Сочинение на тему особенности метафорической системы есенина

Обновлено: 07.07.2024

Лексико-семантические варианты многозначного слова по-разному зависят один от другого и различно связаны между собой. В учебной литературе называется разное количество традиционных типов переносных значений слов. В одних случаях выделяют только метафору и метонимию, в других — метафору, метонимию, синекдоху и функциональный перенос. Традиционные виды переносных значений слова (метафора, метонимия, синекдоха, функциональный перенос значения) связаны с диахронией семантической структуры и относятся к фигурам образной речи (тропам). Различия в числе переносных значений объясняются тем, что синекдоху считают разновидностью метонимии, а функциональный перенос — разновидностью метафоры.

Содержание работы

Глава Ι. Средства словесной образности языка
1.1. Изобразительно-выразительные средства языка…………………………. 7
1.2. Метафора как средство словесной образности……………………………..9

Глава ΙΙ Исследование метафоры в творчестве С. Есенина
2.1 Метафоры в лирике С. Есенина…………………………………………….16
2.2. Индивидуально-авторская метафора………………………………………24

Список использованной литературы………………………………………..30

Файлы: 1 файл

сравнение в поэтических текстах есенина.docx

Оба основных типа полнозначных слов – имена предметов и обозначения признаков – способны к метафоризации, значения. Чем более многопризнаковым, информативно богатым и нерасчлененным является значение слова, тем легче оно метафоризируется. Среди имен это, прежде всего, конкретные существительные – имена естественных родов, реалий и их частей, создающие метафорические образы (баловень судьбы, питомец брани). Среди признаковых слов – это прилагательные, обозначающие физические качества (колючий ответ), описательные глаголы (совесть грызет, мысли текут) и др. Иногда выделяемая сентенциональная метафора порождена аналогией между целыми ситуациями (не бросай слов на ветер).

Глава ΙΙ Исследование метафоры в творчестве С. Есенина

2.1 Метафоры в лирике С. Есенина


С. Есенин умеет использовать метафору исключительно тонко для создания поэтического настроения:

Синий туман. Снеговое раздолье,

Тонкий лимонный лунный свет.

Сердцу приятно с тихою болью

Что-нибудь вспомнить из ранних лет.

Отсюда стремление к всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле. Поэтому один из основных законов мира Есенина – это всеобщий метафоризм (что позже приведет поэта к имажинистам). Люди, животные, растения, стихии и предметы – все это, по Есенину, дети одной матери – природы.

Что шепчет тебе ветер?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы – ветви

Ты лунный гребешок?

Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение – то березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву – красавице русского леса, а она человеку. Березка в русской поэзии – символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.

Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств взят из крестьянской жизни, родной и понятной.

Тянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлеба

И с хрустом мысленно кусая огурцы,

За ровной гладью вздрогнувшее небо

Выводит облако из стойла под уздцы.

Здесь даже мельница – бревенчатая птица

С крылом единственным – стоит, глаза смежив.

Солнце сравнивается с сохой, месяц – с ягненком или с пастушьим рожком. Такие метафоры и сравнения насыщают почти каждое стихотворение.

Верьте, победа за нами!

Новый берег недалек.

Волны белыми когтями

Золотой скребут песок.

Нам ли страшны полководцы

Белого стада горилл?

Взвихренной конницей рвется

К новому берегу мир.

Мы идем, а там, за чащей,

Сквозь белесость и туман

Наш небесный барабанщик

Лупит в солнце – барабан.

Там, где, казалось, пейзаж обычен, где свет и тени не захватывают внезапно воображение, где на первый взгляд в природе нет броских, запоминающихся картин и многое давно уже примелькалось, поэт вдруг неожиданно и смело открывает новые краски:

Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелиться.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Дремлет лес под сказку сна.

Нами было проанализировано 4 стихотворения, в которых используются развернутые метафоры.

Употребление одной метафоры очень часто влечет за собой нанизывание новых метафор, связанных по смыслу с первой; в результате этого возникает развернутая метафора: (Отговорила роща золотая березовым, веселым языком. – Ее). Развернутые метафоры привлекают художников слова как особенно яркий стилистический прием образной речи (17.стр. 109).

Где к затону молчаливому, прилегла трава шелковая.

Погаснет день, мелькнув пятою златою.

А орел взмахнувши крыльями, как стрела на землю кинулся.

У плетня заросшая крапива, обрядилась ярким перламутром.

Творчеству С. Есенина характерен стиль развернутой метафоры.

Метафора общеязыкового характера

Нами было исследовано более 15 стихотворений С. Есенина, и из них мы разобрали 5 примеров с метафорой общеязыкового характера.

Стилистическим средством этого рода являются метафоры широкого употребления, так сказать, с заранее готовой образностью, но не утратившие новизны (их образность ясно ощущается говорящими): золотая осень, серебро седины, алмазная прозрачность, горячая пора, металл в голосе, теплота встреч, дуб (о человеке). К ним относятся и так называемые народно-поэтические постоянные метафоры и метафорические эпитеты: лебедушка, голубушка (о женщине), соколик (о человеке), гроза (нечто устрашающее).

Давайте рассмотрим общеязыковую метафору на примерах:

Зажигай сердца пожаром.

Задремали звезды золотые.

Улыбнулись сонные березки.

Здесь Есенин создает образ нашим березам. И образ именно утренний. Нежно, как будто с заботой, трепетом и любовью он показывает нам улыбнувшиеся сонные березки.

Дремлет ряд плакучих ив.

Сам Бог летает над землей.

В результате анализа нескольких стихотворений, мы можем сделать вывод, что метафоры общеязыкового характера также достаточно часто встречаются в творчестве С. Есенина.

2.2. Индивидуально-авторская метафора


Нами было исследовано более 15 стихотворений С.Есенина, и выявлено, что из них 6 содержат индивидуально-авторские метафоры.

Метафора очень активно используется в творчестве писателей. Материалом для практической части курсовой работы послужило творчество С. Есенина.

Горит восток зарею новой (П.) – слово горит, выступая как метафора, рисует яркие краски неба, озаренного лучами восходящего солнца. Эта метафора основана на сходстве цвета зари и огня, в контексте она получает особый символический смысл: перед Полтавским боем красная заря воспринимается как предзнаменование кровопролитного сражения (17.стр.108).

В основу метафоризации может быть положено сходство самых различных признаков предметов: цвета, формы, объема, назначения, положения в пространстве и времени и т. д. Еще Аристотель заметил, что слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство. Наблюдательный глаз художника находит общие черты почти во всем. Неожиданность таких сопоставлений придает метафоре особую выразительность:

[Солнце нижет лучами в отвес.; И золотеющая осень. листвою плачет на песок (Ее); Поседев, шелудивеет лед.; Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнем, то сжимаясь в непроглядную тьму.].

В стилистике необходимо разграничивать индивидуально-авторские метафоры, которые создаются художниками слова для конкретной речевой ситуации:

(Я хочу под синим взглядом слушать чувственную вьюгу. – Ее), и анонимные метафоры, ставшие достоянием языка: (искра чувства, буря страстей и т. п.).

О дева Мария! – поют небеса

Бесконечная дорога убегает лентой вдаль

На нивы златые пролей волоса.

Бредет мой конь, как тихая судьба.

Рожок луны по капле масло льет.

Здесь Есенин очень красочно и образно показывает нам эту картину.

И вечер, свесившись над речкою…

В результате анализа этих произведений, мы можем заметить, что индивидуально-авторские метафоры часто встречаются в творчестве С. Есенина.


Изучив теоретический материал по теме, мы пришли к следующим выводам:

Во-первых, метафора используется в бытовой и художественной речи. Поэтическая метафора отличается от примелькавшейся бытовой метафоры своей свежестью и новизной.

Во-вторых, в поэзии и прозе метафора не только средство лексической выразительности, но способ построения образов.

В-третьих, всякая метафора рассчитана на не буквальное восприятие и требует от читателя умения понять и почувствовать создаваемый его образно-эмоциональный эффект. Умение видеть второй план метафоры, содержащееся в ней скрытое сравнение, необходимо для освоения образных богатств литературы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выполнила: Уварова Наталья,

учащаяся 7в класса

МОУ гимназии № 15

Руководитель: Комиссарова И.Ю.,

учитель русского языка и

литературы МОУ гимназии № 15

Сергей Александрович Есенин оставил нам богатое поэтическое наследие. Лирическая поэзия Есенина удивительно богата и многогранна по своему душевному выражению, искренности чувств и драматизму, по своей лаконичности и живописности образов. Поиск ярких средств выразительности были главными задачами С.А. Есенина, образность он считал способом познания и выражения себя в этом мире. Значимые по своей художественной и нравственной ценности есенинские образы воплощают принцип единства мира.

Яркие метафоры, эпитеты, сравнения, повторы передают движение человеческой души, многообразие оттенков природы, богатство ее красок. С.А. Есенин умел при минимальной затрате художественных средств передать душевное состояние, свою поэтическую мысль, поэтому в каждом тропе содержится большой эмоциональный заряд, напряжение мыслей и чувств. Несмотря на сложность и противоречивость, все творчество С.А. Есенина представляет собой единый художественно-философский мир, отличающийся самобытным метафоризмом.

Целью д анной работы стало исследование метафоры в творчестве С.А. Есенина.

Нами были поставлены следующие задачи:

- дать понятие метафоры;

- рассмотреть типы метафор;

- показать роль и функции метафоры в речи;

- выявить особенности метафоры в поэзии С.А. Есенина;

- проанализировать метафоры в произведениях С.А. Есенина.

Объект исследования: Творчество С.А.Есенина

Предмет исследования: Метафора в творчестве С.А.Есенина

В ходе исследования использовались методы :

- метод сбора информации (изучение монографических публикаций и статей);

- методы анализа, синтеза, группировки

В ходе работы нами были сделаны следующие выводы :

- метафора - наиболее распространенное средство образования новых значений;

- метафора является одним их самых ярких средств создания выразительности и образности текста;

- метафора представляет собой сложное многоаспектное явление, поэтому существует несколько классификаций метафор: с точки зрения употребительности и образности; по количеству слов-носителей образа; по морфологическому принципу и т.д.;

- метафоры употребляется в текстах различных стилей речи и выполняют определенные функции.

- способность к метафорическому видению - одна из самых ярких и значительных черт поэтического таланта Есенина;

- метафоры в лирике Есенина являются не только средством выразительности и образности, они помогают полнее и глубже выразить мировосприятие поэта;

- поэзия Есенина насыщена индивидуально-авторскими метафорами;

- творчеству поэта характерен стиль развернутой метафоры, с помощью которого автор достигает полного взаимопроникновения природы и человека;

- в поэтическом творчестве поэта преобладают глагольные метафоры, олицетворения, также используются именные субстантивные и адъективные.

Список литературы

2. Есенинская энциклопедия: Концепция. Проблемы. Перспективы / Отв. ред О.Е. Воронова, Н.И. Шубникова-Гусева. М.; Константиново; Рязань: Пресса. С. 153–158.

4. Кременцов Л.П. Русская литература XX века. – Москва: Академия, 2002.

7. Роговер Е. С. Русская литература ХХ века: Учебное пособие. - 2-е издание.- СПб. 2004.- 194с.

В языке существует множество средств, которые используются для построения образов, для образований новых лексических значений. Способы образования значений слов различны. Новое значение слова может возникнуть, например, путем переноса названия по сходству предметов или их признаков, в результате сходства выполняемых функций, появления ассоциаций по смежности. Таким образом, значения являются переносимыми.

Лексико-семантические варианты многозначного слова по-разному зависят один от другого и различно связаны между собой. В учебной литературе называется разное количество традиционных типов переносных значений слов. В одних случаях выделяют только метафору и метонимию, в других — метафору, метонимию, синекдоху и функциональный перенос. Традиционные виды переносных значений слова (метафора, метонимия, синекдоха, функциональный перенос значения) связаны с диахронией семантической структуры и относятся к фигурам образной речи (тропам). Различия в числе переносных значений объясняются тем, что синекдоху считают разновидностью метонимии, а функциональный перенос — разновидностью метафоры.

Метафора — один из основных приемов познания объектов действительности, их наименования, создания художественных образов и порождения новых значений

Метафора используется в бытовой и художественной речи. Поэтическая метафора отличается от примелькавшейся бытовой метафоры своей свежестью и новизной. В поэзии и прозе метафора не только средство лексической выразительности, но способ построения образов.

Сергей Есенин — самый популярный, самый читаемый в России поэт. Есенинскому творчеству посвящено большое количество критических статей, литературоведческих работ

Почти все литературоведы и исследователи его творчества отмечали, что природа изображена в единстве с человеком. Ее описание — не самоцель, а путь к воссозданию ее духовного мира.

Известно, что становление большого поэта происходит постепенно. И путь в литературу для Сергея Есенина оказался трудным.

Цель данной работы — проследить использование метафоры в дореволюционном творчестве Сергея Есенина, что позволит понять, с чем шел в литературу великий русский поэт.

І. Метафора как средство поэтической речи

1.1. Понятие метафоры

Метафорой — (от греч. metaphora — перенос.) — называется троп или механизм речи, состоящий в употреблении слова, обозначающего некоторый класс предметов, явлений и т. д., для характеризации или наименования объекта, входящего в другой класс, либо наименования другого класса объектов, аналогичного данному в каком-либо отношении. В расширительном смысле термин метафора применяется к любым видам употребления слов в непрямом значении[6].
Метафора — наиболее распространенное средство образования новых значений, большая часть наших обыденных понятий по своей сути метафорична. Наша бытовая речь пестрит метафорой: идет дождь, он потерял голову, кружится голова, торговая сеть, встает солнце.

1.2. Типы метафоры

Метафора, характеризуя тот или иной предмет, явление, понятие, делится на несколько типов: индивидуально-авторская, антропоморфная, генитивная, зооморфная, синестезия (кинестезия).
Индивидуально-авторская метафора — ассоциативная семиляция по субъективным семам:
Твое солнце когтистыми лапами
Прокогтялось в душу как нож. ;

ІІ. Метафора в поэзии Сергея Есенина

Заключение

В данной работе нами рассмотрены примеры использования Сергеем Есениным такого наиболее распространенного средства образования новых значений слов, как метафора.

Приведены примеры употребления поэтом разных видов метафоры. Мы отметили следующие особенности метафоры в стихах Сергея Есенина 1915-1916 годов.

Благодаря использованию метафоры природа в стихах Есенина живет богатой поэтической жизнью: она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Поэт неустанно метафорически переосмысливает движение Луны и Солнца, состояния неба, смену времени суток. Он наделяет эти явления качествами и свойствами человека и живой природы. Оригинальность Есенина как творца метафор проявляется в первую очередь в неожиданных и ярких олицетворениях, одушевлении жизни природы.

Поэтику Есенина отличает тяготение к вещности и конкретности — поэтому Поэт часто прибегает к приему олицетворения: он берет для образа материал из того же деревенского мира и из мира природы и стремиться охарактеризовать одно явление природы другим. Совершенно свободно, используется поэтом и зооморфная метафора.

Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, не ради красивой формы,- они составляют органическое единство в составе стихотворения, помогают поэту полнее и глубже выразить себя.

Метафоры в стихах Сергея Есенина

С помощью метафор в стихотворениях Сергей Есенин наделяет некоторые свои слова и выражения свойствами других предметов и явлений в переносном значении. Используя общий признак определяющего и определяемого слова (выражения) поэт раскрывает свойства последнего, что украшает произведения и придаёт им художественную выразительность.

Доброе утро

  • Шелестят зеленые сережки.
  • Задрожало зеркало затона.
  • Горят серебряные росы.
  • Сетка небосклона.
  • Задремали звезды золотые.
  • Улыбнулись сонные березки.
  • Шелковые косы.
  • Крапива обрядилась перламутром.

Почти половина стиха построена на метафорах, что позволило оживить картину произведения и наполнить его глубиной.

Гладь затона сравнивается с зеркалом – настолько она ровна и спокойна. При таком сравнении легкий ветерок вызывает рябь на воде, которую Есенин сравнивает с дрожью (задрожало зеркало затона).

Роса на утренней траве горит, как серебро, а звёзды словно бы сделанные из золота начинают дремать на зорьке. Такому утру улыбаются березки и даже крапива, как заправская красавица, украшает себя перламутром росы (обрядилась перламутром).

Береза

  • Распустились кисти.
  • Принакрывшись снегом.
  • Заря обходит кругом.

Также имеется метафорическое сравнение:

🔥 Кисти березы сравниваются в переносном значении с волосами девушки, которые распустились и принакрылись снегом. Заря показана в образе чего-то живого, что ходит кругом и каждый день дарит природе новую жизнь, а снежинки под её лучами буквально горят светом.

Отговорила роща золотая

  • Обгорят рябиновые кисти.
  • Березовым языком.
  • Роняю слова.

К метафорам отнесём и:

Использование слов и выражений с переносным значением обогащает стихотворения Есенина, оживляет их и позволяет поэту лучше передать читателю свойства предметов и явления.

Док фильм "Опасная игра"

🔥 Напоследок документальный фильм "Опасная игра", который поможет понять сложную судьбу Есенина и откроет завесу тайны над его смертью.

Читайте также: