Сочинение на тему матери войны

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Автор работы: студент 2 курса, группы Ам-21 Родион Викулов.

Направление: 70-летие Победы в Великой Отечественной войне.

Сочинение , посвящённое книге о Великой Отечественной войне.

Жанр : эссе.

Тема : горькая и возвышенная судьба простой деревенской женщины, которая, несмотря на страшные потери, смогла выстоять и возродить разрушенный мир.

Основная мысль : в том, что Россия победила в войне, есть и заслуга слабого пола, женщин-матерей, женщин-тружениц, женщин-жён. Их подвиг бесценен.

«…и засияет над Землёй образ Матери Человеческой,

В.А. Закруткин «Матерь человеческая"

История Марии поразила меня, удивила, заставила задуматься обо многом: об ужасах войны, о материнском подвиге, о том, что мы порой недооцениваем каждодневный труд наших мам…Повесть написана давно, 46 лет назад, читается на одном дыхании, не оставляет равнодушным ни одна глава. Где-то читал, что если человек, закончив чтение, начинает рассуждать о прочитанном, стремится сформулировать своё собственное мнение о книге, значит, труд писателя не пропал зря, произведение достигло цели. Думается, что живущим в 21 веке людям просто жизненно необходимо читать такие книги. Иначе задохнёмся в мутном потоке событий, рискуя утратить последние остатки стремительно исчезающей нравственности.

Я почему-то представил этот эпизод на улице своей деревни и почувствовал, как переживали люди 70 лет назад, когда полыхала война на нашей земле.

Мария видела, как односельчан угнали в плен. На дороге осталась лежать смертельно раненная девочка, попытавшаяся выбежать из колонны пленных. Она умерла у Марии на руках. В этот момент Мария впервые ощутила в своей душе не только страх и ужас, а просыпающееся в ней мужество. Это, я считаю, было началом укрепления духа Марии, началом подвига выживания и возрождения жизни вокруг себя, вопреки желанию гитлеровцев уничтожить всё живое. Впечатляют страницы повести, где автор показывает нам пожарище, обугленную землю, горячий ещё пепел…Печные трубы – всё, что осталось от домов! Невольно вспоминаются деревни, не так давно пострадавшие от пожаров в Хакасии. В годы войны таких деревень оказалось много.

После похорон пятнадцатилетней Сани, (так звали убитую немцами девочку), Мария осматривает пепелище, обнаруживает в уцелевшем погребе на месте своего сгоревшего подворья – раненого немца! Это он и такие, как он, убили её сыночка и мужа! Убить немца! Пригодились найденные вилы, немец слаб, едва живой, Мария справилась бы, но…не поднялась рука. Что-то материнское, женское остановило Марию. Ну не убийца она! Немец оказался почти мальчишкой…Правильно или нет она поступила? Но она ещё и молока ему принесла. Когда желание Марии умереть сменилось стремлением выжить, коровы, появившиеся на месте сгоревшей деревни, пришлись как нельзя кстати, ведь надо было что-то есть, а тут молоко.

Страх и смерть посеяли фашисты на русской земле. А маленькая, хрупкая женщина нашла в себе силы жить и возрождать сожжённую землю.

«Кто сказал, что Земля умерла?

поётся в песне Владимира Высоцкого. И далее:

«Материнства не взять у Земли,

Закруткин ведёт нас по сюжету повести, показывая, как стремление Марии выжить возвышается до подвига. Выжить для неё не просто – не умереть самой. Это желание помочь всем, кто рядом. А это оказались дети, семеро детей! Дашенька, Таня, Наташа, Лара, Андрюша, Галя, Оля были обнаружены Марией в лесу за деревней, куда она пришла, чтобы взять сено для коров. Дети давно скитались, чудом оставшись в живых, когда поезд, вёзший их в эвакуацию, попал под бомбёжку. Теперь они обрели мать. Мария стала заботиться о них.

В финале повести мы видим Марию с ребёнком на руках. Вокруг неё дети. А над ними летают белокрылые голуби. На сожжённый хутор пришли бойцы Красной Армии и встретились с Марией и спасёнными ею детьми. Это случилось, когда зацвела яблоня. Цветущая яблоня как символ стойкости, ведь Мария думала, что обгоревшее дерево умерло, но однажды утром увидела: яблоня жива!

Светлана Александровна Торгашина

Сочинение было отмечено как лучшее на районном конкурсе творческих работ, посвящённом 70-летию победы в Великой Отечественной войне.

ВложениеРазмер
zastyli_materi_v_obeliskah_ivanova_olya.docx 36.43 КБ

Предварительный просмотр:

Застыли матери в обелисках.

Преподаватель Торгашина С.А.

…Скорбящая мать и пронзенное сердце

Здесь всё говорит, что такое война,

Взрывается, криком кричит тишина,

И кажется, плачет гранитная глыба…

Война… Когда я слышу это слово, мне становится страшно, и в памяти всплывают печальные сюжеты из рассказов учителей, родителей, моих бабушек и дедушек, кадры из фильмов о войне. Война - беспощадное и тяжелое время, которое уносит жизни ни в чем не повинных людей. Люди отдавали свои жизни за Родину, за свободу, за будущее. Домой не вернулось с поля боя миллионы людей. Они навечно остались лежать на полях сражений, но память о них будет бессмертна. Она увековечена в различных памятниках и обелисках.

Замедли шаг у обелиска,

У вечного огня замри.

И поклонись им низко, низко,

До самой матушки земли.

А сколько несчастных матерей, которые так и не дождались своих сыновей с войны! Они с волнением ждали заветных треугольничков от своих сыновей. И конечно же, не могли усидеть дома, пока их сыновья, мужья, братья воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Оставшись в тылу врага, матери совершали подвиги не столь заметные, но также необходимые для достижения победы. Они на своих хрупких плечах среди разрывов снарядов выносили из боя раненных бойцов, сутками простаивали у станков и не разгибали спины на колхозных полях. Их подвиги увековечены в различных видах искусства: в кинофильмах, книгах, произведениях архитектуры и скульптуры.

Он только спит на ложе рук,
Что мать вовек не размыкает
Беззвучен сердца скорбный стук, Волною время убегает.

А сколько таких матерей запечатлены в скульптурах в нашем крае! Они могут быть не похожи друг на друга (да это так и есть!), могут иметь разное географическое положение, разный возраст, но все они в грозную годину испытаний стали неделимой частью для своих сыновей.

Я никогда не писала стихов, но, говоря о войне , я чувствую, как меня переполняют эмоции, во рту чувствуется горечь, слова выстраиваются в ряд и ложатся в стихотворные строки:
Застыли матери в обелисках
В ожидании своих сыновей,
Чтобы их сыновья и близкие
С войны вернулись скорей,
Чтобы письма сыновей долгожданные
Летели быстрей новостей.
А сыновья достойно сражались,
Не жалея жизни своей.

Застыли матери в обелисках

Работа выполнена учеником 10 класса МБОУ СОШ №7 станицы Вышестеблиевской Темрюкского района Краснодарского края

Преподаватель Торгашина С.А.

Война. Сколько боли и горечи слез таит в себе это, казалось бы, пресловутое и незначительное слово. Вой-на. Холод вдоль всего позвоночника пробегает от этого сплетения звуков. Когда в сорок первом, "в сорок памятном году" по всем радиостанциям прозвучало это слово, такой холод, конечно, почувствовал каждый, но больше всего испуг поразил вовсе не будущих воинов, нет. Плач матерей, превратившийся в один сплошной ком воплей безысходности раздался из самого нутра их и пронёсся над всей Россией. Горе каждой матери, что провожала сына на фронт, теребя с волнением краешек платка дрожащих руках, и, казалось, за эти минуты на лице ее становилось на несколько морщинок больше, а голова вдруг белела.
Разве нельзя назвать этих женщин в своём роде героями?! Нужно быть очень сильным человеком, чтобы принять утрату, что была жертвой во имя победы.

Подтверждением моих слов может послужить пример из жизни Степановой Епистинии Федоровны, матери девяти сыновей. Девять крепких плеч, девять надежных помощников, девять кормильцев, девять защитников. Все девять погибли на войне. Девять раз сердце ее было разбито вдребезги. Её, мать солдатскую,все воины называли матерью, пред нею, простой русской женщиной, преклоняли колени. Я скажу, что Епистиния Федоровна совершила своего рода "моральный подвиг" и не думаю, что кто-то захочет со мной спорить. Ведь не зря она среди первых советских матерей была награждена орденом "Мать-героиня", а посмертно ее наградили " Орденом отечественной войны 1 степени".
Поэтому нельзя им, матерям солдатов, не "застыть в обелисках" . Ведь мы, нынешнее поколение, не имеем в своей памяти живых картин войны, но мы можем прочувствовать их в творениях человека : литературе, кинематогрофе, живописи и, конечно, скульптуре.

Бесспорно, самой главной скульптурой, посвященной этой теме, является памятник "Родина-мать зовёт!" на Мамаевом кургане в Волгограде. Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперёд с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом.
Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием .Это говорит о непреодолимом и диком стремлении русских людей к победе, о том,что самым главным для всей страны является Родина, является мать. Поближе раcсматриваю это величественное произведение искусства: рот ее открыт ,она словно кричит о помощи на всю Россию ,призывает пойти на смертный бой каждого. В руке ее меч ,который символизирует сам смертный бой, готовность к схватке. О, кто, как не мать, сможет так убедительно воздействовать на воинов. Она словно праобраз всех русских матерей того времени. Ведь мать и Родина - такие неразделимые понятия. Они вырастили солдат и вскормили. И всегда, в самых дальних краях, солдаты помнили о них: о маме и о Родине.
Застывшая в веках скульптура эта побуждает в наших сердцах волнение, помогает не забывать о днях минувших, разжигает в нас огонь патриотизма.

Волна военных действий нахлынула и на берега нашей Кубани. Поэтому в Темрюкском районе тоже очень много памятников, посвящённых матерям. Вот и в моей станице есть памятник всем матерям, дети которых погибли на войнах. Очень часто ребята из школы возлагают на него венки и живые цветы. Это помогает всем жителям помнить, чтить и любить как своих матерей, так и Родину в целом.

Сотни тысяч памятников по всей стране позволили войне застыть во времени, но, выделившаяся из них группа памятников, посвященным матери и Родине, особенная. Она не даёт забывать нам о том, что началом всех начал, даже войны, является мать, и там, где есть мать, обязательно будет победа.

Памятники победителям фашизма после войны воздвигали по всему Советскому Союзу. Огромные мемориалы — в местах самых крупных, кровопролитных боев. Крашеные бетонные солдаты — в небольших деревнях. Где-то ставили типовые фигуры, где-то старались придать им портретное сходство с погибшими односельчанами. Тогда еще свежа была память об их небывалом подвиге, еще до боли точно помнили ужас войны и радость победы. Но среди множества монументов в нашей стране есть и такие, на которые и сейчас невозможно смотреть без слез. Это памятники матерям, не дождавшимся с фронта своих сыновей.

Журавли Прасковьи Володичкиной



Памятник семье Володичкиных. Самарская обл., пос. Алексеевка

Мне кажется порою, что солдаты, С кровавых не пришедшие полей, Не в землю эту полегли когда-то, А превратились в белых журавлей.

Расул Гамзатов

20-летний Колька и его братья — Андрей, Федор, Михаил, Александр — сложили головы с 41-го по 43-й, в самые тяжелые годы войны. В Польше в 45-м погиб Василий Володичкин. Шестая похоронка Прасковью Еремеевну не застала. Сердце матери не выдержало, она скончалась. С фронта в Алексеевку вернулись лишь трое Володичкиных: Петр, Иван и Константин. Но долго братья не прожили: сказались серьезные ранения, полученные в боях. До 70 лет дожил только Константин.

Еще в 1980-е в семейном доме Володичкиных силами энтузиастов начали создавать своего рода музей этой семьи. А в 1995 году в Алексеевке открыли памятник Прасковье Еремеевне. Улицу, где его поставили, назвали в честь братьев Володичкиных.


Судьба

Образ Марии является олицетворением всех женщин, которые понесли все тяготы жизни в военные времена.



Памятник, посвященный братьям Газдановым. Республика Северная Осетия — Алания, с. Дзуарикау

В осетинском селе Дзуарикау с фронта ждали семерых сыновей. Дождались только семь похоронок.

О судьбе самого младшего, 17-летнего Хасанбека, едва успевшего окончить школу, ничего не знали с сентября 41-го. Позже выяснилось, что погиб и он. Последний из братьев, Шамиль Газданов, дожил чуть не до конца войны. Возможно, потому, что в военном деле он был самый опытный, служил в армии с 37-го года. Гвардии лейтенант Газданов был награжден четырьмя орденами, и это неудивительно: на счету командира стрелковой батареи было множество уничтоженных вражеских дзотов, вооружения и живой силы. За шестерых своих братьев Шамиль мстил, как истинный горец. Но и он в родное село не вернулся.

Что творилось в опустевшем доме стариков Газдановых? Кто возьмется описать эту беду? Односельчане вспоминали, что Тассо Газданова сначала молилась, заклинала и луну, и солнце сберечь своих сыновей. Потом начала держать ежедневный пост, посвятив каждый день недели одному из своих мальчиков. А после третьей похоронки сил у женщины не осталось. Она скончалась от горя. Казалось, что семью преследует злой рок: даже от их жилища, родового гнезда Газдановых, не осталось камня на камне. Во время бомбежки дом был разрушен до основания.

Человеческое великодушие

Добро, которое совершила Мария, было знаком свыше. Как будто создатель удержал женщину от непоправимого поступка. Голос свыше внушил, что убивая, она сама становится такой же убийцей. В несколько секунд для Марии открылось, что некоторые условия нельзя переступать:

  • отвечать жестокостью на жестокость.
  • убивать, так как это грех, за который требуется расплата, даже если он совершен из благих побуждений.

После раздумий героиня поняла, что убив, она станет жестокой убийцей, отомстившей врагу, который фактически не способен сопротивляться. В результате Мария решается спасти раненого немца.


Она нашла спрятавшихся детей и заботится о них как о родных детях. Женщина не дорожит своей жизнью и не думает о собственном благополучии. Для нее важнее спасти сирот, которые находятся под ее опекой, и это исторический образ простой русской бабы, стал олицетворением матери-заступницы. Она как дева Мария охраняет доверившихся ее людей. Война не сделала ее жестокой и морально сломленной.

Героиня не только сама справилась с трудностями, но и как могла, приходила на помощь всем, кто в ней нуждался. По большому счету Мария совершила подвиг во имя добра и должна быть награждена за него Уместный эпитет, которого достойна эта женщина — Человек с большой буквы.

Девять бед Епистинии Степановой



Памятник Епистинии Федоровне Степановой. Краснодарский край, г. Тимашевск

Но легче ли от этого матери?

За несколько месяцев до брата, в июле того же 43-го, на Курской дуге был убит Илья Степанов. Танкисту Илье тоже досталось сполна: он был тяжело ранен еще в первые дни войны, в Прибалтике. Ранение было серьезным, Илья долго лежал в госпитале, долечивался уже дома, у матери. Оттуда — под Сталинград. Второе ранение, снова на госпитальную койку. Третье ранение — и снова на фронт. В четвертый раз судьба его уже не сберегла. В этом же, страшном для матери 43-м, зимой, фашисты расстреляли партизана Василия Степанова. Он воевал в Крыму, попал в плен. Но бежал, ушел в партизанский отряд. На задании его поймали, бросили в тюрьму. Бежать второй раз не удалось. Партизанил и Иван Степанов, но он сгинул еще в 42-м. Бежал из плена, скрывался у колхозников, потом ушел в отряд. Его расстреляли в Белоруссии. И совсем ничего не было известно о брате Павле, который без вести пропал в 41-м…

Траурный, черный платок Епистиния Федоровна не надевала. Ждала.

И памятник, который поставили ей в Тимашевске, делали как раз на основе этого фильма. Так поразил скульптора кадр, в котором солдатская мать сидит на скамейке и ждет тех, кто никогда не придет.

Горькая доля Анастасии Ларионовой



Памятник Анастасии Акатьевне Ларионовой. г. Омск

Про Анастасию Акатьевну Ларионову из омского села Михайловка фильмов при жизни не снимали. До 80-х годов о матери семи погибших фронтовиков знали только местные историки.

Старший сын, Григорий, был кадровым военным, служил на китайской границе. Он пропал без вести — и это не просто стандартная военная формулировка. О его судьбе до сих пор неизвестно абсолютно ничего: где погиб, как, когда. Еще в 39-м в армию пошел сын Михаил. Служил стрелком. Погиб в 43-м. В 41-м, в самом начале войны, ушел воевать Пантелей. Но остался лежать под Ленинградом. Зимой 42-го вещмешок собрал Прокопий. Он погиб на Украине через год, осенью 43-го. В этом же, черном для семьи 43-м, ушли на фронт сразу два брата Ларионовых, Федор и Петр. Не вернулись и они. Петр погиб при освобождении Польши, в 45-м. О боевом пути Федора данных нет.

В 44-м добровольцем на фронт отправился уже седьмой брат, Николай. Где ему довелось встретить свою смерть, тоже неизвестно. Сгинули на полях сражений и зятья Анастасии Акатьевны. Две ее овдовевшие дочери так и не узнали, где похоронены их мужья.

Единственным из Ларионовых, кому удалось вырваться из этой смертельной круговерти, был внук Анастасии Акатьевны, Григорий (по другим данным — Георгий) Пантелеевич. Его забрали из дома в 43-м, а демобилизовали только в 47-м. Долгожданная встреча с внуком бабушку Настю подкосила. Разбитая горем женщина буквально ослепла от слез. Она скончалась в 1973 году, немного не дожив до того момента, когда в родном селе поставили обелиск погибшим землякам. Там были высечены имена всех ее семерых сыновей.

Деньги на памятник солдатской матери Анастасии Ларионовой собирали всем миром. В итоге поставили целых два: в Омске и в селе Саргатское, у Вечного огня.

Образец сочинения

Такое качество как доброта выражается в сочувствии, проявлении милосердия, а также поступках во благо других людей. Это прекрасное человеческое свойство делает окружающий мир светлее, заставляя людей улыбаться.

Конечно, далеко не каждый способен проявлять доброту. Только те, кто может пожертвовать собой ради других людей, и имеют сильный характер и способны проявить истинное милосердие. Многие авторы в своих произведениях заявляли о том, что доброта является проявление силы. Такой сильной женщиной стала Мария из повести Закруткина. Краткий анализ позволяет понять, что благодаря великому сердцу, силе духа и необычайной мужественности героиня сделала мир немного лучше.

Способность простой русской женщины защищать более слабых, терпеть боль и лишения ради их спасения, вот главные аргументы в пользу приоритета добра над злом. Главная героиня мужественно делает свою работу и готова умереть за своих подопечных. Они стали ее как дети. Этим оправдывается высокое звание матери человеческой, которое стало наградой за подвиг.

Слабый человек не способен совершить благой поступок. Ведь для этого необходимо отдать часть своей души. Но люди, не имеющие твердого характера, чаще всего думают о своем благе, не замечая бед тех, кто находится рядом. Они не станут сопереживать или что-то делать для других, так как собственное благополучие дороже.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все дальше уходит День Победы 1945. С каждым годом становится все меньше живых свидетелей – ветеранов Великой Отечественной войны. И чтобы люди не забыли об ужасах, которые приносит с собой война, писатели, художники, кинематографисты рассказывают в своих работах о тех далёких горьких днях. Так уж случилось, что наша память о войне и все представления о ней мужские. Это и понятно: ведь воевали в основном мужчины. Но с годами люди всё больше и больше начинают постигать бессмертный подвиг женщины на войне, её величайшую жертву, принесённую на алтарь Победы. Женщина и война! Какие два несовместимых слова! Трудно представить, что как и мужчины, падали они на землю, прошитые автоматной очередью, гибли от осколков разорвавшихся снарядов, горели в самолетах и подбитых танках, выносили под обстрелом раненых с поля боя. Страшно! Но это было! И мы не вправе забыть это.

Методическая разработка

На заседании ЦМК

Г. Ставрополь 2015

«Восславим женщину-Мать, чья любовь не знает

преград, чьей грудью вскормлен весь мир! Всё

прекрасное в человеке – от лучей солнца и от

молока Матери, вот что насыщает нас любовь к

Вступительное слово преподавателю:

Все дальше уходит День Победы 1945. С каждым годом становится все меньше живых свидетелей – ветеранов Великой Отечественной войны. И чтобы люди не забыли об ужасах, которые приносит с собой война, писатели, художники, кинематографисты рассказывают в своих работах о тех далёких горьких днях.

Так уж случилось, что наша память о войне и все представления о ней мужские. Это и понятно: ведь воевали в основном мужчины. Но с годами люди всё больше и больше начинают постигать бессмертный подвиг женщины на войне, её величайшую жертву, принесённую на алтарь Победы.

Женщина и война! Какие два несовместимых слова! Трудно представить, что как и мужчины, падали они на землю, прошитые автоматной очередью, гибли от осколков разорвавшихся снарядов, горели в самолетах и подбитых танках, выносили под обстрелом раненых с поля боя. Страшно! Но это было! И мы не вправе забыть это.

Нельзя не вспомнить матерей, чьи сыновья добыли нашей стране выстраданную Победу. Эти простые советские женщины отдали во имя свободы Родины самое дорогое, что у них было- своих сыновей.

Наш кураторский час " Подвиг матерей" - это своеобразный мостик благодарной памяти и долга, переброшенный через наше время из прошлого в будущее, свидетельствует о неразрывности истории, сотканной из множества судеб советских женщин

В мир приходит женщина,

Чтоб свечу зажечь.

В мир приходит женщина,

Чтоб очаг беречь.

В мир приходит женщина.

Чтоб любимой быть.

В мир приходит женщина,

Чтоб детей родить.

В мир приходит женщина,

Чтоб цветком цвести.

В мир приходит женщина,

Чтобы мир спасти…(слайды)

Девушка в белом:

Я точно знаю, что у меня скоро родится сын. Он будет весёлый, красивый, умный и сильный. Я уже люблю его. Я представляю его голубые глаза, светлые волосы и ямочку на подбородке, как у отца. Мне так хочется, чтобы он обрадовался этому миру, пению птиц, журчанию ручейков, зелёной траве и ласковому солнцу. Мне так хочется прижать его к себе и долго – долго не отпускать. Какой сладкий запах идёт от его волос, как чудесно звучит его звонкий голос!

Какое – это чудо – быть матерью. Рожать на свет человека похожего на тебя и в то же время не похожего. Заново повторить в нём себя, свою любовь…

Вот если б только не было войны! Потому что на войне происходит самое страшное – гибнут наши дети.

Только б не было войны. Потому что не одно горе не может сравниться с горем матери, потерявшей сына.

Только б не было войны. Потому что ничто не заменит матери её погибшего сына. Как не велики вожди, герои – их вырастила женщина – мать: они всего лишь дети, их миллионы, и каждая имеет в сердце подвиг – материнскую любовь. Женщины всех рас, говорящие на разных языках… Опаленные солнцем и едва согретые им на крайнем севере – все они сёстры в едином, беспокойном порыве чувства. Одинаково, когда подносят ребёнка к груди. Однако и тоже томящие радостное чувство испытывают они, склоняясь над своим детёнышем. Солдатские матери… Это на их долю выпало воспитать поколение, принявшее на себя самый тяжелый удар – войну. Миллионы матерей отдали тебе, Родина, своих сыновей. Материнский подвиг – подвиг самой Родины. Это подвиг народа. Его величие будет воспеваться в веках.

Я сына родила не для войны!

Не для войны букварь ему давала,

Тревожилась, гордилась, тосковала.

Пожизненно влюбленная, как мать

Готовая и штопать, и мечтать,

И ждать скупых, нерасторопных писем

С какой – ни будь окраины страны.

Я сына родила не для войны!

Ещё вчерашний звонкий голосок,

А ныне жизнерадостный басок

Мне веру в жизнь и счастье утверждает.

А где- то в мире солнечном блуждает

Угроза смерти, голода и тьмы-

Работают холодные умы…

Я сына родила не для войны.

В многострадальной России имя матери и отношение к ней всегда было свято. Но, к величайшему нашему стыду, только считанные единицы из тех матерей, которые потеряли на войне своих сыновей, достойно увековечению в памяти потомков.



Мемориал представляет собой бронзовую скульптуру матери – героини, символизирующими её девятерых сыновей. Посвящён он Прасковье Володичкиной.(презентация)

"Баллада о матери"

Сорок первый – год потерь и страха

Заревом кровавым пламенел…

Двух парней в растерзанных рубахах

Выводили утром на расстрел.

Первым шёл постарше, тёмно-русый,

Всё при нём: и силушка, и стать,

А за ним второй – пацан безусый,

Слишком юный, чтобы умирать.

Ну, а сзади, еле поспевая,

Семенила старенькая мать,

О пощаде немца умоляя.

«Найн, - твердил он важно,-растреляйт!"

«Нет! – она просила,- пожалейте,

Отмените казнь моих детей,

А взамен меня, меня убейте,

Но в живых оставьте сыновей!"

И ответил офицер ей чинно:

«Ладно, матка, одного спасайт.

А другого расстреляем сына.

Как в смертельной этой круговерти

Ей сберечь кого – ни будь суметь?

Если первенца спасёт от смерти,

То последыш – обречён на смерть.

Зарыдала мать, запричитала,

Вглядываясь в лица сыновей,

Будто бы и вправду выбирала,

Кто роднее, кто дороже ей?

Взгляд туда-сюда переводила.

О, не пожелаешь и врагу

Мук таких! Сынов перекрестила.

Ну, а тот стоял, непробиваем,

С наслажденьем нюхая цветы:

«Помни, одного – мы убиваем,

Старший, виновато улыбаясь,

Младшего к груди своей прижал:

«Брат, спасайся, ну, а я останусь,-

Отозвался младший: «Нет, братишка,

Ты спасайся. Что тут выбирать?

У тебя – жена и ребятишки.

Тут учтиво немец молвил: «Битте,-

Отодвинул плачущую мать,

Отошёл подальше деловито

И махнул перчаткой,- расстреляйт!"

Ахнули два выстрела, и птицы

Разлетелись дробно в небеса.

Мать разжала мокрые ресницы,

На детей глядит во все глаза.

А они, обнявшись, как и прежде,

Спят свинцовым беспробудным сном,-

Две кровинки, две её надежды,

Два крыла, пошедшие на слом.

Мать безмолвно сердцем каменеет:

Уж не жить сыночкам, не цвести.

«Дура-матка, – поучает немец, -

А она, баюкая их тихо,

Вытирала с губ сыновних кровь…

Вот такой, – убийственно великой,-

Может быть у Матери любовь.



Хмурый неуютный зимний вечер.

Шёл уже четвёртый год войны.

У окна, накинув шаль на плечи,

Мать ждала, когда придут сыны.

Старший был высокий и плечистый,

Инженер, закончил институт,

Только собирался пожениться,

Утром просыпается и тут –

Левитан суровым басом скорбным

Словно громом поразил страну:

Без предупрежденья, вероломно,

Гитлер ночью развязал войну.

Сын вскочил: сапог, другой, притопнул,

От буханки хлеба отломил,

И удар дверной в ушах застыл…

Дни, недели, месяцы бежали,

От него всё нет и нет вестей.

Месяцы морщины умножали,

А от сына нету новостей…

Младшенький, подросток конопатый,

Был смышлёный, судя по всему.

И боясь, что убежит за братом,

Строгий мать запрет дала ему.

Но мальчишеское сердце рвётся, рвётся,

И однажды мать, придя домой,

Думала, что сердце разорвётся:

Дом пахнул с порога тишиной.

Сердце хрустнуло, как ветка у берёзы,

Шёл уж ей шестой десяток лет,

И стекали горестные слёзы,

На подушке оставляя след…

Тасса Газданова – Северная – Осетия. Великая победа дается лишь ценой великих потерь. Мы можем победить лишь сплотившись. В сорок первом это понимали все. В семье Газдановых было семеро братьев и каждый ушел на фронт, и не один не вернулся домой. Последняя похоронка пришла уже из Берлина. Прошли годы, но подвиг и самоотверженность никогда не будут забыты. В Северной Осетии символом памяти героев ВОВ братьев Газдановых обелиск и танец. (видео)

Фото и фрагмент танца.

А сколько никому не ведомых советских, российских матерей – героинь лишились своих сыновей, на фронтах Первой мировой, Афганской, Чеченской. Но и в наши дни на долю матерей выпадают тяжкие страдания и испытания.

Пояснительная записка

В методической разработке изложен материал для изучения темы:

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью содействовать развитию студентов чувства патриотизма, любви к Родине и осознанию ответственности за ее будущее. Эта тема сложна многообразна неисчерпаема. Необходимо показать значимость борьбы истоки героизма.

С учетом новых реалий перед исторической наукой стоит задача переосмысления накопленных знаний, расширяется спектр поднимаемых проблем, возрастает внимание к проблемам локальной истории. Изучение данного исторического события на региональном срезе позволяет полнее воссоздать вклад женского социума в дело победы, локальная история представляется реальной картиной многогранного подвига женского наполненной именами и фактами.

В настоящее время студент медицинского колледжа должен уметь работать с информацией, проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа, участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, предоставлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности.

При проведении занятии наряду с традиционными объяснительно-иллюстративными технологиями обучения, используется следующие технологии:

- Информационные – процессы подготовки и передачи информации обучающему, средством осуществления которых является компьютер;

- Проблемно-развивающие- организация учебных занятий, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

- Игровые технологии – эта форма учебного процесса в условных ситуациях, направления на воссоздание и условие общественного опыта во всех его направлениях: знаниях, навыках, умениях эмоционально-оценочной деятельности.


Накануне Дня Матери нельзя не вспомнить о женских военных судьбах, и особенно о судьбах матерей на Великой Отечественной войне. Тем более нынешний год является Годом памяти и славы.


…Вот такой, - убийственно великой, –

Может быть у Матери любовь.

Повесть кошмарная, просто чудовищная в своей вопиющей несправедливости. Во время чтения руки сами собой сжимаются в кулаки, и хочется схватить в руки винтовку и айда – бить врага. Как бы и что не говорили критики про Василевскую, она знала силу слова: была умелым оратором и литератором, владела мощным умением передачи эмоционального накала. Это произведение невозможно читать без внутреннего содрогания. Неудивительно, что произведение стало своеобразным знаменем в борьбе с фашизмом. Написанная 1942 году повесть уже в 44-м была экранизирована. Картина с Наталией Ужвий в главной роли была отмечена высокими кинонаградами не только в СССР, но даже и в США. Есть даже легенда о том, что президент Рузвельт понял фильм без переводчика.

В повести описаны всё самое страшное, что таил в себе приход немцев для жителей оккупированных территорий: унижения, грабёж, насилие над женщинами, безжалостное убийство детей в упор, взятие заложников с целью вытрясти остатки продовольствия, устрашающие казни.


Повесть написана в 1969 и до сих пор является ярчайшим примером героизма женщин во время войны. Героизма особого рода: выполнения высшего женского предназначения – давать и сохранять жизнь. Любой ценой – вопреки голоду, холоду, ужасу, разрухе. Из последних сил, сцепив до боли зубы, умирая от страха самой, спасать и оберегать других – здесь и сейчас.

Повесть начинается с того, что молодая женщина Мария приходит в себя посреди кукурузного поля. От родного хутора не осталось практически и следа – все сожжено дотла, а все односельчане либо убиты, либо угнаны в рабство. Её мужа и маленького сыночка каратели повесили для устрашения одними из первых. Сама она, чуть живая от горя и ужаса, сбежала в поле.

Она видела, как поджигали дома, как людей, словно скот, вели по дороге, избивая прикладами. Одна молоденькая комсомолка, Саня, стала выкрикивать протесты, за что была расстреляна на месте. Переждав, Мария нашла девочку, но помочь ей ничем уже не смогла – Саня умерла у неё на руках. В слезах Мария обращается то к Ленину, то к Богу, спрашивая, что же ей теперь делать. Ослеплённая горем, она молит о смерти. Но в ней растёт новая маленькая жизнь, и только это придаёт ей сил.

Мария обустраивает погреб, занимается припасами, очисткой колодца. Со временем к ней прибиваются голуби, овцы, куры. Однажды она нашла в поле детей – семеро исхудавших до прозрачности и полуголых детей скрывались в стогу. Их поезд был разбомблен, а им удалось сбежать. Она забирает их домой, где выхаживает их. В апреле месяце она рожает здорового мальчика, которого называет Васей.

Мария – величественна в своей святости. Не зря повесть начинается с изваяния Мадонны с младенцем на руках, которое увидел рассказчик, и которое напомнило ему увиденную однажды женщину. Ей пришлось пережить огромные испытания, и чудовищные муки, но она не озлобилась. Проявив огромное мужество и силу духа, она вопреки всему выжила и смогла спасти много жизней.


В 1941 году Нина Нечаева, недавняя студентка Бауманки, простившись со своим молодым мужем, ушедшим на фронт, по совету отца-генерала отправляется в эвакуацию в Ташкент, к мачехе и брату. Но в Ташкенте их не находит, зато обнаруживается телеграмма, что ей надлежит ехать в Саратов к родственникам мужа. Дорога дается Нине нелегко. Она видит много людского горя, несправедливости, лишений. Она плохо переносит дорогу, так как она в положении. На треть месяца раньше начинаются роды. Её снимают с поезда и доставляют в больницу в Аксае, по пути потеряв весь багаж.

Рафинированная интеллигентная девочка из хорошей семьи, великодушная и щедрая в своей неопытности, знакомится со всеми тяготами жизни, обусловленными военным временем. На пути ей встречается много людей, большей частью хороших, помогающих ей, которые ничего не просят взамен. Контраст с посторонними людьми представляют родственники, к котором она в итоге попадает. Они тяготятся ею, не желая принимать участия в её судьбе, брать ответственность за её жизнь и её ребенка. Но мир не без добрых людей и ей встречается тетя Женя, готовая пустить незнакомую женщину на постой.

Вся череда Нининых мытарств – проверка на прочность. За два года мытарств она неожиданно выросла, повзрослела и стала мудрее. Она понимает, что самое ценное, что у неё есть – это её ребенок и она должна сохранить это маленькое чудо любой ценой.

Все эти книги - памятник материнству на войне.


Источник фото

Эти женщины жили в каждодневном ужасе, в серой беспросветности.

Они жили лишь робкой надеждой на счастливый завтрашний день, каждый день преодолевая себя.

Матери, пережившие Великую Отечественную войну, да и любую другую войну – святые женщины. Они не думали о ботоксе и шеллаке, не переживали, что им не достался на распродаже тренч от Гуччи, не мечтали о новом айфоне. Они жили ради своих детей, готовые отдать им последнюю крошку хлеба, а при необходимости и последнюю каплю крови.

Берегите своих матерей, не забывайте, находите хоть иногда время, чтобы пообщаться с ними. Помните – это самые близкие люди, которые придут вам на помощь, пожалеют и окружат своей заботой абсолютно бескорыстно. По той простой причине, что эта женщина – Мать.

Читайте также: