Сочинение на тему народность поэзии некрасова

Обновлено: 05.07.2024

Некрасов глубоко сострадал русскому народу. Это нашло отражение в его творчестве. Он пришлось на 50-70-е годы 19 века. Это время расцвета народной демократии. По всей России поднимается волна народного возмущения. Интеллигенция надеялась, что произойдёт крестьянская революция.

И пусть его стихи написаны не по литературным канонам того времени, но они так берут за душу, волнуют. Строчки врезаются в память на всю жизнь. Кажется, что его Муза – это крестьянка, которая постоянно трудится на барщине, рожает в поле, в стогу сена. Ей некогда заниматься ребёнком, она вынуждена работать.

Вечно пьяный муж, куча сопливых ребятишек да сварливая свекровь. И будет она вечно терпеть побои пьяного мужа и вечное недовольство свекрови. Это стихотворение похоже на романс. Из него получилась народная песня.

Новая лирика

Николай Алексеевич открыл для русской лирики совершенно новую, городскую реальность. Это разнообразие взглядов даёт возможность увидеть жизнь с разных точек. Если вчитываться в текст, можно услышать многоголосье.
Всегда звучит какой-то главный голос, и к нему подключаются вторые, третьи голоса. Иногда основной голос дорастает до своего самого продукционного звучания, а потом уходит куда-то в глубину и откликается только в отдельных звуках.

Когда все сказали своё слово, автор, не жалея никого, рисует реалистичную картинку:

Наконец однажды середи дороги Шестернею цугом показались дроги: На дрогах высокий гроб стоит дубовый, А в гробу-то барин; а за гробом — новый. Старого отпели, новый слезы вытер, Сел в свою карету — и уехал в Питер.

Противопоставление — вот фундаментальная точка в лирике Некрасова.

В столицах шум, гремят витии, Кипит словесная война, А там, во глубине России,- Там вековая тишина.

Он всё сумел отразить в своих произведениях. И увиденная под разными углами зрения жизнь, и противопоставление жителей города деревне, и противопоставление шума городов и деревенской тишины. Можно сказать, что литератор открыл в русской лирике новую, городскую реальность.

В дикую стужу знать съезжается с театр, на премьеру, на бенефис. Добрая половина из приехавших ничего не понимает ни в музыке, ни в балете. И цель поездки у большинства, показать себя и друг друга. Автор с осуждением, достаточно жёстко и категорично описывает общество.

Есть в России еще миллионы, Стоит только на ложи взглянуть, Где уселись банкирские жены, — Сотня тысяч рублей, что ни грудь! В жемчуге лебединые шеи, Бриллиант по ореху в ушах!

Перенеся читателя на сцену театра, автор становится таким светлым, и даже сентиментальным.

Как не любить балета? Здесь мирный гражданин Позабывает лета, Позабывает чин…

И вот он переходит к тому, что параллельно балетному действию, у кого-то по нужде и необходимости зарабатывать копейку, сейчас в самую стужу обозный рейс. Поэт делает небольшой экскурс в это путешествие, и описывает, как идут крестьяне, что они думают, что поют.

Подстрекаемый лютым морозом, Совершая дневной переход, Пляшет он за скрипучим обозом, Пляшет он — даже песни поет.

Эти песенные мотивы, как альтернатива тому искусству, которое только что было описано в начале произведения, яркий пример того, как Николай Алексеевич мог в одном стихотворении соединить и лирику, и сатиру, и гражданскую позицию.

Иди к униженным, Иди к обиженным – Там нужен ты.

Эту свою заповедь Некрасов не нарушал никогда. И в этом основное его отличие от всех других русских поэтов той эпохи. Жалеющих народ было много, но говорить от лица народа умел в ту пору один лишь Некрасов.

О, горько, горько я рыдал, Когда в то утро я стоял На берегу родной реки, И в первый раз её назвал Рекою рабства и тоски.

В рабстве спасённое Сердце свободное – Золото, золото Сердце народное!

Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц, —

В ней ясно и крепко сознанье, Что всё их спасенье в труде, И труд ей несёт воздаянье: Семейство не бьётся в нужде…

Иль судеб повинуясь закону, Всё, что ма, ты уже совершил.

Рать подымается- Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая!

Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь.

Но предстоящая испытания не пугают его, потому что он твёрдо верит в торжество своего дела. Появления в народной массах таких нравственно сильных людей служило для поэта порукой будущей победны народа:

Сила народная, Сила могучая – Совесть спокойная, Правда живучая!

Да не робей за отчизну любезную… Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную – Вынесет всё, что господ ни пошлёт! Вынесет всё – и широкую, яснею Грудью дорогу проложить себе.

Поэзия Некрасова, полная горячей любви к народ, с его огромной жаждой иной, лучшей жизни, заставляет и нас трудится, бороться, отдавать свои силы тяжёлому дню настоящего во имя света завтрашнего дня.

Некрасовская женщина

Доля ты!- русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать.

Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц…

Вот настоящий образ, который пронесен через десятилетия, и сейчас с удовольствием цитируемый, когда нужно описать сильную духом и физическим здоровьем женщину, способную справится с жизненными трудностями самостоятельно, и обойтись без помощи мужчины.

Некрасовская женщина не спасует, не подведёт:

В беде не сробеет — спасет: Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет!

"Любимейший русский поэт, — писал Добролюбов, — представитель добрых начал в нашей поэзии, единственный талант, в котором есть жизнь и сила". В стихах Некрасова действительно были жизнь и сила, так как его творчество прежде всего впитало поэзию простого народа.
Когда читаешь множество его стихов о крестьянах, такое впечатление, будто сами крестьяне делятся с нами своими радостями и горестями. Язык стихов при внешней простоте языковых форм музыкален и ярок. Речевые характеристики органично вписываются в повествование, не нарушая ритмику строф. Когда мы читаем:
Стала скотинушка в лес убираться,
Стала рожь-матушка в колос метаться, —
мы чувствуем подлинность русского слова. Как типично для того времени словосочетание "рожь-матушка",
выражавшее кровную связь крестьянина с долгожданными колосьями!
Даже о свекле поэт способен говорить с восторгом:
Точь-в-точь сапожки красные
Лежат на полосе.
Синтез стихов Некрасова с народной речью, с изустными преданиями, сказками, поговорками очевиден и придает его поэзии особую прелесть:
Весной, что внуки малые,
С румяным солнцем-дедушкой
Играют облака.
Идет — по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
Протяжные русские песни были знакомы Некрасову с детства. Хотя для маленького Коли, сына помещика, детство не было столь безоблачным, как обычно протекает оно у его сверстников из зажиточных слоев общества. Отец Некрасова не разрешал ребенку дружить с ребятишками из простонародья, а у Коли основные приятели были как раз из их числа.
Виноватым он себя не чувствовал, напротив, только за воротами усадьбы он имел полноценную возможность познавать мир. Он сам к старости вспомнит:
Под наши густые старинные вязы
На отдых тянуло усталых людей.
Ребята обступят: начнутся рассказы
Про Киев, про турку, про чудных зверей.
Способствовала его общению с простыми людьми и его няня, крепостная крестьянка. Наверное, в России тех лет все няни были прекрасными сказочницами, по крайней мере свою он вспоминал с добрым юмором:
Однажды няня говорит:
"Не бегай ночью — волк сидит
За нашей ригой, а в саду
Гуляют черти на пруду!"
И в ту же ночь пошел я в сад.
Не то чтоб я чертям был рад,
А так — хотелось видеть их.
Я постоял на берегу.
Послушал — черти ни гугу!
Я пруд три раза обошел,
Но черт не выплыл, не пришел.
О характере мальчика повествует его сестра. Она вспоминает, как в десятилетнем возрасте Коля полез за подстреленной уткой в ледяную воду, хотя его собственная собака войти в озеро не решилась. Это стоило ему горячки, но от охоты не отвадило.
Наследственный характер помогал мальчику, так как контрасты между идиллией деревенской природы, грубостями отца и невежественными учителями гимназии были разительными.
. Придешь, бывало, в класс
И знаешь: сечь начнут сейчас.
В итоге Некрасов научился создавать свои литературно-народные песни. Такие, как "Солдатская песня", "Песня убогого странника", "Русь", "Зеленый шум" и многие другие. Создавая эти песни, он мечтал, что придет время, когда:
Уступит свету мрак упрямый,
Услышишь песенку свою
Над Волгой, над Окой, над Камой.
Но поэт не был бы патриотом и одним из создателей "Современника" — журнала, постоянно критикующего правительство и царский режим, если бы и в песнях не высказывал революционные для того времени идеи. Например, "Песню убогого странника" Некрасов написал в то самое время, когда Александр Второй объявил, что он освобождает крестьян от помещичьей власти.
Я в деревню: мужик! ты тепло ли живешь?
Холодно, странничек, холодно,
Холодно, родименький, холодно!
Я в другую: мужик! хорошо ли ешь, пьешь?
Голодно, странничек, голодно,
Голодно, родименький, голодно!
Во многих стихах поэт открыто призывал крестьян к бунту и заранее приветствовал революцию:
Рать подымается — Неисчислимая!
Сила в ней скажется Несокрушимая!
Поэт обеспечил свое бессмертие. Но мы нынче больше знаем и любим его не как политика, а как певца и рассказчика. Коробейники, Мороз — красный нос, дед Мазай, зеленый шум, который "идёт-гудёт", русская женщина, способная остановить на скаку коня и войти в горящую избу, — эти образы, эти фразы, ставшие поговорками, и есть истинное наследие великого поэта. Достаточно, к примеру, взять немудрящее стихотворение "Соловьи", но как много оно вместило: и описание крестьянской семьи, и призыв беречь птиц, и курскую природу, и горечь от податей и рекрутчины.
Смотрите, как великолепно сложен неторопливый рассказ крестьянки. Она качает малыша и бает старшим:
. А в роще, милые мои,
Под разговор и смех народа
Поют и свищут соловьи
Звончей и слаще хоровода!
И хорошо и любо всем.
Да только — (Клим, не трогай Сашу) —
Чуть-чуть соловушки совсем
Не разлюбили рощу нашу.
Сюжет напряжен, крестьяне собирают совет и приходят к решению:
На той поляне, в роще той Сетей, силков вовек не ставить.
Казалось бы, развязка конфликта? —
И понемногу соловьи
Опять привыкли к роще нашей.
И нынче, милые мои,
Им места нет любей и краше!
Ан нет. Кульминация не в проблеме с птицами, которую легко решить народным согласием. Проблема глубже, в самой жизни, которую на сходке не решишь:
А есть ли, мама, для людей
Такие рошицы не свете?
Нет таких мест. И при Некрасове не было, и сейчас нет. Потому что,, если б были такие места, "Все на руках своих детей туда бы отнесли. "!
Настоящий талант не зависит от времени. Абсолютно верно предсказал Чернышевский: "Его слава будет бессмертна. вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов".

Новый поэт – не только литературная маска, это новый взгляд на предмет поэзии. В этом смысле самого Некрасова можно назвать новым поэтом, создателем принципиально новой поэтической системы в России середины XIX века.

Эта тема не могла быть предметом поэтического воплощения в предшествующей литературе. Она прозаична по своему содержанию, ибо социальное неравноправие и страдания человека, обусловленные этим неравноправием, имеют нелирическую природу, а эпическую. Некрасов, вводя в свою поэзию тему страдания человека, расширяет границы поэтического творчества. Тема страдания в его поэзии выходит за рамки только социальной несправедливости и напрямую связана с духовным самоопределением личности. Драма жизни человека заключается в том, что социальное мешает проявлению духовного в личности человека массы.

Диалогизм, эпичность стихотворного сюжетосложения породили споры о поэтической системе Некрасова. Возник соблазн рассмотрения ее по принципам полифонизма, оформленным в работах М.М. Бахтина. А этот определялопроблему лирического героя. В трудах Н.Н. Скатова и Б.О. Кормана создаются противоположные трактовки этого образа. Б.О. Корман считает лирическим героем Некрасова, его о alter ego, разночинца. Н.Н. Скатов отрицает наличие лирического героя в поэзии Некрасова. По мнению ученого, поэтическая система Некрасова строится на многоголосии, что приближает ее к полифонической, но полифонизм не становится образующим принципом, поскольку авторский голос доминирует над голосами персонажей.

Его еще покамест не распяли,

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Но час придет – он будет на кресте;

Его послал бог Гнева и Печали

Рабам земли напомнить о Христе.

…Свои труды, надежды, помышленья

Ты отдал ей; ты честные сердца

Ей покорял. Взывая к жизни новой…

В основе образа идеального героя лежит и народный тип личности, восходящий к архетипу древнерусского богатыря. Он сын русской земли, природы – матери. Творящая стихия жизни, ассоциирующаяся с землей, характерна для древнего еще языческого сознания. Христианское мировоззрение признает творцом всего сущего на земле единого Бога. Ассимиляция древнего языческого и нового христианского миропонимания рождает отеческий тип народной религиозности, выражающийся в особом почитании образа Богородицы, часто отождествляемого с родиной, Россией.

К жизни воззвав эти дебри бесплодные,

Гроб обрели здесь себе.

Но он и строительная жертва. Народ, обрекая себя на мучительную гибель, тем самым прокладывает дорогу будущим поколениям. В таком изображении народа прочитываются мотивы личности Христа. Способность к жертвенности духовно сближает народ с Христом. Таким образом, Некрасов оказывается в ряду тех участников литературного процесса XIX века, которые воспринимали народ как хранителя Христа и носителя истины.

Противоречивость народа заключается в том, что он не осознает собственной духовной высоты. Его стихия – бессознательное. Живя в ней, он оказывается в положении духовного и социального рабства. Последнее является неизбежным продуктом первого, а не только фактом общественного устройства. Двойственный облик народного героя в бессознательном духовном величии и сознательном нежелании ему соответствовать в рамках повседневной действительности. Это рождает особое отношение народа к настоящему и вечному. Его настоящее всегда убого. И только перед лицом вечного русский человек проявляет всю красоту своего духа.

Это дает повод интеллектуальному герою середины века для выстраивания собственной миссии: духовная спячка русского богатыря должна быть преодолена жертвенным подвигом разночинца. Подобная цель и сближает его с народом в жертвенности служения и возвышает над ним четко обозначенной исторической целью.

Таким образом, народность поэзии Н.А. Некрасова – это не только сочувственное изображение крестьянства. Это обнаружение в национальном характере, как народном, так и принадлежащем к интеллектуальной части нации, одного общего начала – способности к самопожертвованию, которая проявляется порой в парадоксальных формах.

Ни один великий поэт или писатель не может пройти мимо вопроса о роли и значении поэта в поэзии. Рылеев — поэт-декабрист — первым провозгласил поэтического кредо: “Я не поэт, а гражданин”, — заявил он, закрепив мученической смертью своей девиз. Поэт должен быть прежде всего гражданином своей отчизны, борцом за лучшие, передовые идеалы своего времени. Исключительно высоко оценивал назначение поэта Пушкин. Он уподоблял поэта пророку, которому дано “глаголом жечь сердца людей”. (“Пророк”) Лермонтов в 30-е годы XIX века скорбел о том, что голос поэта не звучит более “как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных”.
Некрасов явился преемником и продолжателем передовых традиций великих русских поэтов предшествующих эпох. Он воскресил боевой, действенный дух поэзии. Некрасова с первых шагов литературной деятельности волновали вопросы о назначении поэзии и роли поэта в обществе. Небольшое стихотворение “Тот не поэт” заканчивается словами:
…Кто продает себя толпе за злато,
Тот не поэт!
Взгляды Некрасова на назначение поэта и поэзии выкристаллизовались в процессе борьбы с реакционной теорией “искусство для искусства”. Некрасов писал Толстому в 1856 году: “… в нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль учителя и, по возможности, заступника за безгласных и приниженных”. Свой манифест поэта революционной демократии Некрасов утвердил в знаменитом стихотворении-диалоге “Поэт и гражданин”.
Спать, молчать поэту стыдно, но еще хуже, когда поэт уводит общество от больных вопросов современности в мир узко личных чувств и переживаний:
С твоим талантом стыдно спать: Еще стыдней в годину горя Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать.
Строки эти относились к реакционным поэтам, сторонникам “чистого искусства”, отгораживающих поэзию от жизни “китайской стеной”. Некрасов обращается к поэту с призывом, который звучит как обращение ко всем современникам, в ком осталась хоть искра совести и любви к родине:
Не может сын глядеть спокойно, На горе матери родной, Не будет гражданин достойный К Отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны…
Некрасов требует, чтобы поэт был прежде всего гражданином:
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
В стихотворении “Элегия”, написанном в конце жизненного пути, в 1874 году, Некрасов снова обращается к вопросу о содержании и роли поэзии в общественной жизни. Он говорит:
Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая — “страдания народа”, И что поэзия ее забыть должна. Не верьте, юноши!
Не стареет она.
В “Элегии” поэт, используя риторический вопрос, утверждает, что реформа не принесла народу облегчения (народ освобожден, но счастлив не народ, так как, несмотря на реформу, люди влачатся в нищете, “покорствуя бичам”). Надежду на подлинное освобождение крестьян путем реформ он называет “наглым увлечением”. В этом стихотворении Некрасов еще раз подчеркивает и народность и боевой, действенный характер своей поэзии.
Я лиру посвятил народу своему, Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен.
В своих стихах поэт добивался необычайного обобщения. Например, “Забытая деревня” вызывает мысль, что это вся Россия, похожая на забытую деревню. Или “Размышления у парадного подъезда”, где сразу ясна основная мысль: народ забит, бесправен, унижен. Чиновники и помещики бессовестно грабят его. Вскрываются ханжество, лицемерие, пошлость владельцев “роскошных палат”. Народность должна определяться степенью типизации, обобщенности, широтой охвата. Мысль о том, что народ забит и бесправен заключена в следующем:
Назови мне такую обитель, Я такого угла не видал, Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Некрасов не примиряется с тяжелой жизнью народа. Он хочет, чтобы о ней узнали все, и пишет о ней снова и снова, в частности о тяжелом принудительном труде детей (“Плач детей”). Некрасов резко и обличающе показал контрасты города. В 1843 году поэтом было написано одно из его наиболее проникновенных стихотворений: “Еду ли ночью по улице темной. ”. В нем показана типичная картина нужды, горя, будничная мучительная петербургская драма. Это рассказ о безрадостной любви бедняков, о зловещей нищете, калечащей самые светлые и чистые чувства человека. Голодное существование, смерть ребенка, самоотверженная решимость матери пожертвовать собой для того, чтобы купить гроб ребенку и ужин отцу. Основное внимание Некрасов уделяет крестьянской тяжелой жизни. Крестьянство ассоциируется у поэта с всем народом (так как в это время крестьянство составляло подавляющую часть населения). Если в ранних стихах, отражая тяжелое положение крестьянства, полное его бесправие, поэт не указывал людей, которые приведут народ к счастью, и те силы, которые будут решающими в борьбе за него, то в творениях 60—70-х годов уже ясно звучат мотивы народной революции как единственного пути освобождения. И народ уже выступает в роли той силы, которая “грудью проложит дорогу себе”.
Некрасов изображал русский народ трудолюбивым, выносливым, но в то же время униженным, зависимым. Исходя из этого, поэт в стихотворении “Железная дорога” говорит о простом мужике, его привычке работать:
Эту привычку к труду благородную Нам бы не худо с тобой перенять… Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.
.


Читайте также: