Сочинение на тему невольник чести

Обновлено: 05.07.2024

Оклеветанный молвой – униженный в глазах общественного мнения.

Невольник чести – заложник правил “комильфо”, диктующих определенное поведение.

Не вынесла душа поэта – слишком велик стал разрыв между духовной реальностью гения и физической реальностью его жизни среди обычных людей.

Жалкий лепет – искусственные лицемерные оправдания.

Злобно гнали – издевались, не давали прохода.

Дивный гений – удивительный, ни на кого не похожий творец.

Угас, как светоч: светоч – источник света. Когда свет гаснет,

наступает темнота. Лермонтов подразумевает, что аналогичная темнота наступила после смерти Пушкина, которая явилась для России невосполнимой утратой.

Пустое сердце – сердце, лишенное сострадания и умения понимать прекрасное.

Дерзко презирал – нагло не обращал никакого внимания, жил по своим представлениям несмотря ни на что.

Щадить – проявлять милосердие.

Добыча ревности глухой: Лермонтов намекает, что интриги против Пушкина добились своей цели и заставили его чувствовать ревность. Ревность – одна из самых тяжелых и темных страстей, она противоположна любви и разрушительна для

Клеветники ничтожные – моськи, тявкающие на слона.

Пламенные страсти – чрезвычайно сильные эмоции.

Венец терновый – терновый венец был у Иисуса, это символ страданий высшего среди океана низшего.

Иглы тайные – сомнения, порожденные злословием и обманом.

Отравлены… мгновенья – нарушено гармоничное восприятие действительности.

Коварный шепот – злобные разговоры за глаза.

Объяснить точный подбор слов можно тем, что Лермонтов – гений, аналогичный Пушкину.

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Я раньше начал, кончу ране…

Эти стихи написаны в 1832 году, но уже предчувствована, предугадана судьба, высокая и трагическая; скорбная участь поэта-пророка, в которой отсветы эпохи.

Мы с детства знаем о великом подвиге бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, угадавшей в мальчике божественный дар.

Состоялась 162 года назад 15 июля в шесть-семь часов пополуд­ни между горами Машук и Бештау.

Горестная, безвременная кончина…

Но время не властно над гением, который всегда — современник.

Примеры похожих учебных работ

. энергией образа и поэтического смысла. Поэмы Лермонтова - несомненное свидетельство безграничности творческого таланта поэта, в них воплощены идеи . ли в нем такие силы? Герои Лермонтова находятся в поиске своего пути, но не способны изменить, ни мир .

М.Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии ( )

А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии

. не волновать Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова. Их размышления на эту тему нашли полное и глубокое отражение в их лирике. О лирике Пушкина говорить и трудно, и легко. Трудно, потому что .

Вера любовь ненависть в лирике военных лет. Поэты великой отечественной войны

Образ россии в лирике лермонтова

. она в лирике М. Ю. Лермонтова. В чем-то его задушевные мысли о России совпадают с пушкинскими. Лермонтова так . Лермонтов в одном из писем. Поэт признается в любви к древней русской столице еще в ученическом сочинении “Панорама Москвы”, в раннем .

Честь — это такая нравственная ценность, которая помогает нам вести себя достойно, принимать решения по совести и не опускаться до мелких склок, зависти, жадности. Человек чести — это порядочный человек.

Вариант 1

В моём понимании честь — это целый набор качеств: благородство, верность слову, порядочность, достоинство. Эти качества могут рождаться в каждом из нас в результате общения с умным, порядочным, достойным восхищения человеком.

Я думаю, это замечательно, что ценность чести подчёр­кивается в культуре всех народов.

Вариант 2

Честь – очень ценное качество, которое вызывает уважение общества и отдельно взятой группы, заслуживается через личные заслуги и твёрдые моральные принципы.

Человек, для которого честь стоит на первом месте, имеет непоколебимые взгляды и принципы. Такой человек придерживается моральных правил, уважает взгляды и мнения других людей. Для человека чести характерны такие качества, как искренность, честность, порядочность, совестливость и доблесть.

Человек чести всегда стоит за своим слово, никогда ничего не говорит просто так. Если пообещал обязательно сделает, а если не уверен, что сможет исполнить – не будет обещать.

Честь характерна только для сильных личностей, придерживаться своих принципов любой ценой очень сложно, для этого нужно иметь мужество и твёрдость. Человеком чести, как правило, восхищаются. Он вдохновляет окружающих своим поведением, у них появляется желание подражать ему.

Честь характерна для определённого слоя общества, как правило, им является привилегированное общество. К такому обществу относятся офицеры и военнослужащие. В истории было больше подобных групп, например, рыцари, купцы. К сожалению, с каждым годом общество всё больше и больше теряет установленные честью правила.

Человек чести умеет брать на себя и нести ответственность. Он никогда не станет скидывать ответственность и обязательства на других людей. Такой человек никогда не станет кого-то обвинять, списывать проблемы на какие-то обстоятельства, которые невозможно было предугадать.

Происхождение чести. Честь появилась, когда образовывалась княжеская дружина. Для дружины был разработан кодекс определённых правил. Соблюдение этих правил и являлось честью. Честь отличала правила дружины от общеустановленных, подчёркивало их высокий статус.

В наше время встретить человека чести достаточно сложно. Потому что сейчас эпоха эгоизма, корысти, наглости и неуважения. Честь исчезает, если спросить молодое поколение что это такое – мало кто даст правильный ответ. Большинство даже представление не имеет что это.

В настоящее время всё меньше и меньше людей способны пожертвовать собой ради других, тем более ради чистых принципов. Честь ещё сохраняется в военном кругу, но и там не все её имеют. Возрождению чести способствуют трудные времена, именно в этот период можно увидеть людей, для которых благосостояние и жизнь народа, важнее своей жизни.

Также в тяжёлые времена видно людей, которые начинают жить по законам животных. Им всё равно как, главное выжить. Они не думают о других. Такие люди полностью утратили честь или никогда её не имели. Человек чести никогда не опуститься до этого уровня.

Для общества потеря чести принесёт серьёзные последствия и беды. Общество начнёт медленно разлагаться.

Александр Сергеевич Пушкин всю жизнь интересовался переломными моментами в истории России, а также выдающимися личностями, которые влияли на ход исторического развития страны.

Автор много путешествовал по местам восстания, собирал материал, написал несколько произведений о крестьянской войне, но художественную форму обрело только одно — повесть “Капитанская дочка”. Это произведение было написано в 1833–1836 годах. Оно явилось как бы итогом исторических исканий автора, воплотившим в себе его мысли, переживания, сомнения.

Одной из основных проблем, поднятых в произведении, является проблема чести и долга, которая реалистически показана автором во всех ее проявлениях: от чести и долга простого крестьянина или беглого казака до самой императрицы.

Главное действующее лицо повести — он же мемуарист-рассказчик ‑ Петр Гринев. Этот вполне заурядный человек волею судеб оказывается втянутым в водоворот исторических событий, в которых и раскрываются черты его характера.

Петруша — молодой дворянин, уездный недоросль, получивший типичное провинциальное образование у француза, который “не был врагом бутылки” и “любил хлебнуть лишнего”. Отец его — Андрей Петрович Гринев, старый гвардейский офицер, — рассматривал понятия чести и долга только с позиций офицера правительственных войск, считал, что офицер обязан выполнять все приказы начальства, “служить верно тому, кому присягнешь”.

Гринев-сын, не отказываясь от такого понимания чести и долга, расширяет его до общечеловеческого и гражданского значения. Он, совершая ошибки, все время пытается выполнять наставления отца: “Береги честь смолоду”. Он ни разу не изменил присяге, данной императрице.

Выбирая между смертью и изменой присяге, он предпочел первое. Тем не менее, он смог увидеть положительные качества в вожде антидворянского восстания: честность, благородство, мужество, ум. Когда в беде оказалась его возлюбленная Маша Миронова, он, не изменяя присяге, просит помощи именно у Пугачева.

Противопоставлен Гриневу Алексей Иванович Швабрин. Он — столичный дворянин, офицер гвардии, светски блестящий, но поверхностно образованный человек. В нем чтение сентиментальных романов и трудов французских просветителей воспитало лишь беспринципность и показной патриотизм.

Сосланный, очевидно, за дуэль, не имея никаких шансов на возвращение в Петербург, он примыкает к восстанию, видя в нем лишь возможность перемен и повышения по службе, а главное — сохранения жизни. Шьабрин презирает народ, ненавидит и боится Пугачева. Все его помыслы и действия лишь о нем самом; он — эгоист.

Когда все обороняют крепость и, уступив в сражении, отказываются признать в Пугачеве императора, он” с готовностью переходит на его сторону. Его подлость и низость проявляются и в отношениях с Машей Мироновой. Швабрин не смог покорить ее сердце и, став комендантом, пытался силой заставить ее выйти за него замуж.

Капитан Иван Кузьмич Миронов понимает честь и долг как истинный офицер, присягнувший императрице. Он бесстрашно защищает Белогорскую крепость, даже не имея хорошего вооружения. После сдачи крепости он отказывается признать в “беглом казаке” императора, за что тот лишает его жизни (“Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника”).

Проблема чести и долга связана и с образом Пугачева. С точки зрения офицеров гвардии, он “беглый казак”, вождь антидворянского восстания, преступник, разбойник, но на самом деле у него есть и положительные черты. Ему не чужды понятия чести и долга.

Вспомнив о заячьем тулупчике и стакане вина, раз подаренном ему Гриневым, он оставляет ему жизнь, дарит коня, тулуп, дает денег, которые, правда, украл урядник. Пугачев живет по принципу: “Долг платежом красен”. Он не позволяет издеваться и мучить сироту и готов сам покарать обидчика. Именно он помогает Гриневу спасти Машу от Швабрина.

Совсем по-другому понимает честь и долг Савельич. Он не военный, не дворянин, не беглый каторжник, а простой, добросовестный и добродушный дворовый человек, крепостной крестьянин. Он самоотверженно любит Гринева и все старается сделать ради “барского дитяти”. Даже его скупость — это проявление заботы о барине.

Савельич готов пожертвовать всем, даже жизнью, ради Гринева: он бросается в ноги Пугачеву, умоляя его не вешать Петрушу, а для порядка повесить его. В этом и заключается его долг: присмотр и сохранение ребенка барина.

Понятия чести и долга мы видим и на примере урядника, “енералов” Пугачева и всего народа. Все они, не задумываясь, переходят на сторону сильнейшего. Для них не существует ни чести, ни долга. Урядник то служит коменданту, то Пугачеву, то помогает Маше и Гриневу.

“Енералы”, по словам Пугачева, “при первой неудаче… свою шею выкупят моею головою”. Народ же, как только восставшие заняли Белогорскую крепость, присягает Пугачеву, собирает деньги, которые он им бросает, выражает полную покорность.

Подводя итог, можно сказать, что в своем произведении А. С. Пушкин реалистически показал различные слои русского общества: от беглых и крепостных крестьян до служивых дворян, от самозванца до императрицы.

На их примере автор правдиво раскрыл положительные и отрицательные качества русского народа, но главной проблемой повести является проблема чести и долга.

В разных культурах и в разное время честь и мужество были неразрывно связаны друг с другом. Во многих случаях они были синонимами. Честь была главным аспектом настоящего мужчины.

Если мы бегло взглянем на историю — честь снова и снова всплывает как одна из главных тем в литературе и жизни. Поэмы Гомера — прежде всего о чести и стремлении человека сохранить ее. В пьесах Шекспира честь и мужество занимают центральное место. С 17-го и вплоть до 20-го века, юноши в Европе, России и Соединенных Штатах регулярно участвовали в дуэлях, отстаивая свою честь.

Но что же такое честь?

На самом же деле, честь – это достойные моральные качества человека, его непоколебимая вера в собственные идеалы, готовность следовать им.

Чтобы совершить благородный поступок, нужно подчинить все свое существо вере в то, что в основе всей человеческой жизни, да и вообще всего существования, лежит универсальное чувство правильного и неправильного.

Одни называют его естественным законом, другие ‑объективной истиной; независимо от его названия, оно остается одним и тем же — неизменным законом, которого все люди должны придерживаться. Стремление жить достойно и поступать правильно – это именно то, что руководит человеком, когда он оказывается перед выбором, решает, как поступать.

Выходит, что, несмотря на то, что все люди разные, в основе чести, морали и нравственности лежат общие, неизменные законы. Несмотря на то, что понятие чести создано людьми в соответствии с их воззрениями, несмотря на то, что понятие чести изменялось с течением времени, в его основе лежат универсальные принципы, которые понимает большинство людей.

Эти принципы были заложены в глубокой древности и определялись потребностями людей. Древние люди, которые занимались охотой и собирательством, понимали, что работать должны все, что никто не может жить за счет других и все должны трудиться на благо друг друга.

На кону стояла их жизнь и, если бы кто-то перестал трудиться на благо других – пострадали бы все. Этот принцип проносился сквозь тысячелетия, новые нормы закладывались, старые видоизменялись, но в их основе лежало одно – стремление упростить и облегчить жизнь каждого.

Мы должны радоваться тому, что, несмотря на упадок, честь не умерла сейчас и никогда не умрет, пока есть честные люди. Мы должны помнить, что быть честными, жить в соответствии с кодексом добра и зла никогда не будет легко, но этот путь стоит того, чтобы ему следовать.

Понятие чести – непреходящее общечеловеческое. Несмотря на то, что в языке оно встречается реже, содержимое этого понятия (чистая совесть, достоинство, благородство и т.д.) будет актуально во все времена.

Обычно эти слова – НЕВОЛЬНИК ЧЕСТИ - связаны с именем Михаила Лермонтова. Один великий поэт назвал другого великого поэта невольником чести. На смерть Пушкина написано много стихов, но только Лермонтов нашёл такие слова, которые отразились в веках и стали приметой времени.

Погиб поэт!- НЕВОЛЬНИК ЧЕСТИ -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой.
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде. и убит!
Убит. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь. Он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Его убийца хладнокровно
Навел удар. спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво. издалёка,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал.

И он убит - и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей.

И прежний сняв венок - они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он - с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
_____________________
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда - всё молчи.
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

Последние 16 строчек стали своеобразным гражданским манифестом против самодержавной власти, к тому же они наполнены верой в справедливое устройство мира. И именно за эти строки поэт был сослан на Кавказ.

Это не вранье, не небылица:
Видели другие, видел я,
Как ручную глупую синицу
Превратить пытались журавля…

Чтоб ему не видеть синей дали
И не отрываться от земли,
Грубо журавля окольцевали
И в журнал отметку занесли!

Спрятали в шкафу, связали крылья
Белой птице счастья моего,
Чтоб она дышала теплой пылью
И не замышляла ничего…


Но недаром птица в небе крепла!
Дураки остались в дураках…
Сломанная клетка — горстка пепла,
А журавлик — снова в облаках!

Честь может восприниматься как относительное понятие, как духовное достоинство человека, вызванное к жизни определёнными культурными или социальными традициями, материальными причинами или персональными амбициями. С другой стороны, честь трактуется как изначально присущее человеку чувство, неотъемлемая часть его личности. В традиционной системе ценностей культур многих народов категория чести находится на более важном месте, чем жизнь человека.

ЧЕСТЬ ж. внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Человек с честью, незапятнанной чести. По чести, уверяю вас честью, заверенье, утвержденье. Поступок несовместный с честью. Чести к коже не пришьешь, коли нет. Знал бы ты честь, посовестился бы.
|| Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое. Честь моя этим обижена. Поле чести, поле брани, сраженье. Честь моя требует крови. Не платить долгов можно, но честь требует уплаты картежных долгов.
|| Высокое званье, сан, чин, должность. И временщик он, да высоко стоит, в чести. Прибавят чести, и дадут жалованья немало, Котошихин.
В чести, что в шерсти — тепло.
Честью Сибирские царевичи бояр выше, а в думе ни в какой не сидят, Котошихин.
Не на кафтане, честь, а под кафтаном.
Надета честь — можно и скинуть.
|| Внешнее доказательство отличия; почет, почесть, почтенье, чествованье, изъявленье уважения, признание чьего превосходства. Несть пророк без чести, токмо в отечествии своем, Матф. Многими честьми почтоша нас, Деян. Праздник, пир в честь кого. Отдать честь, военное: сделать на караул, преклонить шпагу, знамя, пробить дробь, поход, приложиться к козырьку и пр., поклониться старшему почетно, как установлено. Академия оказала мне честь своим избранием. Я уже имел честь явиться начальнику. Имею честь быть вашим и пр. обычная подпись. Ломоносов сделал честь своему веку. Велика честь, да нечего есть. Честей много, а честь одна. Он мне по чести, из чести подарил это, не вынужденно, по доброй воле. Я его честью, по чести просил, не нудил. Честь чести и на слово верит. Честь тверда, в слове стойка. Честь ум рождает (а бесчестье и последний отымает).
Честь честью, а дело делом.
Честь по заслугам.
Честь да место, а за пивом пошлем!
И честь не в честь, коли нечего есть.
Худая честь, коли нечего есть.
Что и честь, коли нечего есть?
Нелюба и честь (пропадай и честь), как нечего есть.
Честь добра: во всю спину ровна.
Честь добра, да сесть (съесть) нельзя.
Честь больша, да есть не нашла.
Кому люба честь, тому бы в передний угол сесть; а голодного, хоть за порог, только дай пирог.
Честь честью, да славы нет.
Честь честью, а слава нехороша.
Хлеб-соль есть, да не про вашу честь.
Наша честь с утра до вечера.
Сегодня в чести, завтра ступай свиней пасти.
Была и честь, да не умел ее снесть, опозорился.
Обыденна честь, да и ту не умел снесть.
Дай Бог тому честь, кто умеет ее снесть.
Дадут дураку честь, так не знает, где и сесть.
На дурака чести (почету) не напасешься.
Потерял честь вином.
Были бы деньги, а честь (почет) найдем.
Придет (пришла) честь и на кислую шерсть.
Честь приложена, а убытку Бог избавил.
Приложить честь (звать к себе в гости).
Не людям в честь, ин Богу в славу.
Пора (надо) и честь знать.
Пора гостям и честь знать.
Жить живи, да честь знай: чужого века не заедай.
Не в нашу честь — не нам и есть.
Дошла честь — что и голова с плеч.
За честь голова гинет.
Честь головою оберегают.
Чести дворянин не покинет, хоть головушка погинет.
Плуту да вору — честь по разбору, звал на честь, а посадил на печь (зять тестя).
Кого честь не берет, того палка поймет.
Свинья не знает чести.
Одна честь свинье: помои. Хоть плетьми высеките, только чести не лишайте (сказал зауряд-хорунжий, которого грозили разжаловать в казаки)! Честить кого, чтить, чествовать, почитать, уважать душою. Всяк честит Бога по-своему. Чти отца твоего и матерь твою. Чествуй закон. || Оказывать почтенье или честь, почет, изъявлять уваженье или отдавать должные, приличные почести. Яко же брат твой Изъяслав честил Вячеслава, тако и ты чести, летописн. Чти всякого по сану и обычаю. Лютеране икон не чествуют. Князя чествовали встречною хлебом-солью. || Угощать, потчивать, подносить, принимать за хлебом-солью. Не чести меня пивом, медом, почести (почти) меня зеленым вином. А чем вас чествовали у кума? В сем знач. говор. и честовать, сев. и честовать, южн. зап.; чествуют и приносом, подарком. Было бы чем честить (потчивать), а честь добудем. || *Честить, чествовать кого, бранить, ругать, поносить, хулить. От почтить, почестить, почествовать чем, составилось потчивать, а не подчивать. Честиться, быть чествуему; || хвалиться, гордиться чем, ставить себе что в честь, в славу, в заслугу; || честить друг друга. В приходах особенно чтутся храмовые праздники. Всяк честится по заслугам. Гости чествовались самой хозяйкой, обнесла всех, с поклонами. Чем корят меня, тем я, по совести, чествуюсь. Мы перегащиваемся и чествуемся на славу! Час честиться, да год пыхтеть. Чтение святыни (см. также читать). Чещение и чествованье гостей. Торжественное чествованье победителя. || Церк. предмет почитания, святыня. Соглядая чествования ваши, обретох и капище, на немже бе написано: Неведомому Богу, Деян. Честка, почет и потчиванье, угощенье; || *брань, пск. честунина. Честивый, благочестивый, набожный, богобоязненный; кроткий, смиренный. Честливой и чливый (от честить и чтить), вежливый, учтивый, учливый, почтительный.
Честный, в ком или в чем есть честь, достоинство, благородство, доблесть и правда. — человек, прямой, правдивый, неуклонный по совести своей и долгу; надежный в слове, кому во всем можно доверять. Честный исполнитель, добросовестный. Даю честное слово. Честное дело не таится. Честная смерть, благородная, доблестная. || Уважаемый, почетный, превозносимый, прославляемый. Честный Животворящий крест. Законоучитель честен всем людем, Деян. У них честное общество, честные гости были. Честные каменья, драгоценные, дорогие, ценные, самоцветные, благородные. Венец от камене честна, Псалтирь. Перстень с честным камнем. Честные господа! милостивые государи. Пожалуйте, честной господин! И рекох к честным и к воеводам и пр. Неем. Он честно сделал это, благородно, добросовестно, правдиво. Его честно принимали и провожали, с почестями, почетно, вежливо. Нечестно просишь, нехотно дать, не почтительно. Честны (честные) мн. арх. гости, бол. родственники жениха, навещающие невесту накануне свадьбы. Честная ж. почетное прозванье масляницы, сырной, она ж широкая. Честное ср. перм. гостинец, принос, подарок.
Честный отказ лучше затяжки.
Честное здравствованье сердцу на радость.
Нечестно приняли его, непочтительно, невежливо.
Много сытно, мало честно.
И невелика беседа, да честна.
Честному мужу честен и поклон.
Доброю женою и муж честен.
Жена по муже честна; проще: жена по муже (прозывается, получает звание и пр. ). С попом свято (дело), с дворянином честно (почетно), а с чувашином и грех, да лучше всех (завещанье подрядчика). Платье чисто, так и речь честна. Люди честные, поволжане (разбойники). Честным пирком, да и за свадебку.
Честно величать, так на пороге встречать.
Честна свадьба гостьми, похороны слезми, а пьянство дракой.
Здравствуйте князь со княгиней, бояре, сваты, дружки, и все честные поезжане!
Честность, качество, свойство по прилаг. Бояре и честноявлении сановние людие, стар. Честолюбие ср. искательство внешней чести, уваженья, почета, почестей. Похвала и награды подстрекают только честолюбие, побужденье внешнее и низкое. Честолюб, честолюбец м. честолюбица и честолюбка ж. честолюбный и честолюбивый человек, страстный к чинам, отличиям, ко славе, похвалам и потому действующий не по нравственным убеждениям, а по сим видам. Чтитель, честитель или чествователь, чествовательница, уважатель, почитатель, блюститель. Чтитель правды. || Честитель мой, кто меня честит, ругает заглазно. || Чествователь странников, потчиватель, приютитель. Честитель старины, уважатель. Чтилище ср. всякий предмет почтенья, уваженья; святыня; идольское чтилище, кумирня, языческий храм. Честохвал (чистохвал)? твер. хвастун, похвальбишка. Толковый словарь живого великорусского языка


НЕВОЛЯ ж. противопол. воля, непростор, несвобода, принуждение, нужа, нуда, подвластность силе, зависимость, покорность чужой воле, внешнее ограничение хотения, желания и самого действия. || Рычаг; подвести неволи, рычаги, подъемы, ваги, чегени.
Всяк под неволей у страстей своих!
Все под неволей обычаев.
Узники содержатся в неволе.
Неволя барский дом: походя наешься, стоя выспишься!
В полюбовном дележе никакой неволи.
И медведь в неволе пляшет.
Такая воля, что рад бы неволе, худо.
Степени неволи, как состояния, весьма различны: невольничество, рабство, крепостной быт (стар. холопство), кабала, плен, заключение (узничество); зависимость, подвластность, подчиненность и пр. Неволей, заневолю, поневоле, изподневоли, вопреки хотению, принужденно, по принуждению. Неволею (осиливая) города берут. Заневолю с мужем — коли друга нет. Поневоле клин из-под обуха прет. Изподневоли одну барщину работать, как-нибудь.
Воля доводит до неволи, своеволие.
Не бойся неволи, а бойся воли.
И в неволе, да в холе.
Волк на воле, да и воет доволе.
Неволя крушит, а воля губит.
Воля, неволя — да такая наша доля.
Горькая неволюшка заела мою долюшку.
Неволя чего не делает!
Неволя учит и ума дает.
Неволя и сама неволит.
Волю неволя учит.
И на волю приходит неволя.
Неволя волю одолевает.
Неволя песням учит (птицу).
Неволя скачет, неволя пляшет, неволя песенки поет.
Неволя пьет медок, а воля — водицу.
Бог даст волю, забудешь и неволю.
Неволя стоит до воли.
Воля, спаси, и неволя, спаси! т. е. терпи.
Воля заведет в неволю.
Своя воля страшней неволи.
Такое дело, что неволя приспела.
Неволя бьет Ермола: Ермол и не виноват, да нельзя миновать.
И боярин в неволе — у прихотей своих.
Холоп в неволе у господина, а господин у своих затей.
Под старость все неволя.
Неволей только татары брали.
В гостях, что в неволе.
Врать, своя неволя (охота).
Неволье ср. неволя, насилие. Живем под невольем. Кому приволье, кому неволье или подневолье.
Невольный, сущий в неволе, зависимый, несвободный, кому не дано своей воли, исполняющий волю другого. Мы люди невольные, что прикажут, то и делаем. Больно, да дело-то невольно. Гость невольный человек, где посадят, тут и сядет. || Сделанный не по своей воле, по принуждению, от покорности силе, власти; вынужденный людьми или обстоятельствами. Служба дело невольное. Невольно уступишь, как на горло наступят. Невольное замужество не веселье. || Неумышленный, ненамеренный, ненарочный; что сделано нечаянно, невзначай или нехотя, невознатьи арх., невнарок, ненароком; ошибкой или по неведению. Невольный грех и Бог простит. Невольные поступки невменяемы. Невольный грех живет на всех. Невольный грех (или прегрешение) отпускается. Невольный бус, горн. сор, мелочь рудная. С вами невольно согрешишь, и нехотя. Невольно пролжется дитя, когда без толку бьют. Невольность ж. состояние невольного; неволя, неволье. Невольство ср. то же, но говор. только о сост. живого существа. Тяжело невольство и скоту. Неволить, неволивать кого чем, к чему; нудить, принуждать, вынуждать, понуждать, заставлять силой или властью. Кто тебя неволит? хочешь, утопись, не хочешь, удавись! Я сроду никого не неволивал. Всего лучше, себя неволить. Потчивать потчуй, а неволить не неволь. || Неволить чего, не хотеть, не желать, не соизволять. Неволишь есть, так сыт. Неволиться, принуждаться: быть приневоливаему; || неволить себя, нудиться. Я много неволился, да не могу есть молока. Он бы и не стал так делать, да неволится родными. Выневолить подарок. Доневолиться донельзя. Он меня изневолил совсем. Поневольтесь, говор. потчуя гостей. Нашего бурмистра подневолили главному управителю. Его не переневолишь, упрям. Приневоливай его учиться. Проневолился целый день, нет, к вечеру слег. Неволение ср. неволька ж. действие по знач. глаг.
|| Неволька, снаряд различного вида, для сгнета, стягивания, сжима; скоба с лапами и с винтом, для стяжки обода, при шиновке колес; род тисочков, для сжатия и вставки на место ружейной пружины. Ем неволькой — а еще бы столько! Людям неволька, а бобину сыну поволька. Неволевать кем, чем, перм. не владеть, не владать, не управлять по своей воле, не иметь власти, силы. Невольник м. невольница ж. зависящий не от своей воли, порабощенный какой-либо сторонней силой. Всяк невольник обстоятельств, а иной и страстей своих. Невольник не богомольник. Божьи невольники счастливы.
|| Арестант, узник, заключенник, подстражник, колодник, стар. вязень, взятый под караул, под стражу. В деловых сношениях слово невольник заменено сл. арестант. || Иногда вм. пленник, особ. говоря о воровском набеге, полоненик.
|| Раб, холоп, смерд, крепостной, купленный и кабаленный, давший на себя кабалу, которой теперь уже нет у нас. Мусульмане охотно берут в жены невольниц. Торг невольниками ныне преследуется. Невольников, невольницын, им лично принадлежащий; невольнический, невольничий, к ним относящ., им свойственный. Невольническое состояние. Невольничий быт. Невольничество ср. состояние, быт и жизнь невольника. Невольничать кого, бесперечь неволить или держать под принуждением; невольничание ср. действие по глаг. Толковый словарь живого великорусского языка

Читайте также: