Сочинение на тему основные мотивы лирики фета

Обновлено: 05.07.2024

Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого – природа, любовь и песня.

Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и края ржаное поле и густой тенистый лес – обо всем этом пишет он в своих стихах. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, она как будто замерла. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью:

Я пришел к тебе с приветом,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой…

Изображение природы у Фета наполнено зачаровывающей романтикой:

Что за звук в полумраке вечернем?

То кулик простонал или сыч.

Расставанье в нем есть, и страданье в нем есть,

И далекий неведомый клич.

Точно грезы больные бессонных ночей

В этом плачущем звуке слиты…

Природа у Фета живет своей собственной таинственной жизнью, а человек может быть

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветет.

Со временем в стихах Фета находим все больше параллелей жизни природы и человека. Ощущение гармонии наполняет строки поэта:

Солнца уж нет, нет и дня неустанных стремлений,

Только закат будет долго чуть зримо гореть;

О, если б небо сулило без тяжких томлений.

Так же и мне, оглянувшись на жизнь, умереть.

А. Фет не воспевает страстные чувства, в его стихах мы не находим слов глубокого отчаяния или восторга. Он пишет о самом простом – о дожде и снеге, о море и горах, о лесе, о звездах, передавая нам свои минутные впечатления, запечатлевая мгновения красоты. Светом и покоем наполнены такие поэтические шедевры Афанасия Фета, как “Шепот, робкое дыханье…”, “Я пришел к тебе с приветом…”, “На заре ты ее не буди…”, “Заря прощается с землей…” и другие.

Красота и естественность его поэзии совершенны, его стихи выразительны и музыкальны. “Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант…” – говорил о нем Чайковский. На стихи Фета было написано множество романсов, которые получили широкую известность.

Поэт передает в своих стихах “благоухающую свежесть чувств”, навеянных природой. Его стихи проникнуты светлым, радостным настроением, счастьем любви. Даже самые малейшие движения человеческой души не ускользают от внимательного взгляда поэта – он необычайно тонко передает все оттенки переживаний человека:

Шепот, робкое дыханье,

Серебро и колыханье

Свет ночной, ночные тени,

Ряд волшебных изменений

В дымных тучках пурпур розы,

И лобзания, и слезы,

В поэзии Фета почти нет действия. Чем сильнее захватывает поэта эстетическое восприятие мира, тем больше он удаляется от прозаичности. Надо сказать, что ее практически нет в чистейшей поэзии Фета. Каждое его стихотворение – это целая гамма впечатлений, мыслей, радостей и печалей.

Подтверждением этой мысли служат такие из стихотворений Афанасия Фета, как “Луч твой, летящий далеко…”, “Недвижные очи, безумные очи…”, “Солнца луч промеж лип…”, “Тебе в молчании я простираю руку…”.

Лирика этого интереснейшего русского поэта вечна благодаря отражению в ней чувств и переживаний, которые испытывает человек, не лишенный чувства прекрасного. Стихотворения Афанасия Фета трогают самые сокровенные струны души, передают нам ощущение удивительной гармонии окружающего мира.


Ноя 14, 2018 | 1 комментарий

Лирика Фета, основные темы и мотивы

Афанасия Фета всегда волновали проблемы страны, поэтому эти вопросы он поднимал в своей прозе, публицистических работах и мемуарах. В публицистике его гневные тирады обличали реальность существующего мира. Однако когда речь заходила о стихотворениях, о поэзии, то здесь все сразу менялось.

Особенности и своеобразие лирики Фета

По мнению поэта, лирика должна быть прекрасна и ее нельзя связывать с обыденностью жизни и проблемами. Лирика должна быть подобна музыке. Она должна воспевать красоту окружающего мира, возносить чувства прекрасного. Строки лирических стихотворений должны быть отдалены от политической грязи и грубости. Миссией поэзии должна быть служба красоте и всему прекрасному. В этом и заключалась особенность и своеобразие лирики Фета.

Лирика Фета темы и мотивы

Темы и мотивы лирики Фета

Когда мы читаем стихотворения Фета, то ощущаем наслаждение от счастья и умиротворение. Фет стал поистине мастером лирического пейзажа, отражая в нем человеческие чувства и раскрывая основные темы и мотивы, волнующие писателя. В своих стихах писатель воспевал природу, любовь, человеческое счастье и вечность. При этом вся его поэзия романтична. Однако в лирике Фета романтика не небесная, она вполне земная и постижимая.

Давайте остановимся на основных лирических направлениях поэзии Фета по отдельности.

Любовная лирика Фета

Мне очень нравится поэзия Фета. С особенным удовольствием я читаю стихи любовной тематики, а их у писателя множество. В его стихах любовь изображена во всех ее ракурсах и в разных оттенках. Здесь мы видим счастливую любовь, но вместе с тем, автор показывает, что это прекрасное чувство может нести в себе не только радость, но и страдания с муками переживаний. Так оно в действительности и есть. Ведь любовь может быть ответной и безответной. Любовь может быть искренней, а может быть наигранной. Чувствами могут как играть, так и отвечать взаимностью.

Очень много работ Фет посвящает своей единственной музе, женщине которую он очень любил, Марии Лазич. Однако смерть возлюбленной, такая неожиданная и необъяснимая, приносит писателю боль. Несмотря на это, время шло, летели годы, а он все равно любил ту, которую отняла судьба. И только в стихотворениях Фета его возлюбленная оживала и лирический герой мог поговорить с любимой.

Цикл, посвященный Марии Лазич, можно назвать шедевром любовной лирики, где каждый раз оживал родной женский образ. И даже спустя сорок лет, он все помнил ту женщину, которую потерял, и посвящал ей стихотворения. Может поэтому его стихи о любви — это не только любование и восхищение красотой, но и трагедийные переживания.

Знакомясь с любовной тематикой Фета, мы понимаем, насколько необыкновенной может быть любовь, которая творит чудеса.

Природа в лирике Фета

Кроме любовной лирики, поэт посвящает свои стихи теме природы. Когда я читаю стихи, посвященные поэтом природе, то создается впечатление что я рассматриваю картину. Мы не просто видим красивый пейзаж, а слышим окружающие его звуки. Все оживает, ведь автор наделяет природу человеческими образами. Поэтому у Фета рыдает трава, просыпается лес, овдовела лазурь. Фет был истинным певцом природы, благодаря которому мы видим всю красоту окружающего мира с его красками, звуками и настроением.

Философская лирика Фета

Будучи певцом любви и певцом природы, Фет не мог пройти мимо философских размышлений, ведь вопросы бытия волновали абсолютно всех. Поэтому и у Афанасия Фета имеется философская лирика, которая в основном формировалась под влиянием философии Шопенгауэра. Именно над его трудами писатель работал с переводами. Философские статьи Шопенгауэра были интересны Фету и он старался их не только переосмыслить, но и использовал в своих стихотворениях. Так, анализируя философскую лирику, мы видим размышления поэта о вечности, о мудрости бытия. Затрагивает Фет и вопросы свободы творчества, размышляет о тщетности человеческой суеты, о бедности познания человеком окружающей действительности, о низости обыденной жизни. И это только небольшой список философских рассуждений, которые автор раскрывает в своих стихотворениях, что относятся к философской лирике Фета.

Человек в лирике Фета

Изучив творчество поэта, мы с уверенностью можем сказать, что в основе его работ лежит особенная философия, где автор желает передать читателям как незримые, так и зримые связи человека и природы. По этим причинам, затрагивая тему природы, поэт пытается передать и многие оттенки человеческих переживаний, передать состояние и эмоции лирического героя. Взять бы знаменитое безглагольное стихотворение Шепот робкое дыхание, где состояние человека параллельно состоянию природы. Автор пишет о жизни сердца и тут же вспоминает жизнь природы.

Если говорить о лирическом герое творений Фета, то это человек, что живет в гармоничном мире, который соткан из природы. Это герой, который не хочет знать страданий, не желает видеть социальное зло. У него одно стремление — слияние с запредельным. Ведь только так он сможет ощутить настоящее чувство свободы. Наивысшим счастьем для лирического героя поэта является полное слияние с природой.

Как по мне, то наследие Фета бесценно, и мы должны быть благодарны человеку, который смог открыть читателю мир любви, философии, мир человеческих чувств. Главное — он обнажил красоту природы и мира в целом.

Сочинение: Основные мотивы лирики А. А. Фета

Лирика Фета по тематике не очень разнообразна. Это в ос­новном темы любви, природы, личностные переживания — те­мы, которые присущи практически всем поэтам. Но у каждого есть то, что отличает его поэзию от поэзии других. У Тютчева, например, преобладающим является философский мотив. У Фета основным мотивом, который встречается практически во всех его стихотворениях, является мотив огня. Ему в лири­ке противопоставлен мотив воды, моря. Можно встретить мо­тивы полета, гадания, двоемирия.

Мотив огня, как я уже упоминала, основной. Огонь был сти­хией Фета, так же как у Тютчева стихией была вода. Наверное, правы были мудрецы, когда говорили, что каждому человеку соответствует своя стихия.

Вдали огонек одинокий
Трепещет под сумраком липок;
Исполнена тайны жестокой
Душа замирающих скрипок.
[sms]

В этом стихотворени и вводится образ скрипки, которая вызывает в нашем сознании протяжные, печальные мелодии, и это еще больше убеждает нас в чем-то грустном и пла­чущем.

Огонь в лирике Фета часто связывается с одиночеством:

. Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
Я при свечах навела,
В два ряда свет — и таинственным трепетом
Чудно горят зеркала.

В этих строчках огонь, свеча сопровождают ритуал гадания. Поэтому огонь здесь воспринимается как нечто таинственное. Можно предположить, что это сближаются два мира — мир земной и мир небесный. Еще одно стихотворение, где гадание связано с чем-то личным:

. Помню я, старушка няня
Мне в рождественской ночи
Про судьбу мою гадала
При мерцании свечи.

Какая ночь! Алмазная роса
Живым огнем с огнями неба в споре,
Как океан, разверзлись небеса,
И спит земля — и теплится, как море.

Закинув голову, с улыбкой опьяненья,
Прохладного она искала дуновенья,
Как будто волосы уж начинали жечь
Горячим золотом ей розы пышных плеч.

Поэзия Фета неповторима и многогранна. Ее можно читать и перечитывать, и каждый раз в ней обязательно найдешь что-то новое и важное, которое раньше не смог заметить. Поэтому она вечно молодая и прекрасная. [/sms]

Афанасий Афанасьевич Фет был поэтом и приверженцем «чистого искусства. Он считал, что поэзия должна изображать мир лишь в одном аспекте — мир как красота. Фет ограничил свою поэзию тремя основными темами: любовь, природа, искусство.


Ещё одной особенностью любовной лирики Фета является автобиографичность. Все мы знаем, что в его биографии был трагический случай. Мария Лазич — девушка, которой он посвящал большую часть своих стихов и даже сборник. Поэт не мог простить себе её смерти. Он обожествлял её образ, делал его недосягаемым и неприкосновенным:

На заре ты её не буди,

На заре она сладко так спит;

Через 7 лет после трагедии, А.

Фет женится на сестре своего друга Василия Боткина. Но в том же сборнике, посвященном Марии Лазич, поэт признается:

Нет, я не изменил. До старости глубокой

Я тот же преданный, я раб твоей любви,

Он не питает чувств любви к своей жене, но уважает её. Она была его другом.

Шёпот, робкое дыханье,

Свет ночной, ночные тени.

Ряд волшебных изменений

Символичен здесь и образ зари — это и наступление нового дня и зарождение нового чувства любви:

…И лобзания, и слёзы,

Фет не только мастер изображать слияние природы и любви воедино, но и улавливать переходное состояние:

Вздохи дня есть в дыханье ночном..

В его лирике природа динамична:

Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река,

погорев золотыми каймами,

Разлетелись, как дым, облака.

Учись у них — у дуба, у берёзы…

Они стоят, молчат; молчи и ты.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

Мотивы лирики А. Фета.

В поэзии Фета различают пять основных мотива:

Поэт очень любил огонь, в любом его проявлении. Поэтому мотив огня в поэзии Фета является главным мотивом и часто встречается в стихотворениях:


Этот мотив у Фета имеет разный смысл. Где-то полёт — это стремление к новой жизни, в другом же стихотворении этот мотив может обозначать возвращение, любовь или начало новой жизни:

И в воздухе за песней соловьиной

Разносится тревога и любовь.

Как будто, чуя жизнь двойную

И ей овеяны вдвойне, —

И землю чувствуют родную,

и В небо просятся оне.

Этот мотив можно связать с мотивом огня. Ведь гадание непосредственно в лирике Фета происходит с помощью свечей:


5. Мотив луны и ночи.

Ночь в лирике Фета была образом времени и пространства. Он считал её своей подругой, доверял ей все свои тайны и страхи:


Чаще всего именно ночью у поэта происходило зарождение любви к женщине. Именно на фоне ночи можно было разглядеть это трепетное чувство. Только ночью можно понять истинность чувств человека:

Свет ночной, ночные тени,

Ряд волшебных изменений

Таким образом, в основе его поэзии лежит особая философия. Фет был мастером изображать природу и любовь воедино, отделять искусство от мирского, жить двойной жизнью, находить счастье в творчестве. Его поэзия богата мотивами и особенностями. Его стихи уникальны и неповторимы.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Афанасий Афанасьевич появился на свет в усадьбе Новоселки под городом Мценском Орловской губернии в семье дворянина Шеншина, где жил до 14-летнего возраста, после был определен в немецкую частную школу-пансион в эстонском городе Выро. Он стал одним из лучших учеников, начал пробовать сочинять стихи. Тогда же он получил известие от отца, которое изменило всю его жизнь.По анонимному доносу было назначено расследование, и стали известны двусмысленные обстоятельства его рождения.

Окончив университет в 1844 г., выбирает военную карьеру ради получения офицерского чина, чтобы вернуть себе утраченное дворянство. Службу проходит в южных провинциях России в кирасирском полку, после в кавалерийском полку, расквартированном возле Петербурга.



Фет в армии

В 1857 г. путешествует по Европе, в Париже обвенчался с Марией Боткиной, дочерью богатого купца-чаеторговца. В 1858 г., в чине штаб-ротмистра подает в отставку, так и не сумев выслужить дворянство. В 1860 г. покупает совершенно разоренное имение Степановку, которое за несколько лет превратил в образцовое и процветающее хозяйство с великолепным конным заводом, фермами, пасеками и плодородными угодьями. Тогда же сблизился с Львом Толстым, жившим недалеко в имении Ясная поляна, они часто навещают друг друга и переписываются. Толстому были близки взгляды поэта, он преклонялся перед творчеством Фета.



Мария Петровна Боткина

Фет много времени уделял переводам произведений Гете, Гейне, Шиллера, Мицкевича, античных поэтов Ювенала, Овидия, Вергилия, Лукреция и др.; перевел всего Горация, труды немецкого философа Шопенгауэра. За свою переводческую деятельность был удостоен Пушкинской премии, в 1886 г. избран членом-корреспондентом Академии наук.

21 ноября 1892г., страдая от болезни легких, оставив предсмертную записку, пытался совершить самоубийство: ударил себя в область сердца ножом, но умер не от незначительного ранения, а от внезапного сердечного приступа. Погребен в родовом имении Клейменово Орловской губернии.

Эффективно подготовиться к ЕГЭ по литературе помогут тщательно продуманные онлайн-курсы

Творчество поэта

Стремясь всеми возможными способами вернуть себе дворянский титул, Афанасий Фет пошел служить унтер-офицером. Затем в 1853 году в жизни Фета происходит переход в гвардейский полк. Творчество Фета даже в те времена не стоит на месте. В 1850 году выходит его второй сборник, в 1856 – третий.

В 1857 году поэт женится на Марии Боткиной. Уйдя в отставку в 1858 году, так и не добившись возвращения титула, приобретает землю, посвящает себя ведению хозяйства.

А. А. Фет является автором замечательных стихов для детей. Их популярность у юных читателей вызвана тем, что стихотворения поэта добры и удивительно понятны даже самым маленьким.

Любовная лирика Фета. Музыкальность поэтической речи



Мария Лазич

  1. Почему свой выбор я остановила именно на А. А. Фете? Чем явился для меня этот писатель?
  2. Необычные, яркие художественные образы, делают Фета единственным в своём роде,

4. Фет как певец, писатель, художник русской природы. Композиторы находили черты музыкальности, что делало стихи наиболее привлекательными. Это стало поводу к написанию прекрасных романсов. А всё потому, что свобода фантазии, мысли, чувств подарили поэту главную возможность — затрагивать струны человеческих душ.

5.Стих как кладезь впечатлений, эмоций, но в то же время тихий и спокойный. Позволяет оживать, придаёт ему необычайную эмоциональность богатство красок, гармония и игра звуков.

6. Самая открытая, откровенная страница поэзии. Трагическая история любви легла большим светлым пятном, придало произведениям горестную окраску, а читателям возможность поразмыслить над собственной жизнью, расставить приоритеты, задуматься о человеческих ценностях.

10.Подведение итогов работы, выведение главной мысли — художественные образы являются основой всей лирики поэта, а настоящее искусство нетленно!

В своей работе я попыталась доказать, что художественные образы в лирике А. Фета непохожи, уникальны, индивидуальны. Для этого использовала критическую литературу, биографию поэта, попыталась проанализировать стихотворения Афанасия Афанасьевича.

Пришла к выводу: основными составляющими его творчества являются лиричность, музыкальность, драматичность, одухотворённость.

Образ природы выступает в качестве связующего звена между внутренним и внешним миром. С его помощью стихи стали не просто набором удачных рифм, красивых фраз, а именно отражением всего того, чем когда-то жил поэт. Уходя с головой, отгораживаясь от реальной жизни, в них он находил всё то, что так долго не мог найти в реальной жизни — красоту, свободу, цельность, гармонию.

По способу выражения собственных мыслей Фета можно считать не просто поэтом, а поэтом — художником, поэтом-музыкантом. То, что выражается без труда словами, старается преподать в более выгодном свете, отходя от поставленных рамок, обращаясь к другим видам искусства. Причиной же драматичности в творчестве стала трагическая любовь самого поэта. Она надолго запомнилась, запала в душу, постепенно, до конца жизни, строчка, за строчкой выливаясь на бумагу. Кроме того, двойственность, противоречивость, а порой, и дерзость поэта сыграла не меньшую роль.

Из всего полученного получаем вывод, что индивидуальное творчество индивидуально во всём, присущая ему яркость заставляет навсегда полюбить этого поэта.

Особенности художественных образов в творчестве А. А. Фета.

Почему именно А. А. Фет, а не кто-либо другой? Чем так привлекательно и особенно его творчество? Попытаемся ответить на этот вопрос, докопаться до сути, познакомившись и проникнувшись его произведениями.

Старайся почерпать из жизни то людской! Все ей живут, не всем она известна;

А где ни глянь, повсюду интересна.

Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его

На стихи Фета было написано множество романсов, которые быстро завоевали широкую известность. Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и без края ржаное поле

и густой тенистый лес обо всем этом пишет он в своих стихах. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замерзшая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью, скрытой от невнимательного глаза. Обычно А. Фет в своих стихах останавливается на одной фигуре, на одном повороте чувств, и в то же время его поэзию

никак нельзя назвать однообразной, наоборот, — она поражает разнообразием и множеством тем. Особая прелесть его стихов помимо содержания именно в характере настроений поэзии. Муза Фета легка, воздушна, в ней будто нет ничего земного, хотя говорит она нам именно о земном. В его поэзии почти нет действия, каждый его стих — это целый род впечатлений, мыслей, радостей и печалей. Взять хотя бы такие из них, как «Луч твой, летящий далеко … «, «Недвижные очи, безумные очи … «, «Солнце луч промеж лип … «, «Тебе в молчании я простираю руку … «. И эта музыкальность — особенность лирики Фета.

Любовная лирика Фета — самая откровенная страница его поэзии. Сердце поэта открыто, он не щадит его, и этот драматизм его стихов буквально потрясает, не смотря на то, что, как правило, кончаются они светло, мажорно.

В годы военной службы Афанасий Фет пережил трагическую любовь, которая повлияла на все его творчество. Это была любовь к Марии Лазич, поклоннице его поэзии, девушке весьма талантливой и образованной. Она тоже полюбила его, но они оба были бедны, и А. Фет по этой причине не решился соединить свою судьбу с любимой девушкой. Влюблённые расстались. Лазич вскоре трагически погибла, но её образ на всю жизнь вошёл в любовные стихи Фета, придав им

Учись у них — у дуба, у берёзы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слёзы, И треснула, сжимаяся, кора.

Всё злей метель и с каждою минутой Сердито рвёт последние листы,

И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Её промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа.

Поэт воспевал красоту там, где видел ее, а находил он ее повсюду. Он был художником с исключительно развитым чувством красоты, наверное, потому так прекрасны в его стихах картины природы, которую он брал такой, какая она есть, не допуская никаких украшений действительности. В его стихах зримо проглядывает пейзаж средней полосы Росси. Во всех описаниях природы А. Фет безукоризненно верен ее мельчайшим черточкам, опенкам, настроениям. Именно благодаря этому поэт и создал изумительные произведения, вот уже столько лет поражающие нас психологической точностью, филигранной точностью. К числу их принадлежат такие поэтические шедевры, как «Шепот, робкое дыхание … «, «Я пришел к тебе с приветом … «, «На заре ты ее не буди … «, «Заря прощается с землей … «.

Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод,

Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод,

Эти ивы и берёзы,

Эти капли — эти слёзы, Этот пух — не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчёлы, Этот зык и свист,

Эти зори без затменья, Эти вздох ночной селенья, Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это всё — весна.

Именно в этом стихотворении проявляется небывалое мастерство поэта в описании природы. Если раньше в её описании царило обобщение, то в поэзии Фета она изображена детально. Но не только это необычно, а то, что всё это одна фраза (будто бы произносимая м имолётно, на одном дыхании), а все её части — назывные предложения. Фет с их помощью

Здравствуй! тысячу раз привет тебе, ночь! Опять и опять я люблю тебя,

Робко, свечу потушив, подхожу я к окну … Меня не видать, зато сам я всё вижу … Дождусь, непременно дождусь:

Калитка вздрогнет, растворяясь,

Цветы, закачавшись, сильнее запахнут, и долго, Долго при месяце будет мелькать покрывало.

Уноси моё сердце в звенящую даль, Где как месяц за рощей печаль;

В этих звуках на жаркие слёзы твои Кротко светит улыбка любви.

О дитя! Как легко средь незримых зыбей

Доверяться мне песне твоей:

Выше, выше плыву серебристым путём, Будто шаткая тень за крылом

Вдалеке замирает твой голос, горя, Словно за морем ночью заря, —

И откуда-то вдруг, я понять не могу, Грянет звонкий прилив жемчугу. Уноси ж моё сердце в звенящую даль, Где кротка, как улыбка, печаль,

И всё выше помчусь серебристым путём Я, как шаткая тень, за крылом.

Нелегко было быть первым читателем этого стихотворения сразу принять его.

Проанализировав стихи и биографию А. А. Фета, я заметила некоторую странность, двойственность восприятия мира поэтом. С одной стороны, он трезво смотрит на реальную жизнь, дорожит каждым мгновеньем (это, вероятно, от того, что он строгий помещик, далеко не романтик), с другой стороны поэзия его хрупкая тонкая материя, доступная не каждому читателю. Может быть, его близкие друзья были правы, говоря, что по его стихам невозможно понять его биографию в отличие от других поэтов. Сразу вспоминаю стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, где чётко отражены жизненные ситуации. Но я сделала вывод, что по творчеству А. А. Фета можно судить о его отношении к женщине, родной природе. Используемые им художественные образы делают его творчество индивидуальным, особенным, одухотворёнными, драматичным. Естественность — главное, что определяет весь строй его художественной системы.

Время безоговорочно подтвердило ценность поэзии А. А. Фета, показало, что она нужна нам, людям ХХI века. Сияние его стихов широко разлилось по небу русской лирики. А отзвуки дивной музыки между строк ещё долго будут носиться под её высокими сводами 1

1) Н. П. Сухова. Соловьиное эхо. Повесть о жизни и творчестве А. А. Фета. 2) Н. Скатов. Русские поэты Фёдор Тютчев, Афанасий Фет.

Значение творчества Фета

Несмотря на нападки демократической критики, которая считала поэзию Фета бессодержательной, бесцельной и пустой из-за отсутствия социальных мотивов и гражданского пафоса, творчеству Фета давали высокую оценку Толстой, Достоевский, Тургенев и др. Фет был не созвучен своей общественной эпохе, не совпадал взглядами со временем и модой. Не понятый многими своими современниками, он определил развитие поэзии XX в., став предвестником зарождения течения символизма.

Мы сделали подборку лучших онлайн-курсов для эффективной подготовки к ЕГЭ

Последние годы жизни

Смерть настигла поэта 21 ноября 1892 года в Москве в своем доме на Плющихе. Фет скончался от сердечного приступа. Афанасий Афанасьевич был похоронен в родовом имении Шеншиных в с. Клейменово Орловской губении.

Читайте также: