Сочинение на тему как герои проявляют честность доброту и сострадание капитанская дочка

Обновлено: 05.07.2024

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Тема исследовательской работы:

Вид работы: исследовательская - поисковая

Актуальность исследовательской работы на сегодняшний день. XXI век… Столько проблем и столько вопросов у нас, юных, готовящихся к взрослой, сознательной жизни… Кем быть? Каким быть? На этот вопрос Пушкин в повести дает определенный ответ: держаться нужно за милосердие.

Также выполнение данной исследовательской работы помогает закреплять навыки самообразования, активизирует умственную и творческую деятельность учащихся, учит видеть необыкновенное в обыденном.

Исследование работ, посвященных духовной биографии русского гения, приводит к мысли, что для Пушкина универсалии православной нравственности стоят выше сословных, классовых, политических противостояний и различий.

Мысль Пушкина ясно проста: новое обретения Бога в сердце сделает его чистым, а чистым сердцем человек может познать ту Божественную мудрость (Бога узреть), которая до времени представляется человеку тайной.

Цель исследовательской работы

Задачи исследовательской работ

-понять, что есть милосердие как духовно-нравственная категория;

-изучить литературную критику по заявленной теме, выявить подходы к осмыслению данной проблемы;

Практическая ценность исследовательской работы на сегодняшний день состоит в том, что ее материалы могут быть использованы для подготовки к экзамену по литературе, при подготовке к олимпиадам, при поступлении в ВУЗ, а также к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку, связанных с комплексным анализом текста.

4. Основная часть

Милосердие не бывает чрезмерным

Фрэнсис Бэкон

Общие сведения.

1.1. Милосердие как духовно – нравственная категория.

В Новом словаре русского языка сказано о милосердии следующее: это есть готовность помочь кому-нибудь из чувства сострадания, человеколюбия; снисхождение, помощь кому-либо, вызванные чувствами.

В Большом толковом словаре русского языка дается такое определение: милосердие – это готовность оказать помощь; снисхождение, вызванные такими чувствами.

Большая Российская Энциклопедия трактует это понятие как сострадание, любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся; деятельное проявление.

Мы видим, что все определения сходны в одном: главная черта милосердия –это готовность на деле помочь человеку, и эта готовность рождена состраданием , любовью.

Христианская этика отмечает, что милосердие – это сила, потому что милосердие свойственно людям, которые способны прийти на помощь, потому способность к милосердию – это признак духовной зрелости человека.

Стоит обратить внимание на то, что в движении милосердия есть опасные ложные тенденции: перед нами сердечное, кажется, переживание, но без малейшей попытки помочь. Здесь просматривается сентиментальное лицемерие, здесь виден тот нравственный формализм, который бесполезен для дающего и оскорбителен для берущего.

В мире милостивые, замечают богословы, даже по природным данным, встречаются редко, тем более редки те, кто стараются обрести подлинную милость, но милосердие прежде всего спасительно для тех, кто способен на него.

О милосердии писал многие мыслители. Вот некоторые лишь высказывания:

Такое отношение к человеку было свойственно А.С. Пушкину. Милость к униженным, оскорбленным становится для Пушкина нравственным требованием, одной из высших обязанностей. Живое чувство сострадания отражено в его творчестве. Не случайно это чувство вылилось в знаменитые строки:

«И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал.

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

-Вы сирота: вероятно, вы жалуетесь на несправедливость и обиду?

Итоги исследования работы в этом направлении я изложила в следующей главе.

Практическая часть

1) Христианин – носитель милосердия Бога;

2) Обращение к Богу;

Обратимся к первой группе.

В тексте Пушкина мы встречаем около 7 подобных речевых конструкций. В основном данное обращение может звучать во время диалогов людей, находящихся на различных социальных ступенях: Гринев и Савельич, Пугачев и его приближенные, Пугачев и Гринев.

Все эти реплики произносятся героями, в различных ситуациях. Читая их, мы понимаем, что люди, обращаясь к Богу, действительно, ждут от него помощи. Русский православный человек всегда знал, что Бог – милосерден.

6. Заключение

Итак, проведённое мною исследование помогло понять, что милосердие является центральной темой данного произведения. Пушкину удалось раскрыть, что милосердие есть важнейшая духовно-нравственная категория для русского человека.

Изучив критику, мы увидели, что главная черта милосердия – это готовность на деле помочь человеку, и эта готовность рождена состраданием, любовью.

Милость, согласно христианской этике, это, прежде всего, рождение живого сердца, становящегося Божественным, которое именно в силу этого своего нового качества проявляется, прежде всего (а может быть, и более всего ) – в неосуждении.

Такое отношение к человеку было свойственно Пушкину.

7. Список используемой литературы

У Александра Сергеевича Пушкина есть замечательный Роман "Капитанская дочка". История его создания очень интересна. Сначала Пушкин написал "Историю Пугачевского бунта", но среди людей нашлось мало читателей. И тогда он решил написать роман, а в его основу легла история Пугачёва. В своём романе Пушкин описал три проблемы: долг, честь и милосердие. Я хочу подробнее раскрыть проблему милосердия.

Милосердие - это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из-за сострадания и человеколюбия. В понимании Пушкина, милосердие - это высшая нравственная ценность. Это прекрасное качество проявляется у всех главных героев романа, кроме Швабрина.

Если вспомнить произведение "История Пугачевского бунта", то там Пугачёв описывался, как злой и жестокий человек. Но в произведении "Капитанская дочка" Пушкин описал его, как очень милосердного человека. Его милосердие проявляется на второй встрече с Гринёвым, когда он должен был казнить его, но, вспомнив про заячий тулупчик, помиловал и отпустил. Хоть Пугачёв был кровожадным убийцей, но он всё равно оставался человеком, который не забывал хороших поступков. На этом его милосердие не заканчивается. При всех дальнейших встречах с Гринёвым, он ему помогает и общается с ним как с хорошим другом. Огромное милосердие Пугачёв проявил к Маше и попадье, когда узнал, что попадья обманула его, что на самом деле Маша не её племянница, а капитанская дочка. Можно сказать, что Пугачёв - персонаж, в котором сопоставляются долг и милосердие, и во многих случаях он выбирает лучшее человеческое качество - милосердие.

Гринёв - главный герой романа, в произведении ведётся рассказ от его лица. Его милосердие проявляется, когда он отдает заячий тулупчик обычному бродяге, в котором он увидел человека. На его примере можно увидеть, что есть вещи, которые не принесут тебе богатства, но зато они - огромное богатство для других. В дальнейшем этот тулупчик спасёт жизнь Гринёву.

Я не могу, не заметить милосердие попадьи. Хоть она и не относится к главным героям произведения, но она сыграла важную роль в жизни Маши. На свой страх и риск, она приютила бедную девушку и обманула Пугачёва. Попадья знала, что если обман раскроется, её могут убить, но она не испугалась и поступила как очень милосердный человек.

Произведение "Капитанская дочка" мне очень понравилось. Оно многому учит и показывает лучшие качества человека, такие как: милосердие, честность, любовь к Родине и многое другое.

В основе сюжета лежит масштабность исторического события. Пугачёвское восстание представлено через мемуары Гринёва, которые выступают как повествователь. Умудрённый жизнью главный герой, предстаёт в роли молодого, отважного офицера, который вкладывает все свои силы на службу родине и спасению любимого человека.

Роман "Капитанская дочка" многие следователи называют завещанием Пушкина, так как он был написан перед самой его смертью в 1836 году.

Что же завещал нам Пушкин?

Прежде всего гуманизм, человеколюбие и милосердие. Ими пропитано всё произведение. Читая роман, мы убеждаемся в этом. Каждый персонаж пытается помочь своему ближнему. Все, кроме Швабрина — это гнилой, завистливый человек, сердце которого наполнено ненавистью ко всему.

Обратимся ко второй главе. Когда Гринёв с Савельичем направлялись в крепость, их застала буря. Но спас их так называемый вожатый, он же предоставил им все удобства. Гриневу было досадно, что он не может отблагодарить их спасителя деньгами. Поэтому Петруша отдает вожатому свой заячий тулуп. Гринёв искренне благодарен ему за спасение, он называет его "человеком", тогда как Савельич "собакой". "Век не забуду вашей милости" отвечает Пугачев на щедрость офицера. Так и происходит, он помиловал Гринёва во время осаждения крепости.

Попав в плен к Швабрину, Маша взывает к милосердию Гринева, ведь она знает, что он всякому человеку готов помочь. Так и происходит, он отправляется на спасение девушки, а Пугачёв помогает влюблённым сбежать.

Когда Пугачёв и многие его сообщники были пойманы, происходит казнь. В толпе, он ищет взгляд Гринева, свою родственную душу. Он хочет чтобы, тот молился за него, как и обещал при жизни. Гринев видит в Пугачёве заблудившегося человека, с добрым сердцем, который готов ответить взаимной щедростью на человечность.

Когда Гринёв был под стражей, якобы за содействие Пугачёву, Маша отправилась к императрице за помощью. Девушка также отправила письмо отцу Гринева, чтобы тот не беспокоился за сына и не сомневался в нем.

Капитанская дочка просила у императрицы милости, а не справедливости, и она её получила. Гринёва освобождают из под стражи и двое влюблённых снова обретают покой. Этот поступок показывает нам искреннюю любовь и человечность.

Роман "Капитанская дочка" о милосердии. Пушкин хотел сказать нам, что каждый человек достоин уважения по отношению к себе. Нет плохих людей, есть заблудшие души, которые ищут спасения и милосердия.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

В наше время, к сожалению, вечные ценности стали менее значимыми и даже могут вызывать насмешку или иронию, на место любви к ближнему приходит душевная черствость. В обществе идет процесс дегуманизации человека. В стране неуклонно растет количество негативных поступков, совершаемых детьми, появляется все больше детей проблемных, а ведь они – наше будущее, будущее России. Поэтому-то на современном этапе нравственное воспитание становится наиболее важным в учебно-воспитательном процессе. Становится жизненно необходимо воспитывать в детях положительные качества личности, учить их разбираться в жизненных ситуациях и правильно оценивать свое поведение. Задача педагога - помочь детям ответить на сложнейшие философские вопросы: зачем жить? и как жить? А задача эта, как оказалось, далеко не простая. Как поселить в сердце ребенка добро, милосердие, бескорыстие, любовь к ближнему?

Моими помощниками, проводниками к сердцу ребенка, стали, конечно, произведения русской классики – кладезь мудрости. Духовное становление невозможно без освоения бесценного наследия Пушкина, Лескова, Достоевского, Шмелева.… Произведения этих мастеров слова дают представление о христианских основах нравственности, о добре и зле, о чести и бесчестии, о милосердии.

Столько важного и нужного для душевного развития ребенка можно почерпнуть, например, из “Капитанской дочки” Пушкина!

Глубоко христианский, глубоко русский ответ дает писатель на жизненно важные вопросы: как жить в истории, особенно в смутные, переходные ее периоды? за что держаться? При внимательном прочтении повести, не без помощи учителя, дети понимают, что держаться надо за свою совесть, за честь в глазах Бога. “Держаться нужно за Бога, за милосердие”,- такой вывод делают ребята в конце изучения произведения.

Но тому предшествует трудная, кропотливая работа с текстом. Проанализировав все сцены встречи Гринева с Пугачевым, видим, что история, положенная в основу повести, начинается и заканчивается милосердием. Вспомним первую встречу Гринева с будущим самозванцем. Пугачев вывел заблудившегося во время бурана Гринева к постоялому двору. Гринев благодарит вожатого, предлагает ему чай, потом и стакан вина. Наутро Гринев еще раз благодарит Пугачева и хочет подарить ему полтину денег на водку. А когда Савельич не позволил ему этого, он придумывает отдать Пугачеву свой заячий тулуп. Подарок, на первый взгляд, бессмысленный. Савельич недоумевает: "Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке". Однако, пишет Пушкин, “бродяга был чрезвычайно доволен подарком”. И мы догадываемся, что тут дело не только в тулупе .

В благодарности Гринева за то, что “вожатый” вывел его к постоялому двору не просто благодарность. Тут нечто большее: жалость, милосердие и уважение. Человеку холодно, а ему не должно быть холодно: он образ Божий. Мы не должны безразлично проходить мимо человека, которому холодно, это бесчеловечно. Все это и почувствовал Пугачев. Потому так и радуется он подарку: “Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей”. И не забудет, потому что на милость можно отвечать только милостью.

И через все остальные встречи Гринева и Пугачева основной темой идет именно тема милосердия. Народная мудрость гласит: “Кто добро творит, того Бог благословит”.

При занятии Белогорской крепости Пугачев, узнав Гринева, тут же помиловал его, спас от смертной казни. Позже в беседе наедине Пугачев говорит: “. я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов”. Каким нравственным законом руководствуется Пугачев? Законом милосердия, которого нет выше и благороднее в этом мире. Разглядел однажды Гринев человека в Пугачеве, обратился к этому внутреннему человеку, и не может уже забыть этого Пугачев.

А, перелистав несколько страниц, становимся свидетелями еще одной удивительной сцены: Пугачев, атаман бунтовщиков, вызволяет Машу Миронову, дочь коменданта крепости, казненного во время приступа, из рук Швабрина и отпускает ее и Гринева со словами: “Казнить так казнить, жаловать так жаловать: такой мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее, куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!”. Эти слова мы слышим от “злодея, обрызганного кровью стольких невинных жертв” Согласитесь, на такой поступок способен только человек, у которого не стерт образ Божий в душе.

Пушкин в "Капитанской дочке" предстает перед нами не просто мастером-художником, но и очень мудрым человеком с глубоким нравственным опытом. Главное внимание автора "Капитанской дочки" направлено на открытие внутреннего человека в человеке. Проникновенные диалоги главных героев повести представляют собой историю поисков той соборной истины, которая служит одновременно и мерилом истинности, и путем спасения. А ключом к этому царству истины выступает у Пушкина тема милосердия. Не случайно эта повесть является одним из самых христианских произведений в мировой литературе, именно от нее в русской литературе идет традиция проникновенных диалогов “святых и преступников”, стоящих перед лицом Бога.

Думаю, ребята, которые присутствовали на уроке, говорили о милосердии не пройдут мимо человека, нуждающегося в помощи, окажут ее больному и слабому, накормят бездомную собаку… А позже, отвечая на вечный вопрос: “Быть или не быть?”, примут правильное решение: быть человеком, жить духовно, “познавать Творца в творенье, видеть Духом, сердцем чтить…”

Читайте также: