Сочинение на тему молодежь как социальная группа
Обновлено: 05.07.2024
Собрала для вас похожие темы рефератов, посмотрите, почитайте:
Введение
Молодежь — это особая социальная и возрастная группа, которая отличается возрастными ограничениями и статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторые исследователи понимают молодежь как группу молодых людей, которым общество предоставляет возможности для социального развития, давая им преимущества, но ограничивая возможности для активного участия в определенных сферах жизни общества. В большинстве случаев молодые люди обладают тем уровнем мобильности, умственной активности и здоровья, который отличает их от других групп населения.
В первые годы жизни молодые люди уже считались людьми в возрасте 10-12 лет; из-за демографической нестабильности мальчики и девочки в этом возрасте были приравнены к взрослым.
Характеристики современной молодежи
В условиях проводимых обществом преобразований ставятся качественно новые, более сложные задачи теоретической рефлексии, дальнейшего практического развития и конкретизации важнейших аспектов деятельности по формированию высокой гражданской позиции, патриотизма, чувства ответственности за судьбу Отечества, готовности защищать его. Понимание и решение этой проблемы не может рассматриваться без тесной связи с процессами и явлениями, происходящими в нашем обществе, без учета совокупности факторов — социально-экономических, политических, духовных, моральных и других, — которые влияют на современную молодежь.
В условиях общего достаточно неблагоприятного макроэкологического воздействия снизилась репутация нравственности, усилились неровные ориентации, интересы чисто личностного, прагматичного планирования в молодежной среде. Такие традиционные морально-психологические черты, как романтизм, самоотверженность, мотивация, честность, порядочность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеала, позитивная реализация не только личных, но и социально значимых интересов и целей и другие, были уничтожены и утрачены значительной частью молодежи.
Интеллектуальные и образовательные ценности молодых людей следует рассматривать с точки зрения их интеллектуального и творческого потенциала, который, к сожалению, значительно сократился в последние годы. Это связано с ухудшением физического и психического состояния молодого поколения. Новые условия привели также к появлению новых проблем, которые стали неотъемлемой частью социокультурных ценностей современной молодежи.
Ценность культурного пространства российской молодежи характеризуется следующими особенностями:
Социализация молодежи в современном обществе
Социализация молодых людей является объективным процессом их вступления в социальную сферу. Существует институциональное, целенаправленное воздействие на молодежь в виде воспитания подрастающего поколения. Этот процесс осуществляется через систему различных социальных институтов, таких как государство, семья, школа, армия и ряд других.
На институциональном уровне социализацию личности в первую очередь осуществляет государство, к которому учреждения и организации призывают обеспечить поколениям молодежи базовое гражданское образование, поскольку цель заключается в формировании соответствующего типа гражданина, требуемого государством.
В современной России одним из основных элементов системы социализации является семья. Его роль особенно важна сегодня, поскольку другие институты социализации не всегда выполняют свои функции. В то же время семья сталкивается с трудностями при выполнении этой задачи. Одним из них является увеличение занятости родителей в сфере экономической и материальной поддержки потребностей членов семьи. Старшее поколение (бабушки и дедушки) не всегда в состоянии в полной мере выполнять функции социализации и передавать накопленный жизненный опыт, культурные традиции и поведенческие модели молодежи, поскольку сильно изменившаяся социальная среда уже не гарантирует жизнестойкости молодого поколения на основе социокультурного опыта прошедшей эпохи. Молодым людям приходится накапливать собственный жизненный опыт в новой среде, и зачастую они более адаптивны, чем старшие поколения.
Семья закладывает основу знаний о национальной культуре: национальном языке, фольклоре и других проявлениях народного искусства. Поэтому при воспитании семьи больше внимания следует уделять участию молодежи в народных гуляниях и национальных обрядах. Как правило, народные традиции в семье передаются из поколения в поколение, при этом младшие члены семьи принимают участие в проведении различных праздников и обрядов, в которых младшие члены осваивают ритуальные и символические действия, а старшие члены учат их содержанию и смыслу этих действий. Таким образом, укрепляются семейные связи.
В целом процесс социализации личности в семье направлен на формирование национального самосознания молодого человека как гражданина России, а также системы ценностей, нравственно-правовых норм, идеологических ориентаций, соответствующих гражданских характеристик и социально-психологических установок, учитывающих специфику этнической общности.
Система образования занимает особое место в социализации личности, так как функционирует как социальное учреждение, обеспечивающее развитие целостной личности. Практически весь период созревания молодого человека до вступления в самостоятельную профессиональную жизнь проходит в учебных заведениях различного профиля.
Социально-культурное развитие молодых студентов в системе образования включает в себя как федеральный, так и региональный компоненты.
Региональный компонент развития социокультурной личности базируется на ценностях региональной культуры, которые являются содержанием социализации молодежи в регионе. Типологические исследования содержания образования в разных странах позволили исследователям выявить в обобщенном виде неизменные элементы содержания национально-ориентированного регионального компонента образования. К ним относятся: народные спортивные игры, танцы, песни, игра на народных инструментах, изучение традиций народного творчества, национального строя семьи и национальных традиций воспитания, систематическое изучение родной и народной этики народа, истории народа. Поэтому можно предположить, что важнейшим социальным институтом социализации молодежи в системном развитии региональной составляющей культуры является общее образование.
Глядя на образовательный процесс молодых людей в сферах их социальной активности, одной из важнейших сфер социализации молодежи является развитие гражданского духа и патриотизма в молодом поколении.
Важно, чтобы созданные обществом условия для образования молодежи обеспечивали ее социализацию во всех сферах общественной жизни, развитие творческого потенциала, формирование навыков и соответствующее физическое развитие. В процессе личной социализации, на этапе подготовки к трудовой деятельности, которая происходит в основном в процессе воспитания и обучения, формируются профессионально значимые качества и социально-моральные установки и ценности молодого человека, социально-психологические характеристики его личности.
Основные ценности современной российской молодежи
Ценности — это культурные нормы, из которых люди определяют добродетель, добродетель и красоту, и которые в самом широком смысле являются уровнем жизни в обществе. Ценности — это то, к чему стоит стремиться.
Ценностные ориентации молодежи основаны на двух направлениях. Первое направление — это направление духовности, характеризующееся преобладанием нравственных установок, гуманизма, человеческой любви. Второе направление — это направление, распространившееся в последнее десятилетие и направленное на индивидуализм, примат материала над духовным.
Я считаю, что самыми важными жизненными ценностями молодых людей являются семья, друзья и здоровье, за которыми следуют интересная работа, деньги и справедливость (ценность последней в настоящее время растет). Семь самых важных жизненных ценностей — это религиозная вера. Следует отметить, что за последние 30-40 лет ценностные ориентиры молодых людей значительно изменились; это особенно верно в отношении важности работы. В советское время, в 1960-е и первую половину 1970-х годов, ценность интересной работы среди молодежи была на первом месте, сейчас она четвертая. Это, в частности, связано с тем, что в ходе реформ была упразднена идеология особой социальной значимости труда, трудового воспитания. В средствах массовой информации исчез образ честного работника, прогрессивного работника производства.
Следует также отметить, что молодых людей все больше беспокоит качество и уровень образования, кризис в семье, снижение рождаемости.
Неблагоприятным фактором в современной структуре ценностей молодежи является отсутствие четкой связи между работой и деньгами. Если в советское время это звено было ослаблено, то сегодня оно полностью отсутствует. Это связано с тем, что одни люди зарабатывают много денег за счет приключений и манипуляций, в то время как другие, которые буквально тяжело работают (иногда на нескольких работах), получают недостаточную зарплату. Подростки и молодежь держат это очень хорошо.
Практические задачи
Объяснить, почему молодые люди быстрее приспосабливаются к изменениям в социальной жизни.
Без каких-либо стереотипов жизненный опыт легче приспосабливается к изменениям в социальной жизни молодых людей, они быстрее осваивают знания и инновации.
Для пожилых людей это сложнее, потому что у них уже сформирована собственная рейтинговая шкала и система рейтингов, и ломать ее очень неудобно.
Должны ли существовать привилегии для молодежи как социальной группы? Если да, то какие?
Конечно, молодежь — это будущее страны. Любая нормальная страна дает молодым людям возможность получить достойное образование, найти работу и повысить свою квалификацию. Предоставьте студентам возможность бесплатного проезда как на городском и междугородном транспорте, так и в других местах. Ведь у каждой возрастной группы есть свои особенности — сильные и слабые стороны.
Как, по-вашему, должна выглядеть социальная политика государства в отношении молодежи?
На протяжении последних двух десятилетий в нашей стране постоянно происходят социальные катастрофы. В этих условиях выросло целое поколение, не зная, что такое стабильность, уверенность в завтрашнем дне и социальное обеспечение.
Я считаю, что молодежная политика должна разрабатываться молодыми людьми. Они знают проблемы молодежи не из первых рук, а изнутри.
Молодежная политика также должна быть позитивной и направленной на достижение успеха в будущем.
Она должна быть уместной, понятной для целевой аудитории, доступной и широко поддерживаемой наиболее популярными каналами (например, Интернет-пространством).
Молодежная политика должна иметь наглядность, визуальный диапазон — фильмы, все средства современной рекламы, средства массовой информации.
Важно всегда помнить, что государство, которое не заботится о проблемах молодежи, рискует остаться без будущего.
Заключение
События последних двадцати лет в России заставили большинство молодых людей открыть для себя более или менее ясную картину мира, систему ценностей, норм и установок, очевидные противоречия в сознании. Поэтому необходимо создать систему образования и социализации молодежи.
Список литературы
- Волосков И.В. Особенности социализации студенческой молодежи // Социологические исследования. — 2004. -№ 6.
- Словарь Гулины М.А. и справочник по социальной работе. — Санкт-Петербург. Санкт-Петербург: Питер, 2002 .
- Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежь в общественном воспроизводстве, проблемы и перспективы. М., 2003.
- Е.Н. Заборова, В.Ф. Кузнецова. Социология. Учебное пособие для студентов факультета дистанционного образования Екатеринбург 2003.
Образовательный сайт для студентов и школьников
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет1), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств.
Молодость — это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведения.
Молодость является определенной фазой, этапом жизненного цикла человека и биологически универсальна.
Особенности социального положения молодежи
— Высокий уровень мобильности.
— Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.
— Активный поиск своего места в жизни.
— Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.
Молодежь — это наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерантности (от лат. tolerantia — терпение); стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической молодежной субкультуры.
Типичным для молодежи является объединение в неформальные группы, которые характеризуются следующими признаками:
— возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации;
— самоорганизация и независимость от официальных структур;
— обязательные для участников и отличающиеся от типичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищенности и престижной самооценки);
— относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп;
— выражение иных ценностных ориентации или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;
— атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.
В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи можно классифицировать молодежные группы и движения.
Базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Популярна в среде подростков и молодежи с минимальным уровнем интеллектуального и культурного развития.
Эпатажная (фр. epater — поражать, удивлять) самодеятельность
Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.)
Направлена на решение конкретных социальных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.)
Направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соответствии с идеями конкретной группы
Ускорение темпов развития общества обусловливает возрастание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.
В своём высказывании известный педагог и философ Светлана Левикова поднимает проблему молодёжи не просто как части населения определенного возраста, но как социально-исторической социальной группы общества. По её мнению, молодым людям свойственны определенные, присущие только им, социальные признаки. Связано это с поиском ими своего места в жизни, созданием новых субкультур, политической и общественной активностью. Я согласен с утверждением автора.
Эх, молодежь…
Молодежь – это социально-возрастная группа, которая характеризуется возрастными рамками (в нашей стране это период с 14 до 30 лет), социальным статусом, особенностями поведения. В это время происходит социализация, подготовка ко вступлению во взрослую, самостоятельную жизнь, созданию потомства.
Молодежные субкультуры
Одним из самых характерных явлений современной жизни являются молодежные субкультуры – социальные группы, представители которой отличаются от большинства своим поведением, языком, внешним видом, принятыми в их кругу общения нормами и правилами поведения. Особенно интересно то, что в эти группы входят именно молодые люди.
В 1960-х годах в Америке появилось движение хиппи, которое ратовало за полное разоружение, всеобщую любовь и дружбу. Зародившись как одна из многочисленных субкультур, это движение стало всеобъемлющим, охватило всю страну. Хиппи выступали на демонстрациях против войны во Вьетнаме, создавали новые музыкальные и литературные течения. Апофеозом этого движения можно считать концерт в Вудстоке в 1969 году, в котором участвовало до 1 миллиона человек.
Отцы и дети
Каждое новое поколение считает себя умнее, сильнее, способнее, чем предыдущее. Именно в силу юношеского максимализма, не отравленного зрелым скептицизмом, романтики молодости, подобные мысли не только имеют право на жизнь, они помогают обществу постоянно меняться вместе со сменой поколений.
Молодые бунтари
В среде аристократов, наиболее консервативной части любого общества, царит патриархат: уважение к старшим, послушание, продолжение семейных традиций. Но и здесь встречаются молодые бунтари.
Молодость – это не только возраст, это особое психическое состояние, настроение. Это стремление изменить мир и желание обрести в нём свое место. Для общества в целом молодежь – это дуновение свежего ветра перемен.
Молодежь – это будущие политики, ученые, известные личности, писатели, которые существенно повлияют на течение всех сфер будущего общества. Важно передать правильное воспитание, нормы, ценности, навыки, необходимые знания учащейся части этой социальной группы.
В период молодости человек определяется с будущей профессией, вырабатывает свое мировоззрение, определяется со своим местом в жизни, формирует на основе недолгого пока опыта жизненные ценности.
В это же время встречает спутника жизни и заводит семью. Ему приходится становиться более ответственным в экономическом и социальном плане.
Молодежь как социальная группа
Отличительные особенности молодежи - присущие только им психологические и социологические качества.
Главные признаки молодежи как социальной группы:
динамичность, имеет самую высокую мобильность в отличие от других социальных групп;
быстрая смена социального статуса и ролей (сначала студент, затем работник, муж или жена, отец или мать);
душевная противоречивость и неустойчивое психическое состояние;
Достаточно типичным поведением для молодежной группы общества является то, что они подразделяют себя в определенные категории неформальных групп и движений. Каждая группа отличается от другой интересами, атрибутикой, ценностями.
Основные проблемы молодежи в России
Российская молодежь согласно данным института молодежи РФ находится в выжидательном положении, хоть и демонстрирует себя как стремящаяся к миру и толерантности в стране.
В последние годы увеличивается тенденция к проявлению активной позиции, которая в ближайшем времени должна выявится еще сильнее.
В России за последние 10 - 15 лет достаточно увеличились проблемы среди молодого поколения. Рассмотрим, какие именно трудности выявлены в данной категории людей.
Социальные проблемы
Заметные ухудшения особенно коснулись социальной сферы:
Доля численности молодежи по отношению к другим возрастным группам страны сокращается, сокращение стало заметно в 1979 г. и достигло отметки в 15%.
Проблемы со здоровьем. Повысились случаи хронических заболеваний. Только 14% молодежи полностью здоровы.
Ухудшение образовательной системы России ведет к снижению умственных и интеллектуальных способностей молодых людей.
Проблемы с психическим состоянием молодых граждан. Государство не уделяет большое внимание психологии молодежи.
Молодежь отрывается от общества, повышается процент маргиналов.
Ухудшение экономической и социальной жизни страны приводит к повышению уровня преступлений среди молодых. Почти 60% всех преступлений страны совершены гражданами до 25 лет.
Экономические проблемы
Тяжело обстоит дело с экономической ситуацией молодежи в России:
Невозможность устроиться на работу по специальности из-за некачественного образования. Работающая молодежь – всего лишь небольшой процент от всей социальной группы.
Увеличение безработицы среди молодого поколения. Неспособность материально обеспечивать свои нужды и потребности.
Жилищный вопрос. У молодого поколения практически нет возможности приобрести жилье.
Духовные проблемы
Социальные и экономические проблемы влияют на духовную составляющую молодого поколения страны. Родители меньше времени уделяют воспитанию детей и заложению в них фундамента нравственности и моральных качеств.
Современные духовные и нравственные проблемы российской молодежи:
большая разница и конфликтные ситуации между молодым и старым поколением;
поспешное освобождение из-под родительской опеки;
саморазрушение, уничтожение личности;
сексуальная и нравственная распущенность.
Молодежная политика - ее система и основные направления
Государство пытается решить проблемы молодого поколения, ведь юноши и девушки есть будущее нашей страны. Очевидно, что для разрешения трудностей нельзя использовать устаревшие методы, которые перестали быть актуальными в современном обществе.
Страна на государственной основе взялась за развитие молодежной политики, в классификацию направлений которой входит:
создание общественных молодежных организаций;
международное молодежное сотрудничество;
молодежная волонтерская деятельность;
прививание молодому поколению активного образа жизни;
популяризация безопасной культуры;
поддержание в управленческой деятельности;
психологическая работа с теми, кто находится в опасном социальном положении;
помощь в определении своей профессиональной ориентации;
прививание традиций для формирования ценностей.
Власти уверены, что молодежная политика, предпринятая государством, должна со временем помочь ребятам и девушкам самореализоваться и успешно войти в социальную жизнь общества.
Роль молодежи в современном обществе
Молодежь в нынешнем мире играет одну из главных ролей нежели остальные социальные группы. На ней лежит будущее состояние всех сфер государства и общества.
Главные роли молодежи в современном мире:
Главный носитель умственных и физических способностей, которые более широко раскроются в будущем. Молодежь от других групп отличает огромный потенциал к трудовой деятельности, стремления к открытиям в технической и научной деятельности, хорошие способности в творчестве и культуре.
Социологи считают, что только вступая в жизнь молодые люди становятся объектами, на которые воздействуют общество, семья, образовательные институты, социальные условия. После взросления молодой человек уже сам начинает влиять на это общество и становится его субъектом.
Раздел ЕГЭ: 3.3. Молодёжь как социальная группа
Молодёжь — социальная группа, характерными чертами которой выступают возраст её участников (от 16 до 30 лет), особенности их общественного положения и некоторые психологические качества.
Все выпускники школ, гимназий и лицеев являются молодёжью. Эта социальная группа по праву считается одной из самых активных, поскольку молодёжь находится на пути выбора профессии, становления мировоззрения.
Большинство людей именно в период молодости выбирают себе спутника жизни и создают семью, делают первые самостоятельные жизненные шаги, достигают экономической независимости и познают основы социально ответственного поведения. Молодость является определённой фазой, этапом жизненного цикла человека и биологически универсальна.
Ускорение темпов развития общества обусловливает возрастание роли молодёжи в общественной жизни.
ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЁЖИ
Как и все демографические группы с возрастной характеристикой, молодёжь является биологически универсальной и неповторимой. Поэтому ей присущи некоторые отличительные черты:
- Молодёжь находится на переходном социальном положении, то есть невозможно остаться в этой социальной группе навсегда. Все люди сначала проходят стадию юности, а после — зрелости.
- Высокая социальная мобильность.
- Освоение новых социальных ролей, что обусловлено высокой мобильностью и сменой социального статуса молодёжи.
- Высокие перспективы в профессии и карьере.
- Целенаправленный поиск своего места в мире, а также смысла жизни.
Молодые люди сами по себе отличаются от других членов общества не только возрастом, но и другими характерными чертами:
- активностью;
- свободой от устоявшихся в обществе норм поведения и традиций;
- независимостью от стереотипов общества;
- внутренними противоречиями;
- неустойчивой психикой;
- жаждой выделиться из толпы;
- слабой терпимостью;
- собственными субкультурами.
ВИДЫ МОЛОДЁЖНЫХ ГРУПП
Молодёжные группы имеют различную направленность. Выделяют следующие виды молодёжных групп:
- эпатажные — члены группы бросают своеобразный вызов традиционному обществу;
- альтернативные — члены группы ставят под сомнение традиционные ценности, нормы и поведение общества, выдвигая свои собственные, что и является целью группы;
- социальные — члены группы пытаются решить чётко очерченные социальные проблемы;
- агрессивные — члены группы имеют примитивные представления о жизни и ценностях, стараются самоутвердиться;
- политические — члены группы хотят изменить существующие политический строй или политические ситуации, основываясь на своих идеях.
Молодёжь преображает окружающее их общество, видоизменяя условия жизни, в соответствии с которыми изменяется сама.
НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОЛОДЁЖНЫЕ ГРУППЫ
Неформальная группа — сообщество людей, объединившихся на основе своих внутренних побуждений. Неформальные молодёжные группы имеют ряд признаков:
- стихийность;
- независимость;
- самоорганизация и иерархия;
- устойчивость;
- отличная от традиционной модель поведения;
- атрибутика;
- наличие ценностей и собственного мировоззрения.
Формальная группа — сообщество людей, которые объединены не своим внутренним побуждением, а по указу вышестоящих по социальному статусу людей.
Читайте также: