Наводнение божия стихия или беда вызванная государственной деятельностью петра сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Пушкина всегда интересовала история. Анализируя исторические события, исследуя действия, характеры исторических лиц, поэт сопоставлял их со своим временем, своей эпохой, философски осмыслял прошлое и во многом прогнозировал дальнейшую историю страны.

Город строился в невероятно тяжёлых условиях – посреди болот, при постоянной угрозе наводнения, руками бесчисленных мужиков, согнанных на строительство и сотнями мерших от болезней и непосильного труда. Новую столицу не любили, сам переезд царя из Москвы в новый город воспринимался народом как неуважение к традиции и подрыв вековых устоев. Петербург и позднее воспринимался многими как город, чуждый России, официальный, холодный, зачастую враждебный… Многие из иностранных наблюдателей рассматривали историю строительства Петербурга как доказательство рабской покорности русского народа своим правителям, затеявшим бессмысленное строительство призрачного города на совершенно непригодной для жилья земле.

В этом контексте поэтическое признание москвича Пушкина в своей любви к северной столице приобретает совершенно особый смысл. Прекрасно зная, во что обошлось русскому народу строительство этого города и политика Петра в целом, Пушкин видит и другое – те благотворные результаты, которые имели для России, её культурного и политического развития петровские преобразования, символом которых является Петербург до сих пор. Поэт не закрывает глаза на мучительную сложность жизни в послепетровской России (эта линия развивается в основной части поэмы) – и всё же он чувствует себя представителем именно той России, в которой живёт, не видя никакого смысла в возвращении назад, ко временам допетровской московской старины.

Роль вступления к поэме . Из немецкого романтизма пришла традиция-оживление статуй. И в литературе она получает свое дальнейшее развитие. 1. Как вы понимаете заглавие произведения? “Медный всадник” всадник - человек, скачущий на коне, ведущий за собой; медный - из меди; медь - металл

2. Петербургская повесть – странный жанр. Почему автор избрал такой жанр? - Что такое повесть? Повесть – произведение, повествующее о нескольких событиях из жизни героя. Петербургская – заявлено место действия

- О чем говорится во вступлении? - На что обращает наше внимание автор? Как это можно объяснить? Пустынных волн - пустота, море, пустыня Как это можно объяснить? Море пустоты – хаос, нежилое пространство; болото

- Кто такой ОН? Петр - Докажите, что речь идет о Петре - Где названо имя? в 3 части вступления - О чем мечтал Петр? Построить город

- Кому бросил вызов Петр? (Вспомните миф о сотворении мира. Кто создал мир, человека …города?) Бог Петр бросает вызов Богу, потому что на болоте города не строят. “Я сотворю город там, где ты не сотворил” - Еще Петр бросает вызов шведу – надменному соседу

- Какие два пространства представлены в произведении? (во вступлении) Свое и чужое - О чем мечтал Петр ? Мечтал создать державу могучую, всесильную. “…все флаги в гости будут к нам”

II часть вступления - Исполнилась ли мечта Петра? Да. Петр прав, город построен и ныне там. Россия приобретает новую столицу “И перед младшею столицей померкла старая Москва…”

III - IV ч. Вступления Петр приобретает имя. - Докажите, что Петербург для России имеет значение. “Красуйся град Петров, И стой неколебимо, как Россия,…” Пока стоит Петербург, будет стоять РОССИЯ.

I часть поэмы. - О чем говорится в I части поэмы? - Город переименован, зачем? - Кто герой произведения? Евгений (значение имени - благородный, знатный).

- Евгений – почему это имя? “Евгений Онегин”-герой романа, дворянин, благородный , знатный, но он “лишний человек” в обществе. -”под пером Карамзина” - Что имел ввиду Пушкин? Речь идет об “Истории государства Российского”, в которой Карамзин писал о знатных людях. Евгений – благороден, знатен, но БЕДЕН . - О чем он мечтает? мечты о личной жизни

Пушкин с гордостью относился к своей родословной. Знатный человек должен жить интересами государства. В выборе между чувством и долгом знатный человек выбирает ДОЛГ. Долг превыше всего. - К чему стремится Евгений? К личному счастью .

- Если человек живет не по ДОЛГУ, а ЧУВСТВАМИ, следует ВОЗМЕЗДИЕ. В I части по нарастанию изображается стихия. Докажите текстом.

- Далее появляется образ еще одного царя. Кто это? Александр I – потомок Петра. Александр I разводит руками. “С Божию стихией царям не совладать” - Город переименован. Петроград. Петр подобный Богу. Нет Петра – Бог наказывает город. Петр обрек народ на постоянное героическое проживание. Но герой должен быть один. Герой (Петр) исчезает – город наказывается.

МРАМОР – ПАМЯТНИК ВОДА – СИМВОЛ ЖИЗНИ, но несет смерть КУМИР НА БРОНЗОВОМ КОНЕ - ПАМЯТНИК

Памятник “Медный всадник” Памятник заказала Екатерина II французскому архитектору Фальконе, который работал над памятником 12 лет. Когда встал вопрос о постаменте, много народу было привлечено к поиску камня. Был предложен гром-камень, который был от скалы отсечен грозой. По преданию этот камень был известен и Петру I . Он забирался на него и осматривал окрестности. Камень врос в землю, и чтобы откопать его нужно было отрывать котлован глубиной в 3 человеческих роста. Общая его высота 9 метров (3-этажный дом), вес 2 тысячи тонн. Чтобы перевести камень понадобилось 1220 человек. 7 августа 1782 года в 100 летний юбилей воцарения Петра – был открыт памятник.

II часть произведения. - О чем рассказывается во 2 части? - С кем сравнивается Нева? С разбойниками, которые насытившись, уходят домой. - Евгений спасается – как? Петр помогает Евгению - Но человек несчастлив, почему? - Что с ним произошло? Докажите. Стал безумным, захохотал. - Что еще говорит о том, что Евгений стал безумным? Спал, дни лета клонились к осени пристань - граница

Прозрение героя. - Кто виноват в стихии? Петр - В чем Евгений видит его вину? В основании города, “…чьей волей роковой Под морем город основался…” Проклинать город не нужно. Умрет Петербург - Умрет Россия. Прозрение и вновь безумие.

Финал произведения. Обратимся к тексту. Евгений усмирен. Смирение подобно смерти. “Похоронили ради Бога” (как угодно Богу) Герой обретает дом, успокаивается.

- Для чего нужно вступление? О чем там речь? О Петре. - Можно ли его назвать “маленьким человеком”? Нет. - Вновь обращаемся к названию произведения. Всадник – ведущий за собой. А Евгений – “маленький человек”, поэтому он исключен из Петербурга. Там ему не место.

- Наводнение – Божия стихия или беда, вызванная государственной деятельностью Петра?

Вступление написано в традициях Ломоносовской оды высоким слогом. В жанре оды традиционно писали о событиях и делах государственного значения, направленных на укрепление его мощи и процветания. Таким образом, не только поэтическая речь, но и выбранный автором жанр вступления должны были подчеркнуть в образе Петра его государственную мудрость и патриотизм.

Главным героем поэмы “Медный всадник” является Евгений, он – обедневший дворянин и не имеет ни высокого чина, ни знатного имени. Евгений живет спокойной, размеренной жизнью, обеспечивает себя, тяжело трудясь. Он не мечтает о высоких чинах, он нуждается лишь в простом человеческом счастье и собирается жениться на своей возлюбленной Параше. Но в спокойное течение его жизни врывается горе, его возлюбленная гибнет во время наводнения. Евгений, сознавая, что он бессилен перед стихией, все же пытается найти виновных в том, что рухнула его надежда на счастье. Евгений обвиняет в своих бедах Петра I, построившего город в этом месте, а значит, обвиняет всю государственную машину, тем самым, вступая в неравную схватку. Пушкин показывает это через оживление памятника Петра I. Конечно, в этой схватке Евгений, слабый человек, терпит поражение. Вследствие огромного горя и неспособности бороться с государством главный герой гибнет.

Домашнее задание: Размышление на тему “Наводнение – Божия стихия или беда, вызванная государственной деятельностью Петра?” (письменно).

- О чем мечтал Петр? (мечтал создать державу могучую, всесильную.

“…все флаги в гости будут к нам”).

5. II часть вступления

- Исполнилась ли мечта Петра? (Да. Петр прав, город построен и ныне там). Россия приобретает новую столицу

“И перед младшею столицей
померкла старая Москва…”

6. III - IV ч. Вступления.

Петр приобретает имя.

- Докажите, что Петербург для России имеет значение. “Красуйся град Петров,

И стой неколебимо, как Россия,…”

Пока стоит Петербург, будет стоять РОССИЯ.

7. I часть поэмы.

- О чем говорится в I части поэмы? Краткий пересказ.

- Город переименован, зачем?

- Кто герой произведения? Евгений (значение имени - благородный, знатный).

- Евгений – почему это имя? “Евгений Онегин”-герой романа, дворянин, благородный , знатный, но он “лишний человек” в обществе.

-”под пером Карамзина”

- Что имел ввиду Пушкин? ?

(Речь идет об “Истории государства Российского”, в которой Карамзин писал о знатных людях.)

Евгений – благороден, знатен, но БЕДЕН.

- О чем он мечтает? Прочитать в тексте.

(мечты о личной жизни)

Пушкин с гордостью относился к своей родословной. Знатный человек должен жить интересами государства. В выборе между чувством и долгом знатный человек выбирает ДОЛГ.

Долг превыше всего. (вспомните - Петр Гринев)

- К чему стремится Евгений? К личному счастью.

Если человек живет не по ДОЛГУ, а ЧУВСТВАМИ, Следует ВОЗМЕЗДИЕ.

В I части по нарастанию изображается стихия. Доказать текстом.

В Финском заливе колебания уровня зависят от ветра. Когда очень сильный ветер дует долго с запада, то нагоняет воду в восточную часть залива. Вода поднимается и заливает низменные районы.

7 ноября 1824 г. Петербург оказался затопленным, вода поднялась до 3 м. 75 см.

23 сентября 1924 г. – 3 м. 69 см.

- Далее появляется образ еще одного царя.

Кто это? Александр I – потомок Петра.

Александр I разводит руками.

“С Божию стихией царям не совладать”

- Город переименован. Петроград.

Петр подобный Богу. Нет Петра – Бог наказывает город. Петр обрек народ на постоянное героическое проживание. Но герой должен быть один.

Герой (Петр) исчезает – город наказывается.

ВОДА – СИМВОЛ ЖИЗНИ, но несет смерть

КУМИР НА БРОНЗОВОМ КОНЕ - ПАМЯТНИК

Памятник заказала Екатерина II французскому архитектору Фальконе, который работал над памятником 12 лет. Когда встал вопрос о постаменте, много народу было привлечено к поиску камня. Был предложен гром-камень, который был от скалы отсечен грозой. По преданию этот камень был известен и Петру I . Он забирался на него и осматривал окрестности. Камень врос в землю , и чтобы откопать его нужно было отрывать котлован глубиной в 3 человеческих роста. Общая его высота 9 метров (3-этажный дом), вес 2 тысячи тонн. Чтобы перевести камень понадобилось 1220 человек.

7 августа 1782 года в 100 летний юбилей воцарения Петра – был открыт памятник.

9. II часть произведения.

- О чем рассказывается во 2 части? Краткий пересказ

- С кем сравнивается Нева? С разбойниками , которые насытившись, уходят домой.

- Евгений спасается – как? (Петр помогает Евгению).

- Но человек несчастлив, почему?

- Что с ним произошло? Докажите. Стал безумным, захохотал.

- Что еще говорит о том, что Евгений стал безумным? Спал, дни лета клонились к осени пристань - граница

- Кто виноват в стихии? Петр

- В чем Евгений видит его вину? (В основании города,

“…чьей волей роковой
Под морем город основался…”)

Проклинать город не нужно. Умрет Петербург - Умрет Россия.

Прозрение и вновь безумие.

Финал произведения. Обращение к тексту.

Евгений усмирен. Смирение подобно смерти.

“Похоронили ради Бога” (как угодно Богу)

Герой обретает дом, успокаивается.

- Для чего нужно вступление? О чем там речь? О Петре.

- Можно ли его назвать “маленьким человеком”? Нет.

- Вновь обращаемся к названию произведения.

Всадник – ведущий за собой.

А Евгений – “маленький человек”, поэтому он исключен из Петербурга. Там ему не место.

- Наводнение – Божия стихия или беда, вызванная государственной деятельностью Петра? (устные ответы обучающихся).

- В каких произведениях мы видим разгул природной стихии? (“Метель”, “Двенадцать”).

12. Домашнее задание: Размышление на тему “Наводнение – Божия стихия или беда, вызванная государственной деятельностью Петра?” (письменно).

В чём видеть Пушкин трагическое противоречие эпохи Петра 1.


Одна из главных тем - исторические судьбы России, проблема маленького человека, насильственная ломка устоев и попытка внедрить европейскую концепцию развития.

Петр бросил вызов природе, судьбе воздвигнув Санкт - Петербург на болотах и природа мстит ему.

Пушкин затронул проблему маленького человека, попавшего в эту эпоху перемен.

Сам город имеет неоднозначный образ : с одной стороны это экономический, политический, военный центр, с другой - он стоит на костях, его строительство принесло много горя.


Мечты петра в поэму Медный всадник?

Мечты петра в поэму Медный всадник.


Образ Петра 1 в медном всаднике?

Образ Петра 1 в медном всаднике?


2 лика петра в поэме медный всадник?

2 лика петра в поэме медный всадник.


1. Каково отношение А?

1. Каково отношение А.


В произведении Пушкина "Медный всадник" - "Наводнение - это божия стихия или беда вызванная государственной деятельностью Петра"?

В произведении Пушкина "Медный всадник" - "Наводнение - это божия стихия или беда вызванная государственной деятельностью Петра"?


В чём суть конфликта Петра и Евгения в поэме медный всадник?

В чём суть конфликта Петра и Евгения в поэме медный всадник?


Пушкин : медный всадник отзыв.


Каким предстал Пушкин в произведениях петр и феврония медный всадник и станционный смотритель?

Каким предстал Пушкин в произведениях петр и феврония медный всадник и станционный смотритель.


Эпоха произведения А?

Эпоха произведения А.

С. Пушкина медный всадник.


К поэме "Медный всадник" : 1?

К поэме "Медный всадник" : 1.

Какие трагические события находятся в центре повествования?

2. В чём заключается правота Петра I и правда Евгения?

Вы находитесь на странице вопроса В чём видеть Пушкин трагическое противоречие эпохи Петра 1? из категории Литература. Уровень сложности вопроса рассчитан на учащихся 10 - 11 классов. На странице можно узнать правильный ответ, сверить его со своим вариантом и обсудить возможные версии с другими пользователями сайта посредством обратной связи. Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку, нажав кнопку в верхней части страницы.


Мой хороший лес, Ты такой зеленый Ты такой красивый Ты такой прекрасный Ты такой небывалый Ты такой великий И всё это ты.


Мальчик Ваня приносит ветеринару зайца с обгорелыми лапами, но врач отказывается его лечить. Ваня не сдается и решает идти к детскому врачу. Карл Петрович сначала не хотел лечить зайца, но узнав, что тот спас Ваниного дедушку, выведя его из горящег..


Мальчик Ваня приносит ветеринару зайца с обгорелыми лапами, но ветеринар отказывается лечить зайца. Тогда Ваня не унывать и решает идти к детскому врачу. Врач не хотел помогать, но после того, как он узнал что заяц спас жизнь Ваниному дедушке, выво..


Саша Черный – это псевдоним поэта. На самом деле его звали Александр Михайлович Гликберг. Родился он 25 октября 1880 года в Одессе, входившей тогда в состав Российской империи. В семье было пять детей, двое носили имя Саша. Один Саша был блондино..


6) печенежский князь, 7) печенежскому князю. 8) печенежский князь. 9) Святослав.


Тюпа, томка, их хозяева, имена не упоминаются.


Потомка старинного аристократического рода Уильяма Леграна преследуют неудачи, онтеряет все своё богатство ивпадает внищету. Дабы избежать насмешек иунижений, Легран покидает Новый Орлеан, город своих предков, ипоселяется напустынном островке вблизи..


Иван царевич и серый волк.


12летний мальчик Данилка - сирота, поразил мастера своим мастерством. Данилка показал как лучше использовать малахитовый камен, что бы узор лучше ложился на изделия. Тогда мастер понял что с мальца будет толк, и решил выучить его тому что сам умеет..


Как же это приятно, когда ты уже вырос, вспоснмть своё детство! Я хочу поделиться с вами моим детством. Когда я была маленькой, мне было 3 года, меня отдали в детский сад. Тас я нашла друзей, и поддерживала хорошие дружеские отношения с другими ре..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

11 л

Светлана Бычкова

Светлана Бычкова
запись закреплена

Зачет №1
А.С. Пушкин
1. Ознакомьтесь с жизнью и творчеством А.С. Пушкина. Напишите сочинение-рассуждение 50слов « Какие черты личности А.С. Пушкина мне запомнились?

2. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина "Я памятник себе воздвиг. " и ответьте на предложенные вопросы.

5 Чем это стихотворение вам понравилось?

Задание: прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова "Дума". Допишите анализ этого стихотворения
Дума

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднице чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию - презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты - его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.
Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства -
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
(1838 г.)

Анализ произведения
Характеристика каждого абзаца (части) стихотворения.
1 абзац:
В первой части стихотворения основную эмоционально-смысловую нагрузку несут слова ораторского стиля: "печально", "томит", "вянем", "познанья", "сомненья", "добру", "злу" и прочие. Выразительны резкие оценочные эпитеты: "постыдно", "позорно". Они подготавливают высокую романтическую ноту, которой заканчивается первая часть:
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя. ни глаз,
Висит между цветов, пришелец осиротелый,
И час их красоты - его паденья час!

В этом абзаце автор рассуждает о… _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Автор приходит к выводу о том, что… _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2, 3 абзацы:
Во второй части слова ораторского стиля отсутствуют, их заменяют слова стиля элегического. Выразительный эффект достигается употреблением контрастирующих слов: "ненавидим" - "любим", "холод" - "огонь". Тем самым автор хочет показать читателю, что…________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4 абзац:
В четвертом абзаце автор как бы подводит грустный итог жизни современного поколения. Он говорит, что …___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В последней части вновь появляются слова ораторского стиля в сочетании с лексикой, носящей философский оттенок: "ни мысли плодовитой", "судьи", "гражданина" и т. д. Чем более развенчивается поколение, тем прозаичнее становится стиль.
Все это позволяет говорить о жанровом своеобразии стихотворения. Это не традиционная элегия, для которой характерно единство стиля и интонации, не философская элегия, не гражданская ода. Содержание стихотворения не вмещается в границы какого-либо определенного жанра.
Лермонтов не отделяет себя от поколения, поэтому в стихотворении нет слов "я" и "вы", но есть слово "мы". Именно в этом заключается трагедия поэта, неотделимая от трагедии и времени, поколения и страны.

Итог (оценка стихотворения):
Это стихотворение по праву можно назвать шедевром, потому что оно не только несет эстетическую функцию, но и поучительную. Это стихотворение актуально. Оно учит современную молодежь…_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительно:
+для получения зачета необходимо написать итоговый тест (тест дается учителем на занятии и решается при нем)

Читайте также: