Сочинение на тему легенды и предания

Обновлено: 02.07.2024

6 класс

МИФ И ЛИТЕРАТУРА

ОБРАЗЦЫ СОЧИНЕНИЙ

Какое значение для современных людей имеют древние предания и мифы?

С давних времен существовали рассказы, что пытались объяснить явления природы, сложности человеческой жизни. Часто в них было много фантастического, удивительного. Фантастические и полуфантастические рассказы предшествуют тому, что можно назвать историей. Рассказы имели разную тематику: о возникновении мира, рождения богов, появление людей на земле, о началах культуры - умение использовать и добывать огонь, об отношениях людей и животных, о всяческих чудесах, о все естественное и сверхъестественное. Такие истории называли мифами и существовали они у всех народов на первобытном уровне развития. Фантастические рассказы - мифы - в своей совокупности составляют мифологию. В мифологии отразился первобытный, донауковий мировоззрение далеких предков современного человечества.

Почему же эти рассказы с большим удовольствием читают взрослые и дети в XXI веке, а за их сюжетами создают мультфильмы и компьютерные игры? Возможно, потому что современному человеку интересно узнавать о далеком прошлом, о жизни предков. В мифах, преданиях, легендах много поучительного. А еще они просто интересно объясняют привычные для нас вещи: смену времен года, причины различных природных явлений (гроза, снег, дождь), появление некоторых растений и животных. Ведь в технізований время хочется услышать что-то поэтическое и необычное, потому что душа всегда стремится красоты и чуда.

Как известно из мифов, с Прометеем связывают похищение огня, который он отдал людям, сделав их намного сильнее. За это его и наказал главный бог - Зевс. На краю земли, в стране скифов, на Кавказе, Прометея было приковано. Каждый день прилетал орел и клевал его печень, которая за ночь вырастала вновь. И так продолжалось десятки лет. Но титан был несокрушим.

Кроме того, с образом Прометея связывают еще много добра, которое он сделал людям. Титан научил добывать и обрабатывать металлы, строить корабли, приручать животных, открыл науку чисел, искусство письма, нашел травы, обладающие лечебными свойствами. Итак, Прометей дал людям силу, что сделало их гораздо более сильными и могущественными. Но люди не спешили титановые на помощь. Они были равнодушными к нему.

И как не странно, у Прометея нет зла на людей, он их жалеет, понимает их слабость и не жалеет о том, что сделал. Несмотря на тяжелое положение, Прометей не сломался, не покорился и не раскаялся. Его ум, сила духа, героическое служение людям, мужественное страдание и самопожертвование ради их счастья вот уже много веков привлекают читателей. И все соглашаются, что образ Прометея является воплощением человеческих стремлений к совершенству и прославление величия духа, который является движущей силой благородных поступков.

Предание - то, что дошло до наших дней непосредственно из глубины веков и поэтому сохранило дух того времени. "Преданья старины глубокой. " - так говорит А.С. Пушкин о событиях, описанных в "Руслане и Людмиле".

Слово "легенда" в сознании современного человека еще более связано с вымыслом, откровенно неправдоподобной историей, которая приукрашивает действительность.

Но в научной литературе о фольклоре эти понятия имеют иное, более четкое значение. Предания и легенды - это жанры устного народного творчества. Предания - рассказы исторического содержания, народная и историческая проза. Легенды - рассказы религиозного содержания. Различия между преданиями и легендами народное сознание не делает. Да и современная наука не всегда может провести четкую грань между ними.

Название "предание" достаточно точно отражает суть этого жанра. Это рассказ, который передается из уст в уста, переходит от поколения к поколению.

Грамотность и книги были доступны немногим. А знать свое место в истории, разбираться в событиях хотелось почти каждому человеку. И вплоть до XIX столетия предания заменяли простому народу историческую литературу, по-своему рассказывая о прошлом. Предания не отображают весь ход событий. Они уделяют внимание отдельным ярким моментам истории.

Предания часто освещают происхождение того или иного народа. Обычно речь идет о каком-нибудь предке, родоначальнике, с которым связано название племени или народа (этноним).

В преданиях есть много такого, о чем нельзя прочесть в книгах. Прошлое в преданиях обычно приукрашивается. Так, рассказывается, что в прежние времена жили не обыкновенные люди, а великаны; поэтому, человеческие кости, найденные на месте былых сражений русских с литовцами или чудью (одним из финских племен), будто бы поражают своей величиной. Разбойничьи или казачьи атаманы в былые годы тоже обладали какими-то волшебными свойствами: например, Ермак, по преданию, неуязвим для пуль, Разин - колдун и т.д.

Разумеется, нашли свое отражение в преданиях и реальные обстоятельства.

О свойских царях и щедрых разбойниках.

Почти во всех преданиях в центре любого события всегда стоит одна яркая личность: князь, разбойник. Атаман, генерал и т.д. Эта личность и определяет все происходящее.

В преданиях об исторических личностях могут описываться события, широко известные: например, взятие Иваном Грозным Казани, завоевание Ермаком Сибири и т.д. Но наряду с этим существует множество сюжетов, в которых изображаются различные поступки знаменитых людей, не известные по архивным документам или другим источникам.

Особый интерес для народной исторической прозы представляет частная жизнь исторической личности. Яркие, выдающиеся деятели хотя и отличаются в преданиях от обычных людей, но по каким-то признакам похожи на простых смертных. У них есть своя личная жизнь, они могут заниматься делами отнюдь не героическими, будничными, напрямую общаться с простонародьем и т.п. Рассказывается, например, как Петр I становится крестным отцом сына бедного крестьянина, как один из крупнейших полководцев XVIII в. граф Румянцев ловит рыбу в своем имении, а Суворов шутит со своими солдатами.

Часто предания исполнены иронии: даже великие деятели в них могут ошибаться, заблуждаться, выступать в смешном свете. В этом еще одна важная особенность преданий: они не только закрепляют исторические события в народной памяти, пусть даже приукрашивая, но и приближают их к повседневности. Поэтому в рассказах помимо прославленных личностей и громких событий встречаются герои и обстоятельства, неизвестные за пределами данной местности.

Множество преданий посвящено тому, как был основан тот или иной город и освоены новые территории, как возникли те или иные географические названия. Эти сюжеты также связаны с деятельностью какого-либо одного выдающегося человека.

Названия городов, сел, рек, озер порой связываются с каким-то событием местного значения (которого в действительности могло и не быть).

Среди героев преданий часто встречаются разбойники и силачи.

Разбойники грабят, убивают людей, прячут награбленное, зарывают клады, которые никто не может разыскать. Существуют рассказы про целые разбойничьи деревни: жители заманивали проезжих к себе ночевать, а потом убивали их; или днем занимались обычным трудом, а по ночам грабили.

Однако далеко не всегда в преданиях разбойники предстают злодеями. Нередко речь идет о благородных народных заступниках, раздававших награбленное бедным. Среди них упоминаются Разин и Пугачев.

Силачи в преданиях - всегда простые люди, представители той среды, в которой о них и рассказывается: среди казаков - это казак, в бурлацких рассказах - бурлак. Такой силач превосходит всех физической мощью и обычно не имеет равного противника, но во всем остальном такой же, как все. Но иногда такие герои наделяются и мифологическими, волшебными чертами. Один из самых известных героев-силачей - Рахта (или Рахкой) Рагнозерский, прозванный так по названию деревни Рагнозеро в Карелии.

Такие персонажи указывают на связь преданий с другими фольклорными жанрами, в центре которых стоит исключительная личность: с былинами, историческими песнями, сказками, народными верованиями.

Как Христос хлеб собирал

Слово "легенда" на латыни буквально значит "то, что следует читать". Первоначально так называли жития святых, в которых содержались примеры христианской добродетели и благочестивого поведения. Позже под легендами стали понимать вообще поучительные и благочестивые истории. А затем и просто истории, в которых происходит что-то необычное, чудесное, но воспринимается это как происшедшее на самом деле.

В легендах наряду с людьми и животными действуют Бог и святые, ангелы и бесы. Если предание обращено в прошлое, то в легенде время действия не оговаривается. Это или священное время - когда Бог сотворил мир, или речь идет о событиях, которые могли происходить когда угодно.

Все происходящее в легендах описывается и оценивается с точки зрения соответствия христианским нормам жизни - как их понимает народная традиция. В событиях, изображаемых в легендах, много невероятного. Но понятия "правдоподобно" или "неправдоподобно" к ним неприменимы.

В легендах Христос или святые часто спускаются на землю и неузнанные ходят по ней, награждая праведников и наказывая грешников. Такие сюжеты строятся на контрасте между тем, что думает о неприметных странниках человек, и тем, кто они на самом деле. Наказание или награда следуют незамедлительно или обещаны в будущей жизни, в аду или раю.

Бывает, что легенды перекликаются со сказками. Отличие их в том, что сказки рассказываются для веселья, для забавы. А легенды, несмотря на сходство сюжетов, воспринимаются совершенно серьезно, как действительный случай, из которого следует сделать выводы, извлечь мораль.

Сюжеты легенд черпали не только в устной, но и в письменной культуре. Среди письменных источников на первом месте стоят апокрифы. Легли в основу легенд и некоторые библейские события.

Христианские образы и сюжеты часто накладываются на древние народные поверья.

Легендарные сюжеты нашли отражение не только в литературе, но и в иконописи. Самый распространенный тип иконы Святого Георгия - "Чудо Георгия о змие" - связан с легендой, а не с житием этого святого. Это изображение, где Святой Георгий на коне попирает и пронзает копьем змея, было настолько популярно, что стало гербом Московской Руси, а затем и Москвы.

Легенды и предания - живой жанр. Они окружают нас и по сей день. Народная культура по-прежнему на свой лад ведет счет событиям, отбирая то, что представляется самым важным. И слухи, которые рождает и разносит современная молва, в будущем вполне могут дойти до потомков диковинными историями.

Но в научной литературе о фольклоре эти понятия имеют иное, более четкое значение. Предания и легенды — это жанры устного народного творчества. Предания — рассказы исторического содержания, народная и историческая проза. Легенды — рассказы религиозного содержания. Различия между преданиями и легендами народное сознание не делает. Да и современная наука не всегда может провести четкую грань между ними.

Грамотность и книги были доступны немногим. А знать свое место в истории, разбираться в событиях хотелось почти каждому человеку. И вплоть до XIX столетия предания заменяли простому народу историческую литературу, по-своему рассказывая о прошлом. Предания не отображают весь ход событий. Они уделяют внимание отдельным ярким моментам истории.

Предания часто освещают происхождение того или иного народа. Обычно речь идет о каком-нибудь предке, родоначальнике, с которым связано название племени или народа (этноним).

В преданиях есть много такого, о чем нельзя прочесть в книгах. Прошлое в преданиях обычно приукрашивается. Так, рассказывается, что в прежние времена жили не обыкновенные люди, а великаны; поэтому, человеческие кости, найденные на месте былых сражений русских с литовцами или чудью (одним из финских племен), будто бы поражают своей величиной. Разбойничьи или казачьи атаманы в былые годы тоже обладали какими-то волшебными свойствами: например, Ермак, по преданию, неуязвим для пуль, Разин — колдун и т.д.

Разумеется, нашли свое отражение в преданиях и реальные обстоятельства.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

О свойских царях и щедрых разбойниках.

Почти во всех преданиях в центре любого события всегда стоит одна яркая личность: князь, разбойник. Атаман, генерал и т.д. Эта личность и определяет все происходящее.

В преданиях об исторических личностях могут описываться события, широко известные: например, взятие Иваном Грозным Казани, завоевание Ермаком Сибири и т.д. Но наряду с этим существует множество сюжетов, в которых изображаются различные поступки знаменитых людей, не известные по архивным документам или другим источникам.

Особый интерес для народной исторической прозы представляет частная жизнь исторической личности. Яркие, выдающиеся деятели хотя и отличаются в преданиях от обычных людей, но по каким-то признакам похожи на простых смертных. У них есть своя личная жизнь, они могут заниматься делами отнюдь не героическими, будничными, напрямую общаться с простонародьем и т.п. Рассказывается, например, как Петр I становится крестным отцом сына бедного крестьянина, как один из крупнейших полководцев XVIII в. граф Румянцев ловит рыбу в своем имении, а Суворов шутит со своими солдатами.

Часто предания исполнены иронии: даже великие деятели в них могут ошибаться, заблуждаться, выступать в смешном свете. В этом еще одна важная особенность преданий: они не только закрепляют исторические события в народной памяти, пусть даже приукрашивая, но и приближают их к повседневности. Поэтому в рассказах помимо прославленных личностей и громких событий встречаются герои и обстоятельства, неизвестные за пределами данной местности.

Множество преданий посвящено тому, как был основан тот или иной город и освоены новые территории, как возникли те или иные географические названия. Эти сюжеты также связаны с деятельностью какого-либо одного выдающегося человека.

Названия городов, сел, рек, озер порой связываются с каким-то событием местного значения (которого в действительности могло и не быть).

Среди героев преданий часто встречаются разбойники и силачи.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Разбойники грабят, убивают людей, прячут награбленное, зарывают клады, которые никто не может разыскать. Существуют рассказы про целые разбойничьи деревни: жители заманивали проезжих к себе ночевать, а потом убивали их; или днем занимались обычным трудом, а по ночам грабили.

Однако далеко не всегда в преданиях разбойники предстают злодеями. Нередко речь идет о благородных народных заступниках, раздававших награбленное бедным. Среди них упоминаются Разин и Пугачев.

Силачи в преданиях — всегда простые люди, представители той среды, в которой о них и рассказывается: среди казаков — это казак, в бурлацких рассказах — бурлак. Такой силач превосходит всех физической мощью и обычно не имеет равного противника, но во всем остальном такой же, как все. Но иногда такие герои наделяются и мифологическими, волшебными чертами. Один из самых известных героев-силачей — Рахта (или Рахкой) Рагнозерский, прозванный так по названию деревни Рагнозеро в Карелии.

Такие персонажи указывают на связь преданий с другими фольклорными жанрами, в центре которых стоит исключительная личность: с былинами, историческими песнями, сказками, народными верованиями.

Как Христос хлеб собирал

В легендах наряду с людьми и животными действуют Бог и святые, ангелы и бесы. Если предание обращено в прошлое, то в легенде время действия не оговаривается. Это или священное время — когда Бог сотворил мир, или речь идет о событиях, которые могли происходить когда угодно.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В легендах Христос или святые часто спускаются на землю и неузнанные ходят по ней, награждая праведников и наказывая грешников. Такие сюжеты строятся на контрасте между тем, что думает о неприметных странниках человек, и тем, кто они на самом деле. Наказание или награда следуют незамедлительно или обещаны в будущей жизни, в аду или раю.

Бывает, что легенды перекликаются со сказками. Отличие их в том, что сказки рассказываются для веселья, для забавы. А легенды, несмотря на сходство сюжетов, воспринимаются совершенно серьезно, как действительный случай, из которого следует сделать выводы, извлечь мораль.

Сюжеты легенд черпали не только в устной, но и в письменной культуре. Среди письменных источников на первом месте стоят апокрифы. Легли в основу легенд и некоторые библейские события.

Христианские образы и сюжеты часто накладываются на древние народные поверья.

Легенды и предания — живой жанр. Они окружают нас и по сей день. Народная культура по-прежнему на свой лад ведет счет событиям, отбирая то, что представляется самым важным. И слухи, которые рождает и разносит современная молва, в будущем вполне могут дойти до потомков диковинными историями.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Тематика легенд также разнообразна, как разнообразен сам мир. Древние люди объясняли для себя происхождение мира, загадки жизни и смерти, постоянные изменения явлений природы, поведение животных, сохраняли для потомков сказания о подвигах героев. Основные функции легенд — объяснительная и нравоучительная.

По мере того, как человек познавал мир, научная ценность легенд утрачивалась, но их поэтическая сторона и сегодня продолжает волновать многих.

Очень мудрые и казахские легенды. Мне особенно нравится легенда о хромом кулане и домбре. Эта легенда о мудрости и находчивости Великого певца, который смог избежать наказания за плохую весть, так сыграв на домбре печальную мелодию – кюй, что хан без слов понял, что за трагедия случилась с его сыном.

Так, о возникновeнии цвeтов нa зeмлe гласит такая легенда:

«…молвил тогдa Яpило, посвeтлeв мудpыми очaми: "Ох, ты той eси, Мaть Сыpa Зeмля! Полюби мeня, богa свeтлого. Зa любовь зa твою, я укpaшу тeбя синими моpями, жeлтыми пeскaми, голубыми peкaми, сepeбpяными озepaми, зeлeной тpaвой-муpaвой, цвeтaми aлыми, лaзоpeвыми. "

Мне запомнилось несколько легенд о лекарственных растениях, одна из которых о пионе уклоняющемся. Дpeвнeгpeчeскaя лeгeндa связывaeт этот цвeток с имeнeм вpaчa Пеонa, котоpый исцeлил богa подзeмного цapствa Плутонa от paн. Богa вpaчeвaния Эскулaп из зaвисти peшил отравить Пеона. Но другие Боги пpeвpaтили eго в цвeток. Тaк Пeон уклонился от мeсти Эскулaпa, возможно поэтому ботaники нaзвaли цвeток "пион уклоняющийся".

В легендах сокрыто много интересных фактов. Например, почему погоны военных врачей и вывеска аптек украшаются чашей со змеёй? Это атрибуты бога врачевания Эскулапа. Почему над Большим театром в Москве и театром драмы имени Пушкина в Санкт-Петербурге мчатся квадриги с бронзовым Аполлоном? Потому что Аполлон - покровитель искусства. Откуда в нашем языке название месяцев январь, март, май, июнь? (Напоминание о римских богах Янусе, Марсе, Майе, Юноне).

Древние легенды продолжают жить сегодня в произведениях живописи, литературы и музыки. Среди особенных персонажей каждый из нас найдет своего героя.

Многие экскурсовод использует наиболее яркие истории для привлечения внимания слушателей. Ведь легенды вызывают чувство удивления и восхищения, особенно когда тема касается уникальных и ни на что не похожих мест.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Каждая семья - это своеобразный мир, в котором царят свои нормы и традиции, есть свои ценности. Не материальные ценности, а духовные. Это память о предках и их жизни, о грустных и радостных событиях в семье. К семейным ценностям можно отнести многое: фотоальбомы, старые письма и вещи, мебель, растения, посаженные ещё нашими бабушками, и дома, построенные нашими дедами. Семейные ценности - это прошедшее время, давно утёкшее в безвозвратность и живущее нашими мыслями, воспоминаниями о нём.
Прошлое, настоящее и будущее неразрывно связаны между собой. Каждая история моей семьи неразрывно связана с историей моей Родины. Каждое поколение своим трудом старалось сделать будущее своей Родины лучше, счастливее. Мои прадеды родились в начале XX века, в это время происходило множество перемен.

Исторически сложилось так, что отчет нашего родословия связан с историей деревни Новоишино, так как первыми жителями деревни были переселенцы из других окружных деревень. Сохранились лишь сведения только о некоторых переселенцах, которые скорее всего были основателями (от чувашей) деревни Новоишино.

Деревня Новоишино (это современное название), где жили наши предки, расположена на юго - востоке нынешней Республики Чувашия. Первое упоминание о деревне Новоишино было в 1719 году во время переписи населения России. В этом документе сказано: в деревне Новыя Ишины, это так писали в документах, Хозесановской волости Свияжского уезда казанской губернии было 20 дворов, где живут ясашные( то есть не крепостные, а свободные, которые платили за это налог – Ясак) чуваши мужского пола38 душ. Эти данные из актов Центрального Государственного архива – фонд 350, опись 2, единица хранения 2951.

Изучая родословную семьи Сорокиных я узнала. Что прапрадедушка Алексей в возрасте 10 лет приехал с родителями из деревни Шаймурзино (Хирти кармал) ныне Яльчикского района на постоянное место жительства в Новоишино. По приблизительным подчётам это было 1727 год.

Прадедушка Степан Григорьевич умер рано. Прабабушка Евдокия Васильевна родилась в 1878 году в деревне Молькеево Тебердинской волости Цильнинского уезда Казанской губернии. По национальности она была татарка, крещенная.

По рассказам прабабушки Евдокии Васильевны она росла сироткой.

Судя по детям, прадед был чернявый, круглолицый. Прабабушка была, скорее всего, белокурой. Из детей на прабабушку смахивал только сын Иван, а остальные все на прабабушку.

Прадед по национальности чуваш, крещенный, грамотный (не знаю что кончил), похоронен в деревне Новоишино, могила не сохранилась.

Брат моего деда Иван Степанович был молчаливый. Никаких рассказов про него не слышала, крещенный.

Сестра деда Федосия Степановна была круглолицая, крещенная. Сама была неграмотной, но всю жизнь старалась детям дать образование, всеми силами поддерживала родственные отношения со всеми родственниками. Жили делами детей. Отсюда гипертония, атеросклероз, инсульт, ранняя смерть.

Сестра деда Анастасия Степановна во время войны работала в Канаше – отрабатывала воинскую повинность. Однажды зимой отправилась домой. Шла пешком – 25 километров и заблудилась, плутала. Утром её случайно встретили в лесу деревенские мужики. Последствия для девушки страшные, как смертельный приговор – ампутация пальцев на руках и на ногах. За этим и последовали и другие болезни. Умерла и похоронена в Новоишино.

А Павел Степанович это мой дед. Он вошел в историю деревни в молодые годы как агитатор за организацию колхоза, в послевоенные годы как председатель колхоза в деревне Новоишино. Во время войны дослужился до звания лейтенанта. Павел Степанович был степенным мужиком, любил и успешно охотился на зверей и на дичь.

С моей бабушкой Сирой Ивановной они вырастили 6 детей: Людмила, Эльвира. Любовь, Лидия, Альбина, Александр - это мой папа.

Дедушка и бабушка, близкие к земле люди. Они жили в трудные годы. На долю бабушки и дедушки выпало немало испытаний, но они остались добрыми и отзывчивыми. Трудное детство досталось нашим бабушкам и дедушкам. Приходилось голодать, мерзнуть, прятаться от страшных бомбежек. Но, несмотря на все перенесенные трудности, наши бабушки и дедушки не потеряли веру в счастливое будущее. Они стремились стать полезными для нашего общества.

Сира Ивановна всю свою сознательную жизнь посвятила святому делу, лечению больных. Сколько спасенных жизней! Сколько в этой хрупкой женщине нежности и тепла. Что хватает для всех нас.

У меня ещё есть старшая сестра Ольга, она учится в Чувашском государственном институте имени И.Н.Ульянова на факультете иностранных языков. Она активная, старательная. Ольга не раз являлась победительницей и призером исследовательских и научных работ, за что была награждена дипломами и грамотами.

Мы держим корову, теленка, овец, кур и цыплят. Летом я часто вместе с мамой в поле. Здоровья Вам, мои дорогие и близкие меня люди – родители, подарившие мне жизнь.

Читайте также: