Сочинение на тему креативность

Обновлено: 04.07.2024

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки. Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

За годы моей преподавательской деятельности пришла к выводу, что каждый ребенок талантлив, и надо уметь раскрыть в учащемся этот талант.

В связи с расширением информационного пространства у учащихся возникают затруднения в выборе информации и ее использовании, поэтому необходимо развивать творческую активность школьников, прививать навыки осознанного понимания изучаемого материала. Поэтому я выбрала тему по самообразованию "Развитие творческих способностей учащихся в урочной и во внеурочной деятельности".

Итогом моей работы по теме самообразования можно считать :

1. Повышение качества знаний учащихся

2. Развитие познавательной деятельности учащихся.

3. Интеграция между предметами различных образовательных

4. Умение работать с различной информацией, в том числе

электронной, и анализировать ее.

На сегодняшний день личностно-ориентированный подход, отражающий основные принципы гуманистической педагогики, признан приоритетным для форм современной образовательной системы. При индивидуальном подходе надо организовать работу так, чтобы учащиеся проявили желание и стремление учиться.

Поэтому процесс обучения должен строиться на единстве активных и увлекательных методов и приемов. Чтобы воспитать жизнеспособную личность – человека, который определил в жизни духовно-нравственные приоритеты, самоутвердился, реализовал свои задатки и творческие возможности, который гармоничен и гибок в современных условиях. Я считаю, что только тот человек может успешно жить и полноценно действовать в современном обществе, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, умений и навыков, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение, человек, у которого сформированы установки на творческую деятельность.

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или, хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Анализируя свою педагогическую практику, я сформулировала цель и задачи, которые нужно решать в первую очередь, чтобы добиться высоких результатов.

Цель: способствовать раскрытию и реализации творческого потенциала младших школьников на уроках и во внеурочное время.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

- создать условия для развития творческих способностей учащихся и развивать интерес к предмету через использование новых образовательных технологий, активных форм обучения;

- создать атмосферу творческого поиска и условий для формирования самодостаточной личности учащегося, адаптированной к социуму;

- формирование потребностей в дальнейшем совершенствовании своих творческих возможностей;

- развитие читательской компетентности учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;

- сформировать методический комплекс упражнений, направленный на развитие творческих способностей (методические разработки уроков, творческие задания).

В основе процесса развития творческих способностей лежат:

· формирование академических успехов школьников, их интеллектуального и нравственного развития с использованием нестандартных уроков, форм, методов и приемов работы;

· внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности;

· создание условий для проявления творчества на уроке и во внеурочной деятельности для всех учащихся независимо от их личностных качеств;

· постоянное поддержание стремления ученика к самостоятельной творческой деятельности.

Урок или внеклассное мероприятие должно быть местом, где ученик имеет возможность заглянуть в себя будущего, если он приложит максимум усилий для этого. Именно возможность демонстрации на уроке и во внеурочной деятельности всей той глубины работы, которая выполнена учеником, создает условия для развития креативности, формирует безбоязненное отношение к миру, в котором скоро предстоит себя реализовать, закаляет волю, учит коммуникации со сверстниками и взрослыми. Формирует потребность в демонстрации своих знаний и умений, их отстаиванию в самых трудных ситуациях.

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьными учебниками, им не интересна однообразная работа на уроке, они читают словари и специальную дополнительную литературу, ставят вопросы и сами находят на них ответы в различных областях знаний. Подбирают дополнительный материал за страницами учебника, оформляют небольшие рефераты и защищают их.

Младшие школьники рассудительны, им свойственна способность к умозаключениям, их отношение к миру в достаточной степени носит игровой характер, что позволяет достаточно легко относиться к окружающей жизни, к людям, не замечать трудности. В этом возрасте дети готовы как губка впитывать знания, предлагаемые педагогом. Чем интереснее и увлекательнее это делает педагог, тем больше удовольствия и восторга в глазах детей, тем больше интереса и любопытства, активности в его усвоении.

При работе над развитием творческих способностей. Я стала исследователем и экспериментатором, так как преобразовала учебную и внеклассную деятельность учащихся. Моя главная задача – вовлечь детей в активную творческую деятельность, помочь овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Роль учителя здесь – роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Для достижения этой цели я использую все возможные методы, формы и приемы работы, которые способствуют всестороннему развитию личности, как на уроках, так и во внеурочное время.

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьными учебниками, им не интересна однообразная работа на уроке, они читают словари и специальную дополнительную литературу, ставят вопросы и сами находят на них ответы в различных областях знаний. Подбирают дополнительный материал за страницами учебника, оформляют небольшие рефераты и защищают их.

Младшие школьники рассудительны, им свойственна способность к умозаключениям, их отношение к миру в достаточной степени носит игровой характер, что позволяет достаточно легко относиться к окружающей жизни, к людям, не замечать трудности. В этом возрасте дети готовы как губка впитывать знания, предлагаемые педагогом. Чем интереснее и увлекательнее это делает педагог, тем больше удовольствия и восторга в глазах детей, тем больше интереса и любопытства, активности в его усвоении.

Свою работу я начала с проведения диагностик развития способностей к обучению, развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся и отслеживала результативность в течение трех лет.

Что такое креативность, и насколько она присуща каждому человеку?

Вы считаете себя творческим человеком? Вы играете на барабанах или отлично рисуете акварелью? Сочиняете песни или увлечены оригами? У многих людей присутствует заблуждение, что креативность – это врожденный талант, присущий лишь ограниченному кругу людей, а все остальные, к сожалению, не обладают какими-либо выдающимися способностями. Но это далеко не так! Итак, что же такое креативность?

Каждый может быть креативным человеком!

Дело в том, что у каждого есть врожденные творческие способности. Креативность – это навык, который можно развить. Как? Начните с более широкого определения понятия креативности. Это не только искусство или умение нешаблонно мыслить. Это скорее умение, помогающее вам находить варианты новых решений для различных задач. Таким образом, если вы сталкиваетесь с какими-либо проблемами, которые нуждаются в их разрешении, то креативность – это неоценимый навык. Скажем, вы работаете в отделе продаж. Наличие креативности поможет вам найти новые способы подхода и охвата потенциальных клиентов. Или, может быть, вы преподаватель. Значит, вы должны постоянно искать новые способы передачи знаний своим студентам.

Креативность появляется на основе желания, подкрепленного решимостью

Креативность – это умение

Это не какой-то врожденный или природный талант, который есть у избранных людей. Это означает, что креативность и новаторство можно практиковать и совершенствовать систематически. Любое умение и навык необходимо изучать и тренировать. Именно благодаря регулярной практике ваша креативность проходит через различные этапы оттачивания мастерства. Это означает, что вы можете стать все более и более творческим человеком! Если вы никогда не думали, что креативность имеет к вам хоть какое-то отношение… подумайте еще раз! Вы можете использовать творчество в любом аспекте своей жизни. Оно поможет вам вырваться из рутины, выведет вас из зоны комфорта и вдохновит вас расти, развиваться и пробовать новые вещи.

Начните находить связь, соединять разные точки и собирать всё в цельную картину! Креативность – это умение объединить старые идеи, чтобы получить свежую, инновационную и весьма ценную идею.

Область креативности сложна для исследований и вызывает множество споров, поскольку эмпирическое поле фактов, относящихся к данной проблеме, очень широко. Креативность, рассматриваемая в различных концепциях, предстает в виде частей головоломки, собрать которую целиком еще никому не удалось.

Еще в 60-х гг. было описано более 60 определений креативности [1] и их число накопившееся к настоящему моменту, уже трудно оценить. Как отмечают исследователи, "процесс понимания того, что такое креативность, сам требует креативного действия. Начиная с определения креативности, мы тем самым обрекаем себя на неудачу, поскольку креативность еще не концептуализирована и эмпирически не определена ". Авторы одного из исследований определяют креативность, как "достижение чего-либо значимого и нового. Другими словами, это то, что люди делают, чтобы изменить мир " [2].

Семантика слова

Креативность (англ. creativity ) - творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания.

Креативность рассматривают как важнейший и относительно независимый фактор одаренности, который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижений. Напротив, креативность определяется не столько критическим отношением к новому с точки зрения имеющегося опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям [3].

Странно, что все мы ссылаемся на английский, а не на латынь, и уж совсем игнорируем греческий (демиург – это и творец и ремесленник одновременно) и тем более иврит, где, собственно это понятие и возникло.

Исторические примеры

Креативные идеи посещали умы своих творцов с древних времен, поэтому перечислять их можно бесконечно долго. Я приведу три примера, которые в данный момент времени показались для меня наиболее красочными.

Решение проблемы стирки белья

Есть по меньшей мере два объяснения тому, по какой причине появились первые стиральные машины. Согласно первому объяснению, их создали заботливые мужья, чтобы облегчить труд жен. По второму — толчком послужила необходимость в обстировании большого числа сосредоточенных в одном месте холостых мужчин (городки золотоискателей, морские порты и т.д.). Но не в армии, где требовалось не только чистое белье, но и прачки как сексуальный аръергард войска. Скорее всего, справедливы обе версии.

Много веков назад мореплаватели стали использовать движение своего судна для стирки белья: его привязывали к канату и бросали за борт. Пенная струя быстро смывала с ткани всю грязь. А в это время на берегу подруги моряков терли белье о камни, для пущей эффективности используя в качестве абразива песок. Так была найдена первая из составляющих стирки — механическое воздействие на ткань.

Изменение негативного отношения к картофелю во Франции

И самый выдающийся и известный, на мой взгляд пример креатива:

Архимед и корона

Рабочее понятие

Исследования креативности, интерес к которым за последние годы сильно возрос, рассматривают четыре основных аспекта:

креативную среду (сферу, структуру, социальный контекст, формирующий требования к продукту творчества);

Часто эти подходы используются вместе.

В данной работе я хочу рассмотреть непосредственно сам креативный процесс.

Многие считают, что процесс креативности специфичен для разных сфер деятельности и знаний. Однако некоторые общие требования к процессу креативного мышления можно выделить. Креативный процесс независимо от проблемы, на которую он направлен, включает следующее:

Пять эссе о творчестве и креативной деятельности участников корпоративного университета ВИАНСА (WeAnswer). Леонид Дьячков

Рис. 1. Рабочее понятие креатива.

ГП считал – и я с ним совершенно солидарен – что творить можно только в рефлексии, а рутина рефлексируема вовсе.

Работа с информацией

Для целенаправленной креативной деятельности необходимо четко понимать ситуацию на которую будет направленно креативное решение, ее характеристики и условия. Иногда решение уже лежит практически на самой поверхности, но ввиду слабо развитого умения структурировать и анализировать внешнюю информацию, человек длительное время его (решения) не замечает. И бывает с точностью до наоборот, человек не владеющий деталями проблемы, но способный хорошо интерпретировать информацию буквально сходу находит необычное решение.

Время

Вернемся к характеристикам креативного процесса. Нельзя не отметить роль времени в процессе креативности (как долго он длится). В одних случаях период созревания идей может протекать достаточно длительное время, в других – секунды. Длительность времени необходимой для выработки идеи трудно поддается прогнозированию, но, несомненно, есть ряд факторов влияющих на этот аспект. К таким факторам можно отнести:

Специфику и сложность поставленной задачи.

Способ выработки идеи (будет рассмотрен ниже).

Способность человека выходить за рамки стереотипных ассоциаций, работать с широким семантическим полем.

Личность человека и его мотивация.

Тут очень важна плотность времени. Именно поэтому многие предпочитают творить по ночам (Бальзак, Достоевский, Пастернак и др.)

Выработка идеи (Сознательное/Бессознательное)

Важным аспектом в процессе креативной деятельности является наличие сознательных и бессознательных способов выработки решения. Многие считают, что умение выражать приходящие из бессознательного идеи - это ключ к креативному процессу. На мой взгляд, креативность проявляется в тот момент, когда бессознательные идеи вносятся в сознательные утверждения. Сами творцы и носители выдающейся креативности подчеркивают активность бессознательного в творческом процессе. К. Юнг, например, считал, что творчество делится на два вида: психологическое, связанное с работой сознания, и визионерское, выражающее архетипические образы бессознательного.

А некоторые ученые придерживаются противоположной точки зрения, например, описывая процесс открытия роли естественного отбора в эволюционном процессе Ч. Дарвиным, Х. И. Грубер подчеркивает, что инсайты 1 в процессе работы случались часто, но не имели решающего значения для построения концепции в целом.

На мой взгляд обе точки зрения имеют право на жизнь, но наиболее оптимальным вариантом является их комбинирование. Например, П. Ленгли и Р. Джонс приписывают важную роль бессознательным элементам в контексте активации памяти, которая релевантна творческому инсайту и делает доступной информацию, сознательно не затребованную.

Индивидуальный мыслительный процесс/Коммуникация

Процесс креативности требует внутреннего напряжения, которое может возникать например в коммуникации, в особенности во время конфликта между различными позициями участников.

Креативный продукт

Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации. Непосредственно сами креативные продукты могут быть очень различны по природе: новое решение проблемы в математике, открытие химического процесса, создание музыки, картины или поэмы, новой философской или религиозной системы, инновация в юриспруденции, свежее решение социальных проблем и др.

Вывод

В заключении хочется привести небольшую выжимку из предыдущего текста.

Креативный процесс является специфическим для разных областей знаний, но обладает общими характеристиками. Он имеет временные рамки и определенные этапы. В процесс креатива можно пробовать нормировать, однако уровни его проявления зависят от личностных качеств участников процесса. Так же необходимо отметить немаловажную роль бессознательного (в том числе и инсайта) в этом процессе.

Как развить креативность?

Метод синектики. Базируется на свойстве нашего мозга устанавливать ассоциативные связи. Используются 4 вида аналогий: прямая, символическая, фантастическая, личная.

Употребление

В современном мире потребность в креативных продуктах увеличивается практически с каждым днем и захватывает все больше и больше сфер деятельности. К основным из них я бы отнес:

Реклама. Ввиду перенасыщенности нашего телевидения (интернет, радио и т.д.) рекламными роликами, реальное воздействие на покупателя могут оказать только наиболее креативные из них.

Решение управленческих задач. Умение найти необычный ход, необычную мотивацию, инновационное решение – всё это способствует наилучшему решению задач различной степени сложности.

Современное искусство. Новаторские идеи и произведения, неординарное креативное видение мира позволяет современным авторам творить новые произведения искусства.

Список используемой литературы

Taylor C. W. Various approaches to and definitions of creativity // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 99126.

Feldman D. Y., Csikszentmihalyi M., Gardner H. Changing the world: A framework for the study of creativity. Yale: Yale Press, 1994

Большой психологический словарь

Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения, М., "Московский рабочий", 1973 г.

Электронная книга: "Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы"

Полное и практически очень полезное для всех эссе, вполне зрелое, уже не ученическое.

1 Инсайт — (от англ. insight — проницательность, проникновение в суть, понимание, озарение, внезапная догадка) — интеллектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождении её решения.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Внутренняя сущность человека, со всеми её изгибами и неожиданностями, до сих пор остаётся самой неразгаданной загадкой, поэтому раскрыть глубины этой тайны — сложнейшая задача. Даже если только чуть-чуть удастся приоткрыть дверь в необъятные глубины человеческой сущности, то это будет значить выйти на дорогу, на дорогу понимания процесса становления человека, его исторического предназначения, его предыстории, и соответственно его будущего.

Креативность — это способность к творчеству, способность порождать необычные вещи, придумывать, находить, видеть мир как-то по особенному. Это творчество, которое полезно и на работе, и в жизни. Креативный человек — это выдумщик. Это тот, кто придумывает и фантазирует, делая жизнь ярче, интереснее, превращая всё во что-то новое, неповторимое.

Сейчас как раз то время, когда общество осознало это, и стремится развивать в человеке творческую нить. И ведь не зря современные руководители, работодатели, педагоги независимо от рода деятельности,

Актуальность креативности в наше время очевидна, она повсюду: и в анкете по трудоустройству, и в реализации ваших планов, и в карьерном росте, и в творческой самореализации, и в культуре цивилизации, и в неумолимом беге прогресса.… Так что, я думаю, стоит потратить некоторое время на изучение этого, иностранного происхождения, слова, и если я вас убедила, то прошу пройтись со мной вместе далее по страницам курсовой работы.

Целью данной работы является: изучение креативности, как личностной способности к творчеству.

В процессе приближения к цели встали следующие задачи:

1. Охарактеризовать понятие креативности, как личностная способность к творчеству.

2. Рассмотреть основные концепции исследования креативности.

3. Проанализировать проблемы развития креативности как личностной способности к творчеству.

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что её материалы могут быть использованы в психологической и педагогической деятельности, в социально-культурной деятельности при организации мероприятий, разработке сценариев, экранизации научно-популярных фильмов и т.д.

1. Характеристика креативности, как личностной способности к творчеству

2. Согласно второй точке зрения, не всякого человека следует считать творческой личностью. Так как, определяющим фактором творческого акта является ценность нового результата, он должен быть общезначим, являться непременно культурной, технологической или какой-либо другой ценностью для человечества в целом.

Как видите, общего мнения нет, поэтому решать для себя кто действительно является творческой личностью, вам придётся самим.

Ну вот, всё ещё больше запуталось, давайте обобщим. Итак, в настоящее время многие исследователи креативности приходят к противоречивым выводам. Поэтому Ф. Баррон и Д. Харрингтон, подводя итоги исследований в этой области, сделали следующие обобщения того, что известно о креативности:

«Креативность — это способность реагировать на необходимость новых подходов и новых продуктов. Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации.

Что же побуждает творческую личность постоянно обращаться к творческой фантазии? Что является ведущим мотивом в поведении творческой личности? Творческая личность постоянно испытывает неудовлетворенность, напряжение неясную тревогу, обнаруживая в реальной действительности отсутствие ясности, простоты, упорядоченности, завершенности и гармонии. Она подобна барометру, чутко реагирующему на противоречия, дискомфорт, дисгармонию. С помощью творческой фантазии творец устраняет в своем сознании (и в бессознательном) ту дисгармонию, с которой он сталкивается в реальности. Он создает новый мир, в котором чувствует себя комфортно и радостно. Вот почему сам процесс творчества и его продукты доставляют творцу наслаждение и требуют постоянного возобновления. Это объясняет, почему творческие люди постоянно живут в неудовлетворенности и радости.

Тут, дабы вы запутались окончательно, следует сказать, что существует такое понятие как творческая игра.

И всё же творческими личностями могут быть люди с любым характером и любым темпераментом. Творческими личностями не рождаются, а становятся. Креативная способность выступает как ядро творческой личности. При этом творческая личность характеризуется не просто высоким уровнем креативной способности, но особой жизненной позицией человека, его отношением к миру, к смыслу осуществляемой деятельности, постоянной направленностью на творческое действие в действительном жизни.

Итак, креативность с научной точки зрения рассматривается как сложное, многоплановое, неоднородное явление, что выражается в многообразии теоретических и экспериментальных направлениях ее изучения. За период от первых попыток изучения творческих способностей до настоящего времени исследователями создана обширная детальная картина феноменологии креативности. С изучением креативности связаны такие умнейшие личности как 3игмунд Фрейд, К. Роджерс, Дж. Гилфорд, Э. Торренс, Р. Стернберг, Т. Амабайл, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин, С. Л. Рубинштейн, А. Маслоу, Б. М. Теплов, В.Ф. Вишнякова, Р. Мэй, Ф. Баррон, Д. Харрингтон и другие (жаль, но всех перечислить невозможно). Не смотря на эти пышные триады понятие креативности в данный момент нельзя назвать четко определенным и устоявшимся как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях, так что ещё у каждого есть свой шанс прояснить эту не менее загадочную сущность человека, чем сама жизнь.

Все исследования, посвященные изучению креативности, можно разделить на две области:

Наиболее яркими представителями этого (второго) направления являются: Ф. Баррон, А. Маслоу, Д.Б. Богоявленская.

Творческие компоненты интеллектуальных процессов всегда привлекали внимание многих ученых. Однако в большинстве исследований творчества фактически не учитывались индивидуальные различия в этих же творческих способностях, хотя и признавалось, что разные люди наделены этими способностями не в равной мере. Интерес к индивидуальным различиям в творческих способностях обозначился в связи с очевидными достижениям в области тестометрических исследований интеллекта, а также с не менее очевидными упущениями в этой области.

Гилфорд внёс незаменимый вклад в исследование креативности, он выделил 16 интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Среди них — беглость (количество идей, возникающих за некоторую единицу времени), гибкость (способность переключаться с одной идеи на другую) и оригинальность (способность продуцировать идеи, отличающиеся от общепринятых) мышления, а также любознательность (повышенная чувствительность к проблемам, не вызывающим интереса у других), иррелевантность (логическая независимость реакций от стимулов).

Первоначально Гилфорд включал в структуру креативности помимо дивергентного мышления способность к преобразованиям, точность решения и прочие собственно интеллектуальные параметры. Тем самым постулировалась положительная связь между интеллектом и креативностью. Но в экспериментах выявилось, что высокоинтеллектуальные испытуемые могут не проявлять творческого поведения при решении тестов, но не бывает низкоинтеллектуальных креативов. Позже Е.П.Торренс сформулировал на основе фактического материала модель отношения креативности и интеллекта: при IQ до 120 баллов интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ свыше 120 баллов креативность становится не зависимым от интеллекта фактором.

В нашей стране в исследованиях, проведенных сотрудниками лаборатории способностей Института психологии РАН, была выявлена парадоксальная зависимость: высококреативные личности хуже решают задачи на репродуктивное мышление (к ним относятся практически все тесты интеллекта), чем все прочие испытуемые. Это, в частности, позволяет понять природу многих затруднений, которые испытывают творчески одаренные дети на школьной скамье. Поскольку, согласно данным этого исследования, креативность противоположна интеллекту как способности к универсальной адаптации (творчество антиадаптивно), то на практике возникает эффект неспособности креативов решать простые, шаблонные интеллектуальные задачи. Следовательно, креативность и общий интеллект являются способностями, определяющими процесс решения мыслительной задачи, но играющими разную роль на различных его этапах.

Медник также рассматривает креативность как процесс. Согласно этой концепции креативность является процессом переконструирования элементов в новые комбинации, согласно поставленной задаче, требованиям ситуации и некоторым специальным требованиям. Суть творчества по Меднику заключается в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в широте поля ассоциаций.

Другое направление, автором которого является Маслоу, способность к творчеству, рассматривает как установку на самореализацию личности. Главную роль в детерминации творческого поведения здесь играют мотивация, ценности, личностные черты. Творческий процесс связан с самоактуализацией, полной и свободной реализацией своих способностей и жизненных возможностей. По Маслоу свобода, спонтанность, самопринятие и другие черты позволяют личности наиболее полно реализовать свой потенциал.

К сожалению, до настоящего времени ученые не достигли согласия даже по поводу того, существует ли вообще креативность, или она является научным конструктом?

Вот и пришёл черёд последней главы моей курсовой работы. В этой главе следует, прежде всего, подвести итоги предыдущим главам, рассказать о пользе полученных и получаемых знаний, дать практические рекомендации к теме и т. д.… Поэтому логично будет, если я всё обобщу и немного расскажу о влиянии этой самой креативности на творческое развитие личности (наверное, это всё как-то тоскливо звучит, но, поверьте, не оттого, что мне скучно, а оттого, что мне грустно в очень скором времени расставаться и с моей курсовой работой и с вами, с теми, у кого вызывает интерес данная тема и кто не против моего вольного стиля, эх…эх…эх, но ведь ещё целая глава впереди, так чего ждать — вперёд)…

По мнению Е. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения.

Креативность — это творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к порождению принципиально новых необычных идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Многим людям, обладающим творческой потребностью, не хватает творческой компетентности. Можно выделить три аспекта такой компетентности:

1. Во-первых, насколько человек готов к творчеству в условиях многомерности и альтернативности современной культуры.

Так я увлеклась и забыла, что вы, возможно, не знаете, что такое творческая компетентность.

Другими словами, творчество как выражение своей индивидуальности в ограниченных сферах практики не обязательно означает писать картины, оно может выражаться и в таких бытовых и обыденных, на первый взгляд, делах как приготовление ужина, ремонт автомобиля и даже мытья полов. Опять же, к примеру, многие люди всё жизнь считают пирожки своей матери лучшими в мире, что и говорит о проявлении творческого подхода некоторых матерей к приготовлению этих самых пирожков и других блюд, а соединённое ещё с любовью не только к детям, но и к своему делу превращает обед в незабываемое и неповторимое. Если всё ещё сомневаетесь, то подумайте о новом коронном рецепте салата, изобретённом шеф-поваром ресторана, это же самое настоящие творчество…

Хорошо, пусть так, но с чего стоит начать развитие этой чудесной способности? Много и много, абсолютно различных и наоборот абсолютно схожих существует мнений и трактатов. Так, что я предлагаю вам это решить на своё усмотрение, и для большей определённости выявить вместе со мной основные проблемы развития этой самой креативности в следующем подпункте.

Поэтому чтобы развить креативность, прежде всего, необходимо научиться видеть вещи в новом ракурсе, то есть, например, искать необычные способы применения обычных вещей. При этом способность к творчеству расцветает и это дает сильный толчок для дальнейшего развития креативности. Не нужно запирать себя за общественные стереотипы. А чтобы креативность развивалась достаточно применять игровой момент: играйте, выдумывайте, фантазируйте, переносите выдумки (конечно позитивные) в реальность.

Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница лишь в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости.

При традиционных формах обучения, ребенок, приобретая и усваивая некоторую информацию, становится способен воспроизвести указанные ему способы решения задач, доказательства теорем и т.п. Однако он не принимает участия в творческом поиске путей решения поставленной проблемы и, следовательно, не приобретает и опыта такого поиска. Чем больше отличается от знакомой подлежащая решению проблема, тем труднее для обучающегося сам процесс поиска, если он не имеет специфического опыта. Поэтому нередки случаи, когда выпускник средней школы, успешно овладевший материалом школьной программы, не справляется с конкурсными экзаменационными задачами в вузе (построенными на том же материале), поскольку они требуют нестандартного подхода к их решению.

Креативные способности во многом зависят и формируются в деятельности самих обучающихся, об этом никогда не стоит забывать педагогам. Никакой рассказ о роли гипотезы не сможет заменить в развитии способностей человека путь к исследованию, пусть даже маленькой, но самостоятельно выдвинутой гипотезы. Известно также, что для решения ряда проблем приходится отбрасывать все традиционные пути и рассмотреть их под совершенно новым, неожиданным углом зрения. Однако знание этого не обеспечивает нахождение нового угла зрения в процессе конкретного исследования. Только практический опыт исследования развивает данную способность. Чтобы передать творческий опыт, необходимо конструировать специальные ситуации, требующие творческого решения и создающие для него условия.

Дети в подавляющем большинстве не создают новых ценностей для общества. Они воспроизводят ценности уже обществу известные и только в отдельных случаях, на определенном уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельности старших, могут создавать новые ценности и для общества. Поэтому применительно к процессу обучения творчество следует определить как форму деятельности человека, направленную на создание качественно новых для него ценностей, т.е. важных для формирования личности как общественного субъекта.

Ещё одной проблемой для развития креативности является то, что само по себе решение задач (как жизненных, так и различных других) для большинства людей не является приоритетным в их жизни. Возможно, наиболее прагматическое объяснение этому состоит в том, что значительную часть нашей жизни мы отдыхаем на диване, в ночном клубе и т.д., вместо того, чтобы упорно размышлять о какой-нибудь проблеме, требующей творческого решения.

Так что творческие акты часто следуют за периодами сна или безделья, скорее всего, просто потому, что эти периоды занимают много времени.Творческая личность может почувствовать порыв возбуждения, когда все кусочки и крупицы идеи вдруг встают на место. Все относящиеся к делу идеи согласуются друг с другом, а несущественные мысли игнорируются. Примеров просветления в истории творческих прорывов множество: открытие строения молекулы ДНК, изобретение телефона, завершение симфонии, неожиданный даже для режиссёра конец фильма и многое другое. Все это примеры того, как в момент просветления в разум приходит творческое решение старой назойливой задачи.

Именно оттого, что человек не использует даже четверти своих возможностей, можно говорить о существовании такого явления как творческая закостенелость или о людях без каких-либо способностей, хотя в действительности такого быть не может.

Развитие креативности имеет свои особенности в каждом возрастном периоде, причем различные факторы, влияющие на ее динамику, в том или ином периоде, могут приобретать первостепенное значение.Основными проблемами развития креативности как личностной способности к творчеству являются: обыденность жизни человека, закостенелость общественных стереотипов, подавление творческой потребности; типичность системы обучения, основанной на рассказах, а не на предоставлении ученикам возможности получать знания через собственный опыт; не приоритетность нахождения решения задач, или назовём это не желанием человека работать в силу своих возможностей.

Воспитание подрастающего поколения составляет важную задачу любой социальной системы. Но в развитом обществе формирование нового человека как личности, обладающей высокими нравственными качествами, творческим отношением к действительности, общественной активностью, превращается в главную задачу, являясь необходимым условием его построения.

Важнейшим элементом культуры и цивилизации человечества является творчество. А предпосылкой творчества является креативность, которая в современном мире расценивается как личностная способность к творчеству.

Необходимость учитывать в воспитании поколений креативности очевидна, ведь универсальный потенциал креативности может быть реализован как на путях созидания, так и на путях разрушения. Среди современных технических устройств практически нет таких, которые не могли бы использоваться во вред человеку, хотя многие, и разрабатывались, казалось, лишь для его блага.

1. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. Минск: Беларусь, 1994.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Смысл, 2001

3. Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Дорфман Л., Мартиндейл К., Петров В., Махотка П., Леонтьев Д., Купчик Дж. (ред.) Творчество в искусстве — искусство творчества. М.: Наука; Смысл, 2000.

5. Борисова Н.Б. Развитие функции самореализации личности (статья, электронный вариант).

6. Вишнякова В.Ф. Креативная психология. Психология творческого обучения. – Минск, 1995.

7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 тт. М.: Педагогика, 1983. Т. 3.

8. Галин, А.Л. Личность и творчество: психологические этюды. – Новосибирск: Кн. изд-во, 1989.

9. Дружинин В.Н. Диагностика общих познавательных способностей (статья, электронный вариант).

10. Кружецкий, В.А. Психология: учебник для учащихся педучилищ. – М.: Просвещение, 1980.

11. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие. – М.: Изд-во УРАО, 1997.

12. Лук А. Н. Психология творчества.- М.: 1978.

13. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999.

14. Мэй Р. Мужество творить: очерк психологии творчества. Львов: Инициатива, 2001.

15. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. – М.: Педагогика, 1976.

16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, 1946. (книга электронный вариант).

17. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961.

18. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. – М.: Знание, 1986.

20. Яковлев В.Я. Философские принципы креативности / Вестник Московского Университета. 2005. (статья, электронный вариант).

Креативность – что это такое

Саморазвитие

Когда мы смотрим на успешного и творческого человека, то подсознательно спрашиваем себя: а я так смог бы? Наше галопирующее эго нашёптывает как маленький дьяволёнок: конечно, ведь ты талантлив. Вот предоставит судьба случай, и ты удивишь всех.

В один прекрасный день ты проснёшься знаменитым. Твои идеи будут востребованы, о твоих свершениях будут писать в лучших учебниках по бизнесу. Газеты и телевидение будут захлёбываться в потоке последней информации о том, что ты ел на завтрак: яичницу с беконом или овсяную кашу на молоке.

Ты будешь, будто вулкан, извергать умные мысли на симпозиумах и ведущие экономисты, и учёные мужи будут рукоплескать тебе в эйфории. Твой день и сон будут расписаны по минутам, которые распишет не Всевышний, а тот, на кого равняется человечество: на самого известного, непревзойдённого и счастливого тебя.

Обычный землянин утром встанет, примет водные процедуры, поставит на плиту чайник, поцелует жену и детей, потом пойдёт на работу. А из всех громкоговорителей, телеэкранов, со страниц газет и толстых глянцевых журналов, словно аура, звуковым фоном ляжет в подсознание граждан короткая мысль: а я так смог бы?

Проснись! Твой потускневший горн бытия, сопровождая твою серую жизнь, трубит одну и ту же какофонию.

Пока вы так мыслите – ничего не получится. Встаньте с дивана и переверните свою пятую точку опоры (не земную – Земля давно вертится без вас). Нет, не переворачивайтесь на другой бок.

Встаньте и идите. Куда? Решать вам.

Что такое креативность

Объясню просто. Креативность – это безостановочный процесс, не прекращающийся даже во время сна и утреннего моциона. Это – благодатное как огонь желание созидать на благо общества, не забывая любимого себя.

НЕ смотрите в словари в поисках определения данного слова – они вам ничего не дадут кроме сухого знания о том, что такое креативность.

Человек, который генерирует идеи и стремится к цели стратегически грамотно, то есть понимает, что должно получиться на выходе, ещё не креативен.

Если человек вовлекает в процесс единомышленников, каждый день проживает, будто последний и при этом его душа наполнена радостью, а слова смыслом, если в руках его рождаются алмазы, а окружающий мир становится лучше, то вот он перед вами: прошу любить и жаловать.

Креативность – это не тщеславие и вседозволенность доморощенного мажора, слюнявящего деньги направо-налево без счёта. Деньги или их отсутствие не самое главное в деле творчески заточенного профессионала.

Креативность – это гражданский подвиг на грани возможностей, когда фиаско идёт параллельным ходом, но оно не случится потому, что шероховатости просчитаны даже с учётом неудач. Просчитаны не столько интеллектом, сколько мудростью, даже правильным пониманием устройства вещей в подлунном мире.

Но и это ещё не всё. Рядом с креативным человеком всегда легко и спокойно, если вы понимаете, что он хочет от вас и вам это близко. Он строг и весел, он добр и прижимист, он неугомонен и спокоен – он разный. Но в одном он постоянен: он признаёт свои ошибки и он не предаст дело, которому служит. Разговаривая с ним, понимаешь, что окунулся в океан глубоких мыслей, созидания и вечного праздника.

Креативность дана сверху. Не всем, избранным. Не стоит говорить, что кто-то не стоял в очереди, когда господь раздавал мозги – не нам о том судить. А вот изжить из себя скуку, леность, косноязычие и застой в черепной коробке – дело по плечу каждому. С этого первого шага и надо начинать. Получится или – время покажет. Но как светла дорога, когда шагаешь в нужном направлении!

Креативность – это не построение захватывающей дух карьеры, поскольку карьеризм эгоистичен, а потому обречён. Креативность – это самое продвинутое ощущение себя как нестандартно мыслящего реформатора, ставящего во главу угла успех цивилизованного общества, не отягощённого пороками, междоусобицами и борьбой на выживание.

Ну что сериал посмотрим, перемоем кости соседям, поругаем на кухне правительство или определимся?

Что такое креатив


Всё мерить деньгами – самая излюбленная ошибка толстосумов. Креатив как кислородная подушка для больного, как глоток воды в пустыне, как день признания в любви человеку, которому ты решил посвятить жизнь. Креатив словно пьяная вишня бодрит и успокаивает одновременно. С ним хорошо. Без него плохо.

Именно способ мышления, построенный на монолитном фундаменте из кирпичиков креатива, дал человеку колесо, каменный топор, огниво, мельницу, электричество, трактор, автомобиль и космический корабль. В накладе не остался никто.

Придумать что-то – это одно. Воплотить – другое. А придумать и воплотить да с огоньком, да с задором – вот он креатив. Потрогай его подушечками пальцев, ощути на вкус. Прижми его к телу, прикоснись щекой, оцени габариты.

Весь мир, существующий вокруг нас, создан благодаря креативной жизнелюбивой человеческой мысли. Вымерло бы человечество без креатива.

Человек решил передвигаться быстрее – нужно сконструировать средство передвижения. Для этого нужно составить проект, получить опытный образец. Потом строят завод: не где попало, а там где удобнее и выгоднее, где есть полезные ископаемые и человеческие ресурсы и т.д.

И так во всех сферах жизни: в экономике, культуре, искусстве и везде, везде, везде. Для этого нужны светлые головы и любовь к жизни.

Любовь к жизни – это не плюшки кушать на диване. Любовь к жизни – это понимание того, что второго шанса не будет и надо жить с верой, что ты любим и востребован. А значит, тебе отвечать за светлое будущее своих потомков.

Поставь бутылку пиво на место. Включи мозг. Возможности вокруг каждого из нас. Чему ты можешь научить собственных детей, если сам никогда и ничего не пробовал изменить?

Вот прямо сейчас кто-то греет пузо в сауне, а кто-то запускает космические корабли. Кто-то создаёт великую литературу, а кто-то напыщенно критикует, не понимая сути.

Вбей себе в голову: ты талантлив. Возьми в руки книгу. Каждый миг воспитывай себя правильно, изживай из тела и души приспособленца и холуя.

Каждый из нас может сделать выбор. Чтобы стать счастливым нужно хорошенько потрудиться. Креатив даётся как провидение подвижникам, широко шагающим по целине и дышащим полной грудью.

Примеры креативных людей

Для каждого землянина список креативных личностей сугубо индивидуален. Я его написал, исходя из своих убеждений, что с соратником должно быть комфортно, с ним можно пойти в разведку, что каждое мгновение от него исходит некая лучезарность, основанная на породистости (я не о лошади) и недюжинном уме.

Юрий Гагарин


Космонавт, который с улыбкой на устах, обнял небеса и человечество в едином порыве. Он доказал, что межзвёздное пространство осязаемо, а человеческий гений вечен. Когда-нибудь наша планета прекратит своё существование, но следующие поколения, которые будут жить в других галактиках, навсегда в своих сердцах сохранят добрую память о родоначальнике-победителе.

Сергей Павлович Королёв


Самый гениальный человек за время существования нашей планеты. Был на удивление скромен и добр. Его идеи перегнали время на тысячелетия, а его любовь к простым людям – яркий пример бескорыстного служения во имя мира на Земле.

Леонардо да Винчи


Великий учёный, литератор, архитектор и живописец первым понял, что разум и возможности человека не имеют границ. Окружающие любили его за порядочность, остроумие и доброту. Каждый день он посвящал созиданию на благо каждому смертному.

Виктор Гюго


Великий французский классик, открывший миру секрет об истинных понятиях добра и зла.

Образы героев, их пороки, чаяния и поступки взяты из холодного мрачного реального бытия Франции эпохи первой половины ХIХ века. Не все согласятся со мной, но и я никому ничего не навязываю. Эта настольная книга должны быть на столе всякого цивилизованного представителя Homo Sapiens. Попробуйте разрешить проблему Жана Вальжана и развеять его сомнения. Мало кому далась эта задача.

Ничто плотское нам не чуждо, но идти на поводу своих желаний и служить им – фатальная ошибка. Удовлетворяя свои возрастающие потребности, мы перестаём видеть людей и прекрасный мир. Мы становимся поглотителями самих себя. Мы считаем возможным учить других сами, будучи обычными серыми обывателями. Разве тебе этого хочется, мой любезный читатель? Помнишь, что сказал паровозик из Ромашкова? Если мы не увидим рассвет, то опоздаем на всю жизнь!

Где нужна креативность

Везде! И всегда! Даже ночью, во власти страшного сновидения спящий ищет выход из неприятной ситуации. И ведь находит. А в череде дней решать вопросы весело и бог велел.

Креативность даже в мелочах доставляет радость. Утром, когда ты полон сил, не стоит растягивать план на день, если его реально выполнить за несколько часов. Правильное распределение сил – тоже повышает кпд физической возможности организма.

Пример из жизни

Нет наваливающейся усталости от зноя и непосильной работы. Каждый прожитый день насыщен сознанием, что (да, чёрт побери) я креативен – я принёс пользу семье и детям. Мне нравится быть полезным. У меня всегда хорошее настроение, когда среди близких – мир и спокойствие. Пораньше встанешь – подальше пойдёшь (в хорошем смысле, разумеется).

Пример из бизнеса. В начале 90-х начал заниматься книжной торговлей. Поначалу скупали всё, что привозилось. К 1994 году народ наелся мушкетёрами, унесёнными ветром и поющими в терновнике.

Многие столкнулись с тем, что растут неликвиды. Пришлось к покупателям искать индивидуальный подход. Не все книгопродавцы понимали, чем словарь Миллера отличается от словаря Ожегова. Мы оптимизировали неликвид, собрали реестр книгоманов и договорились с книжными магазинами, школами и учебными заведениями об оптовых поставках по ценам, которые были ниже централизованных.

Была проделана огромная работа, но в результате мы сохранили бизнес, расширили его, а потом плавно перешли в продовольственный сегмент. Почему? У населения появились другие ценности.

Как развить в себе креативность

Говорят, что креативность есть у каждого. Это неправда. Лодыри могут креативно только убивать время и мять сотовый телефон.

Все креативщики трудолюбивы. Кто-то занимается наукой, кто-то производством, кто-то торговлей: кто во что горазд. Креативность можно развивать, если она есть. Если её нет, то развивать нечего.

Каждый креативный человек развивает свою креативность сам. Он заинтересован в самообразовании, поскольку при возникающих новых проблемах нужно искать современные методы их решения. Кому достаточно прочитать биографию Форда и этого будет достаточно, а кто-то изводит себя тестами и это окажется совершенно бесполезным занятием.

Если вам интересно моё мнение, то креативность можно развить за счёт обмена опытом и постоянного обучения. Талантливый творческий человек, приобретая новые позитивные знания, становится красивым интеллектуально, духовно и даже физически. Нет лучшего учителя, чем жизнь, а коучи – от лукавого.

Помню, в конце 80-х я работал на заводе в центральной диспетчерской службе. Приехали к нам на Волгу коучи из Киева. Генеральный отправил нас на учёбу.

В огромном зале три холёных молодца со странно светящимися глазами сыпали экономическими терминами как из рога изобилия. Они сказали, что из всех нас выберут самого достойного, кто понимает передовые стратегические идеи и прочие бла-бла-бла. Нам давали непонятные тесты и мы (постояльцы карамзинки) пытались их разрешить.

Смутные предчувствия меня не обманули. Получив деньги, ухари мызнули, а единожды избранный особо одарённый всё ждал, что вот скоро они (коучи) вернутся и заберут его в некую диковинную страну, где он будет обсыпан золотом и почётом.

Через несколько лет я увидел его обшарпанного и униженного на улице и еле узнал. Человек, считающий себя креативным, оказался никем. Он был раздавлен и представлял собой чрезвычайно жалкий вид.

Я могу только продублировать слова Ивана Владимировича Мичурина о том, что мы не можем ждать милостей от природы. Взять их – вот наша задача.

ТОП-5 книг по развитию креативности

Вот что писать в этой главке ума не приложу. Должен как бы осветить труды Леви, Торпа, Лемберга, а суть, как говорит один из них, между строк следующая: все новые идеи – это хорошо забытые старые, а написали мы это всё, чтобы гонорар получить.

Для развития креативности предлагаю к прочтению следующие книги:

Заключение

Однажды утром солнце, выходящее из-за горизонта, улыбнётся вам. Раньше этого не было. Слепящий оранжевый шар просто каждый день поднимался на востоке и заходил на западе. А сегодня день начался по другому.

Как бы та же обстановка вокруг, те же действующие лица…И всё же что-то поменялось. Воздух, пахнувший в форточку, стал вкуснее, ворчливая бабка из соседнего дома сказала доброе слово, жена посмотрела с благодарностью и нежностью? Да, значит вы на верном пути. Дорогу осилит идущий.

Читайте также: