Сочинение на тему младший школьник

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

младший школьник. Какой он?

Штрихи к портрету

В этой статье мы хотим предложить ряд характеристик к портрету младшего школь-

Фактические данные были получены по результатам работы с учащимися младших классов общеобразовательной средней шко- лы № 739 Москвы. Мы не ставили своей за- дачей разбирать диагностические методики, комментировать методику работы с ними. Мы специально не анализировали, не отби- рали детский материал, старались предста- вить его как можно полнее, без купюр.

К сожалению, их идеалом, примером для подражания становится не идеальный герой, романтик, а образ сильного, всемогу- щего, жесткого, умеющего постоять за себя сверхчеловека, обладающего властью и деньгами. При этом они способны понять свои слабости, недостатки, сравнить себя с другими, самих себя в настоящем и прош- лом, т.е. способны к самоанализу, рефлек- сии. Они получают большой объем инфор- мации, при этом более критичны к ней, ди- апазон их интересов достаточно широк — от космических проблем до вопросов, как стать богатым. Но особо их привлекает со- циальный аспект.

Пересмотр идеалов, ценностей, измене- ние самой атмосферы нашей жизни — объ- ективные предпосылки нового образа, ори- ентаций, интересов современных детей.

Но при этом младшие школьники не- редко бывают растерянны, переживают от- чуждение от семьи, ощущают непонимание со стороны взрослых, теряют чувство защи- щенности, нуждаются в поддержке, в ласко- вом слове, внимании, помощи. Все это про- воцирует проявление детьми грубости, аг- рессии, уход из дома, поиск сильных, неза- висимых друзей и покровителей. Хотя в силу возрастных особенностей они все так же эмоциональны, подвижны, впечатли-

тельны, импульсивны, подвержены чужому влиянию (как положительному, так и отри- цательному).

Учитель начальной школы может доста- точно эффективно помочь своим воспитан- никам, но для этого ему необходимо глуб- же узнать их, т.е. провести определенную исследовательскую работу с помощью на- блюдений, бесед, анализа детских творчес- ких работ, специально подобранных вопро- сов, диагностических методик.

Не умею подружиться с ребятами. Не очень хорошо учусь.

Нарушаю порядок в классе.

Не люблю, когда мной командуют. Хочу, чтобы меня любили.

Хочу быть умным.

У меня не все получается. Думаю, что я хороший. Хочу быть красивой.

Радуюсь, что дружу со Светой, она хорошая. Хочу научиться работать на компьютере,

это важно для будущей работы.

Хочу папу, он ушел…

Хочу собаку или кошку, одному скучно.

Хотел бы стать сильным, чтобы защищаться.

Я думаю, что я хороший друг. Не дерусь, по- могаю Косте (брату). А еще я веселый, придумы- ваю разные истории. Учусь я не очень. Хочу изоб- ретать машины (Илья, II кл.).

Семья, потому что они все родные.

Семья, она меня воспитывает, заботится. Мама, она самая добрая в мире.

Родители, они всегда помогут в беде.

Мама, она все понимает, не ругает за проделки. Моя семья, потому что люблю их.

Книги, они интересные, их написали писатели о людях, странах.

на первом месте — жизнь, здоровье;

на втором месте — друзья, дружба;

на третьем месте — нравственные качества: доброта, совесть, честность, уважение;

далее — семья, родители, родные (брат, сестра).

купить машину; образование получить; дра- гоценности иметь; хорошую работу, книги, жи- вотных и т.д.

Так как семья называется большин- ством ребят как особая ценность в их жиз- ни, предлагаем несколько наиболее типич- ных по содержанию детских сочинений.

Моя семья — это бабушка, мама, папа и я. Я их очень люблю. Я на них обижаюсь, когда они за- няты и не хотят со мной разговаривать. Бабуш- ка самая добрая. Она меня очень любит, покупа- ет сладости, успокаивает, когда я плачу. Я хочу, чтобы бабушка жила всегда (Игорь, II кл.).

Мы живем с мамой. Я стараюсь ей помогать. Я мою посуду, подметаю пол, хожу за хлебом. Я ста- раюсь хорошо учиться, чтобы не расстраивать маму. У нее часто болит голова (Лена, III кл.).

Моя бабушка самая лучшая в мире. Она очень добрая и справедливая. У нее очень красивое имя Татьяна Петровна. Она умеет делать все-все и может всему научить. Я хочу, чтобы бабушка не болела (Таня, II кл.).

Мой дедушка был на войне. Он получил три ор- дена: два — Красной Звезды и один Красного Знаме- ни. Он был два раза в плену, бежал, был партизаном в Чехословакии. Он получил письма оттуда. Но те-

перь никто ему не пишет. Наши страны не дружат. Он много рассказывает о войне, о своих друзьях. Мы все любим дедушку. Мой дедушка очень смелый. Я бы хотел быть, как дедушка (Андрей, IV кл.).

В нашей семье все время все ссорятся, особен- но мама с папой. Они громко кричат, а потом па- па уходит. Я всегда плачу и сижу в комнате одна. Я хочу, чтобы они помирились (Ира, III кл.).

Я иногда специально говорю, что болит голо- ва, чтобы мама села со мной и погладила меня по голове. Она все время работает, я скучаю без нее (Светлана, III кл.).

Эти высказывания ребят показывают,

насколько велика ответственность родите- лей в становлении личности сына или доч- ки. Ребенку нужна семья, дом, в котором ему в первую очередь психологически ком- фортно, надежно, эмоционально спокойно, он хочет любви, понимания, уважения.

— помощь ребенку, друг другу (60%);

— ум родителей, бабушки, дедушки (41%);

Веселья, хорошего настроения, радости, улыбок.

Быть вместе, праздники и выходные вместе проводить, играть, гулять.

Чтобы все были здоровы. Больше денег, богатства. Были бы еще братик, сестра.

Иметь животных (собак, кошек, попугая, рыбок).

Птицей Феникс (жить вечно).

Львом, он царь зверей, хочу быть главным.

Соколом, чтобы быть сильным и свободным. Королевичем Елисеем и найти свою любовь. В кошку, она ласковая, пушистая, домашняя. В бабочку, легкая, красивая, как балерина.

В фею, чтобы делать добро, помогать людям. В человека-паука, он все может.

В дядюшку Скруджа, чтобы иметь мешки с золотом.

В Золушку, она добрая, все умеет, поэтому принц женился на ней.

Отдельно выделим ответы ребят, кото- рые захотели:

— просто стать умным человеком;

— быть хорошим человеком.

Это ответы четвероклассников. А вто- роклассники хотели стать:

— птицей, чтобы летать и все видеть;

— терминатором, он сильный, все может;

— собакой, она верная, любит хозяев;

— рыбкой, люблю плавать;

— Геркулесом, сильный, ему никто не страшен;

— галактикой, люблю небо, звезды, они краси- вые, волшебные.

Если внимательно проанализировать детские ответы, увидим, что на первое мес- то выходит необходимость защищенности, уверенности в своих силах.

Первоклассники, которые еще не пол- ностью овладели письмом, могут говорить о своих желаниях, а учитель записывает их (на доске, на листке); второклассники, третьеклассники записывают их самостоя- тельно.

Все ответы школьников мы разделили (условно, конечно) на несколько групп:

а) Общественно-нравственные: Сделать всех людей счастливыми. Прекратил бы все войны.

Американцы ушли бы из Ирака.

Богатые делились бы с бедными богатством. Все страны дружили.

Прекратить войну в Чечне. Не было бы зла на земле.

б) Для нашей страны:

Чтобы люди дружили. Природу берегли.

Зарплаты побольше. Жить в мире.

Сделать Москву самой красивой и большой. Плохих людей переделать в хороших.

Чтобы все были здоровы (47%).

Стали богатыми, супербогатыми (30%).

Оживить бабушку. Мама бы улыбалась. Квартиру большую. Машину купить.

Сделать ремонт, купить пылесос. Гости приходили бы.

Все у нас хорошо, только денег не хватает, побольше бы.

Чтобы у нас всех было хорошее настроение. Подарки дарили чаще.

Класс был бы дружным. Новое оборудование купить. Все хорошо учились.

Учителя не злились бы на нас. Компьютеры в классах.

Зарплату учителям больше. Чтобы школа была как дом. Мальчики и девочки не ссорились. Больше зелени.

Это ответы учащихся III класса.

— добрый, доброжелательный, всегда помо- жет (подавляющее большинство);

— умный, много знает, интересно слушать (на втором месте);

— веселый, выдумщик, рассмешит, поднимет настроение (на третьей позиции).

Среди других качеств назвали: чуткий,

культурный, спокойный, отзывчивый, не ссорится по пустякам, не обзывается, не

смеется над ошибками, аккуратный, хоро- шо учится, организованный, не предаст.

Образ Родины издревле определялся как общечеловеческая ценность. В млад- шем школьном возрасте активно идет про- цесс накопления информации и впечатле- ний о Родине. Дети достаточно четко осоз- нают, что Родина — это место их рождения, жительства.

Наша страна добрая, и в ней живут самые хорошие люди.

Я ее представляю красавицей, высокой, с ко- сой, в русском костюме.

Россия красивая, большая, но в ней много бе- зобразий. Может быть, они кончатся.

Наша страна бедная, в ней много нищих и бомжей.

В России очень красивая природа.

В России живет много разных людей, они хо- тят жить мирно, не воевать.

Я дружу с Гиви, он приехал в Москву жить. Здесь мой дом, его надо беречь.

Я думаю, что в моей стране главное — ее лю-

ди. Они не будут злыми и грязными, они изменят-

ся. Все будут веселыми, вежливыми, красивыми, добрыми. Маленькие будут помогать старым, а старые им рассказывать, как было раньше. Я, ког- да вырасту, буду, как папа, строить дома. Кто будет себя плохо вести, ругаться, воровать, уби- вать, надо сажать в тюрьму, чтобы не мешали, тогда никто не будет бояться (Игорь, III кл.).

Надо защищать ее, когда вырастишь. Уважать ее, сохранять.

Прилежно учиться, учить родной язык. Спасать вымирающих животных, птиц. Все делать, чтобы она была сильной.

Ребята, определяя, чем Россия отлича- ется от других стран, отмечают:

В ней красивые церкви, соборы и их много. Природа такая тихая, ласковая.

Четыре времени года. Все время реформы идут. Кремль красивый.

Мы выиграли войну с немцами. Наш язык не похож на другие. Самое красивое метро.

Люди не могут нормально, спокойно догово- риться.

Люди с древних времен так поступали. Хотят отсоединиться от своей страны. Из-за желания завоевать мир.

Хотят много земель, золота иметь.

Больше людей завоевать, чтобы на них рабо- тали.

Школьники перечисляют качества, которые характеризуют гражданина:

добрый, справедливый, самостоятельный, честный, красивый, трудолюбивый, ответствен- ный, спокойный, активный, милосердный, акку- ратный, счастливый, веселый.

Надо отметить, что список качеств был записан на доске, а ребята делали выбор и ранжирование их по значимости.

— немного добрым, но не очень;

— любить свою Родину;

— ответственным за свою страну;

— думать о стране, а не только о себе;

— дружить с другими народами;

— хорошо отвечать на вопросы;

— уметь все (ездить на лошади, стрелять).

Как видим, вопреки расхожему мнению об аполитичности юных граждан, дети до- вольно ясно представляют, чем должен за- ниматься руководитель государства.

Построила бы жилья много; помогала бы ране- ным, кто с войны пришел старым. Я бы издала указ: всех убийц, воров сажать в тюрьму (Настя, 7 лет). Дал бы больше денег всем, чтобы люди могли покупать еду, фрукты, помогал бы больным, очистил город от мусора, охранял бы людей от бандитов, много музеев открыл бы (Вася, 7 лет). Изобрел бы роботов-милиционеров, чтобы настоящие не погибали. Я запустил бы ракету на Плутон, заставил бы ученых сделать экологичес- ки чистую машину, уничтожил ядерное оружие,

запретил бы вырубку деревьев (Митя, 10 лет).

Я бы защищал нашу Русь, построил бы самую красивую школу, много стадионов, чтобы дети занимались спортом (Игорь, 9 лет).

— изменить характер (3 чел.);

— иметь более богатую школу (компьютер, мебель, бассейн) (4 чел.);

— чтобы бабушка не болела (2 чел.);

— стать добрее (2 чел.);

— чтобы не было войны (5 чел.);

— чтобы всегда была дружба, дружить со всеми (6 чел.);

— чтобы учителя не злились (3 чел.);

— денег больше (2 чел.);

— вечное здоровье (4 чел.);

— класс стал дружным (3 чел.);

— Россия стала самой хорошей страной

Особо выделим такие оригинальные от- веты:

— ничего не менял бы (4 чел.);

— остаться самой собой;

— дорасти до 18 лет и дальше не расти;

— я счастлив, ничего больше не надо;

— выйти замуж за банкира и иметь много денег;

— стать Пушкиным, чтобы сочинять стихи.

Особенности мира детства выражаются еще и в том, что ребята не могут и не долж- ны ждать, когда вырастут, когда настанет лучшее будущее, они живут сейчас. Без зор- кости к их внутреннему состоянию, без по- нимания, что ребенок — величина непосто- янная, деятельность педагога, родителей обречена на безнадежный формализм.

Школьники с интересом участвуют в

Воспитание — это управление процес- сом развития личности школьника. Оно требует от воспитателя не только знания за- конов ее развития, возрастных особеннос- тей и возможностей детей данного возраста, но и умения определять индивидуальное своеобразие ребенка, его потенциальные возможности, умения провести, если надо, коррекцию его сознания и поведения.

Имея реальные данные о суждениях, представлениях, ценностях младших школь- ников, учитель может составить портрет не только каждого ученика, но и, обобщая ти- пичные показатели, коллективный портрет класса. Это, в свою очередь, поможет учите- лю более точно выстроить индивидуальный подход к ребятам, более грамотно расставить акценты в учебно-воспитательном процессе, отобрать то содержание, средства и методы, которые повысят его результативность.

Где и когда учитель может проводить диагностику? Ее можно включить в канву любого урока, проводить во время клас- сных часов, внеклассных мероприятий, в группе продленного дня.

Результаты целесообразно обсудить в детском коллективе (ученикам это инте- ресно и полезно), индивидуально с каж- дым, особенно в сложных ситуациях. Само проведение и обсуждение результатов должно быть тактичным, доброжелатель- ным, без публичного осуждения и навеши- вания ярлыков.

Уверены, что большинство родителей не останутся равнодушными, а некоторые сделают для себя открытия, они по-новому увидят и оценят дочку или сына.

Читайте также: