Сочинение на тему и жить торопится и чувствовать спешит евгений онегин

Обновлено: 04.07.2024


Кто главный герой романа "Евгений Онегин"? Ответ на этот вопрос кажется вполне ясным: конечно, тот, чьим именем назвал Пушкин свою книгу, конечно, Евгений — кто же еще? Даже Татьяна и Ленский играют в романе менее важную роль, а уж тем более Ольга, старики Ларины, соседи-помещики, светские денди, крестьяне.. И в школьных учебниках можно про читать: главный герой романа — Евгений Онегин, типичный молодой дворянин начала XIX века. Это, разумеется, правильно, без Онегина и романа бы не было.
Вся первая глава, казалось бы, рассказывает об Онегине: его детстве, юности, привычках, развлечениях, друзьях. Эпиграф Вяземского к этой главе: "И жить торопится, и чувствовать спешит" — тоже про Онегина, это он "жить торопится".
Но если прочесть главу повнимательнее, можно увидеть, что в ней не один, а два героя- Онегин и Пушкин. Им не только уделено почти равное количество строф, мы узнаем о каждом из них очень многое, и об авторе почти столько же, сколько о герое. Они во многом похожи, недаром Пушкин сразу скажет об Онегине, "добрый мой приятель' Но много у них и разного.
В то время, когда А.Пушкин начал писать "Онегина", полагалось предварять большое поэтическое произведение торжественным вступлением, обращаясь к богам. Но он начинал свой роман в стихах совсем иначе: взял строчку из знакомой каждому его современнику басни Крылова. "Осел был самых честных правил. " — и переделал эту строчку по-своему Сразу, с первой же строки, он смело, весело, молодо бросился в бой против того, что устарело, что мешало развитию литературы, что было ему ненавистно: против сковывающих писателя правил и законов — за свободу мысли, свободу творчества
Итак, роман начинается без всякого вступления — мыслями героя, едущего к больному дяде, которого он не знает и не любит, чтобы
Ему подушки поправлять. Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя. Когда же черт возьмет тебя!
Одобряет Пушкин такое поведение Онегина? Пока мы еще не можем ответить на этот вопрос Но дальше, читая роман, мы все узнаем: и что думает Пушкин об Онегине, и как он смотрит на принятые в свете родственные отношения, и какие люди ему по душе, кого он ненавидит и за что, над чем смеется, что любит, с кем борется.
Поэт находит самые точные, самые убедительные слова, чтобы объяснить, как несчастливо воспитали Евгения: чувствовать, страдать, радоваться он не умеет. Зато умеет "лицемерить, казаться, являться"; зато, как многие светские люди, умеет скучать и томиться.
Белинский назвал роман Пушкина "энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением". Так оно и есть. И противостояние автора и главного героя еще более четко формулирует эту мысль.
А.С.Пушкин в своем романе впервые отделил автора от героя. Автор в романе присутствует наравне с другими героями. И линия автора, его точка зрения существуют сами по себе, отдельно от точки зрения главного героя, Онегина, иногда пересекаясь с ней.
Уникальность романа "Евгений Онегин", непохожесть этого произведения ни на одно другое заключаются в том, что автор смотрит на Онегина уже не как на героя своего романа, а как на вполне определенного человека со своим мировоззрением, со своими собственными взглядами на жизнь. Онегин совершенно независим от автора, и это как раз и делает роман по-настоящему реалистическим, более того — гениальным творением А.С.Пушкина.
Другие сочинения по "Евгений Онегин" Пушкина


В своём произведении “Евгений Онегин” Пушкин затрагивает такие волнующие нас темы как: дружба, верность, любовь и предательство. В его произведении нашли своё место многие человеческие пороки, но также там имеют место быть и добродетели, которые показывают читателю, что всегда есть маленькая толика добра, в этом злом мире. Однако, в большинстве своём, произведение “Евгений Онегин” отнюдь не о великом добре, как и не о великом зле. Данное произведение скорее держит золотую середину, из которой и является выходцем главный персонаж произведения, сам, Евгений Онегин.

В произведении Евгений Онеги предстаёт перед нами как достаточно умный молодой человек. Ему присущи хорошие стороны любого человеческого характера. Однако как выясняется позже, Онегин также имеет, как и любой другой человек, достаточно неприятные черты характера, которые позже всплывают по мере хода повествования.

Выясняется, что Евгений довольно злопамятный человек, который не потерпит любых унижений или неповиновения в свою сторону со стороны обычных людей, которые, так или иначе, находятся ниже его социального статуса. Пусть даже и выше его статуса, Евгений всё равно сделает всё возможное, дабы максимально навредить своему обидчику, заставить его чувствовать себя униженным. Таким образом, автор выделяет всю двуличность персонажа. Он говорит о том, что даже если человек приятно выглядит внешне, он обходителен, вежлив, то не стоит доверять ему, так как в любой момент данная вежливость может стать агрессией или даже ненавистью по отношению к вам. И это правда, жизни, ведь очень часто людей предают попросту из-за того, что они имеют то, что надо получить другим людям. Потому и многие люди лишаются, казалось бы, близких им людей, они просто предают их. Это одна из мыслей, которую выражает автор в своём произведении.

Следующая же мысль, которую Пушкин пытается передать через своё произведение, тема любви и предательства. По ходу развития сюжета мы видим, как Евгений сперва влюбляет в себя одну девушку, а затем во зло ей начинает флиртовать с другой, даже не задумываясь о чувствах первой, а это приносит ей огромную боль.

Таким образом, мы видим, что Пушкин в своём произведении “Евгений Онегин” раскрыл множество интересных тем, которые, так или иначе, затронули человеческие сердца.

Я считаю, что именно данные темы Пушкин пытался обсудить в своём произведении “Евгений Онегин”.

Вариант 2

Произведение Евгений Онегин Пушкин писал достаточно продолжительное время. Характер и поведение Евгения соответствует тому периоду, в котором работал Александр Сергеевич над произведением. Начал писать его Пушкин, будучи молодым, а закончил уже в зрелом возрасте.

В начале романа Онегин молодой заносчивый, высокомерный, избалованный жизнью. Ему все достается легко, каждая столичная девушка старается завоевать его внимание. Бесконечные развлечения, ему быстро наскучили, и он решил развеять скуку в имении, доставшемся ему в наследство. Беспечный, не желающий заниматься хозяйством, он и в деревне праздно проводил время. От скуки решил, что можно поближе сойтись с соседом Ленским. Так же от нечего делать, а так же из-за любопытства согласился посетить семью Лариных. Там он познакомился с девушками Татьяной и Ольгой.

Избалованный вниманием городских барышень он ставит Татьяну на место, высокомерно читая ей лекцию, о том, что она унизила себя тем, что объяснилась в любви первая. Он не мог поступить иначе. В тот момент он не понимал, что сам разрушает свое счастье, но ему так хотелось возвыситься в глазах бедной деревенской девушки. Наслаждаться ее страданием по неразделенной любви. С другой стороны в нем еще остались и честь, и благородство. Он не стал использовать в своих корыстных целях чувства Татьяны.

Как и многие Онегин сперва делает, потом думает, так получилось с дуэлью. Ленский взрослый, влюбленный не смог сдержаться, когда Евгений начал флиртовать с его невестой. До этого Онегин считал маленьким мальчиком, относился снисходительно и совсем не хотел обидеть друга, просто хотел поиграть чувствами друга. К сожалению, шутка не удалась. Дуэль, смерть друга, несколько разбитых судеб. От горя и стыда Евгений уезжает. Только теперь он понимает, что жизнь это не игра.

После путешествия молодой человек уже реально смотрит на жизнь. Встретив Татьяну, он понимает, что юношеские чувства не угасли, а наоборот теперь костер его любви разгорается еще сильнее. Но Татьяна уже не та и урок преподает ему она. Теперь уже он со слезами на глазах слушает проповедь, той девочки, которую когда-то учил он.

С того момента как Евгений отказал Татьяне прошло много времени. Он сильно изменился, многое понял.

Другой. Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я! То в вышнем суждено совете… То воля неба: я твоя…

Она проста и безыскусна в выражении своих чувств. И это может до глубины души тронуть читателя, но не такого искушенного в любовных делах человека, как Онегин. Для него Татьяна — не больше, чем привлекательная провинциальная барышня. В этом и состоит главная ошибка Онегина: он не увидел ни души, ни способности любить, ни живого ума Татьяны. И с видом опытного человека в ответ на ее письмо прочел ей целую отповедь (местами пошловатую):

Мечтам и годам нет возврата; Не обновлю души моей… Я вас люблю любовью брата И, может быть, еще нежней.

Я, сколько ни любил бы вас, Привыкнув, разлюблю тотчас; Начнете плакать: ваши слезы Не тронут сердца моего, А будут лишь бесить его.

Самое удивительное заключается в том, что все эта — правда. В словах Онегина нет ни слова лжи. На исповедь Татьяны он ответил своей исповедью, искренне полагая, что все обстоит так, как он говорит. Он действительно считает себя неспособным на сильное чувство, и предупреждает ее об этом. Только дальнейшие события разрушили эту уверенность Онегина. Он все-таки полюбил. И полюбил именно Татьяну, встретив ее через много лет в Москве, женой генерала. Нельзя сомневаться в искренности чувств Онегина. Сказав много лет назад, что он не создан для блаженства, он вдруг осознает обратное, о чем и пишет Татьяне:

Нет, поминутно видеть вас, Повсюду следовать за вами, Улыбку уст, движенье глаз Ловить влюбленными глазами, Внимать вам долго, понимать Душой все ваше совершенство, Пред вами в муках замирать, Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!

Итак, увидев новую, изменившуюся Татьяну Ларину, он понял, что упустил тогда в деревне. Как же объяснить его внезапно вспыхнувшую страсть? Наверное, не в последнюю очередь здесь сыграло роль то, что Татьяна в то время была юной девушкой, и сама предлагала ему свое сердце, теперь же она — недоступная, холодная, безупречно владеющая собой светская женщина. А запретный плод сладок. Сама Татьяна, не щадя чувств Онегина, отвечает на вопрос, почему, не оценив ее любви в прошлом, он теперь падает перед ней на колени:

Не потому ль, что мой позор Теперь бы всеми был замечен. И мог бы в обществе принесть Вам соблазнительную честь?

Сочинение Образ и характеристика Евгения Онегина

Подавленный событиями, Онегин едет путешествовать по России. Во время странствий, он ближе знакомится с жизнью разных слоёв общества, что помогло его духовному пробуждению.

Вернувшись в столицу, он встречает на балу Татьяну и влюбляется в неё. Он, когда то бездушный и холодный, вдруг проникся к ней искренним чувством. Но она уже не та влюблённая в него девушка, она знатная княгиня. Онегин сожалеет о том, что раньше не оценил красоту её души. Татьяна отвергает его и он опять одинок и разочарован.

Сочинение 4

Он уезжает в селение, и восторгаться природой, но это ему вскоре надоедает. Онегин заводит знакомство с Ленским и между ними возникает дружба. Ленский и Онегин люди непохожие, но хорошо дополняющие друг друга.

Плохая выходка Онегина приводит к поединку с Ленским. Евгений хотел было отступить от поединка, однако побоялся сарказма в свою сторону. Единственная пуля, выпущенная Онегиным, обрывает жизнь Ленского, мечтавшего о прекрасной семье, но мечтам не суждено было сбыться. Евгений Онегин не помышлял о том, что он действует самолюбиво. Он отклоняет любовное послание от Татьяны, о чём впоследствии очень пожалеет. Главного героя можно охарактеризовать, как переживающего эгоиста, который ища смысл жизни, приносит вред людям окружающим его.

Для Евгения это всё было забавой, но любовь и дружба не выносит к себе такого обращения. Потеряв всех, кто бы рядом Онегин, остаётся страдать один. И не было никого рядом, кто бы смог помочь пережить, ему это тяжёлое время. И в этом виноват лишь он один. После всего что с ним произошло, он изменился. Он становиться человеком, знающим, что он хочет от жизни. Он осознаёт, что влюблён в Татьяну, но уже поздно. Татьяна отклоняет его чувства, так, как и он отверг ранее её любовь. Онегин способен на поступки, о которых иногда и сам сожалел. Он был человеком талантливым , не раскрывшим свои возможности. Роман показывает, что опуститься на самое дно легче, чем потом подняться и снова стать счастливым.

Конечно, свою — и немалую — роль сыграли здесь путешествия, размышления героя о смысле своего существования. Но подлинное духовное перерождение пришло к Онегину лишь после второй встречи с Татьяной.

Любовь — вот что перевернуло душу героя. За два года странствий Онегин повзрослел и изменился, теперь он уже способен на настоящее, глубокое чувство — и оно приходит:

Так описывает автор появление в бальном зале Татьяны. Да, теперь она — светская дама, но отнюдь не за это любит ее Евгений. Просто душе его теперь подвластны такие чувства, о которых он прежде не имел понятия. Ведь он любит ту, прежнюю Татьяну — она же нисколько не изменилась:

Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей.
Все тихо, просто было в ней.

То есть внутренне-то это та же самая деревенская девочка, выделяющаяся своей природной простотой и естественностью из пестрой толпы большого света. Это изменение — от уездной барышни до светской дамы — лишь внешне. И Онегин почти сразу узнает в ней ту, прежнюю Татьяну, которая давно его любила. Первая его реакция — простое удивление. Но потихоньку в душе его развиваются противоречивые чувства. Только теперь он сумел разглядеть в ней то светлое начало, что таилось в Татьяне. Сравнив ее с дамами высшего света, Онегин на этом контрасте ярче увидел красоту Татьяны — красоту не внешнюю, а внутреннюю, душевную. И теперь с героем происходит что-то новое — таким мы его еще не видели:

Он оставляет раут тесный,
Домой задумчив едет он;
Мечтой то грустной, то прелестной
Его встревожен поздний сон.

Что с ним? В каком он странном сне!
Что шевельнулось в глубине
Души холодной и ленивой?
Досада? Суетность? Иль вновь
Забота юности — любовь?

И мы рады за героя, хотя эта любовь ни ему, ни Татьяне не принесет счастья — напротив, она принесет много боли. Чему же радуется читатель? Мы рады за героя, смывшего с себя налет холодной светскости, сумевшего вновь пробудить свою душу для любви, для счастья. И пусть Онегин и Татьяна не могут быть вместе — мы знаем, что к герою романа пришло, хоть и запоздало, духовное возрождение.

Читаемое в разделе:

Именно Евгений стал тем героем романа, который испытал на себе скуку окружающего общества. Ему надоели светские встречи и балы. Он стремится убежать от наигранной жизни. Пушкин в мельчайших подробностях описывает нам характер и нрав Евгения. Иногда, мне кажется, что в своем персонаже Пушкин раскрывает часть себя.

Первая глава повествует нам о светской жизни молодого человека. Он значительно выделялся на фоне других людей. Он отличался воспитанием, образованием и холодным умом. Поэтому, ему становится неловко от такой бессмысленной жизни. Онегин решает заняться чем-то полезным и уехать в деревню.

Там, он знакомится с другим, достаточно ярким персонажем – Владимиром Ленским. Он был совершенной противоположностью Онегина. Именно такой контраст черт характера главных героев, помогает читателям лучше понять образы молодых людей.

Глядя на Ленского, Евгений вспоминает свои былые времена, когда он также восхищался окружающей красотой, когда он также любил. Но, светское общество перевернуло его внутренний мир. Он становится циничным и твердым.

В последствие, Онегин не смог противостоять окружающим обстоятельствам и стал убийцей лучшего друга. Этот поступок навсегда отпечатался в его душе. Это событие заставляет Евгения бежать из деревни. Он странствует по родным краям, но не может найти себе применения.

С развитием сюжета, мы видим уже совершенно другого Онегина – он вырос и стал богаче в духовном плане. Любовный отказ Татьяны наносит ему еще один жизненный удар.

Онегин смог вырваться из светского общества в тишину и покой. Но, и там он не смог обрести душевное равновесие. Даже дружба и любовь не смогли сделать из него другого человека. Его сложившиеся устои не дали молодому человеку развиваться в положительном направлении. Он отверг любовь, дабы быть свободным и вольным. Он убил друга, чтобы не идти против мнения общества. Все эти события привели главного героя к душевной пустоте. Он так и не смог стать полезным и нужным, как желал того ранее.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

И жить торопится, и чувствовать спешит. (Образ Наташи Ростовой).

Работу выполнила: Волкова Дарья Алексеевна

Руководитель: Камаева Любовь Александровна

Нижегородский филиал МЭСИ

Текст доклада.

В самом начале произведения мы видим Наташу-ребенка. Это не слишком красивая, но грациозная и очаровательная девочка. Наташа импульсивна, немного взбалмошна. Она окружена заботой и вниманием близких. Девочка не знает никаких проблем. Ее семья ни в чем не нуждается. Каждый день становится для Наташи праздником. Характер ее светлый и легкий, девочка любит всех вокруг, весь мир кажется ей прекрасным. Одним словом, Наташу вполне можно назвать баловнем судьбы. Кажется, что вся жизнь Ростовой будет столь же яркой и беззаботной. Но по мере прочтения романа мы узнаем, что на долю Наташи выпало множество горестей. И они влияют на характер героини. Наташа - чуткое и возвышенное существо. Она не знакома с лицемерием и фальшью.

Наташа оказывает влияние на нравственную жизнь других героев, обновляя и возрождая их к жизни. Она вдохновляет людей, делает их лучше, добрее. Например, когда Николай Ростов проигрывает Долохову в карты и возвращается домой раздраженный, не ощущающий радости жизни, он слышит пение Наташи и с этим умиротворяющим голосом забывает свою неудачу. В тот самый же момент Николай чувствует, что сама жизнь прекрасна и что все остальное - мелочи, не стоящие внимания. В данный момент герой думает: "Все это: и несчастья, и денежки, и Долохов, и озлобленность, и честь - все вздор, а вот она — настоящее.

Героине Толстого свойственно сострадание. Наташа очень хорошо понимает и жалеет Денисова, сделавшего ей предложение. Когда плакала Соня, Наташа, не зная причины ее слез, "распустив свой большой рот и сделавшись совершенно нехороший, заревела как ребенок: и только оттого, что Соня плакала". Толстой наделяет свою героиню редкими душевными качествами: чуткостью и интуицией.

Второй раз Андрей Болконский встречается с Наташей на балу в Петербурге. Эпизод, в котором изображен первый бал Наташи Ростовой, — один из основных в романе: он важен для раскрытия внутреннего мира и характера главной героини. В этом фрагменте перед нами предстает петербургский бал от начала и до конца, с музыкой, цветами, танцами, государем, "дамами в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях". Мы чувствуем трепетную готовность героини "на величайшую радость и на величайшее горе”, страстное желание быть приглашенной на танец, быть замеченной. Бал — одно из звеньев цепочки событий, повествующих о семье Ростовых. Картине бала предшествует эпизод приезда к ним Бориса Друбецкого — первого увлечения Наташи. Между молодыми людьми снова вспыхивают нежные чувства, но Наташа уже не воспринимает Бориса как своего жениха. После разговора с графиней Борис перестал бывать у Ростовых. Автор дает нам возможность сравнить главную героиню "с царицей Петербурга" — Элен Безуховой, на фоне которой Наташа, с ее "худыми руками и плечами", "неопределенной грудью", не только не проигрывает, но и привлекает к себе внимание гостей, поскольку в ней было то, что "не имело на себе общего светского отпечатка". Но "девочкой" Наташу мы видим не только внешне, но и внутренне: лишь ребенку присущи настолько сильные чувства, переживания и волнение, сильное, безграничное чувство любви, которое человек испытывает "на той высшей ступени счастья, когда он делается вполне добр и хорош и не верит в возможность несчастья, зла и горя". "Выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, являлось зеркальным отражением ее чувств" и помогало читателю проникнуть во внутренний мир главной героини.
Автор мастерски изобразил переживания Наташи. Здесь можно выделить следующие ключевые сцены. Картина бала начинается с описания ощущений Наташи в карете, когда семья Ростовых едет на бал и Наташа впервые представляет, что ей предстоит увидеть и пережить. "То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет: так это было не сообразно с впечатлением холода, тесноты и темноты кареты", — психологический комментарий автора здесь очень выразителен. И бал действительно заканчивается ощущением безмерного счастья, переполняющего Наташу.

Итак, на балу присутствуют все три главных героя романа: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова. Характеристику Болконскому и Безухову дают Перонская, отражающая взгляды светского общества, и Наташа, через которую в данном случае Толстой выразил свое отношение к этим персонажам. Пьер для высшего света — "шут гороховый", а князь Андрей — грубиян, который "с дамами обращаться не умеет". В то же время Наташа с радостью смотрит на знакомое лицо Пьера и говорит о нем как об "очень хорошем". А в князе Андрее мы видим не только реформатора, который "с Сперанским какие-то проекты пишет", но и человека с большой душой, который сумел разглядеть в "трепещущей" Наташе огромный внутренний мир, остроту чувств, внутреннюю силу. Когда князь Андрей танцевал с Наташей "один из веселых котильонов перед ужином", он напомнил ей об их встрече в Отрадном. В этом есть некая символичность. В Отрадном произошла первая встреча князя Андрея и Наташи, формальное знакомство, а на балу — их внутреннее сближение. "Я бы рада была отдохнуть и посидеть с вами, я устала; но вы видите, как меня выбирают, и я этому рада, и я счастлива, и я всех люблю, и мы с вами все это понимаем", — и еще многое сказала князю Андрею улыбка Наташи. Именно после первого танца Наташу заметили, оценили, и она пользовалась успехом у мужчин.
На протяжении романа мы встречаем Наташу почти во всех жизненных ситуациях. Толстой дает нам возможность полностью узнать характер главной героини. Эпизод первого бала Наташи Ростовой примечателен тем, что мы видим душу героини в движении: от минуты отчаяния до вершины наивысшего счастья. В отчаянии она замыкается и задает вопросы только себе: "Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины. " В минуты же наивысшего счастья ее душа открыта для всех: она готова подарить свою любовь князю Андрею, она всей душой хочет помочь Пьеру, "передать ему излишек своего счастья", дарит счастливые улыбки отцу. Может быть, именно за это безграничное душевное тепло Толстой и любит свою героиню.

Почему же тогда Наташа изменила Андрею, если она его так любила? Чем можно объяснить её увлечение Анатолем? Кто виноват в том, что произошло ? Наташа, которая не дождалась; старый князь со своим жестоким упрямством; Андрей, подчинившийся отцу? Никто не виноват , все жили, согласно своим характерам. Полюбив, Наташа желает счастья сейчас же, немедленно. Главное для неё - чувство. Ей нужно счастье сейчас же, немедленно, чтобы он был всегда рядом. Князь Андрей уезжает за границу, свадьбу откладывают на год. Для Наташи это условие ужасно. Любить каждую минуту и быть любимой – единственная её потребность. Нет рядом князя Андрея, значит, время останавливается, проходят дни впустую. Не такова Наташа. Каждую секунду своей жизни она должна чем-то наполнить. Чувствуя себя свобод­ной (об этом столько раз говорил ей Андрей), семнадцатилетняя На­таша никого не боится, не опасает­ся попасть в ситуацию, которая мо­жет принести страдание. Она не знает людей, не представляет, как они могут быть коварны, подлы, низ­ки. Брат и сестра Курагины, Элен и Анатоль, для которых не сущест­вует ничего святого, словно почув­ствовав душевное смятение юной Ростовой, тут же пытаются восполь­зоваться её доверчивостью. Отрица­тельную роль сыграл в этом и Пьер, который по-прежнему жил под одной крышей с Элен. А ведь Наташа ве­рила ему, полагая, что такой чело­век, как граф Безухов, не смог бы соединить свою судьбу с плохой женщиной. Так, попав в окружение этой красивой светской львицы, На­таша невольно поддаётся его воздей­ствию и, любя Болконского, увлека­ется Курагиным, веря в то, что он человек благородный и женится на ней.

Увлечение Анатолем произошло из-за неиссякаемой потребности героини любить и быть любимой. Наташе, как и другим людям, тоже свойственно заблуждаться, искать, ошибаться. Наташа сама судит себя. Она чув­ствует, что переступила нравственную черту, поступила нехорошо неправильно. Но изменить обстоятель­ства уже не в силах. И героиня пи­шет записку княжне Марье, в кото­рой сообщает, что не может быть женой князя Андрея. Простить себе то мгновение, когда не смогла рас­судком преодолеть погубившее её чувство, она не сможет никогда. Та­кова её сущность: всё, что делает, делает искренне и честно.

Любовь к князю Андрею с новой силой пробуждается в героине после отъезда из Москвы с обозом, в котором оказывается и раненый Болконский. Примирение князя с Наташей вполне соответствует идеалу любви к ближнему. Во время войны Наташе приходится ухаживать за умирающим Андреем. Можно представить, как тяжело это юной девушке, тем более что она была влюблена в Болконского. Но Наташа выдерживает это испытание. Она делает все возможное, чтобы хоть немного скрасить последние минуты жизни Андрея.

И теперь уже странно, что в начале романа она могла показаться нам капризной и избалованной. Оказывается, Наташа не жалеет себя, отдает все свои силы, с готовностью идет на жертвы ради тех, кого любит.

Подводя итоги, с уверенностью можно сказать: многие поколения будут учиться у Наташи Ростовой её способности жить, любить, чувствовать красоту окружающего мира и наслаждаться ей, умению делать добро, быть верной женой и любящей матерью.

Читайте также: