Сочинение на тему опровергает или подтверждает вторая часть портрета мысль о всевластии зла

Обновлено: 30.06.2024

Во второй части повести Гоголя "Портрет" автор убеждает читателя, что зло всесильно. Человек, прикоснувшийся ко злу, не может творить добро.

Один из самых значительных критиков своего времени, В. Г. Белинский неодобрительно отозвался о повести “Портрет”: "это есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остается талантом”.
Вероятно, успех пушкинской “Пиковой дамы” побудил Гоголя рассказать историю о человеке, которого погубила жажда золота. Автор назвал свою повесть “Портрет”. Потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе его героев -художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести? Или потому, что Гоголь хотел дать портрет современного общества и талантливого человека, который гибнет или спасается вопреки враждебным обстоятельствам и унизительным свойствам натуры? Или это портрет искусства и души самого писателя, пытающегося уйти от соблазна успеха и благополучия и очистить душу высоким служением искусству?
Наверное, есть в этой странной повести Гоголя и социальный, и нравственный, и эстетический смысл, есть размышление о том, что такое человек, общество, искусство. Современность и вечность сплетены здесь так неразрывно, что жизнь русской столицы 30-х годов XIX века восходит к библейским размышлениям о добре и зле, об их бесконечной борьбе в человеческой душе.
“Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою”, — говорит отец сыну во второй части повести. И это почти дословный повтор слов Моцарта в пушкинской трагедии: “Гений и злодейство — две вещи несовместные”. Но для Пушкина добро — в природе гениальности. Гоголь же пишет повесть о том, что художник, как и все люди, подвержен соблазну зла и губит себя и талант ужаснее и стремительнее, чем люди обычные. Талант, не реализованный в подлинном искусстве, талант, расставшийся с добром, становится разрушительным для личности.
Повесть, написанная Гоголем в год появления и всеобщего успеха “Пиковой дамы”, является ответом и возражением Пушкину. Зло задевает не только подверженного соблазнам успеха Чарткова, но и отца художника Б. , который писал портрет ростовщика, похожего на дьявола и самого ставшего нечистой силой. И “твердый характер, честный прямой человек”, написав портрет зла, чувствует “тревогу непостижимую”, отвращение к жизни и зависть к успехам талантливых своих учеников.
Художник, прикоснувшийся ко злу, написавший глаза ростовщика, которые “глядели демонски-сокрушительно”, уже не может писать добро, кистью его водит “нечистое чувство”, и в картине, предназначенной для храма, “нет святости в лицах”.
Все люди, связанные с ростовщиком в реальной жизни, гибнут, изменив лучшим свойствам своей натуры. Художник, который воспроизвел зло, расширил его влияние. Портрет ростовщика отнимает у людей радость жизни и пробуждает “тоску такую. . точно как будто бы хотел зарезать кого-то”. Характерно стилистически это сочетание: “точно как будто бы. . .” Разумеется, “точно” употреблено в смысле “как”, чтобы избежать тавтологии. Вместе с тем сочетание “точно” и “как будто бы” передает свойственную Гоголю манеру детализированного реалистического описания и призрачности, фантастического смысла событий.
Повесть “Портрет” не несет успокоения, показывая, насколько все люди, независимо от свойств своего характера и высоты убеждений, подвержены злу Гоголь, переделав финал повести, отнимает надежду на искоренение зла. В первой редакции облик ростовщика таинственно испарялся с полотна, оставив чистым холст. В окончательном тексте повести портрет ростовщика исчезает: зло опять пошло бродить по свету.

Во второй части показано негативное воздействие ростовщика на людей, которые взяли у него деньги. Это и молодой аристократ, который из покровителя уму и таланту превратился в преследователя ума и таланта, и благороднейший князь Р., который из любящего мужа превратился в ревнивого тирана и мучителя, и представители простого народа. Показано также и негативное воздействие портрета ростовщика на его обладателей. Это и сам художник, создавший портрет, и его приятель, и племянник этого приятеля, и собиратель картин. Все это заставляет задуматься о всевластии зла, ведь ростовщик продолжил свою дьявольскую деятельность даже после смерти.

На мысль о всевластии зла наталкивает и финал всей повести. Во время рассказа художника Б. портрет крадут. Художнику Б. не удается выполнить просьбу отца, уничтожив зловещий портрет. Человек, укравший портрет, осознанно совершает зло. Портрет ростовщика продолжит свои темные дела, меняя характер и образ жизни людей. Важно отметить, что в первой редакции в финале образ ростовщика испаряется с полотна, оставив его чистым. То, что Н.В. Гоголь меняет финал, показывая, что портрет ростовщика не исчез, а значит, он продолжит творить зло, подчеркивает мысль о власти зла.

Однако во второй части повести особое место занимает история жизни художника, нарисовавшего портрет ростовщика. Герой смог вырваться из оков зла и очистить свою душу от греха. Этим отец художника Б. отличается от Чарткова, положение которого можно сравнить с положением, в котором в свое время оказался отец художника Б. Честному и справедливому художнику даже после того, как он изменился под влиянием портрета ростовщика, все же удалось сохранить в себе душевную чистоту. Герой побеждает зло в собственной душе. Это заставляет задуматься над тем, что в мире есть люди, которые готовы бороться со злом, хоть их не так много.

Н.В. Гоголь показывает, что большинство людей подвержены влиянию зла, однако есть те люди, которые выбирают сторону добра. Если бы зло было всевластно, то оно бы поработило и создателя портрета ростовщика, но этого не произошло. Зло не всевластно, именно поэтому Н.В. Гоголь, с помощью финала показывая, что зло все еще на свободе, призывал сохранять душевную чистоту, ведь если бы автор подтверждал мысль о всевластии зла, то он бы понимал, что пытаться сохранять душевную чистоту бесполезно. Несомненно, зло имеет власть, но оно не всевластно.

Во второй части повести Гоголя "Портрет" автор убеждает читателя, что зло всесильно. Человек, прикоснувшийся ко злу, не может творить добро.

Один из самых значительных критиков своего времени, В. Г. Белинский неодобрительно отозвался о повести “Портрет”: "это есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остается талантом”.
Вероятно, успех пушкинской “Пиковой дамы” побудил Гоголя рассказать историю о человеке, которого погубила жажда золота. Автор назвал свою повесть “Портрет”. Потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе его героев -художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести? Или потому, что Гоголь хотел дать портрет современного общества и талантливого человека, который гибнет или спасается вопреки враждебным обстоятельствам и унизительным свойствам натуры? Или это портрет искусства и души самого писателя, пытающегося уйти от соблазна успеха и благополучия и очистить душу высоким служением искусству?
Наверное, есть в этой странной повести Гоголя и социальный, и нравственный, и эстетический смысл, есть размышление о том, что такое человек, общество, искусство. Современность и вечность сплетены здесь так неразрывно, что жизнь русской столицы 30-х годов XIX века восходит к библейским размышлениям о добре и зле, об их бесконечной борьбе в человеческой душе.
“Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою”, — говорит отец сыну во второй части повести. И это почти дословный повтор слов Моцарта в пушкинской трагедии: “Гений и злодейство — две вещи несовместные”. Но для Пушкина добро — в природе гениальности. Гоголь же пишет повесть о том, что художник, как и все люди, подвержен соблазну зла и губит себя и талант ужаснее и стремительнее, чем люди обычные. Талант, не реализованный в подлинном искусстве, талант, расставшийся с добром, становится разрушительным для личности.
Повесть, написанная Гоголем в год появления и всеобщего успеха “Пиковой дамы”, является ответом и возражением Пушкину. Зло задевает не только подверженного соблазнам успеха Чарткова, но и отца художника Б. , который писал портрет ростовщика, похожего на дьявола и самого ставшего нечистой силой. И “твердый характер, честный прямой человек”, написав портрет зла, чувствует “тревогу непостижимую”, отвращение к жизни и зависть к успехам талантливых своих учеников.
Художник, прикоснувшийся ко злу, написавший глаза ростовщика, которые “глядели демонски-сокрушительно”, уже не может писать добро, кистью его водит “нечистое чувство”, и в картине, предназначенной для храма, “нет святости в лицах”.
Все люди, связанные с ростовщиком в реальной жизни, гибнут, изменив лучшим свойствам своей натуры. Художник, который воспроизвел зло, расширил его влияние. Портрет ростовщика отнимает у людей радость жизни и пробуждает “тоску такую. . точно как будто бы хотел зарезать кого-то”. Характерно стилистически это сочетание: “точно как будто бы. . .” Разумеется, “точно” употреблено в смысле “как”, чтобы избежать тавтологии. Вместе с тем сочетание “точно” и “как будто бы” передает свойственную Гоголю манеру детализированного реалистического описания и призрачности, фантастического смысла событий.
Повесть “Портрет” не несет успокоения, показывая, насколько все люди, независимо от свойств своего характера и высоты убеждений, подвержены злу Гоголь, переделав финал повести, отнимает надежду на искоренение зла. В первой редакции облик ростовщика таинственно испарялся с полотна, оставив чистым холст. В окончательном тексте повести портрет ростовщика исчезает: зло опять пошло бродить по свету.

+

10 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 10

+

Ответ

+

2.Смысл столкновения в том, что молодой опричник Кирибеевич хотел увести жену у Калашникова. Произошла драка. в которой Кирибеевич погиб. Царь велел казнить Калашникова, ведь тот убил лучшего царского бойца. Но Кирибеевич нарушил закон Божий, за что и поплатился жизнью.(закон Божий в учебнике посмотри. не помню его точно)

Ответ

+

каждый писатель настойчиво ищет в окружающей жизни того героя, который стал бы его идеалом, воплотив лучшие черты передовых людей своего времени; каких же героев могла породить мрачная действительность 30-х годов xix века, эпоха "голубых мундиров"? бездушных людей, "приличьем стянутых масок", которые уютно и легко чувствуют себя в атмосфере всероссийского маскарада, заставляющего каждого скрывать свои истинные взгляды и чувства. или во всем разочаровавшихся и разуверившихся, скептически настроенных, разучившихся любить и ненавидеть пассивных созерцателей жизни, подобных героям "думы". неудивительно, что в поисках идеального героя лермонтов обращается к романтизма, продолжающей байроновские традиции и популярной в то время в россии.

Ответ

+

он был самым лучшим среди писателей,он писал много рассказов

Ответ

+

Таким образом, творчество М.Ю. Лермонтова до сих пор близко нашим современникам, потому что оно созвучно каждому из нас.

Ответ

+

Ответ

+

+

10 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 10

+

Ответ

+

2.Смысл столкновения в том, что молодой опричник Кирибеевич хотел увести жену у Калашникова. Произошла драка. в которой Кирибеевич погиб. Царь велел казнить Калашникова, ведь тот убил лучшего царского бойца. Но Кирибеевич нарушил закон Божий, за что и поплатился жизнью.(закон Божий в учебнике посмотри. не помню его точно)

Ответ

+

каждый писатель настойчиво ищет в окружающей жизни того героя, который стал бы его идеалом, воплотив лучшие черты передовых людей своего времени; каких же героев могла породить мрачная действительность 30-х годов xix века, эпоха "голубых мундиров"? бездушных людей, "приличьем стянутых масок", которые уютно и легко чувствуют себя в атмосфере всероссийского маскарада, заставляющего каждого скрывать свои истинные взгляды и чувства. или во всем разочаровавшихся и разуверившихся, скептически настроенных, разучившихся любить и ненавидеть пассивных созерцателей жизни, подобных героям "думы". неудивительно, что в поисках идеального героя лермонтов обращается к романтизма, продолжающей байроновские традиции и популярной в то время в россии.

Ответ

+

он был самым лучшим среди писателей,он писал много рассказов

Ответ

+

Таким образом, творчество М.Ю. Лермонтова до сих пор близко нашим современникам, потому что оно созвучно каждому из нас.

Ответ

+

Ответ

+

Читайте также: