Сочинение на тему пейзажная лирика

Обновлено: 06.07.2024

В строгом смысле слова никакой пейзажной лирики нет. Есть разговор с людьми и о людском, и, ведя этот разговор, поэт глядит на небо и на море, на листья деревьев и крылья птиц, слушает собственное сердце и сердце других людей.

Пейзажной лирики нет, но есть чувство природы, без которого поэт-лирик существовать не может.

Это чувство природы есть детская способность увлеченно беседовать с птицами и деревьями, понимать их речь, как понимал ее Маугли, и уметь переводить эту речь на язык человека.

Это чувство природы есть способность сосредоточить свои душевные силы на грозах и бурях, на солнечном свете, на шуме дальней реки, на тревожных красках заката. Все, что происходит в природе, замечается и измеряется: ему дается название с помощью сравнения, образа.

Для поэта нет мертвой природы — минерал и сорванный цветок полны живой жизни.

Это чувство есть способность найти в природе человеческое, найти то, что объединяет человека с внешним миром.

Когда пишется стихотворение, то кажется, что не только поэт живет жизнью камня, но и камень живет жизнью поэта.

Это чувство есть способность видеть в явлениях природы движение человеческой души, способность подсказать и угадать ход событий. Природа сама может иногда подсказать вывод, решение, суждение. Весь мир помогает выговориться поэту.

Внимательный взгляд на природу, включение времен года в размышление о добре и зле, иллюстрация картинами природы собственного душевного состояния или состояния других людей — величайшая изобразительная сила при выполнении этих задач — вот Тютчев — одна из вершин русской пейзажной лирики.

Это чувство природы есть способность восприятия пейзажа из первых рук — без шпаргалок живописи и подсказок художественной прозы. Однако в поэзии не пишут, как в живописи, пейзажей с натуры. Пейзаж здесь — картина по памяти; скорее создание пейзажа, чем отображение.

Антропоморфизм — без которого не обходится ни один поэт — это лишь элементарное, наиболее простое выражение чувства природы поэта.

Горизонты пейзажной лирики бесконечны, кладовая природы неисчерпаема. Русская поэзия воспользовалась миллионной долей сокровищ этой кладовой.

Выразительность блоковского снега, тютчевских туч, державинского водопада не исключает обращения поэта к тем же самым тучам и снегу. Исследуя стихом природу, поэт находит в ней картины, которые сродни душевному настроению, душевной тревоге поэта. Если картины эти найдены, увидены и закреплены стихом — достигнуто главное. В этой работе сам стих помогает лучше видеть природу, точнее замечать ее изменения, ее бесконечную жизнь.

Работа над пейзажем для поэта не похожа на работу Клода Моне, который рисовал одни и те же деревья в разное время года в одной и той же перспективе.

Разное время года для поэта — эго разное время души.

Что самое главное в пейзажной лирике? Живая жизнь, живое чувство. Пейзаж, который не говорит по-человечески, — это еще не пейзаж и вряд ли годится для стиха.

Не только о деревьях, звездах и траве идет гут речь. Огромная часть природы — животные — остались как бы вне лирической поэзии. О животных пишут лишь баснописцы и детские поэты. О том, с какой силой добра, с какой душевной теплотой можно написать о животных, мы знаем от Есенина — поэта с обостренным чувством природы, знавшего единение с природой. Его березку, клен и собаку помнит каждый.

Зато многократно воспеты городские пейзажи Ленинграда, где архитектура выступает как поэт-лирик, а не только как исторический романист.

Именно в пейзажной лирике с особенной силой сказывается чувство родины, родной страны. Горы и леса родного края особенно дороги поэту. Они окружали его с детства, воспитывали его характер. Историк Ключевский много рассказал нам о влиянии географии на историю, на формирование характера русского человека. Это в равной степени относится ко всей мировой культуре, и вовсе незнакомые нам пейзажи Габриэлы Мистраль — пески, солнце и скалы Южной Америки — наделены огромной душевной силой, творческим вдохновением, которое угадывается даже сквозь неудачный перевод. Это — чужое, но не чуждое, и именно поэт сделал горы Южной Америки родными для русского читателя. Мистраль научила нас видеть Южную Америку, волноваться пейзажами другой страны.

Пейзажная лирика — вид гражданской поэзии.

Образы русской лирики, которые повторял в своем творчестве почти каждый большой поэт, — дорога, листопад, облака — ставшие классическими, традиционными, — это пейзажные образы.

В пейзажной лирике наиболее тесно ощутима связь поэта с его родными местами. Эта связь конкретна. Павлодарские пейзажи Павла Васильева не спутаешь с пейзажами Фета или с городской блоковской зимой. Каждый поэт написал строки, где видна география не только его страны, но области, края.

Велико воспитательное значение природы. Выступая в тесном союзе с природой, пейзажная лирика имеет большой воспитательный смысл и значение. Описанная поэтом природа живет в памяти людей, заставляет видеть мир лучше и подробней.

От грубого антропоморфизма поэты идут к точности, к подробности наблюдения. Дороги природы бесконечны. Точность наблюдения, точность называния, синхронность пейзажа и чувства — вот космос поэта. Сейчас мало писать о птице и дереве. Надо писать о ласточке и лиственнице, может быть, даурской.

В поисках точности лирика ищет встречи с наукой.

Краски космических далей, которые видели космонавты, и ощущения, которые знакомы Гагарину и Титову, станут достоянием земной поэзии. Но именно эти межзвездные дали зовут вглядеться еще подробнее, еще внимательнее в прекрасную нашу Землю, которая создала людей, овладевших космосом.

Думается все же, что Луне, как части классического пейзажа, не грозят поэтические неприятности. В восприятии чрезвычайно важна личная встреча, знакомство воочию. Для того, чтобы космический пейзаж вошел в стихи полнокровно, полноправно и естественно, надо, чтобы космос стал повседневностью, теми буднями, где рождается и живет истинная поэзия.

2. Особенности. Одной из главных особенностей пейзажной лирики является особое отношение к природе, вплоть до ее обожествления. Простое описание пейзажа уподобляется фотографии. Задача настоящего поэта состоит в том, чтобы вложить душу в окружающую природу. Только это поможет вызвать у читателя ответное чувство, заставит его на себе ощутить впечатления автора.

В пейзажной лирике очень распространенным литературным приемом является олицетворение. Природные явления, растения, птицы и животные наделяются человеческими чертами, а их поведение сравнивается с деятельностью человека. Многие поэты достигли большого мастерства в использовании этого приема.

Более того, сравнение природных явлений с чувствами и переживаниями человека привело к возникновению особого жанра - философской пейзажной лирики. Природа может не только служить объектом восторженного созерцания, но и способна по-своему объяснить поведение человека.

Стихотворения, написанные целиком в этом жанре, становятся блестящими лирическими произведениями, нацеливающими душу читателя на постижение красоты. В первозданной и чистой природе нет места для человеческой грубости и насилия. Поэтому чаще всего пейзажная лирика противопоставляется цивилизации и прогрессу. Только природа остается хранителем высшей тайны бытия, которые человечество давно утратило. Чтобы заново постигнуть эту тайну, нужно научиться жить в полной гармонии с природой..

3. Основные мотивы. Традиционным мотивом пейзажной лирики является описание отдельных времен года, чаще всего, весны. Мотив пробуждения природы от зимней спячки символизирует расцвет и начало новой жизни. В целом, каждое время года имеет свой ассоциативный ряд: весна (утро, рождение и молодость), лето (день, юность), осень (вечер, зрелость и старость), зима (ночь и смерть). В такой общепринятой поэтической схеме нередки исключения.

Например, А. С. Пушкин предпочитал осень. А русская зима и связанные с ней праздники и развлечения пользуются огромной любовью в народе. Радостные зимние мотивы очень часто встречаются в пейзажной лирике.

С пейзажной лирикой тесно связан мотив любви к Родине. Еще в древнерусских былинах и сказаниях описаниям природы уделялось большое место. В течение многих веков формировались природные символы, олицетворяющие собой Россию: бескрайние леса и поля, снега и морозы, береза, медведь. Многие отечественные поэты, описывая свою любовь к Родине, используют традиционный русский пейзаж.

Очень часто с пейзажной лирикой тесно связаны любовные мотивы. Романтический герой от переизбытка чувств доверяет свою тайну природе. Влюбленные скрываются от равнодушного общества в укромных природных уголках. Один из распространенных любовных символов - соловей.

4. Стихи и поэты. Настоящими "певцами природы" в русской поэзии заслуженно считаются Ф. И. Тютчев и А. А. Фет, для которых было характерно настоящее обожествление природы. Перу первого принадлежат такие известные произведения, как "Весенняя гроза", "Зима недаром злится. ", "Декабрьское утро".

Многие стихотворения Фета о природе стали хрестоматийными: "Шепот. Робкое дыханье. ", "Я пришел к тебе с приветом", "Весенний дождь". Большой вклад в пейзажную лирику внес А. С. Пушкин: "Осень", "Зимнее утро", "В поле чистом серебрится. ". Он стал основоположником традиции восхищения осенью. М. Ю. Лермонтов использовал описание природы обычно для объяснения собственных романтических чувств и переживаний: "Тучи", "Гроза", "Весна".

Особое место занимает "крестьянский певец" С. А. Есенин. В ранний период творчества поэт писал удивительно чистые и искренние стихи о природе: "Береза", "С добрым утром!". Позднее его пейзажная лирика стала неразрывно связана с темой любви к Родине (крестьянской России): "Гой ты, Русь, моя родная. ", "Низкий дом с голубыми ставнями. ".

5. Итоги. Русская поэзия может гордится своими достижениями в жанре пейзажной лирики. Начиная с Тютчева и Пушкина, русские поэты создали настоящие шедевры этого жанра, сформировали основные особенности и мотивы пейзажной лирики. После революции 1917 г. утвердился технократический взгляд на природу, единственным противником которого оставался С. Есенин. Современные поэты также уделяют пейзажной лирике недостаточно внимания, что еще больше повышает ценность произведений XIX - начала XX вв.

Основные направления пейзажной лирики Пушкина: средняя полоса России и Кавказ.

Пейзажную лирику не так просто отделить от остального творчества Пушкина, ведь всё гармонично связано.

Сочинение Пейзажная лирика Пушкина

Влияние человека на природу велико, так же как и природы на людей. Подобная закономерность имеет место и в творчестве А.С. Пушкина. Пейзажная лирика великого гения на каждом этапе его жизненного пути меняется, проявляя свои особенности. Однако человек и природа остаются всегда едины в его творчестве.

Стихотворения раннего периода писателя отличаются стремлением выразить эмоциональное состояние. Поэт обращает внимание на внутренний мир человека. То он склонен к ощущениям одиночества от разлуки с любимой, сопоставляя события осеннему времени года. То выражает бесконечную печаль из-за неразделенной любви через заунывные звуки и тоскливые цвета: "за рощей глас ночной", "в пустынной тьме ночной" ("Певец"). Стихотворения, написанные в это время, характеризуются отсутствием развернутой картины природы. Все мысли сосредоточены на трепетном излиянии эмоций с участием пейзажных зарисовок.

"Воспоминания в Царском Селе" - стихотворение, наделенное, с одной стороны, признаками классицизма. Автор, придерживаясь торжественного слога, свои рассуждения доводит до читателя через образ сада, который для него является идеальным местом для уединения. Среди тени деревьев он глубоко чувствует связь человека и природы. Человек должен, по его мнению, обладать абсолютной свободой от любого гнета. Элементы романтизма также имеют место, позволяя полностью раствориться среди памятников и объектов природы: "Мечтанья. тая, скитаясь по лугам, по рощам молчаливым поэтом забываюсь я". В стихотворении "Птичка" автор стремится к полной независимости, выпуская в весенний период "на волю птичку". В нем находит выражение мотив свободолюбия.

Среди явлений окружающего мира море занимает особое место в творчестве поэта. Южная ссылка дала ему возможность познакомиться с необычными достопримечательностями полуострова Крым. Ему удалось по-новому взглянуть на водное пространство. В произведении "Кто видел край, где роскошью природы" он подчеркивает безграничность пространства: "в морской дали теряются суда", говорит о необыкновенной красоте мест. Море является незаменимым способом поддержания душевных сил поэта в пейзажной лирике. В каждой строфе стихотворения "Погасло дневное светило" чувствуется, как ноет его душевная рана, которая вызывает страдания от воспоминаний: "в очах родились слезы вновь". Непокорная стихия, которая обладает огромной мощью, дорога ему. Она будто разделяет его переживания во время путешествия. Следуя в ссылку, он с волнением и тоской обращается к прошлой жизни.

Следующий этап творчества писателя тесным образом связан с правдивым изображением деревни в одноименном стихотворении. Это излияние взглядов на существование крепостного права на фоне природной красоты, которая дарит ему минуты вдохновения, очищения. "Лазурные равнины" и "тишина полей" дарят настроение для размышлений. Романтический настрой лирического героя там, где "светлые ручьи", "мирный шум дубрав" к концу произведения превращает его в яростного защитника своего народа, выступая против сил, где царствует "барство дикое".

Особую значимость среди стихотворений, относящихся к пейзажной лирике Пушкина, имеют произведения о холодных временах года. Элементы реализма, присутствующие в сочинении "Зимнее утро", подчеркивают искреннюю любовь поэта к родным просторам. Печаль подруги, вызванная мрачностью туч, "вьюга злилась" отражается на состоянии человека. Представление зимней картины зачастую имеет общее настроение с поэтом. Изменение погоды: "Под голубыми небесами великолепными коврами" вносит радость и свет в душу поэта.

Наблюдая за русской природой родного края, А.С. Пушкин всегда видел в ней источник вдохновения. Переживая каждый раз восхищение от созерцания дорогих мест, процесс любования становился для него частью жизни. Это было связано с отражением личного мироощущения благодаря особому восприятию пейзажа.

Необычные картины природы воспроизведены в творчестве любого стихотворца, поскольку человек, ощутив окружающую красоту и гармонию, может отразить в своих сочинениях. Собственно так Пушкин и посвятил себя поэзии. Он с детства замечал всю прелесть родных мест и отражал впоследствии в своих произведениях.

Также читают:

Картинка к сочинению Пейзажная лирика Пушкина 9 класс

Популярные сегодня темы

Лемуэль Гулливер, хирург и капитан дальнего плавания, описывает четыре путешествия. В первом путешествии корабль терпит кораблекрушение, и Гулливер попадает в страну Лилипутию

Повесть открывается картиной, которой наслаждается рассказчик во время прогулки. Громадная Москва со всеми ее башнями и шпилями, мрачная громада каменных стен монастыря контрастируют

Юрий Иванович Пименов всегда был художником, который стремился развиваться и идти в ногу со временем. Его произведения это отражение современности и реальности. Данная картина, а именно ее название говорит само за себя.

Михаил Юрьевич Лермонтов — один из наиболее известных русских поэтов и писателей, чьё творчество нашло отклик в сердцах миллионов людей по всему миру. Ещё в годы его жизни вокруг гения ходили кучи сплетен и пересудов

Описание пейзажей занимает неотъемлемое место в творчестве поэта и отличается разнообразием и богатством. А.С. Пушкин любил и чувствовал природу, находил в ней вдохновение. Он, практически один из первых поэтов, открывших читателю красоту окружающего мира. С точки зрения великого поэта, мудрость и суть жизни заключается в гармоничном слиянии человека и природы. Поэтому лирика А.С. Пушкина наполнена философским звучанием и настроением, которые прослеживаются на протяжении всего творчества.

К ручью пришел, мечтами привлеченный;
Его струи медлительно текли,
Не трепетал в них образ незабвенный.
Уж нет ее. До сладостной весны

Но, по сравнению с другими потами того времени, пушкинские пейзажи отличаются новизной и свежестью взгляда на жизнь.

Позже поэт отходит от сентиментализма и начинает писать в жанре романтизма, ведущем направлении 19 века, которому присуще стремление показывать человека в ярких образах и высоком предназначении.

Пейзажная лирика поэта насквозь пронизана любовью к Родине с ее необычайной и могущественной красотой. А.С. Пушкин мастерски передает все многообразие красок и оттенков окружающей природы. Родные пейзажи помогают поэту передать все его переполняющие чувства. Он видит то, что не может увидеть обывательский взгляд, и гениальным росчерком пера отображает это на бумаге. А следом за ним этот удивительный и яркий мир открывается и читателю.

Пейзажная лирика Пушкина (9 класс)

Пейзажная лирика Пушкина (9 класс)

Популярные сочинения

Соня в произведении являлась главной героиней, которая находится в центре событий. Соне было четыре года, она была маленькой девочкой. Так же она росла в семье с достатком

Родина – это место твоего рождения и проживания родных тебе людей. Родина занимает особое место в нашем сердце. Даже если человек переедет жить в другое место, его будет тянуть туда

Читайте также: