Сочинение на тему любви в творчестве тургенева

Обновлено: 02.07.2024

Иван Сергеевич Тургенев умел изобразить любовь с особым трепетом, ее пропитано каждое произведение великого поэта. Он, как никто, отразил весь спектр оттенков этого всепоглощающего чувства. Симпатия к противоположному полу, верность Родине, любование природой, семейные ценности. В первую очередь нужно ценить жизнь и себя и тогда остальные проявления трепетных чувств придут, словно дождь на цветы, начинающие медленно увядать.

Но, попадая в пределы России, влюбляется в Елену Стахову, страсть овладевает им моментально, словно кто-то имел неосторожность кинуть спичку в душу, которая давно готовилась в огню.

Какое счастье, когда эмоции взаимны, тогда человек горит, а не сгорает. Елена не видит никаких препятствий на пути к счастью и присягается следовать за любимым хоть на край света, даже если будет нелегко.

Андрей Берсенев, друг Дмитрия Инсарова тоже питает светлые чувства к Елене Стаховой, но видит, что ее сердце занято другим. Вместо того, чтоб рушить дружбу и союз двух душ, он ценой своих переживаний всячески помогает им быть вместе, вот что значит светлый человек, на которого можно положиться в любом случае. Всплывет риторический вопрос, почему оба друга — прекрасные настоящие люди, но одному не суждено испытать мощность взаимной любви, а другой получает те самые крылья?

Скульптор Шубин тоже своеобразно привязан к Елене, но чувства не токсичны, она выступает скорее музой на расстоянии, пару взглядов достаточно для вдохновения, творчество – вот самая сильная его любовь.

Счастливого конца не случается, Инсаров смертельно заболел, из-за чего не смог добраться к своему первому предмету воздыхания – Родине. Зато Елена сопровождает его существование до последних секунд и даже после смерти возлюбленного остается верна его убеждениям, настаивая на похоронах в Болгарии.

Соль в том, что конкурентом за сердце Зинаиды выступает собственный отец юноши.

Не каждый выдержит дилемму, когда страшно опорочить всю семью, испортить достаточно нестабильные отношения с папенькой и бороться с непроизвольно возникающими чувствами внутри.

Столько преград, разница в возрасте и мировоззрении, семейные вопросы, но эта привязанность закалила главного героя, то есть самого Тургенева, навсегда. Если чувства искренние, то они возвышают и развивают, даже если они невзаимные. Грусть порождает раздумья. Любое тепло ценится только после того, как пережил жуткий холод.

Только о двух произведениях можно писать и рассуждать бесконечно, каждый раз подчеркивая что-то новое. Нужно уметь принимать любовь, извлекая из нее максимум, но не позволять чувству овладевать собой, чтобы потом сохранить свою целостность.

Тургенев ощущал любовь особенно сильно, именно поэтому оставил нам прозовый и поэтический клад. Который может помочь запутавшимся в собственных переживаниях и ощущениях.

Любовь в понимании Тургенева

Любовь у Тургенева, подобно свече, внесенной в заброшенную, темную комнату, озаряет жизнь. Но долговечна ли она, и счастлива ли?

Мать Тургенева — Варвара Петровна — имела собственное имение в Москве на Остоженке. Зиму она жила в Москве, вместе с ней жил и Иван Сергеевич. В сороковых годах в Москву приехала знаменитая певица и актриса Полина Виардо. Когда Тургенев в первый раз услышал ее пение он был поражен и восхищен ее талантом. В антрактах он познакомился с ней. В дальнейшем, Виардо сыграла большую роль в жизни писателя.

Певица много и успешно выступала, Тургенев посещал все ее выступления, всем о ней рассказывал, всюду ее превозносил, и быстро отделился от толпы ее бесчисленных поклонников. Их отношения развивались и вскоре достигли апогея. Лето 1848 года (как и предыдущее, как и последующее) он провел в Куртаневеле, в имении Полины.

Любовь к Полине оставалось и счастьем, и мукой Тургенева до последних его дней: Виардо была замужем, с мужем разводиться не собиралась, но и Тургенева не гнала. Он чувствовал себя на привязи, но порвать эту нить был не в силах. На тридцать с лишним лет писатель по сути превратился в члена семьи Виардо.

В этом письме приоткрывается характерная особенность писательского облика Тургенева: чем острее он воспринимает мир в индивидуальной неповторимости преходящих явлений, тем тревожнее и трагичнее становится его любовь к жизни, к ее мимолетной красоте. Тургенев-художник наделен особым чувством времени, его неумолимого и стремительного хода.

Любящий человек прекрасен, духовно окрылен. Но чем выше он взлетает на крыльях любви, тем ближе трагическая развязка и — падение… Любовь, по Тургеневу, трагична потому, что перед ее стихийной властью беззащитен как слабый, так и сильный человек. Своенравная, роковая, неуправляемая, любовь прихотливо распоряжается человеческой судьбой. Это чувство трагично еще и потому, что идеальная мечта, которой отдается влюбленная душа, которая окрыляет душу влюбленного человека, не может полностью осуществиться в пределах земного, природного круга. Тургеневу более чем кому-либо из русских писателей был открыт идеальный смысл любви. Любовь у Тургенева — яркое подтверждение богатых и еще не реализованных возможностей человека на пути духовного совершенствования. Свет любви для него никогда не ограничивался желанием физического обладания. Он был для него путеводной звездой к торжеству красоты и бессмертия. Поэтому Тургенев так чутко присматривается к духовной ситуации первой любви, чистой, огненно-целомудренной. Той любви, которая обещает человеку в своих прекрасных мгновениях торжество над смертью. Того чувства, где временное сливается с вечным в высшем синтезе, невозможно в супружеской жизни или семейной любви. Здесь секрет облагораживающего влияния тургеневской любви на человеческие сердца.

Мимолетно счастье и Тургеневских женщин. Это и понятно. Вовсе не сошедшие с икон и в большинстве своем физически пленительные, они вместе с тем пребывают как бы на грани двух миров — материально-земного, ограниченного и идеально-бесконечного. Заметьте: их портреты сопровождают у Тургенева понятие дали, устремленности к запредельным сферам.

И, однако, драматические ноты в творчестве Тургенева не являются следствием усталости или разочарования в смысле жизни. Скорее наоборот. Оно порождается страстной влюбленностью в жизнь, доходящей до жажды бессмертия, до желания, чтобы человеческая индивидуальность не угасала, чтобы красота явления превратилась в вечно пребывающую на земле, нетленную красоту.

Другие части и похожие материалы:

Повести Тургенева о любви

Ася

Первая любовь

Повесть Н.С.Тургенева Первая любовь раскрывает перед читателем характеры людей, подверженных чувству любви. Действующие лица – молодой человек по имени Владимир, его отец Петр Васильевич, его мать, княжна Зина. События, описанные в произведении, произошли много лет назад. В одном имении среди гостей возникает разговор о первой любви. Один из гостей, Владимир Петрович, говорит, что его первая любовь была не совсем обыкновенная, однако на просьбы рассказать об этом отвечает отказом. Он говорит, что будет лучше, если он все напишет. Через две недели гости встречаются снова. Владимир Петрович приносит тетрадку, в которой записана история любви. В то время ему было шестнадцать лет. Он жил у родителей, которые снимали дачу возле Калужской заставы. Владимир готовился поступать в университет, но его никто ни к чему не принуждал и он чувствовал себя вполне свободно. Отец обходился с ним равнодушно – ласково, мать почти не замечала его. Отец женился на матери по расчету, она была старше его, и он держался с ней холодно. Мать очень ревновала отца и иногда устраивала ему сцены. Однажды Владимир гулял по саду. Вдруг до его слуха донесся смех. Через забор он увидел девушку – соседку, стройную и красивую. Владимир чувствует непонятное волнение, ему очень хочется познакомиться с соседями. На следующий день его мать получает письмо от соседей. В нем соседка – княгиня просит посодействовать в решении какой–то проблемы. Владимира посылают к княгине с ответом. Владимир идет к соседям. Пообщавшись с княгиней, он понимает, что она не нравится. Однако он успевает познакомиться с девушкой, которую видел накануне. Ее зовут Зинаида, ей двадцать один год. Она вызывает у юноши огромную симпатию. Владимир начинает посещать соседей. Однажды, когда он приходит снова, то видит, что Зинаида играет в фанты с пятью мужчинами. Главный приз – право поцеловать Зинаиду. Выигрышный билет достается Владимиру, он счастлив. Весь вечер она отдает ему предпочтение. Вернувшись, домой, юноша долго не может уснуть. Засыпая с трудом, он понимает, что влюбился в свою соседку. На следующий день Владимир беседует с отцом о Зинаиде, превозносит ее. Отец только посмеивается, а затем идет к соседям. Вечером Владимир, зайдя к Зинаиде, застает ее в задумчивом и расстроенном состоянии. Через несколько дней юноша вновь заходит к своей соседке. Она бледна, печальна, но причину такого состояния не хочет ему говорить. Владимир теряется в догадках. Он понимает, что у него есть соперник, но не знает его имя. Вернувшись домой, Владимир застает отца и мать за каким-то объяснением: мать в чем-то упрекает отца и он злится… Однажды, когда Владимир вновь находится у Зинаиды, приходит один из ее поклонников и сообщает, что достал для нее лошадь. Поклонник выражает свое недовольство по поводу этой прихоти девушки: ведь она не умеет ездить на лошади. Зинаида отвечает, что попросит, чтобы ее этому научил отец Владимира, Петр Васильевич. На следующий день, проснувшись рано, Владимир бродит по окрестностям. На одной из тропинок он слышит стук копыт и видит Зинаиду и своего отца…. Проходит несколько недель. В один из дней юноша узнает, что его родители ругались, мать упрекала отца в неверности и знакомстве с Зинаидой. Вскоре Владимир уезжает с родителями в город. После переезда в город он стал забывать Зинаиду. Но он догадывается, что его отец продолжает встречаться с ней. Однажды он даже видит их снова вместе. Проходит несколько месяцев. Владимир поступает в университет, его отец умирает. Перед смертью он пишет сыну письмо, в котором говорит: Сын мой, бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы …. Письмо осталось незаконченным. Через четыре года Владимир узнает от знакомых, что Зинаида снова в городе. Она уже вышла замуж, хотя у нее были и проблемы: история с отцом Владимира имела определенные последствия. Владимир очень хочет к ней сходить, но у него нет на это времени. Когда же он приходит к Зинаиде, то узнает, что она скончалась от родов…. Теперь, когда прошло много лет, Владимир Петрович понимает – любовь к Зинаиде была самым большим чувством в его жизни. Так завершается повесть И.С.Тургенева Первая любовь.

В своем произведении Тургенев четко прослеживает возникновение и развитие любви главного героя. Любовь — это удивительное чувство, оно дарит человеку целую палитру эмоций — от безысходного горя и трагедии до удивительной, возвышающей радости. Юный герой переживает сложный период — свою первую любовь. Это чувство изменило всю его жизнь. Все чувства юноши завораживают читателя, заставляют его ощутить подлинность рассказанной Тургеневым истории.

С какой силой передает автор бурные проявления чувств юноши, который впервые в жизни сталкивается с таким сложным и непостижимым явлением, как невозможность контролировать свои мысли и чувства. Образ Зинаиды также удивителен. На протяжении повествования ее образ претерпевает сильнейшую метаморфозу, она превращается из легкомысленного и беспечного создания в сильную любящую женщину. Также с огромной силой показано чувство отца, обрекающее его на безысходность и трагедию. Достаточно вспомнить, как отец Володи бьет хлыстом по обнаженной руке Зинаиды и она целует оставшийся на руке след от удара.

Вешние воды

Многие авторы сходятся во мнении о том, что в данном автобиографичном произведении есть поток жизни, который подхватывает молодого Санина, не давая ему опомниться, серьезно подумать над происходящим. Он не может даже спокойно пребывать в одной позе, в нем все — движение, готовность подхватить любую игру, романс, реплику. Он растворяется в этом потоке жизни. Первая трогательная любовь к Джемме уступает место в душе героя витальной всепоглощающей страсти к Марии Полозовой и несет, несет его безостановочно к трагическому финалу обещанием беспросветного одиночества и обреченности на душевные муки.

Но от того, что Санин перестал тревожиться, ситуация не перестала быть странной; напротив, она вскоре приобрела еще более необычный характер. Санин живет только настоящим, и поэтому случай играет решающую роль в его жизни; этот случай и вовлекает его в самые неожиданные ситуации. И хотя участие в дуэли демонстрирует благородство Санина, благородство естественное, не рассудочное, но в каком-то смысле эта дуэль нелепа. Санин всегда думает как человек, живущий только собою и поступающий согласно мгновенному внутреннему побуждению. Хотя по существу он ставит Джемму в довольно ложное положение (XI, 48,64), совесть Санина остается чистой до тех пор, пока дальнейшие события оправдывают его поступки: пока он, наконец поняв, что любит Джемму, целиком отдается своей первой любви. В своем чувстве Санин не знает пределов ни своему великодушию, ни решимости.

Санин ведет себя вполне логично с точки зрения слабой воли, т.е. отказывается прислушиваться к каким бы то ни было доводам рассудка, а его намерения и предположения нелепы и не имеют никакого практического смысла.

Все случайно и преходяще в жизни: случай свел Санина и Джемму, случай и разбил их счастье. Однако, чем бы ни кончилась первая любовь, она, как солнце, озаряет жизнь человека, и память о ней останется навсегда с ним как животворное начало.

В повести проходит мысль о громадной нравственной силе революции, с которой писатель сравнивает чувство первой любви, потрясающее человека.

21. таинственные повести

22. стих-я в прозе.

В беловом автографе стихотворения в прозе все перенумерованы и записаны в следующем порядке:

Тема любви занимает центральное положение практически во всех произведениях Ивана Сергеевича Тургенева. Испытав в жизни множество любовных переживаний, автор использует это чувство для того, чтобы в более полной степени раскрыть в своих произведениях особенности человеческих характеров.

Любовь в творчестве Тургенева почти всегда с надрывом. Писатель не выводил легких чувств. Везде, где прослеживается данная тематика, любовное чувство заставляет персонажей и меняться самим, и обновлять условия собственной жизни. И, как уже говорилось выше, именно женщины, как правило, занимают доминирующее, ведущее положение в таких отношениях, отдаваясь страстям без оглядки.

Женщины выглядят предпочтительнее в творчестве Тургенева даже на фоне таких ярких и мужественных персонажей, как Инсаров, борец за свободу своего родного болгарского народа против османского владычества. Находясь в России, он встретил девушку по имени Елена, которая не только смогла не затеряться на фоне отважного воина, но и продолжила дело его жизни даже после смерти Инсарова. Елена, овдовев, со всей страстью отдалась на блага освобождения угнетенного славянского народа.

Многие помнят Асю, героиню одноименной повести. Главный герой, от лица которого ведется повествование, познакомился с ней и ее братом за границей, в Германии. Главная героиня искренне влюбилась в него, но из-за нерешительности главного героя их дороги разошлись. Ася, лично осознав произошедшую ситуацию, осталась с разбитым сердцем, но ее дух не был сломлен.

У Тургенева любовь — жизненно необходимое чувство, которое составляет краеугольный камень основания человеческой души. Даже если любовь трагична, именно она заставляет героев жить, а не существовать на страницах произведений.

Тема любви в творчестве Тургенева

Несколько интересных сочинений

Удивительная история, про то, как порой человек не задумываясь о последствиях, совершает нехорошие поступки. Что даже сама матушка природа протестует против человеческой злобы. Автор пытается донести до читателя, что людская злость

Нас окружает так много людей. Одних мы знаем, с другими слегка знакомы, а большинство для нас незнакомцы. На первый взгляд все эти люди так спокойны и уравновешены. Можно подумать, что они не имеют никаких раздумий и проблем.

Долгожданное лето наконец наступило. Оно сразу же одарило нас жаркими деньками, палящим солнцем и теплым, невероятно приятным ветерком. Нельзя было найти человека, который не радовался бы такой замечательной погоде

ля того чтобы дать ответ на этот вопрос, нужно понять довольно очевидный факт – людей вообще привлекает новое и интересное, а виртуальная реальность является всем этим, да еще предоставляет множество возможностей

Особый интерес при знакомстве с классической литературой XIX столетия вызывает тема любви в творчестве Тургенева. Этот писатель с удивительным мастерством передал в своей прозе все оттенки романтического чувства, показал его многогранность и трагичность. Сам несчастный в личной жизни, Иван Сергеевич наделил своих ключевых персонажей способностью страдать, искренне отдаваться влечению, совершать ради избранника смелые поступки.

Тема любви в творчестве Тургенева: анализ произведений

Основные особенности

Если герой или героиня влюбляются, то они непременно будут страдать, даже в том случае, если симпатия оказывается взаимной. Можно выделить следующие особенности произведений любовной тематики вне зависимости от жанра:

Тема любви в творчестве Тургенева

Особенности такой девушки:

  1. Яркий, запоминающийся образ. Девушки прозы Тургенева не готовы вершить революции, не рвутся к власти, не пытаются чего-то доказать миру. Они нежные, трогательные, ценят семейные узы и открыты любовным чувствам. Но при этом наделены очень сильным характером.
  2. Отдаются своим чувствам полностью, растворяются в избраннике. Героиням тургеневских текстов чужд расчет, желание обогатиться. Они искренни и готовы ради возлюбленного на все. Но через собственные честь и достоинство не переступят.

После смерти возлюбленного она решилась продолжить его дело, что и сделала со всей страстностью, на которую оказалась способна ее душа.

Биографическая основа

Любовь в жизни и творчестве Тургенева занимала особую роль. Известно, что в молодости он был влюблен в крестьянку и от этой связи родился ребенок. Однако властная барыня, мать Ивана Сергеевича, пришла в ярость и разлучила влюбленных. Возможно, что чувство вины перед девушкой, невольно обиженной им, мучило писателя всю жизнь.

Известны следующие романы, повлиявшие на творческий путь классика:

Увлечение Екатериной Шаховской

Отношения с Полиной Виардо

Наконец, последние отношения связывали писателя с Марией Савиной, актрисой, сыгравшей на театральной сцене роль из пьесы Тургенева. Несмотря на разницу в возрасте на более чем 30 лет, они начали общаться. Но писатель был искренне влюблен, Мария же относилась к нему скорее как к другу и собиралась замуж за другого мужчину.

Увы, даже взаимное чувство, согласно позиции классика, трагично, приносит лишь страдания, но при этом очищает и облагораживает душу. Сам писатель из-за сильнейшего влияния личности матери и боязни ослушаться ее был несчастлив в личной жизни. Вот почему любовь в произведениях Тургенева трагична — он просто использует собственный жизненный опыт, наделяет своих героев теми же испытаниями, что прошел сам.

  1. Сильная и волевая, хотя и немного странная, героиня противостоит неуверенному в себе молодому человеку.
  2. Их чувства взаимны, но если девушка готова выражать их откровенно, то мужчина оказывается неспособен на это.
  3. Идейный замысел повести — любовь и борьбу за нее нельзя отложить, иначе судьба серьезно покарает за нерешительность, сделав несчастным.

Герой делает над собой усилие и готов предложить Асе руку и сердце, но поздно. Девушка уже уехала, разочарованная, с разбитым сердцем, но все такая же яркая и самобытная. История первой любви заканчивается для героини печально, для Тургенева же текст повести стал возможностью выразить свои идейно-философские и нравственные взгляды.

Именно любовь позволяет автору раскрыть подлинный духовный мир своих персонажей, показать их личную позицию, стремление к счастью и неготовность переступить через морально-нравственные нормы.

Любовь Лизы Калитиной и Лаврецкого вспыхивает не сразу. Это страсть, заставляющая забыть обо всем на свете, это нежное и искреннее чувство, рожденное в ходе разговоров, сомнений, самоанализа. Разочарованный жизнью Лаврецкий сначала любуется красотой и невинностью Лизы, наслаждаясь в ней теми качествами, которыми его развратница-супруга не наделена.

Постепенно молодые люди сближаются, возникает и развивается любовь. Но она оказывается роковой — возвращается жена Лаврецкого, влюбленные вынуждены расстаться, а юная Лиза уходит в монастырь. Эта девушка слишком чиста и религиозна, поэтому даже простое признание в чувствах женатому человеку воспринимается ею, как тяжкий грех.

Отцы и дети

Конечно, этого уникального героя Тургенев не смог избавить от испытания любовью. Базаров, отнюдь не романтический персонаж, искреннее влюбляется в Анну Одинцову, которая боится его слишком прямолинейных взглядов и откровенных речей. Этот русский нигилист всеми силами пытается бороться с тем чувством, которое постепенно захватывает его полностью, вот почему в обществе Анны ведет себя резко, насмешливо, порой — дерзко.

Только оставшись один на один с собой, он начинает анализировать собственный внутренний мир. И приходит к пониманию того, что отрицаемая им любовь в действительности существует. Базаров не смог долго таить в душе сжигающий ее огонь и рассказал о своей страсти Одинцовой, которая попросту испугалась и отвергла его.

Основная проблема произведения в том, что герою пришлось на себе испытать то чувство, которое он искренне считал пережитком прошлого. Это сломило его, поскольку цельная натура Базарова оказалась неспособной принять его новое состояние, обновленный внутренний мир.

Таковы три основных произведения Тургенева о любви. Конечно, трилогией их назвать было бы неправильно, ведь они не объединены общностью сюжета, событийного ряда, персонажей. Однако раскрывают одну и ту же тему, показывают трагизм любви, печальные судьбы влюбленных, которые вынуждены расстаться из-за собственной неуверенности или же превратностей судьбы. Создание каждого из текстов было связано с личными переживаниями писателя, поэтому сценарий всегда един — любовь облагораживает душу, раскрывает лучшие качества, но, увы, заставляет страдать.

Если герой или героиня влюбляются, то они непременно будут страдать, даже в том случае, если симпатия оказывается взаимной. Можно выделить следующие особенности произведений любовной тематики вне зависимости от жанра:

Тема любви в творчестве Тургенева

Любовь в понимании Тургенева

Любовь у Тургенева, подобно свече, внесенной в заброшенную, темную комнату, озаряет жизнь. Но долговечна ли она, и счастлива ли?

Мать Тургенева — Варвара Петровна — имела собственное имение в Москве на Остоженке. Зиму она жила в Москве, вместе с ней жил и Иван Сергеевич. В сороковых годах в Москву приехала знаменитая певица и актриса Полина Виардо. Когда Тургенев в первый раз услышал ее пение он был поражен и восхищен ее талантом. В антрактах он познакомился с ней. В дальнейшем, Виардо сыграла большую роль в жизни писателя.

Певица много и успешно выступала, Тургенев посещал все ее выступления, всем о ней рассказывал, всюду ее превозносил, и быстро отделился от толпы ее бесчисленных поклонников. Их отношения развивались и вскоре достигли апогея. Лето 1848 года (как и предыдущее, как и последующее) он провел в Куртаневеле, в имении Полины.

Любовь к Полине оставалось и счастьем, и мукой Тургенева до последних его дней: Виардо была замужем, с мужем разводиться не собиралась, но и Тургенева не гнала. Он чувствовал себя на привязи, но порвать эту нить был не в силах. На тридцать с лишним лет писатель по сути превратился в члена семьи Виардо.

В этом письме приоткрывается характерная особенность писательского облика Тургенева: чем острее он воспринимает мир в индивидуальной неповторимости преходящих явлений, тем тревожнее и трагичнее становится его любовь к жизни, к ее мимолетной красоте. Тургенев-художник наделен особым чувством времени, его неумолимого и стремительного хода.

Любящий человек прекрасен, духовно окрылен. Но чем выше он взлетает на крыльях любви, тем ближе трагическая развязка и — падение… Любовь, по Тургеневу, трагична потому, что перед ее стихийной властью беззащитен как слабый, так и сильный человек. Своенравная, роковая, неуправляемая, любовь прихотливо распоряжается человеческой судьбой. Это чувство трагично еще и потому, что идеальная мечта, которой отдается влюбленная душа, которая окрыляет душу влюбленного человека, не может полностью осуществиться в пределах земного, природного круга. Тургеневу более чем кому-либо из русских писателей был открыт идеальный смысл любви. Любовь у Тургенева — яркое подтверждение богатых и еще не реализованных возможностей человека на пути духовного совершенствования. Свет любви для него никогда не ограничивался желанием физического обладания. Он был для него путеводной звездой к торжеству красоты и бессмертия. Поэтому Тургенев так чутко присматривается к духовной ситуации первой любви, чистой, огненно-целомудренной. Той любви, которая обещает человеку в своих прекрасных мгновениях торжество над смертью. Того чувства, где временное сливается с вечным в высшем синтезе, невозможно в супружеской жизни или семейной любви. Здесь секрет облагораживающего влияния тургеневской любви на человеческие сердца.

Мимолетно счастье и Тургеневских женщин. Это и понятно. Вовсе не сошедшие с икон и в большинстве своем физически пленительные, они вместе с тем пребывают как бы на грани двух миров — материально-земного, ограниченного и идеально-бесконечного. Заметьте: их портреты сопровождают у Тургенева понятие дали, устремленности к запредельным сферам.

И, однако, драматические ноты в творчестве Тургенева не являются следствием усталости или разочарования в смысле жизни. Скорее наоборот. Оно порождается страстной влюбленностью в жизнь, доходящей до жажды бессмертия, до желания, чтобы человеческая индивидуальность не угасала, чтобы красота явления превратилась в вечно пребывающую на земле, нетленную красоту.

Другие части и похожие материалы:

Особенности такой девушки:

  1. Яркий, запоминающийся образ. Девушки прозы Тургенева не готовы вершить революции, не рвутся к власти, не пытаются чего-то доказать миру. Они нежные, трогательные, ценят семейные узы и открыты любовным чувствам. Но при этом наделены очень сильным характером.
  2. Отдаются своим чувствам полностью, растворяются в избраннике. Героиням тургеневских текстов чужд расчет, желание обогатиться. Они искренни и готовы ради возлюбленного на все. Но через собственные честь и достоинство не переступят.

После смерти возлюбленного она решилась продолжить его дело, что и сделала со всей страстностью, на которую оказалась способна ее душа.

Биографическая основа

Любовь в жизни и творчестве Тургенева занимала особую роль. Известно, что в молодости он был влюблен в крестьянку и от этой связи родился ребенок. Однако властная барыня, мать Ивана Сергеевича, пришла в ярость и разлучила влюбленных. Возможно, что чувство вины перед девушкой, невольно обиженной им, мучило писателя всю жизнь.

Известны следующие романы, повлиявшие на творческий путь классика:

Увлечение Екатериной Шаховской

Отношения с Полиной Виардо

Наконец, последние отношения связывали писателя с Марией Савиной, актрисой, сыгравшей на театральной сцене роль из пьесы Тургенева. Несмотря на разницу в возрасте на более чем 30 лет, они начали общаться. Но писатель был искренне влюблен, Мария же относилась к нему скорее как к другу и собиралась замуж за другого мужчину.

Первая любовь — анализ произведения

Так же автор в произведении описал жизнь и характер своего отца. Папа Тургенева это прототип героя Петра Васильевича. Персонаж Зинаида Александровна – это первая любовь автора. Она на самом деле существовала только под другим именем и была любовницей отца Тургенева.

В центре произведения находятся воспоминания Володи о его первой настоящей влюбленности. Шестнадцатилетний парень вместе с отцом отправляется в поместье. Там Володя впервые увидел Зинаиду Александровну. Девица была необычайно красива. Парень сразу же влюбился в нее.

Зинаида любит внимание мужчин, она часто с ними флиртует. У девушки довольно капризный характер. Она не стесняется принимать знаки внимания и ухаживания от других мужчин. Зинаида нравится не только Володе. Девушка не спешит сделать выбор в пользу одного из ухажеров.

Зинаида не испытывает взаимных чувств к Володи. Она играет с ним. Иногда девушка смеется над юным парнем. Спустя время Владимир узнает, Зинаиде нравится его отец. Парень стал наблюдать за развитием отношений между девушкой и Петром Васильевичем. Следя за ними, Володя сделал выводы, что отец не относится серьезно к Зинаиде. Для мужчины это временный объект желания. Петр Васильевич даже подумывает вскоре бросить Зинаиду. Так и произошло. Отец, расставшись с девушкой, принимает решение уехать из загородного особняка. Приехав домой, Петр внезапно умирает. После все этого дороги Володи и Зинаиды расходятся, и они перестают общаться. Но, несмотря на это Володя тайно интересуется жизнью девушки. Спустя время он узнает, что она вышла замуж, а позже умерла во время родов.

В произведении наглядно показано то, что ненависть ходит рядом с любовью. Так же Тургенев хотел показать, как легко могут испортиться отношения между сыном и отцом из-за любви к одной женщине.

Увы, даже взаимное чувство, согласно позиции классика, трагично, приносит лишь страдания, но при этом очищает и облагораживает душу. Сам писатель из-за сильнейшего влияния личности матери и боязни ослушаться ее был несчастлив в личной жизни. Вот почему любовь в произведениях Тургенева трагична — он просто использует собственный жизненный опыт, наделяет своих героев теми же испытаниями, что прошел сам.

  1. Сильная и волевая, хотя и немного странная, героиня противостоит неуверенному в себе молодому человеку.
  2. Их чувства взаимны, но если девушка готова выражать их откровенно, то мужчина оказывается неспособен на это.
  3. Идейный замысел повести — любовь и борьбу за нее нельзя отложить, иначе судьба серьезно покарает за нерешительность, сделав несчастным.

Герой делает над собой усилие и готов предложить Асе руку и сердце, но поздно. Девушка уже уехала, разочарованная, с разбитым сердцем, но все такая же яркая и самобытная. История первой любви заканчивается для героини печально, для Тургенева же текст повести стал возможностью выразить свои идейно-философские и нравственные взгляды.

Главная мысль повести – всепоглощающая сила любви. Какой бы она не была, счастливой или трагичной, она подобна лихорадке, которая внезапно охватывает и не отпускает, а если и уходит, то оставляет опустошение. Любовь могущественна и подчас разрушительна, но это чувство прекрасно, без него нельзя жить. Можно лишь существовать. Главный герой запомнил свои юношеские эмоции навсегда, первая любовь открыла ему смысл и прелесть бытия, пусть даже искаженного страданием.

Именно любовь позволяет автору раскрыть подлинный духовный мир своих персонажей, показать их личную позицию, стремление к счастью и неготовность переступить через морально-нравственные нормы.

Любовь Лизы Калитиной и Лаврецкого вспыхивает не сразу. Это страсть, заставляющая забыть обо всем на свете, это нежное и искреннее чувство, рожденное в ходе разговоров, сомнений, самоанализа. Разочарованный жизнью Лаврецкий сначала любуется красотой и невинностью Лизы, наслаждаясь в ней теми качествами, которыми его развратница-супруга не наделена.

Постепенно молодые люди сближаются, возникает и развивается любовь. Но она оказывается роковой — возвращается жена Лаврецкого, влюбленные вынуждены расстаться, а юная Лиза уходит в монастырь. Эта девушка слишком чиста и религиозна, поэтому даже простое признание в чувствах женатому человеку воспринимается ею, как тяжкий грех.

Отцы и дети

Конечно, этого уникального героя Тургенев не смог избавить от испытания любовью. Базаров, отнюдь не романтический персонаж, искреннее влюбляется в Анну Одинцову, которая боится его слишком прямолинейных взглядов и откровенных речей. Этот русский нигилист всеми силами пытается бороться с тем чувством, которое постепенно захватывает его полностью, вот почему в обществе Анны ведет себя резко, насмешливо, порой — дерзко.

Только оставшись один на один с собой, он начинает анализировать собственный внутренний мир. И приходит к пониманию того, что отрицаемая им любовь в действительности существует. Базаров не смог долго таить в душе сжигающий ее огонь и рассказал о своей страсти Одинцовой, которая попросту испугалась и отвергла его.

Основная проблема произведения в том, что герою пришлось на себе испытать то чувство, которое он искренне считал пережитком прошлого. Это сломило его, поскольку цельная натура Базарова оказалась неспособной принять его новое состояние, обновленный внутренний мир.

Таковы три основных произведения Тургенева о любви. Конечно, трилогией их назвать было бы неправильно, ведь они не объединены общностью сюжета, событийного ряда, персонажей. Однако раскрывают одну и ту же тему, показывают трагизм любви, печальные судьбы влюбленных, которые вынуждены расстаться из-за собственной неуверенности или же превратностей судьбы. Создание каждого из текстов было связано с личными переживаниями писателя, поэтому сценарий всегда един — любовь облагораживает душу, раскрывает лучшие качества, но, увы, заставляет страдать.

Читайте также: