Сочинение на тему материальная культура

Обновлено: 02.07.2024

Сейчас уже является общепринятой классификация культуры на материальную и духовную.

Материальная культура – это все, созданные человеком вещи. Сюда входят техника, автомобили, одежда, книги и другие вещи. Духовная культура – это нормы, представление о красоте, религиозные, научные взгляды.

В целом духовная культура выражается в двух составляющих:

  • внутренний мир личности и его деятельность по созданию духовных ценностей;
  • продукты такой деятельности, то есть произведения искусства, научные теории, обычаи, законы.

Также она воплощается в религии, образовании, языке и составляется правилами, законами, ценностями, знаниями, обычаями, нормами морали.

Таким образом, духовная культура, как и материальная, появляется в результате деятельности людей, но создается не руками, а разумом. Объекты данной культуры нельзя увидеть и подержать в руках в чистом виде, так как они существуют лишь в сознании. Но они непременно воплощаются в материальных предметах: знания – в книгах, научные теории – в экспериментальных моделях и так далее.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Мораль
  • 2. Массовая культура
  • 3. Мораль и нравственность
  • 4. Духовная сфера общества


Сочинение на тему духовная культура человека

Духовные ценности

Многообразие духовных ценностей легче представить, если разделить их на группы.

Рассмотрим классификацию духовных ценностей:

  • Мировоззренческие (связанные с понятиями жизни и смерти – время, судьба, прошлое, соотношением человека и природы). Данная группа отражает понимание человеком своего места в мире;
  • Нравственные (Связанные с категориями добра и зла – долг, ответственность, верность, честь, любовь, дружба). Иными словами, они отражают способность человека соотносить свои желания и потребности других людей;
  • Эстетические (Красота, высокие ценности);
  • Религиозные (Любовь, вера, смирение).

Типы культуры:

Чаще всего автор продуктов данной культуры неизвестен. Это могут быть литературные произведения устного творчества, которые передаются из поколения в поколение, например, сказки, мифы, песни.

Народная культура отражает особенности жизни общества, действующие в нем нормы, характерные ценности.

Произведения создаются отдельной группой населения, как правило, самой образованной для привилегированных слоев. Это такие виды искусства, доступ к которым имеет меньшинство. Это может быть, к примеру, классическая музыка и литература.

Появилась в 20 веке как отражение потребности больших групп населения в досуге. Продукты массовой культуры характеризуются простотой форм, понятностью для большинства людей независимо от возраста, образования и профессии.

Формирование духовной культуры личности в современном обществе происходит под влиянием разных факторов. Особую роль в этом процессе играют средства массовой информации, интернет, телевидение, газеты, которые оказывают сильное влияние на мировоззрение людей, навязывают ценности.

Что такое духовная культура?

На протяжении всей истории человечества принципы духов­ной культуры всегда были одинаковы у всех цивилизаций. С уверенностью можно сказать, что низкая цивилизация, перво­бытный образ жизни никак не могли помешать развитию очень тонкой душевной организации. Человек неотделим от духов­ного, он всегда стоит на каких-то определенных нравственных позициях.

Найдется ли хоть один человек, который бы не слышал о йогах и об их поистине фантастических способностях управлять своим физическим телом, абсолютно не доступных простому смертному. По крайней мере, о хождении по огню, возлежании на гвоздях и прочих чудесах слышали все. А гипноз? Когда видишь его результа­ты, то понимаешь, какую силу может иметь дух человека и какими колоссальными потенциальными возможностями мы обладаем. Недаром же говорят, что даже самый гениальный человек исполь­зует только шесть процентов своих возможностей. Вот она — неви­димая сторона нашего бытия.

И, пожалуй, в корне не правы материалисты, утверждающие наличие только одного аспекта — видимого. Наука — вещь пре­красная сама по себе, но она не способна сделать человечество сча­стливым, потому что наука — только одна из сторон нашей реаль­ности.

Одна моя знакомая, выросшая в эпоху другой, тоталитарной, системы, рассказывала, что в юности читала хорошие серьезные книги и считала себя духовно развитым человеком. Но спустя мно­гие годы, когда железный занавес был приоткрыт и преследование инакомыслящих кануло в Лету, когда стали доступны религиозные откровения, она поняла, что самая большая неправда в ее жизни — это то, что раньше она не знала, что есть Бог.

Очевидно, что формированием духовной культуры каждый че­ловек занимается сам, наедине с собственными взглядами на мир. Ибо без согласия с самим собой невозможно вообще спокойно жить.

Сочинения про культуру

Данное понятие означает уровень просвещённости, знаний, воспитанности, развитости интеллекта. Культура представляет собой совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни.

Что такое Культура – сочинение

Культура. Как часто мы слышим это слово, какой смысл оно несет и что подразумевает? Культура речи, культурный человек, культура питания и т.д.

Есть очень много определений данного понятия, например:

Культура – человеческая деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений.”

На мой взгляд, культура, это поведение человека, общества в целом, в результате которого человечество проявляет в себе свои лучшие качества, настраивает себя на позитивное и творческое мышление.

Культура – это некий свод правил, в результате которого общество может стать на много гармоничнее. Это достаточно широкое понятие, которое включает себя следующие понятия: красота, вежливость, доброжелательность, терпимость.

Культура делиться на материальную и духовную, и каждой стране, каждому человеку так важно иметь две этих составляющих. Нельзя только собирать материальные ценности, без духовности в скором времени они превратятся в пустые, никому ненужные вещи.

Материальная культура включает все, что связано с предметами и явлениями материального мира, их производством и освоением. Духовная культура – это совокупность духовных ценностей и деятельности человека по их производству, освоению и применению.

Каждый человек должен принимать непосредственное участие в поддержании культура и дальнейшем ее развитии.

Мне нравится 14

Сочинение на тему Культура

КУЛЬТУРА (от лат. cul­tura – возделывание, обработка земли) – это совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов; способ социальной жизни, который объединяет все виды человеческой деятельности.

Культуру принято разделять на материальную и духовную.

Под материальной культурой понимают способы хозяйственной, экономической жизни того или иного общества, выражающихся в определенных орудиях труда и результатах этого труда.

Под духовной культурой обычно понимают разнообразные символические представления выражающиеся в текстах, обычаях, нормах поведения.

Символические представления способны в значительной степени влиять на биологическую природу человека, в какой-то степени даже изменять ее. Поэтому духовная культура проявляется и в поведении человека и даже в области его чувств.

Под культурой поведения понимают совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные нормы этого поведения. То есть поведение человека, воспитанного в той или иной культуре регулируется не животными инстинктами, а этическими нормами.

Регулировать человеческое поведение весьма сложно, поскольку биологические законы никакая этическая система отменить не в состоянии. Поэтому этические нормы как бы надстраиваются над биологическими законами, вводят их в определенные рамки. Поведение человека подчинено в большей мере нормам культуры поведения, нежели биологическим законам.

Действие культуры распространяется даже на сферу эмоций, т.е. на то, что возникает в человеке непосредственно, минуя всякое культурное сито.

Однако и в этой области действуют моральные нормы, поэтому говорят о так называемой культуре чувств, под которой понимают доброжелательное отношение к другим людям, заинтересованное и искреннее сопереживание их горестей и радостей.

В том же понимании, о котором мы с вами говорим, культура прежде всего относится к духовной сфере жизни людей, морально-этическому и эстетическому ее выражению.

В наши дни быть культурным человеком и быть человеком современным — понятия равнозначные. Культура формирует общественный облик человека, помогает личности в становлении, готовит к высокому призванию.

Культура общения строится на прочном нравственном фундаменте, когда моральные принципы становятся достоянием совести. А это значит: не позволять себе бесцеремонного отношения к другим, неуважения к нормам поведения, пренебрежения к обязанностям.

Культура не статична — она всегда находится в процессе изменения. Интересно, что изменения в поведении людей обязательно означают изменения в культуре. Различия, допустим, между старшими и младшими поколениями — сигналы такого изменения.

Понять, как влияет культура на наше поведение, нелегко. Невидимый культурный фильтр всегда корректирует наше восприятие и оценку вещей, явлений, других людей, а также суждения о них — независимо от того, осознаём мы это или нет.

Что я понимаю под словом Культура

Культура – это достаточно обширное и многогранное выражение.

Оно может описывать обычаи людей, их свершения, знания, навыки и умения. Может описывать традиции, собранные и сохраненные населением любого государства. Традиции могут быть нравственные, физические, моральные.

На занятиях по истории нам объясняли, что такое культура. На первых порах похоже, что в данной обширной формулировке описано всё.

Культура — основа любого общества. Она объединяет людей. Культура-это в основном, возвышенное искусство. Культурные памятники имеются в каждом городе. Это картины, живопись, гобелены, памятники, мемориалы.

Образование — это тоже часть культуры, ведь разве может быть культурным человек, не имеющий надлежащего образования? Все это охраняется людьми, как одна из ценностей народа. Но какого же человека называют культурным? Какие качества должны быть ему присущи?

Самая главная культура — это культура речи, поведения. Поэтому культурным называют человека, который следует правилам этикета, вежливо и грамотно общается с людьми, составляющими его окружение.

Поведение — важный фактор, по которому о любом человеке можно сделать соответствующие выводы.

Культурный человек, находясь в обществе, особенно, малознакомом, ведет себя прилично и спокойно, избегает конфликтных ситуаций. Такой человек должен быть отзывчивыми доброжелательным, деликатным и тактичным, ведь одной составляющей недостаточно, чтобы показать свою культуру.

Конечно, не каждого человека можно назвать культурным. Но ничто не мешает каждому человеку стать таковым. Ведь кроме уважения со стороны окружающих, появляется уважение к самому себе.

Но культурный человек также должен уметь и постоять за себя. Люди должны способствовать сохранению и распространению культуры, а называться культурным человеком — это должно быть желанно и престижно.

Культурным человеком называют человека воспитанного, образованного и порядочного, который может помочь в нестабильной ситуации и всегда контролирующий свою речь. Чем больше в обществе культурных людей, тем больше оно процветает и выделяется среди других.

Поэтому культура – это неотъемлемая частичка жизни. Я уверена, что благодаря присутствию этим проявлениям культуры в моей повседневности, я до сих пор остаюсь более-менее адаптированным и интересным человеком. Поэтому желаю каждому не забывать о существовании этого понятия и как можно активнее внедрять его в свою жизнь.

Эссе Человек и культура

Я порой задумываюсь над тем, какое значение в моей жизни имеет культура и что это такое. Культура – понятие сборное, которое объединяет в себе умение говорить и вести себя в обществе, оценивать прекрасное и многие другие аспекты.

Большое значение имеют этика и этикет – науки, которые изучают отдельные сферы культуры. Может показаться, что современное общество стало более раскрепощенным, а потому быть культурным необязательно. На самом деле не так, а принципы этики и этикета остаются актуальными и поныне, причем не только в высших слоях общества.

В моей жизни был случай, когда я грубо нарушила правила культуры. Девочка с параллельного класса пригласила меня в гости. Думая, что это будут простые дружеские посиделки за чашкой чая и просмотром кинокомедии, я одела джинсы и свитер. Когда я зашла в квартиру, то осознала, что допустила ошибку.

Я искренне считаю, что правила культуры необходимо придерживаться. Тот, кто ведет себя культурно, является желанным гостем в любо компании. Часто культура помогает там, где не помогут не пытливый ум, ни хорошо развитая интуиция.

Но, к сожалению, уроки этики дают нам недостаточно знаний, ведь как дать большой группе людей универсальный рецепт поведения на любой случай.

Собственные проблемы с недостатком культуры я стараюсь решать самостоятельно: читаю книги, изучаю общепринятые правила поведения.

Я поняла, что культурное поведение в одной стране может оказаться оскорбительным в другой (особенно это касается жестов). А еще я всегда советуюсь со своей мамой, которая всегда может объяснить, в чем я не права и дать дельный совет.

Сочинение-рассуждение про Культуру

Но можно с уверенностью сказать, что без культуры нельзя представить жизнь человека и человечества, независимо от того, в каком значении приводится данное определение. Нельзя представить её без произведений искусства, без знаний и образования, без норм этики и общественного поведения.

Знания бывают совершенно никчемные и жизненно необходимые всем. Тех, кто вносит в культуру большие вклады, общество окружает почётом и уважением. Практически каждому с детства разъясняются различия между высокой и низкой культурой, а также необходимость стремиться к культуре высокой, избегая культуры низкой.

В 17 веке историк Пуфендорф употребил данное слово, говоря о человеке, воспитанном в обществе, противопоставляя такого человека необразованному дикарю. В научный оборот это слово попало в конце 18 века. С момента своего появления понятие культуры анализировали и осмысливали сотни лучших умов.

Изучением культуры занимаются целые институты. Так что с уверенностью можно сказать, что культура в нашей жизни занимает весьма видное место, а в ходе процесса воспитания в семье и образовательных учреждениях людям следует прививать понимание культуры, и стремление к её высотам.

С. Пушкина на старом Арбате. С одной стороны, это материальная культура: дом — архитектурное сооружение, которое было построено для жилья. Следовательно, он удовлетворял первичные потребности человека — потребность в жилище. С другой стороны, это духовная культура: сейчас – это дом-музей-квартира Пушкина, в который приходят люди, чтобы удовлетворить свои духовные потребности (вторичные): узнать, как жили в 19 веке, где великий поэт писал известные произведения и другое. Таким образом, материальная и духовная культура в данном примере неразрывна.

1. Культура возникла из игры.

- Ещё до появления человека, игра у животных была способом защиты и приспособления к условиям окружающей среды, игра помогала им выживать. Уже после этого игра перешла и к человеку и повлияла на создание культуры: появились игровые виды спорта: теннис, баскетбол и другие.

- В игре, как известно, важен не результат, а сам процесс. Так, ещё в древние времена люди разыгрывали бытовые сценки, после чего появился античный театр, как вид культуры.

2. Возникновение культуры с религиозной практикой человека.

- религиозный миф и о Прометее прославил не только стремление человека к свободе знанию, мужестве и силе благодаря Богу-просветителю. Миф также обучал людей умениям, навыкам к созданию культурных ценностей. И в дальнейшем люди, занимаясь трудом, действительно начали использовать полученные знания для создания культуры

- В древности с помощью язычества люди могли находить объяснение многим природным явлениям. Так, Даждьбог — бог солнца, освещающий небо и землю; Стрибог — бог ветра. Язычество повлекло за собой возникновение и сохранение традиций и обрядов; церкви также строились на месте языческих святынь. Таким образом, культура начала возникать с религиозной практикой человека.

Я считаю, что данные теории не взаимоисключают, а дополняют друг друга. Ведь религиозный культ так же имеет игровой характер: мифы, религиозные обряды имеют характеристики игры: важен процесс, группа участников перемещается в другой, ограниченный мир, есть определенные правила.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Обобщенное представление о совокупности искусственных порядков и объектов, отраженных в сознании общества. Понятие духовной культуры, проявляемой в познавательной и интеллектуальной деятельности человека. Предметы и элементы материальной культуры.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 24.09.2014
Размер файла 17,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Духовная и материальная культуры

1. Духовная культура

2. Материальная культура

Список использованных источников

В широком значении культура является деятельностью человека и общества по созданию и сохранению материальных и духовных ценностей, также культура является результатом этой деятельности. В широко смысле культура - это все, что было создано не природой, а человеком и обществом. В узком значении культура может принимать совершенно различные формы. Культура может являться деятельностью, связанной с искусством (его производством, распространением, сохранением), также культура может быть степенью развития чего-либо, уровнем воспитания, культура определенной эпохи/народа.

1. Духовная культура

Понятие духовная культура более сложное, многогранное. Это познавательная (в широком смысле слова) и интеллектуальная деятельность, этические нормы и эстетические представления, религиозные убеждения. К духовной культуре относится также ряд аспектов педагогической деятельности, правовых представлений. В целом же провести четкую границу между материальной и духовной культурой нельзя. Например, одни и те же предметы могут играть роль утилитарных и эстетически ценных, являясь, по сути произведениями искусства (например ковры, посуда, архитектурные сооружения). Очевидно, в одних случаях такие предметы будут удовлетворять преимущественно утилитарные, в других - духовные (эстетические) потребности. Интеллектуальная деятельность также может направляться как на решение сугубо практических задач, так и на философское осмысление мира.

В человеческой деятельности существуют определенные ориентиры. Их называют ценностями. Ценность - это то, что значимо для человека, что ему дорого и важно, на что он ориентируется в своей деятельности. Общество выстраивает определенную систему культурных ценностей, которая вырастает из идеалов и потребностей его членов.

В ее состав могут входить: главные жизненные ценности (представления о цели и смысле жизни, счастье), ценности межличностного общения (честность, доброжелательность), демократические ценности (права человека, свобода слова, совести, партий), прагматические ценности (личный успех, предприимчивость, стремление к материальному богатству), мировоззренческие, моральные, эстетические и пр. ценности. Среди наиболее важных ценностей для человека, во многом определяющей, является проблема смысла его жизни. Взгляд человека на проблему смысла жизни формируется через осознание им конечности своего бытия. Человек - это единственное живое существо, которое понимает неизбежность своей смерти. Относительно проблемы смысла человеческой жизни сложилось две несхожие друг с другом точки зрения. Первая - атеистическая. Она имеет давнюю традицию и восходит, в частности, к эпикурейству.

Суть ее состоит в том, что если человек существо смертное, то смысл жизни - в самой жизни. Эпикур отрицал для человека значимость феномена смерти, утверждая, что ее просто не существует, поскольку пока человек жив - ее нет, а когда он умирает - то он не в состоянии более осознать сам факт своей смерти. Назначая в качестве смысла жизни саму жизнь, эпикурейцы учили, что идеал человеческого существования - это атараксия, или уклонение от страданий, спокойная и размеренная жизнь, состоящая из духовных и физических удовольствий, данных в меру. Окончание этого процесса и означает прекращение бытия человека.

Материалистическая философия, которая продолжает античную традицию эпикуреизма, во всех своих проявлениях исходит из отрицания загробной жизни и ориентирует человека на максимально полную реализацию себя в существующей реальности.

Однако это не исчерпывает всего содержания данного понятия. Другая точка зрения на проблему смысла жизни - религиозная. Религия решает эту проблему достаточно просто, утверждая факт загробного существования человека. В своих различных модификациях религия учит тому, что земное, человеческое бытие есть лишь приготовление к смерти и обретению вечной жизни. Это необходимый этап для очищения и спасения души. Высшей формой человеческой деятельности является творчество.

Творчество - это человеческая деятельность, которая создает качественно новые, никогда ранее не существовавшие, материальные и духовные ценности. Практически все виды человеческой деятельности включают в себя элементы творчества.

Однако наиболее ярко они проявляются в науке, искусстве и технике. Имеется и специальная наука - эвристика, с помощью которой можно не только изучать творческую деятельность, но и создавать различные модели творческого процесса.

2. Материальная культура

Под материальной культурой обычно понимаются искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни.

Предметы материальной культуры создаются для удовлетворения разнообразных потребностей человека и поэтому рассматриваются в качестве ценностей. Говоря о материальной культуре того или иного народа, традиционно имеют в виду такие конкретные предметы, как одежда, оружие, утварь, продукты питания, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения. Современная наука, исследуя такие артефакты, способна реконструировать стиль жизни даже давно исчезнувших народов, о которых не остаюсь упоминаний в письменных источниках.

При более широком понимании материальной культуры в ней усматривают три основных элемента.

Технологии - средства и технические алгоритмы создания и использования объектов предметного мира. Технологии материальны, поскольку воплощены в конкретных практических способах деятельности.

Техническая культура - это конкретные навыки, умения, способности человека. Культура сохраняет эти навыки и умения наряду со знаниями, транслируя из поколения в поколение как теоретический, так и практический опыт. Однако в отличие от знаний навыки и умения формируются в практической деятельности, обычно наличном примере.

На каждом этапе развития культуры наряду с усложнением технологий усложняются и навыки.

Материальная культура - это вся область материально-производственной деятельности человека и ее результаты - окружающая человека искусственная среда.

Вещи - результат материально-созидательной деятельности человека - являются важнейшей формой ее существования. Как и человеческое тело, вещь одновременно принадлежит двум мирам - природному и культурному. Как правило, вещи производятся из природных материалов, а частью культуры становятся после обработки человеком. Именно так когда-то действовали наши далекие предки, превращая камень в рубило, палку в копье, шкуру убитого зверя в одежду. При этом вещь приобретает очень важное качество - способность удовлетворять определенные человеческие потребности, быть полезной человеку. Можно сказать, что полезная вещь - начальная форма бытия вещи в культуре.

Но вещи с самого начала были еще и носителями социально значимой информации, знаками и символами, которые связывали человеческий мир с миром духов, текстами, хранящими информацию, необходимую для выживания коллектива. Это было особенно характерно для первобытной культуры с ее синкретизмом - целостностью, нерасчлененностью всех элементов. Поэтому наряду с практической полезностью существовала символическая полезность, позволявшая использовать вещи в магических обрядах и ритуалах, а также придавать им дополнительные эстетические свойства. В древности появилась еще одна форма вещи - игрушка, предназначенная для детей, с помощью которой те овладевали необходимым опытом культуры, готовились к взрослой жизни. Чаще всего это были миниатюрные модели реальных вещей, иногда имевшие дополнительно эстетическую ценность.

Постепенно, в течение тысячелетий утилитарные и ценностные свойства вещей стали обособляться, что привело к образованию двух классов вещей - прозаических, чисто материальных, и вещей-знаков, используемых в ритуальных целях, например флаги и гербы государств, ордена и т. д.

Между данными классами никогда не было непреодолимой преграды. Так, в церкви для обряда крещения используют специальную купель, но при необходимости ее можно заменить любым подходящим по размеру тазом. Таким образом, любая вещь сохраняет свою знаковую функцию, будучи культурным текстом. Стечением времени все большее значение стала приобретать эстетическая ценность вещей, поэтому красота долго считалась одной из важнейших их характеристик. Но в индустриальном обществе красота и польза стали разделяться. Поэтому появляется множество полезных, но некрасивых вещей и в то же время красивых дорогих безделушек, подчеркивающих богатство их владельца.

Можно сказать, что материальная вещь становится носителем духовного смысла, так как в ней закрепляется образ человека конкретной эпохи, культуры, социального положения и т. п.

Так, рыцарский меч может служить образом и символом средневекового феодала, а в современной сложной бытовой технике легко увидеть человека начала XXI в. Портретами эпохи являются и игрушки. Например, современные технически сложные игрушки, среди которых много моделей оружия, довольно точно отражают лицо нашего времени.

Между материальной и духовной культурами существует не только связь, но и различия. общество духовный культура

Материальная культура имеет тенденцию физического и морального старения, поскольку совершенствование и развитие техники и производства в целом постоянно вытесняет то, что было создано обществом, находящимся на прежнем уровне знаний о мире и технической вооруженности.

Духовная культура обладает особой формой долговечности: ее истинные ценности не подвержены моральному старению и могут различно восприниматься современниками, сохраняя свою ценность именно в качестве явлений культуры.

Список использованных источников

1. Булгакова С.В. Культурология / Булгакова С.В. - М.: Эксмо, 2009.

2. Ю.Н. Солонина. Культурология: Учебник / Под ред., М.С. Кагана - Мн.: Высшее образование, 2005.

3. Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник - М.: Оникс, 2007.

Подобные документы

Сущность, строение, взаимосвязь материальной и духовной культуры. Роль художественной эстетики и ее исключительное положение в системе видов культуры. Основные приоритеты духовной культуры, гармонические взаимоотношения между материальным и духовным.

реферат [34,4 K], добавлен 23.03.2011

Культурологическая концепция происхождения человека. Становление культуры и ранние формы ее развития. Материальная и духовная культура первобытного общества. Этапы развития материальной и духовной культуры Египта. Место человека в религии и искусстве.

шпаргалка [61,2 K], добавлен 04.04.2011

Изучение взаимосвязи духовной и материальной культур. Сущность духовной культуры - деятельности, направленной на духовное развитие человека и общества, на создание идей, знаний, духовных ценностей. Мифология, религия, искусство, как ее составляющие части.

реферат [36,4 K], добавлен 14.06.2010

Понятие культуры, происхождение термина и проблема его толкования различными философами. Характеристика основных признаков и свойств культуры. Взаимосвязь материальной и духовной культуры. Художественная культура как особая область духовной культуры.

реферат [1,2 M], добавлен 11.07.2011

Духовная жизнь общества. Различные сферы духовной культуры и их влияние на развитие человека. Влияние науки на духовное развитие человека. Искусство и религия – как часть духовной культуры. Культура как сумма всех видов деятельности, обычаев, верований.

реферат [30,5 K], добавлен 21.12.2008

Понятие и классификация видов культуры. Особенности материальной культуры как предмета изучения науки культурологии. Элементы духовной культуры: мораль, религия, наука и право. Влияние технических средств коммуникации на процесс и культуру общения людей.

контрольная работа [45,7 K], добавлен 22.11.2011

Египет

Культура – это всё, что создано человеком. В этом смысле она противопоставляется природе. Если к природе относится всё естественное, то культура объединяет в себе всё искусственное: исторические памятники и современные научные достижения, народное творчество и авторские произведения, духовные ценности и материальные предметы, которые мы используем в повседневной жизни.

Несложно заметить, что все существующие культурные ценности могут иметь физическое воплощение или быть чисто духовными. В связи с этим культуру принято разделять на две большие части: материальную и нематериальную. Сегодня мы поговорим о материальной культуре, разберёмся, что она собой представляет, рассмотрим несколько примеров и выясним, где именно проходит грань между материальными и нематериальными ценностями.

Что такое материальная культура?

Материальная культура – это совокупность всех материальных ценностей, созданных человечеством или отдельным народом. Это очень широкое понятие, включающее в себя все предметы, созданные людьми (здания, памятники, одежда, посуда, украшения, оружие, техника) или возникшие в результате их деятельности (сельскохозяйственная продукция, сады).

Суть материальной культуры сводится к тому, что человек берёт природные материалы и делает из них предметы, необходимые для удовлетворения его потребностей.

К материальной культуре могут относиться как обладающие, так и не обладающие духовной ценностью предметы. Тем не менее, для создающего их человека в них всегда заключён какой-то смысл, они помогают ему адаптироваться к природным или социальным условиям. Поэтому для учёных, изучающих древние культуры, любой найденный предмет имеет большую научную ценность.

Материальная культура отражает образ жизни людей, их интересы, ценности, нравы, желания и стремления. А значит, любой предмет, будь то наконечник стрелы, глиняный кувшин или детская игрушка, является ценным артефактом, позволяющим современным исследователям реконструировать образ жизни представителей древней цивилизации.

Примеры материальной культуры

В качестве примеров рассмотрим несколько основных проявлений материальной культуры из повседневной жизни:

  • Сельское хозяйство. Это обширная сфера деятельности, включающая большое количество материальных ценностей, некоторые из которых создавались на протяжении тысячелетий. Сюда входят выведенные породы животных и сорта растений, возделанные почвы, техника, инструменты, растения на полях и деревья во фруктовых садах.
  • Строительство. Людям необходимы здания для жизни, развлечений, работы, производства и хранения продукции. Поэтому основная часть материальной культуры человечества на всех этапах его развития была представлена именно сооружениями.
  • Инструменты. Способность создавать и использовать инструменты – основное отличие человека от других животных. Для учёных, исследующих древние культуры, инструменты являются ценнейшим источником информации.
  • Транспорт и инфраструктура. Как только люди научились создавать транспортные средства, им понадобились дороги, мосты и другие сооружения. По мере развития технологий появлялись новые виды транспорта, и вместе с этим усложнялась инфраструктура, пополняясь такими сооружениями как эстакады, железнодорожные пути и станции, порты, аэропорты и прочее.
  • Связь. Значительную часть современной материальной культуры составляют инфраструктуры для почтовой, телефонной и прочих форм связи, позволяющих людям обмениваться информацией на больших расстояниях. Раньше связь была тесно связана с транспортной инфраструктурой, но по мере развития современных технологий зависит от неё всё меньше.
  • Трубопроводы. В современном мире существует обширная инфраструктура для транспортировки воды, газа, нефтепродуктов и прочих субстанций. Она также тесно связана с транспортной инфраструктурой.
  • Технологии. Уровень развития человечества определяется уровнем актуальных технологий, доступных обычным людям. В современной материальной культуре это компьютеры, смартфоны и прочие электронные устройства, которые делают нашу жизнь проще и расширяют наши возможности.

Вещи, создаваемые людьми для удовлетворения своих потребностей, являются основной формой существования материальной культуры. Стоит отметить, что со временем они могут приобретать историческую ценность, причём не только для историков, но и для простых людей, которым нравится обладать чем-то необычным.

Значение материальной культуры

Культура развивалась вместе с человечеством и всегда сохраняла тесную взаимосвязь с техническим прогрессом и наукой. Именно материальные потребности человека всегда были основной движущей силой прогресса. В современном мире социализация во многом зависит от материальной культуры, ведь взросление человека и формирование его личности тесно связаны с его жизнью, окружающими его предметами и доступными ему средствами коммуникации.

Современный человек – это продукт материальной культуры. Конечно, на нас оказывают влияние различные нематериальные ценности, в частности, литературные произведения, изучаемые в школе. И всё же основное влияние на формирование нашей личности оказывает именно материальная среда в которой прошло наше детство: наш дом, детская одежда и игрушки, школа и различный инвентарь. Мы учимся ценить и использовать окружающие нас предметы, и именно это позволяет нам приобщиться к современной культуре и стать частью общества.

Взаимосвязь с духовной культурой

Материальная и духовная культура – две части одного целого. Они тесно сплетены между собой, и грань между ними не всегда различима. Духовная культура – это совокупность всех духовных ценностей, созданных человечеством. Главное отличие духовной культуры от материальной состоит в том, что её ценности не разрушаются со временем – их можно передавать и хранить вечно.

Духовные ценности могут приобретать материальное воплощение, и именно это делает границу между духовной и материальной культурой размытой. К примеру, картина, написанная великим художником, является в первую очередь духовной ценностью. Однако на аукционах продаётся материальный предмет, собственноручно созданный этим художником. Тогда как само изображение, благодаря интернету, обычно доступно всем желающим.

Практически любая духовная ценность может быть воплощена в материальной форме. И нередко это является важным условием, делающим возможным сохранение, распространение и потребление этой ценности. К примеру, литературные произведения раньше могли полноценно храниться только в материальной форме (при устной передаче они обычно сильно искажались). Сегодня книга вполне может храниться в электронном виде, и всё же для её хранения необходим материальный накопитель.

Отдельно можно рассматривать такой элемент духовной культуры как нравственные ценности. Это особая группа, в которую входят такие ценности как любовь, дружба, честь, достоинство, добро, верность, патриотизм и прочее. Эти ценности не имеют материального воплощения, но для нас они крайне важны.

Таким образом, большинство ценностей духовной культуры может иметь материальное воплощение, а иногда даже нуждается в нём. Это относится не только к стихам, прозе, картинам или музыке. Научные идеи воплощаются в виде инструментов, машин, самолётов, компьютеров, космических аппаратов и других предметов, необходимых человечеству. Поэтому материальная и духовная культура тесно связаны между собой и не могут существовать по отдельности.

Как появилась материальная культура?

Современные исследователи полагают, что материальная культура возникла приблизительно 2,5 миллиона лет назад. Именно тогда возник такой биологический вид как человек умелый (homo habilis). Это первое известное современной науке существо, которое могло не только использовать, но и самостоятельно изготавливать инструменты. К слову, именно это считается переломным моментом в нашей эволюции.

Представители вида homo habilis научились обрабатывать камень, изготавливая из него различные орудия труда и оружие. Даже примитивные каменные инструменты давали им серьёзные преимущества, позволяя обустраивать в пещерах более комфортные жилища, легче добывать пропитание и лучше готовить пищу. И всё же они сильно зависели от окружающей среды и климата.

На протяжении миллионов лет климат постоянно менялся, а вместе с ним менялись ландшафт, флора и фауна. Чтобы выжить, людям приходилось подстраиваться под условия, совершенствовать способы добычи, учиться утеплять и защищать свои жилища. Именно борьба за существование была тогда основным стимулом развития человека и человеческой культуры.

Примерно 10 тысяч лет назад произошла неолитическая революция, в процессе которой люди перешли от кочевого образа жизни к оседлому и возникло аграрное общество. Благодаря оседлости материальная культура стала развиваться значительно быстрее, позволив нам всего за 10 тысячелетий стать теми, кем мы являемся сегодня.

Читайте также: