Сочинение на тему муза и война

Обновлено: 28.06.2024

В годы Великой Отечественной войны музыкальное искусство приобрело особое значение. Искусство напрямую участвовало в борьбе народа с врагом. Оно не избегало страшной правды войны, однако в самые тяжкие дни в нем звучали героика, призыв, вера в грядущую победу. Музыкальное искусство было напоено беспредельной любовью к Родине. Стремясь раскрыть и запечатлеть в музыке глубочайший смысл происходящих событий, наши композиторы сумели горячо и вдохновенно откликнуться в самых разных жанрах на животрепещущие темы боевых дней.

Вставай страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная
Вскипает как волна!
Идет война народная,
Священная война.

Фронтовые театры и концертные бригады.

В годы Великой Отечественной войны артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно.

Тишину прифронтового леса нарушали не только артиллерийский обстрел врага, но и восхищенные аплодисменты восторженных зрителей, вызывая на сцену вновь и вновь своих любимых исполнителей: Лидию Русланову, Леонида Утесова, Клавдию Шульженко.

473 тысячи концертов дали артисты и музыканты на передовых позициях действующей армии. Свыше 500 раз пела К. И. Шульженко перед воинами Ленинградского фронта в первый год войны. Под вражескими пулями звучали арии из опер, песни, произведения камерной и симфонической музыки.

По радио вся страна слушала голоса А. В. Неждановой, Н. А. Обуховой, С. Я. Лемешева, игру пианистов М. В. Юдиной, С. Т. Рихтера, и многих других известных и любимых артистов. В блокадном Ленинграде оркестр Радиокомитета молчал только в самую тяжелую для города зиму 1941 —1942 гг. Но уже 5 апреля 1942 г. состоялся первый концерт сезона.
Также было принято решение возобновить на Апрелевском заводе прерванное войной производство грам­пластинок. Начиная с октября 1942 года из-под пресса предприятия пошли на фронт грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками.

Работа музыкантов была напряженной и самоотверженной. Да и не могло быть иначе. Они боролись с врагом как творцы и как солдаты. Многие из них погибли. В одной лишь Московской консерватории на мраморной мемориальной доске запечатлены десятки дорогих имен.

В предложенном для анализа тексте известный современный публицист И.К.Бражин поднимает важную проблему творческих людей-патриотов на войне.

Данный вопрос автор раскрывает на примере своих рассуждений о роли "муз" в военное время. Он в корне не согласен с поговоркой "При громе оружия музы молчат", потому что многие из них шли на фронт наравне с другими солдатами, делили с ними хлеб и все невзголы, поддерживали их своим творчеством, вдохновляли на защиту своей Родины любой ценой. Бражин приводит в пример "Слово о полку Игореве", создаваемое человеком, который, без сомнения, был вместе с дружиной Игоря от начала до конца, "в противном случае "Слово" е было бы столь достоверным и зримым в деталях".

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Публицист образает наше внимание на то, что то же самое было и в последующей истории человечества. Патриотичные музы, такие как Денис Давыдов, Аркадий Гайдар, Иосиф Уткин, всегда были и в других войнах, "отдавая кровному делу родной земли свое перо, а частто и саму жизнь" - вот на что автор обращает наше внимание.

Позиция И.К.Бражина предельно ясна. Он убеждает нас в том, что роль творческих людей на войне неоценима, что именно они поддерживали дух солдат, бьющихся вместе с ними в защиту родной земли.

Не могу не согласиться с позицией автора. Действительно, в истории есть неисчислимое множество примеров, показывающих нам значение "муз" на фронте.

Одни из таких примеров, подтверждающих справедливость наших слов, является А.Т.Твардовский, создавший свою поэму "Василий Теркин" в годы войны. В самом произведении так же раскрывается тема несломляемого духа русских солдат, лихо справлявшихся боями, переправами, жизнью в тяжелых условиях, поддерживаемого песнями, стихами, творчеством многих фронтовиков, передаваемым из рук в руки, из уст в уста. А.Т.Твардовский и сам был словно герой поэмы - в этом его неоценимая заслуга перед Родиной.

Иным примером к теме нашего сочинения является множество военных песен, создававшихся с первых военных дней. Одной из них является "Священная война" на стихи Лебедева-Кумача. В ней звучит народный призыв на фронт для защиты Родины от германских захватчиков. Именно эта песня стала культовой, уже на вторые сутки войны ее пело множество солдат, что способствовало поднятию духа в полках. Она вдохновляла людей биться самоотверженно, сплотиться в бою за будущее своей Родины. Нельзя недооценить ни значение работы ее автора, ни значения ее стихов в одержании победы армейского духа и силы над фашизмом.

Таким образом мы убеждаемся в справедливости поднятой Бражиным проблемы. Действительно, творческие люди вносят огромный вклад в будущее своей страны, ведь именно их произведения в самый трудный час помогают фронтовикам держаться до последнего.

Только за месяц гастролей на Калиниском фронте ансамбль Утесова дал 45 концертов по полной программе. Условия для выступления были трудными, приходилось по нескольку раз в день переезжать с место на место. Но никто не жаловался, все понимали – это надо бойцам, это надо для Победы.
А сколько таких ансамблей, концертных бригад, театральных труп выступили перед бойцами в годы войны!

Приходили и необычные письма.
«Тов. Твардовский, спрашиваем вас: нельзя ли в вашей поэме заменить имя Василий на Виктор. Так как Василий – мой отец, ему 62 года, а я сын его – Виктор Васильевич Теркин, командир взвода. Нахожусь на Западном фронте, служу в артиллерии.
А поэтому, если можно, то замените и результат прошу сообщить мне по адресу:
П/п312668, арт.полк, 2-й дивизион.
Теркину Виктору Васильевичу.

Другой фильм "Радуга" показали в годы войны дипломатическому корпусу. После просмотра к режиссеру фильма Марку Донскому подошел американский посол в Москве Эверал Гарриман. "Ваша картина потрясла меня, - сказал он. - Вы не станете возражать, если мы покажем ее президенту Рузвельту и американскому народу?"

"Радуга" отправилась в Америку. Через некоторое время пришла телеграмма от президента Рузвельта:
"Дорогой господин Донской! В воскресенье в Белом доме смотрели присланный из России фильм "Радуга". Я пригласил профессора Чарльза Болена переводить нам, но мы поняли картину и без перевода. Она будет показана американскому народу в подобающем ей величии, в сопровождении комментариев Рейнольдса и Томаса. С благодарностью, Ваш Франклин Рузвельт".
Советские дипломаты, работавшие в США, рассказывали, что в кинотеатрах, где шла лента Донского, были устроены призывные пункты. "Радуга" производила такое сильное впечатление на людей, что американцы тут же записывались добровольцами на фронт. Американцы присудили "Радуге" "Оскара".
А когда Шостакович сочинил знаменитую Ленинградскую симфонию, американцы сравнили ее со открытием второго фронта. Настолько сильно она поднимала дух на борьбу с фашизмом.

"Сквозь время – везде и всегда
Мучительно помним про это:
Пришла в 41-м беда
И лишь в 45-м Победа".

"Прошла война!
Прошла страда.
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем".

На протяжении почти всей своей истории человечество вело войны. Одна из самых страшных войн в мировой истории выпала на долю русского народа, который сумел сплотиться и, благодаря недюжинной силе духа, победить сильного и мощного противника. Эта победа была выстрадана и завоевана всем народом - от солдатов и генералов до ученых и рабочих, трудившихся в тылу. Поэты, безусловно, внесли свой вклад в эту победу. Их песни и стихи, как капли росы несли живительную влагу в окаменевшие и зачерствевшие от горя души. Разве могли они молчать, когда сердце разрывалось от боли, а глаза застилала туманная пелена слез, смешанная с дымом рвавшихся снарядов. Поэт в России всегда был, прежде всего, гражданин, т.е. человек любящий свою страну и готовый ради нее пойти на бой, даже если этот бой мог оказаться последним.

Зима в моем городе - понятие относительное. Потому что я живу на юге, и иной зимой снега не бывает вообще. А если пройдет дождь (да-да, дождь), и утром вода замерзнет до льда, дети радуются, а взрослые по-разному относятся к гололеду. Те, чей возраст постарше, боится упасть, потому как степень ответственности дворников за уборку придомных территорий приближается к нулю.

Зима в моем городе скорее она похожа на ноябрь - утром на траве изморозь, часто идет длинный и нудный дождик, который вызывает жалобы, а не радость. У нас в этом году главные елки города смогли установить только за неделю до нового года - мешал бесконечный дождь.

Но зима - это и новогодние праздники, которые приносят радость для всех. Устанавливают елки, город украшается, как может.

В магазинах много распродаж, все рыскают в поисках оригинальных подарков.

В школах - долгие зимние каникулы, в вузах - каникулы после окончания зимней сессии.

Прошел январь - остается всего лишь один маленький месяц до весны. Его надо пережить, не зря же его название в украинском языке устрашающее - "лютий". Он таким и есть - с заметелями, с сильным ветром. Зима не хочет уступать до начала марта. Но понимаешь - это ее последний вздох. И весна необратимо придет, принесет радость знакомства с листвой и цветением всего, что может цвести.

Береза - очень красивое дерево. Оно стройное, с белым стволом и мягкими спадающими ветками.

Во все времена года береза хороша.

Весной на березе появляются нежно-зеленые листья и длинные, очень красивые сережки. Летом береза дарит нам легкую тень, а листья летней березы шуршат на ветру, как нежная музика. Осенью береза одевает ярко-желтый наряд. Листья постепено опадают, мягко кружась на ветру. Зимой дерево отдыхает. Особенно прекрасна береза, покрытая инеем или снегом.

Мы все очень любим березу за ее особенную красоту, нежность и неповторимость. Удивительное дерево.

Сочинение - как один из компонентов формы сдачи ЕГЭ все еще обсуждается. Но в 2014 году ничего меняться не будет.

Все перемены ожидают нас в 2015 году.

Планируется заменить часть С на сочинение, а также части А И Б претерпят свои изменения.

Я слышал, что хотят ввести такую форму сдачи как ГОВОРЕНИЕ.

У этого самого отца, помимо судимости, наверняка есть какая-то профессия. Вот и обратите на это внимание. Судимость описывать, конечно же, не надо. Пусть ребёнок напишет кем работает папа. Расскажет обобщённо об этой профессии и конкретно об отце. Этого будет достаточно для сочинения.

Думаю, надо писать больше собственного мнения, подкрепленного цитатами известных людей.


Многие писатели оказались на фронте, как, например, А.А. Сурков, писавший о себе:

Трупы в чёрных канавах. Разбитая гать.

Не об этом мечталось когда-то.

А пришлось мне, как видишь, всю жизнь воспевать

Неуютные будни солдата.

А в блокадном Ленинграде звучал по радио тихий голос О.Ф. Берггольц:

. Над Ленинградом - смертная угроза.

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слёзы,

что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

не поколеблет грохот канонад,

и если завтра будут баррикады -

мы не покинем наших баррикад.

И всё-таки невозможно не удивиться, как много стихов появилось во время войны! Во фронтовых окопах, в голодном тылу. Стихи звучали по радио, их публиковали центральные и фронтовые газеты, стихи переписывались бойцами и заучивались наизусть. В этой тяге к поэтическому слову проявились и любовь к жизни, и сопротивление врагу, так и не смогшему уничтожить главное в народе, не сумевшему расчеловечить его. Нам нужны стихи, а значит, нам нужно всё то, что мы любили до войны, а главное - мы и сами те же.

Но война закончилась, и вместе с Победой советскому народу достался огромный культурный пласт - литература о войне.

Человек на войне, человек в условиях войны. Тема эта неисчерпаема, как до конца неисчерпаем и непознаваем сам человек. Вот почему литература о войне была не только идеологическим и психологическим оружием во время боевых действий. Она интересна не просто историей или фактами, но, главным образом, психологией и философией. Не описательность делает произведение понятным и занимательным для последующих поколений. Глубокая литература предлагает читателю пути к самопознанию и пытается осуществить невозможное - нащупать и достоверно отобразить человеческую суть.

Читайте также: