Сочинение на тему нравственный облик человека

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

к уроку литературы в 7 классе на тему:

План сочинения

Примерное содержание сочинения

Вступление. Проблематика произведений древнерусской литературы.

Основная часть. Нравственное содержание произведений древнерусской литературы.

Отношение к мудрости, книгам в русских летописях.

прославление трудолюбия, предостережение от лени, лжи и пьянства;

восхваление добросердечия и милосердия;

призыв держать данное слово, быть скромным и не стремиться к власти;

предложение уважать старших и ровесников, быть гостеприимным, приветливым и вежливым;

приглашение постоянно учиться.

«Повесть о Петре и Февронии – гимн любви и верности. Утверждение жизненных ценностей:

веры и благочестия;

гостеприимства, щедрости и милосердия;

Произведения древнерусской литературы дают яркое представление о нравственном облике наших предков. Литература того времени руководствовалась религиозными представлениями о мире, поэтому ее отличает высокая духовность. Внутренний мир человека, воспитание и совершенствование его нравственности были главными проблемами древнерусской литературы.

Владимир Мономах считает необходимым уважать старших и ровесников, быть гостеприимным, приветливым и вежливым.

Муж должен быть отважным, доблестным защитником, как Пётр. Он взял Агриков меч и смело расправился с лукавым змием, который досаждал семье его брата Павла.

Жена должна быть добросердечная, кроткая и мудрая, как Феврония. Неистовые бояре захотели избавиться от неё, но оставить князем Петра. Феврония согласилась уйти и взяла с бояр обещание отдать ей с собой то, что она попросит. Бояре не ожидали, что попросит она Петра. Так мудрая Феврония сохранила свою семью.

До самой смерти они были верны друг другу. А когда умерли, все попытки похоронить их в разных гробах оказались тщетны: наутро оба тела оказывались в одном гробу. В честь этих святых учреждён праздник 8 июля – День семьи, любви и верности.

Проблемы, которые начали разрабатываться в произведениях древнерусской литературы, получили дальнейшее развитие у авторов 18, 19 веков, в современной литературе.

Древнерусские писатели заставили нас задуматься о вечных вопросах: любви к Родине, добре и зле, жестокости и милосердии, лени и трудолюбии, об уважительном отношении к старшим и братьям, любви и верности. Лучшие черты составили нравственный облик героев древнерусской литературы.

Нравственность — это человеческое качество, которое позволяет ему быть внутренне цельным, делать осознанный выбор и совершать осмысленные поступки. Нравственный человек внутренне ощущает, что такое честь, любовь, мораль, человечность. У него есть твердые моральные принципы, в соответствии с которыми он строит свою жизнь.

Нравственный человек не совершает необдуманных действий. Каждый его шаг должен, если не принести пользу, то хотя бы не причинить никому вреда.

В мире осталось не так много людей, которых можно назвать нравственными. Но откуда берется нравственность? С этим качеством не рождаются. Оно результат воспитания. Сначала ребенок наблюдает за взрослыми, их поведением, поступками. Маленьким детям чуждо лицемерие, поэтому видя, что у родителей слова расходятся с делом, они усваивают эту модель поведения. Это не значит, что такой человек уже не станет нравственным. Мы должны непрерывно работать над собой, над силой характера.

Почему нравственность требует внутренней силы? Жизнь предлагает нам массу соблазнов, ведь не всегда поступить правильно — это просто. Когда человек видит, что правильный с точно зрения морали выбор расходится с его интересами.

У нравственного человека часто есть идеал, к которому он стремится. Это может быть образ родителей или других членов семьи. А многие выбирают в качестве примера для подражания религиозные символы. Но главное — это внутренняя убежденность в том, что именно такие мысли и поступки соответствуют общечеловеческим ценностям.

Можно ли прожить жизнь, будучи идеально нравственным человеком? Скорее да, чем нет. Ведь окружающий мир и мы сами постоянно развиваемся и совершенствуемся. А нравственность — это то, что позволяет во время этого непрерывного движения не сойти с пути.

Сочинение 2

В то время, когда машины могут выполнять различную работу и заменять сотни людей, обостряется проблема душевной теплоты. Почему? Многие люди об этом не задумываются, но нам необходимо быть добрее к другим, подавать руку помощи, помогать нуждающимся. Огорчает, когда людей волнует лишь их собственное благополучие. Не задумываются о том, что рядом есть люди, о которых тоже нужно думать.

Если человек не будет внимание чужие проблемы, то он превратится в эгоиста, который не способен творить добро. После этого он теряет нравственность.

Мы должны бороться за то, что человечество стало добрее. Именно поэтому огромная часть произведений современных писателей посвящена теме нравственной силе доброты. Авторы просят нас быть добрее.

Люди могут быть жесткими и жестокими как по отношению к природе, к другим людям и даже самому себе. Стоит подумать хотя бы над тем, как воспитывали нас родители. Нельзя обманывать, воровать, убивать. Для того, чтобы иметь высокий доход, нужно получить высшее образование и много трудиться. В погоне за счастливой жизнью люди бросаются на поиски себя. Важно учиться на своих и чужих ошибках, чтобы не потерять себя.

Нравственное начало появляется в 21 веке. Во времена существования королей, остальные жители брали пример с них. Но люди понятия не имели, как обстоят дела у других людей.

Каждая личность имеет и положительные, и отрицательные черты характера. Так устроены люди, что все хорошее выносят на всеобщее обозрение, а плохие поступки не распространяют. В веке технологий мы можем выложить наши счастливые фотографии и показать кому угодно, а вот поделившись чем-то хорошим и полезным, оказав помощь мы привлекаем добро. Помогаем не только себе, но и чужим людям. Если человек положил нравственное начало чего-либо, то это привлечет за собой нравственность остальных людей.

Если человек родился со светлыми волосами, то вряд ли через 30 лет его волосы почернеют. А если в детстве был добрым и милым ребенком, то он может вырасти злым и безнравственным. К чему я это? К тому, что нравственность является не врожденным, приобретаемым качеством. Его можно и нужно воспитывать. Человек не может стать нравственным просто так после восемнадцати лет, окончания университета или замужества. Только если он осмысливает себя, размышляет о своих поступках и о самом значимом.

Невозможно один раз сделать добро дело и стать. Тот, кто всегда следит за собой, за своей речью, поступками, придерживается высоких идеалов, остается нравственным.

Нравственность

Нравственность

Популярные сочинения

В выходные мы с родителями ходили в лес собирать грибы. Я, как обычно, искал их под деревьями и на солнечных полянах. Грибов было немного, но они были разные. Еще в лесу были разные ягоды, мы их с удовольствием ели.

Василий Поленов выдающийся художник пейзажист. Благодаря ему в искусстве появилось много новых жанров пейзажа, например, поэтический и пейзаж настроения. Все его работы пропитаны чувствами в них много лирики, романтизма. Картины Поленова очень красивы

Собрала для вас похожие темы сочинений, посмотрите, почитайте:

Сочинение на тему: Нравственный облик человека в древнерусской литературы

Время Древней Руси в нашей истории — это героическое время, полное героических подвигов героев, которые всегда действовали на стороне слабых и обездоленных. Идеальным считался сильный и храбрый человек, способный победить любого врага. Неизменным победителем считался тот, на чьей стороне стояла истина.

До христианства моральные идеалы славян были языческими. Сильной централизованной власти еще не существовало. Примитивная демократия пришла отсюда, когда главным критерием была справедливость, а не закон. У этого порядка было много недостатков, но в то время люди были более честными и благородными друг с другом.

О нравственности славян можно судить по богам, которым они поклонялись. Четкое разделение на светлые и темные силы уже указывает на твердое разделение добра и зла. Через имя некоторых богов можно принимать на себя их функции и качества. Белбог, Светогод олицетворял добро и справедливость. Их секты были очень развиты. Женская богиня Лада (Ладо) олицетворяла любовь и была также широко распространена. Из этого можно сделать вывод, что главными достоинствами славян были справедливость и любовь.

Ситуация изменилась с принятием христианства. Новая религия принесла изменения в сферу общественной жизни. На первый план вышла не справедливость, а любовь и доброта по отношению к каждому человеку.

Изменения в нравственных идеалах можно наблюдать и на других древнерусских литературных памятниках. Церковь учила людей быть более терпимыми друг к другу и предостерегала князей от братоубийственных разделений. Иларион словом и делом и милостью передал все христианские ценности Руси. Смирение, покорность и любовь — главные добродетели, провозглашенные автором.

Однако быть послушным было нелегко, когда враги приходили с разных сторон. С началом татаро-монгольского ига на Древней Руси на первый план выходит идея объединения и защиты почвы. Церковь призывает к этому. Смелость и стойкость провозглашены главными достоинствами.

Слияние христианских и языческих ценностей окончательно привело к формированию русского национального характера, что в полной мере проявилось в победе на Куликовском поле.

Таким образом, нравственные идеалы старой России изменились, но вера в добро и конечный триумф справедливости всегда ценились.

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

План
Вступление. Особенности нравственного облика героя ДРЛ
Основная часть. Герой - отдельно взятый человек, а не обопчённая историческая личность
1)Житейские обстоятельства героя
2)Место решили в жизни древнерусского человека
3)Какие нравственные ценности исповедуют древнерусский человек в личной жизни
Заключение. Моё отношение к герою.

Духовные ценности человека своими корнями достигают глубокой давности, когда идеалами был искренний и честный труд, когда жизнь приводилась в соответствие с законами Бога и природы.

Древнерусская литература отличалась высокой духовностью. Ее главным интересом была жизнь, чистота человеческой души, поэтому в древнерусской литературе (между жанрами) существовала строгая иерархия. На первом месте всегда было житие святых. (церковно-служебные книги) а потом уже и повествовательно-исторические.

Повесть о Петре и Февронии Муромских - отражение христианского понимания брака. Главные герои – князь Петр и девушка-крестьянка Феврония, ставшая его супругой.

В русских народных сказках также встречаются девушки, похожие на Февронию. Они такие же мудрые, честные, любящие сердцем. И почти все они — дети из бедных семей.

Петр являлся соправителем при жизни родного брата, а после смерти брата унаследовал княжение. Бояре относились уважительно к самому князю, но спесивые боярские жены недолюбливали Февронию. Они не желали иметь княжну из простого крестьянского рода. Боярские жены подговорили своих мужей против Февронии. Бояре устраивали разные козни. Они потребовали выгнать законную супругу Петра.
Пётр отправился в изгнание вместе с венчанной супругой. Петр и Феврония оставили Муром и отправились в плавание по Оке. Боярам пришлось просить Петра и Февронию вернуться назад. Князь с княгиней вернулись. Правили они справедливо, мудро, проявляли заботу о людях, проявляли благочестие и милосердие. При жизни Петра его родной сын являлся совладетелем княжения, также как раньше Петр являлся совладельцем княжения со своим родным братом Павлом. Такие отношения между родственниками и наследниками было редкостью в те времена. В то смутное время было принято враждовать и любыми путями добиваться власти. Это еще один пример благочестия и нравственности жизни князя Петра. Князь Петр участвовал во многих сражениях и битвах, а когда достиг преклонных лет, то оставил княжение своему наследнику. Петр и Феврония приняли постриг. Остаток дней своих они провели в молитвах и трудах праведных в разных монастырях под именами Давид и Евфросиния. Они просили Бога о смерти в один день и завещали похоронить себя в одном гробу. Скончались они в один день и час – 8 июля 1228 года (25 июля – по старому стилю).

Повесть "О Петре и Февронии Муромских" Ермолая-Еразма содержит в себе бесценные уроки нравственности, приводит пример гармоничных взаимоотношений, учит, как, преодолевая трудности, сохранить любовь и верность в браке, помогает супругам осознать всю ответственность перед Богом и людьми за сохранение семьи. Торжество веры, мудрости, добра и любви – вот основная идея повести. Своей жизнью Петр и Феврония показали, каким должен быть человек, каким должна быть его жизнь, сколько прекрасных нравственных качеств, которые передаются из века в век, из поколения в поколение, должно быть в человеке.

Гост

ГОСТ

Летопись - это погодовая запись исторических событий, осуществляемая их современником.

Изображение человека в летописях

Особенностью древнерусской литературы, отличающей ее классической, является изображение героя. В древнерусской литературе не встречаются привычные образы литературы 19-20 столетий. Средневековый писатель обладал своим художественным видением человека и особыми способами его изображения.

Так же, как и в новой, в древней русской литературе воспроизведение человека зависело от жанра и стиля произведения. Без их понимания представить художественное своеобразие памятников древнерусской литературы невозможно.

Академик Д. С. Лихачев выделяет следующие стили древнерусской литературы:

  • Стиль монументального историзма;
  • Эпический стиль;
  • Экспрессивно-эмоциональный стиль;
  • Стиль психологического умиротворения.

Герой древнерусских литературных произведений воспроизводится в соотношении с жанрами и стилями. В соответствии с ними же создаются и идеалы, определяется нравственный облик человека. монументальный стиль представлен в воинских повестях, летописях, повестях о княжеских свершениях. Здесь изображение идеального героя связано с феодальным устройством, с кругом общественно-социальных понятий, а также с представлениями о чести, о долге и правах феодала, о его обязанностях перед государством.

Создание идеального образа героя подчинялось определенным канонам. Летописец перечислял добродетели и достоинства князя, которые должны были вызывать поклонение. Князь изображался независимым, могучим, красивым внешне, храбрым, искусным в ратном деле, мужественным сокрушителем врагов и хранителем государства. Князь в таких произведениях представлен в ореоле славы и власти. Это государственный деятель, воин. Одной из черт идеального героя является презрение к смерти и бесстрашие в бою. Он всегда впереди своего войска, бесстрашно выходит на поединок с врагом и бросается в схватку. В летописи князь является олицетворением могущества и достоинства страны. Идеал князя выражал любовь летописца к родной земле, его патриотические чувства. Князь служит своей стране и готов умереть за Русь. Патриотизм был не только долгом, но и убеждением князей. Действующие лица летописей были реальными историческими деятелями, а не плодом художественного вымысла автора.

Готовые работы на аналогичную тему

Идеал человека в житиях

Идеал женщины в древнерусской литературе

Идеал женщины Древней Руси выражается в любви к родине, служении близким, презрении к врагу. Он воплощен в воинских повестях и летописях. Образ Ярославны – это образ верной, любящей женщины.

Герой литературы 17 века

Герой демократической литературы не идеален. Он будничен, лишен всего того, что возвышало героев в литературе предшествующих периодов. Он затерян среди нищеты, потерял связь с близкими и родными, лишен родительского благословения, но по мысли автора, даже опустившийся человек нуждается в сочувствии.

Читайте также: