Сочинение на тему лингвистика
Обновлено: 05.07.2024
Двоеточие – знак препинания в виде двух точек, расположенных одна над другой. На письме без двоеточия обойтись невозможно. Какие случаи использования этого знака я встречаю в тексте?
Таким образом, в этом тексте двоеточие используется в бессоюзном сложном предложении, и обойтись без него нельзя.
Во-вторых, в предложениях 36,37 , представляющих собой прямую речь, знак служит для того, чтобы создать вопросительно-риторическое предложение, содержащее в себе вопрос, на который не ожидается ответа.
В-третьих, в предложении 30, являющемся частью диалога, этот знак предопределяет вопросно-ответную форму общения.
Таким образом, запятая – важный пунктуационный знак, помогающий понять структуру предложения, а значит, и его смысл.
Таким образом, могу сделать вывод о том, что не зря говорят: и у знаков бывает настроение! А восклицательный знак – яркий тому пример!
Таким образом, тире – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл предложения был бы не ясен.
Точка с запятой – это отделительный знак препинания, который впервые введён итальянским печатником Альдом Мацием, использовавшим его для разделения противоположных слов и независимых частей сложноподчинённого предложения. После него в своих сонетах точку с запятой использовал В.Шекспир. В русских текстах этот знак препинания появился в конце XV века и нашёл весьма широкое применение. В предложенном для анализа тексте точка с запятой встречается неоднократно, выполняя различные функции.
Таким образом, точка с запятой – важный знак препинания, передающий логику предложения, связь между его частями. (178 слов)
Кавычки – это парный знак препинания, который употребляется для выделения прямой речи, цитат, названия литературных произведений, газет, журналов, предприятий, а также отдельных слов, если они встречаются в тексте не в своём обычном значении. Какие случаи употребления кавычек нахожу в этом отрывке?
Таким образом, могу сделать вывод, что однозначность выделительной функции кавычек не мешает им иметь разнообразные, частные значения и знать их просто необходимо.
Скобка – письменный парный знак, служащий для обособления какой-нибудь части текста. Какие случаи использования этого знака встречаю в эссе?
Таким образом, могу сделать вывод, что скобки очень важный пунктуационный знак, помогающий понять структуру предложения, а значит, его смысл.
Таким образом, могу сделать вывод, что многоточие наряду с общей отделительной функцией обладает рядом конкретных, разнообразных значений, которые чаще всего отражают эмоциональную окраску речи. (110 слов)
В-третьих, в предложении 2 встречается слово «присоединились., Здесь правописание приставки при- зависит от её значения – присоединение.
Таким образом, могу сделать вывод, что нам не обойтись без знания орфографических правил, помогающих писать грамотно. (170 слов)
Публицистика – это стиль речи, применяющийся в общественно-политической сфере жизни. Он используется в газетах, журналах, в передачах радио и телевидения, в выступлениях на собраниях и митингах. Это стиль общественных деятелей, журналистов, писателей-публицистов. Роль публицистики в речи очень велика. Убедимся на примере этого текста.
Во-первых, публицистический стиль речи служит для того, чтобы сообщить информацию о жизни страны. В предложении…(Вставляю пример)
Во-вторых, публицистика помогает воздействовать на массы, сформировать определённое отношение к общественным делам, сформировать гражданскую позицию. В предложении…(Вставляю пример)
Таким образом, могу сделать вывод о том, что публицистический стиль речи, служащий для освещения актуальных тем общественно-политической жизни, очень важен в жизни.
Частица – это служебная часть речи, предназначенная для выражения значения оттенков слов или предложений, а также для формообразования. Существует множество разрядов частиц. Какие из них встречаю в этом тексте?
Таким образом, разнообразные частицы, встречающиеся в тексте, позволяют образовать наклонения глагола или выразить различные оттенки значения в предложении. (119 слов)
Вы представляете художественное произведение, где все герои молчат? Конечно, нет. А разговаривают они при помощи диалогов, вставленных в канву художественного текста. Диалог-форма общения героев произведения. Он имеет свои синтаксические особенности.
Во-вторых, диалог в художественном произведении включает в себя односоставные предложения, отличающиеся богатством и разнообразием интонации (предложение 20-23):
Могу сделать вывод, что без разговоров персонажей книги, представленных в тексте в виде диалогов, не будет самого художественного произведения.
В предыдущем материале ориентировали вас в качестве первого аргумента брать правильный ответ из задания А3. Но если вы не знаете хорошо тропы (метафоры, эпитеты и т. д.), то ошибка обеспечена. Аргумент не будет засчитан… Надежнее использовать задание В1, где указано уже, какая это лексическая единица: разговорное слово, термин или просторечие… Остается только сделать вывод, какую роль он играет в тексте.
Для второго аргумента задание В4 и В5 брать также опасно: вдруг неправильно определите предложение с однородными членами или вводным словом. Откровенная подсказка для аргумента содержится в задании В7, где назван вид сложного предложения. Остается только определить его роль в этом тексте.
Г. Степанов, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Лексика отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст.
Интересно предложение 12 и с точки зрения грамматики, где я нахожу вводное слово, указывающее на прием и способ оформления мысли.
Все сочинения взяты с портала "Сдам ГИА" Расположены в алфавитном порядке по фамилии автора высказывания. После высказывания есть ссылка на текст, по которому было написано сочинение.
Абзацное членение текста — это одно из важных условий его оформления. Абзац позволяет правильно понять информацию, основную мысль и авторский замысел. Чтобы доказать это, обратимся к тексту М. П. Лоскутова.
Вводная часть представлена предложениями №1—4 и представляют собой отдельный абзац, в котором дается первоначальное описание собаки и отношение к ней героя. Благодаря этому мы имеем возможность позна-комиться с действующим лицом произведения и определить тему текста.
В истории о псе главной для понимания его сущности является информация о том, что Борожай, спасая другое живое существо, погибает сам. Поэтому М. П. Лоскутов объединяет этот рассказ в отдельный абзац (предложения 23—31).
С помощью имен прилагательных в тексте создаются неповторимые образы, конкретизируются явления и понятия. Так, имена прилагательные используются автором в описании девчонки: худая, с тонкими руками и ногами (предложение №10), длинные мокрые волосы (предло-жение №11), тоненькое, в тёмных крапинках лицо, зелёные кошачьи глаза, большой рот (предложение №12). Использование прилагательных помогает автору нарисовать живой, легко представляемый портрет героини.
Прилагательные в предложении №6 передают заинтересованность героя, его увлеченность коллекционированием камней, именно поэтому камни такие необычные, красивые (Среди тёмных шершавых камней вдруг что-то нежно блеснуло: крошечная чистая слёзка) — и читатель ясно представляет себе этот камешек, похожий на слезку, он словно видит этот камень наяву и восхищается его красотой вместе с героем.
Проанализировав текст, мы без труда нашли подтверждения словам В.В.Виноградова о роли прилагательных в создании выразительности нашей речи.
СОЧИНЕНИЕ
От того, как человек говорит, зависит его восприятие окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Одним из средств привлекательности собеседника является выразительность его речи.
Неслучайно речь тети Груни такова. Близость к народу, его нрав-ственным основам всегда считалась в русской литературе привилегией положительных героев, каковой и является героиня Лиханова.
От того, как человек говорит, зависит его восприятие окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Одним из средств привлекательности собеседника является выразительность его речи.
Таким образом, приведенные примеры демонстрируют, как простыми словами передаются переживания героев, как слово помогает раскрыть содержание, работая на авторский замысел. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что высказывание А. М. Горького верно.
Проанализируем грамматический строй языка в тексте Юрия Грибова. Текст непростой с точки зрения синтаксиса: много осложненных пред-ложений, сложных синтаксических конструкций. Так, предложение №2 (Я шёл медленно, рассматривая перелески, деревеньку за лощиной, и вдруг ясно представил живого Некрасова) осложнено обособленным обстоятельством, однородными дополнениями и однородными сказуемыми.
Попробуем разобраться в сути сказанного, воспользовавшись текстом Юрия Домбровского. Убедимся на примерах, что лексические средства языка помогают нам ярко, точно, образно и эмоционально передавать наши мысли.
Таким образом, нам удалось доказать мысль В. Г. Короленко о том, что для выражения своих мыслей и переживаний у нас есть огромный арсенал разнообразных языковых средств.
Так, например, в предложении №45 (Я уже не испытывал ужаса, но всякий раз, когда невидимый шептал мне на ухо, у меня холодел позвоночник, а от рыдающего голоса сжималось сердце) рассказывается о впе-чатлениях, которые испытывал Сережа от необычного эха — многогранность его ощущений передана в сложной синтаксической конструкции с разными видами связи: сочинительной и подчинительной.
Таким образом, приведенные примеры позволяют утверждать, что права была С.И. Львова, утверждая, что язык мало знать, нужно уметь правильно им пользоваться.
В тексте используется диалог. В разговоре мальчики часто употребляют вопросительные предложения. Они выражают стремление собеседника получить информацию по интересующему вопросу. Так, из предложения 2 мы узнаем, что мальчишкам интересно, почему рассказчик общается с девочкой Витькой.
Таким образом, анализ текста еще раз подтверждает, что речь — это не просто владение языком, а владение мастерское, умелое.
Для подтверждения его слов обратимся к тексту современного детского писателя Владимира Железнякова. Обратим внимание на использование диалога в тексте. Диалог — это способ передачи устной речи на письме. Действительно, предложения в диалоге отличаются односложностью, в устной речи много назывных предложений. Примерами могут стать предложения №5, 20, 22. Если сравнить рядом стоящие предложения, которые не используются для передачи устной речи, то структура их будет отличной от диалога. В предложении №18 (Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко!) автор рисует картину радостной встречи Валерки с собакой, используя сложную синтаксическую конструкцию с разными видами связи: бессоюзной и союзной сочинительной.
Что же такое языковая единица? Итак, единицы языка — это элементы системы языка, имеющие разные функции и значения. Именно о них идет речь в словах Панова: это звук, морфема, слово, словосочетание, предложение.
Попробуем доказать объективность этого высказывания на примере текста Юрия Сергеева.
СОЧИНЕНИЕ
Таким образом, проанализировав примеры из текста Т. Н. Тесс, мы с уверенностью может утверждать, что в русском языке достаточно слов, выражений и средств, чтобы запечатлеть наш мир во всем его многообразии.
Русский язык — один из богатейших языков мира и по составу языка, и по способам его речевой организации.
Таким образом, проанализировав текст, мы с уверенностью можем утверждать, что в словосочетании проявляется способность слова взаимодействовать с другими словами.
Таким образом, нам удалось подтвердить, что словарный запас и знание грамматики в совокупности помогают нам правильно и ярко оформлять свою речь.
Не вызывает сомнения, что лексические единицы языка помогают ярко и образно выразить мысли человека, а грамматические — придать содержанию нужную (необходимую, правильную) форму. Попробуем доказать этот тезис на материале прочитанного текста.
Но наша речь не механический набор слов. Чтобы быть понятым, нужно не только правильно подобрать слова, но и поставить их в соответствующей форме, умело соединить и расставить слова в предложении. В этом нам помогает знание правил такой области языкознания, как грамматика. Именно об этом говорил Степанов во второй части своего высказывания. Подтверждение находим в тексте Горького.
Таким образом, нам удалось подтвердить, что словарный запас и знание грамматики в совокупности помогают нам правильно и ярко оформлять свою речь, о чем и говорил Г. Степанов.
Словарь любого языка — это его лексика. Человек употребляет в своей речи слова и фразеологические обороты различной стилистической окраски. Автор в своем произведении умело использует лексические средства выразительности. Например, в предложении №33 привлекают внимание эпитеты: добрые слова, золотой огонь, молочные облачка дыма. Этот троп помогает автору избежать повторов, украсить и разнообразить текст.
Грамматика позволяет увидеть логику рассуждений говорящего или пишущего, ход его мыслей. Рассмотрим предложения №12, №18 с точки зрения грамматики. В них использованы обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами. Данная конструкция помогает автору сделать речь более динамичной и выразительной, нежели синонимичное сложноподчиненное предложение. Так ресурсы грамматики помогают автору точно и связно выражать свои мысли.
Итак, словарный запас и знание грамматики помогают правильно и ярко оформлять свою речь, поэтому можно утверждать правомерность упомянутого суждения лингвиста Г. Степанова.
А вот создать полную картину описания дома помогает грамматический строй того же второго предложения. По структуре это предложение сложное бессоюзное, значит, грамматические основы в нем равнозначны, а это позволяет сделать вывод, что для автора очень важна каждая деталь в описании дома. Этим целям служат использованные однородные члены предложения — они конкретизируют образ.
Таким образом, прав был Г. Степанов, утверждая, что лексика и грамматика, являясь разными сторонами языка, тесно связаны друг с другом.
Каждое слово имеет ту или иную форму, то есть определенную совокупность признаков. В форме слова заключаются различные грамматические признаки частей речи. Форму слова можно изменить. Однако есть слова, в которых форма слова остается неизменной всегда. Для образования формы слова служит окончание и формообразующие суффиксы, изменяющие только грамматическое значение слова. С помощью формы слова можно выражать и различные оттенки чувств и мыслей, отношение к ним говорящего. Приведем примеры из текста К. Симонова.
По традиции прямая речь определяется как способ передачи чужой речи, при котором она вводится в текст словами автора и воспроизводит высказывание или мысль от того лица, которому оно принадлежит, с сохранением лексико−фразеологических, грамматических и интонационных особенностей его собственной речи.
В речи мальчика присущая ей детская непосредственность передается с помощью повторов, инверсии — предложения №21—22 (Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные — снежки катал потому что).
Таким образом, нам удалось доказать примерами, что прямая речь является важным средством характеристики литературного персонажа, о чем говорилось в приведенном выше высказывании.
Суффиксы оценки служат для образования форм имен существительных, качественных прилагательных и наречий с особой, эмоционально-экспрессивной окраской и выражением отношения говорящего к предмету, качеству, признаку. Так, предложения №14 – 15 приведенного текста Шолохова (Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофёр, как и твой папанька) передают особенную речевую манеру героя: в его речи часто употребляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: папанька, сынок, подчеркивающие, с какой теплотой Андрей Соколов относится к Ванюше и к самому факту усыновления мальчика.
В предложении 41 ребенок сравнивается с травинкой. Опять же перед нами существительное, образованное с помощью суффикса субъективной оценки, подчеркивающее жалость героя к маленькому существу, на долю которого выпали недетские испытания.
Таким образом, мы нашли подтверждения, что суффиксы оценки имен существительных служат для выражения авторского отношения к описываемому явлению или предмету.
Эти примеры доказывают, что все слова в русском языке не уходят в небытие, а живут, волнуют, дышат…
Таким образом, предложенное для анализа высказывание русского поэта, публициста А.С. Хомякова справедливо.
Когда мы садимся писать, будь то письмо или сочинение, реферат или поздравительная открытка, мы обязательно обдумываем, как точнее сформулировать мысль, как правильнее построить то или иное предложение. Устная речь зачастую не требует от нас такого напряжения, как речь письменная.
Перед нами текст в художественном стиле с элементами разговорной речи. Богатство языка произведения раскрывается в употреблении художественных средств, которые использует автор. Это метафоры, сравнения, эпитеты, риторические восклицания и другие.
Богатство языка характеризует не только каждого отдельного человека, но и народ в целом. Чем развитее носитель языка, тем богаче его речь. Неслучайно, некоторые племена Африки, находящиеся на первобытной ступени развития, обходятся несколькими десятками звуков. В толковом словаре русского языка более двухсот тысяч слов. И этим богатством нужно умело пользоваться.
Смотрите и качайте готовые сочинения на тему "лингвистика" бесплатно без регистрации. Воспользуйтесь поиском, чтобы найти сочинения по вашей теме. Банк готовых работ будет полезен студентам, которым нужны примеры написания работы
Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке
Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке
Сочинение на тему «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельз.
Не могу не согласиться с высказыванием К.Паустовского, который посвятил нашему родному языку эти стр.
Эту фразу я понимаю так. Части речи – это группы слов, по которым распределяются слова языка на осно.
Лингвист С. И. Ожегов утверждал, что: «Высокая культура речи заключается в умении найти не только то.
Известный лингвист И. Г. Милославский говорил: «Отношение пишущего к сообщаемому часто может выражат.
Сочинение на тему «Только в предложении получают своё значение отдельные сл.
Русский филолог Ф. И. Буслаев утверждал: «Только в предложении получают своё значение отдельные слов.
Известный филолог Н. М. Шанский говорил: «В монологичной речи законченная мысль иногда не умещается .
Сочинение на тему «При помощи тире передается высокая эмоциональная нагрузк.
Известный лингвист Н. С. Валгина считает, что «При помощи тире передается высокая эмоциональная.
Человеческая речь немыслима без эмоций. В устной речи мы выражаем их короткими или долгими паузами, .
Известный филолог и философ А. А. Аверинцев утверждал, что «Задача автора рассуждения – как можно .
Известный лингвист Л. Т. Григорян утверждала: «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препин.
Известный современный лингвист Н. С. Валгина считает, что пунктуационные знаки «помогают пишущему сд.
К. Г. Паустовскому принадлежит высказывание: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют.
Сочинение на тему «Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить.
Высказывание лингвиста С.И. Львовой я понимаю так: знаки препинания помогают пишущему точно и ясно в.
Сочинение на тему «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображ.
Известный лингвист Г. Я. Солганик утверждал: «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изобр.
Фразу русского писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина я понимаю так. Язык – это способ осуществления мышлен.
Сочинение на тему «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет я.
Известный лингвист Л. В. Успенский говорил: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет.
Сочинение на тему «Читатель проникает в мир образов художественного произве.
Лингвист М. Н. Кожина утверждала, что «читатель проникает в мир образов художественного произведения.
Публицистический стиль – это стиль газет, журналов. Цель его – информирование, передача значимой инф.
Сочинение на тему «Роль риторических вопросов в тексте. Какова роль риторич.
Риторический вопрос – это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью пол.
Сочинение на тему «Что такое риторический вопрос? Для чего нужны риторическ.
Риторический вопрос – это предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на кото.
Вводные слова играют огромную роль в речи человека. Они дают собраться с мыслями, сделать речь логич.
Сочинение на тему «Роль книжных слов и архаизмов в художественной и публици.
Устаревшие и книжные слова. Какие функции они выполняют сегодня, в век высоких технологий, когда язы.
Орфоэпия-это правильное произношение слов (звуков). Соблюдение единообразия произношения имеет важно.
Вы любите читать словари? Часто ли вы обращаетесь к ним? Да, я это делаю часто. Ведь словари бывают .
Сочинение на тему «Правила синтаксиса определяют логические отношения между.
Богатство языка характеризует не только каждого отдельного человека, но и народ в целом. Чем развите.
Сочинение на тему «Своё отношение к какомуто явлению, предмету, их оценку а.
В одном из учебников русского языка сказано: «Своё отношение к какому-то явлению, предмету, их оценк.
Сочинение на тему «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грам.
Лингвист Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — ка.
Сочинение на тему «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых .
Нельзя не согласиться с высказыванием К. Г. Паустовского «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей.
Русский язык — один из самых богатых и красивых языков мира. В нем достаточно слов для того, чтобы н.
Известный лингвист Михаил Викторович Панов говорил: «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи — .
Сочинение на тему «Некоторые учёные даже предлагают выделять два языка — ус.
Российский журналист Андрей Мирошниченко сказал: «Некоторые учёные даже предлагают выделять два язык.
Сочинение на тему «Язык — это то, что человек знает. Речь — это то, что чел.
Русский язык — один из богатейших языков мира и по составу языка, и по способам его речевой организа.
Сочинение на тему «Грамматика занимается не только тем, что связывает между.
Без владения грамматическими нормами языка нельзя в совершенстве овладеть языком, нельзя грамотно го.
Сочинение на тему «Русский язык обладает всеми средствами для выражения сам.
Владимир Галактионович Короленко утверждал: «Русский язык… обладает всеми средствами для выраж.
Сочинение на тему «Я понял, что человек может знать великое множество слов.
Грамматика — это раздел языкознания — наука об образовании и изменении слов, о соединении слов и стр.
Нельзя не согласиться с мнением Антона, потому что двоеточие – это действительно важный знак препина.
Сочинение на тему «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грам.
Данное высказывание состоит из двух частей. Рассмотрим первую часть. На мой взгляд, под словом «сло.
В русском языке фразеологизмы служат для выразительности речи, её образности, яркости и точности. Уп.
В русском литературном языке есть нормы для форм слова. Они отличаются от нелитературных форм этих ж.
Союз — служебная часть речи, использующаяся для связи между собой однородных членов предложения, частей сложного предложения и самостоятельных предложений. Союзы подразделяются на группы по значению, по характеру выражаемых ими отношений.
Таким образом, могу сделать вывод: утверждение лингвиста И.Г. Милославского верно.
Сочинение о местоимении
Местоимения, действительно, являются словами-заместителями самостоятельных слов. Например, в предложениях 2, 3, 8, 20, 22, 23, 24, 26 местоимения он, его замещают существительное Демосфен, в предложении 10 (мальчик — он), 15 (он и его друг — они).
Местоимения не имеют своего лексического значения, а приобретают в речи значение того слова, вместо которого употребляются. Конкретное значение местоимения становится понятным из контекста. Без самостоятельных слов местоимения ничего не значат, они обесцениваются. (В высказывании А.А. Реформатского опущена та часть, где местоимения сравниваются с бумажными деньгами, существование которых оправдано только при наличии золотого запаса).
Местоимения служат для связи предложений в тексте (указанные выше примеры). Они помогают избежать ненужных повторов. Однако необоснованное употребление местоимений может породить двусмысленность. Важно, чтобы было совершенно ясно, какое слово замещено. Поэтому не стоит замещать местоимением, если рядом два существительных одного рода или во множественном числе. Следует учитывать, что возвратное местоимение относится ко всем трём лицам.
Относительные местоимения служат средством связи частей в сложноподчинённом предложении. Например, в предложении 9 (красноречия — которое), 28 (упорство — с которым), что также помогает избежать повторов в речи.
В научной грамматике местоимения не рассматриваются как отдельная часть речи, а соотносятся с самостоятельными частями речи и называются местоименными словами (местоимения-существительные: он, она, оно, они, вы. ; местоимения-прилагательные: мой, твой, чей. ).
Таким образом, местоимения являются действительно вторичными словами.
Сочинение о богатстве русского языка
Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства.
Сочинение о повелительном и условном наклонениях глагола
Смысл высказывания известного лингвиста понимаю так. Если глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили, происходят или будут происходить, то глаголы в условном и повелительном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.
Таким образом, сослагательное и повелительное наклонение очень сходны, так как выражают действия желаемые, а не действительные.
Сочинения о связи лексики и грамматики
Таким образом, мы доказали, что с помощью слов человек выражает свои мысли, то, о чём он думает, с помощью грамматики — как он относится к этому, как он думает.
Таким образом, большой словарный запас и знание грамматических правил, а также лексических значений слов помогают человеку точно и ясно выражать свои мысли, делают его речь богаче и ярче. Это подтверждает истинность тезиса Г. Степанова.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
МБОУ ГИМНАЗИЯ №2
на лингвистическую тему
Сборник сочинений на лингвистическую тему
Составители: Туисова Л.В.(учитель русского языка), Акуленко В., Иванова В., Коваленко Д., Молчан Е., Новиков И.(ученики 9в класса)
Предлагаемое пособие предназначено для учащихся 9 классов и призвано помочь при подготовке к экзамену в формате ОГЭ
Тираж 30 экземпляров.
МБОУ гимназия №2
Мне созвучны слова знаменитого русского филолога Ф.И. Буслаева о том, что слова и некоторые их морфемы имеют своё значения лишь в предложениях. Попробую доказать это на примерах из текста мастера лирико-романтической прозы К.Г. Паустовского.
Итак, сделаем вывод, что эпитеты помогают нам понимать верный смысл слов, выразительность которых они должны подчеркивать, что и хотел донести до нас В.А. Солоухин.
Известный филолог Н.М. Шанский писал, что использование сложноподчинённых предложений даёт множество возможностей для передачи наших мыслей . И это действительно так: сложноподчиненные предложения играют огромную роль в русском языке. Попробуем доказать это утверждение на примерах из текста писателя, драматурга А.Г. Алексина.
Обратимся ко 2 предложению. Этосложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным, благодаря этому автор конкретизирует основную мысль, указывая на причину того,почему мальчик не любил осень. Рассмотрим предложение 41.В сложноподчинённом предложении с обстоятельственным придаточным причины объясняется, почему нельзя кричать на уроке.Для следующего примера сосредоточимся на 17 предложении. В нем автор использует придаточное обстоятельственное цели, что придает тексту образность и выразительность.А в сложноподчинённом предложении с придаточным изъяснительным (26) передаются размышления героя.
В заключение хочется отметить, что утверждение Н.М. Шанского имеет глубочайший смысл. Оно заставляет задуматься над тем, какие сокровища хранит наш могучий русский язык!
Чаще всего монолог не укладывается в одно-единственное предложение, поэтому автор использует целую группу грамматически связанных между собой и единых по смыслу предложений. Это и есть монологическая речь, дающая возможность употреблять в монологах самые различные языковые средства, в том числе и связанные по смыслу предложения, о которых говорил в своем высказывании известный филолог Н. М. Шаманский.
Есть речь устная и письменная. Их отличия в том, что в устной речи можно передать всю эмоциональность и напряженность с помощью интонации, мимики, жестов ,а в письменной речи это все передается с помощью порядка слов, знаков препинания. Тире, как любой знак препинания, помогает определить границы синтаксических единиц. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к 3 предложению текста, где тире отмечает начало и конец такого синтаксического отрезка, как слова автора. Предложение 8 подтверждает мысль о том, что тире также необходимо для передачи интонации, а значит, и эмоциональности. Тире указывает, где следует делать паузы, как читать каждую часть текста.
Мы знаем, что в бессоюзном сложном предложении между простыми предложениями можно поставить запятую, точку с запятой, двоеточие и тире. Все эти знаки в данном случае выполняют функцию разделения. Кроме этого они помогают выразить различные смысловые отношения: соединительные с указанием на одновременность происходящего, временные, причинно-следственные; помогают нарисовать картину эмоционально, динамично.
Докажем это с помощью примеров из текста К. Шахназарова. В предложении 5 части бессоюзного сложного предложения разделены точкой с запятой, их связь выражена перечислительной интонацией и однородностью сказуемых - глаголов несовершенного вида, прошедшего времени. Этими средствами устанавливается одновременность, сосуществование явлений.
А вот в предложении 33 Шахназаров использует тире, так как первое предложение заключает условие, второе – следствие. С помощью бессоюзия автор передает динамичность, создает цельную картину из отдельных деталей.
Таким образом, знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях помогают понять смысловые отношения между его частями, при произнесении вслух подчеркнуть интонацией эти значения, тем самым сделать нашу речь ярче, красочнее.
Чаще всего смысловые знаки препинания совпадают с грамматическими в том случае, если смысловое разделение предложения совпадает с грамматическими отрезками речи. Примером тому могут служить предложения 7 и 8 из предложенного нам текста.
Однако достаточно часто бывает и так, что смысловое деление речи подчиняет себе структурное деление и вынуждает использовать дополнительные пунктуационные знаки, т. е. конкретный определенный смысл диктует единственно возможное структурное построение предложения. Например, если убрать из предложения 19 даже часть знаков пунктуации, полностью теряется его смысл. В этом случае построение предложения программируется заданным смыслом. И если возникнет необходимость передать тем же предложением при том же наборе слов другой смысл, предложение придется составить совсем по-другому.
В большинстве предложений из контрольного текста запятые фиксируют однородный ряд или отделяют в тексте предложно-падежные формы. В некоторых случаях лексические значения слов не мешают такому объединению однородного ряда или однотипных форм, но подчас только запятая помогает установить их грамматическую и смысловую зависимость. Знаки пунктуации в предложениях помогают установить грамматические и смысловые отношения между словами в предложении, а также позволяют определить структуру предложения. Кроме того, знак препинания может передать чувство недоумения по поводу противоречащего здравому смыслу факта 13, а может разделить эмоционально и логически несовместимые понятия. Немаловажную роль в понимании текста играет и место знаков препинания, которые делят предложение на смысловые, а следовательно, и структурно важные части.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что пунктуационные знаки действительно помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях и показать их значимость.
Эту фразу я понимаю так. При оформлении аргументированного рассуждения, в котором должно быть как можно больше доказательств, на помощь автору приходят вводные слова. Они помогают построить последовательное, логически связанное и обоснованное рассуждение. Приведу примеры из текста Е.В. Гришковца.
Таким образом, могу сделать вывод, что высказывание А.А.Аверинцева справедливо.
Читайте также: