Сочинение на тему краски и звуки в пейзажной лирике фета

Обновлено: 08.07.2024

Фет – один из лучших русских поэтов-пейзажистов. Его стихи о природе являются ценнейшей частью литературного наследия. В поэзии Фета картины природы оживают и становятся неотъемлемой частью жизни человека.

Они становятся более детальными, в большей степени конкретными, чем у предшественников поэта.
Поэзия Фета, посвященная природе, очень оригинальна. Так, например, поэт очень редко прибегает к образам традиционных птиц, обладающим привычным поэтическим ореолом. В его стихах редко встретишь таких птиц, как соловей, лебедь, орел, жаворонок.

в лирике этого поэта появляются образы чибиса, кулика, черныша, стрижа. Каждая птица показана у Фета во всем своеобразии:
И слышу я, в изложине росистой
Вполголоса скрипят коростели…
Фета без тени сомнения можно назвать великим певцом русской природы. В его пейзажной лирике она предстает перед читателем в самых ярких красках:
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой…
Отличительной

чертой Фета-пейзажиста является его способность вглядываться в каждую песчинку, в каждый листик, но при этом показывать детали такими, какими они предстали мгновенному восприятию художника. Можно сказать, что поэта интересует не предмет, а впечатление, произведенное предметом. Сам Фет так говорил об этом: “Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление”:
Куда не обращаю взор,
Кругом синеет мрачный бор
И день права свои утратил.
В глухой дали стучит топор,
Вблизи стучит вертлявый дятел.
Природа у Фета всегда спокойна, прозрачна, тиха, она словно бы замерла, но все это не делает ее мертвой. Она богата звуками и красками:
Что за звук в полумраке вечернем?
Бог весть! – То кулик простонал или сыч.
Расставанье в нем есть, и страданье в нем есть,
И далекий неведомый клич,
Точно грезы больные бессонных ночей
В этом плачущем звуке слиты…
При всей правдивости и конкретности описания природы у Фета она как бы растворяется в лирическом чувстве, служа лишь средством его выражения. Кроме того, мне кажется, что пейзаж у данного поэта очеловечен, как ни у кого другого. У Фета роза странно улыбается, звезды молятся, березы ждут, пруд грезит. Автор словно превращает мир в одно целое, объединенное настроением поэта:
Теплый ветер тихо веет,
Жизнью свежей дышит степь
И курганов зеленеет
Убегающая цепь.
Со временем в стихах Фета появляется все больше параллелей жизни природы и человека. Ощущение гармонии присутствует во всем:
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.
Таким образом, стихи А. А. Фета о природе проникнуты светлым чувством. Лирический герой его поэзии сливается с природой, становится частью ее. Его жизнь уже не мыслима вне этой удивительной красоты.
По моему мнению, лирика этого великого русского поэта никогда не будет забыта, ибо в своих стихотворениях он отражал те чувства и переживания, которые свойственны и близки каждому человеку.

Фет является одним из самых великих поэтов отечественной классики, которые в своем творчестве обращались к пейзажной лирике. Его стихотворения проникнуты любовью к природе, поэт глубоко чувствует состояние окружающего мира и передает его точно. Именно поэтому, читая его произведения, можно погрузиться в атмосферу того дня, которое описывает Фет.

Детальное изображение природы — это главная особенность его пейзажной лирики.


Всё злей метель и с каждою минутой

Сердито рвёт последние листы…

В этом стихотворении поэт умело соединил пейзажную лирику и философские вопросы, волнующие его (о том как научиться переносить невзгоды).


(уникально то, что движения передает не при помощи глаголов а при помощи существительных, которые изображают действия и помогают передать происходящее в движении)


Таким образом, Фет является одним из немногих поэтов, которым удается так тонко чувствовать состояние природы. Пейзажи в его произведениях выглядят живыми, динамичными, и каждая их часть изображена детально. Именно поэтому лирикой Фета до сих пор восхищаются, а строки его стихотворений будут помнить ещё многие поколения.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.


1.Введение. А. Фет на протяжении всей своей жизни отстаивал теорию "чистого искусства". Отстранившись таким образом от философских и гражданских тем, поэт работал исключительно в жанрах любовной и пейзажной лирики.

В изображении природы он достиг небывалых высот в поэзии, но при этом подвергался резкому осуждению со стороны критиков. Фета обвиняли в полном отсутствии гражданской позиции, а его восхитительные стихи называли "пустяками".

2.Особенности. Главной отличительной особенностью пейзажной лирики Фета является его стремление выразить мимолетные впечатления, возникающие при созерцании природных явлений. Это создает ощущение невероятной легкости и воздушности.

В произведениях поэта очень часто встречаются эпитеты: "воздушный", "крылатый". Ярко выражена тенденция отрыва от реального мира и "воспарение" в область чистой эстетики. Природу Фет считал воплощением вечной и неизменной красоты, существующей независимо от человека.

Задача поэта - почувствовать эту красоту и выразить ее в своем творчестве. Фет сам заявлял, что поэзия - это "ложь", потому что чистый лирик закрывает глаза на все недостатки окружающего мира. Поэт был уверен, что задача поэзии - изобразить не предмет, а его "односторонний идеал".

Благодаря такому узкому взгляду пейзажная лирика Фета приобретала особое обаяние и эстетическую прелесть. Фет стремился изображать природу с помощью слияния основных чувств: зрения, слуха и обоняния. Для него характерна живая игра оттенков и полутонов.

Особый прием поэта состоял в использовании отражений пейзажа в реках и заливах. Описываемый предмет оставался неподвижен, но его "двойник" "колебался", "дрожал" и "трепетал", что создавало ощущение динамики. Свою поэзию Фет однажды назвал "благовонной".

Природа в его произведениях насыщена всевозможными ароматами - запахами трав и цветов. Различные звуки играют огромную роль во всей пейзажной лирике Фета. Это слияние приводит к появлению особого "шестого" чувства, присущего настоящему поэту. Возникает особое пространство, в котором невозможно отличить предмет от запаха или звука.

Невероятная музыкальность лирики Фета подтверждается тем, что многие его стихотворения стали известными романсами. Еще одной характерной особенностью пейзажной лирики Фета является ее "беспредметность", за что поэта часто критиковали. Самый яркий пример - стихотворение "Шепот, робкое дыханье. ", в котором нет ни одного глагола. У Фета очень редко возникает фигура лирического героя, и вообще отсутствует какой-либо субъективный взгляд. Наблюдатель находится в состоянии восторженного созерцания, о его присутствии можно догадаться лишь по косвенным признакам.

3.Основные мотивы. Центральным мотивом фетовской пейзажной лирики было изображение особых "пограничных" состояний природы: утренние и вечерние часы, картины весны. Фета привлекали неуловимые изменения в природе, которые он стремился запечатлеть, как бы "фотографируя" их.

В изображении весны и утра Фет придерживался традиционного для поэзии взгляда на них, как времени пробуждения и начала новой жизни. Вечер же обычно связывают с угасанием, печалью и тоской. Для Фета вечернее время означало период достижения особой гармонии. Истомившаяся за день душа обретает покой и заслуженный отдых.

4.Стихи. Фету принадлежит огромное количество стихов, написанных в жанре пейзажной лирики. Достаточно перечислить лишь самые известные из них: "Шепот, робкое дыханье. ", "Я пришел к тебе с приветом. ", "Заря прощается с землею" и мн. др. Произведения, посвященные природе, составляют в творчестве Фета целые поэтические циклы: "Весна", "Лето", "Осень", "Снега".

5.Итоги. Фет считается одним из ведущих отечественных поэтов-пейзажистов. Такое звание он вполне заслужил не только за свое богатое творческое наследие, но и за особое отношение к природе. Она была для поэта объектом восторженного поклонения. Только любовь, по мнению Фета, способна оспаривать у природы право на безграничное почитание. Спустя столетие гражданская позиция Фета никого не интересует, зато его прекрасные стихотворения обрели бессмертие.

Их произведения пропитаны самыми яркими и красочными словосочетаниями, которые можно читать и перечитывать бесконечно.

Стихи Фета интересны, музыкальны. Все слова как-бы поют, отчего стих не надоедает.

Произведения Тютчева наполнены яркими образами и словосочетаниями.

У обоих все тексты как-бы звучат, звучат яркими и приятными нотами цветов, лугов, полей, полян, жизни.

В них есть жизнь, в них присутствует радость и восхищение от мира и бытия.

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Читайте также: