Сочинение на тему обособленные определения и приложения 8 класс
Обновлено: 28.06.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Русский язык. 8 класс. Урок № 69.
Задание № 1: распределите (на слух) номера предложений в зависимости от названия обособленных членов (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).
(1) Они пили кофей в беседке на берегу широкого озера, усеянного островами. (2) Мелкий дождь, предвестник осени, кропит землю. (3) Работа кипела, несмотря на ночь. (4) Спустившись утром к чаю, я застал всех, кроме отца, в сборе. (5) Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. (6) Смысл подлинника передан почти везде верно, исключая некоторых отступлений и ошибок. (7) Александр Степанович Попов, изобретатель радио, родился в 1859 году. (8) Невзирая на свою рану, он снова принял командование. (9) Кроме двенадцати пьес из греческой антологии, Батюшков ничего не перевел из греческих поэтов. (10) Нежданов сознавал себя одиноким, несмотря на привязанность друзей. (11) Ворота, каменные, массивные, вели на широкий двор. (12) Добряк по натуре, в служебных делах он не знал поблажек.
(5) Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному .
(11) Ворота, каменные , массивные , вели на широкий двор.
(2) Мелкий дождь, предвестник осени , кропит землю.
(7) Александр Степанович Попов, изобретатель радио , родился в 1859 году.
(12) Добряк по натуре , в служебных делах он не знал поблажек.
(3) Работа кипела, несмотря на ночь .
(8) Невзирая на свою рану , он снова принял командование.
(10) Нежданов сознавал себя одиноким, несмотря на привязанность друзей .
(4) Спустившись утром к чаю, я застал всех, кроме отца , в сборе.
(6) Смысл подлинника передан почти везде верно, исключая некоторых отступлений и ошибок .
(9) Кроме двенадцати пьес из греческой антологии , Батюшков ничего не перевел из греческих поэтов.
I . Обособление приложений.
Задание № 2: выпишите, расставляя знаки препинания, приложения вместе с определяемыми словами:
(1) Иван Петрович старый крестьянин с окладистой бородой сидел в кругу своей семьи. (2) Великой отчизны свободные дети сегодня мы гордую песню поем. (3) От жары всё прячется даже птицы. (4) Постоялый двор или умёт находился в стороне. (5) Первый номер достался ему вечному любимцу счастья.
II . Обособление обстоятельств и дополнений.
(1) Мать наливала чай и вслушивалась в плавную речь дедушки. (2) Она закрыла окно и медленно опустилась на стул. (3) Павел дернул удочку и оборвал леску. (4) Просыпались птицы и оживляли утро веселым пением. (5) Анна сидела у пианино и порою тихо касалась клавиш.
Задание № 4: выпишите из предложений: 1) обособленные дополнения; 2) обособленные обстоятельства:
(1) Все вышли из комнаты кроме служанки которая опять села за прялку. (2) Они благодаря открытому нраву Готлиба Шульца вскоре разговорились дружелюбно. (3) Мы согласно уговору ринулись за ним. (4) Князья графы ни к кому помимо меня заезжать не хотели. (5) На хлеб берет разная рыба исключая хищные породы. (6) За свою жизнь я согласно с строгою моралью никому не сделал зла. (7) Пение птиц постепенно ослабевало вскоре они совсем замолкли кроме одной какой-то упрямой. (8) В Петербурге вопреки его собственным ожиданиям ему повезло. (9) Сокращение пути ввиду недостатка продовольствия было особенно важно. (10) Долохов понравился всем в доме исключая Наташи.
III . Обособление определений.
Задание № 5: выделенные необособленные определения сделайте обособленными, а обособленные, наоборот, - необособленными (знаки препинания не расставлены); в полученных предложениях подчеркните определения, выраженные причастными оборотами:
(1) Владимир не отходил от впавшего в совершенное детство старика. (2) Всю досаду накопленную во время скучной езды путешественник вымещает на смотрителе. (3) Она взглянула на кольцо оставленное Дубровским . (4) Мне стало жаль моей напрасной поездки и издержанных даром семи рублей. (5) Лошадь Муромского не бывшая никогда на охоте испугалась и понесла. (6) Он воображал оставленного в глухой деревне отца. (7) Вместо ответа ему подали сложенное треугольником письмо. (8) Несколько троек наполненных разбойниками разъезжали днем по всей губернии.
Домашнее задание: орфографический минимум из §§ 37 - 38 (списать, вставляя и подчеркивая пропущенные буквы).
Задание № 1: распределите (на слух) номера предложений в зависимости от названия обособленных членов (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).
Задание № 2: выпишите, расставляя знаки препинания, приложения вместе с определяемыми словами:
(1) Иван Петрович старый крестьянин с окладистой бородой сидел в кругу своей семьи. (2) Великой отчизны свободные дети сегодня мы гордую песню поем. (3) От жары всё прячется даже птицы. (4) Постоялый двор или умёт находился в стороне. (5) Первый номер достался ему вечному любимцу счастья.
(1) Мать наливала чай и вслушивалась в плавную речь дедушки. (2) Она закрыла окно и медленно опустилась на стул. (3) Павел дернул удочку и оборвал леску. (4) Просыпались птицы и оживляли утро веселым пением. (5) Анна сидела у пианино и порою тихо касалась клавиш.
Задание № 4: выпишите из предложений: 1) обособленные дополнения; 2) обособленные обстоятельства:
(1) Все вышли из комнаты кроме служанки которая опять села за прялку. (2) Они благодаря открытому нраву Готлиба Шульца вскоре разговорились дружелюбно. (3) Мы согласно уговору ринулись за ним.
Задание № 1: распределите (на слух) номера предложений в зависимости от названия обособленных членов (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).
Задание № 2: выпишите, расставляя знаки препинания, приложения вместе с определяемыми словами:
(1) Иван Петрович старый крестьянин с окладистой бородой сидел в кругу своей семьи. (2) Великой отчизны свободные дети сегодня мы гордую песню поем. (3) От жары всё прячется даже птицы. (4) Постоялый двор или умёт находился в стороне. (5) Первый номер достался ему вечному любимцу счастья.
(1) Мать наливала чай и вслушивалась в плавную речь дедушки. (2) Она закрыла окно и медленно опустилась на стул. (3) Павел дернул удочку и оборвал леску. (4) Просыпались птицы и оживляли утро веселым пением. (5) Анна сидела у пианино и порою тихо касалась клавиш.
Задание № 4: выпишите из предложений: 1) обособленные дополнения; 2) обособленные обстоятельства:
(1) Все вышли из комнаты кроме служанки которая опять села за прялку. (2) Они благодаря открытому нраву Готлиба Шульца вскоре разговорились дружелюбно. (3) Мы согласно уговору ринулись за ним.
Задание № 1: распределите (на слух) номера предложений в зависимости от названия обособленных членов (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).
Задание № 2: выпишите, расставляя знаки препинания, приложения вместе с определяемыми словами:
(1) Иван Петрович старый крестьянин с окладистой бородой сидел в кругу своей семьи. (2) Великой отчизны свободные дети сегодня мы гордую песню поем. (3) От жары всё прячется даже птицы. (4) Постоялый двор или умёт находился в стороне. (5) Первый номер достался ему вечному любимцу счастья.
(1) Мать наливала чай и вслушивалась в плавную речь дедушки. (2) Она закрыла окно и медленно опустилась на стул. (3) Павел дернул удочку и оборвал леску. (4) Просыпались птицы и оживляли утро веселым пением. (5) Анна сидела у пианино и порою тихо касалась клавиш.
Задание № 4: выпишите из предложений: 1) обособленные дополнения; 2) обособленные обстоятельства:
(1) Все вышли из комнаты кроме служанки которая опять села за прялку. (2) Они благодаря открытому нраву Готлиба Шульца вскоре разговорились дружелюбно. (3) Мы согласно уговору ринулись за ним.
Задание № 1: распределите (на слух) номера предложений в зависимости от названия обособленных членов (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).
Задание № 2: выпишите, расставляя знаки препинания, приложения вместе с определяемыми словами:
(1) Иван Петрович старый крестьянин с окладистой бородой сидел в кругу своей семьи. (2) Великой отчизны свободные дети сегодня мы гордую песню поем. (3) От жары всё прячется даже птицы. (4) Постоялый двор или умёт находился в стороне. (5) Первый номер достался ему вечному любимцу счастья.
(1) Мать наливала чай и вслушивалась в плавную речь дедушки. (2) Она закрыла окно и медленно опустилась на стул. (3) Павел дернул удочку и оборвал леску. (4) Просыпались птицы и оживляли утро веселым пением. (5) Анна сидела у пианино и порою тихо касалась клавиш.
Задание № 4: выпишите из предложений: 1) обособленные дополнения; 2) обособленные обстоятельства:
(1) Все вышли из комнаты кроме служанки которая опять села за прялку. (2) Они благодаря открытому нраву Готлиба Шульца вскоре разговорились дружелюбно. (3) Мы согласно уговору ринулись за ним.
(4) Князья графы ни к кому помимо меня заезжать не хотели. (5) На хлеб берет разная рыба исключая хищные породы. (6) За свою жизнь я согласно с строгою моралью никому не сделал зла. (7) Пение птиц постепенно ослабевало вскоре они совсем замолкли кроме одной какой-то упрямой. (8) В Петербурге вопреки его собственным ожиданиям ему повезло. (9) Сокращение пути ввиду недостатка продовольствия было особенно важно. (10) Долохов понравился всем в доме исключая Наташи.
Задание № 5: выделенные необособленные определения сделайте обособленными, а обособленные, наоборот, - необособленными (знаки препинания не расставлены); в полученных предложениях подчеркните определения, выраженные причастными оборотами:
(1) Владимир не отходил от впавшего в совершенное детство старика. (2) Всю досаду накопленную во время скучной езды путешественник вымещает на смотрителе. (3) Она взглянула на кольцо оставленное Дубровским . (4) Мне стало жаль моей напрасной поездки и издержанных даром семи рублей. (5) Лошадь Муромского не бывшая никогда на охоте испугалась и понесла. (6) Он воображал оставленного в глухой деревне отца. (7) Вместо ответа ему подали сложенное треугольником письмо. (8) Несколько троек наполненных разбойниками разъезжали днем по всей губернии.
(4) Князья графы ни к кому помимо меня заезжать не хотели. (5) На хлеб берет разная рыба исключая хищные породы. (6) За свою жизнь я согласно с строгою моралью никому не сделал зла. (7) Пение птиц постепенно ослабевало вскоре они совсем замолкли кроме одной какой-то упрямой. (8) В Петербурге вопреки его собственным ожиданиям ему повезло. (9) Сокращение пути ввиду недостатка продовольствия было особенно важно. (10) Долохов понравился всем в доме исключая Наташи.
Задание № 5: выделенные необособленные определения сделайте обособленными, а обособленные, наоборот, - необособленными (знаки препинания не расставлены); в полученных предложениях подчеркните определения, выраженные причастными оборотами:
(1) Владимир не отходил от впавшего в совершенное детство старика. (2) Всю досаду накопленную во время скучной езды путешественник вымещает на смотрителе. (3) Она взглянула на кольцо оставленное Дубровским . (4) Мне стало жаль моей напрасной поездки и издержанных даром семи рублей. (5) Лошадь Муромского не бывшая никогда на охоте испугалась и понесла. (6) Он воображал оставленного в глухой деревне отца. (7) Вместо ответа ему подали сложенное треугольником письмо. (8) Несколько троек наполненных разбойниками разъезжали днем по всей губернии.
(4) Князья графы ни к кому помимо меня заезжать не хотели. (5) На хлеб берет разная рыба исключая хищные породы. (6) За свою жизнь я согласно с строгою моралью никому не сделал зла. (7) Пение птиц постепенно ослабевало вскоре они совсем замолкли кроме одной какой-то упрямой. (8) В Петербурге вопреки его собственным ожиданиям ему повезло. (9) Сокращение пути ввиду недостатка продовольствия было особенно важно. (10) Долохов понравился всем в доме исключая Наташи.
Задание № 5: выделенные необособленные определения сделайте обособленными, а обособленные, наоборот, - необособленными (знаки препинания не расставлены); в полученных предложениях подчеркните определения, выраженные причастными оборотами:
(1) Владимир не отходил от впавшего в совершенное детство старика. (2) Всю досаду накопленную во время скучной езды путешественник вымещает на смотрителе. (3) Она взглянула на кольцо оставленное Дубровским . (4) Мне стало жаль моей напрасной поездки и издержанных даром семи рублей. (5) Лошадь Муромского не бывшая никогда на охоте испугалась и понесла. (6) Он воображал оставленного в глухой деревне отца. (7) Вместо ответа ему подали сложенное треугольником письмо. (8) Несколько троек наполненных разбойниками разъезжали днем по всей губернии.
(4) Князья графы ни к кому помимо меня заезжать не хотели. (5) На хлеб берет разная рыба исключая хищные породы. (6) За свою жизнь я согласно с строгою моралью никому не сделал зла. (7) Пение птиц постепенно ослабевало вскоре они совсем замолкли кроме одной какой-то упрямой. (8) В Петербурге вопреки его собственным ожиданиям ему повезло. (9) Сокращение пути ввиду недостатка продовольствия было особенно важно. (10) Долохов понравился всем в доме исключая Наташи.
Задание № 5: выделенные необособленные определения сделайте обособленными, а обособленные, наоборот, - необособленными (знаки препинания не расставлены); в полученных предложениях подчеркните определения, выраженные причастными оборотами:
(1) Владимир не отходил от впавшего в совершенное детство старика. (2) Всю досаду накопленную во время скучной езды путешественник вымещает на смотрителе. (3) Она взглянула на кольцо оставленное Дубровским . (4) Мне стало жаль моей напрасной поездки и издержанных даром семи рублей. (5) Лошадь Муромского не бывшая никогда на охоте испугалась и понесла. (6) Он воображал оставленного в глухой деревне отца. (7) Вместо ответа ему подали сложенное треугольником письмо. (8) Несколько троек наполненных разбойниками разъезжали днем по всей губернии.
Обособленное приложение — это определение, выраженное именем существительным, которое выделяется запятыми согласно правилу пунктуации.
В ряде случаев в предложении имеется обособленное приложение с зависимыми словами. Приведем примеры предложений, в которых отметим обособленное приложение.
Приложение — второстепенный член предложения
Кроме обычных определений, выраженных именами прилагательными, причастиями, местоимениями и пр., в предложениях встречается еще один второстепенный член — приложение. Этим термином называются особенные определения, выраженные существительными. Чаще всего они согласуются с определяемым словом в числе, роде и падеже, например:
Озеро Белое славится своей красотой.
Режиссер выбрал спаниеля Оливера на роль главного героя в новом фильме.
Но не всегда приложение совпадает в числе или роде с определяемым словом, например:
Летом мы организуем лодочный поход на озеро Селигер .
Такие приложения являются несогласованными.
Как найти обособленное приложение (схема)
Условия обособления приложений
Знаки препинания при приложении
Приложение может быть одиночным или распространенным, то есть иметь при себе поясняющие слова.
Одиночное приложение располагается как перед определяемым словом, так и после него. Приложение обозначает название предмета (географического объекта, учреждения, произведения, продукта, товара, блюда), то есть конкретизирует его, являясь именем собственным. Если оно находится после имени нарицательного, то оно пишется с ним раздельно, например:
В городе построен новый кинотеатр « Маяк «.
Дефис в приложении
Если же имя собственное находится впереди определяемого слова, то оно уже пишется с дефисом с именем нарицательным. Сравним:
Березин а- река многоводна и широка в устье Днепра.
Дефис ставится между приложением и определяемым словом, которые являются именами нарицательными, если приложение обозначает возраст, профессию, национальность, род занятий, назначение предмета, какую-либо качественную характеристику и пр.:
- сестренка-малышка;
- инженер-конструктор;
- торговец-грузин;
- девушка-модель;
- рюкзак-холодильник;
- сын-изобретатель;
- юбка-колокольчик.
Обособление приложений запятыми
Обособленное приложение с помощью запятых укажем в ряде случаев:
одиночное приложение носит характер уточнения.
Оно находится после определяемого слова — имени нарицательного, которое уже имеет своё собственное определение:
Сосед мой , (кто такой?) хирург , был вечно занят.
Распространенное приложение — это обособленное определение:
1. если оно находится после определяемого слова
С нами в лес за малиной пошла дочка соседа, девочка лет десяти .
Как человек образованный , наш дедушка хорошо знал историю.
Так как наш дедушка был образованный человек, он хорошо знал историю.
Ф. М. Достоевский известен как мастер психологического анализа поведения своих героев.
Сравним:
Ф. М. Достоевский — это мастер психологического анализа поведения своих героев.
3. Приложение, относящееся к личному местоимению, обособляется независимо от его местонахождения в предложении.
Упрямец, он ни за что не соглашался пойти ей навстречу.
Они, люди работящие, содержали в полном порядке свое немудреное хозяйство.
Кто только не знает его, мудрого советчика в любом деле!
И. Левитан, известный художник, тонко передает игру светотени в березовой роще.
И. Левитан, то есть известный художник, тонко передает игру светотени в березовой роще.
Сравним:
Известный художник И. Левитан тонко передает игру светотени в березовой роще.
Беседу поддержал остроумными замечаниями Сережин дядя, Иван Петрович.
Беседу поддержал остроумными замечаниями Сережин дядя, а зовут его Иван Петрович.
Прекрасный наладчик станков , Дубров был нарасхват в цеху.
Так как он прекрасный наладчик станков, Дубров был нарасхват в цеху.
Известный артист и талантливый режиссер , В. Шукшин был скромным человеком.
Хотя он стал известным артистом и режиссером, В. Шукшин был скромным человеком.
Известный испанский архитектор, по фамилии Гауди , смог задумать необычный собор, к которому съезжаются миллионы людей, чтобы полюбоваться на это чудо.
Жена его, по происхождению татарка , готовила изумительный плов.
К нам зашел сосед, по прозвищу Рыбак , работник лесопилки .
По дороге в лес нас догнал деревенский пес, по кличке Сорванец .
Обособленное приложение и тире
Вместо запятых при одиночном и распространенном приложении может употребляться пунктуационный знак тире.
1. Тире ставится, если одиночное или распространенное приложение завершает предложение и дает определяемому слову разъяснение, пояснение или уточнение:
Давно замечено, что одиноко растет, не подпуская никого селиться возле себя, одно только дерево — береза .
Мы пошли взглянуть на лесистый холм — возвышение, насыпанное несколько в еков назад для постройки замка .
Юбиляру подарили его любимые цветы — розы .
3. Ставится тире, если приложение находится в середине предложения и имеет характер пояснения:
В комнату вбежала оживленная малышка — любимица отца — в розовом платье, с огромным бантом на макушке.
Урок построен с использованием приемов технологии развития критического мышления, приемов технологии личностно-ориентированного обучения. Используется проблемный, эвристический, исследовательский методы обучения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Стадия вызова
1. Вопросы к учащимся:
– Какой член предложения мы называем определением?
– Какие типы определений мы знаем?
- согласованные,
- несогласованные,
- распространенные,
- нераспространенные,
- приложения.
Дидактический материал
- Стала рожь-матушка в колос метаться. (Н. Некрасов)
- Уцелело висевшее в простенке зеркальце. (А. Пушкин)
- Дом Кожемякиных раньше был конторою господ Бубновых. (М. Горький)
- Мороз и солнце, день чудесный! (А. Пушкин)
- По пыльной дороге, ведущей к садам, тянулись скрипучие арбы. (А. Пушкин)
Задания:
– Заполните прямоугольник А на рисунке, запишите известные вам типы определений; в прямоугольник Б выпишите предложения из раздаточного материала, иллюстрирующие каждый тип определений.
Вопросы:
– Обратите внимание на одно из записанных предложений; чем оно отличается от остальных? Есть ли здесь определение? Чем это определение отличается от остальных? Обратите внимание на внешний признак.
Определение выделено знаками препинания, обособлено.
(Нам предстоит выяснить, когда определение и приложение обособляются).
III. Стадия осмысления.
– Работа в группах. Всего 5 групп учащихся по числу вариантов обособления определений и приложений.
Памятка: обратите внимание на особенности определений: чем выражено определяемое слово, определение; какие союзы есть при определениях, какое место занимает определение по отношению к определяемому слову, каково значение определения.
Члены каждой группы работают с предложениями, иллюстрирующими один из вариантов обособления определений: записывают предложения в тетрадь, находят обособленные члены предложения, выделяют их графически, определяют причины обособления.
Задания для 1 группы
- Листья кленов, похожие на лапы, резко выделялись на желтом песке аллей. (А. Чехов)
- Боец, парнишка белокурый, тихонько трогает гармонь. (А. Твардовский)
- Я рвал отчаянной рукой терновник, спутанный плющом. (М. Лермонтов)
(Определения и приложение распространенные и стоят после определяемого слова).
Задания для 2 группы
- Истощенный усилиями и лишениями, старик слег в постель. (А. Герцен).
- В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады. (М. Шолохов).
- Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой. (А. Твардовский).
(Обстоятельственное значение причастного оборота)
Задания для 3 группы
- Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам… (И. Крылов)
- А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой. (М. Лермонтов)
- Вам, молодым, учиться у нас надо, как жизнь проводить. (М. Шолохов)
(Определение и приложение относится к личному местоимению)
Задания для 4 группы
- Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю. (А. Чехов)
- Ветер, сырой, холодный пронизывающий, стучит в окно. (А. Чехов)
- Молодому человеку, влюбленному, невозможно не проболтаться (И. Тургенев)
(Одиночные определения стоят после определяемого слова)
Задание для 5 группы
- Тут был и капитан, и поручик, и Онисим Михайлович, фельдфебель. (Л. Толстой)
- Назаров, этот энергичный, кипучий генерал, сидел, опершись на руку, закрыв ладонью лоб. (М. Шолохов)
- Чемодан внесли Селифан, низенький человек в тулупчике, и лакей Петрушка, малый лет тридцати в подержанном сюртуке. (Н. Гоголь)
(Приложения, стоящие после имени собственного)
Примечание: пояснение в скобках учащимся не дается.
По окончании работы в группах представитель каждой группы объясняет причины обособления определений и иллюстрирует их одним примером в таблице на доске. У всех учащихся эти таблицы на отдельных листах. Члены других групп записывают в нее данные, представленные выступающим.
Таблица
Причины обособления определений | Примеры, иллюстрирующие случаи обособления определений |
Если есть необходимость, теоретический материал урока нужно повторить.
В параграфе есть информация, не рассмотренная на уроке, это задача следующего урока русского языка. На этом этапе осуществляется целеполагание на последующий урок.
IV. Стадия рефлексии
Работа всего класса с упражнением учебника № 311. Вторую колонку таблицы пополняем предложениями из упражнения, иллюстрирующими каждый случай обособления определений.
Сочинения зачитываются на уроке.
V. Общий вывод.
что узнали на уроке нового об определении и приложении как второстепенных членах предложения; что повторили? Что предстоит узнать?
2. Развивающие: развивать орфографические и пунктуационные навыки у учащихся, развивать навыки выразительного чтения, монологическую речь, память у учащихся.
3. Воспитывающие: воспитывать культуру речи у учащихся, самоконтроль.
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 86.5 КБ |
prilozhenie.ppt | 943 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока русского языка в 8 классе
по теме «Обособленные приложения.
Тип урока: открытие новых знаний
Формы урока: групповая, индивидуальная
2. Развивающие: развивать орфографические и пунктуационные навыки у учащихся, развивать навыки выразительного чтения, монологическую речь, память у учащихся.
3. Воспитывающие: воспитывать культуру речи у учащихся, самоконтроль.
- Добрый день, ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке. Давайте поприветствуем друг друга улыбкой, поделимся хорошим настроением. Вы готовы к уроку? Проверьте наличие принадлежностей на парте.
II. Актуализация знаний. Повторение
1) Фронтальный опрос.
- Какие члены предложения называются обособленными? ( Выделенные второстеп. члены по смыслу)
- Как можно выделить обособленные члены в устной речи и на письме? (Интонационно и запятыми)
- На прошлом уроке мы работали с обособленными определениями. Вспомните, когда выделяются запятыми обособленные определения. Давайте повторим случаи обособления определений.
2) – Запишите в тетради число, классная работа, две строчки для темы пропустите.
Запись предложений под диктовку с объяснением постановки знаков препинания.
- Книга , написанная известным писателем , уже вышла из печати. (Прич. об.)
- Взволнованный переживаниями дня , я долго не мог заснуть. (П.О.перед лич. мест.)
- Ослепленный мраком , старик долго стоял без движения. ( Обстоят. знач. причины)
- Солнце, великолепное и яркое , поднималось над морем. (Одиночн. согл. опр. после опр. слова)
- Коля, в своей новой курточке с золотыми пуговками , был героем дня. (Несогл опр. после им. собств.)
- Проверим: обратите внимание на слайд. Все ли верно выделили в своих тетрадях?
- Молодцы, вспомнили случаи обособления определений.
III. Новый материал
- А сегодня мы расширим наши представления об обособлении.
1) - Давайте разберем устно предложения. В чем особенность этих предложений? И как относятся они к теме обособления? Чем будут являться выделенные слова? (Предложения на слайде)
- Напомните, как называются такие определения, согласованные с определяемым словом, но выраженные именем существительным? (ПРИЛОЖЕНИЕ)
- Какую функцию выполняют приложения в предложении? ( Характеризуют предмет, поясняют, уточняют, называют его)
- На какие вопросы отвечает приложение? (Кто именно такой? Что именно такое?)
- Каким членом предложения оно является? (Определение)
- Молодцы, вы уже поняли, наверное, про что мы сегодня будем говорить. Значит, тема нашего урока какова? (Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них) Записываем в тетрадь.
- А цели? (Познакомиться с основными правилами обособления приложения, научиться их находить в предложениях и тексте)
2) Сегодня вы сами будете выявлять условия обособления приложения. Для этого каждой группе розданы листы с предложениями, но знаки препинания не расставлены. Прежде чем найти приложение, обособить его, вы ищете определяемое слово, а потом уже приложение. Не забудьте сделать вывод, когда приложение обособляется.
После выступления каждой группы ребята записывают по 1 предложению в тетрадь с пояснением. (5 любых предложений)
- На митингах мы, любознательные газетчики, узнали много новостей.
Любые приложения (распр. и нераспр.), относящиеся к личному местоимению, независимо от степени их распространенности и местоположения
Личн. мест . + прилож.
стоящие после определяемого слова - существ.
- Тренером команды назначен Лучников, бывший нападающий.
стоящие ТОЛЬКО после определяемого слова - существ. собств.
Если наоборот, обособляться не будет.
Сущ. собств. + прилож.
- Смелый охотник, хорёк нападает на животных и крупнее его.
Приложения, стоящие перед им. сущ., имеющие обстоятельственное значение причины
- Собачка эта, по кличке Чибис, была любопытнейшим созданием.
Приложения, присоединяющиеся словами по имени, по прозвищу, по фамилии, или, родом, например, то есть…
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
И работать продолжаем.
3) Чтение теоретического материала в учебнике. ( п. 50стр. 147 – 148)
- Ребята, есть одно правило обособления приложения. Приложение может отделяться ТИРЕ, если оно стоит в конце предложения и имеет уточняющее значение, является разъяснением к сказанному /можно вставить перед приложением слова “ а именно”. (Если им придаётся большое значение, и при произнесении они отделяются от определенных слов большей паузой). Обратите внимание на слайд.
Ему было присвоено звание Героя России – одно из самых почетных званий в нашей стране.
- Перепишите себе в тетради.
1) Работа с учебником . Упражнение 307
2) Конструирование предложений. Из 2-х предложений составить одно с обособленным приложением. Поставьте приложение до и после определяемого слова.
- Иванов был опытным трактористом. Он разбирался в машинах различных марок. ( Например , Иванов, опытный тракторист, разбирался в машинах различных марок. Опытный тракторист, он разбирался в машинах различных марок.)
- Серегин был лучшим учеником в классе. Он охотно помогал ребятам, но никогда не давал списывать.
- Они юные натуралисты. Они заботятся о сохранении природы.
- Мы выпускники этого учебного учреждения. Мы любим родную школу.
3) Самостоятельная работа с текстом.
Выписать из текста номера предложений с приложением и подчеркнуть их как члены предложения. (5 вариантов)
- На экране высвечиваются предложения по одному, вы должны будете быстро составить его схему. И так кто быстрее поднимет листы с пояснением предложения.
- Отец, герой войны, заведовал почтовым отделением. (Сущ., /распр. прилож./, …)
- Он, ответственный за судьбу младших детей, подрабатывал где придется. (Личн. мест.,/ распр. прилож./, …)
- Валентин Распутин, студент филологического факультета, о писательстве сначала не задумывался. ( Имя собств.,/ распр. прилож./, …)
- Степь, или безлесная равнина, окружала нас со всех сторон. (Сущ., /прилож./, …
VI. Подведение итогов
- Наш урок подошел к концу. В каких случаях обособляются приложения? Достигли мы цели? Научились обособлять приложения?
- Каким членом предложения являются обособленные приложения?
- Какую роль играют приложения в тексте? (Оно дает второе название предмету; придает выразительность речи, создает образность)
VII. Домашнее задание
Выписать 5 предложений с приложением из комедии Гоголя “Ревизор”, упр. 308 (выписать приложения с определяемыми словами)
- На митингах мы любознательные газетчики узнали много новостей.
- Я ученица восьмого класса написала диктант лучше всех.
- Песня крылатая птица смелых скликает вперед.
- Сестра студентка второго курса мединститута уже дает советы бабушке.
- Папа мастер на все руки сумел починить протекающий кран на кухне.
- Неизменный маяк помощник рыбаков горит бессменно на посту.
- Тренером команды назначен Лучников бывший нападающий.
- Упрямец во всем юноша оставался упрямцем в учении.
- Мастер на все руки мама сшила мне новогодний костюм за два дня.
- Талантливые музыканты ребята чувствуют душой каждую ноту и импровизируют на ходу.
- Собачка эта по кличке Чибис была любопытнейшим созданием.
- Бегемот или гиппопотам большую часть времени проводит в воде.
- Этот мальчишка по имени Иван учится в шестом классе.
- Многие произведения например сказки Пушкина запоминаются на всю жизнь.
(учащийся сам выбирает задание)
Дубровский, отставной поручик гвардии, был ближайшим соседом Троекурова. Я, ваш старинный сват и кум, пришёл мириться к вам. На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы расцвели. Их волосы, шёлковые и чёрные, были распущены. Ростов, как заботливый эскадронный командир, желал прежде французов воспользоваться провиантом.
Старик Прохор рыболов и корзинщик рассказывал мне сказку об осени. Стёпка с зазубренной ложкой в руках занял своё место в дыму около костра. Княжна Марья потерянная и бессильная сидела в зале. Смышлёные звери бобры зимуют разумно. Кутузов как и все старые люди мало спал по ночам. Когда мы дети ложились спать отец садился за фортепиано.
Вчера утомлённый ходьбой по болоту забрёл я в сарай и заснул глубоко. Сын лесника он родился и вырос в лесу. Пастер знаменитый учёный исследовал в своей лаборатории бактерии оспы. С моря поднималась туча чёрная и тяжёлая. Скажи мне кудесник любимец богов что сбудется в жизни со мною? Прогретые солнцем тронулись в лагунах медлительные черепахи.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок русского языка в 8 классе
Проверим Книга , написанная известным писателем , уже вышла из печати. Взволнованный переживаниями дня , я долго не мог заснуть. Ослепленный мраком , старик долго стоял без движения. Солнце, великолепное и яркое , поднималось над морем. Коля , в своей новой курточке с золотыми пуговками, был героем дня .
Я выписываю газету Кубанские казаки. Девушка почтальон принесла нам срочную телеграмму.
Знаю 1. Приложение – это определение, выраженное именем существительным. Оно отвечает на вопросы кто именно такой? Что именно такое? 2. Приложения могут обозначать качества, свойства, видовой признак, указывать на национальность, род деятельности, то есть характеризуют предмет, поясняют, уточняют, называют его. 3. К приложениям относятся имена, фамилии, клички, географические названия, названия газет, журналов, предприятий, художественных произведений.
Обособленные приложения. Выделительные знаки при них
Цель урока: познакомиться с основными правилами обособления приложений, научиться их находить в предложениях и тексте, объяснять условия обособления.
1 группа вывод На митингах мы любознательные газетчики узнали много новостей. 2. Его бывалого охотника заинтересовало это явление. 3. Человек дела он всегда дорожил временем. 4. Я ученица восьмого класса написала диктант лучше всех. 5. Обидно мне старику слушать такие речи.
1 группа вывод На митингах мы , любознательные газетчики , узнали много новостей. Любые приложения (распр. и нераспр.), относящиеся к личному местоимению, независимо от степени их распространенности и местоположения Личн. мест . + приложение 2. Его , бывалого охотника, заинтересовало это явление. 3. Человек дела , он всегда дорожил временем. 4. Я , ученица восьмого класса , написала диктант лучше всех 5. Обидно мне , старику , слушать такие речи.
2 группа вывод Песня крылатая птица смелых скликает вперед. 2. Сестра студентка второго курса мединститута уже дает советы бабушке. 3. К брату зашел сосед студент. 4. Папа мастер на все руки сумел починить протекающий кран на кухне. 5. Неизменный маяк помощник рыбаков горит бессменно на посту.
2 группа вывод Песня , крылатая птица , смелых скликает вперед. Любые приложения, стоящие после определяемого слова - существительного Сущ. + приложение 2. Сестра , студентка второго курса мединститута , уже дает советы бабушке. 3. К брату зашел сосед , студент . 4. Папа , мастер на все руки , сумел починить протекающий кран на кухне. 5. Неизменный маяк , помощник рыбаков , горит бессменно на посту.
4 группа вывод Смелый охотник хорёк нападает на животных и крупнее его. 2. Смышленые звери бобры зимуют разумно. 3. Упрямец во всем юноша оставался упрямцем в учении. 4. Мастер на все руки мама сшила мне новогодний костюм за два дня. 5. Талантливые музыканты ребята чувствуют душой каждую ноту и импровизируют на ходу.
4 группа вывод Смелый охотник , хорёк нападает на животных и крупнее его. Приложения, стоящие перед им. сущ., имеющие обстоятельственное значение причины 2. Смышленые звери , бобры зимуют разумно. 3. Упрямец во всем , юноша оставался упрямцем в учении. 4. Мастер на все руки , мама сшила мне новогодний костюм за два дня. 5. Талантливые музыканты , ребята чувствуют душой каждую ноту и импровизируют на ходу.
5 группа вывод Собачка эта по кличке Чибис была любопытнейшим созданием. 2. Бегемот или гиппопотам большую часть времени проводит в воде. 3. Этот мальчишка по имени Иван учится в шестом классе. 4. Многие произведения например сказки Пушкина запоминаются на всю жизнь. 5. Лев то есть царь зверей известен многим.
5 группа вывод Собачка эта, по кличке Чибис , была любопытнейшим созданием. Приложения, присоединяющиеся словами по имени, по прозвищу, по фамилии, или, родом, например, то есть… 2. Бегемот , или гиппопотам , большую часть времени проводит в воде. 3. Этот мальчишка , по имени Иван , учится в шестом классе. 4. Многие произведения , например сказки Пушкина , запоминаются на всю жизнь. 5. Лев , то есть царь зверей , известен многим.
Обособление приложений Лич. мест ,/ / , Сущ . , / / , / / , лич. мест . Имя собст. , / / , / О бст. знач. / , сущ . Сущ., / по имени …/,
Конструирование предложений Иванов был опытным трактористом. Он разбирался в машинах различных марок. Серегин был лучшим учеником в классе. Он охотно помогал ребятам, но никогда не давал списывать. Они юные натуралисты. Они заботятся о сохранении природы.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1) Выучить правило на с.147 2) Выписать 5 предложений с приложением из комедии Гоголя “Ревизор”, упр.308 (выписать приложения с определяемыми словами)
СИНКВЕЙН 1 Кто? Что? (тема) 1 сущ-ое 2 Какой? (описание темы) 2 прил-ых 3 Что делает? 3 глагола 4 Что автор думает? Фраза из четырёх слов 5 Кто? Что? (обобщение) 1 сущ-ое
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ (закрепление)
Разработка конспекта урока по русскому языку ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ (закрепление). 8 класс. Программа по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской. Количество уроков по теме 5. Место.
Тип урока - нестандартный, групповая игра "Знатоки".
Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные определения и приложения (обобщение и закрепление изученного)"
Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные определения и приложения (обобщение и закрепление изученного)". Основная цель урока: обобщить знания об обособленных определениях и прил.
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ.
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской.
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре.
Читайте также: