Сочинение на тему ключевые слова

Обновлено: 02.07.2024

Войти через uID

Часто абитуриент испытывает определенные трудности, не зная, как начать и на чем закончить свое сочинение. Помните, что введение и заключение – необходимые композиционные части работы. Например, автор сочинения "Братья Кирсановы" запрограммировал себе оценку на балл ниже, начав сочинение так: "В образах Павла Петровича и Николая Петровича достоверно изображена бесполезность русского либерального дворянства, бесплодность его реформаторской деятельности". До того как писать о самих Кирсановых, следовало несколько слов сказать или об авторе, или о романе вообще, или лучше всего – о времени, изображенном в романе, времени, когда даже либеральные устремления русского дворянства стали тормозить прогресс в стране.

Да и любая тема требует того, чтобы пишущий подошел к ней постепенно. Это совсем не так уж трудно, нужно только знать, какой текст в принципе может служить введением для сочинения.

1) историческое (краткая характеристика исторического периода, когда создавал свои произведения писатель, "жил" его герой);

2) историко-литературное (обрисовка литературно-общественной ситуации в описываемое время; пояснение значимости рассматриваемой темы, проблемы в историко-литературном процессе; обзор развития определенной темы или образа в литературе, общая характеристика рассматриваемого произведения);

4) проблемное, или аналитическое (о значимости рассматриваемой темы для историко-литературного процесса, общества, читателя, самого писателя, для самого автора сочинения, наконец; о сущности рассматриваемой проблемы, то есть анализ центрального понятия темы);

6) публицистическое (о современности, актуальности рассматриваемой темы, проблемы, образа героя, авторской точки зрения на что-либо).

В сущности, введение и заключение во многом похожи, только введение как бы подводит к теме, а заключение логически завершает ее. Если в сочинении введение одного типа, то заключение должно быть другого, например если введение историческое, то заключение может быть проблемное или публицистическое, а если введение лирическое, то заключение может быть, например, историко-литературное.

К различным темам подходят разные типы введений и заключений. Например, в сочинении "Горе от ума князя Андрея" уместно историко-литературное введение: это должна быть либо характеристика романа, его героев или проблематики вообще, либо представление ряда наиболее значимых героев русской литературы до "Войны и мира" ("Если взглянуть на русскую литературу 19 века, в глаза бросается то, что лучшие ее герои всегда страдали из-за своего нежелания жить бездумно, слепо подчиняясь течению окружающей жизни. Горе Чацкому принес его критический ум. Размышления сделали невыносимой жизнь Онегина. Понимание ничтожества окружающего отравило жизнь Печорину. Нежелание мыслить по установленным канонам обусловило трагедию Рудина. Наиболее яркой и интересной фигурой в этом ряду является Андрей Болконский из романа Толстого "Война и мир"".) Для сочинения ""Каждому будет дано по его вере". Тема судьбы и возмездия в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"" хорошо подходит проблемное введение о понимании слова судьба: "У каждого есть свое понимание слова судьба. Мне кажется, это некое предопределение жизненного пути человека. Я верю в его существование, но в то же время думаю, что человек может влиять на свою судьбу, строить свою жизнь вопреки предопределению. Все зависит от того, во что человек верит, и от того, насколько сильно он в это верит". Подобное же проблемное введение было уместно в сочинении на тему "Хотелось бы всех поименно назвать…" (тема памяти в русской литературе 20 в.): "Память – это что-то вечное, она остается навсегда. Память – это результат каких-то событий, происшедших в жизни человека и оставивших в его сердце радость или грусть. Проходят годы, а память по-прежнему живет в сердце человека. А может быть, память – это незаживающая рана? В 20 веке произошло много памятных событий, в том числе событий страшных. И одно из самых страшных – Великая Отечественная война. Разве могут люди забыть разрушения, гибель близких…"

Введение в сочинении должно подводить к теме, быть кратким, ясным, логичным и понятным с первого же слова. Так, введение к сочинению "Герои времени в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" и в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать?"" не должно начинаться со слов: "Творчество обоих писателей относится к тому времени…" Каких обоих? Ведь в самом тексте работы ни Тургенев, ни Чернышевский еще не упоминались.

Для сочинения "Изображение светского общества в произведениях русской литературы" (произведение по выбору абитуриента) не слишком подходит следующее введение: "Роман Толстого "Война и мир" был написан в 1963–1969 годах. В этом произведении писатель обратился к началу 19 века с тем, чтобы проследить формирование мировоззрения будущих декабристов. Как известно, на их взгляды большое влияние оказала война Отечественная 1812 года. Поэтому Толстой и вывел в своем романе таких героев, как Андрей Болконский и Пьер Безухов". Если "мировоззрение будущих декабристов" и формировалось, скажем, в противовес мировоззрению светского общества, уж война-то 1812 года здесь совсем ни при чем, а Пьер и князь Андрей как раз противопоставлены типичным представителям света. Надо сказать, что это неправильное введение и привело автора вступительного сочинения к неправильной интерпретации темы (Андрей Болконский как нетипичный представитель светского общества) и, следовательно, к неудовлетворительной оценке.

В сочинении ""Каждому будет дано по его вере". Тема судьбы и возмездия в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"" явно неуместно следующее начало: "Роман Булгакова сложен. В нем затронуты темы веры и любви, судьбы и возмездия. Тема веры – самая важная". Если ученик пишет о судьбе и возмездии, то неуместно в начале работы заявлять, что самая важная тема не эта, а другая.

А вот применить прием, который в математике называется доказательством от противного, совсем неплохо. Например, начать сочинение "Тема Родины в поэзии Блока и Есенина" следующим образом: ""Космополит – нуль, хуже нуля", – сказал как-то Тургенев. И действительно, что может сделать значительного человек, лишенный одного из тех чувств, которые составляют основу нравственности – чувства любви к Родине? И вдвойне верно это по отношению к творцу, к поэту".

В качестве заключения к сочинению на тему ""Каждому будет дано по его вере". Тема судьбы и возмездия в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"" хорошо подходят следующие два предложения: "Человек свободен от судьбы, если он несет ответственность за свои поступки и делает сознательный выбор. Но от возмездия человека освобождает только вера". Сами положения автора, конечно, дискуссионны, однако то, что они подводят итог размышлению на заданную тему, несомненно.

Соответствует теме сочинения ""Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать". О чем размышляет и страдает Пушкин?" следующее заключение: "И сегодня нас волнуют вопросы, над которыми размышлял Пушкин. Скорее всего, человечество никогда не найдет точного ответа на них. Но стремиться к их разрешению, пытаться разгадать тайны бытия – это и значит жить".

Неоднозначно может быть оценено такое заключение к сочинению "Гармония и дисгармония мира в произведениях русских поэтов Серебряного века": "Время течет неумолимо, но такие имена, как Ахматова, Гумилев, Блок, Белый, Маяковский, будут жить вечно, пока жива русская поэзия". С одной стороны, такое заключение подводит итог размышлению автора о перечисленных поэтах и, следовательно, соответствует теме, с другой – собственно о гармонии и дисгармонии мира в этом заключении ничего не говорится, поэтому, строго говоря, вывода рассуждений автора здесь как такового нет.

Основная мысль и ключевые слова сочинения

Очень важно, прежде чем начинать писать, определить основную мысль работы, то есть то положение, которое для вас является главным в сочинении. Иначе вы рискуете написать несколько страниц о герое или произведении вообще и получить неудовлетворительную оценку! Например, в сочинении "В чем вы видите современность пьесы М. Горького "На дне"?" основной мыслью должно быть положение о современности пьесы Горького (а развивают эту мысль конкретные примеры); в сочинении "Человек и природа в лирике А. Фета" основная мысль – об особой важности, по мнению поэта, природы для человека, их благотворной взаимосвязи; в сочинении "Бунт Раскольникова (по роману Достоевского "Преступление и наказание")" центральным положением должно стать не перечисление составляющих теории Раскольникова, а то, что Достоевский изображает именно решительный протест героя против социальных, идеологических и религиозных законов окружающего мира.

Основная мысль сочинения определяет его ключевые слова – те слова, которые отражают самое важное в теме, поэтому являются самыми важными и нередко частотными в тексте. Например, в сочинении "Проблема человеческого достоинства в драме Островского "Гроза"" ключевым будет именно словосочетание "человеческое достоинство", в сочинении "От чего отказывается Базаров" ключевым станет слово отказывается, в сочинении "Тема судьбы в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"" – естественно, слово судьба, в сочинении "Тема памяти в русской литературе 20 века" – слово память, в сочинении "Тема Родины в поэзии С. Есенина" – слово Родина, а в сочинении "Поэт-бунтарь (раннее творчество В. Маяковского)" ключевыми должны стать слово бунт и однокоренные с ним: бунтарь, бунтовать и др.

Завязка сюжета – событие, с которого начинается действие в произведении.

Ключевые слова или словосочетания ‒ это те слова, которые несут в себе основную смысловую нагрузку, определяют содержание текста.

Композиция – построение художественного произведения.

Кульминация – самый напряжённый момент развития сюжета.

Описание – форма словесного выражения содержания, изображение явление перечислением его признаков.

Повествование – форма словесного выражения содержания, рассказ о событиях.

Рассказ – повествование об одном, но важном событии (случае, происшествии, эпизоде) в жизни человека.

Слово – 1) основная единица языка; 2) высказывание. В произведении словесности – форма выражения художественного содержания.

Сюжет – (от франц. sujet – предмет, содержание) – событие или цепь событий, изображённых в произведении.

Развитие действия – этап цепь эпизодов, предшествующих развязке.

Рассуждение – форма словесного выражения содержания, изложение и доказательство какой-либо мысли.

Типы речи (формы словесного выражения) – способы употребления языка: устный и письменный, диалог и монолог, проза и стихи, повествование, описание и рассуждение.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2-х ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 34-41; 191.

Дополнительная литература:

1. Ерохина Е. Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс: ко всем действующим учебникам. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2013. – 95 с.

2. Анищенко Г. А. Литературный справочник: учебное пособие. – М.: Форум, 2012. – 176 с.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вы уже знаете, что такое текст. Это группа предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически, объединённых общей темой и идеей. Любой текст является результатом творчества. Разговаривая, мы создаём устный текст; записывая что-то, мы создаём письменный текст.

Вспомним, что такое тема текста? Это то, о чём повествуется, что описывается. Чаще всего она бывает сформулирована в заглавии.

Идея текста – это то, для чего создан текст, его основная мысль. Единство текста помогают создать слова одной и той же тематической группы. Это слова, называющие такие предметы, явления, действия, которые связаны между собой в жизни. В одну и ту же тематическую группу могут входить слова разных частей речи.

Послушайте небольшой отрывок из рассказа Виктора Голявкина

«Только к доске отвернулся учитель, а я раз ‒ и под парту. Как заметит учитель, что я исчез, ужасно, наверное, удивится. Интересно, что он подумает? Станет спрашивать всех, куда я делся, ‒ вот смеху-то будет! Уже пол-урока прошло, а я всё сижу. "Когда же, ‒ думаю, ‒ он увидит, что меня в классе нет?" А под партой трудно сидеть. Спина у меня заболела даже. Попробуй-ка так просиди! Кашлянул я ‒ никакого внимания. Не могу больше сидеть. Да ещё Серёжка мне в спину ногой всё время тычет. Не выдержал я. Не досидел до конца урока. Вылезаю и говорю:

‒ Извините, Пётр Петрович.

‒ В чём дело? К доске хочешь?

‒ Нет, извините меня, я под партой сидел…

Для резиновой калоши

Если день – сухой, хороший,

Если высохла вода.

Ей всего на свете хуже

В чистой комнате стоять:

То ли дело шлёпать в луже,

Через улицу шагать!

Ключевыми словами, помогающими понять основную мысль, являются такие слова, как калоша, беда, день сухой, шлёпать в луже. Калоши нужны для того, чтобы в них ходить по улице в сырую погоду, они защищают обувь от воды.

Создавая текст-повествование, вы говорите о следующих друг за другом событиях. В предложениях текста присутствует указание на время и на лицо, которое совершает действие. Это и есть тема, то, о чём вы будете рассказывать. Нужно продумать, для чего вы рассказываете о том или ином событии? Это будет идея. Кто будет главным действующим лицом? Так создаётся рассказ – повествование об одном, но важном событии (случае, происшествии, эпизоде) в жизни человека. Что ещё нужно знать, создавая рассказ?

У рассказа есть свои характерные признаки в построении. Он состоит из завязки, события, с которого начинается действие, непосредственно развития действия, кульминации – самого напряжённого момента развития и развязки события. Послушайте стихотворение.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выбор темы. Работа с ключевыми словами. Итоговое сочинение Ильясова С.Л., учи.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выбор темы. Работа с ключевыми словами. Итоговое сочинение Ильясова С.Л., учи.

Выбор темы. Работа с ключевыми словами. Итоговое сочинение Ильясова С.Л., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №59

Порядок работы над сочинением Выбор и обдумывание темы сочинения. Выявление к.

Порядок работы над сочинением Выбор и обдумывание темы сочинения. Выявление ключевых слов темы, осмысление терминов и понятий в формулировке темы. Определение главной мысли сочинения. Подбор литературного материала. Определение основных смысловых частей сочинения и их содержательного наполнения (составление плана). Обдумывание структуры и композиции сочинения. Написание текста сочинения на черновике. Редактирование, переписывание и проверка.

Выбор темы Тема интересна ученику Ученику есть что сказать по данной теме Уче.

Выбор темы Тема интересна ученику Ученику есть что сказать по данной теме Ученик может привести по теме литературный материал, с которым хорошо знаком

Понимание темы Ключевые слова - это важные для понимания смысла текста слова.

Понимание темы Ключевые слова - это важные для понимания смысла текста слова или словосочетания. Работа с ключевыми словами

Понимание темы Нужно научиться различать констатирующую часть вопроса и собст.

Словарная работа: Поколение Группа людей, близких по возрасту Связь Отношени.

Словарная работа: Поколение Группа людей, близких по возрасту Связь Отношение взаимной зависимости, общности между чем-нибудь Тесное общение между кем-чем-нибудь Синонимы: непрерывность, взаимодействие, преемственность. Сохранить связь Способность сохранять и переносить опыт, традиции, культурные и социальные ценности прошлых поколений в настоящее.

Понимание темы Тему нужно переформулировать в вопрос, который поможет выявить.

Словарная работа: Забвение Утрата памяти о чѐм-н. (книжн.). Предать забвению.

Словарная работа: Забвение Утрата памяти о чѐм-н. (книжн.). Предать забвению (перестать помнить, забыть). Пренебрежение тем, чем нельзя пренебрегать. Синонимы: забытие, запамятованье, беспамятство, бесславие, дрема. Антонимы: память, бессмертие, вечность. Память Способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта.

Словарная работа: Культура Совокупность производственных, общественных и дух.

Словарная работа: Культура Совокупность производственных, общественных и духовных достижений. История Действительность в ее развитии, движении. Традиции То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений(например, идеи, взгляды, вкусы, обычаи, образ действий). Национальные герои Человек, возложивший на себя большую, чем предъявляется к людям общепринятыми нормами, меру ответственности и обязанностей и совершивший деяния, выдающиеся по масштабу, последствиям и значению для национального развития.

Понимание темы Нужно найти ключевые слова и подобрать вопрос, на который данн.

Важно. Отвечать точно на вопрос, заданный в теме или сформулированный на ос.

Важно. Отвечать точно на вопрос, заданный в теме или сформулированный на основе темы самостоятельно

Пример ученического сочинения Тема: Какие подвиги никогда не забудутся? Что т.

Тема: Что помогает человеку взрослеть? Что значит быть взрослым? Что помогает.

Тема: Что помогает человеку взрослеть? Что значит быть взрослым? Что помогает человеку взрослеть? По моему мнению, быть взрослым - это значит уметь отвечать за свои поступки, заботиться о себе и о своих близких. Это значит уметь постоять за себя, выражать и отстаивать свою позицию. Взросление не всегда связано с возрастом. К сожалению, многие люди, давно переросшие подростковый период, остаются инфантильными. Я считаю, что причиной тому является нежелание развиваться. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы. Проблемы: главная мысль не сформулирована, нет ответа на вопрос, поставленный в теме Пример ученического сочинения

Тема: Что помогает человеку взрослеть? Мы часто слышим от родителей: «Ты уже.

Примерные задания : Проведите словарную работу и найдите в разных словарях оп.

Текст для задания 4 Тема: Способна ли природа воспитывать человека? Человек н.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Краткое описание документа:

Одна из типичных ошибок в итоговом сочинении — уход от заданной темы: неоправданное расширение ее до тематического направления или уход в смежные тематики. Также учащиеся испытывают трудности с выделением ключевого слова в формулировке темы. Материал, содержащийся в презентации, поможет понять учащимся, как нужно выбирать тему и как правильно находить ключевые слова.

актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.

Главная | Для учителей и преподавателей литературы и чтения | Технология написания итогового сочинения: предупреждаем содержательно-структурные и логико-композиционные ошибки


Я собрала некоторые действенные упражнения, которые будут хорошим подспорьем особенно в обучении слабоуспевающих учеников.

Чтобы определить нужный ракурс темы итогового сочинения, следует выявить в ней ключевые слова, которые помогут разобраться в ее сути и позволят увидеть тему в необходимом аспекте рассуждения.

  • Прием выделения ключевого слова. Попросите проанализировать каждое слово в названии темы сочинения и выделить ключевое понятие, выписать, если нужно – дать толкование.

На стадии обдумывания организуется работа с информацией темы: ее осмысление, подбор синонимов к ключевым словам, анализ зафиксированного. Целью является формирование цепочки примерных вопросов во вступлении, на которые необходимо найти ответы.

Варианты вступления:

Иногда я советую ученикам оставлять вступление “на потом” и писать его уже после того, как написана основная часть. Этот прием, возможно, позволит составить грамотное начало, которое будет задавать тон всему сочинению.

Выполнить подбор двух аргументов из литературы.
Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы.

  • Должна прослеживаться опора на литературоведческие понятия, термины, средства художественной и синтаксической выразительности; на жанровое своеобразие произведения (почему автор выбрал этот жанр?) или необычную композицию.

Необходимо учитывать, что при незачете одного из аргументов, объем слов по нему не учитывается! Поэтому нужно стараться соблюдать рекомендуемое количество слов в сочинении.

  • Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста!

Варианты синтаксических конструкций (речевых клише):

Экзаменационное сочинение традиционно содержит три главные части: вступление, основная часть и заключение. Чтобы научиться выделять эти смысловые части, желательно составлять планы на предварительных уроках.

Например, прочитали произведение — попросите учащихся составить план и выделить основные части.

  • Существует такое упражнение, с помощью которого можно научить выделять отдельные фрагменты текста: предложите текст сочинения, в котором абзацы перемешаны. Ученики должны расположить абзацы в логической последовательности, в соответствие с третьим критерием.
  • Можно составить план сочинения. Очень важно, чтобы он соответствовал теме. Поэтому нужно предложить учащимся заранее составленные планы по теме сочинения и попросить провести процедуру соответствия, написав сочинение.

Работу можно проводить в малых группах.

  • Составление таблицы на предварительных уроках.

Обычно при написании сочинения на завершающем этапе редко удается написать грамотный вывод. Есть великолепное упражнение, которое помогает обучить написанию заключения. Это всем знакомое упражнение, в котором предлагается закончить рассказ. Этот прием помогает выработать навык краткости, лаконичности вывода и, собственно, написания концовок. Кстати, это позволит еще раз уточнить тему сочинения и еще раз соотнестись с коммуникативным замыслом — правильно ли заданы вопросы, на которые даны ответы, правильно ли подобраны литературные аргументы?

  • Ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения.

Итак, мечта – это не абстрактное понятие. Заветное желание – это путь, пройти который может лишь трудолюбивый человек. Чтобы достигнуть мечты, нужно терпеливо идти своей дорогой, приносить пользу людям. И самое главное, мечту не нужно искать – она всегда рядом с нами. Она в нас самих.

Итак, на мой взгляд, мечта – это ощущение полноты жизни, то к чему мы стремимся. Мечта всегда находится в нашей душе, и только от нас зависит, достигнем ли мы ее, или будем всегда неудовлетворенны бегством за ней.

Мы все стремимся быть счастливыми, и наша жизнь – это постоянное стремление к заветному желанию. Но что такое мечта для каждого конкретного человека? Что необходимо, чтобы мечта стала реальностью? Как понять, что ты достиг ее?

  • Цитата, если она является итоговым суждением, отражающим идею.

Цитата, если она является итоговым суждением, отражающим идею

  • • Прежде чем осуществлять проверку сочинения, необходимо подсчитать количество слов. Рекомендуемое количество слов – от 350. → Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
  • Необходимо помнить о соразмерности частей сочинения: вступление -1\3, основная часть – 2\3, заключение – 1\3.
  • Чтобы проверить сочинение с точки зрения орфографии и пунктуации, стоит напомнить о том, что на 100 слов можно сделать не более 5 ошибок.
  • Редактировать сочинение лучше всего с конца.

Можно использовать следующий прием. Для редактирования используются листы бумаги А4 или обычный лист, развернутый горизонтально. Лист сгибают пополам и сначала заполняют только левую часть. Другая же остается свободным полем для правки, куда будут вноситься комментарии.

Задание.

  1. Оцените соответствие между тезисами и аргументами.
  2. Вычерните из формулировок тезисов и аргументов слова, которые не нужны для обоснования мыслей.
  3. Найдите речевые и грамматические недочеты.
  4. Отредактируйте фрагмент сочинения.

Что необходимо проверять участнику сочинения?

  • Устранять неоправданные речевые повторы, частое употребление однокоренных или близких по значению слов без неоправданной необходимости (тавтология).
  • Удалять лишние слова (плеоназм). Корректировать необоснованные пропуски слов.
  • Корректировать порядок слов, приводящий к двусмысленности и неоднозначному пониманию.
  • Без знания содержания произведения участнику сочинения будет довольно сложно представить эксперту свои доводы в виде четкого и логичного аргумента.

Читайте также: