Сочинение на тему лингвистическую тему деепричастие

Обновлено: 02.07.2024

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.Н. Александрова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для сочинения:

(1)Мы ехали на охоту с моими друзьями, Константином и Львом. (2)Вдруг Костя обратил внимание на узкую тёмную полоску на севере. (3)Через полчаса стало ясно, что нужно уносить ноги, и чем быстрее, тем лучше. (4)Тёмная полоска вытягивалась в огромную крокодилью морду и явно норовила заглотить нас вместе с машиной. (5)Дождь со снегом всё усиливался. (6)Земля мгновенно раскисла и превратилась в суперклей. (7)Резко похолодало. (8)Я завёл машину, но проехать удалось немного: липкая грязь забила колёса, и двигатель заглох. (9)Порывы ветра раскачивали машину, и казалось, что она сейчас перевернётся и покатится вместе с нами, как перекати-поле!

(10)Я знал, что такие бури в степи могут длиться до двух-трёх суток. (11)Бензина, чтобы обогревать салон, хватило бы нам часов на двадцать,
а что дальше. (12)Медленно замерзать?

(13)И тогда Костя предложил Льву оставить меня, как самого слабого,
в машине, а самим, двоим крепким парням, пойти, наперекор стихии, искать дорогу и постараться выйти к людям. (14)Больше ни Костя, ни я не успели и рта раскрыть, как Лев заявил, что у него есть продукты и он, разумеется, никуда из машины не пойдёт! (15)Так что у нас с Костей выбора не было.

…(16)Ветер валил с ног. (17)Недавно мне сделали операцию, и, конечно, мне было трудно. (18)Когда я не мог встать, Костя помогал, и мы, опершись на два ружья, стояли спина к спине и отдыхали.

(19)В очередной раз я упал и, барахтаясь в тягучей массе, не заметил, что потерял сапог. (20)Только когда нога стала неметь, я обнаружил это. (21)Сил вернуться не было, но Костя вернулся и с трудом, ползая по грязи, нашёл мой сапог. (22)Потом мы шли, по очереди толкая друг друга, или отдыхали, опираясь спинами.

(23)Мы шли уже четыре часа, останавливались и стреляли в воздух, надеясь на чудо, но только свирепые льдинки, как зубы хищников, клацали у наших задубелых лиц.

– (24)Врёте, не дойдёте! – казалось, зловеще шипели они.

– (25)Не на тех напали! – время от времени кричали мы им.

(26)Неизвестно, сколько бы времени мы шли, как вдруг услышали мощный гул и увидели свет. (27)Мы начали стрелять, не жалея патронов, и через минуту к нам подъехало несколько мощных военных машин.

(28)Так мы познакомились с нашим спасителем – комбатом Пугачёвым. (29)По нашим следам он послал одну из машин с солдатами. (30)Мы же с Костей мгновенно заснули, даже раньше, чем нас заволокли в машины, стащили с нас сапоги и мокрую одежду. (31)Мы спали, пока не появился Лев, бодрый и весёлый.

– (32)А я и не сомневался, что Костя что-нибудь придумает и не оставит меня в этой степи, – сказал он невозмутимо.

(33)Солдаты нашли его по нашим следам, прицепили тросом к мощной машине и притащили в безопасное место.

(34)Мы расстались на следующее утро с целым батальоном самых лучших в мире друзей – рядовых и офицеров Советской Армии.

(35)Я и сейчас готов на любую охоту, хоть на львов в Африке: Константин в беде друга не бросит. (36)И хорошо бы рядом снова оказались комбат Пугачёв и солдаты.

Пример сочинения 9.1:

Особые формы глагола. Вспоминаем изученное В прозе А.С.Пушкина особые формы глагола используются в целях передачи деятельного начала как важнейшей характеристики мира, придания фразе смысловой емкости, лаконичности. В художественных текстах Н.В.Гоголя причастия и деепричастия употребляются в качестве средства придания фразе мелодичности, гармонии, метафоричности; передачи скорости; описания движения, жеста персонажа, вскрывающего его внутренние переживания. В прозе М.В.Лермонтова особые формы используются для образной передачи тончайших оттенков движений души человека, изображения его психики, природы как процессуальных явлений. В пейзажных зарисовках И.С.Тургенева причастия и деепричастия подчеркивают активное, деятельное, одухотворенное, родное людям начало в природе, выступают в качестве одного из средств выражения противоречий и текучести самой жизни.

Деепричастие - неизменяемая форма глагола, совмещающая признаки и свойства глагола и наречия. Деепричастие объединяется с глаголом: а) общностью лексического значения: проверять — проверяя; б) общностью вида: делать — делая, сделать — сделав; в) общностью залога: умывать — умывая, умываться — умываясь; г) общностью управления: читать книгу — читая книгу; д) возможностью определяться наречием: правильно понимать — правильно понимая. Деепричастие объединяется с наречием; а) отсутствием форм словоизменения; б) одинаковой связью примыкания; в) выражением обстоятельственных значений. Деепричастия выражают не абсолютное время, а относительное, т. е. обозначают время не по отношению к моменту речи, а по отношению к моменту совершения другого действия, выраженного глаголом-сказуемым: одновременное действие (идет вперед, оглядываясь по сторонам), предшествующее действие (отдохнув, пошли дальше), последующее действие (вышел из комнаты, резко закрыв за собой дверь). Деепричастия выполняют синтаксические функции различного вида обстоятельств, сопутствующих основному действию. Сидеть, прислонясь к спинке стула (обстоятельство образа действия). Проверив работу , передать ее учителю (обстоятельство времени). Задержаться, опоздав на поезд (обстоятельство причины). Имея свободное время , можно многое сделать (обстоятельство условия). Даже сильно отстав от других, он все же решил продолжать состязание (обстоятельство уступки). Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение, 1976

Текст для работы

Анализируем текст Почему это стихотворение Р.Саути необычно? (В нём 51 деепричастие и один деепричастный оборот) Назовите в стихотворении глагол, обозначающий основное действие. Чего в художественном плане помогает достичь такое количество деепричастий при данном глаголе? Какие дополнительные образы помогают создать деепричастия?

Работаем с текстом ГЛАГОЛ Звуковые образы Роль деепричастий Падают (воды) Шипя, журча, ворча, шурша, шелестя, звеня, клокоча, грохоча, воркуя, шумя, гремя и т.д. Помогают услышать разнообразные непрекращающиеся звуки огромной массы падающей воды

Работаем с текстом ГЛАГОЛ Зрительные образы Роль деепричастий Падают (воды) Кипя, струясь, крутясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, мелькая, скользя, делясь и встречаясь, летя, дробясь, блистая, взлетая, сплетаясь, взвиваясь и т.д. Дают возможность почувствовать необузданную мощь водопада, зримо представить его красоту

Работаем с текстом ГЛАГОЛ Действия, свойственные человеку Роль деепричастий Падают (воды) Резвясь и спеша, скользя, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, ликуя, смеясь и болтая, вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре… Помогают передать характер водопада, его магическое воздействие на зрителя

Текст для самостоятельного анализа

(1) В тот день с Тоськой домой мы шли рядом. (2)Из горьковатой тени раскидистых прибрежных ив мы выскочили на прямую открытую дорогу к мосту, залитую безжалостным отвесным солнцем, и невольно зажмурились. (3)Когда же мы открыли глаза, оба сразу увидели, что впереди нас ждало самое страшное: на перилах и настиле по обеим сторонам моста расселись, как сороки на заборе, мальчишки из компании Семки Душного. (4) Семка с несомненным актерским мастерством передразнивал любого встречного-поперечного, мстительно подмечая и высмеивая свойственные каждому недостатки. (5)Он был зол и нестерпимо завистлив ко всему здоровому, а его дразнилки были ядовиты и прилипчивы, как репей. (6)Я понимал, что бить меня они не будут. (7)Сработает неписаный закон мальчишеских отношений: семеро одного не бьют. (8)Но они всей компанией потащатся за нами до самого дома, погромыхивая смешком, словно консервная банка на собачьем хвосте, ни за что не отвяжутся и после не дадут прохода ни мне, ни Тоське, задразнив до смерти. (9)Мне так и представилось, как они, кривляясь и приплясывая, топают за нами по скрипучим деревянным тротуарам нашего Ельнинска и орут дурными голосами: (10) - Жених и невеста, настряпали теста! (11)Печь провалилась, невеста подавилась! (12)И вся наша улица, вся школа, а скоро и весь наш невеликий городок до последнего человека будут знать, что мы с Тоськой Ступиной - жених и невеста. (13)Они будут знать нашу светлую тайну и тыкать в нас пальцами, подмигивая и высовывая языки! (14)Нет, лучше уж погибнуть в честном бою лицом к лицу с противником, чем подобное унижение! (15) И я, вытащив заветный перочинный нож с двумя лезвиями и треснувшей костяной ручкой, со вздохом раскрыл его и зажал в сразу вспотевшей руке. (16)Вдруг Тоська взглянула на меня потемневшими до густой черноты глазищами, и. случилось невероятное. (17)Она взяла меня двумя ладонями за уши, притянула к себе и звонко чмокнула в щеку плотно сжатыми губами! (18)Я даже покачнулся. (19)В глазах у меня потемнело от неожиданности и гордости. (20)Может быть, поэтому Тоське удалось так легко разжать мой побелевший от напряжения кулак с зажатым в нем ножом.

(21)Она спокойно взяла ножик, щелкнула лезвием, закрывая его, сунула мне в карман …(22)Компания огольцов с безразличным видом терпеливо ожидала потехи. (23)Тоська оглядела их сузившимися, как у кошки, глазами, ласково, но твердо взяла меня за руку своей крепкой шершавой ладошкой и каким-то повзрослевшим голосом тихо сказала: (24) - Идем. (25)Только руку не вырывай. (26)Увидишь - ничего не случится. (27)Держа Тоську за руку, я ступил на раскаленные доски моста, как на эшафот. (28)Лицо Семки Душного медленно, но неотвратимо приближалось к нам. (29) Вот он спрыгнул с перил, сделал шутовской поклон, язвительно присвистнув и загоготав: (30) - Ну что, голубчики, гули-гуленьки? (31)Наворковались? (32)Но Тоська спокойно и, как мне тогда показалось, даже чуточку лениво скользнула по нему презрительным взглядом и бросила через плечо, крепко стискивая мою руку: (33) - А тебе что, Семочка? (34)Завидки берут?(35) Ведь на тебя ни одна девчонка в городе не взглянет! (36)Но всего этого Тоське показалось еще мало! (37)Пользуясь тем, что я был в каком-то сладком полусне и целиком подчинился ее сокрушительной женской воле, она совершенно бесстрашно согнула мою правую руку кренделем и просунула в нее свою. (38)Тоська Ступина медленно и важно проплыла мимо всех, держа меня под руку! (39)Моя рука, как мне показалось, одеревенела, словно перила моста, по которому мы шли. (40)Сзади слышался только вкрадчивый шорох шагов, но компания шла за нами молча, словно завороженная Тоськой, по-прежнему затаив дыхание, и постепенно превращалась в нечто вроде почетного эскорта. (41) Он проследовал за нами до Тоськиной калитки и так же молчаливо выстроился полукругом в некотором от нас отдалении. (42)- Ну до свидания, Леня! - Тоська высвободила свою руку и снова ткнулась губами мне в щеку. (43)- Спасибо, что проводил! (44) Пойдем завтра за земляникой?(45) Зайдешь за мной? (46)Я не сразу разлепил губы и, кажется, сказал чрезмерно громким голосом: (47)- Конечно, зайду! (48)Я теперь всегда здесь ждать буду. (49)Тоська Ступина коротко тряхнула своей черной челочкой и звякнула щеколдой калитки. (50)Я медленно повернулся к разбойничьей ватаге, с похолодевшим сердцем сделал два-три шага ей навстречу и ждал, что случится. (51)Но ничего не случилось! (52)Ребята как-то машинально раздвинулись и пропустили меня. (53)Головы у некоторых были еще повернуты вслед уходящей Тоське, а в их глазах - я видел это совершенно ясно! - светилось отчетливое мальчишеское восхищение… (По Куклину Л.)

Укажите в тексте номера предложений с деепричастиями (деепричастными оборотами). Выразительные возможности каких частей речи соединены в деепричастии? Используя эти знания, прокомментируйте выразительные функции деепричастий в следующих предложениях. (4) Семка с несомненным актерским мастерством передразнивал любого встречного-поперечного, мстительно подмечая и высмеивая свойственные каждому недостатки. (8)Но они всей компанией потащатся за нами до самого дома, погромыхивая смешком, словно консервная банка на собачьем хвосте, ни за что не отвяжутся и после не дадут прохода ни мне, ни Тоське, задразнив до смерти. (9)Мне так и представилось, как они, кривляясь и приплясывая, топают за нами по скрипучим деревянным тротуарам нашего Ельнинска и орут дурными голосами. (13)Они будут знать нашу светлую тайну и тыкать в нас пальцами, подмигивая и высовывая языки ! (15) И я, вытащив заветный перочинный нож с двумя лезвиями и треснувшей костяной ручкой , со вздохом раскрыл его и зажал в сразу вспотевшей руке. (29) Вот он спрыгнул с перил, сделал шутовской поклон, язвительно присвистнув и загоготав… Деепричастный оборот Деепричастие Особая форма глагола. Работаем с текстом

Исследуем текст. Функция деепричастия Деепричастия являются средством образного изображения действительности. Обладая изобразительными качествами глагола и наречия, их разнообразными смысловыми и экспрессивными оттенками, они более лаконично и точно выражают различные значения. Деепричастие и деепричастный оборот позволяют дорисовать движение, описать основное действие. Деепричастный оборот позволяет сжать громоздкую фразу, сконцентрировав внимание на действии.

Высоких баллов на экзамене! Егораева Г.Т., ведущий методист издательства "Экзамен", Москва

ЛИТЕРАТУРА Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. т.2. Синтаксис. М. 1973. Козинцева Н.А. Деепричастие // Лингвистический энциклопедический словарь. М. 1990. Лекант П. А., Маркилова Т.В. и др. Синтаксис. Синтаксическая синонимия. Пособие для учителей старших классов. М. 1999. Разумовская М.М. и др. Русский язык: учебник для 8 класса. М.: Дрофа. 2001. Розенталь Д.Э., Джанжакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М. 1999.

Устраняют однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица".


Если что нибудь поймешь).



Сочинение на лингвистическую тему : "Сходства и различия наречия и деепричастия?

Сочинение на лингвистическую тему : "Сходства и различия наречия и деепричастия.


Деепричастия Где в этом тексте деепричастия?

Деепричастия Где в этом тексте деепричастия?


Сочинение описание действий с деепричастиями?

Сочинение описание действий с деепричастиями.


Гвоздев А?

Сочинение + два примера из текста.


СРОЧНО?

Сочинение на тему "мой лицей".


Сочинение на тему "Отличие деепричастий от причастий"?

Сочинение на тему "Отличие деепричастий от причастий".


Сочинение - рассуждение на тему : Отличие деепричастия от причастия?

Сочинение - рассуждение на тему : Отличие деепричастия от причастия.


Укажите неверное утверждение?

Укажите неверное утверждение.

- Действие деепричастия и глагола относятся к одному и тому же лицу.

- Деепричастие в предложении является обстоятельством.

- Деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.

- Деепричастие образуется приставочно - суффиксальным способом.


Помогите написать сочинение рассуждениеЦитата : А?

Помогите написать сочинение рассуждение

Н. Гвоздева : " Деепричастия.

Устраняют однообразие в перечни отдельных действийодного и того же лица "


Мини сочинение на тему деепричастие в моей речи?

Мини сочинение на тему деепричастие в моей речи.


Мой четвероногий друг. Мне всегда нравились кошки, но как это обычно бывает у кого - нибудь из членов семьи неприязнь к животным. В моём случае, мама не любила ни кошек ни собак. Но после того, как папа долго ее уговаривал, она согласилась. В это..


Здесь мы предлагаем вам прочитать и бесплатно скачать несколько примеров и образцов сочинений на лингвистическую тему по основной теме ЕГЭ, ГИА или ОГЭ-2019. Данное эссе, реферат или готовое школьное сочинение - рассуждение по плану покажет вашему 9-ти класснику, как лучше написать итоговое сочинение в школе на экзамене ОГЭ-2019. Все сочинения и изложения включают в себя тезис, доказательство, вывод, вступление, аргументы, описание и заключение с выводами. Здесь идет полный разбор произведения разных авторов с планом, а также можно прочитать краткое и полное описание или репортаж. Большое или краткое сочинение-пересказ на экзамене в школе вы сможете написать самостоятельно, прочитав краткие рассказы по данному сочинению - изложению.

Вариант. Ответы. 9 класс. Номер сочинение-рассуждения № 15.1


ОГЭ готовые сочинения с примерами. Все темы сочинений для экзамена. 9 класс

Задание 15 № 6645

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А. Н. Гвоздева.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Образец и пример краткого сочинения № 1 на тему: Деепричастия… устраняют однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица . Как написать мини сочинение с планом. Примеры из жизни и произведения литературы с аргументами

Деепричастия обозначают добавочное действие, уточняя основное, и придают речи особую динамику и наглядность.

Употребление деепричастий дает возможность автору живописно передать детали действия, усилить образность художественного текста.

(1)Вень­ка пришёл домой из школы, не­мно­го по­си­дел в кухне, выпил ста­кан сваренного бабушкой клюк­вен­но­го морса, по­смот­рел, как смеш­но, вы­тя­нув про­зрач­ные лапки, спит в ак­ва­ри­уме белая крыс­ка Мар­фу­ша, и всё же пошёл зво­нить маме на ра­бо­ту. (2)Так уж у них по­ве­лось: сразу после школы Вень­ка все­гда зво­нил ей и до­кла­ды­вал о своих делах.

– (3)Мам, я опять по­драл­ся… — мед­лен­но про­изнёс он и ви­но­ва­то за­мол­чал.

(4)Из труб­ки какое-то время не раз­да­ва­лось ни звука. (5)Мама рас­стро­и­лась.

– (6)Всё ясно. (7)По­го­во­рим ве­че­ром.

(18)Сна­ча­ла Вень­ка не очень огор­чил­ся: не все же мамы такие рас­то­роп­ные, как его. (19)Но ни через не­де­лю, ни через месяц никто из од­но­класс­ни­ков в пи­джак так и не пе­ре­одел­ся. (20)Ре­бя­та по-преж­не­му хо­ди­ли в джем­пе­рах, джин­сов­ках, курт­ках от спор­тив­ных ко­стю­мов, а самые кру­тые — в тол­стов­ках. (21)Вень­ка по­пы­тал­ся как можно быст­рее за­пач­кать пи­джак, благо он был свет­лый. (22)Он уже пред­вку­шал, что дня через два на­де­нет в школу свой ста­рый тёмно-синий сви­тер круп­ной вязки, но мама при­та­щи­ла с ра­бо­ты ещё один пи­джак.

– (23)Вот! (24)При­мерь! — ще­бе­та­ла она над Вень­кой. — (25)Тётя Нина от­да­ла. (26)Ви­таль­ке стал ма­ло­ват, а тебе будет в самый раз.

Читайте также: