Сочинение на тему образ гобсека

Обновлено: 05.07.2024

В повести образ Гобсека представляется как одинокий, черствый и расчётливый человек, беспощадно использующий деньги людей, беря с них огромный процент, не смотря на их положение. Для него нет ничего святого, человеческого и родного сердцу вещи или кого-либо, чему бы сострадал и сопереживал с этим жизненные трудности. Вначале он был экономным, бережливым пока этот интерес к золоту не перерос в жадность, алчность и скупость от бессмысленного накопительства финансового достояния.

Однако из богатого общества выделяется сентиментальный Граф Ресто, обманутый неверной женой, изменяющей с альфонсом Максим Де Трай. Всю эту историю повествует друг Гобсека - стряпчий Дервиль, который даёт читателю полное обозрение его характера. Никто как Дервиль не может лучше знать о его пристрастиях, каков он в быту, слабостях, привычках и взглядах на жизнь.

Гобсек в свою очередь и в нём находит выгоду, как в советнике, единомышленнике, как бы ни было, испытывая человеческие желания – иметь рядом честного, порядочного друга, поддерживающего его своим профессионализмом.

Мораль данного эпоса заключается в том, что в конце жизни Гобсека бессмысленно покидает свое финансовое состояние, не имея возможности завещать все свое богатство кому либо, оставляя все это в неодушевленном доме, где куча таких же бездушных вещей, над которыми столько бился в жизни, исчерпывая человеческие факторы.

Так как он довел свою жизнь до автоматизма, его покинули чувства человечности, доброты и сострадания, довольствуя размерной жизнью, уставший от опасностей, переживших в юности.

Желание Гобсека владеть золотом сделало его мертвым при жизни, от этого он отрёкся от родственников, хорошей жизни по его благосостоянии, жалея даже для себя - любимого. Своей ненасытностью и жадностью он не позволял себе ничего лишнего, дал волю золоте окончательно овладеть его жизнью. Автор через образ Гобсека хочет показать лишения грани нормы к богатству, деньгам и финансовому благополучию, обрекая себя на пожизненную экономию и безрассудство скупости, которыми все ещё болеют немало людей…

2 вариант

Тема произведения - любовь.

Повесть начинается разговором хозяйки с адвокатом Дервилем. Однажды адвокат слышал разговор где Гранлье с Камиллой своей дочерью, о том, что она любит Эрнеста де Ресто. Мать не хочет, чтобы она выходила замуж и вообще общалась с ним, поскольку мать парня связана с Максимом где Траем, ради него она отдала ему все состояние. Однако мать понимает, что Эрнест бедный. Адвокат однажды пришел к Камилле и рассказывает, что Эрнест вернул семейную наследство, и у него появились деньги. Адвокат рассказывает, как это произошло, когда он узнал кто такой Гобсек, который был лихарем
Находясь в пансионате Дервиль знакомится с Гобсеком, который не разговаривал с людьми. Дервиль стал адвокатом купив адвокатскую практику, в Гобсека одолжил деньги. Однажды тот познакомил Гобсека с одним человеком, тот хотел одолжить у него денег. Но Гобсек понимая, что у него уже есть долги, и денег у него нет чтобы потом вернуть ему деньги. Однако Максим де Трай друг адвоката не кажется, он просит любимую девушку одолжить денег у Гобсека. Узнав об афере, человек графини, приходит к Гобсеку требует у того залог, однако Гобсек отказывает мужу и вообще забрать деньги от женщины и развестись с ней, а имущество передать ему, так как по его словам он надежный человек.

Дервиль идет к мужу графини де Ресто, так как она не передала имущество Гобсеку. Дервиль узнает, что граф больной, однако графиня делает все, чтобы к мужу не пришел адвокат. Граф хочет увидеть адвоката, чтобы отдать наследство сыну, но женщина препятствует. Когда он умирает она просит у графа прощения, но тот ей отмовляет. После смерти графа, на следующий день Гобсек с Дэрил приходят в дом графа. Зайдя в дом они удивились, ища завещание мужа графиня перевернула все вверх ногами. Увидев их она бросает документы в огонь, граф должен был передать Дервилю. Владельцем всего имения и денег становится Гобсек.Дервиль просит, чтобы тот отдал графини с детьми наследство, но Гобсек отказал, сказав, что отдаст наследство Эрнесту. Перед смертью Гобсека, Дервиль посещает его чтобы тот помог Эрнесту и его возлюбленной. Когда Гобсек умирал он превратил свой дом в свалку. Перед смертью он пишет завещание, где все имущество передает Дервилю, а замок Эрнесту. Эрнест вернул свое наследие. Где Гранлье соглашается на любовь дочери с Эрнестом, если тот богатый по рассказу Дэрвилл.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Гобсек Бальзака

Популярные сегодня темы

В пьесе Максима Горького есть такой персонаж как девушка Анна, она живет со своим мужем в ночлежке. Кровать, на которой девушка лежит, отделена грязной шторкой ото всех.

Эта теория сформировалась в голове бедного студента, но из-за бесчеловечности ничего хорошего и ему самому не принесла, а разрушила его жизнь, помутила рассудок, заставила страдать.

Сила духа – это движущая сила, которая помогает преодолевать любые трудности, не сгибаться под их тяжестью и стремиться к своим целям, при этом помогая другим.

В образе Гобсека мы видим абсолютную власть денег над человеком. Изображая Гобсека, автор объединяет две литературные традиции - романтическую и реалистическую. В романтической внешности героя преобладают цвета золота, серебра, бронзы, то есть драгоценных и благородных металлов. Поступки персонажа сравниваются с действиями беспристрастного человека-автомата. Его возраст невозможно определить сразу. Гобсек, как антиквар из "Шагреневой кожи", жил долго, благодаря сбережениям жизненной энергии, сокращая в себе все чувства. Таким же мрачным был и его дом. Даже став одним из богатейших людей Парижа, он не поменял дом на графский особняк, только снимал его комнаты, чтобы жить в одиночестве.

Автор изображает Гобсека как ростовщика-профессионала. Его способности показаны в сценах покупке бриллиантов у графини Ресто и перепродажи графу. Он обманывает графиню, выдав ей деньги наличными лишь частично, а остальное, заплатив векселями Максима де Трая. Зная, что и эти деньги пойдут на карточные игры, Гобсек переиграл юношу, ведь свои векселя тот никогда не сможет оплатить. То есть батюшка, Гобсек вызывает у нас восхищение своей сообразительностью. Иная ситуация с графом де Ресто, который выкладывает деньги за собственные бриллианты. Гобсек, очевидно, сочувствовал графу, так, хотя и обнаружил "такую ловкость, что превзошел бы участников любого дипломатичного конгресса", все же вернул бриллианты, которые стоили сто тысяч франков, только за восемьдесят тысяч. Конечно, ростовщик в проигрыше не остался, ведь графиня отдала пятьдесят тысяч, и он заработав в течение часа тридцать тысяч франков. Такие законы бизнеса. Как человек деловой, Гобсек советует графу перевести недвижимость на другого человека с правом возврата старшему сыну. Де Ресто вскоре воспользовался этим советом, выбрав доверенным лицом самого Гобсека как честного человека. Деловая инициатива и способности Гобсека оказываются и в том, как он распоряжается недвижимостью графа: сдавая внаем особняк, летом жил в имении и строил фермы, чинил мельницы, пути, насаждал деревья. Его деятельность несла практические результаты для общества – он выступал в роли благодетеля.

Но главное в Гобсеку – не его профессионализм и честность, а его склонность к философии. Собственно, этим он и интересен.

Прошлое Гобсека тоже имеет романтический ореол: он объездил весь мир как юнга, корсар или торговец бриллиантами и людьми, а также владел государственными тайнами. Не зря именно его, старого ростовщика, пригласили работать в комиссии по ликвидации имущества бывших колониальных имений: он хорошо знал государственные дела колоний. Жизнь его была полна жестоких испытаний, и он духовно закалился. Это обязательная черта романтического героя. Гобсек пришел к выводу, что "мораль и убеждения - пустые слова. Непоколебимое только одно чувство, которым наделила всех природа: "особый интерес" или "инстинкт самосохранения". Из всех земных благ, - считает этот философ любитель, - есть только одно, достаточно надежное, которое человек желал его. Это . золото. В золоте воплощены все человеческие силы". Поскольку богачи противостоят беднякам, Гобсек предпочитает "самому притеснять, чем позволять, чтобы тебя притесняли другие".

Когда Гобсек у Бальзака абсолютизирует власть золота в обществе, он выступает как романтический герой. Не только его внешность, поведение, дом свидетельствуют об этом, но и цель его философских размышлений. Когда человек относится к деньгам только как к денежным знакам, за которые можно, что-нибудь приобрести, - этого человека можно назвать реалистом. Когда человек любит власть, которую дают деньги, как это произошло с Гобсеком, то этот человек переживает, как это ни парадоксально звучит, романтическим мировосприятием. Для него идея становится важнее реальной жизни. Так произошло с антикваром из повести "Шагреневая кожа" и Гобсеком, которые воспринимают деньги как символ владения миром. Ростовщику кажется, что он имеет власть над людьми, не утруждая себя, а мир не имеет над ним ни малейшей власти. Но финал повести доказывает обратное. Гобсек теряет чувство реальности, находясь в мире собственных иллюзий. Он не продает продукты, которые несут ему из колоний как взятку не потому, что он скряга. Продукты портятся, и страшное зрелище поражает Дервиля в пустых комнатах дома, где умирает Гобсек. Конечно, практически ростовщик не мог этого не понимать. Дело в том, что перед смертью он перестал быть ростовщиком-реалистом, остается, сражаясь философом-романтиком. Его решение передать все свое наследство неизвестной ему внучке сестры, парижской куртизанки - тоже решение романтика, для которого родственные связи, какими бы они небыли далеки, важнее многолетней дружбы с Дервилем. Было бы справедливо оставить наследство единому близкому человеку - честному и порядочному адвокату, который много лет подкармливал старика и оказывал ему юридические консультации. Адвокату Гобсека оставляет кучи испорченных продуктов, а его милой жене - сервиз работы выдающегося мастера. С другой стороны, если Дервиль стал наследником Гобсека, разве мог бы он так объективно рассказать читателям эту историю? Гобсек и Дервиль во многом - антиподы. Например, если Гобсек - философ-романтик, то Дервиль во всем - реалист. Скажем, адвокат отказался от предложения виконтессы способствовать карьере, потому что не имел особого таланта к юриспруденции. Именно реалистичный взгляд на жизнь привел бракосочетания Дервиля с трудолюбивой парижской работницей, которая получила большое приданое от дядюшки, что позволило молодому адвокату вернуть Гобсеку долг за контору. Для реалиста деньги - это только деньги, в данном случае - средство вернуть долг и стать владельцем имущества. То есть дело не в самих деньгах или их мифической власти. Дело в идеалистическом или прагматическом отношении к ним. Любой фанатизм, абсолютизация идеи - это черты романтического мировоззрения. Гобсек-философ романтизирует действительность только тогда, когда речь идет о "пункте" в этом и заключается фанатика власти денег. Когда он размышляет о других вещах, то выражает столь мудрые рассуждения, что нельзя с ним не согласиться.

В романах Бальзака деньги - не виноваты, потому что они - это только условность, придуманная людьми. Все дело в том - в чьих руках деньги, и с какой целью они используются.

Французский писатель Оноре де Бальзак по праву считается одним из величайших романистов XIX века. Главная особенность его творчества состоит в том, что он написал не просто большое количество романов, — он написал историю целого общества, которую назвал потом "Человеческая комедия". Создавая "Человеческую комедию", Бальзак поставил перед собой задачу, еще не известную тогда литературе. В своих произведениях он стремился правдиво и беспощадно показать современную ему Францию, показать реальную, действительную жизнь своих современников, поэтому его романы затрагивают огромное количество тем. Герои произведений Бальзака — врачи, стряпчие, государственные деятели, ростовщики, светские дамы, куртизанки — переходят из тома в том, и тем самым создается осязаемость и достоверность мира, сотворенного гениальным художником. Вскоре после повести "Гобсек" (1830) Бальзак пишет романы "Евгения Гранде" (1833) и "Отец Горио" (1834). Все три произведения вошли в первый раздел "Человеческой комедии" под названием "Этюды о нравах".

Герои, именами которых названы романы, не стремятся к богатству и славе, их требования к жизни скромнее: они хотят иметь семью, любить своих детей и быть ими любимыми. На первый взгляд, это нормальные человеческие стремления. Но только на первый взгляд, так как даже естественные человеческие желания не могут осуществиться там, где правят деньги и грубый расчет.

Папаша Гранде — коренастый добряк с шевелящейся шишкой на носу, фигура не настолько таинственная и фантастическая, как Гобсек. Да и биография Гранде самая обыкновенная: в смутные годы революции сколотил себе состояние и стал одним из самых именитых граждан Сомюра. Никто не знает истинных размеров его состояния, но его богатство является предметом гордости для всех жителей городка. Чтобы сберечь богатство, папаша Гранде держит свою семью "в черном теле": жалеет лишний кусочек сахара, муки, дров, чтобы топить в доме; не чинит лестницу, потому что ему жаль гвоздя. Но эти свои качества он скрывает под внешним добродушием и мягкостью. И он действительно по-своему любит жену и дочь. Нельзя сказать, что Гранде окружен друзьями, но он старается поддерживать добрые отношения с окружающими. У него есть определенный круг знакомых, которые периодически его навещают, но все же из-за своей непомерной скупости он теряет всякое доверие к людям, в поступках окружающих он видит лишь попытки нажиться за его счет.

Гранде только делает вид, что любит своего брата и заботится о нем, а на самом деле он действует только так, как ему выгодно. Он по-своему любит и Нанетту, но беспощадно эксплуатирует, бессовестно пользуясь ее добротой и преданностью.

Забота о деньгах совершенно меняет папашу Гранде. Его поступки лишаются элементарной человечности, не говоря уже о любви к ближним: смерти жены он боится из-за возможности раздела имущества; пользуясь безграничным доверием дочери, заставляет ее отказаться от наследства. Жену и дочь он воспринимает как часть своей собственности, поэтому потрясен до глубины души решением Евгении. Он не может простить Евгении того, что она посмела сама распорядиться своим золотом. Папаша Гранде без золота жить не может. По ночам он часто пересчитывает свои монеты, спрятанные в кабинете. Но наиболее яркой и запоминающейся является, конечно, сцена его смерти. Непомерная алчность, развившаяся в нем с годами, привела к тому, что на смертном одре он помнит и видит одно только золото и вырывает из рук священника позолоченный крест.

В свое время Ф.М. Достоевский перевел на русский язык "Евгению Гранде". Он писал, что роман раскрыл ему "потрясающую правду жизни" — "разгул хищнических инстинктов и недосягаемую красоту одинокой женской души".

В романе "Отец Горио" действие разворачивается в Париже, на улице Сент-Женевьев, где расположен четырехэтажный дом, принадлежащий госпоже Воке. Это своеобразный пансион, в котором за различную плату проживают незаметные, потертые люди. Здесь можно встретить бывших лавочников, мелких чиновников в отставке, вдов на пенсии, тихо доживающих свой век. Здесь находят пристанище и те, кто только начинает свой путь, — отпрыски небогатых семейств, приехавшие в Париж из провинции, бедные студенты, сироты-бесприданницы. Здесь же, в гуще маленьких людей, скрывается под обличьем коммерсанта и беглый каторжник.

Когда Горио только появился в пансионе несколько лет назад, то был еще довольно крепким мужчиной. Он поразил воображение госпожи Воке своими дорогими костюмами, столовым серебром и другими вещами, явно указывающими на то, что он человек состоятельный. Хозяйка пансиона, неопрятная и некрасивая женщина в летах, подумывала о том, чтобы женить его на себе, но на ее глазах Горио превратился в дряхлую развалину, жалкого бедняка. Вместо новенького фрака стал носить на теле какое-то тряпье, перестал пудрить парик, отказался от табака. Из лучшей комнаты пансиона постепенно перекочевал в каморку на чердаке и из уважаемого постояльца превратился в отверженного.

Госпожа Воке не знала, чем объяснить такую перемену и устойчивое невнимание к своей особе, а потому настроила против старика всех жильцов пансиона. Только один из них — студент Растиньяк — глядел на старика с сочувствием. От него мы и узнаем историю жизни Горио. И история эта весьма печальна.

В молодости Горио был рабочим-вермишелыциком, "ловким, бережливым и настолько предприимчивым, что в 1789 году купил все дело своего хозяина". Он нажил состояние на том, что во время послереволюционного голода продавал муку по баснословно высоким ценам. "Все его умственные способности ушли в торговлю хлебом", а все чувства — на любовь к семье — жене и двум дочерям. Вне лавки и вне семьи у него не было никаких интересов. Жена Горио умерла рано, и он сам растил и воспитывал дочерей. Он отдал им всю свою любовь, наряжал, баловал их. Его "отеческое чувство. перешло все разумные границы", дочери стали его кумирами. Горио "возносил их над собой, любил даже то зло, которое терпел от них". А с годами это зло становилось все ощутимее.

Дочери выросли, и папаша Горио, наделив каждую богатым приданым, выдал их замуж. Старшую, Анастази — за графа де Ресто, младшую, Дельфину — за банкира Нусингена. Они стали светскими дамами и стеснялись того, что отец их торгует мукой.

В угоду им старик бросил свое дело. Он видел, что дочери стыдятся его, и раз они любят своих мужей, то он помеха для зятьев. Старик Горио понял, что настало время принести жертву, и он пожертвовал собой: сам себя изгнал из их домов и поселился в пансионе мамаши Воке.

Он думал, что будет жить на покое, время от времени навещая своих дочерей, но те пускали его к себе очень редко и то тайком, с черного хода. Им нужны были только его деньги. Когда они не могли получить денег у мужей на какую-нибудь прихоть, они бросались к отцу, и постепенно он отдал им все, что у него было. Одряхлевший, опустившийся, он часами простаивал на улице, чтоб хоть мельком взглянуть на своих кумиров. Свою душу, свою любовь он отдавал в течение двадцати лет, а состояние отдал в один день. "Они выжали лимон, а корку выбросили на улицу".

В предсмертном бреду Горио строит безумные планы, как добыть богатство, чтобы помочь своим "ангелам". Он умирает, а дочери так и не приходят проводить отца в последний путь. Погребение отца Горио оплачивают чужие люди. Перед смертью Горио сознает причину своего несчастья. Он не нужен им потому, что он беден: "Ах, будь я богат, кабы я не отдал им свое богатство, а сохранил бы у себя, они были бы здесь, у меня бы щеки лоснились от их поцелуев".

Отец Горио — яркий пример того, как одержимость, неуемное развитие страстей приводят к полному разрушению личности, ставшей их жертвой. Горио весь ушел в отцовское чувство, он не думает ни о ком, кроме дочерей. Его страсть выросла на эгоистической почве, и сама сила этой страсти привела отца Горио к гибели.

Романы "Евгения Гранде" и "Отец Горио" продолжили тему губительной власти денег, поднятую автором в повести "Гобсек". Но если в повести Бальзак говорил о разрушительном влиянии денег на душу человека, который ими владеет, то в романах он разработал другой аспект этой темы: как расчет и страсть к накопительству, к роскоши влияют на отношения между людьми, и прежде всего на взаимоотношения детей и родителей. "Евгения Гранде" и "Отец Горио", таким образом, — две грани одной темы, два варианта освещения одной проблемы. Умирая, старик Горио говорит: "Деньги делают все, даже дочерей", которых он не дождался даже перед смертью. О судьбе Евгении Гранде можно сказать: "Деньги забирают все, даже счастье собственной дочери". В этих печальных историях звучит обвинительный приговор извращенным нравам буржуазного общества.

Произведения Бальзака не утратили своей популярности и в наше время. Они популярны и среди молодых поклонников, и среди людей старшего возраста, черпающих в его произведениях искусство понимания человеческой души, стремящихся разобраться в исторических событиях. И для этих людей книги Бальзака — неисчерпаемая сокровищница жизненного опыта.

Бальзак в одной из своих повестей создает достаточно яркий образ ростовщика Гобсека. Ярок он хотя бы потому, что неоднозначен. Гобсека нельзя точно назвать положительным или отрицательным персонажем, так как в нем совмещаются и качества злого человека, и хорошие черты.

С одной стороны Гобсек жадный скряга, для которого люди являются лишь средством для получения денег. Он без жалости облагает их большими процентами, не идет на уступки.

Но в то же время Гобсек видит что-то и помимо денег. С другой стороны он проницательный человек, он изучает людей, насквозь видит их страсти, проникает в их слабые места и потому умеет извлечь из людей выгоду, делая на их слабостях деньги.

Но жадность, патологическое накопительство и способность к анализу это не единственные настолько различные качества, которые уживаются в персонаже.

Несмотря на свое корыстное отношение к людям, Гобсек умеет найти и ценить хороших людей. Например, ему симпатична Фанни. Честная, проста и трудолюбивая швея, которая обратилась к нему не за тем, чтобы получить деньги на наряды и развлечения.

Нравится Гобсеку и граф де Ресто. Герой видит в нем бесхитростность и честность. Он старается выстроить с графом доверительные деловые отношения, что важно для ростовщика.

Так, презрение к людям живёт в Гобсеке бок о бок с любовью к нравственной человеческой красоте.

Можно обнаружить в Гобсеке и еще одну сторону его натуры. Ростовщик на самом деле является вдумчивым философом. Его огромнейший жизненный опыт заставлял не раз задумываться о людях, об устройстве человеческой души. Наблюдая за людьми, он понимает, что единственный постоянный двигатель в мире — это золото. Одно оно, по его мнению, неизменно — а значит, чтобы добиться власти, нужно владеть золотом. Губят людей и их страсти: жадность к деньгам, похоть к женщинам, эгоизм и обожание себя. Потому к Гобсеке и раскрывается тема отчуждения, одиночества. Герой намеренно отделяется от общества, понимая, насколько оно прогнило. Герой умирает, не оставив завещания, — что тоже символично. Однако и сам Гобсек подвержен ужасной страсти — накопительство. Он копит, копит, собирает, собирает, но от этого не становится счастлив.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Гобсек был угрюмым и молчаливым человеком. В своей жизни он сменил множество профессий, но всегда стремился к большей выгоде. Гобсек много путешествовал, побывал во многих странах, в жизни натерпелся и горя и голода и несчастной любви. Но всегда стремился только к богатству и самореализации.

В то время когда автор знакомит нас с Гобсеком, он уже глубокий старик, грустный и нелюдимый. У него отталкивающая внешность, но, не смотря на это, на свой возраст Гобсек не выглядит. И я думаю именно поэтому он его не чувствует, Гобсек будто бы считает что будет жить всегда, и наживать капитал.

Профессия ростовщика никогда не вызывала позитивных эмоций, практически все называют ростовщиков скупердяями и жалуются на то что ростовщики дерут огромные проценты. Но мало кто догадывается, что ростовщик может быть отличным психологом и проницательным человеком.

Нельзя сказать, что Гобсек был порядочным человеком. Да, он был скупым, расчетливым и угрюмым, но никак не недалеким и ограниченным. Гобсек смог найти в этой профессии интерес не только в заработке денег, но и в изучении поведения и психологии людей. Он хотел управлять людьми, но не в том понимании, к которому мы привыкли. Гобсек управлял людьми по-своему, с особенным наслаждением от того что перед ним падают ниц даже графы и графини, он насмехался над ними, потому что эти люди настолько забывали про честь и гордость, что практически ползали на коленях для какого-то ростовщика.

К сожалению, когда Гобсек приблизился к порогу смерти, он стал очень скупым, он хотел забрать свои капиталы с собой в могилу, но не смог. Даже с этим сильным человеком деньги сделали свое черное дело…

Герои повести навели меня на такие сравнения: в образе графа де Ресто я вижу моральные ценности, которые умирают под давлением алчности и жажды денег, которые представлены графиней де Ресто. А Гобсек в свою очередь – это будто судьба, взяв что-то у которой мы должны вернуть должок, в обратном случае она накажет нас за нечестность и потерю человеческой порядочности.

Читайте также: