Памятник кошкар ата сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Кошкар-ата (каз. Қошқар Ата, узб. Qo`chqor-Ota / Қўчқор-Ота, кирг. Кочкор-Ата; XII век, Мавераннахр) — суфий, ученик Ходжи Ахмеда Ясави. В его честь назван ряд объектов в современном Казахстане и других странах Средней Азии.

Биография

Сведений о жизни Кошкар-аты сохранилось немного. Известно, что он был выходцем из туркменского племени. Учителем будущего суфия стал Ходжа Ахмед Ясави.

Среди учеников Кошкар-аты известность получил Халифе, считающийся преемником суфия и тоже почитавшийся как святой. Легенда приписывает Халифе основание некрополя Калипан. Однако современные исследователи считают, что Калипан был основан ещё в X веке.

Согласно одной версии, Кошкар-ата умер в Чимкенте (ныне Шымкент) и был похоронен возле истока протекающей по городу реки, ныне носящей название Кошкарата. Согласно другой версии, суфий погиб от жары во время путешествия с караваном по плато Устюрт. При этом на момент смерти он не успел достичь преклонных лет, поскольку в легенде рассказывается о приезде его матери на место гибели сына.

Истоки возникновения культа Кошкар-аты

Предполагается, что культ Кошкар-аты вобрал в себя более древний культ барана, существовавший в Центральной Азии в доисламские времена. Баран считался символом Фарна — древнеиранского божества, связанного с огнём. Через Согдиану культ барана распространился по среднеазиатскому региону, где его пережитки сохранялись достаточно продолжительное время после принятия ислама. Например, в Ферганской долине и некоторых других регионах современного Узбекистана существовали места для традиционного жертвоприношения баранов на Курбан-байрам, именуемые Кучкор-мозор или даже Кучкор-Ота.

Память

В память о Кошкар-ате были сооружены три мавзолея. Один из них располагается на территории современного Шымкента. Другой входит в состав архитектурного комплекса Исмаил-ата в селе Турбат Казыгуртского района Туркестанской области. Третий впоследствии вошёл в состав некрополя, также получившего название Кошкар-Ата. Некрополь находится неподалёку от села Акшукур Тупкараганского района Мангистауской области.

Ряд географических объектов в современном Казахстане носит название Кошкарата в честь суфия. Кроме того, в Киргизии существуют город Кочкор-Ата и село Кочкор-Ата в Ноокенском районе Джалал-Абадской области, а также село Кочкор-Ата в Узгенском районе Ошской области.

Некрополь Кошкар-Ата расположен в семнадцати километрах от города Актау на окраине небольшого поселка Акшукур. Купольные мавзолеи на Мангистау вообще очень красивы и своеобразны. Некоторые мавзолеи - настоящие архитектурные шедевры, вызывающие восхищение и в наши дни своей продуманность, законченностью, отточенностью каждой линии, каждого штриха.


Мавзолей Кошкар-аты, Шымкент, Южно-Казахстанская обл.

Одна из исторических достопримечательностей Шымкента - мавзолей Кошкар-аты. О покоящемся в нем человеке не сохранилось достоверных письменных сведений, но существует много преданий, которые передаются в народе из уст в уста, от потомка к потомку. Согласно им, Кошкар-ата особенно преуспел в изучении духовного наследия, в совершенстве "знал Коран и хадисы. Он пользовался огромным уважением в народе и был избран судьей. В течение многих лет пребывая на этом посту, прославился своей справедливостью. Кошкар-ата считается учетном Ахмеда Ясави. Он относился с огромным почтением к своему учителю и внимательно изучал его труды.

Одна из легенд гласит, чю как-то он вручил своему младшему сородичу собственный посох и наказал доставить в Туркестан родниковую воду: "Пусть мой Хазрет насладиться, испив поды из трудовых рук", причем предупредил родственника, чтобы тог на пути к Туркестану ни разу не оглянулся. Однако братишка судьи, пройдя часть пути, нарушил утшор и обернулся, а года, которую он спешил доставить по назначению, пролилась. В народе то местечко так и прозвали: "Су бурьшган" - "там, где пролилась вода". Не выполнивший поручения гонец тоже остался там. Поскольку усыпальница Кошкар-аты позднее оказалась прямо посреди многоэтажных домов, было решено перенести захоронение немного в сторону, а над ним возвели новый мазар. Это место является теперь объектом паломничества.


Мазар Кошкар-Ата и Чилляхана, Казыгуртский район, Южно-Казахстанская обл.

Мазар Кошкар-Ата (архитектурный комплекс Исмаил-Ата)

Расположен между чилляханой и мечетью. Небольшая портально-купольная однокамерная постройка с низкой апсидой, в которые установлены надгробья. Характерной деталью памятника является устройство ячеистых парусов в виде консольно выступающих друг над другом сдвоенных кирпичей. В связи с проведенными позднее ремонтными работами, объединившими чилляхану и мавзолей Кошкар-Ата в единую архитектурную композицию, памятник со стороны главного фасада скрыт стеной. Ныне отреставрирован.

Кошкарата, Шымкент

Вокруг него племя и разбило стоянку. Потихоньку оно разрослось, а родник с каждым годом становился все полноводнее и то тут, то там из-под земли стали бить все новые и новые родники. Затем они, слившись в один поток, образовали большую реку. Она и есть тот самый памятник.

Кошкарата

Легенд о происхождении реки тоже немало, но все они связаны с именем человека, в честь которого ее и назвали. По одному из преданий Кошкар ата был учеником Ходжи Ахмеда Ясави. Он внимательно изучал труды своего учителя и следовал его заветам. Праведностью жизни своей, глубокими знаниями Корана и хадисов, мудростью и желанием помочь людям заслужил Кошкар ата себе славу и уважение и был избран бием, судьей. Пребывая на этом посту, он всегда стоял на стороне справедливости и никогда не шел на поводу у знатных и богатых людей.

Еще одна история

Долгие годы люди не только утоляли жажду водой из реки, но и излечивали свои раны. Впрочем, за исцелением сюда приезжают до сих пор. Рабига Оспанова приехала в Шымкент из Кызылорды. Женщина говорит, что сменить место жительства ее вынудила болезнь сына.

Впрочем, утреннее купание в реке стало обязательным ритуалом и для самой женщины. Правда, купаться у истока можно, как выяснилось, не везде.

Мавзолей

Мавзолей Кошкар аты в Шымкенте

Кошкар ата был похоронен у истока реки. И люди долгое время шли к его могиле – кто за исцелением, а кто за богатством. И, говорят, помогало. Правда, богатства он дает ровно столько, чтобы человек жил, ни в чем не нуждаясь. Так это или нет, утверждать не буду. Есть те, кто говорят, что только благодаря молитвам, вознесенным у праха Кошкар аты, они выздоровели, жизнь наладилась.

К слову, мазар, к которому до сих пор не иссякает народная тропа, не первоначальное место захоронения великого старца. Поскольку усыпальница Кошкар аты позднее оказалась прямо посреди многоэтажных домов, было решено перенести захоронение немного в сторону, а над ним возвели новый мазар.

Мавзолей Кошкар аты сейчас

Мираб по собственной воле

На эти средства Тажапа нанимала бригаду рабочих, которые ей помогали. Она им платила небольшую зарплату и обеспечивала питанием на весь период работы. Очищать реку начинали с самого истока. В те годы никому бы и в голову не пришло вывести канализационный сток в реку. Судя по рассказам старожилов, Тажапа была женщиной крутого нрава и этот сток она могла попросту пустить… в тот двор, из которого он выведен. А уж про мусор и говорить нечего – не имея никаких современных камер слежения, она точно знала, в каком доме и что вывалили в реку. А ведь ее никто не заставлял следить за чистотой реки. У нее и без того была масса забот. Но, взяв когда-то шефство над речкой, она заботилась о реке Кошкарата до конца своих дней.

Купание. Кошкарата. Лето. Купалка. Вода

Много воды утекло с той поры. Со временем трепетное отношение к реке куда-то испарилось. И сначала в нее начали выбрасывать мусор, затем сюда стали сбрасывать свои грязные стоки сауны и автомойки, а есть и такие, кто вывел канализацию прямо в реку. Нетрудно представить, во что превратилась Кошкарата в результате такого варварского отношения. Попытки привести в порядок русло реки предпринимались несколько раз. Вот только дальше начала реки дело не продвинулось. Там, где главная вод-ная артерия Шымкента протекает через частный сектор, смотреть на реку без слез нельзя. Хочется верить, что люди однажды одумаются, а если нет, то одумаются власти и заставят тех, кто превращает священную реку в сточную канаву, изменить свое хамское к ней отношение.

Кошкарата

Кстати, в 2010 году Кошкарата получила статус особо охраняемой природной зоны. С тех пор она считается частью городского дендропарка. Статусом охвачена территория в 12,3 га – от истоков до площади Ордабасы. Здесь наведен порядок, на набережной организовано постоянное полицейское патрулирование. Осталось придать такой же статус всей реке.

Я хочу рассказать Вам про край, где скорее всего вы никогда не были. И возможно — никогда не будете. Это самая дальняя, странная, своеобразная область Казахстана. Самый крайний запад. Почти не посещаемый туристами. Прямо у побережья Каспийского моря. Где даже люди живут не совсем такие, как в остальной части Казахстана. Они одеваются по другому, разговаривают по другому, живут по другому и верят в другие вещи. Это Мангистау или полуостров Мангышлак.

На территории Мангистау находятся более трех сотен памятников средневековья: древние захоронения, некрополи и подземные мечети. Все это настолько необычно и неожиданно, что даже странным является относительная неизвестность края среди орытных путешественников.

Ниже — пять роликов с моей мартовской экспедиции по некоторым интересным местам Мангистау

1. СУЛТАН-ЭПЕ САЙ — ОГРОМНЫЙ МЕГА КАНЬОН В ПУСТЫНЕ МАНГИСТАУ

Сьемка с каньона Султан-эпе сай. Спуск вниз. Аэросьемка с дрона. На дне каньона оборудованы купальни, берущие воду из источника. Считается, что вода из родникового источника является лечебной.

2. СУФИЙСКАЯ ПОДЗЕМНАЯ МЕЧЕТЬ СУЛТАН ЭПЕ

В плоской тюб-караганской находится памятник старины — комплекс Султан-Эпе, находящийся в 30 километрах к северо-западу от села Таушык у каньона, выходящего в Мангышлакский залив. Мечеть вырублена в скале. Она многокамерная, с каменными колоннами. Со стороны террасы каньона к ней ведут множество ступенчатых подходов. Здесь же находятся наземная мечеть и могила святого Султан Эпе, который, согласно преданиям, был сыном известного среднеазиатского поэта-мистика Хаким Ата (Сулеймана Бакыргани) — ученика Ахмеда Яссауи и Амбар-ана.

Согласно преданиям, Султан Эпе является покровителем погибающих в воде. К примеру, есть легенды, то он совершао множество подвигов, перенося для отца Каабу в Бакырган (Хорезм), чудесным образом оживляет заколотых быков и др. Однако Хаким ата с недоверием и ревностью относится к деяниям своего сына. В ответ на это Султан Эпе становится невидимым (гайып). Узнав об этом, Ходжа Ахмед Ясауи наказывает Хаким ата — якобы по его повелению над могилой последнего сорок лет текли воды Амударьи, город Бакырган был разрушен.

Внутри некрополя оборудованы скамейки для паломников, место для разведения ритуального огня и дорожка вокруг захоронений с семью деревянными шестами. Нам сказали, что нужно зажечь огонь, произнести над огнем свою молитву и пройти по кругу вокруг захоронения любое четное количество раз. Что и мы сделали

Возле некрополя находится убежище для паломников, где любой может бесплатно переночевать, приготовить еду и согреться

Читайте также: