Сочинение на тему пушкинские места

Обновлено: 08.07.2024

Мемориальный музей-дача А. С. Пушкина Расположен в городе Пушкин в одноэтажном деревянном здании, который во многом сохранил свой первоначальный архитектурный облик. Этот дом был построен в 1827 году, а с мая по октябрь 1831 года в нем жил Александр Пушкин. В этом доме он снимал 8 комнат, наслаждаясь первыми радостями семейной жизни, общаясь с друзьями. Здесь он любил со своими гостями, Гоголем… Читать ещё >

Пушкинские места России ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

  • 1. Москва
  • 2. Царское село
  • 3. Болдино
  • 4. Санкт-Петербург
  • 5. Михайловское
  • 6. Музеи А.С.Пушкина
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Мемориальный музей-квартира А. С. Пушкина Этот музей рассказывает посетителям о последних месяцах жизни поэта. Посетив экспозицию музея, можно увидеть вещи, принадлежавшие его семье, друзьям и знакомым.

В этот доме скончался Александр Сергеевич 29 января 1837 года, будучи смертельно раненым на дуэли. Сейчас музей представляет из себя квартиру поэта, которая была воссоздана в первоначальном облике на основе исторических документов и воспоминаний современников.

Главной комнатой мемориальной квартиры является рабочий кабинет А. С. Пушкина , в котором собраны подлинные вещи поэта.

Музей-лицей в г. Пушкине Музей-лицей расположен в бывшем Царском селе в здании Императорского Царскосельского Лицея. Этот Лицей основан в 1811 году для привилегированных детей российских дворян. Музей рассказывает о юности А. С. Пушкина , который воспитывался в Царскосельском лицее с 1811 по 1817 годы. И о рождении его поэзии. Кроме того, музей повествует о самом передовом учебном заведении XIX — начала XX веков. В музее-лицее полностью воссоздана обстановка, в которой учились лицеисты пушкинского выпуска.

Мемориальный музей-дача А. С. Пушкина Расположен в городе Пушкин в одноэтажном деревянном здании, который во многом сохранил свой первоначальный архитектурный облик. Этот дом был построен в 1827 году, а с мая по октябрь 1831 года в нем жил Александр Пушкин. В этом доме он снимал 8 комнат, наслаждаясь первыми радостями семейной жизни, общаясь с друзьями. Здесь он любил со своими гостями, Гоголем и Жуковским, поспорить или побеседовать на политические и литературные темы.

Кроме обзорной экскурсии по мемориальной экспозиции Музей-дача Пушкина предлагает временные выставки и тематические экскурсии. В музее проводят литературно-музыкальные вечера и концерты, организую презентации различных книжных изданий.

Сегодня дом Пушкина на Арбате является одним из самых ярких культурных центров Москвы. В большой пушкинской гостиной регулярно выступают замечательные музыканты, певцы, актеры.

Большую часть пушкинского заповедника, расположенного в псковской области, занимает сельцо Михайловское. Предки Пушкина поселились в этих краях с эпохи императрицы Елизаветы Петровны. Именно она именным указом пожаловала эти земли в вечное владение Абраму Петровичу Ганнибалу, прадеду Пушкина. В заповеднике сохранился Михайловский парк, созданный еще дедом Пушкина. Для Александра Сергеевича Михайловское было приютом спокойствия и вдохновения, а также импульсом для творчества ("https://referat.bookap.info", 15).

Научно-культурный центр Пушкинского заповедника в поселке Пушкинские горы, в состав которого входят фондохранилище, постоянные и временные выставки.

В Пушкинском заповеднике посетители знакомятся с жизнью и творчеством Пушкина Михайловского периода, его окружением, бытом русской деревни XIX века, дворянской усадебной культурой пушкинского времени.

Заключение

На протяжении всего года в различных учреждениях культуры отмечают памятные даты, посвященные Пушкину, с участием профессиональных и самодеятельных артистов, поэтов, музыкантов и журналистов. Гостям праздника предоставляется возможность побывать в музеях, осмотреть интересные экспозиции и окунуться в пушкинскую эпоху.

Благодаря активной просветительской деятельности формат подобных праздников претерпел значительные изменения. В основном за счет расширения аудитории: если изначально на фестивали приезжал лишь узкий круг поэтов, то теперь мероприятия посещает широкий круг людей.

Память и славу Александра Сергеевича чтят не только в пределах России, но и по всему миру. В настоящее время потомки Пушкина живут по всему земному шару. Во многих местах, которые связаны с жизнью и творчеством поэта, установлены мемориальные доски и учреждены мемориальные музеи или музеи-заповедники по сохранению культурного наследия. Здесь ведется большая просветительская и краеведческая работа. Однако, к сожалению, не везде дела обстоят таким же образом. Например, в Москве некоторые здания, тесно связанные с биографией Пушкина, находятся в плачевном состоянии и требуют реставрации. По-моему, это во многом объясняется коммерциализацией общества, когда подобная работа не приносит материальной выгоды.

Большой вклад в популяризацию пушкинских мест вносит создание туристско-рекреационного кластера. Эта тенденция является в настоящее время определяющей для всей индустрии туризма, в том числе для культурно-познавательного направления. В нашей стране до сих пор культурно-познавательный туризм доминирует как по числу туристов и экскурсантов, так и по объемам проданных туров во внутреннем и въездном туризме. Это объясняется богатейшим культурным наследием России. Создание туристско-рекреационного кластера предполагает консолидацию организаций, которые предоставляют основные услуги, входящие в туристический пакет: культурно-развлекательная программа, размещение, питание, трансфер. Благодаря этому в различных уголках страны, которые представляют туристский интерес, создаются крупные туристские дестинации. Подобные туристские дестинации в пушкинских местах России ежегодно принимают сотни тысяч российских и иностранных туристов.

Список использованной литературы Волович Н. М. Пушкинские места Москвы и Подмосковья. — М., 1979. — 231 с.: ил.

И. Ободовская, М. Дементьев Наталья Николаевна Пушкина. — М.: Советская Россия, 1985. — С. 43−44. — 368 с.

Раевский Н. А. Портреты заговорили // Избранное. — М.: Художественная литература, 1978. — С. 236. — 492 с.

Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина : 1799—1826/ Сост. М. А. Цявловский . — Л., 1991. — 784 с.

Фомичев С. А. Последний лирический цикл Пушкина. — Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1985, с. 52−66.

Осенью наш класс побывал с автобусной экскурсией в Пушкинских Горах. Мы посетили Михайловское, Святогорский монастырь, где меня удивила скромная могила поэта. В монастыре я впервые увидел посмертную маску Пушкина— белое гипсовое лицо на чёрном фоне. А потом мы отправились в Тригорское, где часто бывал ссыльный поэт. Мы шли пешком от Михайловского, той же дорогой, которой ходил Александр Сергеевич Пушкин, мимо его знаменитых трёх сосен (сейчас уже посажены молодые: две рядом, а чуть поодаль, через дорогу, — третья).

И кажется — вот сейчас по ней пройдёт поэт, постукивая любимой тростью. Есть в парке и яблоневый сад. Яблони старые, низкорослые, а яблоки на них удивительно ароматные. Да и весь воздух пропитан запахом прелой листвы, прудов и увядающих трав и цветов.

Пушкин очень любил Тригорское. А после такой замечательной экскурсии и я его полюбил.

Вариант 2

Какого значение сохранения культурного наследия страны? Зачем его охранять? Чья это обязанность? Именно этими вопросами и задается автор. Подчеркивая достоверность рассказа, Иосиф Теодорович Будылин не пересказывает то, что услышал от участника событий, а на протяжении всего текста цитирует.

Он считает, что необходимо беречь культурное наследие страны. Ведь оно хранит в себе целую историю о людях, о жизни в трудные времена. Именно эта культурная ценность и может являться источником духовных сил, вдохновения для людей. За его сохранение отвечает каждый человек в стране. Я полностью согласен с автором. Культурное наследие страны – это память о великих людей, о достойных подвигах, о развитии страны. Каждый человек в стране должен беречь его, передать все сохраненное молодому поколению.

Страна должна знать своих героев, гениев, великих людей. Ведь благодаря им наша страна процветала. Таким образом, я хочу сказать: беречь культурное наследие страны – это долг каждого человека.

В начале осенних каникул мы с классом ездили на экскурсию в Пушкинские горы. Хотя это и обязательная поездка все ждали её с нетерпением. Под конец четверти все только и говорили о ней и обсуждали, кто с кем будет ехать в автобусе и жить в гостинице.

С начала всё шло просто замечательно. Несмотря на то, что мы выехали рано, было очень весело. Никто не скучал. Кто-то слушал музыку или играл в телефон, а кто-то просто общался с друзьями и делился предположениями на ближайшие два дня.

Встретились с нашим экскурсоводом и отправились в Печорский монастырь. Нам рассказали много интересного как о монастыре, так и о его служителях и известных посетителях. Показали также и основные достопримечательности.

Следующий пункт нашей экскурсии был в Изборской крепости. Нам рассказали историю крепости, показали основные её укрепления и даже потайной ход. Нам предложили спуститься с нагорья к святым источникам. Когда дошли до них мы увидели неописуемой красоты пейзаж, украшенный довольно большим озером. В озере плавали белоснежные лебеди, которые придавали пейзажу некую романтичность.

Проехав пару часов, мы достигли главной цели нашей поездки — Пушкинские горы. Сначала мы посетили село Тригорское. Там в поместье семьи Керн нам рассказали о визитах Пушкина и о быте тех времён. Показали знаменитые баньку, ель-шатёр, дуб уединённый и солнечные часы из деревьев. Пейзаж был очень романтичный. Мы поняли, откуда Пушкин брал вдохновения на свои стихи.

После Тригорского приехали в Михайловское. Посетили дом, где Пушкин жил, домик няни. Нам показали Остров уединения, аллею Керн и самые красивые места села. Мы узнали много интересного о жизни поэта в ссылке, о его творчестве в Михайловском и об истории села в целом. Покинули Михайловское с неохотой. Уж очень было приятно ходить по этим живописным аллейкам и домикам.

После Михайловского нас привезли к могиле А.С. Пушкина. Мы возложили цветы и послушали интересный рассказ экскурсовода о памятнике и историю захоронения Пушкина.

Мы отправились домой переполненные впечатлениями от поездки. Каждый узнал много нового и интересного о Пушкине, местах, где он жил и знаменитых местах, находящихся неподалёку от Пскова.

  1. Отдых во время летних каникул.
  2. Экскурсия в Михайловское.
  3. Дом Пушкина.
  4. Усадебный парк и липовая аллея.
  5. Пора уезжать!

Приветствую тебя, пустынный уголок;

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…

Утром мы въехали в Пушкинские горы, которые расположены в двухстах километрах на юг от Пскова. Пушкинские горы – это Тригорское, Петровское, Михайловское, Святогорский монастырь с могилой Пушкина.

Не без трепета слушаю экскурсовода, захожу в дом и ощущаю себя рядом с Пушкиным, как будто и не отделяют нас два столетия. В маленькой гостиной чисто, просто и хорошо. Из нее две двери ведут в переднюю и на балкон.

А вот и кабинет поэта. Старинные вещи XIX века: мебель, дуэльные пистолеты, курительные трубки с чубуками. В кабинете личные вещи поэта. Слушая экскурсовода, узнаю, что хозяин дома любил бильярд, упражнялся в стрельбе.

Быстро пробежало время. Пора уезжать. Все садились в автобус, а я никак не могла надышаться тем воздухом, который бодрил по утрам Пушкина.

Проблема сохранения культурного наследия (по тексту И.Т. Будылину).

Исходный текст

(1)Жители села Пушкинские Горы рассказывали волнующую легенду. (2)Будто бы в тревожный 1918 год, когда пылали в округе дворянские усадьбы и Михайловское тоже не избегло пожара, в село вошёл красный отряд. (З)Пламя добиралось уже до домика няни, и вот командир разогнал поджигателей и потушил пожар. (4)Некоторые рассказчики добавляли, что он прочёл перед жителями Михайловского знаменитые пушкинские строки:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык.

(5)Эта легенда считалась образцом народного сказового творчества. (6)Но вдруг 18 февраля 1932 года ленинградский пушкинист Якубович получил необычное письмо.

(12)В архивах Пушкинского Дома нам удалось разыскать это письмо. (13)Мы готовы были опубликовать его, однако удалось разыскать и самого автора письма. (14)Гареева мы встретили в Москве и попросили его рассказать о том, как был спасён домик няни. (15)Приводим запись его рассказа.

«(16)Отгремели бои с Юденичем. (17)Нашу бригаду перебросили на границу, и штаб разместился в Свято горском монастыре, вблизи Михайловского. (18)Монахи повели нас осматривать окрестности.

(19)Перед церковной оградой на горке я заметил могильный памятник. (20)Спрашиваю:

(22)С чем можно сравнить чувство, охватившее меня? (23)Так остолбенеешь вдруг, встретив в самом неожиданном месте старого, давно забытого друга. (24)Передо мной пронеслось моё детство: степной аул Верхний Ахташ, начальная школа, учительская семинария, где я с увлечением изучал произведения Пушкина. (25)Потом начались войны, бои, мне было не до Пушкина, и я забыл о нём.

(26)На следующий день я поехал в Михайловское. (27)Песчаная дорога. (28)Медные стволы сосен. (29)На дворе, заросшем травой, толпится какой-то случайный народ. (ЗО)Угольная пыль покрывает фундамент разрушенного дома.

— (31)Что здесь было? — спросил я.

(ЗЗ)На всём лежала печать разрушения, видны были следы огня. (34)Подошли мы к какому-то полуразрушенному срубу. (35)Это и был домик няни — всё, что сохранилось от Михайловского. (36)Я вошёл в домик. (37)Косяки сорваны, окна и двери тоже. (38)Поднял голову — крыши нет: сквозь стропила виднеется небо.

(39)С того момента судьба Михайловского не выходила у меня из головы. (40)В Святых Горах разыскал я древнюю старушку, которая знала здешние места. (41)Повезли мы старушку в Михайловское, чтобы она рассказала нам о любимых аллеях поэта, о том, где он бывал, как жил.

(45)Решили мы восстановить домик няни. (46)Но как подступиться?

(47)Как-то в штаб явился человек учёного вида. (48)Он назвал себя пушкинистом Усти-мовичем и попросил нас оградить Михайловское от разрушения.

— (49)Мы делаем, что можем, — говорю я, — готовы даже реставрировать домик няни, да нет у нас представления о том, каким он был.

(50)И тогда Устимович положил передо мной на стол фотографии домика, его описания, зарисовки. (51)Сейчас же я вызвал начальника сапёрной роты Турчанинова и отдал приказ:

— Сапёрной роте выступить в Михайловское и восстановить домик няни.

(52)Сапёры с помощью Устимовича за неделю домик няни восстановили. (53)Какой это был праздник для всех нас!

(54) Политотдел бригады добился специального постановления уездного исполкома об охране домика и назначении в Михайловское сторожа.

Примерный круг проблем

  1. Проблема сохранения культурного наследия. (Что представляет собой культурное наследие страны? Почему необходимо его охранять? Кто отвечает за сохранение культурного наследия?)
  2. Проблема нанесения урона культурному наследию в годы исторических потрясений в стране. (Какое влияние оказывают военные потрясения, переломные моменты в истории страны на культурное наследие страны? Как противостоять губительному влиянию исторических потрясений на культурные памятники?)
  3. Проблема особенностей восприятия личности А.С. Пушкина. (В чём состоят особенности нашего восприятия личности А.С. Пушкина?)
  4. Проблема осознания человеком вечных ценностей и своей к ним причастности. (Что представляют собой вечные ценности? Кто может ощутить причастность к вечным ценностям?
  5. Проблема осмысления важности созидательной деятельности как основной жизненной цели. (Какова основная жизненная цель людей?)

Позиция автора

  1. Культурное наследие страны — это памятники литературы, архитектуры и других видов искусства, а также всё связанное с их творцами. Его необходимо беречь, потому что оно хранит в себе память поколений, является для людей неиссякаемым источником духовных сил и вдохновения. За сохранение культурного наследия своей страны отвечает каждый человек, и каждый может внести в его сохранение свой посильный вклад.
  2. Военные потрясения, переломные моменты в истории страны наносят иногда непоправимый урон культурному наследию страны. Важно, чтобы в годы тяжёлых испытаний люди помнили о необходимости бережного отношения к памяти о людях, составивших славу страны, о важности сохранения памятников для будущих поколений.
  3. Творчество А.С. Пушкина сопровождает нас с ранних лет, и поэтому мы воспринимаем поэта как близкого, знакомого человека, с личностью и произведениями которого связаны самые светлые впечатления.
  4. Культурное наследие страны, прежде всего произведения искусства, культурные памятники, представляет собой вечные, непреходящие ценности, причастность к которым может ощутить каждый, кто принимал участие в их сохранении и восстановлении, кто знаком с творчеством классиков.
  5. Созидательная деятельность естественна и органична для человека и является его основной жизненной целью. Даже в периоды, когда исторические события сотрясают страну, люди не перестают созидать и сохранять созданное их предшественниками для будущих поколений.

Вариант 1

Когда изменяются в стране политические и социальные взгляды, изменяется и архитектура. Горько видеть, как уничтожаются памятники нашей истории. Памятники не просто сооружения они содержат в себе историю. Именно поэтому Иосиф Теодорович Будылин в своем тексте поднимает проблему сохранения памятников культурного наследия. Во время гражданской войны в нашей стране было уничтожено множество культурных памятников. Автор рассказывает о селе Михайловское, месте, где Пушкин провел лучшие годы.

Многие места и объекты находили отражения в его произведениях. Но война разрушила их. Автор рассказывает, что дом поэта был разрушен и от него остался только фундамент. Все дома в селе пострадали от рук человека. Единственное, что сохранилось от Михайловского — полуразрушенный домик няни поэта. Память — это основа культуры и нравственности. Только настоящий патриот своей страны не останется равнодушным к исторической памяти. Автор повествует о командире, который спас домик няни от разрушения: “И вот командир разогнал поджигателей и потушил пожар”. Также автор повествует о том, что вскоре военными дом был отреставрирован и для всех это стало большим праздником.

Сохранить память о своей стране, предках, великих людей и передать воспоминания о них потомкам — наша обязанность. Таким образом, рассмотрев два примера, мы убедились, что эта проблема очень актуальна и в нынешнее время и касается каждого человека. Ведь культурные ценности должны сохранять все люди. И.Т. Будылин считает, что культурное наследие страны нужно беречь, потому что оно хранит в себе память поколений и является для людей источником духовных сил. Каждый человек в своей стране отвечает за сохранения культурного наследия. Я согласен с позицией автора. Я думаю, что новое поколение не должно забывать свою историю. Долг каждого человека перед своей страной заключается в сохранении ее культурного наследия.

Так, например, в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети” один из героев, Павел Кирсанов, уверен, что культура не заменима в жизни человека. Именно культура помогает человеку познать себя, она делает его нравственным и благородным. Таким образом, память о великих людях, о достойных подвигая должна сохраняться и передаваться молодому поколению. Люди должны знать своих героев. Ведь благодаря им наша страна процветала.

Вариант 2

Важно ли сохранить культурное наследие в современном мире? Именно этот вопрос возникает при чтении текста русского писателя В.П. Катаева. Размышляя над проблемой сохранения культурного наследия, автор приводит в пример свою историю. Он вспоминает, как в середине двадцатых годов, на Тверсоком бульваре стояли памятник Пушкину и Страстный монастырь. Писатель, привыкший видеть на том месте эти строения, болезненно ощущает их отсутствие.

Также тяжело было принять исчезновение Водопьяного переулка со всеми домами, составляющими его. На этом же месте для рассказчика открылась площадь — пустота, с которой нелегко было смириться. Память о том времени разрушается, как старый город, заполняя его новыми архитектурными сооружениями. Таким образом, чтобы примеры взаимосвязаны, так как они помогают понять читателю насколько автору тяжело осознавать перестановку и уничтожение памятников, что таких же неповторимых творений больше не будет. Авторская позиция заключается в том, что с уничтожением памятников — уничтожается и наша память. Наступает пустота — непонятное, незнакомое пространство похожее на сон: все вокруг знакомо, но в то же время нет, и не знаешь куда идти и что делать, чтобы вернутся домой. Я полностью согласна с мнением автора. Действительно, сохраняя культурное наследие, мы помним и не забываем наше прошлое, чтобы вместо пустоты в человеке была память о наших предках, о истории того времени.

В заключение хочется сказать, что памятники культуры несут огромную ценность для духовного развития человеческого общества. Очень важно помнить, восхищаться и гордиться этими прекрасными памятниками, которые несут в себе бесценную историю своего времени.

Вариант 3

В.А. Катаев — известный писатель, который затрагивает в произведениях важные темы, волнующие современное общество. В предложенном для анализа тексте автор ставит проблему сохранения культурного наследия. Чтобы привлечь внимание читателей, В.П. Катаев повествует о том, как памятник Гоголю переставили с Арбатской площади во двор особняка, а на его место поставили “другого Гоголя”, лишенного индивидуальности и поэзии. Рассказчик также болезненно воспринимает и отсутствие памятника Пушкину на Тверском бульваре, и “пустоту того места, где стоял Страстной монастырь”.

Писатель стремится показать читателю, что с исчезновением старой архитектуры город становится пустым и незнакомым. Позиция автора заключается в том, что необходимо сохранять наследие культуры, так как оно бесценно и хранит историю своего времени. Я абсолютно согласна с автором и считаю, что памятники культуры несут огромную ценность для духовного развития человеческого общества.

Подтверждение этой мысли можно найти в произведении И.С. Тургенева “Отцы и дети”. Евгений Базаров, говоря о перестройке России, пренебрежительно отзывается о произведениях искусства, считает их не значимыми для человека. Автор даёт понять читателю, что герой ошибается. Действительно, только влюбившись, Базаров осознает, что его представления об искусстве были ложными. Размышляя над поставленной проблемой, невозможно не вспомнить “Письма о добром и прекрасном” Д.С. Лихачёва.

В одном из писем автор рассуждает о том, как важно сохранить исторические памятники культуры. Писатель говорит, что каждый из них хранит историю своей эпохи. Но, к сожалению, таких памятников осталось не так много, поэтому каждый человек должен не остаться в стороне, а должен принять участие в сохранении культурного наследия. В заключение хочется сказать, что памятники культуры занимают важное место в духовной жизни человека, поэтому он не может оставаться равнодушным по отношению к ним.

Чванова Инна Николаевна

Здесь прошли его детские годы, сюда он постоянно мысленно возвращался, став взрослым.

Дом, в котором родился поэт, не сохранился. На его месте (сейчас - ул. Бауманская,40) теперь стоит школа им. А.С. Пушкина, а перед ней - бюст поэта работы скульптора Е.Ф. Белашовой.

Дальше мой путь лежит к Патриаршему собору в Елохове, где был крещён маленький Александр Пушкин.

Большой Харитоньевский переулок. Эта улица помнит юного поэта. Здесь, в доме на углу Чистопрудного бульвара и Большого Харитоньевского переулка, семья Пушкиных жила до 1801 года, а потом переехала в деревянный флигель усадьбы князя Н.Б. Юсупова. Дом № 21 по Большому Харитоньевскому и сейчас выглядит живописно, хотя эти двухэтажные палаты и перестраивались несколько раз. Детские впечатления навсегда остались в памяти Пушкина. Именно в Харитоньевский переулок приехала из деревни Татьяна Ларина. А сам Пушкин покинул этот дом в 1811году. Разлуке этой предстояло длиться целых 15 лет: впереди были Царскосельский лицей, блистательный Петербург и… 2 ссылки.

Вернулся Пушкин в любимый город только в 1826 году.

Ах, братцы! Как я был доволен,

Когда церквей и колоколен,

Садов, чертогов полукруг

Открылся предо мною вдруг!

А теперь – на Малую Никитскую. В доме № 12 часто бывал Александр Сергеевич. Это дом Василия Петровича Зубкова. С этим домом связана история первого московского увлечения поэта – свояченицей В.П. Зубкова и своей дальней родственницей – Софьей Федоровной Пушкиной.

Дальше - на Тверскую, 14. Сейчас здесь знаменитый Елисеевский гастроном, а в пушкинские времена дом принадлежал удивительной женщине, княгине Зинаиде Александровне Волконской. В её блестящем салоне собирались сановники и аристократы, поэты и художники, музыканты и актеры. Здесь устраивались чтения, на которых выступали Адам Мицкевич, Евгений Боратынский, Петр Вяземский и, конечно, Александр Пушкин. Здесь бывали концерты, ставились целые оперы. Во главе исполнителей стояла сама хозяйка, обладавшая замечательным голосом и великолепным актерским даром. В этом салоне 16 декабря 1826 года проходил вечер в честь Марии Николаевны Волконской, уезжавшей к мужу-декабристу в Сибирь.

Здесь же, на Тверской, в доме № 21 помещался когда-то Английский клуб. В этом старинном доме с античными колоннами и львами у ворот часто бывал Пушкин вместе со своими приятелями. А на Тверском бульваре в доме знаменитого тогда танцмейстера Йогеля произошла первая встреча Александра Сергеевича с юной красавицей Натальей Гончаровой. У Никитских ворот, в церкви Большого Вознесения происходило их венчание.

А теперь – на Арбат, к дому № 53, бывшему дому Хитрово. Накануне женитьбы Пушкин снял здесь квартиру. Здесь прошли самые счастливые месяцы его жизни. Это единственный особняк в Москве, где жил Пушкин. Печально, но факт, что только в 1937 году на стене дома появилась мемориальная доска, напоминавшая, что здесь жил великий поэт. А после 1917 года здесь были обыкновенные коммуналки. Лишь в 1972 году здание было передано Государственному литературному музею А.С. Пушкина. Потребовалось 14 лет, чтобы восстановить этот удивительный дом.

В этом двухэтажном доме с балконом и ажурными решетками Музей-квартира А.А. Пушкина. Какой же трепет охватывает перед этим священным для каждого русского местом!

Я открываю калитку, поднимаюсь на крыльцо, и вот – я в доме, стены которого помнят Пушкина. Хочется дышать этим воздухом, впитать эту удивительную атмосферу!

Переступаю порог зала первого этажа – и переношусь в пушкинскую эпоху. Здесь великолепные гравюры и литографии с видами Москвы 20-30-х годов 19 века. С портретов на нас смотрят современники Пушкина.

В гостиной бьют часы. Кажется, вот-вот соберутся гости, войдут поэт и его жена, зазвучат волшебные пушкинские стихи…

Я иду через анфиладу комнат. В Голубой комнате горят свечи в старинных канделябрах, на конторке, за которой работал поэт, - автограф его стихотворения и гусиное перо.

Залы на втором этаже квартиры почти пусты: ни единого предмета из этой квартиры не дошло до нас. Сюда не решились вносить непушкинские вещи. Но это не главное, главное –воздух, пространство, которое помнит Пушкина, его шаги, голос, облик. Явственно ощущаешь: Пушкин незримо присутствует в этой квартире, сопровождает приходящих сюда.

Я ещё вернусь к тебе, удивительный дом!

Наверное, будет естественно закончить свое путешествие по пушкинской Москве на Пушкинской площади, по которой, склонив голову, в задумчивости как бы идет по своему любимому городу… Александр Сергеевич Пушкин.

Назовите известные вам пушкинские места в Петербурге.

Жизнь и творчество Пушкина неотделимы от истории города.

Пушкин любил Петербург, он прожил в нем большую часть своей творческой жизни.

Коломна – одна из самых бедных частей города. Коломна не похожа ни на столицу, ли на провинцию. Жизнь в ней скучна и од­нообразна. Всегда очень тихо.

В доме вице-адмирала Клокачева, сохранившемся до наших дней (Фонтанка, № 185), жила семья Пушкиных. Здесь собирались друзья поэта, велись вольнолюбивые разговоры, читались эпиграм­мы и стихи.

Вечера Пушкин часто проводил в доме своего друга Никиты Всеволожского по Екатерингофскому проспекту, № 39, неподалеку от Коломны.

Молодого Пушкина привлекал и салон Олениных, проживав­ших по Фонтанке, № 101. А. Оленин, человек всесторонне образо­ванный, тонкий ценитель литературы и искусства, объединял во­круг себя культурных и талантливых людей, охотно посещавших его дом.

Многие дома на набережной Фонтанки связаны с именем Пушкина.

Витийством резким знамениты.

Сбирались члены сей семьи У беспокойного Никиты,

У осторожного Ильи.

В Петербург Пушкин возвратился после многих лет ссылки из­вестным всей России поэтом.

В здании Главного штаба помещался архив, в котором по раз­решению царя работал Пушкин. В этот период усиленных заня­тий историей России (1833-1835 гг.) Пушкин летом жил на даче в пригороде Петербурга – на Черной речке, – местности, на­званной так благодаря темному цвету воды, который придавали ей заросли ольхи, спускающей свои корни в воду. Несмотря на даль­ность расстояния, Пушкин ежедневно ходил в город для занятий. Погружаясь в изучение прошлого своей родины, поэт собирал ма­териалы и документы петровской эпохи, Пугачевского восстания. Изучал он также библиотеку Вольтера, хранившуюся в Эрмитаже.

Последние 4 Месяца Пушкин прожил в доме княгини Волконской по набережной Мойки, № 12. Здесь теперь открыт музей-квартира А.С. Пушкина.

В этой комнате Пушкин прочел анонимный пасквиль, так глу­боко его оскорбивший. Здесь же были написаны гневные, полные возмущения письма Геккерну.

В роковой день дуэли, 27 января 1837 г., около часу дня Пушкин вышел из дому и направился в кондитерскую Вольфа и Беранже на углу Мойки и Невского (ныне д. № 18), где встретил­ся со своим секундантом Данзасом. Оттуда они поехали на место дуэли – к Черной речке. Около 6 часов вечера тяжело раненного Пушкина привезли домой. На диване, окруженном книжными пол­ками, в тяжелых мучениях умирал поэт.

Рядом, в комнате, бывшей детской, висят портреты друзей, врачей, которые окружали умирающего поэта. Взволнованные за­писки В.Ф. Вяземской о состоянии здоровья Пушкина, бюллетени Жуковского, которые он вывешивал на входной двери, воспроиз­водят картину последних дней жизни поэта. Люди всех состояний и возрастов прошли через маленькую переднюю, где стоял гроб с телом Пушкина. На месте дуэли Пушкина, у Черной речки, был поставлен скромный обелиск. Биржевая площадь, одна из краси­вейших площадей города, названа Пушкинской.

Архив и музей Пушкинского дома на Тучковой набережной бережно хранят народное достояние – рукописи поэта, памятные предметы и вещи.

пушкинские места в России

Пушкинские места остаются популярными туристическими точками, которые ежегодно посещает множество студентов, школьников и гостей из-за рубежа. Любители литературы приезжают из всех уголков земного шара, чтобы увидеть то, чем жил и вдохновлялся великий русский поэт.

Усадьба Гончаровых

Пушкинские места: Усадьба Гончаровых

Были восстановлены главные элементы гончаровского комплекса, когда-то созданные известным архитектором того времени И.В. Еготовым. К сожалению, от высокого забора осталась только южная стена.

До нашего времени сохранились большие ворота, выполненные в форме замковых башен с острыми зубцами. Во дворе стоит особняк, окруженный полукругом хозяйственных построек. К дому примыкает два флигеля, к которым ведет пара переходов. Около имения расположен большой и величественный храм Иоанна Предтечи.

Усадьба Захарово

Маленький Пушкин любил ездить на деревню к бабушке. М.А. Ганнибал принимала у себя внука каждое лето на протяжении 1805-1810 годов. В 1811 году имение перешло к тете Александра, Аграфене Алексеевне.

Именно в имении Захарово поэт впервые узнал, что такое деревенский уклад жизни, перенеся этот опыт в свои произведения. Творец черпал вдохновение из красивой природы, архитектуры, повседневных занятий и общения со своей семьей – няней, бабушкой, братом и сестрой.

пушкинские места: Усадьба Захарово

К сожалению, дом был разрушен. Во время первой реставрации на фундаменте возвели деревянную копию, но та сгорела в 1933 году. Особняк отстроили только в 1999 году и превратили его в музей. Здесь можно посмотреть на вещи, хоть и не принадлежащие Пушкину, но хорошо передающие атмосферу тех годов.

Большие Вяземы

Пушкинское место Большие Вяземы

Усадьба обладает довольно интересной историей. Еще в 1585 году Борис Годунов получил в свое распоряжение участок земли, на котором возвел большой деревянный замок, храм, флигели и дом для бояр. Вокруг сооружений построили защитную стену, тем самым превратив Большие Вяземы в крепость. Во время Смуты в доме поселился Лжедмитрий. Затем поместье перешло во владения к Борису Голицыну, который занялся реставрацией дворца. Его дело закончил правнук в 1784 году. Благодаря ним усадьба сохранилась до наших дней. Сейчас в усадьбе находится Исторический литературный музей.

Дворец Волковых-Юсуповых

Дворец Волковых-Юсуповых

Дом-музей Пушкина в Москве

Пушкин оставил свой след и в центре Москвы, на Арбате. Он поселился там в 1831 году, снимая комнаты в двухэтажном здании. Именно здесь поэт провел самые счастливые годы своей юности. В стенах дома прошел мальчишник, а затем началась совместная жизнь с Н.Н. Гончаровой.

 Дом-музей Пушкина в Москве

Пушкинские горы

Пушкинские горы – поселение, расположенное в часе езды от Пскова. Здесь расположен большой музейный комплекс имени А.С. Пушкина, включающий восемь объектов:

В число построек входят две усадьбы, некогда принадлежавшие семье и друзьям поэта, и монастырь, где был похоронен поэт. Остановимся подробнее на самых значимых историко-литературных объектах.

Михайловское

Александр Сергеевич провел много времени в усадьбе Михайловское. Он посещал родовой особняк и в юности, и в зрелости. Именно здесь прошла его трехлетняя ссылка 1824-1826 годов. В 1911 году в имении устроили музей, который пережил две реставрации после пожара и Великой Отечественной войны.

Михайловское

Гости могут посетить несколько комнат, наполненных вещами, принадлежавшими поэту. В число доступных помещений входит кабинет Пушкина, где стоит его рабочий стол.

Петровское

Петровское имение принадлежало родственникам поэта, начиная с прадеда А.П. Ганнибала и заканчивая дядей В.П. Ганнибалом. В 1936 году из Петровского сделали музей, который пострадал от пожара в 1918 году. Сейчас для посещения открыты два особняка и живописный сквер с беседкой-гротом.

Петровское - пушкинское место

Тригорское

Поместье принадлежало Осиповым-Вульф, друзьям поэта, с которыми он сблизился во время своей ссылки 1824-1826 годов. Как и предыдущие здания, особняк пострадал в пожаре 1918 года. После войны начались работы по реставрации. В 1962 году был восстановлен дом, а в 1978 году возродили баню. Вторая постройка служила садовым домиком для поэта, где он любил проводить время.

Тригорское

Святогорский монастырь

Здесь был похоронен Пушкин и члены его семьи. Собор возвели еще в 16 столетии по указу Ивана Грозного IV. Ходит легенда, что монастырь поставили там, где пастух увидел икону Божьей Матери. Александр Сергеевич был частым гостем монастыря и посещал местные ярмарки. Он любил беседовать с церковниками и прихожанами. После 1924 года храм был закрыт некоторое время, и возобновил свою работу в 1992 году.

Святогорский монастырь

Стоит отметить, что пушкинских мест куда больше. Великий поэт успел побывать во многих городах и поселках России, а также за рубежом.

Читайте также: