Сочинение на тему оркестр

Обновлено: 02.07.2024

Получают знания в составе симфонического оркестра, его группах и отдельных инструментах, учатся разбираться в их тембрах, используя соответствующий опыт приобретенный в 1 и 2 классах.

Важно, чтобы учитель, постоянно стимулировал детей и их родителей к слушанию симфонической и другой музыки дома (по радио, телевидению, записывая при необходимости понравившиеся произведения на магнитофон или видеомагнитофон, если есть возможность). Многое может дать и приобретение грампластинок с записью музыки, доступной детям для слушания.

Музыкальный материал для слушания:

Современный симфонический оркестр.

История знает немало музыкальных ансамблей при дворах европейских королей и герцогов в ХV — ХVI веках. Тогда же в некоторых европейских городах — в Венеции, Познани — стали возникать более чем менее постоянны ансамбли духовых и струнных инструментов. Они предназначались уже не длязнати, а для всех горожан. Такие ансамбли, по количеству музыкантов и разнообразию инструментов уже напоминавшие оркестр исполняли музыку для танцев, уличных шествий.

Музыкальные коллективы и многие им подобные нельзя назвать подлинными симфоническими оркестрами. Оркестр в современном смысле слова возник лишь тогда, когда инструментальная музыка перестала обслуживать быт людей, когда композиторы начали писать инструментальные произведения, предназначенные не к случаю, а для специального исполнения, перед публикой. Это связано с зарождением светской инструментальной музыки, с появлением новых музыкальных жанров: оперы, балета и оратории, а позже симфонии, увертюры и концерта. Таким рубежом с которого мы можем начинать историю оркестра, был конец ХVI века. Судьба симфонического оркестра сложилась бы вероятно иначе, если бы в ХVI веке не была создана скрипка. В пору, когда в оркестре еще безраздельно господствовали струнные виолы и лютни, инструментальные мастера Италии, Франции и Тироля создали новый музыкальный инструмент. Его красивый сочный тон, его виртуозные возможности не замедлили обратить на себя внимание музыкантов. Скрипка вошла в оркестр, постепенно вытеснив виолу и в значительной мере определила весь дальнейший оркестровый стиль. В ХIХ веке столь же решительное влияние на развитие оркестра оказало усовершенствование духовых инструментов: валторн и труб, флейт и кларнетов.

Как устроен симфонический оркестр? Попытаемся представить себе его строение. Имеет ли значение, сколько музыкантов входит в состав оркестра? Можно ли ввести в оркестр любой музыкальный инструмент или же выбор их подчинен каким-то определенным законам?

Музыкальная практика нескольких веков выработала различные типы оркестров; каждый из них имеет свои особенности: определенный состав инструментов и их количество. Инструментальный симфонический оркестр в наше время состоит из четырех семейств родственных инструментов, музыканты называют их оркестровыми группами: струнные, деревянные, духовые, медные, ударные. Большинство исполнителей в симфоническом оркестре может быть различным. Сейчас наибольшее распространение в крупных городах всего мира получил большой симфонический оркестр. Он закрепился в музыкальной практике примерно со второй половины ХIХ века — в эпоху Вагнера, Чайковского и Римского — Корсакова. Как показывает само название такого оркестра, его отличает значительное количество участников. Но главный признак, по которому узнают большой симфонический оркестр — это присутствие трех тромбонов и тубы — мерных духовых инструментов, обладающих исключительной силой звука.

Число других инструментов в большом симфоническом оркестре может меняться. Изменяется количество струнных инструментов, однако и оно не может быть произвольным: это повредило бы красоте звучания всего оркестра. Если уменьшается число исполнителей в струнной группе, изменяется количество музыкантов и в духовых семействах. Иначе в оркестре было бы нарушено равновесие звучности. Ударная группа оркестра в ХVIII — ХIХ веках занимала подчиненное положение. Непременным членом оркестра были только литавры. Другие ударные инструменты — большой или маленький барабан, тарелки или треугольник — появлялись эпизодически. В наше время роль ударных чрезвычайно возросла, но состав их по-прежнему непостоянен. Наиболее употребительный оркестровый состав в наши дни — тройной.

Историческим предшественником большого состава оркестра был так называемый классический состав. К концу ХVIII столетия, когда завершался творческий путь Гайдна и Моцарта, а Бетховен лишь задумывал создание своих трех симфоний, он сформировался в следующий вид:

10 первых скрипок 2 флейты 2 валторны 2 литавры

8 вторых скрипок 2 габой 2 трубы

6 альтов 2 кларнета

5 — 6 виолончелей 2 фагота

3 — 4 контрабаса

Расположение музыкантов в инструментально симфоническом оркестре. В разные эпохи возникали вопросы, например: а как рассаживаются в концерте музыканты оркестра? Можно ли как попало разместить на эстраде 80 — 100 исполнителей? Конечно, нет. Как же целесообразнее расположить на концертной эстраде такую большую группу музыкантов, чтобы различие по силе звука и тембру, инструменты образовали равномерно звучащий ансамбль? Каким образом рассадить исполнителей так, чтобы взмах палочки дирижера был виден каждому музыканту?

С тех пор прошло да столетия. Деятельность десятков дирижеров и оркестров помогла выработать определенный принцип расположения симфонического оркестра на эстраде. Стало ясно, что музыканты хорошо видят дирижерскую палочку, если их рассадить веерообразно, а дирижера поместить в месте предполагаемой оси веера. Опыт многих дирижеров подсказал и другое: все однородные инструменты целесообразнее собрать вместе — в одну линию или группу. Это позволяет музыкантам лучше слышать друг друга в совместной игре и создает компактное, согласованное звучание каждой оркестровой группы.

Оркестр отнюдь не механическое и послушное орудие. Это, общественный организм, коллектив любых людей. У них есть и своя психология и свои рефлексы. Им можно руководить, но его нельзя оскорблять. Прежде всего его надо утихомирить, а еще больше — уважать, ценить и беззаветно любить.

Попутно с совершенствованием скрипки, происходило и постепенное совершенствование неуклюжего смычка, бывшего в употреблении в ХVI столетии. Этот бесконечный длительный путь пришел, наконец, к своему завершению, по-видимому только ко времени знаменитого французского скрипичного мастера конца ХVIII века Франсуа Турта, которому и приписывается честь этого усовершенствования.

Теноровые скрипки — собственно альты в современном оркестре — в старинных партитурах почти неизменно излагались в альтовом или меццо-сопрановом ключе и обычно не обозначались.

Около 1640 года в оркестр начали постепенно проникать виолончели и контрабасы.

В симфоническом оркестре смычковые инструменты представляют собою наиболее многочисленную группу, а скрипки, если только исчислить их по признаку наибольшего представительства, обычно принятого сейчас, составит ровно половину. Это значит, что в оркестре первых и вторых скрипок вместе будет столько, сколько альтов, виолончелей и контрабасов. В современной — же музыке деятельность скрипки отнюдь не исчерпывается ее участием только в симфоническом оркестре. Ничуть не менее деятельное участие она принимает и в оркестре струнных инструментов без какого-либо вмешательства инородных голосов, и в камерной музыке, где обязанности ее вполне исчерпаны.

Подлинный альт, которым пользовались только исполнители — концертанты и который строили такие выдающиеся мастера, как Гаспаро да Сало, Маджини и Страдивари, уже в то время был представлен в нескольких размерах и был совершенно недоступен тогдашним оркестровым музыкантам.

Альт также как и скрипка, настроен квинтами, но звучность его немного гнусава, чуть сурова и в меру привлекательна.

Альт занимает промежуточное место между скрипкой и виолончелью, но он ближе примыкает к скрипке, чем к виолончели.

К середине ХVIII столетия, под влиянием композиторов неаполитанской школы, значение альта в оркестре постепенно падает и он переходит на поддержку средних голосов, в основном исполняемых вторыми скрипками.

Словом в оркестре обязанности альта уже не исчерпаемы. Несколько иначе он звучит в камерной музыке, где ему поручают задачи значительно более сложные.

Из русских композиторов альту, посвятили большую сонату Антон Рубинштейн, а Александр Глазунов оставил очаровательную элегию — единственное сочинение для альта, написанное этим выдающимся композитором недавнего прошлого.

Особенно выразительно звучит у альтов мелодическое проведение в среднем отрезке общего оркестрового звукоряда. В сочетании с английским ражком альт звучит великолепно и таких случаев в оркестре очень много.

Легко согласится теперь, что в оркестровой деятельности альта произошли такие перемены, что трудно себе представить его былой упадок, — это кажется уже почти неправдоподобным…

Трудно с трудной достоверностью сказать, когда возникла современная виолончель. Возникала ли современная виолончель вполне самостоятельно или она явилась следствием длительного совершенствования баса виолы или гамбы — сказать невозможно. Но время судило иначе и удержало в памяти имена двух мастеров, особенно прославившихся производством виолончелей.

Но что же все-таки представляет собою современная виолончель и на что она способна в оркестре? Этот инструмент, также как и все прочие представители семейства смычковых инструментов, имеет четыре струны, настроенные бинтами. Они звучат октавой ниже альта и дают Do и Sol большой октавы и Re и La малой. Благодаря этому объем виолончели очень велик, а характер его звучания чрезвычайно разнообразен. Каждая струна виолончели имеет свою собственную окраску звука, свойственную ей одной Низкий регистр виолончели соответствует низкому мужскому голосу bassaprofundo и обладает большой полнотой звука. Этот отрезок звукоряда виолончели очень хорош в музыке мрачной, таинственной и драматичной.

В техническом отношении виолончель вполне совершенный инструмент. Ей доступны все технические тонкости, свойственные скрипке и альту, но для своего воспроизведения они, как правило требуют большей затраты труда. Словом техника виолончели сложнее скрипичной хотя и столь же блестяща. С первых дней появления виолончели в оркестре и на протяжении целых столетий положение ее там было крайне незавидным, никто из современников тогда даже и не догадывался о богатейших художественно — исполнительских возможностях виолончелей. Даже в те времена, когда музыка резко двинулась вперед, обязанности виолончели оставались столь же скромными и даже убогими. Такой великий мастер оркестра, как Иоган-Себастьян Бах ни разу не поручил виолончели певучей партии, в которой она могла бы блеснуть своими качествами.

Бетховен был несомненно первым композитором — классиком, угадавший истинное достоинство виолончели и поставившим ее, на то место в оркестре, какое ей подобает по праву. Несколько позднее, романтики — Вебэр и Мэндельсон — еще более углубили выразительные средства виолончели в оркестре. Им понадобилась уже звучность таинственная, фантастичная и возбужденная, и они, найдя ее в звуках виолончели, воспользовались ею достойнейшим образом.

Деревянные духовые инструменты.

В настоящее время объединение деревянных духовых инструментов представлено четырьмя основными и двумя добавочными видами, отличающимися друг от друга не только чисто природными свойствами, но и присущими каждому из них качествами и особенностями. В оркестре прошлого, которыми композиторы пользовались до самого начала ХIХ столетия, деревянные духовые инструменты применялись в достаточно ограниченном составе и не всегда равномерно. С развитием более утонченных художественных средств оркестра, вообще сильно возросли возможности и деревянных духовых.

Флейта в ХVIII столетии пользовалась такой любовью своих современников, что одно время стала чем-то вполне неотъемлемым в их повседневной жизни. Играть на флейте вплоть до середины ХIХ века почиталось признаком хорошего тона, и флейта также как и лютня, арфа или фортепиано, вскоре появилось на сцене в качестве достойного участника драматического спектакля. Среди разновидностей обыкновенных флейт наибольшим распространением пользуется малая флейта и несколько меньшая — альтовая.

Вторая разновидность обыкновенной флейты использована Римским-Корсаковым, стремившимся обогатить оркестр столь обаятельным в звучании флейта низкими ступенями ее звукоряда. Наконец, последняя разновидность флейты известна под именем басовой флейты, или альбизифона. Этот инструмент был построен свыше пятидесяти лет тому назад, но в оркестре встречается, к сожалению, еще крайне редко.

На что же теперь способен гобой в оперно-симфоническом оркестре? Как уже известно, его тембр, от природы немного гнусавый, очень напоминал пастушеский рожок или дудочку — свирель. Искренность гобоя и его выразительность не знает себе достойного соперника, а четкость в выполнении технических узоров вообще вне всякой похвалы.

В заключение повествования о гобое любопытно вспомнить отзыв о нем Глинки.

Третий представитель семейства деревянных духовых инструментов — кларнет, принадлежит к числу наиболее молодых участников этого объединения. Он возник в Германии около 1700 года.

Кларнет в своем первобытном виде существовал с давних пор в еще народной дудочки низшего порядка в очертании короткой цилиндрической трубочки, а эти простые дудочки были известны нам с бьющимся языком вырезанным из камыша или с подвязанным к клюву отдельным языком. Сейчас кларнет представляет собою великолепный инструмент, располагающий огромным объемом в четыре неполных октавы — от mi малой октавы по письму. В низком регистре кларнет звучит немного мрачно и сурово.

Одним из самых выдающихся открытий в области инструментального строительства середины прошлого столетия было создание нового духового инструмента — саксофона, в котором чрезвычайно удачно объединились характерные особенности медных и деревянных духовых инструментов.

Семейство саксофонов, предназначавшееся первоначально для военно-духовых оркестров по крайней мере во Франции и Бельгии было тогда же и введено. Со дня рождения саксофона прошло около семидесяти пяти лет, когда Европа была буквально ошеломлена сначала слухами о возникновении gazza, а потом — спустя несколько лет — восхищена и с головой увлечена прибывшим из Нью-Йорка в Париж первым негритянским gazz — оркестром. Остается последний представитель объединения деревянных духовых инструментов — фагот.

В ХVI столетии, еще задолго до изобретения фагота, все басовые голоса духовых язычковых инструментов удерживались различными видами низких инструментов. Во Франции и Германии усовершенствованные фаготы были приняты в оркестрах военной музыки, и уже в 1741 году они были введены в оркестрах французской гвардии и дианских полков маршала Саксонского. Таким образом создался современный фагот — вполне совершенный в техническом отношении. Его огромный объем простирается от sid контроктавы до re второй и весь его звукоряд распадается на несколько чрезвычайно характерных в своем звучании регистров.

Медные духовые инструменты.

Медная группа сформировалась позже, чем другие оркестровые объединения. Разнообразны по характеру и соло медных инструментов.

Валторна. Прародителем современной валторны был рог. С незапамятных времен сигналы рогов возвещали начало сражений. В ХVII веке валторну стали вводить в оперу, но лишь в следующем столетии она стала постоянным членом оркестра. Валторна — самый поэтический инструмент в группе медных духовых. Ее звук полный, благородный и мягкий. В низком регистре тембр валторны несколько мрачен, в верхнем очень напряжен. Валторна может порой звучать блестяще и стремительно.

Туба. В отличии от других представителей медной группы, туба — довольно молодой инструмент. Она была построена во второй четверти ХIХ века в Германии.

Туба — хроматический инструмент. Расход воздуха на тубе огромен: порой особенно в низком регистре исполнитель вынужден менять дыхание на каждом звуке.

Ударные инструменты.

Название четвертой группы инструментов в симфоническом оркестре произошло от способа извлечения звука — удара по натянутой коже, по металлическим пластинкам, по деревянным брускам и т.д. Если мы взглянем в левый угол эстрады, где располагается эта группа, то сразу заметим, что во всем прочем ударные различаются и формой и величиной, и материалом, из которого они сделаны, и, наконец характером звука. Кроме того ударные принято делить на две большие группы. К первой относятся те которые имеют настройку. Это — инструменты с определенной высотой звука! Литавры, колокольчики, ксилофон, колокола. Инструменты другой группы не имеют настройки и издают относительно более высокие или низкие звуки, лишенные определенной высоты. Это треугольник, бубен, малый барабан, тарелки, тамтам, кастаньеты. Роль ударных не столь разнообразна, как роль струнных или духовных: большинство из них лишено возможности воспроизводить мелодию, многогласные аккорды.

В музыке ХХ столетия роль ударных в оркестре заметно обогатилась. Нередко их тембр становится носителем самой музыкальной мысли.

В 1961 году в Страсбурге был организован специальный ансамбль ударных. В его составе — 140 инструментов, на которых играют 6 исполнителей. Недавно подобный ансамбль возник в Москве под управлением Марка Пекарского.

И в заключении каждый оркестр — это общественный организм. Все его органы, части, клетки связаны. Перестает работать одно — нарушается деятельность целого. Каждый оркестр — это особое государство, страна но страна удивительная. Она живет музыкой. В музыке видит она место, цель и радость своей жизни.

Список литературы.

Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада — к начальной школе. Воронеж 1998г. — 351 с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР

Ф.И. УЧАЩЕГОСЯ: ГУЛЯЕВ КОНСТАНТИН

РУКОВОДИТЕЛЬ: НОСКИНА Л.Д.

История I

Как развивался симфонический оркестр

В античные времена инструменталисты объединялись вместе для исполнения торжественной музыки ещё задолго до того, как оркестр сформировался как коллектив.

hello_html_4c67e126.jpg

Симфонический оркестр

hello_html_21b9b51.jpg

Античный театр. Древняя Греция и Рим

Путь от площадки античного театра до современного оркестра представляет собой долгий путь истории европейской музыки. Я напишу о кратком пути развития симфонического оркестра.

Развитие оркестра связано с постоянным совершенствованием музыкальных инструментов.

Около 1702 года этим словом впервые было обозначено небольшое пространство, предназначенное для ансамбля музыкантов – инструменталистов, сопровождавших оперу. Так называли инструментальные группы в камерной музыке. В середине XVIII века было введено решающее различие для истории оркестра: многочисленному оркестру противопоставили малую камерную музыку – ансамбль. До этого времени чёткой грани между музыкой камерной и оркестровой не проводили.

Композиторы XIX – XX вв. стремились обогатить звуковую палитру оркестра, и поэтому они ввели в оркестр ряд инструментов, которые обладали особыми техническими и тембровыми возможностями.

Таким образом , оркестр – это большой коллектив музыкантов, которые объединяются для совместного исполнения музыкальных произведений.

Если в XVIII веке оркестры были только в Европе, и их было несколько десятков, то теперь они есть во всех частях света и их насчитывается несколько тысяч.

Состав современного большого симфонического оркестра колеблется от 80 до 130 человек, которые по воле дирижёра образуют музыкальный инструмент, способный выразить и передать звуками любое музыкальное содержание, любой образ, любую мысль. У оркестра много возможностей звучания: от громоподобного звука до едва слышного, от остро резкого до ласкающе – мягкого.

История II

Симфонический оркестр – дружная семья

hello_html_m1993b76d.jpg

поэт Юрий Левитанский

Есть в музыке такая неземная,

как бы не здесь рождённая печаль,

которую ни скрипка, ни рояль

до основанья вычерпать не могут.

И арфы сладкозвучная струна

или органа трепетные трубы

для той печали слишком, что ли, грубы,

для той безмерной скорби неземной.

Но вот они сошлись, соединясь,

в могучее сообщество оркестра.

Самый маленький оркестр состоит из 15 человек. А самый большой. На торжественных церемониях под открытым небом иногда собиралось до 1000 музыкантов из нескольких оркестров.

Инструменты в оркестре распределяются по своим семьям:

Семья струнно - смычковых инструментов;

Семья деревянных духовых инструментов;

Семья медных духовых инструментов;

Семья ударных инструментов;

В струнно-смычковую группу входят: скрипки, альты, виолончели и контрабасы:

скрипки - высокие ;

альты – средние;

виолончели – низкие ;

контрабасы – очень низкие

hello_html_3edbfb97.jpg

Эта группа является основой симфонического оркестра.

Первые симфонические оркестры состояли главным образом из смычковых струнных инструментов, к которым могло быть добавлено 3 -4 духовых инструмента.

В современном симфоническом оркестре примерно 60 – 70 струнных инструментов делятся на 5 партий:

16-18 первых скрипок

14-16 вторых скрипок

10-14 альтов

6-10 контрабасов

Ведущими инструментами в группе являются скрипки первые и вторые

Контрабасы – на октаву ниже виолончелей и раза в два больше них. На контрабасе играют или стоя, или сидя на специальной высокой табуретке.

Группа деревянных духовых состоит из флейт, гобоев, кларнетов, фаготов.

hello_html_315eecc9.jpg

группа деревянных духовых инструментов

флейта – высокий ;

гобой – средний;

кларнет – низкий ;

фагот – очень низкий

Для разнообразия тембральных красок оркестра добавляются английский рожок, флейта - пикколо, кларнет - пикколо, бас - кларнет, котрафагот.

В группу медных духовых инструментов входят: валторны, трубы, тромбоны, туба:

труба – высокий;

валторна – средний ;

тромбон – низкий ;

туба – очень низкий

hello_html_344bd19a.jpg

группа медных духовых инструментов

И, наконец, группа ударных инструментов состоит из большого и малого барабанов, литавр, тарелок, треугольника и т.д.

группа ударных инструментов

hello_html_6ab13ba.jpg

литавры большой барабан малый барабан

колокола треуголник тамтам

Главными в этой группе являются литавры. В отличие от барабанов, бубнов, тарелок они имеют определённую высоту звука. Кожа, натянутая на котёл, настраивается на конкретную ноту. А с помощью специального механизма эту ноту можно перестраивать. Но это долго, поэтому, чтобы сыграть на литаврах мелодию из нескольких звуков, в оркестре используются несколько литавр, по-разному настроенных; чаще всего три. Но на трёх нотах мало что сыграешь. По этой причине литавры используются в оркестре только иногда, в особых местах — очень громких или особо красочных, а в паузах литаврист может не спеша перестроить свои инструменты. В большинстве классических симфоний литаврами и ограничивается ударная семья. Другие ударные иногда вводились для особых целей. Например, в Военной симфонии Гайдна барабаны и тарелки подражают военному оркестру.

Уже в XIX веке ударные военного оркестра – большой и малый барабаны, тарелки, треугольник – становятся постоянными членами симфонического оркестра. К ним же присоединяется и огромный низкий гонг – тамтам. Все эти инструменты без определённой высоты звука. Всё же условная высота у них есть. Маленький звенящий треугольник записывается наверху, а рокочущий в басах тамтам – внизу. Но в самом верху семьи всегда записываются литавры. Как и валторны в медной семье, литавры – самые страшные в семье ударных инструментов.

Включались иногда в оркестр и ударные инструменты другого типа – с определённой высотой звука. Кто из вас не играл на детском металлофоне? И по виду, и по звуку он очень похож на оркестровые колокольчики. Только колокольчики играют все звуки хроматической гаммы, и пластинки на них располагаются в два ряда – как белые и чёрные клавиши фортепиано. А есть ещё и большие трубчатые колокола. На металлическом каркасе подвешены такие же металлические трубки разной длины. Если ударить по такой трубке молотком, раздастся густой звон, очень похожий на колокольный звон. У каждой трубки своя высота, поэтому на таких колоколах можно отстучать мелодию. В XX веке к этим инструментам добавились ксилофон, виброфон и маримба.

Многочисленные ударные инструменты, давно известные в народной музыке разных стран и континентов, вошли в состав симфонического оркестра XX века. Это и испанские кастаньеты , и латиноамериканские маракасы, и африканские том – томы, бонго – бонго, и многие другие. В некоторых современных симфонических партитурах ударная группа чуть ли не самая многочисленная.

В дополнительную группу входят арфа, челеста и рояль.

челеста арфа рояль

Для настоящих оркестровых музыкантов очень важна рассадка , потому что каждый инструмент обладает не только своим особым тембром, но и своей силой звука. Когда музыкант играет на рояле, ему нужно добиться, чтобы мелодия звучала ярко и красиво, а аккомпанемент не вылезал. При специальной рассадке с тихим звуком помещаются ближе к публике , а громкие инструменты, наоборот, прячутся подальше от неё.

Сегодня существует два вида рассадки – европейская и американская. И в той, и в другой на переднем плане располагается самая тихая струнная группа (кроме контрабасов). Есть два вида рассадки в оркестре. Европейская рассадка оркестра постепенно сформировалась в XIX веке во всех странах Европы. В этой рассадке первые скрипки сидят слева от дирижёра, а вторые – справа.

В 1945 году американский дирижёр Леопольд Стоковский пересадил музыкантов: всех скрипачей – и первых, и вторых – он посадил слева от дирижёра. Справа на первый план вывел виолончелистов, а контрабасы тоже переместил вправо, только сзади. Эта американская рассадка оказалась удачной, и сейчас применяются обе.

hello_html_63d0ba0.jpg

Расположение инструментов в симфоническом оркестре

Самый главный музыкант оркестра - дирижёр. Дирижёры - ( фр. diriger - управлять, руководить). На концерте мы видим, как он машет руками, показывая музыкантам, где надо выступить. А в некоторых местах, где оркестранты легко могут обойтись и без него, он просто опускает руки.

Главная работа дирижёра происходит не на концерте. Сначала он должен выучить огромную партитуру без оркестра. Глядя в ноты, он слышит всё, что там написано: всю музыку, все оркестровые краски. И только когда он выучит произведение во всех деталях, он приступит к репетициям.

Есть и другие виды оркестров: малый симфонический, струнный, духовой, оркестр народных инструментов. Бывает даже камерный оркестр. Но самый полный и совершенный по звучанию среди них – симфонический оркестр.

История III

У каждого инструмента свой характер

Скрипки делали во многих странах мира. Лучшие из них были изготовлены скрипичными мастерами Амати, Гварнели и Страдивари, семейства которых жили в итальянском городе Кремона в 16 -18 веках. Свято хранили мастера секреты изготовления скрипок, передавая их только своим сыновьям. Эти инструменты обладали неповторимым по своей красоте и выразительности звучанием, похожим на голоса певцов. Некоторые знаменитые итальянские скрипки сохранились до нашего времени. Играют на них лучшие музыканты мира. Скрипки в симфоническом оркестре считаются ведущими инструментами. Они делятся на две партии: первые и вторые.

Альт внешне похож на скрипку, но больше по размеру и звучит немного ниже. По сравнению со скрипкой, тембр этого инструмента более глуховатый и мягкий, но такой же напевный и выразительный.

Виолончель очень похожа на скрипку и альт, но значительно больше их по размеру. Поэтому во время игры этот инструмент ставят на металлический шпиль, который упирают в пол. Играют на виолончели сидя. Её густой, сочный, благородный по звучанию тембр напоминает низкий мужской голос.

Контрабас – самый низкий и самый большой по размерам струнный смычковый инструмент. В оркестре эти инструменты исполняют басовую партию, которая, как своеобразный фундамент, поддерживает звучание всех остальных инструментов. Играют на контрабасе стоя или сидя на специальном высоком стуле.

Деревянные духовые инструменты

Предками некоторых инструментов из этого семейства были пастушьи свирели, сделанные из тростника. Первые деревянные духовые инструменты изготавливали из дерева, поэтому современные металлические инструменты. По традиции, называются деревянными.

Общим для этих инструментов является способ извлечения звука – вдувание воздуха в основную трубку, который колеблется внутри её.

Высота звука изменяется при помощи нажатия на клапаны, закрывая и открывая отверстия в трубке.

Флейта – самый популярный инструмент деревянной духовой группы, его предками были пастушьи инструменты из тростника. В Древней Греции была распространена флейта, которая представляла собой множество трубочек, скреплённых вместе. Её называют – флейта Пана .

Пан был богом пастухов и охотников. Его уродливая внешность – козлиные ноги и рога, вызывала у людей ужас, часто обращая их в бегство. Сохранилась легенда о том, как влюблённый Пан преследовал в лесу прекрасную нимфу, но настигнутая им девушка внезапно превратилась в тростник. Опечаленный пан срезал с него ветки, соединив их вместе. Так появился этот удивительный, красивый по звучанию инструмент.

Медные духовые инструменты

Валторна. Название этого инструмента происходит от немецкого слова Waldhorn (вальдхорн) – лесной рог. Предками инструмента были охотничьи рога, в которые трубили, когда нужно было подать сигнал во время охоты.

Валторна имеет закруглённую форму в виде скрученной в несколько витков трёхметровой трубки, завершающейся широким раструбом. Более мягкий по звучанию, чем трубы, тембр валторны позволяет исполнять музыку не только героического, но и напевного, лирического характера.

Труба – один из самых древних медных духовых инструментов, который использовался во многих странах. Её звучание поддерживало отвагу воинов в бою, открывало торжественные церемонии.

Её яркий, мужественный, чуть резковатый тембр часто используется во многих музыкальных эпизодах героического характера.

Туба – самый низкий инструмент медной духовой группы. Тембр её суровый, плотный по звучанию. В оркестре туба обычно исполняет басовую партию.

Ударные инструменты

Ударные инструменты в симфоническом оркестре делятся на две группы.

К первой группе относятся ударные инструменты, которые настроены на определённую высоту звука. На таких инструментах можно исполнять мелодии. Ко второй группе относятся инструменты, не имеющие высоты звука. Такие инструменты могут играть только ритмическую партию или изобразить какое – либо эффектное звучание в оркестре.

Ударные инструменты, имеющие определённую высоту

Литавры – самый первый ударный инструмент, появившийся в симфоническом оркестре. Он имеет металлический корпус в виде котла. Литавру настраивают на определённую высоту звука при помощи винтов, которые меняют натяжение кожи. Каждая литавра может издавать только один звук по высоте, поэтому их в оркестре бывает несколько. Играя на этих инструментах при помощи ударов небольших колотушек, можно подражать звучанию раскатов грома.

Современные литавры имеют механизм, который позволяет перестраивать их во время игры простым нажатием педали.

Колокола – ударный инструмент, который точно воспроизводит звучание церковных колоколов. Он представляет собой набор металлических трубок, свободно подвешенных на перекладине, по которым ударяют колотушкой. Каждая трубка настроена на свою высоту звука.

Ударные инструменты, не имеющие высоты звука

Большой барабан в оркестре звучит мощно. Его звук напоминает то раскаты грома, то отдалённые пушечные выстрелы. Звук барабана не имеет определённой высоты, поэтому его партию записывают не на нотном стане, на так называемой нитке – одной линейке, на которой отмечен только ритм.

Малый барабан издавна является участником военных духовых оркестров. Этот инструмент также входит в ударную группу симфонического оркестра. Малый барабан имеет звук сухой и отчётливый. Наиболее выразительно в его партии звучит быстрая чёткая дробь.

В группу ударных инструментов входят и известные всем бубен, тарелки , а также подвешенный на перекладину треугольник, из которого лёгким ударом палочки извлекают высокий, нежный звук.

Тамтам – подвешенный на специальной раме металлический диск, напоминающий гонг. Звук, извлекаемый при помощи удара колотушкой, имеет мрачный, зловещий тембр. Он обладает способностью долго вибрировать после удара, образуя многочисленные звуки.

Кастаньеты – музыкальный инструмент, который ведёт своё происхождение из Испании. Под щёлканье этого инструмента обычно исполняются испанские танцы. Кастаньеты похожи на две деревянные скорлупки, соединённые шнуром. Танцоры надевают кастаньеты на запястье и во время танца приводят их в движение пальцами.

В симфоническом оркестре применяются кастаньеты на рукоятке. При их встряхивании скорлупки ударяются друг об друга, издавая сухой, щёлкающий звук.

Дополнительная группа

Арфа – один из древнейших музыкальных инструментов, на котором играли в Древнем Египте, Древней Греции и Риме. У современной арфы 47 струн, которые натянуты на большую, украшенную резьбой металлическую раму треугольной формы с изящно изогнутой верхней частью. С помощью семи педалей для ног можно повышать на полутон или тон высоту отдельных струн. Нежное струнное звучание арфы используется композиторами для создания фантастических образов и изображения картин природы. Также игрой на арфе можно подражать звучанию других струнных инструментов.

Симфонический оркестр богат огромной палитрой музыкальных красок. Он представляет собой большую семью, в которой группы инструментов, сливаясь друг с другом в звучании, образуют сложный тембровый сплав. Свыше двух веков самые заветные помыслы композиторов, самые яркие вехи истории искусства звуков связаны с музыкой, задуманной, написанной, и переложенной для симфонического оркестра. Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Р. Шуман, И. Брамс, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Ж. Бизе, П.И. Чайковский, Н.А. Римский – Корсаков, А.П. Бородин, М. П. Мусоргский, С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович и многие другие композиторы писали симфонии, сюиты, увертюры, симфонические поэмы, картины, фантазии, инструментальные концерты для симфонического оркестра. Кантаты, оратории, оперы и балеты исполняются в сопровождении симфонического оркестра. Умение писать для него представляет собой высшую и сложнейшую область искусства музыкальной композиции, требующую глубоких специальных знаний, большого опыта, практики, а главное – особых музыкальных способностей, одарённости, таланта.

Использованная литература


Программа концерта включала в себя известные и малоизвестные произведения известных и малоизвестных композиторов.

Вот его программа :

Hector Berlioz - Roman Carnival - Overture, Op. 9 (featuring Android Jones - digital artist)
Meet Maria Chiossi - Harp
Percy Grainger - Arrival on a Platform Humlet from in a Nutshell - Suite
Johan Sebastian Bach - Toccata in F major for organ (featuring Cameron Carpenter)
Meet Paulo Calligopoulos - Electric Guitar and violin
Alberto Ginastera - Danza del trigo (Wheat Dance) and Danza final (Malambo) from the ballet Estancia (conducted by Ilyich Rivas)
Wolfgang Amadeus Mozart - 'Caro' bell'idol mio' - Canon in three voices, K562 (featuring the Sydney Children's Choir and soprano Renee Fleming via video)
Meet Xiomara Mass - Oboe
Benjamin Britten - The Young Person's Guide to the Orchestra, Op. 34
William Barton - Kalkadunga (featuring William Barton - Didgeridoo)
Timothy Constable - Suna
Meet Roman Riedel - Trombone
Richard Strauss - Fanfare for the Vienna Philharmonic (featuring Sarah Willis, Horn, Berlin Philharmoniker and conducted by Edwin Outwater)
*PREMIERE* Mason Bates - Mothership (specially composed for the YouTube Symphony Orchestra 2011)
Meet Su Chang - Guzheng
Felix Mendelssohn - Violin Concerto in E minor, Op. 64 (Finale) (featuring Stefan Jackiw and conducted by Ilyich Rivas)
Meet Ozgur Baskin - Violin
Colin Jacobsen and Siamak Aghaei - Ascending Bird - Suite for string orchestra (featuring Colin Jacobsen, violin, and Richard Tognetti, violin, and Kseniya Simonova - sand artist)
Meet Stepan Grytsay - Violin
Igor Stravinsky - The Firebird (Infernal Dance - Berceuse - Finale)
*ENCORE* Franz Schubert - Rosamunde (featuring Eugene Izotov - oboe, and Andrew Mariner - clarinet)

Симфонический оркестр формировался в течение столетий. Его развитие долгое время происходило в недрах оперных и церковных ансамблей. Такие коллективы в XV - XVII вв. были небольшими и разнородными. В их состав входили лютни, виолы, флейты с гобоями, тромбоны, арфы, барабаны. Постепенно главенствующее положение завоевали струнные смычковые инструменты. Место виол заняли скрипки с их более сочным и певучим звуком. К началу XVIII в. они уже безраздельно господствовали в оркестре. Объединились и отдельную группу и духовые (флейты, гобои, фаготы). Из церковного оркестра перешли в симфонический трубы и литавры. Непременным участником инструментальных ансамблей был клавесин.
Такой состав был характерен для И. С. Баха, Г. Генделя, А. Вивальди.
С середины XVIII в. начинают развиваться жанры симфонии и инструментального концерта. Отход от многоголосного стиля обусловил стремление композиторов к тембровому разнообразию, рельефному вычленению оркестровых голосов.
Меняются функции новых инструментов. Клавесин с его слабым звуком постепенно теряет ведущую роль. Вскоре композиторы совсем отказываются от него, опираясь главным образом на струнную и духовую группу. К концу XVIII в. сложился так называемый классический состав оркестра: около 30 струнных, 2 флейты, 2 гобоя, 2 фагота, 2 трубы, 2-3 валторны и литавры. Вскоре к духовым присоединился кларнет. Для такого состава писали Й. Гайдн, В. Моцарт. Таков оркестр в ранних сочинениях Л. Бетховена. В XIX в.
Развитие оркестра шло в основном по двум направлениям. С одной стороны, увеличиваясь в составе, он обогащался инструментами многих видов (в этом велика заслуга композиторов- романтиков, в первую очередь Берлиоза, Листа, Вагнера), с другой стороны - развивались внутренние возможности оркестра: звуковые краски становились чище, фактура - яснее, выразительные ресурсы - экономнее (таков оркестр Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова). Значительно обогатили оркестровую палитру и многие композиторы конца XIX - 1-й половины XX в. (Р. Штраус, Малер, Дебюсси, Равель, Стравинский, Барток, Шостакович и др.).

Современный симфонический оркестр состоит из 4-х основных групп. Фундаментом оркестра служит струнная группа (скрипки, альты, виолончели, контрабасы). В большинстве случаев струнные являются основными носителями мелодического начала в оркестре. Количество музыкантов, играющих на струнных, составляет примерно 2/3 всего коллектива. В группу деревянных духовых инструментов входят флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Каждый из них имеет обычно самостоятельную партию. Уступая смычковым в тембровой насыщенности, динамических свойствах и разнообразии приемов игры, духовые обладают большой силой, компактностью звучания, яркими красочными оттенками. Третья группа инструментов оркестра - медные духовые (валторна, труба, тромбон, труба). Они вносят в оркестр новые яркие краски, обогащая его динамические возможности, придают звучанию мощь и блеск, служат также басовой и ритмической опорой.
Все большее значение приобретают в симфоническом оркестре ударные инструменты. Основная их функция - ритмическая. Кроме того, они создают особый звукошумовой фон, дополняют и украшают оркестровую палитру колористическими эффектами. По характеру звучания ударные делятся на 2 типа: одни имеют определенную высоту звука (литавры, колокольчики, ксилофон, колокола и др.), другие лишены точной звуковысотности (треугольник, бубен, малый и большой барабан, тарелки). Из инструментов, не входящих в основные группы, наиболее существенна роль арфы. Эпизодически композиторы включают в оркестр челесту, фортепиано, саксофон, орган и другие инструменты.
Подробнее об инструментах симфонического оркестра - струнной группе, деревянных духовых, медных духовых и ударных можно прочесть на сайте.
Не могу обойти вниманием еще один полезный сайт ,"Детям о музыке", который обнаружил в ходе подготовки поста. Не нужно пугаться того, что это сайт для детей. В нем есть довольно серьезные вещи, только рассказанные более простым, понятным языком. Вот ссылка на него. Кстати, в нем есть и рассказ об симфоническом оркестре тоже.

Музыка всегда оказывала благотворное влияние на человека. Она успокоит и утешит в сложные времена, она развеселит, когда на душе легко, она сблизит людей в танце и совместном пении. Каждый человек находит в мелодии то, что ищет в данную минуту, и его настроение улучшается. Чтобы доказать это утверждение, обратимся к литературе.

Таким образом, музыкальное искусство является источником сил для человека. Оно утешает и поддерживает его, развлекает и ободряет в трудные часы. Мелодия открывает личности тайные богатства ее души, среди которых любовь, отзывчивость, благородство. Она же может вдохновить нас на поиски своего места в мире и на борьбу за лучшее будущее.

Пример итогового сочинения ЕГЭ №2

Музыка всегда была для человека подспорьем, необходимым для движения вперед. Искусство звуков мотивировало его на борьбу с судьбой и ободряло в самые мрачные времена. Оно же заставляет задуматься о высоких темах и чувствах, помогает вырваться из круговорота суеты и обыденности. Чтобы подтвердить сказанное, приведу литературные примеры.

Таким образом, музыка влияет на человека положительно. Она поднимает его настроение, разгоняет сгустившиеся тучи проблем. Она же вдохновляет его на проявление лучших качеств характера. Ее неземная красота помогает душе воспарить ввысь и очиститься от скверны тоски, гнева, отчаяния. У каждого есть свои любимые песни, способные на чудо.

Пример итогового сочинения ЕГЭ №3

Музыка – это один из самых трогательных и душевных видов искусства. Она живет в каждом из нас и способна творить чудеса. Прослушивание музыки помогает сосредоточиться, настроиться на определенный лад. Она влияет на наше восприятие мира и на отношение к окружающим.

В наше время существует огромное количество разнообразных музыкальных жанров. Каждый человек отдает предпочтение определенному жанру. Конечно, классическая музыка никогда не выйдет из моды, это искусство, прошедшее испытание временем. Любая музыка способна влиять на человека. Кто-то не может сосредоточиться, и только определенная композиция помогает настроиться на нужный лад. Бывает так, что прослушивание музыки снимает стресс и даже помогает выбраться из тяжелого психологического состояния. Для кого-то звуки музыки – это дверь в счастливое и радостное прошлое, портал в приятные воспоминания и трогательные моменты.

В заключении стоит сказать, что музыка – это великое искусство, способное влиять на души и сердца людей. Музыка играет большую роль в жизни каждого человека, она способна подарить утешение или же вознаградить вдохновением.

Пример итогового сочинения ЕГЭ №4

В дни войны и в мирные дни человек ищет для себя нечто такое, что поможет ему забыться или, наоборот, придаст сил жить и бороться дальше. Такими врачевательными свойствами обладает один из видов искусства, а именно… музыка.

И в заключение хочу сказать, что чудесная сила музыки благотворно влияет на человека. Только слушать надо настоящую музыку, которая может исцелить от любых недугов сердце и мысли человека.

Пример итогового сочинения ЕГЭ №5

Как музыка влияет на человека? На этот вопрос каждый дает ответ по разному. Я считаю, что она влияет как положительно так и отрицательно, ведь хорошей музыки сейчас не так много, но есть исключения.

Положительное влияние оказывает в большей степени классическая музыка. Человек, слушая композиции в таком жанре, погружается в себя, в свои мысли. Каждый из нас слушает песни, ориентируясь на свой музыкальный вкус. Кому-то нравится рок, кому-то рэп, кому-то тот же Чайковский или Бетховен. Если вдруг человек проснулся в плохом настроении и включил свою любимую песню, то на душе становится тепло и приятно, и быстро поднимается настроение; хочется начинать новые дела, радоваться новому дню, и просто быть счастливым человеком.

Также можно привести в аргумент известного во всем мире исполнителя MiyaGi. Этот человек творит чудеса. Он залечивает души людей своими песнями. В них очень огромный и глубокий смысл, хотя многие говорят обратное. Я считаю, что этот исполнитель добился того, чего хотел и радует нас своими композициями.

Таким образом, действительно музыка сильно влияет на подсознание человека. Она заставляет задуматься о смысле жизни и помогать людям лечить их души.

Пример итогового сочинения ЕГЭ №6

Как музыка влияет на людей? Любой вид искусства имеет свои сильные и слабые стороны. Так, книга передаёт какое угодно явление жизни, раскрывает с помощью слов характер героев или создаёт картины природы. Полотна художников то же самое передают своими средствами. С помощью красок чётко возникают пейзажи, люди, окружающая их обстановка. Но я считаю, что именно музыка занимает видное место в системе искусств. Своё мнение хочу подтвердить несколькими примерами.

Вот теперь я отвечу на вопрос: как же музыка влияет на людей? Музыка, не говоря ни слова, не пользуясь красками, способна лишь одним сочетанием звуков вызвать у людей любые переживания, создать настроение, любой образ, она зовёт к раздумьям, восхищает слушателей тем, что из набора звуков рождается прекрасное звучание. Музыка развивает людей, ведь слушатель домысливает недостающее, дорисовывает в своём воображении слышимое.

Пример итогового сочинения ЕГЭ №7

Как музыка влияет на душевное состояние человека? Этим вопросом задаются многие писатели и публицисты. Не стал исключением и Л.Н.Толстой.

Таким образом, Л.Н.Толстой ставит проблему влияния музыки на состояние души человека. Автор пытается донести до нас мысль о том, что музыка играет большую роль в жизни человека, она отражает наши переживания и сомнения, счастье, влюбленность, скорбь, боль потери — все, что мы только можем чувствовать.

Читайте также: