Сочинение на тему ключи от счастья женского заброшены потеряны

Обновлено: 25.06.2024

В поисках счастья странники из поэмы Некрасова гуляют по Руси. Все, кого они встречают, воспринимают чувство по-своему. Что для Матрены Тимофеевны счастье? В чем оно женское счастье?

Счастливая из села Клин

Судьба женщины мало чем отличалась от других русских крестьянок. Хорошая жизнь была только в родной семье, с отцом и матерью. Замужество все меняет. Девушка оказывается среди людей, которые видят в ней лишний рот, того, над кем можно издеваться.

Счастье, если муж будет непьющий, да бить не станет ради своего удовольствия и со злости на нищету. Матрена попала в семью, где злая свекровь решала все, но радостным было то, что муж оказался добрым и заботливым. Но не хватало ему смелости и умения защищать любимую женщину. Трудолюбивая девушка научилась терпеть и радоваться маленьким удачам.

Счастье матери

Что для Матрены Тимофеевны счастье? Это дети. Женщина понимает свое предназначение по Божьему закону – в новых жизнях. Ее дети должны быть счастливы. Но судьба крепостной тяжела и горька. Первый ребенок гибнет. Его загрызли свиньи. Такая гибель сама по себе ужасна, но еще страшнее описание действий полиции. Женщину стали обвинять в убийстве ребенке, на глазах у матери малыша начали резать, чтобы определить причину смерти. Сколько горя пережила Матрена, озлобилась на весь свет. Обидела Матрена старика Савелия, проспавшего ребенка. Но страшное потрясение не сделало женщину жестокой на всю жизнь. Горе переросло в сочувствие. Помогла и вера. Матрена молится и просит помощи у Богоматери. Та дарит ей новых детей. Тяжела судьба крепостных женщин на Руси. Они рожают детей, работают не покладая рук, чтобы те были сытыми, защищают их от чужих людей, помогают окрепнуть перед самостоятельной жизнью.

Ключи от счастья

Матрена делится со странниками легендой о ключах от женского счастья. Женщина уверена, что Бог потерял ключи, забросил их так далеко, что они вряд ли когда отыщутся. Ключи ищут непорочные жены, книжники-начетчики. Волхвы пытались высчитать место расположения ключей по звездам. Весь божий мир проискали люди, проверили горы, изучили подземные пропасти. Легенда говорит, что ключи, возможно, проглотила рыба, в каком море она гуляет, никто не помнит. Пошла как-то молва, что отыскались заветные ключи, но это были другие – они дали свободу невольникам, рабам. По легенде становится понятно, что считает счастьем Матрена. Представление счастья – это воля, свобода. Нет ее у русских женщин. Нет и веры в то, что она скоро появится. Жизнь многих поколений крепостных тянется одинаково: замужество, дети и нищая старость. Богатство Матрены – озера выплаканных слез. Плачут на Руси всегда: в радости и в горе.

I. Галерея женских образов в отечественной литературе.

II. Счастье простой крестьянки в понимании Некрасова.

1. Попытка найти счастливого среди простого люда.

2. Счастье юной Матрены Корчагиной.

3. Ад среди мужниной родни.

4. Трагическая смерть Демушки.

III. Восхищение Некрасова русской женщиной.

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц.

Героинями стихотворений и поэм Некрасова стали и простые крестьянки и княгини. Все они составляют неповторимый образ некрасовской величавой славянки, во внешнем облике которой воплотились народные представления о настоящей красавице:

Красавица миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка.

В центре внимания Н.А. Некрасова, изучающего движение народной жизни, оказалась судьба русской женщины, крестьянки. Уже в портрете героини подчеркнута природная величавость, не исчезающая с годами красота:

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Сурова и смугла.

До замужества жизнь Матрёны была счастливой, хотя и проходила в трудах. Ей приходилось рано вставать, носить отцу завтраки, пасти уток, собирать грибы и ягоды. Хорошо и привольно жилось девушке в родительском доме.

Утешением во всех бедах для крестьянки становится её пев сын Дёмушка. Но по недосмотру Савелия ребёнок погибает: его съедают свиньи. Над убитой горем матерью вершат неправедный суд. Вовремя не догадавшись дать взятку начальнику, она становится свидетельницей надругательства над телом своего ребёнка. Долгое время Матрёна не может простить Савелию его непоправимую оплошность. Но женщина понимает, что не дед Савелий, не злая свекровь обрекают на гибель Дёмушку, а всё тот же рабский труд, заставляющий крестьянку оставить младенца под присмотром столетнего старика. Мать прощает Савелию гибель сына и делит с ним скорбь. Сила её веры, глубина чувств противопоставлены бездушию и корыстолюбию чиновников.

Но на этом испытания Матрёны Тимофеевны не закончились. Со временем у крестьянки появились новые дети. Вся жизнь Матрёны проходила в тяжёлом труде, в попытке разделить время между работой и детьми:

Неделя за неделею,

Одним порядком шли,

Что год, то дети: некогда

Ни думать, не печалиться,

Да лоб перекрестить.

Поешь – когда останется

От старших да от деточек,

Уснёшь – когда больна…

Однообразие, невозможность даже подумать спокойно о своей жизни, необходимость постоянно проводить её в нескончаемых трудах – вот удел русской женщины низших сословий в России. Умирают родители Матрёны, Савелий. Покоряясь во всём свёкрам, женщина живёт, по сути, только ради детей.

Однажды Матрёна приняла наказание розгами за сына Федота, который скормил голодной волчице чужую овцу. Описывая эту историю, Н.А. Некрасов восхищается силой и бескорыстием материнской любви.

Но самые тяжёлые испытания выпадают на долю Матрёны Тимофеевны в неурожайный год. Беременная, с ребятишками, она сама становится похожей на голодную волчицу. Ещё одна беда постигает крестьянку: её мужа вне очереди забирают в солдаты. Она лишается последнего заступника, теряет последнюю надежду на выживание. Ради детей, чтобы не стали они забитыми и беззащитными сыновьями солдатки, решает она просить заступничества у губернатора. Она бежит в город и бросается в ноги губернаторше Елене Александровне:

Ей в ноги: «Заступись!

Обманом, не по-божески

Кормильца и родителя

Губернаторша пожалела Матрёну. С мужем и новорождённым Лиодорушкой возвращается крестьянка домой. После этого народ стал называть Матрёну Тимофеевну счастливой.

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Русская женщина у Некрасова отличается душевным богатством. В образе русской крестьянки поэт показал человека высоких нравственных качеств, не теряющего веру, не сломленного никакими горестями. Некрасов воспевает её стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях. Матрёна Тимофеевна – это женщина большого ума и сердца, самоотверженная, решительная, волевая. Именно этими качествами восхищается поэт. На примере Матрёны Тимофеевны Корчагиной Н.А. Некрасов убеждает нас в неисчерпаемости нравственных сил и жизнестойкости народа, что служит залогом его будущего счастья.

Ключи от счастья женского… заброшены, потеряны у Бога самого.

I. Галерея женских образов в отечественной и зарубежной литературе.

II. Счастье простой крестьянки в понимании Некрасова.

1. Попытка найти счастливого среди простого люда.

2. Счастье юной Матрены Корчагиной.

3. Ад среди мужниной родни.

4. Трагическая смерть Демушки.

5. “Гроза душевная” простых русских женщин.

III. Восхищение Некрасова русской женщиной.

Пожалуй, ни один писатель или поэт в своем творчестве не обошел вниманием

женщину. Притягательные образы возлюбленной, матери, таинственной незнакомки украшают страницы отечественных и зарубежных авторов, являясь предметом восхищения, источником вдохновения, утешения, счастья… Но, наверное, ни один творец-мужчина, кроме Некрасова, не задумывался о том, каково оно – женское счастье, и в особенности – счастье простой крестьянки.

Великий и истинно народный русский поэт Н. А. Некрасов в поэме “Кому на Руси жить хорошо” отобразил судьбу простого русского народа в период отмены крепостничества. Главные герои произведения ищут счастливых людей по всей Руси. Отчаявшись

О том, каково оно – бабье счастье, поведала им Матрена Корчагина.

Что такое женское счастье и есть ли оно? Матрена вспоминает, что бывала счастливой в детстве и юности:

Мне счастье в девках выпало…

За батюшкой, за матушкой,

Как у Христа за пазухой,

Счастье юной Матрены было вовсе не в том, чтобы подольше поспать да повкуснее поесть: с малых лет приучена она к труду и любит его:

И добрая работница,

И петь-плясать охотница

На сердце становится тепло от описания немудреного счастья крестьянки: хорошо потрудиться, в баньке освежиться и сил набраться, с подругами песни попеть да на санях прокатиться… Честная, прямая, скромная, Матрена не строит глазки парням, а наоборот, сторонится их. Но все-таки, “на беду”, выискался жених ей из далекого Петербурга и добился-таки ее любви и руки. “Тогда и было счастьице” – вздыхает Матрена.

А потом – чужая семья, “большущая, сварливая”, где всем она глаза мозолит, всяк ее хочет унизить и оскорбить. Тяжкий труд и постоянные упреки мужниной родни, частые разлуки с любимым превратили ее жизнь в ад.

С рождением первенца Демушки жизнь Матрены озарилась божественным светом: с легкостью переносит она теперь любые невзгоды и лишения, терпит любые нападки родни… Но недолго продлившееся счастье оборвалось трагической смертью Демушки. И хоть после Матрена родила пятерых сыновей, первого своего до сих пор забыть не может.

Такое оно – бабье горькое счастье: трудись не покладая рук, терпи да помалкивай, расти детей – “На радость ли? (…) Уж взяли одного!” А так, со стороны посмотришь – вроде бы и жаловаться не на что: здоровая, крепкая, все при ней, и хозяйственная, и мужем не битая. Но Матрена говорит:

По мне – тиха, невидима –

Прошла гроза душевная,

Образ Матрены – собирательный образ всех простых русских женщин. Автор раскрыл в нем всю материнскую любовь и боль, на которую способна глубокая и нежная женская душа. Матрена Корчагина – воплощение бесхитростной прямоты, добродушия, нравственной чистоты и супружеской верности. Этот образ берет за душу, несмотря на то, что селянка рассказывает о своей жизни просто, безыскусно, не рисуясь и не стараясь сгустить краски.

И каждый читатель находит в ее рассказе что-то близкое.

Некрасов с почтением и восхищением описывает русскую женщину – любящую жену и мать, которая, одному Богу ведомо, откуда, берет душевные силы, чтобы дарить любимым людям тепло, ласку и счастье, – пусть даже от ее собственного счастья ключи потеряны.


Для ответа на поставленные вопросы необходимо определить авторскую позицию. Русская женщина всегда была для Некрасова воплощением национального характера, главной носительницей основ жизни народа. Вот почему для поэта так важно было показать в поэме, каково положение русской женщины. Ведь счастье матери, жены, хранительницы домашнего очага и вечной труженицы – это и есть залог счастья и благополучия любого общества во все времена.

Люди холопского звания –
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказание,
Тем им милей господа.

В финале поэмы поэт рассказывает о судьбе народного заступника Гриши Добросклонова. Наиболее полно помогают представить духовный облик героя его песни. В них чувствуется огромная вера героя в своих соотечественников, которые стремятся обрести гражданское мужество и решительность…..

Образ Матрены Тимофеевны удивительно гармоничен. Эта женщина одновременно предстает терпеливой, выносливой, сильной и заботливой, любящей, нежной. Она вынуждена справляться самостоятельно с бедами и трудностями, выпадающими на долю семьи, и не ждать помощи ни от кого.

Однако, невзирая на это, Матрена Тимофеевна находит в себе силы работать, жить, продолжать радоваться скромным радостям, которые иногда выпадают на долю этой женщины. И пусть она признается честно, что назвать ее счастливой никак нельзя, эта женщина не впадает ни на минуту в грех уныния. В борьбе за выживание ей удается выйти победительницей.

Ее жизнь — типичная жизнь крестьянки той поры. Некрасов показывает читателю, как жила Матрена Тимофеевна в семье мужа, показывает отношение его родных к молодой жене. Кроме адской работы на нее обрушились другие бедствия: ужасная смерть первенца сына, голодный год, гроза, дважды пожар, сибирская язва.

Не только выносливость и способность к неустанному труду, твёрдость и воля в борьбе с препятствиями, но и сохраняемое в испытаниях “золото сердца” - неотъемлемые качества Матрены Тимофеевны. Богатство и щедрость души, которой хватает и на любовь к мужу и детям, и на ласку к старикам-родителям и дедушке, чуткая отзывчивость к красоте природы, христианское самопожертвование и великое умение прощать, не помнить зла, а также способность быть благодарной – замечательные национальные свойства, сконцентрированные поэтом в образе Матрёны Тимофеевны.

Образ Матрёны получил особый обобщающий смысл благодаря тому, что жизненные впечатления и знания о крестьянах своего времени Некрасов соединил с поэтическим творчеством народа, запечатлевшем исторические традиции и свойства национальной жизни.

Чувство собственного достоинства, духовная сила, способность к самопожертвованию, терпение и кротость – вот те черты характера, которые помогают героине преодолеть житейские беды, заслужить уважение окружающих и казаться со стороны счастливым человеком, женщиной.
И все же мы понимаем, что спасает Матрену Тимофеевну лишь собственная душевная сила. Да, беспросветным казалось будущее женщины на Руси. С каждым годом все трудней было жить и содержать семью.

И не случайно рассказ Матрены Тимофеевны заканчивается притчей о потерянных ключах от женского счастья:

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У Бога самого!

Едва ли предвидели женщины времен Некрасова, что кончатся наконец все муки и страдания и появится возможность шагать в ногу с мужчинами. Установленное равноправие и свобода женщин создают еще более яркий контраст между женским образом Некрасова и образом женщины наших лет.


Пример сочинения 3

В творчестве Н. А. Некрасова много произведений посвящено простой русской женщине. Судьба русской женщины всегда волновала Некрасова. Во многих своих стихотворениях и поэмах он говорит о ее тяжкой доле.

Начиная с раннего стихотворения “В дороге” и кончая поэмой “Кому на Руси жить хорошо”, Некрасов рассказывал о “долюшке женской”, о самоотверженности русской крестьянки, о ее душевной красоте. В стихотворении “В полном разгаре страда деревенская”, написанном вскоре после реформы, дано правдивое отражение нечеловеческого
тяжелого труда молодой крестьянки-матери:

Доля ты! – русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать…

Рассказывая о тяжелой доле русской крестьянки, Некрасов нередко в ее образе воплощал высокие представления о духовном могуществе русского народа, о его физической красоте:

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.

В произведениях Некрасова возникает образ “величавой славянки”, чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Это и Дарья из поэмы “Мороз, Красный нос”, и простая девушка из “Тройки”. Это и Матрена Тимофеевна Корчагина из поэмы “Кому на Руси жить хорошо”.

Образ Матрены Тимофеевны как бы завершает и объединяет в творчестве Некрасова группу образов женщин-крестьянок. В поэме воссоздается тип “величавой славянки”, крестьянки среднерусской полосы, наделенной сдержанной и строгой красотой:
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.

Ей, умной и сильной, поэт доверил рассказать о своей судьбе. “Крестьянка” – единственная часть поэмы “Кому на Руси жить хорошо”, вся написанная от первого лица. Пытаясь ответить на вопрос мужиков-правдоискателей, может ли она назвать себя счастливой, Матрена Тимофеевна рассказывает историю своей жизни. Голос Матрены Тимофеевны – это голос самого народа. Поэтому-то она чаще поет, чем рассказывает, поет народные песни. “Крестьянка” – самая фольклорная часть поэмы, она почти полностью построена на народно-поэтических образах и мотивах.

Вся история жизни Матрены Тимофеевны – это цепь непрерывных несчастий и страданий. Недаром она говорит о себе: “Я потупленную голову, сердце гневное ношу!” Она убеждена: “Не дело между бабами счастливую искать”. Почему?

Ведь была же в жизни этой женщины любовь, радость материнства, уважение окружающих. Но своим рассказом героиня заставляет задуматься мужиков над вопросом, достаточно ли этого для счастья и не перевесят ли эту чашу все те жизненные тяготы и невзгоды, что выпадают на долю русской крестьянки:

По мне тиха, невидима,
Прошла гроза душевная,
Покажешь ли ее.
По мне обиды смертные
Прошли неотплаченные,
И плеть по мне прошла!

Медленно и неторопливо ведет Матрена Тимофеевна свой рассказ. Хорошо и привольно жилось ей в родительском доме. Но, выйдя замуж за Филиппа Корчагина, она попала с “девичьей воли в ад”: суеверная свекровь, пьяница свекор, старшая золовка, на которую невестка должна была работать, как раба.

С мужем ей, правда, повезло. Но Филипп только зимой возвращался с заработков, а остальное время заступиться за нее было некому, кроме дедушки Савелия. Утешением для крестьянки становится ее первенец Демушка.

Но по недосмотру Савелия ребенок погибает. Матрена Тимофеевна становится свидетельницей надругательства над телом своего ребенка. Долгое время не может она простить “грех” Савелию, что он недосмотрел ее Демушку. Но на этом испытания Матрены Тимофеевны не кончились.
Подрастает ее второй сын Федот, тут с ним случается несчастье. Ее восьмилетнему сыну грозит наказание за то, что в пастухах он скормил голодной волчице чужую овцу. Пожалел ее Федот, видел, какая она голодная и несчастная, и волчата у нее в логове не кормлены:

Глядит, поднявши голову,
Мне в очи… и завыла вдруг!

Чтобы избавить маленького сына от грозившего ему наказания, Матрена сама ложится вместо него под розги.
Но самые тяжелые испытания выпадают на ее долю в неурожайный год. Беременная, с ребятишками, она сама уподобляется голодной волчице. Рекрутский набор лишает ее последнего заступника, мужа:

…Голодные
Стоят сиротки-деточки
Передо мной…Неласково
Глядит на них семья,
Они в дому шумливые,
На улице драчливые,
Обжоры за столом…
И стали их пощипывать,
В головку поколачивать…
Молчи, солдатка-мать!

Матрена Тимофеевна решает просить заступничества у губернатора. Она бежит в город, где пытается добраться до губернатора, и когда швейцар за взятку пускает ее в дом, бросается в ноги губернаторше Елене Александровне:

Как брошусь я
Ей в ноги: “Заступись!
Обманом, не по-божески
Кормильца и родителя
У деточек берут!”

Губернаторша пожалела Матрену Тимофеевну. С мужем и новорожденным Лиодорушкой возвращается героиня домой. Этот случай закрепил за ней репутацию счастливицы и прозвание “губернаторши”.
Дальнейшая судьба Матрены Тимофеевны также обильна бедами: одного из сыновей уже забрали в солдаты, “дважды погорели… Бог сибирской язвою… трижды посетил”. В “Бабьей притче” подводится итог ее трагической повести:

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!

История жизни Матрены Тимофеевны показала, что самые трудные, невыносимые условия жизни не могли сломить крестьянку. Суровые условия жизни оттачивали особый женский характер, гордый и независимый, привыкший везде и во всем полагаться на собственные силы. Свою героиню Некрасов наделяет не только красотой, но большой душевной силой. Не покорность судьбе, не тупое терпение, а боль и гнев выражены в словах, которыми она заканчивает рассказ о своей жизни:

По мне обиды смертные
Прошли неотплаченные…

Копится гнев в душе крестьянки, но сохраняется вера в заступничество Божьей матери, в силу молитвы. Помолившись, она отправляется в город к губернатору искать правды. Спасает же ее собственная душевная сила и воля к жизни.

Некрасов показал в образе Матрены Тимофеевну и готовность на самопожертвование, когда она встала на защиту сына, и силу характера, когда она не склоняется перед грозными начальниками. Образ Матрены Тимофеевны весь как бы соткан из народной поэзии. Лирические и свадебные народные песни, причитания издавна рассказывали о жизни крестьянки, и Некрасов черпал из этого источника, создавая образ своей любимой героини.

Читайте также: