения необходимых фольклорных источников, осмысления женского вопроса в трудах осетинских просветителей и, наконец, идейно-художественного анализа женских характеров в осетинской литературе XIX и первой трети XX века.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Теоретической и методологической базой исследования послужили для нас известные труды отечественных и зарубежных (преимущественно -европейских) мыслителей, эпиков, литературных критиков, исследования русских и осетинских литературоведов, этнографические и публицистические работы северокавказских - главным образом, осетинских - просветителей и педагогов.

Поскольку объектом исследования являются осетинский фольклор и осетинская художественная литература, важнейшей методологической опорой были для нас труды осетинских литературоведов и историков, таких, как Н.Г. Джусойты, А.А. Хадарцева, З.Н. Суменова, З.Н. Салагаева, Х.М. Дзуца-ти, Ш.Ф. Джикаев, СБ. Сабаев, Н.К. Мамиева, М.М. Блиев, Р.С. Бзаров и др.

Теоретическая и практическая ценность работы. Первая попытка рассмотрения эволюции образа женщины-горянки в осетинской литературе сама по себе является, с нашей точки зрения, важным шагом в решении самостоятельной литературоведческой проблемы.

Нам представляется, работа может быть использована при чтении специальных курсов на филологическом и историческом факультетах СОГУ, а также на факультете журналистики.

Научные результаты исследования могут быть отражены в методических разработках и указаниях. Кроме того, диссертация открывает новые возможности для дальнейшего изучения как этой, так и других, смежных с ней, проблем истории осетинской литературы.

Образ женщины в лирике Коста

Народ, надеясь вернуть себе расположение богов и подчиняясь воле жреца, соглашается, в соответствии с древними традициями, принести в жертву безвинную душу. Мами сына Азау взял за ручонку, Довел до костра и бросил в огонь бушующий; Мать с раздирающим душу воплем к сыну горевшему Кинулась в пламя принять с ним его муку. Коста изображает народ в переломный момент его национального и культурного сознания. Народ, до того еще безмолвствовавший и слепо доверявший старикам и знати, находившийся в плену невежества и предрассудков, вдруг прозревает. Собственно, это был еще не народ, а толпа - такова мысль автора. Только теперь, осознав ужас совершенного с ее молчаливого согласия и руками Мами преступления, толпа становится народом.

Женские образы в пьесах Р. Кочисовой

Не удивительно, что двенадцать ольгинских девушек во главе с Розой Кочисовой объединились в свой драматический кружок сразу после этого события. Традиция была такова, что авторы пьес, написанных и поставленных в начале века, не вводили женщин в число действующих лиц своих произведений. Одной из первых это сделала Роза Кочисова. Естественно, что главной своей задачей девушки считали борьбу за женские права, за равноправие с мужчинами, - и в этом смысле их кружок был не только театральным, но и в полном смысле революционным, просветительским.

Девушки сами сыграли мужские роли. Успех спектакля превзошел самые смелые ожидания автора, организаторов и актрис, - и слава о кружке Розы Кочисовой вскоре разнеслась по всей Осетии. Аплодисменты зрителей - как ольгинских, так впоследствии и владикавказских - следует зачесть как балл в пользу движения в Осетии за женское равноправие.

По мере того, как революционизировалось мировоззрение женщины, перед их подавляющим большинством рушились существовавшие до того профессиональные и общекультурные преграды. Иные из них уже начали предпринимать первые робкие шаги, чтобы выйти за пределы домашней крепости, где их так долго держали обычаи. Так постепенно достигался прогресс и в развитии самого общества в целом, поскольку оно давно нуждалось в активном участии женщины в его историческом бытии.

А.А. Хадарцева замечала: «Если мужчины честно взглянут, вопреки законам адата, на проблему женского равноправия, то поймут, что, поскольку они бегут из дома, жена тоже стремится выйти на улицу.

Ты цепи рабства разрываешь, Душишь старую жизнь. И крепость старой жизни Ты строишь до небес.

В творческой концепции Чермена Бегизова революция и женщина неразделимы, он прекрасно понимал, что именно в революционных бурях и борьбе родилась и выросла новая женщина. Эти сложные пути формирования личности женщины он и отразил в своих произведениях, прежде всего -в прозе, в которой достиг большого мастерства. (По мере своего творческого роста Ч. Бегизов все большее предпочтение отдавал прозаическим жанрам, именно здесь, как пишет Ш.Ф. Джикаев , он проявил свой огромный талант.)

В этот период нет ни одного поэта- женщины. Стихи писали исключительно мужчины, не потому, что женщины не умели этого делать, просто положение дам в обществе не предполагала этого. Представители прекрасного пола писали стихотворения, но они так и оставались на

Именно он подарил миру относительную свободу, а вместе с тем и женскую поэзию, которую приняли, стали уважать и почитать. Хотя сами представительницы прекрасного пола, чьи стихи становились популярными, отрицали разграничение на поэзию мужскую и поэзию женскую. Они считали, что поэт не имеет пола, главное, что он передает в своем послании.

Зинаида Гиппиус, Анна Ахматова, Мирра Лохвицкая, Юлия Жадовская, Марина Цветаева, Аделаида Герцык – эти и другие женщины подняли поэзию на новый

уровень, наполнив ее особым смыслом, особыми чувствами, особыми переживаниями. Слово поэтессы стало более пронзительным, символичным, выразительным, чем слова поэта.

Женская поэзия выражала то, что не могла ранее выразить ни мужская проза, ни мужская поэзия. Переживание жены, матери, горечь от утраты любимого человека, война и народные волнения, тонкие чувства, жесты, женское видение проблем. Женская поэзия гораздо откровеннее и чувствительнее, чем мужская, гораздо тоньше, но не менее умна и проникновенна. Женщины-поэты писали не только о любви или семье, в их стихотворениях отражались разные события, происходящие в действительности.

Женская поэзия гораздо экспрессивней, выразительней и ярче, чем мужская. Порой, она даже жестче и правдивей, но тем не менее, она все же душевней, чем мужская.

Русская женская поэзия довольно интересный феномен, она появилась сравнительно недавно, но сразу же прочно закрепилась на литературном поприще.

Появившаяся в 19 веке она выразила взгляды, настроения и мысли тысячи женщин, которые прежде молчали. И не только женщин, но и народа в целом. Появился иной взгляд на мир, с которым пришлось считаться, которому доверились и приняли.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образ горянки всегда был окружен ореолом чистоты, скромности, благородства.

Какими были раньше горянки в Дагестане


Однако, чем бы не занимался мусульманин, дело его должно соответствовать нормам Шариата.[i].

Продолжая эту тему, хочется сказать, что дагестанки были всегда активными и сильными.

Потому что в горных условиях женщине приходилось не только воспитывать детей, но и в женскую обязанность входили: прополка и культивация мотыгой поля, уход за домашним скотом и птицей, сбор фруктов, приготовление пищи, поддерживание порядка в доме, ткацкие работы, шитьё одежды, приготовление кизяка, обеспечение семьи водой, стирка, уборка и прочее. Общими были: уборка хлеба, сена (мужчина косой, женщина - серпом), молотьба, заготовка и доставка сена и дров (мужчина на транспорте, женщина - на себе). На своей спине в плетеных корзинах женщины носили также зерно с тока к дому, навоз из хлева к месту его накапливания, мякину от сарая у тока до дома, траву после прополки, хворост[ii].

Но это не означало, что горянка должна была быть мужеподобной, наоборот, в горце ценилось мужественность, а в горянке женственность и трудолюбие.

Это мы можем проследить в национальном фольклоре, в колыбельных песнях, где воспевались эти качества. В одной из аварских колыбельных песен передан идеал будущего мужчины, включавший в себя здравый оптимизм, несгибаемое мужество в борьбе с противником и умение высоко, достойно нести своё имя.

Легко на коня садящийся,

Гордо носящий оружие,

Одолевающий врагов,

Призывающий войско.

Конь у тебя достойный.

В беде ты с людьми.

В бою ты, как лев.

В битве молодцов

Устрашающий ты.

Также приведём колыбельную песню, где мать иллюстрирует качества, которые мечтала видеть в дочери:

С красивой улыбкой,

С красивыми зубами,

Ты моя белолицая,

Брови черны без красок,

Скромна, как небесный ангел.

Шаг её лёгок для земли.

Ведёт речь спокойно.

Не пересекшая годекан,

Никогда не нахмурившаяся,

В жизни спокойна и тиха,

Серебряный ангел.

До пробуждения птиц

На полевые работы идущая.

Пока проснётся перепёлка

Возвращающаяся домой.

Говоря о спортивности горянки в досоветский период, надо отметить, что её проявляли не только в труде, но и в военной обстановке.

Для примера можно привести песню о Парту Патиме, которая некогда спасла родной край от нашествия монголов. В обычной жизни Парту Патима, как и все девушки её аула, ходит по воду, подметает, убирает дома, во дворе, на крыше. Она, когда идёт с подругами, ничем не отличается от них, учтива с мужским полом, уважает старших. А во время военных действий она проявляет себя как девушку-воительницу, которая ринулась на врагов, увлекая за собой лакских воинов: направо взмахнёт - врага обезглавит, налево взмахнёт - и с коня сваливает. Лакские джигиты сумели обратить отряд монголов в бегство[iv].

Такие же качества горянки проявляли и во время Кавказской войны, например, во время битвы при Ахульго. В одной из пещер находились боеприпасы и несколько раненых мюридов. Солдаты пытались подняться к этой пещере, забивая колья в отвесную скалу. Две женщины, у которых хватило сил взять в руки оружие, стреляли в них, а дети заряжали для матерей ружья. Каждого, кто пробирался к краю кручи, брали на мушку вражеские снайперы с противоположной стороны.

Нужен был человек, который смог бы перерубить веревочную лестницу, прыгнув с утеса в ущелье. Горянка по имени Айшат сказала, что она попытается. Поцеловав на прощание сына-подростка, с саблей в руках она прыгнула с утеса, но налету сражённая вражеской пулей, упала в ущелье[v].

Так в досоветский период горянки проявляли свою спортивность, храбрость и силу духа.

Во время Гражданской войны горянки таким же образом проявляли себя. Так, одна горянка - цунтинка, защищая своего мужа (представителя духовенства), ушедшего из дома от преследования, в борьбе потеряла свой глаз, но не сдала мужа[vi].

Были и те, которые вступали в ряды красных партизан и выступали за установление Советской власти. Причиной тому служило желание освободиться от тяжёлого труда, поверив обещаниям представителей советской власти. Но, как мы знаем, горянки вместо освобождения от тяжёлого домашнего труда получили дополнительно и общественную работу.

После установления Советской власти помимо выше перечисленного, спортивность горянок приобретала иной характер. В конце 20-х - 30-х годов был период, когда государство, хотя и восстанавливалось за счет непосильного труда народа, военная обстановка постепенно накалялась. В это время из горянок готовили ворошиловских стрелков, где их учили владеть оружием и оказывать медицинскую помощь. Требовали, чтобы горянки присутствовали на уроках физкультуры. Развивали спортивные игры, где горянок обязывали участвовать, например, играть в волейбол.

В годы Великой Отечественной войны в связи с массовым призывом мужчин в армию, спортивность горянок в первую очередь пригодилась в хозяйственном и общественном быту (полевые работы, уход за скотом, уборка урожая, стрижка овец и другие мужские занятия ложатся на плечи женщин, женщины даже хоронят покойников на кладбище).

В советское время горянки, по сравнению с настоящим временем, старались не терять свою нравственность, хотя это и пропагандировалось в культурно-просветительских учреждениях, но той стойкости уже не существовало, особенно в городских условиях. Постепенно менялись и внешний вид, и стиль одежды, и мировоззрение.

В советское время, как пишет Н. А. Абдурахимов: «Многие старшеклассницы школ горных районов на уроках физкультуры ведут себя пассивно. Преподавателей физвоспитания, тренеров из числа женщин в республике насчитываются единицы.

От занятий физкультурой и спортом горянку отталкивает всё тот же страх перед адатом, мысль о том, что посторонние могут увидеть её в неприлично открытом костюме, что противоречит строгим обычаям, в которых воспитали её с детства родители. Среди родителей распространено мнение, что состязания в силе, ловкости и сноровке является уделом только мужчин.

Так, горянки-мусульманки свою спортивность проявляли не только в мирное время, но и в военное время. Но при этом её без надобности старались не демонстрировать.

В каждую эпоху горцам приходилось не только защищать свою родину от врагов, но и бороться как мусульманам против всего, что противоречит канонам Ислама. Если в досоветский период они боролись против вредных обычаев и традиций, то в советский период пришлось бороться помимо этого и против атеизма. И в наше время эта борьба продолжается, но на данном этапе всё осложняется тем, что кроме вредных обычаев и атеизма, приходится бороться против морального упадка и радикализма Ислама.

В чём же проявляется моральный упадок? Вслед за западноевропейскими и латиноамериканскими представительницами общественности дагестанки постепенно стали выставлять красоту и возможности своего тела напоказ (даже включая всё, что относится по канонам Ислама к аврату) ради всяческих благ.

И мы должны знать, что Ислам – высота, на которую должны постепенно подниматься по лестнице, наступая на каждую ступеньку, очищая себя вместе с теми, кто с нами поднимаются, и показывая пример другим. При этом нам открываются удивительные панорамы, от которых захватывает дух, возвышают нашу духовность. Но поднимаясь по лестнице, мы должны помнить, что есть те, кто поднялся выше, и есть те, кто находится ниже. К первым мы должны относиться с почтением, а ко вторым с пониманием.

К сожалению, есть и те, которые хотят разрушить эту лестницу и заново построить, думая, что она уже загрязнена и устарела.

Есть и другие, которые ленятся подниматься, потому ведут разлагающий образ жизни или же накладывают руки на себя, при этом ещё надеются на Милость Аллаха. Но в этих случаях, все, что получает человек – гнев Аллаха.

Пусть будет у нас в здоровом теле здоровый дух. И да поднимет нас Аллах по лестнице Ислама, проявив свою милость. Амин.

Мы рассмотрели лишь некоторые постулаты семейного общежития, однако безапелляционно утверждать о бесправии горской женщины было бы неверно. Она пользовалась уважением в обществе и в семье, что объяснялось отголосками матриархата и той главенствующей роли, какую занимала горянка в хозяйственной жизни семьи.

543

Афсин

Нартовские женщины становятся эталоном красоты, мудрости, хлебосольства, им поклоняются, ими любуются, с ними советуются. Собирательный образ идеальной женщины воплотила в себе Сатана (Шатана, Сатаней). Она показана женщиной-матерью, которая в голодный год спасает нартовских героев.

Кавказские правила приличия предписывали мужчине всячески оберегать женщину, помогать ей. К примеру, если женщина собиралась колоть дрова, то всякий проходящий мимо должен был предложить ей помощь. Просьбу о помощи мужчина обязан был выполнить беспрекословно, хотя в семейных отношениях он был доминирующим лицом, а жена, по обычаю, должна была оказывать ему знаки покорности и почтения. Именно вежливостью объясняются обычаи избегания, требующие уступать дорогу мужчине, стоять при нём, говорить шепотом и т. д. Ответную вежливость по отношению к слабому полу применяли и мужчины [20, л. 3].

Читайте также: