Сочинение на тему лингвистика

Обновлено: 05.07.2024

Двоеточие – знак препинания в виде двух точек, расположенных одна над другой. На письме без двоеточия обойтись невозможно. Какие случаи использования этого знака я встречаю в тексте?

Таким образом, в этом тексте двоеточие используется в бессоюзном сложном предложении, и обойтись без него нельзя.

Во-вторых, в предложениях 36,37 , представляющих собой прямую речь, знак служит для того, чтобы создать вопросительно-риторическое предложение, содержащее в себе вопрос, на который не ожидается ответа.

В-третьих, в предложении 30, являющемся частью диалога, этот знак предопределяет вопросно-ответную форму общения.

Таким образом, запятая – важный пунктуационный знак, помогающий понять структуру предложения, а значит, и его смысл.

Таким образом, могу сделать вывод о том, что не зря говорят: и у знаков бывает настроение! А восклицательный знак – яркий тому пример!

Таким образом, тире – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл предложения был бы не ясен.

Точка с запятой – это отделительный знак препинания, который впервые введён итальянским печатником Альдом Мацием, использовавшим его для разделения противоположных слов и независимых частей сложноподчинённого предложения. После него в своих сонетах точку с запятой использовал В.Шекспир. В русских текстах этот знак препинания появился в конце XV века и нашёл весьма широкое применение. В предложенном для анализа тексте точка с запятой встречается неоднократно, выполняя различные функции.

Таким образом, точка с запятой – важный знак препинания, передающий логику предложения, связь между его частями. (178 слов)

Кавычки – это парный знак препинания, который употребляется для выделения прямой речи, цитат, названия литературных произведений, газет, журналов, предприятий, а также отдельных слов, если они встречаются в тексте не в своём обычном значении. Какие случаи употребления кавычек нахожу в этом отрывке?

Таким образом, могу сделать вывод, что однозначность выделительной функции кавычек не мешает им иметь разнообразные, частные значения и знать их просто необходимо.

Скобка – письменный парный знак, служащий для обособления какой-нибудь части текста. Какие случаи использования этого знака встречаю в эссе?

Таким образом, могу сделать вывод, что скобки очень важный пунктуационный знак, помогающий понять структуру предложения, а значит, его смысл.

Таким образом, могу сделать вывод, что многоточие наряду с общей отделительной функцией обладает рядом конкретных, разнообразных значений, которые чаще всего отражают эмоциональную окраску речи. (110 слов)

В-третьих, в предложении 2 встречается слово «присоединились., Здесь правописание приставки при- зависит от её значения – присоединение.

Таким образом, могу сделать вывод, что нам не обойтись без знания орфографических правил, помогающих писать грамотно. (170 слов)

Публицистика – это стиль речи, применяющийся в общественно-политической сфере жизни. Он используется в газетах, журналах, в передачах радио и телевидения, в выступлениях на собраниях и митингах. Это стиль общественных деятелей, журналистов, писателей-публицистов. Роль публицистики в речи очень велика. Убедимся на примере этого текста.

Во-первых, публицистический стиль речи служит для того, чтобы сообщить информацию о жизни страны. В предложении…(Вставляю пример)

Во-вторых, публицистика помогает воздействовать на массы, сформировать определённое отношение к общественным делам, сформировать гражданскую позицию. В предложении…(Вставляю пример)

Таким образом, могу сделать вывод о том, что публицистический стиль речи, служащий для освещения актуальных тем общественно-политической жизни, очень важен в жизни.

Частица – это служебная часть речи, предназначенная для выражения значения оттенков слов или предложений, а также для формообразования. Существует множество разрядов частиц. Какие из них встречаю в этом тексте?

Таким образом, разнообразные частицы, встречающиеся в тексте, позволяют образовать наклонения глагола или выразить различные оттенки значения в предложении. (119 слов)

Вы представляете художественное произведение, где все герои молчат? Конечно, нет. А разговаривают они при помощи диалогов, вставленных в канву художественного текста. Диалог-форма общения героев произведения. Он имеет свои синтаксические особенности.

Во-вторых, диалог в художественном произведении включает в себя односоставные предложения, отличающиеся богатством и разнообразием интонации (предложение 20-23):

Могу сделать вывод, что без разговоров персонажей книги, представленных в тексте в виде диалогов, не будет самого художественного произведения.

В предыдущем материале ориентировали вас в качестве первого аргумента брать правильный ответ из задания А3. Но если вы не знаете хорошо тропы (метафоры, эпитеты и т. д.), то ошибка обеспечена. Аргумент не будет засчитан… Надежнее использовать задание В1, где указано уже, какая это лексическая единица: разговорное слово, термин или просторечие… Остается только сделать вывод, какую роль он играет в тексте.

Для второго аргумента задание В4 и В5 брать также опасно: вдруг неправильно определите предложение с однородными членами или вводным словом. Откровенная подсказка для аргумента содержится в задании В7, где назван вид сложного предложения. Остается только определить его роль в этом тексте.

Г. Степанов, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Лексика отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст.

Интересно предложение 12 и с точки зрения грамматики, где я нахожу вводное слово, указывающее на прием и способ оформления мысли.

Все сочинения взяты с портала "Сдам ГИА" Расположены в алфавитном порядке по фамилии автора высказывания. После высказывания есть ссылка на текст, по которому было написано сочинение.

Аб­зац­ное чле­не­ние тек­ста — это одно из важ­ных усло­вий его оформ­ле­ния. Абзац поз­во­ля­ет пра­виль­но по­нять ин­фор­ма­цию, ос­нов­ную мысль и ав­тор­ский за­мы­сел. Чтобы до­ка­зать это, об­ра­тим­ся к тек­сту М. П. Лос­ку­то­ва.

Ввод­ная часть пред­став­ле­на пред­ло­же­ни­я­ми №1—4 и пред­став­ля­ют собой от­дель­ный абзац, в ко­то­ром да­ет­ся пер­во­на­чаль­ное опи­са­ние со­ба­ки и от­но­ше­ние к ней героя. Бла­го­да­ря этому мы имеем воз­мож­ность позна-ко­мить­ся с дей­ству­ю­щим лицом про­из­ве­де­ния и опре­де­лить тему тек­ста.

В ис­то­рии о псе глав­ной для по­ни­ма­ния его сущ­но­сти яв­ля­ет­ся ин­фор­ма­ция о том, что Бо­ро­жай, спа­сая дру­гое живое су­ще­ство, по­ги­ба­ет сам. По­это­му М. П. Лос­ку­тов объ­еди­ня­ет этот рас­сказ в от­дель­ный абзац (пред­ло­же­ния 23—31).

С по­мо­щью имен при­ла­га­тель­ных в тек­сте со­зда­ют­ся не­по­вто­ри­мые об­ра­зы, кон­кре­ти­зи­ру­ют­ся яв­ле­ния и по­ня­тия. Так, имена при­ла­га­тель­ные ис­поль­зу­ют­ся ав­то­ром в опи­са­нии дев­чон­ки: худая, с тон­ки­ми ру­ка­ми и но­га­ми (пред­ло­же­ние №10), длин­ные мок­рые во­ло­сы (пред­ло-жение №11), то­нень­кое, в тёмных кра­пин­ках лицо, зелёные ко­ша­чьи глаза, боль­шой рот (пред­ло­же­ние №12). Ис­поль­зо­ва­ние при­ла­га­тель­ных по­мо­га­ет ав­то­ру на­ри­со­вать живой, легко пред­став­ля­е­мый порт­рет ге­ро­и­ни.

При­ла­га­тель­ные в пред­ло­же­нии №6 пе­ре­да­ют за­ин­те­ре­со­ван­ность героя, его увле­чен­ность кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­ни­ем кам­ней, имен­но по­это­му камни такие не­обыч­ные, кра­си­вые (Среди тёмных шер­ша­вых кам­ней вдруг что-то нежно блес­ну­ло: кро­шеч­ная чи­стая слёзка) — и чи­та­тель ясно пред­став­ля­ет себе этот ка­ме­шек, по­хо­жий на слез­ку, он слов­но видит этот ка­мень наяву и вос­хи­ща­ет­ся его кра­со­той вме­сте с ге­ро­ем.

Про­ана­ли­зи­ро­вав текст, мы без труда нашли под­твер­жде­ния сло­вам В.В.Ви­но­гра­до­ва о роли при­ла­га­тель­ных в со­зда­нии вы­ра­зи­тель­но­сти нашей речи.

СОЧИНЕНИЕ

От того, как че­ло­век го­во­рит, за­ви­сит его вос­при­я­тие окру­жа­ю­щи­ми: какое впе­чат­ле­ние он про­из­ве­дет, как будут вос­при­ни­мать­ся его слова, до­бьет­ся ли он пре­сле­ду­е­мых целей. Одним из средств при­вле­ка­тель­но­сти со­бе­сед­ни­ка яв­ля­ет­ся вы­ра­зи­тель­ность его речи.

Не­слу­чай­но речь тети Груни та­ко­ва. Бли­зость к на­ро­ду, его нрав-ствен­ным ос­но­вам все­гда счи­та­лась в рус­ской ли­те­ра­ту­ре при­ви­ле­ги­ей по­ло­жи­тель­ных ге­ро­ев, ка­ко­вой и яв­ля­ет­ся ге­ро­и­ня Ли­ха­но­ва.

От того, как че­ло­век го­во­рит, за­ви­сит его вос­при­я­тие окру­жа­ю­щи­ми: какое впе­чат­ле­ние он про­из­ве­дет, как будут вос­при­ни­мать­ся его слова, до­бьет­ся ли он пре­сле­ду­е­мых целей. Одним из средств при­вле­ка­тель­но­сти со­бе­сед­ни­ка яв­ля­ет­ся вы­ра­зи­тель­ность его речи.

Таким об­ра­зом, при­ве­ден­ные при­ме­ры де­мон­стри­ру­ют, как про­сты­ми сло­ва­ми пе­ре­да­ют­ся пе­ре­жи­ва­ния ге­ро­ев, как слово по­мо­га­ет рас­крыть со­дер­жа­ние, ра­бо­тая на ав­тор­ский за­мы­сел. По­это­му можно с уве­рен­но­стью утвер­ждать, что вы­ска­зы­ва­ние А. М. Горь­ко­го верно.

Про­ана­ли­зи­ру­ем грам­ма­ти­че­ский строй языка в тек­сте Юрия Гри­бо­ва. Текст не­про­стой с точки зре­ния син­так­си­са: много ослож­нен­ных пред-ло­же­ний, слож­ных син­так­си­че­ских кон­струк­ций. Так, пред­ло­же­ние №2 (Я шёл мед­лен­но, рас­смат­ри­вая пе­ре­ле­ски, де­ре­вень­ку за ло­щи­ной, и вдруг ясно пред­ста­вил жи­во­го Не­кра­со­ва) ослож­не­но обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством, од­но­род­ны­ми до­пол­не­ни­я­ми и од­но­род­ны­ми ска­зу­е­мы­ми.

По­про­бу­ем разо­брать­ся в сути ска­зан­но­го, вос­поль­зо­вав­шись тек­стом Юрия Дом­бров­ско­го. Убе­дим­ся на при­ме­рах, что лек­си­че­ские сред­ства языка по­мо­га­ют нам ярко, точно, об­раз­но и эмо­ци­о­наль­но пе­ре­да­вать наши мысли.

Таким об­ра­зом, нам уда­лось до­ка­зать мысль В. Г. Ко­ро­лен­ко о том, что для вы­ра­же­ния своих мыс­лей и пе­ре­жи­ва­ний у нас есть огром­ный ар­се­нал раз­но­об­раз­ных язы­ко­вых средств.

Так, на­при­мер, в пред­ло­же­нии №45 (Я уже не ис­пы­ты­вал ужаса, но вся­кий раз, когда не­ви­ди­мый шеп­тал мне на ухо, у меня хо­ло­дел по­зво­ноч­ник, а от ры­да­ю­ще­го го­ло­са сжи­ма­лось серд­це) рас­ска­зы­ва­ет­ся о впе-чат­ле­ни­ях, ко­то­рые ис­пы­ты­вал Се­ре­жа от не­обыч­но­го эха — мно­го­гран­ность его ощу­ще­ний пе­ре­да­на в слож­ной син­так­си­че­ской кон­струк­ции с раз­ны­ми ви­да­ми связи: со­чи­ни­тель­ной и под­чи­ни­тель­ной.

Таким об­ра­зом, при­ве­ден­ные при­ме­ры поз­во­ля­ют утвер­ждать, что права была С.И. Льво­ва, утвер­ждая, что язык мало знать, нужно уметь пра­виль­но им поль­зо­вать­ся.

В тек­сте ис­поль­зу­ет­ся диа­лог. В раз­го­во­ре маль­чи­ки часто упо­треб­ля­ют во­про­си­тель­ные пред­ло­же­ния. Они вы­ра­жа­ют стрем­ле­ние со­бе­сед­ни­ка по­лу­чить ин­фор­ма­цию по ин­те­ре­су­ю­ще­му во­про­су. Так, из пред­ло­же­ния 2 мы узна­ем, что маль­чиш­кам ин­те­рес­но, по­че­му рас­сказ­чик об­ща­ет­ся с де­воч­кой Вить­кой.

Таким об­ра­зом, ана­лиз тек­ста еще раз под­твер­жда­ет, что речь — это не про­сто вла­де­ние язы­ком, а вла­де­ние ма­стер­ское, уме­лое.

Для под­твер­жде­ния его слов об­ра­тим­ся к тек­сту со­вре­мен­но­го дет­ско­го пи­са­те­ля Вла­ди­ми­ра Же­лез­ня­ко­ва. Об­ра­тим вни­ма­ние на ис­поль­зо­ва­ние диа­ло­га в тек­сте. Диа­лог — это спо­соб пе­ре­да­чи уст­ной речи на пись­ме. Дей­стви­тель­но, пред­ло­же­ния в диа­ло­ге от­ли­ча­ют­ся од­но­слож­но­стью, в уст­ной речи много на­зыв­ных пред­ло­же­ний. При­ме­ра­ми могут стать пред­ло­же­ния №5, 20, 22. Если срав­нить рядом сто­я­щие пред­ло­же­ния, ко­то­рые не ис­поль­зу­ют­ся для пе­ре­да­чи уст­ной речи, то струк­ту­ра их будет от­лич­ной от диа­ло­га. В пред­ло­же­нии №18 (Ва­лер­ка по­чув­ство­вал на своём лице влаж­ные при­кос­но­ве­ния тёплого со­ба­чье­го языка: со­всем кро­шеч­ная со­ба­ка, а пры­га­ла так вы­со­ко!) автор ри­су­ет кар­ти­ну ра­дост­ной встре­чи Ва­лер­ки с со­ба­кой, ис­поль­зуя слож­ную син­так­си­че­скую кон­струк­цию с раз­ны­ми ви­да­ми связи: бес­со­юз­ной и со­юз­ной со­чи­ни­тель­ной.

Что же такое язы­ко­вая еди­ни­ца? Итак, еди­ни­цы языка — это эле­мен­ты си­сте­мы языка, име­ю­щие раз­ные функ­ции и зна­че­ния. Имен­но о них идет речь в сло­вах Па­но­ва: это звук, мор­фе­ма, слово, сло­во­со­че­та­ние, пред­ло­же­ние.

По­про­бу­ем до­ка­зать объ­ек­тив­ность этого вы­ска­зы­ва­ния на при­ме­ре тек­ста Юрия Сер­ге­е­ва.

СОЧИНЕНИЕ

Таким об­ра­зом, про­ана­ли­зи­ро­вав при­ме­ры из тек­ста Т. Н. Тесс, мы с уве­рен­но­стью может утвер­ждать, что в рус­ском языке до­ста­точ­но слов, вы­ра­же­ний и средств, чтобы за­пе­чат­леть наш мир во всем его мно­го­об­ра­зии.

Рус­ский язык — один из бо­га­тей­ших язы­ков мира и по со­ста­ву языка, и по спо­со­бам его ре­че­вой ор­га­ни­за­ции.

Таким об­ра­зом, про­ана­ли­зи­ро­вав текст, мы с уве­рен­но­стью можем утвер­ждать, что в сло­во­со­че­та­нии про­яв­ля­ет­ся спо­соб­ность слова вза­и­мо­дей­ство­вать с дру­ги­ми сло­ва­ми.

Таким об­ра­зом, нам уда­лось под­твер­дить, что сло­вар­ный запас и зна­ние грам­ма­ти­ки в со­во­куп­но­сти по­мо­га­ют нам пра­виль­но и ярко оформ­лять свою речь.

Не вы­зы­ва­ет со­мне­ния, что лек­си­че­ские еди­ни­цы языка по­мо­га­ют ярко и об­раз­но вы­ра­зить мысли че­ло­ве­ка, а грам­ма­ти­че­ские — при­дать со­дер­жа­нию нуж­ную (не­об­хо­ди­мую, пра­виль­ную) форму. По­про­бу­ем до­ка­зать этот тезис на ма­те­ри­а­ле про­чи­тан­но­го тек­ста.

Но наша речь не ме­ха­ни­че­ский набор слов. Чтобы быть по­ня­тым, нужно не толь­ко пра­виль­но по­до­брать слова, но и по­ста­вить их в со­от­вет­ству­ю­щей форме, умело со­еди­нить и рас­ста­вить слова в пред­ло­же­нии. В этом нам по­мо­га­ет зна­ние пра­вил такой об­ла­сти язы­ко­зна­ния, как грам­ма­ти­ка. Имен­но об этом го­во­рил Сте­па­нов во вто­рой части сво­е­го вы­ска­зы­ва­ния. Под­твер­жде­ние на­хо­дим в тек­сте Горь­ко­го.

Таким об­ра­зом, нам уда­лось под­твер­дить, что сло­вар­ный запас и зна­ние грам­ма­ти­ки в со­во­куп­но­сти по­мо­га­ют нам пра­виль­но и ярко оформ­лять свою речь, о чем и го­во­рил Г. Сте­па­нов.

Сло­варь лю­бо­го языка — это его лек­си­ка. Че­ло­век упо­треб­ля­ет в своей речи слова и фра­зео­ло­ги­че­ские обо­ро­ты раз­лич­ной сти­ли­сти­че­ской окрас­ки. Автор в своем про­из­ве­де­нии умело ис­поль­зу­ет лек­си­че­ские сред­ства вы­ра­зи­тель­но­сти. На­при­мер, в пред­ло­же­нии №33 при­вле­ка­ют вни­ма­ние эпи­те­ты: доб­рые слова, зо­ло­той огонь, мо­лоч­ные об­лач­ка дыма. Этот троп по­мо­га­ет ав­то­ру из­бе­жать по­вто­ров, укра­сить и раз­но­об­ра­зить текст.

Грам­ма­ти­ка поз­во­ля­ет уви­деть ло­ги­ку рас­суж­де­ний го­во­ря­ще­го или пи­шу­ще­го, ход его мыс­лей. Рас­смот­рим пред­ло­же­ния №12, №18 с точки зре­ния грам­ма­ти­ки. В них ис­поль­зо­ва­ны обособ­лен­ные об­сто­я­тель­ства, вы­ра­жен­ные де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми. Дан­ная кон­струк­ция по­мо­га­ет ав­то­ру сде­лать речь более ди­на­мич­ной и вы­ра­зи­тель­ной, не­же­ли си­но­ни­мич­ное слож­но­под­чи­нен­ное пред­ло­же­ние. Так ре­сур­сы грам­ма­ти­ки по­мо­га­ют ав­то­ру точно и связ­но вы­ра­жать свои мысли.

Итак, сло­вар­ный запас и зна­ние грам­ма­ти­ки по­мо­га­ют пра­виль­но и ярко оформ­лять свою речь, по­это­му можно утвер­ждать пра­во­мер­ность упо­мя­ну­то­го суж­де­ния линг­ви­ста Г. Сте­па­но­ва.

А вот со­здать пол­ную кар­ти­ну опи­са­ния дома по­мо­га­ет грам­ма­ти­че­ский строй того же вто­ро­го пред­ло­же­ния. По струк­ту­ре это пред­ло­же­ние слож­ное бес­со­юз­ное, зна­чит, грам­ма­ти­че­ские ос­но­вы в нем рав­но­знач­ны, а это поз­во­ля­ет сде­лать вывод, что для ав­то­ра очень важна каж­дая де­таль в опи­са­нии дома. Этим целям слу­жат ис­поль­зо­ван­ные од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния — они кон­кре­ти­зи­ру­ют образ.

Таким об­ра­зом, прав был Г. Сте­па­нов, утвер­ждая, что лек­си­ка и грам­ма­ти­ка, яв­ля­ясь раз­ны­ми сто­ро­на­ми языка, тесно свя­за­ны друг с дру­гом.

Каж­дое слово имеет ту или иную форму, то есть опре­де­лен­ную со­во­куп­ность при­зна­ков. В форме слова за­клю­ча­ют­ся раз­лич­ные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки ча­стей речи. Форму слова можно из­ме­нить. Од­на­ко есть слова, в ко­то­рых форма слова оста­ет­ся не­из­мен­ной все­гда. Для об­ра­зо­ва­ния формы слова слу­жит окон­ча­ние и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы, из­ме­ня­ю­щие толь­ко грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние слова. С по­мо­щью формы слова можно вы­ра­жать и раз­лич­ные от­тен­ки чувств и мыс­лей, от­но­ше­ние к ним го­во­ря­ще­го. При­ве­дем при­ме­ры из тек­ста К. Си­мо­но­ва.

По тра­ди­ции пря­мая речь опре­де­ля­ет­ся как спо­соб пе­ре­да­чи чужой речи, при ко­то­ром она вво­дит­ся в текст сло­ва­ми ав­то­ра и вос­про­из­во­дит вы­ска­зы­ва­ние или мысль от того лица, ко­то­ро­му оно при­над­ле­жит, с со­хра­не­ни­ем лек­си­ко−фра­зео­ло­ги­че­ских, грам­ма­ти­че­ских и ин­то­на­ци­он­ных осо­бен­но­стей его соб­ствен­ной речи.

В речи маль­чи­ка при­су­щая ей дет­ская не­по­сред­ствен­ность пе­ре­да­ет­ся с по­мо­щью по­вто­ров, ин­вер­сии — пред­ло­же­ния №21—22 (Какой же я ста­рик, дядя? Я вовсе маль­чик, и я вовсе не за­мер­заю, а руки хо­лод­ные — снеж­ки катал по­то­му что).

Таким об­ра­зом, нам уда­лось до­ка­зать при­ме­ра­ми, что пря­мая речь яв­ля­ет­ся важ­ным сред­ством ха­рак­те­ри­сти­ки ли­те­ра­тур­но­го пер­со­на­жа, о чем го­во­ри­лось в при­ве­ден­ном выше вы­ска­зы­ва­нии.

Суф­фик­сы оцен­ки слу­жат для об­ра­зо­ва­ния форм имен су­ще­стви­тель­ных, ка­че­ствен­ных при­ла­га­тель­ных и на­ре­чий с осо­бой, эмо­ци­о­наль­но-экс­прес­сив­ной окрас­кой и вы­ра­же­ни­ем от­но­ше­ния го­во­ря­ще­го к пред­ме­ту, ка­че­ству, при­зна­ку. Так, пред­ло­же­ния №14 – 15 при­ве­ден­но­го тек­ста Шо­ло­хо­ва (По­здо­ро­вай­ся с дядей, сынок. Он, ви­дать, такой же шофёр, как и твой па­пань­ка) пе­ре­да­ют осо­бен­ную ре­че­вую ма­не­ру героя: в его речи часто упо­треб­ля­ют­ся слова с умень­ши­тель­но-лас­ка­тель­ны­ми суф­фик­са­ми: па­пань­ка, сынок, под­чер­ки­ва­ю­щие, с какой теп­ло­той Ан­дрей Со­ко­лов от­но­сит­ся к Ва­ню­ше и к са­мо­му факту усы­нов­ле­ния маль­чи­ка.

В пред­ло­же­нии 41 ре­бе­нок срав­ни­ва­ет­ся с тра­вин­кой. Опять же перед нами су­ще­стви­тель­ное, об­ра­зо­ван­ное с по­мо­щью суф­фик­са субъ­ек­тив­ной оцен­ки, под­чер­ки­ва­ю­щее жа­лость героя к ма­лень­ко­му су­ще­ству, на долю ко­то­ро­го вы­па­ли не­дет­ские ис­пы­та­ния.

Таким об­ра­зом, мы нашли под­твер­жде­ния, что суф­фик­сы оцен­ки имен су­ще­стви­тель­ных слу­жат для вы­ра­же­ния ав­тор­ско­го от­но­ше­ния к опи­сы­ва­е­мо­му яв­ле­нию или пред­ме­ту.

Эти при­ме­ры до­ка­зы­ва­ют, что все слова в рус­ском языке не ухо­дят в не­бы­тие, а живут, вол­ну­ют, дышат…

Таким об­ра­зом, пред­ло­жен­ное для ана­ли­за вы­ска­зы­ва­ние рус­ско­го поэта, пуб­ли­ци­ста А.С. Хо­мя­ко­ва спра­вед­ли­во.

Когда мы са­дим­ся пи­сать, будь то пись­мо или со­чи­не­ние, ре­фе­рат или по­здра­ви­тель­ная от­крыт­ка, мы обя­за­тель­но об­ду­мы­ва­ем, как точ­нее сфор­му­ли­ро­вать мысль, как пра­виль­нее по­стро­ить то или иное предло­же­ние. Уст­ная речь за­ча­стую не тре­бу­ет от нас та­ко­го на­пря­же­ния, как речь пись­мен­ная.

Перед нами текст в ху­до­же­ствен­ном стиле с эле­мен­та­ми раз­го­вор­ной речи. Бо­гат­ство языка про­из­ве­де­ния рас­кры­ва­ет­ся в упо­треб­ле­нии ху­до­же­ствен­ных средств, ко­то­рые ис­поль­зу­ет автор. Это ме­та­фо­ры, срав­не­ния, эпи­те­ты, ри­то­ри­че­ские вос­кли­ца­ния и дру­гие.

Бо­гат­ство языка ха­рак­те­ри­зу­ет не толь­ко каж­до­го от­дель­но­го че­ло­ве­ка, но и народ в целом. Чем раз­ви­тее но­си­тель языка, тем бо­га­че его речь. Не­слу­чай­но, не­ко­то­рые пле­ме­на Аф­ри­ки, на­хо­дя­щи­е­ся на пер­во­быт­ной сту­пе­ни раз­ви­тия, об­хо­дят­ся не­сколь­ки­ми де­сят­ка­ми зву­ков. В тол­ко­вом сло­ва­ре рус­ско­го языка более двух­сот тысяч слов. И этим бо­гат­ством нужно умело поль­зо­вать­ся.

Смотрите и качайте готовые сочинения на тему "лингвистика" бесплатно без регистрации. Воспользуйтесь поиском, чтобы найти сочинения по вашей теме. Банк готовых работ будет полезен студентам, которым нужны примеры написания работы

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Сочинение на тему «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельз.

Не могу не согласиться с высказыванием К.Паустовского, который посвятил нашему родному языку эти стр.

Эту фразу я понимаю так. Части речи – это группы слов, по которым распределяются слова языка на осно.

Лингвист С. И. Ожегов утверждал, что: «Высокая культура речи заключается в умении найти не только то.

Известный лингвист И. Г. Милославский говорил: «Отношение пишущего к сообщаемому часто может выражат.

Сочинение на тему «Только в предложении получают своё значение отдельные сл.

Русский филолог Ф. И. Буслаев утверждал: «Только в предложении получают своё значение отдельные слов.

Известный филолог Н. М. Шанский говорил: «В монологичной речи законченная мысль иногда не умещается .

Сочинение на тему «При помощи тире передается высокая эмоциональная нагрузк.

Известный лингвист Н. С. Валгина считает, что «При помощи тире передается высокая эмоциональная.

Человеческая речь немыслима без эмоций. В устной речи мы выражаем их короткими или долгими паузами, .

Известный филолог и философ А. А. Аверинцев утверждал, что «Задача автора рассуждения – как можно .

Известный лингвист Л. Т. Григорян утверждала: «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препин.

Известный современный лингвист Н. С. Валгина считает, что пунктуационные знаки «помогают пишущему сд.

К. Г. Паустовскому принадлежит высказывание: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют.

Сочинение на тему «Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить.

Высказывание лингвиста С.И. Львовой я понимаю так: знаки препинания помогают пишущему точно и ясно в.

Сочинение на тему «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображ.

Известный лингвист Г. Я. Солганик утверждал: «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изобр.

Фразу русского писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина я понимаю так. Язык – это способ осуществления мышлен.

Сочинение на тему «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет я.

Известный лингвист Л. В. Успенский говорил: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет.

Сочинение на тему «Читатель проникает в мир образов художественного произве.

Лингвист М. Н. Кожина утверждала, что «читатель проникает в мир образов художественного произведения.

Публицистический стиль – это стиль газет, журналов. Цель его – информирование, передача значимой инф.

Сочинение на тему «Роль риторических вопросов в тексте. Какова роль риторич.

Риторический вопрос – это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью пол.

Сочинение на тему «Что такое риторический вопрос? Для чего нужны риторическ.

Риторический вопрос – это предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на кото.

Вводные слова играют огромную роль в речи человека. Они дают собраться с мыслями, сделать речь логич.

Сочинение на тему «Роль книжных слов и архаизмов в художественной и публици.

Устаревшие и книжные слова. Какие функции они выполняют сегодня, в век высоких технологий, когда язы.

Орфоэпия-это правильное произношение слов (звуков). Соблюдение единообразия произношения имеет важно.

Вы любите читать словари? Часто ли вы обращаетесь к ним? Да, я это делаю часто. Ведь словари бывают .

Сочинение на тему «Правила синтаксиса определяют логические отношения между.

Богатство языка характеризует не только каждого отдельного человека, но и народ в целом. Чем развите.

Сочинение на тему «Своё отношение к какомуто явлению, предмету, их оценку а.

В одном из учебников русского языка сказано: «Своё отношение к какому-то явлению, предмету, их оценк.

Сочинение на тему «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грам.

Лингвист Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — ка.

Сочинение на тему «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых .

Нельзя не согласиться с высказыванием К. Г. Паустовского «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей.

Русский язык — один из самых богатых и красивых языков мира. В нем достаточно слов для того, чтобы н.

Известный лингвист Михаил Викторович Панов говорил: «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи — .

Сочинение на тему «Некоторые учёные даже предлагают выделять два языка — ус.

Российский журналист Андрей Мирошниченко сказал: «Некоторые учёные даже предлагают выделять два язык.

Сочинение на тему «Язык — это то, что человек знает. Речь — это то, что чел.

Русский язык — один из богатейших языков мира и по составу языка, и по способам его речевой организа.

Сочинение на тему «Грамматика занимается не только тем, что связывает между.

Без владения грамматическими нормами языка нельзя в совершенстве овладеть языком, нельзя грамотно го.

Сочинение на тему «Русский язык обладает всеми средствами для выражения сам.

Владимир Галактионович Короленко утверждал: «Русский язык… обладает всеми средствами для выраж.

Сочинение на тему «Я понял, что человек может знать великое множество слов.

Грамматика — это раздел языкознания — наука об образовании и изменении слов, о соединении слов и стр.

Нельзя не согласиться с мнением Антона, потому что двоеточие – это действительно важный знак препина.

Сочинение на тему «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грам.

Данное высказывание состоит из двух частей. Рассмотрим первую часть. На мой взгляд, под словом «сло.

В русском языке фразеологизмы служат для выразительности речи, её образности, яркости и точности. Уп.

В русском литературном языке есть нормы для форм слова. Они отличаются от нелитературных форм этих ж.

Союз — служебная часть речи, использующаяся для связи между собой однородных членов предложения, частей сложного предложения и самостоятельных предложений. Союзы подразделяются на группы по значению, по характеру выражаемых ими отношений.

Таким образом, могу сделать вывод: утверждение лингвиста И.Г. Милославского верно.

Сочинение о местоимении

Местоимения, действительно, являются словами-заместителями самостоятельных слов. Например, в предложениях 2, 3, 8, 20, 22, 23, 24, 26 местоимения он, его замещают существительное Демосфен, в предложении 10 (мальчик — он), 15 (он и его друг — они).

Местоимения не имеют своего лексического значения, а приобретают в речи значение того слова, вместо которого употребляются. Конкретное значение местоимения становится понятным из контекста. Без самостоятельных слов местоимения ничего не значат, они обесцениваются. (В высказывании А.А. Реформатского опущена та часть, где местоимения сравниваются с бумажными деньгами, существование которых оправдано только при наличии золотого запаса).

Местоимения служат для связи предложений в тексте (указанные выше примеры). Они помогают избежать ненужных повторов. Однако необоснованное употребление местоимений может породить двусмысленность. Важно, чтобы было совершенно ясно, какое слово замещено. Поэтому не стоит замещать местоимением, если рядом два существительных одного рода или во множественном числе. Следует учитывать, что возвратное местоимение относится ко всем трём лицам.

Относительные местоимения служат средством связи частей в сложноподчинённом предложении. Например, в предложении 9 (красноречия — которое), 28 (упорство — с которым), что также помогает избежать повторов в речи.

В научной грамматике местоимения не рассматриваются как отдельная часть речи, а соотносятся с самостоятельными частями речи и называются местоименными словами (местоимения-существительные: он, она, оно, они, вы. ; местоимения-прилагательные: мой, твой, чей. ).

Таким образом, местоимения являются действительно вторичными словами.

Сочинение о богатстве русского языка

Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства.

Сочинение о повелительном и условном наклонениях глагола

Смысл высказывания известного лингвиста понимаю так. Если глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили, происходят или будут происходить, то глаголы в условном и повелительном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.

Таким образом, сослагательное и повелительное наклонение очень сходны, так как выражают действия желаемые, а не действительные.

Сочинения о связи лексики и грамматики

Таким образом, мы доказали, что с помощью слов человек выражает свои мысли, то, о чём он думает, с помощью грамматики — как он относится к этому, как он думает.

Таким образом, большой словарный запас и знание грамматических правил, а также лексических значений слов помогают человеку точно и ясно выражать свои мысли, делают его речь богаче и ярче. Это подтверждает истинность тезиса Г. Степанова.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МБОУ ГИМНАЗИЯ №2

на лингвистическую тему

Сборник сочинений на лингвистическую тему

Составители: Туисова Л.В.(учитель русского языка), Акуленко В., Иванова В., Коваленко Д., Молчан Е., Новиков И.(ученики 9в класса)

Предлагаемое пособие предназначено для учащихся 9 классов и призвано помочь при подготовке к экзамену в формате ОГЭ

Тираж 30 экземпляров.

МБОУ гимназия №2

Мне созвучны слова знаменитого русского филолога Ф.И. Буслаева о том, что слова и некоторые их морфемы имеют своё значения лишь в предложениях. Попробую доказать это на примерах из текста мастера лирико-романтической прозы К.Г. Паустовского.

Итак, сделаем вывод, что эпитеты помогают нам понимать верный смысл слов, выразительность которых они должны подчеркивать, что и хотел донести до нас В.А. Солоухин.

Известный филолог Н.М. Шанский писал, что использование сложноподчинённых предложений даёт множество возможностей для передачи наших мыслей . И это действительно так: сложноподчиненные предложения играют огромную роль в русском языке. Попробуем доказать это утверждение на примерах из текста писателя, драматурга А.Г. Алексина.

Обратимся ко 2 предложению. Этосложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным, благодаря этому автор конкретизирует основную мысль, указывая на причину того,почему мальчик не любил осень. Рассмотрим предложение 41.В сложноподчинённом предложении с обстоятельственным придаточным причины объясняется, почему нельзя кричать на уроке.Для следующего примера сосредоточимся на 17 предложении. В нем автор использует придаточное обстоятельственное цели, что придает тексту образность и выразительность.А в сложноподчинённом предложении с придаточным изъяснительным (26) передаются размышления героя.

В заключение хочется отметить, что утверждение Н.М. Шанского имеет глубочайший смысл. Оно заставляет задуматься над тем, какие сокровища хранит наш могучий русский язык!

Чаще всего монолог не укладывается в одно-единственное предложение, поэтому автор использует целую группу грамматически связанных между собой и единых по смыслу предложений. Это и есть монологическая речь, дающая возможность употреблять в монологах самые различные языковые средства, в том числе и связанные по смыслу предложения, о которых говорил в своем высказывании известный филолог Н. М. Шаманский.

Есть речь устная и письменная. Их отличия в том, что в устной речи можно передать всю эмоциональность и напряженность с помощью интонации, мимики, жестов ,а в письменной речи это все передается с помощью порядка слов, знаков препинания. Тире, как любой знак препинания, помогает определить границы синтаксических единиц. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к 3 предложению текста, где тире отмечает начало и конец такого синтаксического отрезка, как слова автора. Предложение 8 подтверждает мысль о том, что тире также необходимо для передачи интонации, а значит, и эмоциональности. Тире указывает, где следует делать паузы, как читать каждую часть текста.

Мы знаем, что в бессоюзном сложном предложении между простыми предложениями можно поставить запятую, точку с запятой, двоеточие и тире. Все эти знаки в данном случае выполняют функцию разделения. Кроме этого они помогают выразить различные смысловые отношения: соединительные с указанием на одновременность происходящего, временные, причинно-следственные; помогают нарисовать картину эмоционально, динамично.

Докажем это с помощью примеров из текста К. Шахназарова. В предложении 5 части бессоюзного сложного предложения разделены точкой с запятой, их связь выражена перечислительной интонацией и однородностью сказуемых - глаголов несовершенного вида, прошедшего времени. Этими средствами устанавливается одновременность, сосуществование явлений.

А вот в предложении 33 Шахназаров использует тире, так как первое предложение заключает условие, второе – следствие. С помощью бессоюзия автор передает динамичность, создает цельную картину из отдельных деталей.

Таким образом, знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях помогают понять смысловые отношения между его частями, при произнесении вслух подчеркнуть интонацией эти значения, тем самым сделать нашу речь ярче, красочнее.

Чаще всего смысловые знаки препинания совпадают с грамматическими в том случае, если смысловое разделение предложения совпадает с грамматическими отрезками речи. Примером тому могут служить предложения 7 и 8 из предложенного нам текста.

Однако достаточно часто бывает и так, что смысловое деление речи подчиняет себе структурное деление и вынуждает использовать дополнительные пунктуационные знаки, т. е. конкретный определенный смысл диктует единственно возможное структурное построение предложения. Например, если убрать из предложения 19 даже часть знаков пунктуации, полностью теряется его смысл. В этом случае построение предложения программируется заданным смыслом. И если возникнет необходимость передать тем же предложением при том же наборе слов другой смысл, предложение придется составить совсем по-другому.

В большинстве предложений из контрольного текста запятые фиксируют однородный ряд или отделяют в тексте предложно-падежные формы. В некоторых случаях лексические значения слов не мешают такому объединению однородного ряда или однотипных форм, но подчас только запятая помогает установить их грамматическую и смысловую зависимость. Знаки пунктуации в предложениях помогают установить грамматические и смысловые отношения между словами в предложении, а также позволяют определить структуру предложения. Кроме того, знак препинания может передать чувство недоумения по поводу противоречащего здравому смыслу факта 13, а может разделить эмоционально и логически несовместимые понятия. Немаловажную роль в понимании текста играет и место знаков препинания, которые делят предложение на смысловые, а следовательно, и структурно важные части.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что пунктуационные знаки действительно помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях и показать их значимость.

Эту фразу я понимаю так. При оформлении аргументированного рассуждения, в котором должно быть как можно больше доказательств, на помощь автору приходят вводные слова. Они помогают построить последовательное, логически связанное и обоснованное рассуждение. Приведу примеры из текста Е.В. Гришковца.

Таким образом, могу сделать вывод, что высказывание А.А.Аверинцева справедливо.

Читайте также: