Сочинение на тему однозначные и многозначные слова 5 класс

Обновлено: 05.05.2024

ВложениеРазмер
5_klass_urok.docx 36.31 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 в классе

Учитель: Шарова Татьяна Валерьевна

Тип урока: урок "открытия" новых знаний

Методы и приёмы :

  • мини-исследование;
  • лингвистические игры;
  • карточки
  • самооценка.
  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Дидактические цели урока:

-формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

- формирование навыков исследовательской деятельности;

-формирование навыков работы в команде;

-создание учебных ситуаций, требующих самооценивания и оценивания учебной деятельности сверстников;

-приобретение навыков самостоятельной работы с небольшим объёмом информации.

-формировать умение правильно использовать в речи однозначные и многозначные слова;

-закрепить умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной и письменной речи;

  • формировать систему знаний об однозначных и многозначных словах; формировать умение различать однозначные и многозначные слова, определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово (умение различать значения слов), умение находить справки в толковом словаре при определении лексического значения многозначного слова, умение подбирать адекватные для конкретных речевых ситуаций слова;
  • пополнять словарный запас обучающихся; развивать умение логически мыслить, выделять главное, сравнивать, обобщать;прививать интерес, любовь и бережное отношение к русскому языку; формировать знания о человеческих взаимоотношениях, позитивное отношение к миру, дружеским отношениям.

Планируемые результаты ( УУД)

Предметные : изучить возможность слов быть однозначными и многозначными.

Метапредметные : быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе и паре , находить общие решения.

Личностные : формировать интерес к русскому языку и родной культуре, осознавать эстетическую ценность русского языка.

I. Организационный момент.

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

Сегодня необычный урок для вас и для меня. Не стесняйтесь, отвечайте, работайте так, как работаете всегда. Желаю вам успехов, надеюсь на понимание и сотрудничество. Улыбнулись друг другу, пожелали мысленно удачи .

Сегодня мы снова отправляемся в мир родного языка, где будем продолжать разгадывать его тайны.

- Запишите число, классная работа.

II. Актуализация знаний.

- Давайте вспомним один из советов по обогащению речи, данный М. Горьким ( упр.336, №3, читают наизусть)

- Попробуем и мы с вами с помощью понятных слов давать правильные, точные ответы.

- Назовите одним словом и запишите название предмета :

- Дорожная четырёхколёсная повозка на длинных дрогах.

- Помещение со специальным оборудованием, мебелью в школе.

- Запас слов и выражений человека.

- Круглая площадка в цирке.

- Ребята, куда в случае затруднения нам надо обратиться , чтобы узнать ЛЗ слова?

- Найдите в вашем школьном толковом словаре , как называется дорожная четырёхколёсная повозка на длинных дрогах.( Слайд 3)

III. Изучение нового учебного материала.

Первичное осознание материала. Постановка учебной проблемы

- Откройте учебники на стр. 153

Наблюдение на стр. 153, п. 65 ( учащиеся делают самостоятельные выводы по новой теме)

- Рассмотрим рисунки. Подберите словосочетания к рисункам

- Что у них общего? ( Названы одним словом)

- Чем различаются? ( Обозначают разное)

- Сколько значений имеет слово кисть?

- Как называются слова, которые имеют несколько ( много) ЛЗ?

- Какие из записанных нами в начале урока слов являются многозначными? В случае затруднения обращайтесь к толковому словарю. (Работа в группах) (Арена, гнездо, кабинет)

- У каких слов одно значение? ( Тарантас, лексикон)

- Как называются слова с одним значением? (Однозначные слова)

- Сформулируем и запишем тему нашего урока. (Слайд 4)

- Какою будет цель урока? ( Научиться различать однозначные и многозначные слова; учиться находить общее в значении многозначных слов; развивать навыки работы с толковыми словарями)

2 ) Выполним упр.338 (Работа в парах, I в - выписывает однозначные слова, II- многозначные; проверка ( однозначные: айсберг, изморозь, кроссворд, ретивый, шарада)

3. А сейчас послушайте стихотворение"Ключ" (Слайд 5)

Им крутят гайки и болты,
Ключом часы заводишь ты.
Ключ - в кармане от двери.
Ключ - он бьёт из-под земли.
Ключ к познаниям - важный самый.
Ключ - у папы к сердцу мамы.
Сдают " под ключ " - то всё готово.
Ключ - замечательное слово!

- О чём это стихотворение? (О ключе)

- Сколько значений у этого слова?

- О каких значениях слова "ключ" идёт речь?

- Что помогло определить значения этого слова? (Слова-соседи)

- Перед вами словарная статья. (Слайд 6)

- Как значения многозначного слова записаны в словарной статье?

(Вывод: разные ЛЗ помещаются в одной и той же статье и нумеруются подряд).

- Как узнать одно- или многозначное слово? ( Заглянуть в Толковый словарь)

- Как определить значение многозначного слова? ( Обращать внимание на текст)

6. Релаксация (под музыку звуков природы). (Слайд 7)

А сейчас закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь. Давайте мысленно перенесёмся в волшебный зимний лес. Насладимся свежестью лесного воздуха и необыкновенной тишиной. Но тихо только на первый взгляд. Прислушаетесь и поймёте, что природа не спит, она продолжает жить своей размеренной жизнью: вот где-то скрипнуло старое дерево, с лапы ели под тяжестью соскользнул пласт снега и ухнул в сугроб, гулко на всё лесное царство раздаётся стук дятла, добывающего себе еду, на снегу переговариваются синички, нашедшие семена какого-то дерева. Как хорошо в лесу! Сразу забывается все плохое. Хочется дружить, любить всё окружающее, хочется творить. Откройте глаза.

- Сняли напряжение, мы полны сил и уверенности в себе.

4) - Составим со словами " земля", "число", "язык" словосочетания, которые бы ясно показывали, в каком ЛЗ употреблено слово. ( Работа в группах)

5) - Многие поэты используют многозначность слова в загадках. Послушайте и определите, в каких значениях используются загаданные слова (Форма ответа фронтальная)

Есть она у чемодана
И у школьницы любой,
Есть у двери ресторана
И у чашки голубой.
(ручка ) (Слайд 8)

Кто с него снимает кожу,
Будет в три ручья реветь,
Без него стрела не сможет
До мишени долететь.
(лук) (Слайд 9)

Летом зеленел на грядке,
Наземь осенью упал,
Есть и в книжке, и в тетрадке,
Даже музыку писал.
(лист) (Слайд 10)

Без нее машину сложно
От машины отличить,
И ее, вдобавок, можно,
От конверта отмочить.
(марка) (Слайд 11)

- Как вы думаете, есть ли общее между разными значениями многозначных слов? Докажите на примере слова " ключ". (Многозначное слово называет разные предметы, признаки, действия в чём-либо сходные между собой).

7) Выполнение упражнения 339 (устно)

- Какой вывод можно сделать?

IV. Закрепление знаний, умений, навыков

8) Дифференцированное задание по группам:

а) упр.341 (устно), (доп.: найдите в с/с слова, в которых звуков больше, чем букв ( свежие., бельё.); слова, в которых все согласные звонкие (обои, бельё, розы)

б) найдите в классе предметы, названия которых - многозначное слово. Докажите. (Доска, ручка, ножка, лампа, окно, стол, стена, потолок. ) - 2 группы посильнее

9) Контроль (карточки) - Предлагаю проверить себя, выполнив тест. Задания лежат перед вами.

1. Отметьте многозначное слово:

2. Отметьте однозначное слово:

3. Укажите верное утверждение.

А. Есть однозначные и многозначные слова

Б. Все слова только многозначные

В. Все слова только однозначные.

4. Выпишите из предложения многозначное слово.

Лучами красит солнышко стальное полотно.

- Проверьте себя: 1-В, 2-В, 3-А, 4 - полотно. (Слайд 12). Поставьте себе на полях оценку: "5"- всё правильно.

8) -Запишем предложение ( из упр. 340) и сделаем синтаксический разбор ( у доски, в тетрадях)

- Устно придумайте предложения с другими значениями слова "полотно". (В группах) (Слайд 13)

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка

v. Рефлексия ( Слайд 14)

- Обратимся к цели урока, которую мы поставили. (Научиться различать слова однозначные и многозначные).

- Выполнили ли мы её?

Кто вам помогал обрести новые знания?

Кому было легко? Трудно?

- Оцените свою работу на сегодняшнем уроке по следующим критериям:

красный кружок - мне было комфортно на уроке, я не допускал ошибок, "5"

зелёный - на уроке была благоприятная обстановка, но я допустил 1-2 ошибки, "4"

жёлтый - думаю, я не до конца осмыслил материал урока, "3"

VI. Домашнее задание : (по выбору)

1) упр. 345 ( сочинение-рассуждение)

3) нарисовать рисунки, с помощью которых можно объяснить значения многозначного слова.

Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?

Мини сочинение на тему для чего необходимо пониманить, однозначное и многозначное слово мы используем.


Многозначное значение к примеру груша вкусняшка и по чему бьют однозначное метель это явлениеВсе слова в русском языке делятся на однозначные и многозначные.

Однозначные слова – это те слова, которые имеют только одно лексическое значение :

Научные термины : мазь, вазелин ;

Имена собственные : Петр I, Владимир Путин ;

Недавно возникшие слова, редко употребляемые : пицца ;

Слова с узкопредметным значением : перископ, подгузник.

Большинство слов в русском языке многозначны, то есть имеют несколько значений.

Значение этого слова зависит от контекста, в котором это слово употребляется.

У такого слова всегда есть основное значение, которое дается в словаре и производные значения, следующие в словаре после основного.

Многозначных слов в русском языке больше, чем однозначных.

В толковых словарях отдельные значения многозначных слов выделяются цифрами.

Прямое и переносное значение слова

Многозначные слова имеют прямое и переносное значение.

Прямое значение – это основное лексическое значение слова : плач – протяжный звук человека ;

Переносное значение слова – вторичное значение слова, которое возникло на основе прямого, например : То как зверь она (буря) завоет, то – заплачет, как дитя.


Какие слова называются однозначными, какие многозначными?

Какие слова называются однозначными, какие многозначными?

Приведите примеры однозначных и многозначных слов .


Нарисуйте пять юмористических рисунков по теме однозначные и многозначные слова?

Нарисуйте пять юмористических рисунков по теме однозначные и многозначные слова.


Помогите подготовиться к проведению конференции на тему однозначные и многозначные слова?

Помогите подготовиться к проведению конференции на тему однозначные и многозначные слова.


Составьте 4 - 5 предложений на тему "Спорт", используя однозначные и многозначные слова?

Составьте 4 - 5 предложений на тему "Спорт", используя однозначные и многозначные слова.


Составить 4 - 5 предложений на тему Спорт используя однозначные и многозначные слова?

Составить 4 - 5 предложений на тему Спорт используя однозначные и многозначные слова.


Помогите составить кроссворд на тему Однозначные и многозначные слова?

Помогите составить кроссворд на тему Однозначные и многозначные слова.


МНОГОЗНАЧНЫЕ И ОДНОЗНАЧНЫЕ СЛОВА?

МНОГОЗНАЧНЫЕ И ОДНОЗНАЧНЫЕ СЛОВА.


Однозначные и многозначные слова?

Однозначные и многозначные слова.


Составьте 4 - 5 предложений на тему "Спорт", используя однозначные и многозначные?

Составьте 4 - 5 предложений на тему "Спорт", используя однозначные и многозначные.


Найди в толковом словоре три однозначных и три многозначных слова обоснуй почему они однозначные или многозначные?

Найди в толковом словоре три однозначных и три многозначных слова обоснуй почему они однозначные или многозначные.


Сдесь не присутствует подлежащее. Копошится - сказуемое на листьях - обстоятельство. (повест. Не воск. Расп. Прост. ).


Русский язык — один из развитых и красивых языков мира — относится к славянской семье языков. В свою очередь, славянские языки делятся на ветви : южнославянскую, западнославянскую и восточнославянскую. К южнославянской относят болгарский, македонск..


Выбежала - забежал Отгадать - загодать Ввазить - завазить Зацветать - процветать.


Выбежать - убежать - прибежать отгодать - угадать - загадать ввазить - привозить - вывозть зацветать - расцветать - увядать.


Мужской род : бренди, сулугуни, пони. Женский род : пани, ВДНХ. Средний род : кашне.


Выс - от - а Воз - выс - и - ть Дет - к - а Без - дет - н - ый Обид - еть Обид - чив - ый Без - обид - н - ый.


Лексикон - словарный запас. Примеры : 1. Его лексикон очень разнообразен. 2. Ее лексикона не хватило, чтобы описать происходящее.


Лексикон - 1. Совокупностьслов, выражений, используемых кем - либо. Или где - либо. , характерных для кого - либо.


Ив - имя существительное, нарицательное, неодушевлённое, женский род, 1 - е склонение. Родительный падеж, множественное число.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока русского языка

Дата (четверть)__1

УМК: _Ладыженская Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А.

Тема: Однозначные и многозначные слова

Тип урок а: Урок усвоения новых знаний.

Планируемые результаты

Метапредметные

Сформировать представление об однозначных и многозначных словах, их лексическом значении в тексте;

выявить стилистическую роль однозначных и многозначных слов

показать способы использования лексического значения слов для передачи мысли.

1. Развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации (публицистический текст, словарная статья, монологическая речь учителя, учащихся, окружающий мир).

2.Развивать предметную компетенцию: навыки выразительного чтения, устной и письменной монологической речи, навык нахождения многозначных и однозначных слов, определения их лексического значения;

3.Развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового взаимодействия.

4.Развивать учебно – познавательные компетенции: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно, добывание знаний непосредственно из реальности

6. Развивать творческие способности учащихся

1. формировать социокультурную компетентность: бережное отношение к родному русскому языку, воспитание чувства патриотизма.

устойчивый познавательный интерес к русскому языку;

· формулировать собственное мнение;

· осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях

· работать в группе.

переработку текста (план, схема, таблица);

· выразительно читать, строить устное и письменное высказывание;

· проводить исследовательскую деятельность под руководством учителя.

· Планирование самостоятельного выполнения заданий;

· выбор темпа работы;

· умение действовать самостоятельно.

знать об общем сходстве между разными значениями многозначного слова, уметь распознавать однозначные и многозначные слова среди данных;

находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова;

находить многозначные слова с указанным общим лексическим значением;

определять общий элемент между лексическими значениями многозначного слова;

находить и исправлять ошибки в употреблении многозначных слов.

· извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения;

· осознавать роль слова для выражения мыслей, эмоций;

· пользоваться толковым словарём;

· способность создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мыслительные связи.

Однозначные и многозначные слова

Определение понятий

В классе на уроках русского языка школьникам предстоит знакомство с двумя категориями слов. Однозначные отличаются тем, что имеют всего одно лексическое значение, в то время как у многозначных их несколько. Важно понимать, что все они имеют между собой связь по какому-либо критерию, если же такой связи нет, то речь идет не о многозначности, а о совершенно разных лексических единицах, которые одинаково пишутся и произносятся.

В классе на уроках русского языка

Вот еще несколько примеров:

Типы однозначности

Слова, которые обладают всего одним лексическим значением называются однозначными (моносемантическими). Их в русском языке довольно много.

Однозначные слова

Принято выделять несколько групп таких лексических единиц:

  1. Имена собственные. Например, Москва, Кострома, Иваново, Савелий Федорович, Анна Семеновна. Эти слова обладают конкретным значением, относящимся к определенному географическому объекту или имени, называют единичные предметы.
  2. Чаще всего к этой категории относятся новые слова, которые вместе с тем предметом, который они обозначают, только входят в обиход. Например, капрон, поролон, лавсан, пиццерия, вебинар, франшиза — относительно новые для русского языка лексемы, поэтому пока они не сумели приобрести переносного значения. Однако, возможно, что в будущем они перейдут в разряд многозначных.
  3. Наличие узкопредметного значения. Такие единицы довольно редко используются носителями языка, поэтому дополнительного смысла не приобрели. Это бинокль, бисер, чемодан, троллейбус, рюкзак, бинт, перпендикуляр.
  4. Термины. Например, глагол, прилагательное, полиомиелит, астигматизм, сколиоз, интеграл, валентность и другие. В обиходе используются редко, чаще всего применяются в соответствующей области науки: языкознании, медицине, математике, химии.
  5. Числительные также являются однозначными, употребляются в языке для обозначения количества или порядка.

Таковы однозначные слова: примеры слов позволяют убедиться в том, что они отличаются многообразием. Сама способность лексемы выступать в одном значении в лингвистике именуется моносемией или однозначностью.

Характеристика многозначности

Примеры многозначных слов

  1. Красивый дом в конце улицы привлекал взгляды туристов (строение, здание).
  2. Он очень боялся выходить из дома (жилище).
  3. Маша с ранней юности привыкла следить за домом (хозяйство).
  4. Весь дом был в беспокойстве (люди, проживающие вместе).
  5. Три дома приглашают на торжество (устаревшее, семья).

Нередко даже узкий контекст помогает разобраться в значении слова, например, тихий: голос (негромкий), нрав (скромный), езда (неторопливая), погода (без ветра), дыхание (ровное).

Разные значения двузначных и иных многозначных слов имеют между собой связь — семантическое единство, называющееся семантической структурой слова. Одно из этих значений является главным, остальные — производными. В толковых словарях главное всегда указывается первой позицией, остальные — под соответствующими номерами, начиная со второго.

Слово становится многозначным не сразу после своего появления, этому предшествует история развития языка или отдельных его явлений.

Отличие от омонимов

Некоторые школьники могут по незнанию перепутать многозначную лексическую единицу с совпадающей с ней по звучанию и правописанию омонимичной. Единственное отличие этих различных языковых терминов — разница в значении.

Научиться их отличать можно по следующему алгоритму:

Слова омонимы

  1. Многозначные единицы имеют в семантике нечто общее, определенный признак, который их роднит.
  2. Омонимы, несмотря на то что являются одинаковыми по написанию, представляют собой совершенно разные слова. Никакого общего элемента у них нет.
  3. Достаточно проанализировать лексические значения слов, найти в них общность или же понять, что она отсутствует. Это и есть основное различие.

Примеры и разнообразие

В зависимости от принадлежности к определенным частям речи, такие слова могут быть разнообразными. Многозначные имена существительные: кисть (часть руки, плоды рябины, инструмент для рисования); хвост (завершающая часть самолета, конец очереди, орган (собаки), элемент одежды (хвост платья).

Прилагательные: железная (воля, дисциплина, вилка, хватка), глубокое (море или чувство), светлый (ум, свитер), тяжелый (стул, период, нрав).

Учительница объясняет значение слов

Глаголы: родилась (дочь, идея, мысль), хлопать (по спине, в ладоши, дверью), разрушить (дом, мечты).

Такие слова активно используются в речи носителями языка, делая ее более богатой, выразительной и образной. Вот почему полисемия является ключевым богатством русского языка.

Она помогает передать различные оттенки значения, выразить эмоции и создать неожиданный комический эффект. Они используются для создания каламбуров, фразеологизмов, необычных описательных и сравнительных оборотов. Таким образом, многозначные слова и их значение очень важны для русского языка. Их сочетаемость отличается многообразием, поскольку различная семантика дает возможность построения большого количества конструкций.

В художественной литературе нередко слова с одним значением употребляются, приобретая совершенно иной, авторский, оттенок и к общепринятым новая семантика не относится. Поэтому они остаются однозначными. Такое употребление называется индивидуальной метафорой, она может применяться в философских притчах для создания ярких образов.

Прямое и переносное значение

Каждое значение многозначной лексемы является прямым или переносным. Первое — основное, изначальное, может относиться к предмету, признаку, действию. Переносное — вторичное, появившееся в результате переосмысления прямой семантики, получено путем переноса по сходству или по смежности.

Некоторые лексемы имеют два прямых значения, например, стена.

Основные типы переноса представлены в таблице.

Тип Особенности Примеры
Метафора Перенос на основании сходства предмета, действия или признака Сочное яблоко — глазное яблоко. Колокольчик (предмет) — колокольчик (цветок). Крыло птицы — крыло самолета.
Метонимия Перенос по смежности явлений и предметов Улица широкая — его ненавидела вся улица. Пришел в школу — школа хорошо показала себя на городской олимпиаде.

Программа школьного курса предполагает более детальное изучение стилистических и языковых особенностей использования такой лексики. На основе переноса по сходству могут находиться:

  1. Одинаковое расположение (нос ребенка — нос яхты).
  2. Функции (дворник (сотрудник) — дворник (у автомобиля).
  3. Цвет (золотой браслет — золотая осень).
  4. Характеристика (лиса, медведь (животные) — хитрец, неповоротливый увалень).

Некоторые предметы похожи по звучанию, размеру, плотности, степенью подвижности и иными характеристиками. Метафоры могут также различаться образностью, выразительностью: в художественной литературе авторы нередко употребляют очень необычные варианты, в то время как в обиходе такие обороты звучат вполне обыденно и удивления у носителей языка не вызывают.

Метонимия также отличается многообразием, список таков:

Метонимия отличается многообразием

  1. С места на людей, находящихся в этом месте (переулок крохотный — весь переулок застыл в ожидании).
  2. С материала на изготовленные на его предметы (золото (металл) — золото было красивым (имеется в виду украшения из него)).
  3. С события на его участников (конференция завершилась — конференция приняла решение).
  4. С действия — на его результат (переход через горы — подземный переход).
  5. С собственного имени на результаты его работы (читать Кафку, слушать Чайковского).
  6. С части на целое и наоборот (голова — это и часть тела, и умный, сообразительный человек). Такой вид метонимии носит наименование синекдохи. Также ее примерами является переход с наименования дерева, растения на его плоды (красивая вишня — вишня была сочной и вкусной).

Таковы однозначные и многозначные лексемы русского языка, его основное богатство и украшение. На уроках предстоит выполнить несколько упражнений, чтобы научиться отличать их от омонимов, это сделает речь более яркой, грамотной, образной, расширить и обогатит лексикон.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- сформировать умение определять лексическое значение однозначность и многозначность слова по толковому словарю.

- воспитать такие качества, как внимательность, усидчивость, любовь к русскому языку, любовь к книге;

- воспитать культуру умственного труда.

Оборудование урока:

  • Учебник;
  • Толковый словарь;
  • Раздаточный материал.

План урока:

  1. Повторение изученного материала о лексическом значении слова:

- словарный диктант с определением слова по его лексическому значению;

2. Усвоение материала об однозначных и многозначных словах:

- введение в тему;

- самостоятельная формулировка основных понятий;

- анализ словарной статьи многозначного слова в толковых словарях.

3. Формирование умений:

- составление словосочетаний с многозначными словами.

4. Итоги. Оценивание.

Тип урока: открытие новых знаний

План-конспект урока в 5 классе по УМК под редакцией В.В. Бабайцевой.

Образовательные:

- усвоить материал об однозначных и многозначных словах;

2) Развивающие:

- закрепить умение определять лексическое значение слова и слово по его лексического значению;

- сформировать умение пользоваться словарём;

- сформировать умение определять лексическое значение многозначного слова;

- сформировать умение определять лексическое значение однозначность и многозначность слова по толковому словарю.

3) Воспитательные:

- воспитать такие качества, как внимательность, усидчивость, любовь к русскому языку, любовь к книге;

- воспитать культуру умственного труда.

Оборудование урока:

Повторение изученного материала о лексическом значении слова:

- словарный диктант с определением слова по его лексическому значению;

2. Усвоение материала об однозначных и многозначных словах:

- введение в тему;

- самостоятельная формулировка основных понятий;

- анализ словарной статьи многозначного слова в толковых словарях.

3. Формирование умений:

- составление словосочетаний с многозначными словами.

4. Итоги. Оценивание.

Здравствуйте, ребята! Начнём урок со словарного диктанта. Обратите внимание, что сами слова называться не будут. Вы должны будете по лексическому значению слова определить, о каком предмете идёт речь и записать его в тетрадь.

Группа людей, определяющая призовые места, присуждающая премии и награды на конкурсах и состязаниях (жюри);

Стебель растения в самом начале его развития (росток);

Ровная земная поверхность (равнина);

Смуглый цвет кожи от долгого пребывания на солнце (загар);

Яркое освещение горизонта перед восходом или после заката солнца (заря);

Проверим, что у вас получилось.

Ответы учеников

Что такое лексическое значение?

Что даёт знание о лексическом значении слова?

Примерный ответ: а)Помогает различать одни слова от других; б) от лексического значения слова зависит написание некоторых слов: поласкать котенка-полоскать бельё

Где можно найти точное лексическое значение слова?

Лексическое значение слов объясняются в толковых словарях тремя способами:

Всё это вы можете проверить на практике.

Обратитесь к листочкам, которые лежат на ваших столах. Прочитайте предложения и определить значение выделенных слов. При выполнении этого задания пользуйтесь словарём.

Весна – пора вспахивания земли (земля – плодородный слой почвы);

Земля вращается вокруг Солнца (Земля – небесное тело, планета);

Смотрите! Земля! Земля! – закричал вахтенный матрос (земля в значении суша);

А за этой рекой земли Польши, - сказал наш проводник (земля – территория государства)

Прочитайте, что у вас получилось?

Какой вывод можно сделать?

Запишите определения в словарь:

Слова, имеющие несколько лексических значений называются МНОГОЗНАЧНЫМИ. У многозначного слова одно значение связано с другим.

Слова, которые имеют только одно значение называются ОДНОЗНАЧНЫМИ.

Каждое значение многозначного слова нумеруется и пишется в одной словарной статье.

Опираясь на полученные знания, составьте таблицу, используя материал у вас на партах: в левый столбик выпишите существительные, которые имеют только одно значение; в правый – многозначные слова.

Читайте также: