Сочинение на тему концепт душа

Обновлено: 05.07.2024

Россию накрывает новая волна коронавируса – штамм "омикрон" добрал.

1) это место? Сравним: "Но вечно пламень вечный и живой дрожит в душе, не угасая" (А. Блок); "Я говорю сейчас словами теми / Что только раз рождаются в душе" (А. Ахматова);

2) это субстанция? - "Скорбную душу помилуй, Господи!" (А. Блок);

3) это ипостась личности? - "Мечтаю я, чтоб ни одна душа не видела / Твоей души нетленной" (А Блок); ". обидно коротка вся жизнь для поисков родной души" (Л. Якушева); "И эту песню я невольно / Отдам на смех и поруганье, /Затем, что нестерпимо больно/ Душе любовное молчанье" (А. Ахматова); "Страшна моей душе предгрозовая тишь" (А Ахматова);

4) это нечто живое, находящееся, подобно сердцу, внутри человека? - "Но устают глаза, болит душа от насыщенья светом и покоем" (Л. Якушева); "Странно вспомнить: душа тосковала, / Задыхалась в предсмертном бреду" (А Ахматова); "Помолись о нищей, о потерянной, / О моей живой душе" (А. Ахматова); "Исцелил мне душу царь небесный /Ледяным покоем нелюбви" (А Ахматова);

5) это внутреннее "я" автора? - "Но с ясною гармонией Твоей / Моя душа больная не рассталась" (А Блок); ". может, ветер мне поможет душу легкую мою разметать степною пылью" (Л. Якушева); "И каждый раз, вступая в тайну, / Душа стиха напьется вновь" (Л. Якушева); "Но с души не стирается метка / Незначительной встречи собой" (А. Ахматова); "Надо, чтоб душа окаменела, / Надо снова научиться жить" (А. Ахматова); "Ты сказки давней горестных заметок, / Душа моя, не тронь и не ищи. " (А. Ахматова) и т. д.
Наблюдения показывают, что как живая сущность, душа не только генерирует и отражает чувства, она и "сама" может их испытывать, функционально уподобляясь субъекту речи. С помощью различных тропеических модификаций достигается единство образа, его целостность, оживляются древние ассоциативно-смысловые связи слов. Важнейшей универсальной единицей субстанционально-семантической структуры эксклюзивно-ментального суперконцепта "душа" является, как видно из речевых реализаций, семема "живое". На это указывает как тип и характер контекста, так и лексическое окружение лексемы "душа" в разных текстах, их интенциональный рисунок. В отличие от общепринятой оппозиции "живое-неживое" суперконцепт "душа" актуализирует семему "бессмертие", что закреплено языковой и духовной традицией: душа человеческая бессмертна есть.

--------------------------------------------------------------------
1 Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. М., 1997. С. 267-280.
2 Баранов А. Г. Функционально-прагматическая концепция текста. Ростов н/Д., 1993.
3 Бехтерев В.М. Психика и жизнь: избранные труды по психологии личности в двух томах. Т.1. СПб., 1999.
4 Даль В. И. Толковый словарь великорусского языка. Т. 1-4, М., 1989.
5 Комлев Н. Г. Компоненты содержательной структуры слова. М., 1969.
6 Кондрашова О.В. Семантика поэтического слова (функционально-типологический аспект). Автореф. дис. … док-ра филол. наук. - Краснодар, 1998.
7 Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
8 Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. М., 1997. С. 280-287.
9 Матезиус В. О лингвистической характерологии // Язык и наука конца XX века. М.,1995
10 Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М., 1995
11 Пауль Г. Принципы истории языка: Цит. по: Степанов Ю. С. Изменчивый "образ языка" в науке XX века. // Язык и наука конца XX века. М., 1995. С. 7-34.
12 Платон. О душе // Таранов П. Мудрость трех тысячелетий. М., 1997. С. 92-93.
13 Сгалл П. Значение, содержание, прагматика // НЗЛ. Вып. 16. М., 1985. С. 384-399
14 Словарь русского языка. В 4-х т. М., 1981, Т. 1.
15 Степанов Ю. С. Изменчивый "образ языка" в науке XX века // Язык и наука конца 20 века. М., 1995. С. 7-34.
16 Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. - М., 1975.
17 Топоров В. Н. Об "эктропическом" пространстве поэзии (поэт и текст) // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. М., 1997. С. 213-226
18 Философский энциклопедический словарь. М., 1997.
19 Calhoun Ch., Solomon R. С. What is an Emotion. N Y., Oxford, 198

Содержание
Работа состоит из 1 файл

Курсовая.doc

Характерно, что концепты "душа" и "дух", являющиеся в русском языке изомотивированными, однокоренными, в чем прослеживается их понятийная, смысловая, эмоционально-образная изоморфность и синментальность, а иногда и тождественность, генетически восходят к разным корням в греческом и латинском языках: дух - pneuma, душа - psyche (в греч.); дух - spiritus, душа - anima (в лат.) Исторические судьбы этих феноменов в языке и философии, естественно, оказались не совсем идентичными в самих греческом и латинском языках.

В словаре В. Даля даны следующие дефиниции, запечатлевшие когнитивно-психологические и эмоционально-онтологические корреляции, присущие русскому национальному сознанию (и самосознанию): "Дух - бестелесное существо, обитатель не вещественного, а существенного мира, бесплотный житель недоступного нам духовного мира. Относя слово это к человеку, иные разумеют душу его, иные же видят в душе только то, что дает жизнь плоти, а в духе высшую искру Божества, ум и волю, или же стремление к небесному" [3, с. 503].

"Душа - бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею, в общем значении человек, с духом и телом. Душа также душевные и духовные качества человека, совесть, внутреннее чувство, напр. Душа есть бесплотное тело духа, в этом значении дух выше души" [3, c. 504].

Примечательно, что к словарной статье "Душа" в этом словаре дано примечание: "Дух и душа отделены здесь в разные статьи только для удобства приискания производных" (там же).

Современные русские словари фиксируют определение суперконцепта "дух" таким образом: "Дух - 1. Психические способности, сознание, мышление. 2. Внутреннее состояние, моральная сила человека, коллектива. 3. Основное направление, характерные свойства, сущность чего-либо (почему не и кого-либо? - Л. Буянова). 4. По мифологическим и религиозным представлениям: бесплотное, сверхъестественное существо (доброе или злое), принимающее участие в жизни природы и человека"[12, с 455].

Как видно из приведенных примеров, отмечается некоторая амбивалентность, нечеткость и размытость репрезентации сущностных признаков в дефинициях рассматриваемых лексем. Лексикографическое сознание, стремясь к унификации и однотипности толкований однотипных языковых единиц, не учитывает аспект речевой реализации и связанных с этим личностных ассоциативно-образных трансформаций и специфики представленности концептов "дух" и "душа" в целостной языковой картине мира народа и личности.

Функционирование каждой из данных лексем (и их производных) в художественном дискурсе характеризуется особым стилистическим ракурсом, многозначностью и неопределенностью семантических границ, наличием специфического коннотативно-ассоциативного шлейфа, что в целом отражает индивидуально-авторскую специфику художественного видения мира, каждый раз создающего особую концептуально-семантическую модель (модуль) суперконцепта "душа".

"Образ души" у различных авторов приобретает специфические психолого-эмоциональные и семантические очертания. Как уже отмечалось, этот суперконцепт трудно дифференцировать и однозначно (для реципиента) дефинировать в силу семантико-когнитивной многогранности, неопределенности его текстовой (речевой) субстанциональности:

1) это нечто живое, находящееся, подобно сердцу, внутри человека:

2) Олицетворение человека во всех его проявлениях:

Исследуя концепты, реализованные в текстах на конкретном языке, мы можем гипотетически выявить понятия, бытующие в данном узусе, объединить их в группы, которым гипотетически же приписывается статус наиболее непосредственной и адекватной реализации концептов.

В отличие от слов обыденного языка, данный термин несет с собой исходную мотивацию как непременный атрибут терминологической культуры. На эту мотивацию и ориентируется профессиональное сообщество, когда решает, какой термин и в каком контексте подходит лучше, а какой – хуже.

Концепты же реализуются в понятиях. Продолжая образ, предложенный Аскольдовым, можно сказать: если концепты заботливо поливать, из них вырастут обильные понятия. А в иных культурах одни концепты могут зачахнуть, давая место другим, более живучим или более заботливо поливаемым. На некоторых почвах определенные концепты могут так и не взойти.

Наблюдения показывают, что как живая сущность, душа не только генерирует и отражает чувства, она и "сама" может их испытывать, функционально уподобляясь субъекту речи. С помощью различных тропеических модификаций достигается единство образа, его целостность, оживляются древние ассоциативно-смысловые связи слов. Важнейшей универсальной единицей субстанционально-семантической структуры эксклюзивно-ментального суперконцепта "душа" является, как видно из речевых реализаций, семема "живое". На это указывает как тип и характер контекста, так и лексическое окружение лексемы "душа" в разных текстах, их интенциональный рисунок. В отличие от общепринятой оппозиции "живое-неживое" суперконцепт "душа" актуализирует семему "бессмертие", что закреплено языковой и духовной традицией: душа человеческая бессмертна есть.

- В среде русских философов, писателей, поэтов, публицистов, социологов вопрос о русской душе всегда вызывал особые споры. Есть ли у русского народа своя, неповторимая душа, непохожая на душу других народов? В чем загадка славянской души? И есть ли в ней загадка?

- Есть над, чем задуматься, правда? А если серьезно, что такое РУССКАЯ душа?

- Изучение концепта мы начали с этимологии слова

3 слайд: этимология слова

Душа – общеслав., производное от духъ, дыхание

- Как вы видите, слово душа является общеславянским по происхождению и происходит от той же основы, что и дух.

- Следовательно, древнее значение слова душа – дух, дыхание. Это то, что присуще человеку как живому существу, ЕГО жизненное начало, средоточие человеческой сущности

- Каково же языческое понимание души?

Славяне признавали в душе нечто отдельное от тела, имеющее своё самостоятельное бытие. По их верованиям, душа еще в течение жизни может временно расставаться с телом, а затем вновь возвращаться в него; такое удаление души обыкновенно бывает в часы сна, так как наш сон и смерть в какой-то степени – понятия родственные.

Славяне признавали в человеческой душе проявление той творческой силы, без которой жизнь на земле невозможна: это сила света и теплоты, живущая в пламени весенних гроз и в живительных лучах солнца. Душа – собственно частица, искра этого небесного огня, сообщающая очам блеск, крови – жар, а всему телу – внутреннюю теплоту.

Поскольку душа понималась как огонь, то жизнь продолжалась до тех по, пока горело то внутреннее пламя; угасало оно – и жизнь прекращалась.

Народный язык и предания рассказывают о душах как о существах летающих, крылатых. По мнению крестьян, душа усопшего после своей разлуки с телом до шести недель остается под родной кровлей, пьет. Ест, прислушивается к изъявлениям печали своих друзей и родичей и потом улетает на север.

- Это древнее, еще языческое понимание души нашло отражение в некоторых значениях в современных словарях. Перед вами толкование слова, представленное в словаре Ожегова

Как мы видим, у слова указаны 6 значений. Обратите внимание на ключевые слова в определениях

4 слайд: Словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой

1. Внутренний, психический мир человека, его сознание.

2. Свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами.

3. Религ.: сверхъестественное, нематериальное бессмертное начало в человеке, продолжающие жить после его смерти.

4. перен., чего. Вдохновитель чего-н.. главное лицо.

5. О человеке (обычно в устойчивых сочетаниях)

6. В царской России: крепостной крестьянин, а также вообще человек, относящийся к податному сословию.

Устно комментируйте ЛЗ примерами.

Интересно, что в БТС и словаре Ушакова значение слова расширяется, там дается 10 значений этого слова. ЗНАЧЕНИЯ включают информацию о христианском и религиозном характере слова.

1. Душа как сосуд, вместилище, тайник, сокровище (пустая – полная, мелкая – широкая)

- а) поэтому она может быть пустой (опустошенной) или полной; мелкой и большой

б) поэтому душу невозможно увидеть, она непроницаема для чужого взгляда

Неслучайно у нас в языке есть такие пословицы и поговорки:

у него широкая душа

2. Душа – это некая ценность, которую можно заложить, продать, купить или которой можно завладеть

Вот одна из пословиц:

3. Душа противопоставляется телу

4. Душа – сердце

- Это подтверждает и синонимический словарь, где слово душа стоит в одном ряду со словом сердце.

Если нас что-то расстроило, то мы скажем:

Итак, душа в русском понимании – это вместилище эмоциональной жизни человека, его внутреннего мира. Чувства, мысли, желания, знания - все это сосредоточено в душе. Обычно это то, что скрыто от глаз.

Интересно, что, по наблюдениям исследователей, если в русском языке душа противопоставляется телу, то в англоязычном мире тело противопоставлено сознанию, а не душе.

6 слайд: ассоциативное поле

В нашем опросе приняли участие 42 человека, в возрасте от 17 до 60 лет. Аудитория: студенты, преподаватели колледжа, родители, знакомые. Каковы же ассоциации?

Читайте также: