Сочинение на тему грибоедовская москва

Обновлено: 06.07.2024

Произведение рисует яркую панораму города в такое непростое время. Закончилась Отечественная война 1812 года, русский народ осознал всю значимость своей национальности, в обществе распространяются прогрессивные идеи, носителями которых являются в основном молодые дворяне.

Такими чертами Грибоедов наделяет главного героя Александра Андреевича Чацкого. Он в одиночку выступает против всего фамусовского общество, боящегося потерять свое положение, не намеренного отказываться от устоявшегося быта и привычек.

Какой же предстает Москва на страницах пьесы? Мы видим город глазами главного героя. Чацкий возвращается после трех лет скитания по свету. Он воспитывался в доме Павла Афанасьевича и именно туда стремится всей душой попасть. Не только родина его манит, молодого человека связывали теплые чувства с Софьей, и он надеется на их возобновление.

Герою представляется, что город, восстановленный после войны, должен был измениться. Люди должны изменить свои взгляды. Но не тут-то было. Оказывается, что поменялась только обстановка. В новых особняках господствуют все те же нравы и предрассудки. Общество, собирающееся в доме дворянина Фамусова, все так же кутит и в пирах и развлечениях проживает свою жизнь.

Дворяне никогда не впустят в свой быт что-то новое, их вполне устраивает сытое существование. Абсурдом было бы что-то менять!

Да, здесь иногда можно услышать речи о правительстве, но это так – пустая болтовня, ни к чему не приводящая.

Еще одной чертой фамусовского общества является любовь ко всему иностранному. Ее автор осуждает. Дворяне неуважительно относятся к своему родному языку, постоянно смешивая русские слова с французскими. Такое соединение выглядит, по меньшей мере, нелепо. Но это модно. И точка. Значит, все будут слепо следовать этой моде и подчиняться ей.

Самое абсурдное, что и в учителя своим детям аристократы нанимают иностранцев. Причем, их должно быть как можно больше. О качестве образования здесь никто и не заботится. Это не имеет никакого значения.

Основное времяпрепровождение в обществе дворян – сплетни и обсуждение всех и вся. И Чацкий тоже попадает в этот водоворот слухов. С легкой руки Софьи его объявляют сумасшедшим. Таким он не представляет ни для кого опасности. Можно не опасаться, что он со своими новыми взглядами и идеями сможет потревожить комфорт сытого фамусовского общества.

Итак, Александр Сергеевич Грибоедов на страницах пьесы рисует общество дворян, зациклившихся на своих привычках и не желающих ничего менять. Старый уклад их полностью устраивает. Но новые веяния не за горами. Они неизбежны.

Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, интересовался наукой. Он был талантливым музыкантом, но сохранилось всего лишь два его чудесных вальса, которые и сейчас часто исполняются на концертах. Пушкин считал Грибоедова одним из самых умных людей в России.

Обучение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в писателе пламенную любовь к Родине и страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступил добровольцем в гусарский полк. В 1815 году писатель перевел пьесу французского драматурга Лес-сера "Семейная тайна", которую сразу поставил Малый театр. Грибоедов писал полемические статьи, в том числе и о театре. После окончания военной службы он занялся литературной работой, в 1817 году поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел, а затем уехал в качестве секретаря посольства в Персию (Иран). В Персии, а потом в Грузии Грибоедов работал над комедией "Горе от ума", которую закончил в Петербурге в 1824 году.

В 1826 году Грибоедова, возвращавшегося с Кавказа, арестовали по подозрению в связях с декабристами. Вскоре его отпустили за недоказанностью вины, но царская полиция продолжала за ним следить. В 1828 году Грибоедову поручили заключить мирный договор с Персией. Талантливый дипломат блестяще справился с этой важной миссией, за что Николай I назначил его полномочным послом в Персию. В условиях борьбы России и Англии за восточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим "единым лицом двадцатитысячную армию". В 1829 году фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране, и Грибоедов был убит. Он защищался до последнего. На могиле Грибоедова в Тифлисе в монастыре святого Давида его молодой женой Ниной Чавчавадзе был поставлен памятник с короткой надписью: "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?"

Первые пьесы Грибоедова были написаны по правилам господствовавшей тогда развлекательной комедии, которую сочиняли преимущественно в жанре классицизма. Переводя и переделывая с французского языка пьесы легкого жанра, Грибоедов вынужден был следовать требованиям их стиля. Но в переделках писателя проявилась его способность к живым стихам, стремление к беглому языку, просторечию и афористичности, реалистическим зарисовкам быта. Грибоедов преодолевал шаблоны легкой классицистской комедии, осваивал лучшие достижения русской и прогрессивной зарубежной сатирической драматургии.

В пьесе А. С. Грибоедова ставятся самые острые вопросы того времени: положение русского народа, проблема крепостного права, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и многие другие. В пьесе отражена смертельная борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов: консервативного поместного и чиновного барства("века минувшего") и прогрессивного дворянства ("века нынешнего"). Широко представлена знать — Фамусов и его гости — фамусовское общество. У его представителей нет никакого чувства гуманности — это закоренелые враги свободы, душители просвещения, единственное желание которых — "забрать все книги бы да сжечь".

Сатирически изображая поместную и бюрократическую знать, Грибоедов четко видел и положительные общественные силы своей эпохи, возникновение и рост новых, прогрессивных идей. Представители "века минувшего" чувствуют широкое распространение вольномыслия, называют свое время "ужасным веком". Наиболее полно пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.

Чацкий — деятельная, героическая фигура. Это горячий патриот, бесстрашный воин против крепостнического и деспотического самовластия, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Чацкий продолжает и развивает просветительские идеи XVIII века, клеймит невежество, обличает показную внешность представителей барства и пламенно пропагандирует науку, просвещение и искусство. С понятием "ума" во времена Чацкого связывались идеи вольнодумства, вольномыслия, борьбы за свободу. Грибоедов также понимал роль народа в борьбе консервативного и прогрессивного дворянства: "Умный, бодрый наш народ", — говорил писатель словами Чацкого.

Грибоедов резко критиковал мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют Фамусовы и молчалины, гибнут лучшие человеческие качества. Драматург клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его проявлениях. Духом борьбы за настоящего человека, его достоинство, русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова.

Грибоедов, создавая оригинальные, ярко индивидуализированные характеры, ставит их в типические обстоятельства, в конкретно-исторические бытовые и общественные условия. Читая эту пьесу, мы видим широкую картину подлинной жизни. По прямоте выражения прогрессивной идейности, по силе социально-политического негодования против крепостничества и самодержавия, по характеру благородного сочувствия закрепощенному народу "Горе от ума", по оценке критиков, самая "антибарственная" комедия первого этапа русского освободительного движения. Грибоедов в свой пьесе объединил лучшие достижения предшествующей драматургии и начал новый этап развития русской и мировой драматургии — драматургии критического реализма. Грибоедов рассчитывал влиять не на Фамусовых, а на широкие круги читателей-современников, и достиг таких результатов, которые трудно переоценить.

Москва… Для каждого жителя России это слово имеет свое, особое значение. Как сказал Пушкин:
Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось…
А. Грибоедов в комедии “Горе от ума”, помимо основных сюжетных линий, показывает “свою Москву” – город, в котором поэт живет и творит. Через своих героев автор выражает отношение к Москве разных социальных групп людей. Первая – “лишние люди”.

Самый яркий их представитель в пьесе – Чацкий, резонер автора, житель Москвы “века

нынешнего”. Но более распространен другой тип москвичей – так называемое “фамусовское общество”. Эти люди заняты балами и обсуждением знакомых.

Фамусов и ему подобные видят ценности жизни в богатстве и высоких чинах. Этих вершин москвичи “века минувшего” достигают любыми способами: они прислуживают тем, кто выше их по званию, презирают младших по чину, берут и дают взятки. Эти люди считают, что без протекции и лжи им ничего не добиться в жизни. И они по-своему правы: ведь, по сути, они никому не нужны.

Представители “фамусовского общества” пытаются держаться друг за друга, они служат

не делу, а лицам. Лицам, которые могут помочь им возвысится – получить очередной чин. Такие людишки и являются жителями грибоедовской Москвы. Как говорит Фамусов, столица России еще не шагнула в “век нынешний” и помнит только то, что происходило раньше. и прежний порядок, когда не было таких, как Чацкий, нравится им намного больше:
Тогда – не то, что ныне:
При государыне служил Екатерине!
“Фамусовское общество” в грош не ставит новое поколение с прогрессивными взглядами, поучает Чацкого и других “вольнодумцев”, ставя им в пример какого-то льстеца Максима Петровича.
В уста Чацкого автор вкладывает свое мнение о Москве и ее жителях:
Что нового покажет мне Москва?
Сегодня бал, а завтра будет два.
Тот сватался – успел, а тот дал промах.
Все тот же толк и те ж стихи в альбомах.
Но “фамусовское общество” довольно тем, что в столице можно не менять своих взглядов. Оно гордится “своей” Москвой:
Едва ли в мире сыщется столица
Такая, как Москва…
Но Фамусов боится, что Москва станет городом “века нынешнего”: “Он карбонарий, опасный человек” – говорят о Чацком.
Итак, грибоедовская Москва в “Горе от ума” – копия Москвы настоящей. Чецкий и ему подобные – поэты, писатели, художники, … одним словом, интеллигенция нового времени. “Фамусовское общество” – пережиток “века минувшего”, который господствует в Москве, но обязательно должен исчезнуть.

Для многих русских писателей и поэтов Москва была почти святыней, Отчизной. Грибоедов тоже любил Москву, так как родился, вырос здесь, окончил Московский университет.

Но Грибоедовская Москва кардинально отличалась от того города, в котором живем мы (то есть многие памятники архитектуры, например, остались прежними, но вот нравы и порядки изменились кардинально). Прежде всего потому, что в то время она не была столицей, а считалась почти провинциальным городом, особенно зимой (по слова Белинского "Москва впадала в спячку"). Здесь обитали люди, никогда не служившие при дворе, или же те, которые уехали доживать свои дни. В. Г. Белинский даже называл Москву "столицей отставников".

Грибоедов посвятил "Горе от ума" московским нравам, московскому светскому обществу. Автор говорит о нем иногда с усмешкой, иногда со злой иронией, но всегда с горечью (он любит свой город, но презирает московское дворянство, светские салоны и беспощадно высмеивае6т пороки общества).

Главный герой комедии – Чацкий, молодой человек, принадлежащий к отряду передовой дворянской молодежи. Он попадает в Москву после трехлетнего отсутствия (не раз Чацкий пожалеет о своем отсутствии, ведь любимая девушка успела его разлюбить). Но к его удивлению, ничто здесь не изменилось, нравы в Москве царят на редкость консервативные, люди так и остались полностью удовлетворены тем порядком, который существует, довольны собой и окружающими.

Московские старики – это знатные тузы, свято хранящие традиции старины, пусть даже эти догмы абсурдны и жестоки (и до тех пор, пока эти люди будут живы, и будут занимать высокие посты ничего не изменится). Но в этом обществе есть и молодые. Это либо военные, как Скалозуб, которые, делают все для того, чтобы добиться чинов любыми путями, не за счет ума и заслуг, а другими способами. Либо такие, как Загорецкий и Молчалин, которые ублажают богатых дураков, чтобы через какое–то время самим стать такими же.

Есть еще и такие как Репетилов – жалкое подобие декабриста (на него даже смотреть смешно – пародия, да и только). Чацкий пытается расшевелить это болото, но он одинок. Каковы же нравы людей, в чьей памяти еще живы порядки Екатерины второй? Они глупы, потому как ярые противники любого образования. "Ученье – вот чума, ученость – вот причина", - их кредо. "Собрать бы книги все, да сжечь!" – их мечта (это за место современного "Ученье – свет").

Представители московского дворянства лишены каких–либо патриотических чувств и чужды общественных мыслей. Цель и смысл жизни для них – обогащение, личная выгода (здесь можно провести параллель с настоящим временем). Типичным представителем этого круга является Скалозуб. Ему дают такую характеристику: "И золотой мешок, и метит в генералы". В его возрасте честным путем невозможно достичь всего того, к тому же, он и не скрывает, как все это достигалось. И этот человек считается завидным женихом (он богат, все остальное – неважно). Здесь распространено кумовство, семейственность: Ну как не порадеть родному человечку?

Москва – "ярмарка невест". Провинциальная, патриархальная. Вспомнить хотя бы князя и княгиню Тугоуховских с шестерью дочерьми. Единственная цель родителей – поскорей выдать их замуж за богатых мужей (неважно какой человек – любой, главное, чтобы был обеспечен). Московское общество – жалкая пародия на французское. Монолог Чацкого о французике из Бордо прекрасное тому подтверждение: Приехал – и нашел, что ласкам нет конца; Ни звука русского, ни русского лица Не встретил: будто бы в отечестве с друзьями…

Читайте также: