Напишите сочинение рассуждение объясните как вы понимаете смысл фразы из текста это голос черствого

Обновлено: 30.06.2024

Сочинения 9.1, 9.2, 9.3 к новому сборнику ОГЭ-2021 "Типовые экзаменационные варианты" под редакцией И.П. Цыбулько.

Клавдия, наша классная руководительница, переминалась с ноги на ногу, ломала пальцы и закатывала глаза.

Сегодня, ребята, я хочу представить вам нового ученика вашего класса. — произнесла она наконец.

Дверь словно бы сама собой распахнулась, и из коридора въехала в класс инвалидная коляска с большими блестящими колёсами. Человек десять изумлённо присвистнули.

Знакомьтесь, ребята, Юра Мальков. Будет учиться с вами. Надеюсь, вы поможете ему. Поможете адаптироваться к школе.

Впечатление, надо сказать, он произвёл сильное. Никто из наших не ржал, не показывал пальцем, не отпускал идиотских шуточек. Всё это было впереди. Пока все молча смотрели на Юру Малькова. А Юра Мальков смотрел на нас. И улыбался.

Потом Пашка Зорин встал из-за последней парты, отодвинул стул рядом с собой и деловито спросил:

Ты как, видишь хорошо? Или тебе лучше вперёд?

Я хорошо вижу, спасибо, — Юра улыбнулся ещё шире и, ловко управляя коляской, покатился по проходу к Пашкиной парте.

Ну вот и хорошо, — сказала Клавдия. — Потом познакомитесь поближе, а сейчас начинаем урок.

Ещё выяснилось, что Юра может передвигаться и без коляски, то есть ходить. Когда надо было переходить с этажа на этаж, Юра с коляски слезал ж сам шёл по лестнице, цепляясь за перила. Смотреть на ходящего Юру было тяжело, потому что он весь при этом как-то дёргался и пожимался. Я смотрел, а девчонки многие отворачивались.

Смеялся и улыбался Юра часто и хорошо. Да и вообще, если бы не его болезнь, был бы пацаном вполне привлекательным. Про болезнь его, естественно, тут же, чуть ли не после первого урока, спросили. Юра охотно объяснил, что его болезнь называется ДЦП, болеет он с самого рождения.

Понятно, что почти сразу же Юру стали дразнить. Передразнивали его походку, уродливые жесты, когда он пытался достать что-то, писали, как Юра. высовывая язык и нелепо вывернув локоть и кисть. Дразнили, естественно, не все и в основном не из нашего класса, но ведь придурки-то везде найдутся.

На поддразнивания Юра реагировал удивительно: он смеялся. Да ещё передразнивал дразнильщиков. Вот как это происходило. Идёт, предположим, Юра на костылях по коридору. Сзади тут же пристраивается хвост из двух-трёх мальчишек, которые идут так, чтобы Юра их не заметил, ж копируют его ужасную походку, иногда опираясь при этом на швабру. Юстальные хохочут. Юра потихоньку поглядывает назад, потом резко оборачивается. Все, естественно, застывают на месте. Юра говорит, указывая пальцем:

— Не выходит, не выходит! И вовсе не похоже: ты ногу не так волочишь, ты — вообще спотыкаешься, а я этого никогда не делаю. Вот у тебя немного лучше, чем у них, но всё равно не так. Вставайте вот сюда, рядом.

Смотрите на меня. Раз, два, три — пошли! Ногой, ногой больше загребай! Смотри, как я делаю!

Сами понимаете, в другой раз Юру уже не передразнивали. Всем же хочется умными казаться.

Никто, кроме него, в нашем классе не умел шутить над собой.

Над другими — сколько угодно. А над собой — нет. Юрка умел и делал это с удовольствием. Кроме того, он спокойно относился ко всем своим неудачам. Юрка просто пожимал плечами и начинал всё сначала.

(По Е. В. Мурашовой*)
Мурашова Екатерина Вадимовна (род. в 1962 году) — психолог, писатель, автор драматических книг для подростков.

Отличительная особенность разговорного стиля заключается в том, что собеседники общаются друг с другом в неофициальной обстановке. В связи с этим они достаточно часто употребляют экспрессивные, оценочные выражения, стремятся говорить как можно лаконичнее и постоянно импровизируют.

В предложениях 56-62 Юра Мальков подшучивает над собой, чтобы защититься от насмешек одноклассников. Все фразы он произносит с восклицательной интонацией, потому что ему хочется выглядеть бодрым и уверенным в себе. Он употребляет простые односоставные предложения, потому что мальчику важно быть понятым своими ровесниками. Это доказывает, что люди в процессе общения стремятся к экономии речевых средств.

Таким образом, эмоциональность разговорного стиля во многом достигается с помощью синтаксиса.

Смысл финала текста Е.В. Мурашовой я понимаю так: умение посмеяться над собой дано не каждому, и эта способность делает человека сильной личностью. Действительно, инвалид Юрка никогда не отчаивался, потому что принимал себя таким, какой он есть.

В предложениях 40-43 говорится о том, что новый ученик Юра Мальков часто улыбался ребятам и охотно рассказывал о своей болезни. Не каждый человек с ДЦП может вести себя так же, как Юра, многие закрываются от мира и опускают руки.

Кроме того, мальчик научился подшучивать над собой, что позволяло ему защищаться от насмешек одноклассников (предложения 55-62). Чувство юмора помогает Юре не обращать внимания на свои недостатки, и это вызывает уважение у сверстников.

9.3. Как вы понимаете значение выражения СИЛА ХАРАКТЕРА?

Сила характера – это постоянное движение вперёд, несмотря на жизненные трудности, а также умение принимать свои недостатки и относиться к себе и другим с чувством юмора.

Таким образом, сила характера – это прежде всего верность себе. Подобные люди ни перед чем не остановятся, и своим упорством они вызывают восхищение.

1. Подготовка к сочинениям на ОГЭ по русскому языку (из опыта работы учителя и эксперта)

3. Сказка

Критерии оценивания
• С2К1. Понимание смысла фрагмента.
• С2К2. Наличие примеров-аргументов.
• С2К3. Смысловая цельность, речевая
связность и последовательность сочинения.
• С2К4. Композиционная стройность.

6. 15.2. Композиция

7. 15.2. Вступление

1. Тезис – толкование фрагмента текста.
Тезис формулируется на основе идеи текста.
Идея связана
а) с событиями, описываемыми в тексте;
б) с героями текста.
2. Комментарий - пояснение тезиса; рассуждения,
замечания по поводу сказанного автором.
Задачи комментария: разъяснить, охарактеризовать
высказывание

8. С2К1 Понимание смысла фрагмента текста

• 2 балла – дано верное объяснение
содержания
фрагмента,
ошибок
в
интерпретации нет.
• 1 балл – дано в целом верное объяснение
содержания фрагмента, но допущена 1
ошибку в его интерпретации.
• 0 баллов – дано неверное объяснение
содержания фрагмента, или объяснение
отсутствует.

9. Клише для вступления

• Попробуем
разобраться
в
смысле
этого
высказывания;
• По моему мнению, в данном отрывке содержится
главная мысль текста, заключающаяся в следующем:
• Смысл данного фрагмента (отрывка) я понимаю так:
• Смысл последних строк текста заключается в.
• Автор данного текста (или фамилия автора)
приглашает читателя к размышлению над тем,
• Текст заканчивается словами: "…". На мой взгляд, речь
идет о том, что…
• В этом отрывке автор говорит о том, что…

10. 15.2. Вступление

11. 15.2. Вступление

12. 15.2. Вступление

13. 15.2. Аргументация

Аргументы – это доказательства,
приводимые в поддержку тезиса: факты,
примеры, утверждения, объяснения, т.е.
всё, что может подтвердить тезис.

14. Клише для аргументационной части

• Примером…может стать фрагмент из текста, в
котором …
• Чтобы
подтвердить
сказанное,
обратимся
к…предложению текста.
• Подтвердить данный аргумент можно примером из
…. предложения текста.
• Справедливость этого вывода можно доказать на
примере … предложения.
• В подтверждение собственных выводов приведу пример
из … предложения прочитанного мною текста.
• Предложение № … подтверждает мысль о том, что …
.

15. С2К2. Наличие примеров-аргументов

С2К2. Наличие примеров-аргументов
3 балла – приведены 2 примера-аргумента из
текста, соответствующие объяснению
содержания фрагмента.
• 2 балла – приведен 1 пример-аргумент из
текста, который соответствует объяснению
содержания фрагмента.
• 1 балл – приведены аргументы не из текста.
• 0 баллов – не приведено ни одного примерааргумента, объясняющего содержание фрагмента,
или приведена в качестве примера-аргумента
цитата из задания (или её часть).

16. 15.2. Аргументация

17. 15.2.Аргументация

18. 15.2.Аргументация

(пример 3)
Известно: мы такие, каких нас воспитали.
С раннего детства наши родители рассказывали
нам сказки о том, каким должен быть
настоящий человек. В первую очередь – добрым,
отзывчивым. А каким хочет воспитать своего
ребёнка мать в тексте А.Куприна? Её сказка о
сильных, гордых людях с голубой кровью,
которых все боялись. И ничего о доброте и
милосердии…

19. 15.2.Аргументация

• Тезис:
Думаю, тут все понятно, люди проявили
чёрствость к умирающему в лесу человеку.
• Аргумент:
Но и людей понять можно. Они ведь
поступили благоразумно. Ведь просит помощи
не известно кто. Зачем рисковать своей
жизнью. И зачем по ночам шляться по лесу? И
правильно сделала мать, что не пустила в лес
мужа. Ведь у него семья, дети.

20. 15.2. Аргументация

• Тезис:
Фразу я понимаю так: хоть люди
поступили благоразумно, но не правильно.
Они поступили чёрство.
• Аргумент:
Любому из нас не захотелось бы окозаться
на месте человека в лесу. Мы бы надеялись до
последнего, что нас спасут. Ведь жизнь у нас
одна и терять её не хочется никому.

21. 15.2. Заключение, или Вывод

22. Клише для заключения


итак, следовательно, значит,
таким образом, мы пришли к выводу,
подводя итог вышесказанному,
делая выводы,…
исходя из сказанного, …
мы пришли к выводу о том, что…

23. 15.2. Заключение, или Вывод

(Пример 1)
В своём тексте А Куприн показал, что отсутствие
доброты и милосердия губит в человеке Человека.
(Пример 2)
Этот поучительный рассказ заставил нас задуматься
над тем, насколько страшны чёрствые, безразличные
люди.
(Пример 3)
Итак, примеры из текста помогли увидеть всю
неприглядность такого явления, как человеческая
чёрствость.

С2К3
С2К4
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность
сочинения
Баллы
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой
связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют,
последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного
членения текста.
2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и
последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в
работе имеется одно нарушение абзацного членения текста.
1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено
более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного
членения текста.
0
Композиционная стройность работы
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,
ошибок в построении текста нет.
2
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но
допущена одна ошибка в построении текста.
1
В работе допущено две и более ошибки в построении текста.
0
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям
С2К1–С2К4
9

25. Полный вариант ученического сочинения

26. Алгоритм написания сочинения 15.2

1
2
3
Внимательно прочитайте цитату.
О чём в ней говорится?
Подчеркните в цитате ключевые слова.
Сформулируйте тезис.
• Внимательно прочитайте текст и найдите предложения,
доказывающие Ваш тезис. Оформите примеры-аргументы.
• Рассуждение завершите выводом.
• Помните, что вывод должен быть созвучным тезису.

28. Задание 15.3

29. Композиция сочинения 15.3

Тезис (определение значения слова,
данного для анализа)
2-ой примераргумент (из
жизненного опыта
или из текста)
1-ый примераргумент (из текста)
Вывод

30. С3К1 Толкование значения слова

2 балла - дано и прокомментировано
определение слова.
1 балл -
определение дано,
НО не прокомментировано.
0 баллов – дано неверное определение
ИЛИ толкование слова в
работе отсутствует.

31. 15.3. Толкование значения слова

раскрыть
понятие
дать
Дать толкование слова –
значит…
характеристику
сказать
другими
словами
установить
смысл слова

33. Формулирование определения

34. Основные способы толкования слова

Синонимический
Чёрствый - нечуткий,
бездушный
Способ
отрицательного
определения
Чёрствый человек - тот,
кто лишён человечности,
душевной теплоты,
милосердия
Описательный
способ
Чёрствость отрицательное качество
человека, которое
проявляется в
равнодушии к чужим
бедам

35. 15.3. Клише для вступления

• Попробуем разобраться в смысле этого
понятия.
• Попробуем определить данное слово.
• На мой взгляд, чёрствость - это.
• По моему мнению, чёрствость - это.
• Мне кажется, что чёрствость - это.
• Я думаю, что чёрствость - это.
• Что такое чёрствость? Попробуем над этим
поразмышлять. Я считаю, что.

36. Комментирование определения

Вопросы, помогающие оформить комментарий:
• Что мне ещё известно об этом слове (явлении,
свойстве человека, черте его характера и т.п.)?
• Чем существенным я могу дополнить это
определение?
• Какое ключевое слово или словосочетание в
определении мне хотелось бы пояснить?
• Какое значение ключевых слов мне хотелось бы
уточнить? и др.

37. 14.3. Вступление

(пример 1)
В моём понимании чёрствость – это
страшное человеческое качество, которое
проявляется в безразличии, холодности к
окружающим. Чёрствый человек не способен
пожалеть, посочувствовать. Чёрствыми
обычно бывают эгоисты, они не стремятся
помочь другим, поддержать в трудную
минуту.

38. 14.3. Вступление

(пример 2)
К сожалению, чёрствость – не редкое
явление
нашего
общества.
Человеку,
заражённому душевной глухотой, не жаль
бездомного котёнка, он не испытывает
сострадания к больным детям, его не трогают
слёзы матери… Чёрствость – это бездушие,
холодность, отстранённость от чужой беды,
это то, что не даёт возможности человеку
быть Человеком.

39. 14.3. Вступление

40. 14.3. Вступление

41. 14.3. Вступление

(пример 5)
Чёрствость – это плохое качество.
Вот например, если Вы мне поставете
плохую оценку за соченение то проявете
чёрствость, потомучто у вас нету жалости
к бедному ребёнку.

42. С3К2. Наличие примеров-аргументов

С3К2. Наличие примеров-аргументов
3 балла – приведены 2 примера-аргумента:
первый - из прочитанного текста;
второй – из жизненного опыта;
ИЛИ
приведены 2 аргумента из прочитанного
текста
2 балла – приведен 1 пример-аргумент из
прочитанного текста.
1 балл – приведён(-ы) аргумент(-ы) из жизненного
опыта.
0 баллов – не приведено ни одного примерааргумента.

43. Что такое аргумент из жизненного опыта ?

• Исторические факты.
• Общественно значимые вопросы, обсуждаемые в
обществе (в СМИ).
• Высказывания известных философов,
литераторов, художников…
• Высказывания специалистов в какой-то области
(психологов, социологов, педагогов…).
• Примеры из читательского опыта.
• Результаты личных наблюдений (частные случаи).

44. Клише для аргументационной части

• Проиллюстрировать это понятие можно на
примере текста (примерах из текста).
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к
тексту.
• В тексте (фамилия автора) можно найти
пример, подтверждающий мою мысль (мой тезис).
• Предложение … подтверждает мысль о том,
что…
• Примеры (слово-понятие) можно встретить и в
жизни.
• В подтверждение приведу пример из жизни.

45. 15.3. Аргументация

(пример из прочитанного текста)
Пример проявления чёрствости мы
видим в тексте А.Куприна. Люди слышат
крики о помощи. Казалось бы, реакция
должна быть только одна: помочь. А люди
злятся, потому что эти крики будят их
совесть. Напрасно. Никто из этой семьи
даже не попытается спасти несчастного.

46. 15.3. Аргументация

47. 15.3. Аргументация

(пример 2 из жизненного опыта)
Чёрствость
приходится
часто
наблюдать в повседневной жизни, и даже
среди своих одноклассников. Недавно я упала
на физкультуре, сильно ушиблась, заплакала,
и никто из моих сверстников не подал мне
руку, не пожалел меня. Все только смеялись.

48. 15.3. Аргументация

(пример сочинения, в котором отсутствует
аргументация)
Я хотел-бы сказать на тему чёрствости.
Но сночала скажу что это такое. Это когда
люди не обращают на тебя внимание, могут
оставеть в опасносте из-за своей бездушности.
Примеров этому я могу привести милион. Да и
сам текст этому пример. Все предложения
этому пример. Как много таких ситуаций в
жизни! Призываю всех не быть чёрствыми.

49. 15.3. Заключение, или Вывод

(пример 1)
Итак, мы увидели, насколько жестока и
страшна чёрствость. Это слово вбирает в
себя
много
отрицательных
значений,
которые можно объединить одним –
бесчеловечность.

50. Алгоритм написания сочинения 15.3

1
2
3
• Прочитайте задание. Сформулируйте определение слова, данного в
задании. Прокомментируйте тезис-определение.
• Напишите вступление.
• Найдите в тексте один пример, подтверждающий данное Вами
определение. Отметьте номер нужного(-ых) предложения(-ий).
• Запишите один пример из текста (можно указать № предложения или
записать цитату),подтверждающий данное Вами определение
(используйте речевые клише).
• Вспомните и запишите один пример из Вашего жизненного опыта. Если
нет примера из жизни, найдите ещё один пример из текста.
• Оформите примеры-аргументы с помощью речевых клише и с
соблюдением норм пунктуации.
• Рассуждение завершите выводом.
• Помните, что вывод должен быть созвучным тезису.

51. Вопросы для анализа текста при выполнении заданий 15.2 и 15.3

• Какие чувства вызвал у вас текст?
• Чему учит эта история?
• Кто (автор или кто-то из персонажей) говорит
фразу, данную для анализа?
• Как вы понимаете анализируемое выражение?
• Какие примеры из текста и из жизни можно
привести для рассмотрения фразы или слова?

37) – Лежи, дурак… 38) Не наше дело… 39) В темноте шлёпают туфли… 40) Старческий кашель… 41) Пришёл из соседней комнаты дедушка. 42) Он брюзжит злобно: 43) – Что вы тут бормочете? 44) Спать не даёте никому. 45) Какой такой человек в лесу? 46) Кто в эту погоду по лесам ходит? 47) Все дома сидят. 48) И вы сидите тихо и благодарите Бога, что заборы у нас высокие, запоры на воротах крепкие и во дворе злые собаки… 49) А ты взяла бы лучше к себе дитя да сказкой бы его заняла. 50) Это голос чёрствого благоразумия. 51) Мать переносит в свою постель ребёнка, и в тишине звучат слова монотонной, старой успокоительной сказки: 52) – Много лет тому назад стоял среди моря остров, и на этом острове жили большие, сильные и гордые люди. 53) Всё у них было самое дорогое и лучшее, и жизнь их была разумна и спокойна. 54) Соседи их боялись, уважали и ненавидели, потому что они сами никого не боялись, всех презирали, а уважали только самих себя. 55) В жилах их текла не простая кровь, а голубая – голубая… 56) – Спа - си- те! 57) Молчание… ( По. А. Куприну)

Укажите фрагмент текста, который имеет символический смысл и косвенно характеризует героев произведения. 1) Предложения 1 – 12 2) Предложения 27 – 34 3) Предложения 43 – 49 4) Предложения 52 - 55 2 4

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение. 1) Ветер воет в трубах, сотрясает крышу, ломится в окна. 2) Дети проснулись, но лежат молча, широко раскрывши глаза в темноту 3) Откуда – то издалека, из тьмы и бури, доносится длинный жалобный крик . 4) А ты взяла бы лучше к себе дитя да сказкой бы его заняла . 3 1

Из предложений 10- 17 выпишите глагол, написание безударного личного окончания которого не определяется общим правилом. (является исключением) 10) Прозвучал и замолк.. 11) И ещё раз.. 12) И ещё… 13) – Точно зовёт кто-то, - тревожно шепчет мужчина. 14) Никто ему не отвечает. 15)- Вот опять… 16) Слышишь. 17) Как будто человек… 5 слышишь

Выпишите грамматическую основу предложения 46 46) Кто в эту погоду по лесам ходит? 8 кто ходит 9 Среди предложений 1- 10 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите его номер. 1) Глубокая зимняя ночь. 2) Метель. 3) В доме – ни огня. 4) Ветер воет в трубах, сотрясает крышу, ломится в окна. 5) Ближний лес гудит, шатаясь под вьюгой. 6) Никто не спит. 7) Дети проснулись, но лежат молча, широко раскрывши глаза в темноту. 8) Прислушиваются, вздыхают.. 9) Откуда – то издалека, из тьмы и бури, доносится длинный жалобный крик. 10 ) Прозвучал и замолк.. 11) И ещё раз.. 12) И ещё… 9

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. – Точно зовёт кто-то ,(1) - тревожно шепчет мужчина. Мама,(2) может быть ,(3) на него напали разбойники. – Лежи,(4)дурак … 10 2,3

Укажите количество грамматических основ в предложении 48 48) И вы сидите тихо и благодарите Бога, что заборы у нас высокие, запоры на воротах крепкие и во дворе злые собаки… 11 4

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительными союзами. Всё у них было самое дорогое и лучшее ,(1) и жизнь их была разумна и спокойна. Соседи их боялись ,(2) уважали и ненавидели ,(3) потому что они сами никого не боялись ,(4) всех презирали ,(5)а уважали только самих себя. 12 1

Среди предложений 28 – 38 найдите сложноподчинённые предложения с придаточными условия. Напишите номера этих предложений. 28) – Спа -си-те! 29)- Мама, может быть, на него напали разбойники. 30 ) Может быть… 31) Не болтай глупостей, - сердито прерывает мать. 32 ) – Это голодный волк воет в лесу. 33) Вот он тебя съест, если не будешь спать. 34) – Спасите! 35) – Жалко живую душу, - говорит муж. 36) – Если бы не испортилось моё ружьё, я пошёл бы … 37) – Лежи, дурак… 38) Не наше дело… 13 33, 36

Читайте также: