Сочинение на тему почему возник конфликт между печориным и грушницким

Обновлено: 01.06.2024

Печорин старше Грушницкого, знатнее, богаче и выше по званию. Он умный и прозорливый человек, знает все слабости сослуживца, относится к нему снисходительно, насмехается над ним. Печорину не нравится неестественность, франтовство молодого человека; его напыщенные речи, хвастовство и самолюбование.

За внешней вычурностью Грушницкий прячет свои комплексы и несостоятельность. Он тоже недолюбливает Печорина за то, что тот знает его натуру, как никто другой, но в то же время стремится подражать ему. Только Грушницкий всё время изображает из себя другого человека, а Печорин не скрывает своего злого, язвительного нрава. Всё это рано или поздно должно было привести к конфликту молодых людей.

Тем не менее, герои достаточно много времени в Пятигорске проводят вместе и создают видимость доброжелательного отношения друг к другу. Грушницкий простодушно доверяет Печорину свои сокровенные тайны. Он рассказывает Григорию о своей симпатии к хорошенькой княжне Мери. Печорин внешне ничем себя не выдаёт, сочувствует юнкеру и даже даёт советы, но в душе издевается над его признаниями. Чтобы потешить своё самолюбие и досадить Грушницкому, Григорий строит коварный план обольщения княжны. Мери в этом любовном треугольнике является для Печорина всего лишь оружием мести. В то время, как Грушницкий всячески пытается понравиться девушке, Печорин с помощью хитрых уловок легко добивается её внимания, а затем без особого труда покоряет её сердце. Соперник проигрывает Григорию по всем качествам. Он предсказуем и скучен для Мери, а Печорин — таинственен и дерзок. Григорию нравится манипулировать судьбами людей, злорадствовать над ними. Неприязнь героев с каждым днём становится всё больше и приводит их к дуэли. Неприятели не смогли побороть своё самолюбие и помириться, хотя оба понимали всю нелепость сложившейся ситуации.

Печорин безжалостно убивает Грушницкого на дуэли, при этом не испытывая никаких угрызений совести и раскаяния. Сослуживец виноват перед Григорием в том, что в последнее время распускал о нём грязные сплетни, но не настолько, чтобы его убивать за это.

Так трагически заканчивается история взаимоотношений этих героев.

Характеристика персонажей


Он нетерпим к недостаткам, потому безжалостно и язвительно высмеивает их. Герой разочарован и в службе, и в светском обществе, поэтому часто ведёт себя холодно и даже цинично. Однако его отличает храбрость, глубокий ум и выдержка. Он предпочитает поступки красивым словам.


Грушницкий

В Пятигорске Печорин встретил Грушницкого. Он был моложе Печорина – ему был 21 год, хотя выглядит он старше. Темные волосы и смуглая кожа выдавали в нем неславянское происхождение. Провинциал, воспитанный в деревне. В армии он был совсем недавно, служил юнкером. Но своего полу-офицерского звания стыдился и потому носил солдатскую шинель. Те, кто не знал его, были уверены в том, что Грушницкий из разжалованных офицеров. Таковых много служило на Кавказе. Это было местом, куда ссылали непокорных властям молодых людей, или дуэлянтов. На Кавказе служили декабристы и прочие вольнодумцы, поэтому над разжалованными всегда витал некий ореол героического романтизма. Они возбуждали в обществе любопытство. После ранения в ногу Грушницкий приехал в Пятигорск лечиться. В обществе говорит много и вычурно, и на все случаи жизни обзавелся пышными фразами, которыми, как ему казалось, он покорял дамские сердца и приобретал репутацию умного человека. Юнкер излишне эмоционален, легко поддается влиянию других людей, позволяет собой манипулировать.

Печорин в своих записках нигде не называет имени Грушницкого, подчеркивая тем самым его отождествление с окружающей его средой, отсутствие в нем индивидуальности, некоторую никчемность.

История знакомства

Печорин и Грушницкий встречаются в Пятигорске, куда в разное время были направлены на отдых и лечение. Однако герои уже знакомы друг с другом: они не раз пересекались в боевом отряде. Печорин радушно принимает Грушницкого. В силу ряда причин краткое знакомство перерастает в приятельские отношения.

  1. Печорину приятно увидеть знакомое лицо в новой для себя среде.
  2. Герой получает много полезной информации о местном образе жизни и примечательных лицах на отдыхе.
  3. В городе мало занятий, компания позволяет меньше скучать.

Дуэль

Во время дуэли Печорин убивает Грушницкого, из-за чего ему приходится уехать из Пятигорска. Псевдодружба героев завершилась смертью одного из противников.

Отношение друг к другу

Хотя отношения Печорина и Грушницкого внешне выглядят как искренняя дружба, в действительности это не так. Григорий, склонный скептически относиться к любому обществу, в принципе не способен на близкую дружбу с кем-либо, для него существуют лишь приятельские отношения. Однако Грушницкий не стал для Печорина даже приятелем, поскольку не вызывал в нём никакого уважения.

Печорин, который легко проникает в чужие тайны и хорошо разбирается в людях, быстро разгадывает натуру своего собеседника и относится к нему со сдержанной иронией.

Героя забавляет притворная отвага Грушницкого, бросающегося в бой с закрытыми глазами, преувеличенный сентиментализм и позёрство. Он замечает, что все эмоциональные и длительные монологи юнкера не более чем пародия. Грушницкому очень хочется иметь ореол романтического героя, чтобы производить впечатление на людей, этому способствует его невысокий чин.

Сам Грушницкий тоже со временем начинает недолюбливать Печорина. Поначалу он прислушивается к его мыслям об обществе и даже ищет совета по части женщин. Но чем дольше они общаются, тем больше Грушницкого начинает раздражать холодность и высокомерие Печорина. Он понимает, что новый приятель видит его насквозь и потешается над его слабостями. Самолюбие юнкера оказывается уязвлено, теперь и он сам начинает избегать встреч с Печориным.

Печорин и Грушницкий

Грушницкий понимает, что Печорин не попал под его влияние. В обществе они выглядят друзьями, но в душе каждого нарастает злоба. Печорин предчувствует, что когда-нибудь взаимная неприязнь приведет к серьезным последствиям.

Встреча в Пятигорске

Грушницкий совершил большую ошибку, когда дал понять Печорину о своей заинтересованности княжной Мери. Для скучающего главного героя возможность позлить юнкера выглядела способом развлечься.

Отношение к княжне Мери

Опытный в любовных делах Печорин ведет очень тонкую рассчитанную игру. Он досконально знает, как вести себя с неопытной девушкой, и не спеша плетет любовную сеть.

Мери сделала свой выбор. Печорин виноват перед ней, потому что не имел никакого намерения жениться. Но ведь Грушницкий об этом не знал. Он хотел отомстить сопернику из мужского самолюбия. До чувств самой княжны ему не было никакого дела.

Зарождение конфликта

Причиной разгоревшейся ненависти между героями послужила юная княжна Мери, которой Грушницкий серьёзно увлёкся. Несколько изученных им приёмов очаровали княжну, выросшую на романтической и сентиментальной литературе, но со временем она устала от фальшивости и бесконечной бравады юнкера. Проницательную и умную княжну гораздо глубже заинтересовал Печорин, в котором она угадала человека с богатым внутренним содержанием. Она чувствовала, что его разочарованность — это не игра и не маска, и пыталась проникнуть в сущность его натуры.

Однако сам герой не испытывал к княжне ни малейших чувств. Единственным его желанием было развлечься, поэтому он начал оказывать знаки внимания Мери. С одной стороны, Печорина забавляло, как она сходила с ума после очередной его колкости или дерзкой выходки, с другой стороны, он наслаждался бешенством Грушницкого.

Грушницкий же, поначалу окрылённый вниманием княжны, почувствовал себя одновременно обманутым и оскорблённым.

  1. Мэри вдруг охладела, хотя ему казалось, что она прежде подавала ему надежду.
  2. Мэри увлеклась не просто другим мужчиной, а его приятелем, что заставляло его завидовать и ревновать.
  3. Сам Грушницкий ранее выбрал Печорина поверенным своих любовных дел. Ответное внимание Печорина в сторону Мэри Грушницкий расценил как предательство и удар в спину.

Самолюбие Грушницкого было задето, его неприязнь теперь вышла наружу и проявлялась в едких фразах и перешёптываниях.

Популярные сегодня темы

Тихий Дон — это обширное произведение, включающее огромное количество действующих лиц, однако особого внимания требует семья Мелиховых — одна из главных, вокруг которой и построен весь сюжет

Я и моя семья живем в городе. Семья наша состоит из пяти человек: папа, мама, две сестры и я. Сестренки – двойняшки, они младше меня, им по четыре года. Каждое лето, мы проводим в деревне у бабушки с дедушкой.

Свобода является многозначным словом. Трактовать его можно по-разному. Например, можно обозначить свободу как отсутствие запретов, неограниченность действий. Одним словом, делать все то, что захочешь.

Особое место в творчестве А. С. Пушкина занимает тема любви, она проходит через всё его творчество, этим чувством пронизаны все произведения писателя. Так как сам поэт являлся личностью влюбчивой

Взаимоотношения героев

Печорин и Грушницкий встречаются как давние приятели. У них есть множество различных черт характера, но это не мешает им проводить много времени вместе. Тем не менее, между приятелями пробегает трещина, когда они встречают Мери. Грушницкий пропитывается к ней искренним чувством. Он делится этим с Печориным, но вместо поддержки получает лишь конкурента.

Отношение к Мери

Если Грушницкий проникся к девушке по-настоящему, увлекся ей и искренне пытался завоевать ее сердце, то для Печорина она была лишь развлечением и не больше. От того еще более ироничной и трагедийной предстает вся ситуация. Ради собственной прихоти Печорин играет судьбами и жизнями людей.

Грушницкий же пытается завоевать ответную любовь, но тщетно. Его страстный и пылкий характер не привлекает Мери, часто она даже не замечает его взглядов и порывов. Тем не менее,
Грушницкий много говорит и мало делает. Его красивые речи никак не подтверждаются действием, а все попытки обратить на себя внимание Мери заканчиваются неудачей. Выбор между понятиями быть или казаться для персонажа очевиден. Печорин же наоборот, говорит мало, но его действия решительны и циничны.

Отношение обоих персонажей к Мери не вызывает симпатии. Молодые люди увлеклись борьбой, не думая о чувствах дамы. А Печорин и вовсе признался ей, что она была для него лишь игрой. Ему были совершенно безразличны чувства девушки в этот момент.

Дуэль

В дуэли читатель видит развязку отношений, которые долго накапливались между персонажами. Как и писал Печорин в своих записках, они столкнулись на узкой дороге. Оба вели себя недостойно по отношению друг к другу. Грушницкий распускал слухи про Печорина, решил обмануть его во время дуэли. Узнав об этом, Печорин находится в ярости. Убивая приятеля, он не испытывает никаких чувств, уходит с места события, не оглядываясь.

Дуэль является показателем безответственности каждого из персонажей, безразличности к жизни другого. Показав себя с некрасивой стороны, оба персонажа сталкиваются в борьбе. Жалость вызывают оба персонажа, ведь Грушницкому так и не удастся воплотить в жизнь свои романтические мечты, а Печорин просто не умеет испытывать светлых чувств. Но никто не вправе лишать другого человека жизни из-за собственных прихотей, шутки или эмоций.

На примере Печорина мы видим, как важно во время процветания цинизма и эгоизма оставаться честным и добрым человеком.


Сцена дуэли является кульминацией романа. Именно здесь конфликт характеров Печорина и Грушницкого в паре с капитаном достигает максимального накала. Сюжет держит в напряжении читателя до конца эпизода, когда Печорин сделал свой роковой для Грушницкого выстрел.

Печорин воспользовался своим правом выбора места, где должна была состояться дуэль. Это был небольшой треугольный выступ в скале, площадка, размером не превышавшая шести шагов. Дуэлянты стояли на самом краю площадки. Малейшее ранение, малейший толчок в грудь и раненный улетал в пропасть.

Правда, Григорий Александрович нашел точку опоры даже на этом пятачке. Он уперся ногой о камень и немного подался вперед. Наблюдая за тем, как в Грушницком борются чувства: страх, совесть, нерешительность Печорин до последней минуты надеялся, что Грушницкий поступит как человек благородный, и откажется стрелять в безоружного. Но, видя, как тот целится в него, понял, что великодушия ждать не приходится, и дал себе слово, что не пощадит Грушницкого, если останется в живых.

Печорин был уверен в себе, он знал, что хорошо и метко стреляет. Он также был зол на Грушницкого, и уверен в своей правоте. А значит, рука не дрогнет. Когда Грушницкий выстрелил, Печорин, скорее, интуитивно сделал несколько шагов подальше от обрыва. Он нарочито громко и спокойно попросил Вернера проверить свой пистолет. В планы капитана это не входило, он попытался воспротивиться, ссылаясь на правила. Тогда Печорин предложил капитану стреляться на таких же условиях, и капитан сник.

Тем более что чувствовавший свою вину Грушницкий не поддержал капитана, и потребовал, чтобы пистолет был проверен и заряжен. В последнюю минуту Печорин предлагает Грушницкому извиниться. Но тот чувствовал себя униженным и раздавленным окончательно. Он заявил: я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места…

После таких слов Печорину ничего не оставалось, как выстрелить в упор.

История их дружбы

Между Печориным и Грушницким возникают натянутые отношения, которые выливаются в инцидент с печальным финалом.

Знакомство Печорина и Грушницкого

Предлагаем ознакомиться с характером Печорина в романе Михаила Лермонтова “Герой нашего времени”

Печорин в Пятигорске проводит много времени с давним знакомым. Их отношения выглядят дружескими.

Особенности взаимоотношений Печорина и Грушницкого

Несмотря на видимое приятельство и дружеские отношения, говорить об истинных дружеских чувствах не приходится как со стороны Грушницкого, так и со стороны Печорина.

Печорин не верит в истинность дружбы, он считает, что описываемое чувство бескорыстной и преданной дружбы – это утопия. Для Печорина нет друзей. Люди, с которыми у него возникают приятные отношения в общении, он называет приятелями.

Со стороны Грушницкого ситуация еще хуже. Он, в отличие от Печорина, считает, что истинная дружба возможна и реальна, но дружбы по отношению к Печорину не испытывает. Юнкер был выходцем из небогатых дворян, поэтому его жизненный путь часто страдал от недостатка финансов. Так, например, он не мог получить высококачественного образования, жить в свое удовольствие, предаваясь развлечениям и так далее. Грушницкий завидует Печорину. Его дружба показная и не соответствует действительности.


Печорин обладает проницательным характером – он способен увидеть не только достоинства Грушницкого, но и его негативные качества характера. Со временем Грушницкий понимает, что Печорин знает больше, чем ему нужно было бы, поэтому постепенно между ними развивается неприязнь и вражда.

Причина и повод к дуэли

Печорин уже давно догадывался, что сложные отношения между ним и Грушницким добром не кончатся – рано или поздно они столкнутся, и этот конфликт невозможно будет решить мирным путем. Повод для такого конфликта не заставил себя долго ждать. Причиной конфликта стала влюбленность. В Пятигорске Печорин и Грушницкий знакомятся с княжной Мери. Вскоре Печорин становится частым гостем у девушки, что приносит немало горестей и злости Грушницкому, который влюблен в девушку и намеревается на ней жениться. Однако Печорин, благодаря своему шарму и привлекательности постепенно все больше и больше начинает занимать сердце девушки.

В скором времени Мари уже совсем позабыла о Грушницком и была полна надежды на удачное развитие их отношений с молодым поручиком.

Огорченный Грушницкий решается отмстить девушке и ее новому возлюбленному – Печорину. Грушницкий распускает слухи о том, что между Мари и Печориным существует любовная связь. В то время, такие сплетни могли бы сослужить плохую службу для молодой девушки – окружающие могли бы всерьез подумать, что Мари ведет распутную жизнь и престали бы ее рассматривать в качестве, возможно, будущей жены, а значит, Мари бы осталась старой девой.


После того, как Печорин узнает об этих сплетнях, от решается вызвать Грушницкого на дуэль и таким образом защитить и свою честь, и честь княжны Мари. У молодого юнкера еще был шанс предотвратить дуэль – ему нужно было признаться, что его рассказы о распущенности Мари – выдумка и фикция, но гордый Грушницкий не решается это сделать.

Причина дуэли

Дуэль между нашими героями является самой напряжённой сценой всего романа. Из-за чего она, собственно, происходит? Ответом на это вопрос является безнравственный поступок Грушницкого по отношению к княжне и самому Печорину. Дело в том, что между героями возник любовный треугольник. Грушницкий влюблен в Мери, та любит Печорина, но он к ней совершенно холоден, любовь девушки для него лишь игра. Задето самолюбие юнкера.

За то, что Лиговская ему отказала, герой сеет сплетни о княжне и Печорине. Это могло полностью испортить репутацию барышни, а вместе с тем и её дальнейшую жизнь. Узнав об этом, Григорий вызывает клеветника на дуэль.

Повод

Смысл эпизода и его роль в романе

Очевидно, автор добавил этот фрагмент не просто так. В нем он наиболее полно отражает характер Печорина. Основной особенностью произведения и его новаторством является психологизм (детальное описание внутреннего мира героев и их чувств через обстановку, жесты и внешность, интерьер дома и т.д.), поэтому Лермонтову было очень важно раскрыть душу Григория Александровича. Данной цели подчиняются все персонажи и события. Поединок — не исключение.

Как же дуэль раскрыла характер героя? Она показала его хладнокровие и равнодушное отношение к окружению. Даже за честь Мери он вступается потому, что охраняет свои скелеты в шкафу, а именно роман с замужней гостьей Лиговских. Григорий оказался на их территории в поздний час на глазах у Грушницкого, но не потому, что шел к Мери. Он покидал покои Веры. Поединок стал отличным средством избавления от ненужных догадок, которые могли бы поставить на кон репутацию самого Печорина. Значит, его можно назвать расчетливым эгоистом и лицемером, ведь он заботится лишь о внешнем соблюдении приличий. Также героя можно охарактеризовать такими качествами, как мстительность и жестокость. Он убил человека за то, что тот попытался его обмануть и не признал этого. Об этом поступке он ни капли не сожалел.

Таким образом, сцена дуэли завершает тот портрет, который автор набросал в других главах. В последующих описаниях он лишь набросает последние штрихи.

Автор: Ксения Митрошина
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Характеристика персонажей

Краткий анализ и описание сцены дуэли

Для того чтобы понять, почему Печорин вызвал Грушницкого на дуэль, стоит кратко рассмотреть характеристики этих персонажей. Григорий Александрович Печорин является офицером и аристократом из Петербурга. Его образ типичен для молодежи 30-х годов позапрошлого столетия. У него хорошее образование и воспитание, а состояние вполне достаточное для хорошей жизни.

Он обладал приятной внешностью, которая нравилась дамам. Несмотря на все достоинства и имеющиеся средства, он неудовлетворен жизнью. Все окружающее ему быстро надоедает, и он не чувствует себя счастливым. Именно поэтому Григорий Александрович постоянно путешествует: то он находится в кавказской крепости, то отдыхает в Пятигорске, то рискует жизнью в Тамани.

Подробное описание внешности героя помогает раскрыть в некоей степени его характер. У Печорина вьющиеся белокурые волосы, его карие глаза кажутся надменными и холодными. В них невозможно прочесть мысли героя, и они никогда не смеются. Сочетание светлых волос и темных бровей выглядит необычно и привлекательно.

Характеры персонажей

Григорий Печорин в раннем возрасте тянется к людям и хочет общения, но не находит отклика, это делает его черствым и странным в глазах других. Собственные желания он ставит на первый план, пусть даже для этого придется манипулировать людьми и подчинять их.

Однако не все так просто и Печорин не обладает одними лишь недостатками. У него много достоинств, благодаря которым он заслуживает симпатии и сочувствия. Он наделен острым умом, способным осуждать не только окружающих, но и быть критичным и требовательным к себе. Он понимает поведение людей, отлично чувствует природу и любит ее красоты. Во время сражений и дуэлей он не трусит и не отступает. Несмотря на эгоизм, он способен любить.

Грушницкий настолько влюблен в себя, что поначалу не замечает угрозы со стороны Печорина. Он плохо разбирается в людях, потому что всю жизнь был занят одним лишь собой. Грушницкий никогда не слушает людей, выдавая длинные тирады, которые не являются ответом на аргументы, а лишь представляют собой продолжение предыдущей фразы.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по произведению Выстрел Пушкина
    Главным героем произведения — отставной офицер Сильвио. Он – единственный штатский человек среди военных в захолустье. В обществе молодых офицеров Сильвио является самым старшим и пользуется непоколебимым авторитетом.
  • Сочинения о праздниках
  • Сочинение на тему Устное народное творчество
    Устное народное творчество богатство каждого народа. Русский народ имеет очень много памятников народного творчества. Каждый памятник уникален и своеобразен. В этих произведениях сохранились все важные поверья народа.
  • Сочинение на тему Почему я хочу стать военным и Военный — моя будущая профессия
    Каждый мальчишка в детстве мечтает быть защитником своих родных и близких. Стоять на страже рубежей родной земли свойственно каждому патриоту своего Отечество.
  • Сочинение на тему Химия – это область чудес
    Наверно, мало осталось в наше время людей, которые слепо верят в чудеса и надеются получить заветные подарки или исполнения желаний по мановению волшебной палочки или по доброте волшебника.

«Прошу ваг… сейчас же отказаться от ваших слов: вы очень хорошо знаете, что это выдумка.

Печорин кругом виноват. Рядом с ним за столиком сидит муж женщины, у которой он провел ночь. По его вине окле­ветана Мери. И все-таки паши симпатии на стороне Печорина, потому что он ведет себя как человек крупный, а Грушницкий — как мелкий.

Стыдно все-таки должно быть Печорину — стыдно слушать эти восторги обманутого им человека!

Всрнер повел себя именно так. Он согласился быть секун­дантом н отправился к Грушннцкому вырабатывать условия дуэли.

Из юного, неопытного мальчика, вызывавшего сочувствие, он за месяц превратился в негодяя; в этом превращении виноват прежде всего Печорин: своими издевательствами он довел Грушннцкого до потерн человеческого облика. Но и сам Грушницкий оказался слабым, ничтожным человеком, но способным дать отпор ни Печорину, ни драгунскому капитану.

Домой приехал, пистолеты Он осмотрел. Потом вложил Опять их it лини!, и раздетый При свечке, Шиллера открыл… … Владимир книгу закрывает, Перот перо: его стихи Полны любовной чепухи…

Так мог бы вести себя в ночь перед дуэлыо Грушннцкий, если бы не превратился в ничтожество. Тот Грушннцкий, который носил солдатскую шинель и произносил романти­ческие речи, мог бы и Шиллера читать, и писать стихи… Но тот Грушннцкий готовился бы стреляться на самом де­ле, рисковать своей жпзныо. Л этот Грушннцкий, кото­рый принял вызов Печорина, идет па обман, ему нечего стра­шиться, незачем волноваться за свою жизнь: заряжен будет только его пистолет… Мучила ли его совесть в ночь пород дуэлыо, мы но Знаем. Он предстанет перед нами ужо готовым к выстрелу.

История взаимоотношений Печорина и Грушницкого, от дружбы перешедших к непримиримой вражде, сложна и драматична. Чтобы разобраться, почему всё обернулось трагедией и можно ли было избежать подобного развития событий, необходимо подробно рассмотреть характеры и поступки этих персонажей.

Характеристика персонажей

Григорий Александрович Печорин

Он нетерпим к недостаткам, потому безжалостно и язвительно высмеивает их. Герой разочарован и в службе, и в светском обществе, поэтому часто ведёт себя холодно и даже цинично. Однако его отличает храбрость, глубокий ум и выдержка. Он предпочитает поступки красивым словам.

История знакомства

Печорин и Грушницкий встречаются в Пятигорске, куда в разное время были направлены на отдых и лечение. Однако герои уже знакомы друг с другом: они не раз пересекались в боевом отряде. Печорин радушно принимает Грушницкого. В силу ряда причин краткое знакомство перерастает в приятельские отношения.

  1. Печорину приятно увидеть знакомое лицо в новой для себя среде.
  2. Герой получает много полезной информации о местном образе жизни и примечательных лицах на отдыхе.
  3. В городе мало занятий, компания позволяет меньше скучать.

Отношение друг к другу

Отношения Печорина и Грушницкого

Хотя отношения Печорина и Грушницкого внешне выглядят как искренняя дружба, в действительности это не так. Григорий, склонный скептически относиться к любому обществу, в принципе не способен на близкую дружбу с кем-либо, для него существуют лишь приятельские отношения. Однако Грушницкий не стал для Печорина даже приятелем, поскольку не вызывал в нём никакого уважения.

Печорин, который легко проникает в чужие тайны и хорошо разбирается в людях, быстро разгадывает натуру своего собеседника и относится к нему со сдержанной иронией.

Героя забавляет притворная отвага Грушницкого, бросающегося в бой с закрытыми глазами, преувеличенный сентиментализм и позёрство. Он замечает, что все эмоциональные и длительные монологи юнкера не более чем пародия. Грушницкому очень хочется иметь ореол романтического героя, чтобы производить впечатление на людей, этому способствует его невысокий чин.

Сам Грушницкий тоже со временем начинает недолюбливать Печорина. Поначалу он прислушивается к его мыслям об обществе и даже ищет совета по части женщин. Но чем дольше они общаются, тем больше Грушницкого начинает раздражать холодность и высокомерие Печорина. Он понимает, что новый приятель видит его насквозь и потешается над его слабостями. Самолюбие юнкера оказывается уязвлено, теперь и он сам начинает избегать встреч с Печориным.

Зарождение конфликта

Причиной разгоревшейся ненависти между героями послужила юная княжна Мери, которой Грушницкий серьёзно увлёкся. Несколько изученных им приёмов очаровали княжну, выросшую на романтической и сентиментальной литературе, но со временем она устала от фальшивости и бесконечной бравады юнкера. Проницательную и умную княжну гораздо глубже заинтересовал Печорин, в котором она угадала человека с богатым внутренним содержанием. Она чувствовала, что его разочарованность — это не игра и не маска, и пыталась проникнуть в сущность его натуры.

Юная княжна Мери

Однако сам герой не испытывал к княжне ни малейших чувств. Единственным его желанием было развлечься, поэтому он начал оказывать знаки внимания Мери. С одной стороны, Печорина забавляло, как она сходила с ума после очередной его колкости или дерзкой выходки, с другой стороны, он наслаждался бешенством Грушницкого.

Грушницкий же, поначалу окрылённый вниманием княжны, почувствовал себя одновременно обманутым и оскорблённым.

  1. Мэри вдруг охладела, хотя ему казалось, что она прежде подавала ему надежду.
  2. Мэри увлеклась не просто другим мужчиной, а его приятелем, что заставляло его завидовать и ревновать.
  3. Сам Грушницкий ранее выбрал Печорина поверенным своих любовных дел. Ответное внимание Печорина в сторону Мэри Грушницкий расценил как предательство и удар в спину.

Самолюбие Грушницкого было задето, его неприязнь теперь вышла наружу и проявлялась в едких фразах и перешёптываниях.

Дуэль и развязка

Дуэль Печорина и Грушницкого

Печорин потребовал, чтобы Грушницкий отказался от своих слов. Не добившись этого, он вызвал бывшего приятеля на дуэль. Даже сейчас для Печорина ссора и дуэль с Грушницким оставалась в первую очередь средством борьбы с его настоящим врагом — скукой. Но всё меняется, когда он узнаёт о коварном и низком плане Грушницкого: драгунский капитан предлагает не класть пулю в дуэльный пистолет Печорина.

Таким образом, сам Грушницкий выйдет на дуэль, ничем не рискуя, и продолжит отыгрывать свою романтическую роль. Печорина переполняет злоба и раздражение, ему в голову приходит мысль повременить с разоблачением, чтобы застать негодяев врасплох.

Печорин, понимая, что Грушницкий не признается в подлоге, спокойно приходит на дуэль и позволяет сделать первый выстрел. Он готов простить бывшему приятелю обман, если бы Грушницкий стрелял в воздух, однако тот пытается убить героя. Перед выстрелом Печорин с ледяным спокойствием заявляет, что в его пистолет, должно быть, забыли положить пулю. Драгунский капитан пугается и пытается отменить дуэль, утверждая, что перезаряжать пистолет не по правилам. Однако Грушницкий, понимая, что план раскрыт, соглашается на выстрел.

Стоя на барьере, Печорин в последний раз предлагает бывшему приятелю примирение, если он откажется от своей клеветы. Но тот предпочитает погибнуть на дуэли, чем перешагнуть через зависть, ненависть и самолюбие. Печорин убивает Грушницкого.

Литературные параллели

Онегин и Печорин

Печорин перенял не только происхождение фамилии, но и многие особенности характера своего прообраза.

  • неприязнь к упорному труду;
  • склонность скучать;
  • разочарование в женщинах;
  • равнодушие к светскому обществу;
  • стремление к перемене мест;
  • скептицизм.

Знаменитая дуэль между Онегиным и Ленским также перекликается с дуэлью лермонтовского романа. Однако концепцию своей дуэли Лермонтов строит не на аллюзиях с пушкинскими событиями, а на максимальном противопоставлении ситуаций.

В романе Пушкина между героями действительно существовали дружеские отношения, здесь же лишь имитация дружбы. В отличие от поэтичного Ленского, Грушницкий лишь изображает роль героя-романтика, но всё это фальшь и игра.

Дуэль Ленского и Онегина

Для Онегина случайная смерть Ленского стала глубочайшим потрясением, перевернувшим его сознание. Характер Печорина не претерпел особых изменений, смерть бывшего приятеля вызвала у него сожаление, но не муки совести.

Несмотря на то что смерть Грушницкого была результатом ряда решений, которые возможно было изменить, неизбежность ссоры очевидна, итог взаимоотношений героев является закономерным следствием взаимно крепнущей неприязни.

Таким образом, линия ссоры и дуэли введена в историю, чтобы глубже раскрыть личность главного героя через контраст характеров и межличностный конфликт персонажей.

Читайте также: