Сочинение на тему герои повести капитанская дочка в исторической метели

Обновлено: 08.07.2024

(отрывок из II главы романа)

В нашей библиотеке 23 521 материалов.
СочиненияБиографииАнализХарактеристикиКраткие содержанияПересказы

Сочинения / Пушкин А.С. / Капитанская дочка

Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями.

  • Образ и характеристика Савельича в романе Капитанская дочка Пушкина сочинение

Это и элемент композиции, фон, на котором происходит действие, это и символ предстоящих событий, символ основной темы произведения.

В судьбу молодых влюбленных вмешалась метель. Как только Владимир, возлюбленный Маши, отправился в церковь на венчание, снег занес всю дорогу, и он заблудился. Возможно, если бы не метель, влюбленные смогли бы исполнить свое решение. В их планы вмешалась сама судьба. Марья Гавриловна вышла замуж за другого, который стал впоследствии ее судьбой и ее счастьем.

На ногах не стоит человек.

На все божьем свете!

Сама революция показала в поэме в обобщенно-символическом образе вселенского ветра, метели, врывающийся в жизнь обывателя:

На ногах не стоит человек.

Это стихия, пусть очистительная, но безжалостная, разрушительная.

Таким образом, образ метели традиционен для русской литературы. В творчестве каждого писателя он получает разные трактовки, помогая выражать авторский замысел и авторский взгляд на мир.

Капитанская дочка. Краткое содержание по главам. Иллюстрированная аудиокнига

– Время ненадежно: ветер слегка подымается; вишь, как он сметает порошу.

– А видишь там что? (Ямщик указал кнутом на восток.)

– Я ничего не вижу, кроме белой степи да ясного неба.

– А вон – вон: это облачко.

Я увидел в самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдаленный холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран.

Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно со мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне не силен; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее.

Особенности прозы Пушкина

Пушкин создал художественную прозу принципиально нового, реалистического характера. Это особенно видно, если сопоставить ее с предшествующими и современными поэту произведениями. Русская литература XVIII – начала XIX веков была преимущественно стихотворной. Проза воспринималась, как низкий жанр. В центре литературы стояла ода – торжественная стихотворная форма. Первым, кто вывел прозу как жанр, сопоставимый по значимости со стихотворной формой, был Карамзин. Но все-таки прозаический слог его был искусственный, слишком художественный, усложненный метафорами и другими оборотами.

Повести Белкина

Основные принципы пушкинского стиля – драматизм и событийность. Причем последняя лишена исключительных событий, тайн, приключений. Если Пушкин и вводит в повествование фантастические сюжеты – они имеют фрагментарный характер, но никак не сюжетообразующий. По-особенному использует Пушкин и таинственное – оно всегда достоверно объясняется в ходе изложения событий.

Возлюбленные встречаются, ведут любовную переписку. Вскоре Маша и Владимир решают тайно обвенчаться. Расчет их прост: родителям не останется ничего, как признать факт женитьбы. Молодые назначили дату, Владимир договорился со священником из соседнего села, чтобы тот обвенчал их в одну из зимних ночей.

В назначенный час Маша, ссылаясь на головную боль, уходит спать раньше. Она переживает, что обманывает родителей, но тем не менее, сговорившись с горничной и кучером, темной зимней ночью убегает из дома. Начинается метель.

В это время Владимир, договорившись со свидетелями, спешит в село Жадрино, где должно совершиться венчание. Метель разыгрывается не на шутку, Владимир блуждает в буране всю ночь, и только под утро оказывается в церкви, но, увы, двери уже закрыты.

После этого Пушкин переносит читателя опять в семью Маши, а там утро начинается как обычно: завтрак родителей, к ним спускается Маша. К вечеру она заболевает горячкой: лежит в бреду несколько дней. Родители уже согласны на свадьбу ее с Владимиром. Ему отправляют письмо с приглашением, на что получают ответ, что он знать ничего не хочет о Маше. После этого Владимир отправляется на Отечественную войну. Между тем Маша идет на поправку и узнает о смерти возлюбленного.

Через несколько месяцев умирает Гаврила Гаврилович, Маша становится богатой наследницей. Они с матушкой уезжают от тяжелых воспоминаний в другое селение. Там Марию окружают женихи, но она ни с кем не хочет иметь дело. Единственный, к кому она испытывает симпатию – полковник Бурмин. Он решается объясниться с Машей и рассказывает ей историю о том, что женат на девушке, которую даже не видел. Путаница случилась в зимнюю ночь, когда разбушевавшаяся метель завела его в небольшую церквушку в селе Жадрино. Оказывается, что его невестой в ту ночь стала Мария. Бурмин бросается к ногам Маши.

Мария Гавриловна: характеристика героини

Накануне венчания Маша находится в смятении: все обстоятельства, происходящие с ней, говорят читателю о том, что она поступает неправильно. Да и сама героиня отчасти понимает это: в ее действиях и поступках нет решительности, скорее наоборот. Девушка со слезами прощается с родителями, плачет в своей комнате – она не ведет себя, как счастливая невеста. Особое внимание уделяется сну Маши накануне побега: она видит останавливающих ее родителей и Владимира, лежащего в луже крови. Тем не менее девушка сбегает. Только в конце повести читатель узнает, что пришлось пережить бедной Маше. Но она никак не выдала себя родителям.

За свой проступок Маша наказана судьбой: чуть не скончалась от болезни, лишилась жениха, умер отец, да еще и замуж выйти не может, потому что обвенчана с совершенно незнакомым человеком.

Мария хранит память о погибшем женихе, и только Бурмин смог растопить ее сердце. Пушкин сразу показывает читателю, что именно он — это тот, с кем Мария будет счастлива. Интересно, что спустя четыре года Маша не изменила любовным романам – она стала похожа на их героиню – именно так подмечает Бурмин. Скрыв от родителей тайный брак, героиня честна с возлюбленным: с горечью на душе она собирается ему рассказать о том, что с ней произошло той зимней ночью в метель.

Владимир: нераскаявшийся эгоист

Два мужских персонажа: Владимира и Бурмина, женихов Маши, описывает Пушкин. Метель сыграла судьбоносное значение в их жизни.

Судьба наказывает Владимира – он умирает от полученных под Бородино ран. Пушкин подчеркивает неотвратимость кары.

Бурмин: переосмысление поступков

Конфликт в повести

Конфликт, который изображает в повести Пушкин: метель – человек. Все основные действия героев происходят на фоне бушующей стихии. Именно она помогает Пушкину донести до читателя главную мысль: неотвратимость наказания.

Чем провинились герои? Владимир – тем, что попытался украсть единственную дочь из родительского дома. Сыграв на ее привязанности к любовным романам, он предлагает ей бежать из дома. Маша провинилась тем, что собиралась выйти замуж без благословения родителей. В то время это считалось большим грехом. Бурмин тоже провинился перед судьбой: он жестоко подшутил над неизвестной девушкой.

Таким образом, конфликтом стихии и героев раскрывается нравственная тема. Метель Пушкин делает основой всего сюжета.

Место природной стихии в сюжете

Описанию природной стихии, сыгравшей решающую роль в повествовании, уделяет особое внимание Пушкин. Метель является таким же действующим лицом повести, как и Маша, Владимир и Бурмин.

Действительно, она пытается остановить Машу от неверного шага, препятствует Владимиру добраться до церкви, приводит Бурмина к Маше, находящейся в полуобморочном состоянии перед алтарем.

И хоть восприятие метели у всех трех героев разное – их роднит одно: все отмечают неумолкающий характер стихии. Судьбоносный случай – вот что такое метель. Пушкин, герои повести которого ощутили на себе действие стихии, всегда верил, что именно случай играет основополагающую роль в жизни человека. Именно поэтому метель писатель выносит в название повести – так еще раз подчеркивается ее решающая роль в описываемых событиях и судьбах героев.

Особенности композиции

Сравним, как показывают Свиридов и Пушкин метель. Отрывок, когда Владимир плутает в лесу. У писателя все построено лаконично, внимание сосредотачивается на поведении героя. То же самое показывает музыкой композитор: смятение, отчаянье, разрушающиеся планы и скорбь.

Похожие статьи

Музыка в сюите разделяется на несколько частей; однако тут у музыковедов ведутся большие споры[7]; кто-то отчетливо видит 7 частей, а кто-то, столь же отчетливо, — 9 частей, причем определяя их по-разному[1][3]. Мнения варьируются, и рассматривать их все не представляется даже нужным.

Музыковед Л. Михеева определяет так:

Другую разработку предложили музыкальные педагоги Дубова Елена Николаевна и Олексенко Татьяна Николаевна. Они, взяв за основу исполнение Большого симфонического оркестра под управлением В. Федосеева в концертном зале имени П. И. Чайковского (запись 2005 года), выделили тоже 9 частей, но несколько по-своему[3] (желающие могут более подробно ознакомиться с этой работой здесь):

  • Тройка
  • Пастораль
  • Вальс
  • Венчание
  • Марш
  • Весна и осень
  • Романс
  • Отзвуки вальса
  • Зимняя дорога

Есть и другие музыковедческие разработки, приводить которые мы не считаем целесообразным, не потому что они нам чем-то не нравятся, а просто потому, что желающие могут ознакомиться с подробностями сами, а нам надо лишь сказать об их существовании, а не приводить все. Великолепная музыка Георгия Свиридова будет обсуждаться еще не одним поколением музыковедов и интерпретироваться разными музыкантами-исполнителями, поскольку она обладает поистине величайшим качеством: она видна, она произрастает из картин прошлого на уровне генетической памяти, ее ощущаешь и видишь нарисованные ее изображения[4].

2. Определите своё эмоциональное отношение к прочитанному: повесть взволновала, огорчила, разочаровала? Интересна ли вам интрига (цепь событий)?

Пересказ содержания: Владимир и Мария Гавриловна влюблены друг в друга и мечтают быть вместе.

Родители Маши препятствуют счастью молодых людей, считая Владимира невыгодным женихом.

Начинается зима, свидания влюблённых из-за холодов прекращаются, затруднена переписка. Владимир решается предложить Маше побег из родительского дома и тайное венчание. Девушка соглашается.

Счастливый жених готовится к свадьбе: приглашает свидетелей, уговаривает священника. Маша пишет письма родителям и подруге. Всё готово к тайному венчанию. Но…

Неожиданно разыгрывается метель. Владимир сбивается с пути. Когда под утро он приезжает в церковь, то узнаёт страшное известие: его невеста обвенчалась с другим. Юноша в горе. Он отправляется на войну 1812 и в скором времени геройски погибает.

Маша, обвенчанная с чужим человеком, пребывает в смятении чувств. Она не раскрывает своей тайны родителям, но глубоко страдает.

Проходит время. Умирает отец Маши. Они с матерью переезжают в другое поместье. Завершается война с французами. В доме Марии Гавриловны появляется постоялец – бравый гусар Бурмин. Он влюбляется в Машу, Маша готова ответить ему взаимностью, но… Бурмин несвободен. Он рассказывает Маше, что обвенчан с той, о которой не имеет ни малейшего представления: кто она, где она… Однажды ночью во время метели он проезжал мимо церкви, увидел в ней готовящееся венчание и шутки ради встал под венец вместо жениха… Невеста, узнав обман, упала в обморок, он поспешил уехать. Маша узнаёт в Бурмине того, с кем по ошибке обвенчалась в роковую метельную ночь…

Внимательно прочитайте описание хлопот жениха накануне венчания, подробности сборов в дорогу Марии Гавриловны. О детали на протяжении всего текста, докажите, что пародийный тон сопровождает повествование о тайном венчании от начала до конца повести. Обратите внимание на то, в каком духе ухаживает за Марией Гавриловной вернувшийся с войны Бурмин, насколько его признание в любви заимствовано из французских книжек.

Перед самой Отечественной войной 1812 в поместье Ненарадове жили дворяне Гаврила Гаврилович и Прасковья Петровна Р** с красивой дочкой Марьей Гавриловной. Маша считалась богатой невестой, но влюбилась в бедного соседа, армейского прапорщика Владимира Николаевича, который казался её родителям женихом незавидным. Отец и мать запретили дочери встречаться с Владимиром. Тогда Марья Гавриловна сговорилась с предметом своей любви бежать в одну зимнюю ночь из дома и тайно венчаться в церкви соседнего села Жадрино. Молодые люди думали некоторое время после этого скрываться от Машиных родителей, а потом, бросившись вдвоём к их ногам, добиться прощения и согласия на уже совершившийся брак.

Накануне дня, когда должен был осуществиться замысел, чувствительная барышня видела страшные сны. О её плане знала лишь служанка. Поздно вечером за садом поместья Ненарадово Машу и её наперсницу ждали сани и кучер Владимира, чтобы отвезти в Жадрино. Сам Владимир, подговоривший тамошнего священника и не без труда отыскавший между соседями-помещиками трёх необходимых для совершения обряда свидетелей, предполагал приехать к церкви из своего имения в других, маленьких санях, сам правя лошадьми.


В Ненарадове всё пошло, как и предполагалось. Под сильным зимним ветром Маша и служанка тайком вышли из дому. Кучер жениха взял их и направил лошадей к церкви. Но Владимир, едва выехав из своего имения, попал в такую метель, что скоро сбился с дороги. Почти не видя ничего от снега, он взял неверный путь и оказался совсем в другой деревне. Владимир насилу отыскал там провожатых, лишь к утру добрался с их помощью через метель до Жадрино – и к глубокому отчаянию уже не увидел тройки со своим кучером на церковном дворе.

Что касается Марьи Гавриловны, то она на следующее утро была уже дома. Родители даже не заметили её ночного отсутствия. Однако к вечеру этого дня Маша впала в такую сильную горячку, что две недели потом находилась у края гроба. Из бреда дочери родители узнали о её непоколебимой любви к Владимиру и решили в случае выздоровления больше не противиться её браку с ним. О поездке Маши в метельную ночь отец и мать так и остались в неведении. Никогда не проговорились о ней ни кучер Владимира, ни три выбранных им в свидетели соседа. Но всех страшно поразила возникшая теперь странность: когда родители Марьи Гавриловны отправили её суженому письменное согласие на свадьбу, он отвечал полусумасшедшим письмом, где умолял забыть о нём. Следующим летом началась война с Наполеоном. Владимир уехал в армию, отличился в Бородинской битве, но получил там тяжкое ранение, от которого вскоре умер. Маша, несмотря на странный отказ от неё жениха после той роковой ночи, свято хранила воспоминания о нём.

На её руку, как и прежде, было много претендентов. Всех их вскоре оттеснил вернувшийся из заграничного похода герой-гусар, полковник Бурмин. После истории с Владимиром Марья Гавриловна долго отвергала иных воздыхателей, однако с появлением Бурмина её сердце, казалось, начало оттаивать. Тем не менее, к немалому удивлению родителей Маши, и их дочь, и неробкого храбреца Бурмина что-то долго удерживало от решительного шага.

Но неопределённость не могла длиться вечно. Бурмин был горячо влюблён. Встретив однажды Машу в саду наедине он приступил к страстному объяснению – и начал с признания… что имеет жену.

– Боже мой! – воскликнула при этих словах Марья Гавриловна. – Так это были вы! И вы не узнаете меня?

Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам…

Автор краткого содержания

А.С. Пушкина очень интересовала роль случайности и предопределенности в жизни человека. Он верил в рок, знал, что существуют фатальные обстоятельства, которые неподвластны воле человека и его планам. Собственная жизнь не раз давала ему повод задуматься о том, от каких странных мелочей зависит судьба.

Многие произведения Пушкина полны раздумий о непостижимой игре, которую ведет с человеком Создатель.

Судьба вмешалась еще раз, дав возможность героям встретиться по-настоящему и полюбить друг друга. Это невероятный союз, который начался свадьбой, а продолжился через несколько лет знакомством, может быть счастливым, по мнению Пушкина. А метель — это символ судьбы, того непонятного, причудливого и своенравного игрока, который держит в руках карты нашей жизни.

Сочинения по теме:

Композитор взялся за эту работу.

Однако он ушел от пушкинского сюжета напрочь, его музыка словно бы и не связана с литературной канвой, она стала самостоятельным действующим лицом фильма, лишь вплетаясь в какие-то фрагменты. Она оказалась лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести[1]. Зато в ней проявилось совсем другое — настроение, душевность[3], поэтичность[4]. А еще она стала — шедевром.

Музыка из него сразу же зажила своей жизнью. Она оказалась настолько осязаема, что, кажется, будто не только слышишь ее, но и видишь воочию — и картины природы, и жанровые сцены, и бал, который весь разворачивается на фоне вальса[4].

Прошло еще много лет, а именно — девять, и в 1973 году композитор Г. Свиридов вернулся к этой музыке, решив переделать разбросанные по фильму музыкальные фрагменты в одно целое[1]. Что и было им сделано.

Новое музыкальное произведение было окончено в 1974 году.

Внезапная метель, занесшая деревенские дороги, сыграла в повести одну из главных ролей. Именно разбушевавшаяся стихия стала причиной того, что Марья была обвенчана с другим мужчиной, а ее возлюбленный заблудился по дороге и отыскал церковь только на утро. Им овладевает отчаяние, когда он понимает, что не может найти дорогу до церкви. Это стечение обстоятельств ничто иное, как неизбежный рок, что понимает читатель в конце произведения. Узнав о том, что избранница обвенчана с другим, Владимир возвращается в полк. Вскоре поступает известие о том, что прапорщик погиб в Бородинском сражении.

Тем временем Марья остается с богатым наследством от умершего отца. Она отказывает всем женихам, которые частенько сватаются к ней, храня, казалось бы, верность бывшему возлюбленному. Никто не знает, что она была по ошибке обвенчана с неизвестным ей человеком.

Литературное направление повести – сентиментализм. Центральной темой являются взаимоотношения человеческой личности и Судьбы, ее каприза, значения в жизни каждого, ее непредсказуемой воли. Необдуманное согласие на женитьбу одного, опоздание на венчание другого решило судьбу Марьи Гавриловны. Тема судьбы, рока всецело раскрыта в самом конце повести, ведь сама судьба свела двух случайно обвенчанных молодых людей.

Сочинения по темам:

с.44:

с.45:

с.47:

с.47:

с.50:

с.51:

Серп и быстрая коса. Ныне церковь опустела; Школа глухо заперта; Нива праздно перезрела; Роща тёмная пуста; И селенье, как жилище Погорелое, стоит,— Тихо всё — одно кладбище Не пустеет, не молчит. Эта трагедия, пожалуй, самая глубокая и самая трудная для комментария. Проследим только линию бесов человеческих, линию богоборчества. Христианин должен относиться ко всем ниспосланным бедам со смирением. Господь ниспослал очищающее наказание за грехи человечества в виде чумы. Умирают тысячи от страшнейшей в мире заразы. Группа людей в это время пирует на улице, демонстрируя неприятие божьего наказания. Не опасаясь заразы, они открыто показывают презрение к дарованной им жизни. Старик-священник, проходя мимо, останавливается и клеймит их пир: Безбожный пир, безбожные безумцы! Вы пиршеством и песнями разврата Ругаетесь над мрачной тишиной, Повсюду смертию распространенной! Средь ужаса плачевных похорон, Средь бледных лиц молюсь я на кладбище — А ваши ненавистные восторги Смущают тишину гробов — и землю Над мертвыми телами потрясают! Когда бы стариков и жен моленья Не освятили общей, смертной ямы — Подумать мог бы я, что нынче бесы Погибший дух безбожника терзают И в тьму кромешную тащат со смехом. Маленькие трагедии Пушкина — философское послание человечеству: гибель ожидает людей в наказание за неуважение к человеку

с.52:

с.53:

с.54:

Сюжетная линия, образы

Внезапная метель, занесшая деревенские дороги, сыграла в повести одну из главных ролей. Именно разбушевавшаяся стихия стала причиной того, что Марья была обвенчана с другим мужчиной, а ее возлюбленный заблудился по дороге и отыскал церковь только на утро. Им овладевает отчаяние, когда он понимает, что не может найти дорогу до церкви. Это стечение обстоятельств ничто иное, как неизбежный рок, что понимает читатель в конце произведения. Узнав о том, что избранница обвенчана с другим, Владимир возвращается в полк. Вскоре поступает известие о том, что прапорщик погиб в Бородинском сражении.

Тем временем Марья остается с богатым наследством от умершего отца. Она отказывает всем женихам, которые частенько сватаются к ней, храня, казалось бы, верность бывшему возлюбленному. Никто не знает, что она была по ошибке обвенчана с неизвестным ей человеком.

Проблематика, литературное направление

Литературное направление повести – сентиментализм. Центральной темой являются взаимоотношения человеческой личности и Судьбы, ее каприза, значения в жизни каждого, ее непредсказуемой воли. Необдуманное согласие на женитьбу одного, опоздание на венчание другого решило судьбу Марьи Гавриловны. Тема судьбы, рока всецело раскрыта в самом конце повести, ведь сама судьба свела двух случайно обвенчанных молодых людей.

"Капитанская дочка" — это последнее прозаическое произведение А. С. Пушкина, замысел которого возник в 1832, а законченный роман вышел в свет в 1936 году. Для его создания писатель обращался к справкам о пугачевском восстании. Рассмотрим, для чего писателю потребовалось задействование исторических лиц в произведении.

Во-первых, благодаря этому происходит расширение художественного пространства. Произведение Пушкина становится не повестью, а историческим романом. В нем задействованы два мира — мир дворянский, в лице императрицы, и мир народный, во главе которого стоит "самозванец". Писатель изображает жизнь и интересы двух родовых сословий: утро Екатерины Второй в саду, бегство и шаткость состояния "вожатого", его неуверенность в своих "пугачевцах".

Во-вторых, в образе Емельяна Пугачева автор олицетворяет народ.

В интересах крестьян победить дворянский уклад жизни, для этого они прибегают к бунту. Писатель выдумывает в персонаже такую черту, как милосердие, чтобы спасти своего главного героя Петра Гринева от казни. Относясь с симпатией к Пугачеву, Пушкин предвещает поражение бунта, говорит о его бесперспективности и о гибели "шайки разбойников": "Не приведи Бог, видеть русский бунт бессмысленный и беспощадный".

В-третьих, образ Екатерины Второй олицетворяет власть. В персонаже императрицы автор создает ещё одного спасителя Петра Гринёва. Благодаря ей раскрывается смелость капитанской дочки, отважившейся поехать в Петербург просить "не правосудия", а милости" за молодого дворянина, чтобы спасти его от позора и вечной ссылки. Власть показана Пушкиным понимающей, способной помочь простому человеку.

Таким образом, исторические персонажи в романе "Капитанская дочка" играют важную роль в развитии сюжета произведения и олицетворения системы власть — народ. С помощью них главные герои имеют возможность обрести семейного счастья.

• К1 Соответствие сочинения теме и ее раскрытие –3/3

• К2 Привлечение текста произведения для аргументации – 2/3

Фактические: "Произведение Пушкина становится не повестью, а историческим романом" - произведение можно назвать и повестью

• К3 Опора на теоретико-литературные понятия –2/2

• К4 Композиционная цельность и логичность –3/3

• К5 Соблюдение речевых норм – 2/3

прибегают к бунту

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Цыкунова Виктория Анатольевна

ВложениеРазмер
munitsipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdeni1.doc 155.5 КБ
myatezhnyy.doc 469.5 КБ
hudozhnik_myslit_obrazami.doc 842.5 КБ
geroi_povest1.doc 118.5 КБ
u_d.doc 2.48 МБ
grinev_nravstvenno_prevoshodit_pugacheva.doc 634.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Алтайская средняя общеобразовательная школа

Краевая программа для одаренных школьников и молодежи

Метель в жизни литературных героев

Работа ученицы 8 класса Никулиной Анны

Руководитель: Цыкунова Виктория Анатольевна, учитель русского языка и литературы

1. Обоснование темы исследования , ее актуальность ,цели , задачи стр. 1-5

2. Основная часть:

а) Введение в тему исследования стр.6-9

На уроках литературы, при изучении произведений А.С. Пушкина, мы

предположили, что случай может изменить жизнь героя произведения, так или

иначе повлиять на нее. Мы решили практическим путем проверить насколько верно

наше предположение. Для этого мы провели опрос среди учащихся школы, их

родителей, учителей. Респонденты должны были ответить на вопрос:

-Может ли случай изменить жизнь человека?

Результаты опроса представлены на диаграмме.

Предметом исследования являются тексты произведений А.С. Пушкина:

произведений одного автора.

  1. Расширение читательского кругозора, через вовлечение в
  1. Развитие познавательных навыков и навыков критического мышления
  1. Развитие умений самостоятельно конструировать свои знания .
  1. Развитие умения ориентироваться в информационном пространстве.

6) Умение работать со словарями разных типов.

7) Развитие умений видеть и оценивать смысл и значение художественных деталей.

  1. Сопоставлять содержание произведений с целью отбора нужного материала

4)Проводить социологический опрос

5) Систематизировать полученные результаты

Актуальность темы обусловлена тем , что вопрос влияния случая на

последующую жизнь человека актуален не только для героев литературных

произведений, но и в повседневной жизни современного человека. Этот вопрос не

оставил равнодушным ни одного из респондентов, каждый из опрашиваемых

старался не только дать ответ на предложенный вопрос, но и привести пример,

подтверждающий его мнение.

В качестве респондентов выступали учителя школы, учащиеся 6-10-х классов,

родителей учащихся, жители поселка

Из представленной диаграммы видно,

что 86% (синий цвет диаграммы) считают , что случай может изменить жизнь

12% (белый цвет диаграммы) считают, что жизнь человека зависит не от случая, а

И только 2% считают что жизнь не зависит ни от случая, ни от судьбы .

Таким образом, актуальность темы представляется неоспоримой.

Гипотеза . Мы предположили, что случай может изменить жизнь героя художественного произведения

Проблема, которой мы занимаемся - это размышление, раздумье о

той непостижимой игре, которую ведет с человеком жизнь, судьба.

«Ах, судьба, судьба! Вне сомнений, ты самая загадочная дама на свете. Иной раз

и не понять: шутишь ли ты или осыпаешь нас своими странными капризами

с каким-то особым умыслом. Закружишь вдруг в вихре вальса, опьянишь любовью,

завьюжишь, запутаешь в непроглядной тьме, а потом посмеёшься над нами, да так,

Для начала определим те понятия, которые нам необходимы для исследования

Обратимся к словарю Ожегова С.И.

Метель, и, ж. Сильный ветер со снегом, вьюга

МЕТЕЛЬ. Адская (разг.), белогривая, белокрылая, белоснежная, бесноватая, бешеная, буйная, буранная, гулкая, густая, грозная, дикая, дьявольская (разг.), завывающая, заунывная, звонкая, злая, злобная, легкая, мглистая, мутная, надоедливая, неистовая, непроницаемая, непутевая (просторен.), неугомонная, нудная (разг.), порывистая, свирепая, сильная, слепящая, страшная, ужасная, унылая, холодная, шумная, яростная. Безвременная, безголосая, гулливая, дурная, зыбкая, косноязычная, кудлатая, перелетная, сирая, усатая. Верхняя, верховая, мокрая, низовая, поземная, полярная, снежная, сухая, сырая и т. п.

Большая советская энциклопедия :

МЕТЕЛЬ, перенос снега ветром в слоях, близких к земной поверхности. Различают поземок, низовую и общую М, Поземок и низовая М. представляют собой явления подъема снега ветром со снежного покрова, происходящие без выпадения снега из облаков. Поземок наблюдается при малых скоростях ветра (до 5м/сек), когда большинство снежинок поднимается всего на неск. сантиметров. Низовая М. наблюдается при больших скоростях ветра, когда снежинки поднимаются до 2 м и выше, вследствие чего видимость атмосферная ухудшается, снижаясь иногда до 100 м и менее. Низовая М. и поземок вызывают лишь перераспределение ранее выпавшего снега. Общая, или верхняя, М. представляет собой выпадение снега при достаточно сильном (обычно св. 10 м/сек) ветре и сопровождается значительным увеличением снежного покрова во всем районе, охваченном М. При сильном ветре и низкой темп-ре воздуха М. носит местное назв. буран (гл. обр. в Азиат, части СССР).

Этимологический словарь русского языка:

Метель ж. От мету́, напр.: на дворе́ метё́т; укр. метíль (ж.) – то же, словен. snẹ̑g métе "идет снег"; см. Бернекер (2, 41), который неправ., предполагая существование еще одного, особого слова из *męt- (там же, 44). Написание е или я в безударном слоге может отражать один и тот же исходный гласный.

МЕТЕЛЬ метели, ж. Сильный, переменного направления ветер со снегом, снежный вихрь, вьюга. Поднялась метель.

Современный энциклопедический словарь:

МЕТЕЛЬ, перенос снега ветром в приземном слое воздуха. Различают поземок, низовую и общую метель. При поземке и низовой метели происходит перераспределение ранее выпавшего снега, при общей метели наряду с перераспределением - выпадение снега из облаков.

Орфографический словарь Ожегова:

Мятеж ,а ,м Стихийное восстание, вооруженное выступление против власти

Мятежный,- ая ,-ое, -жен—жна , 1. полн.ф.Причастный к мятежу, поднимающий

мятеж. 2.Тревожный, неспокойный, бурный(высок.)

Предварительный просмотр:

Мятежный,- ая ,-ое, -жен—жна , 1. полн.ф.Причастный к мятежу, поднимающий

мятеж. 2.Тревожный, неспокойный, бурный(высок.)

Мятеж-ст.-слав. мѩтежь ταραχή, ζάλη, болг. мете́ж, сербохорв. ме́теж, словен. mȇtež "метель, вьюга", чеш. mětež "беспорядок, смятение". От мяту́, мути́ть; см. Бернекер 2, 44.

МЯТЕЖ мятежа, м. Вооруженное выступление, возникшее в результате заговора против государственной власти. Кронштадтский мятеж 1921 г. Фашистский мятеж генерала Франка в Испании в 1936 г. Начало славных дел Петра мрачили мятежи и казни. Пушкин.

мятеж, мят′еж, -а, м. Стихийное восстание, вооруженное выступление против власти. Контрреволюционный м. Подавить м.

Современный энциклопедический словарь:

Мятеж — под этим названием в проекте уголовного уложения 1895 г. объединены постановления о посягательствах: 1) на жизнь, здоровье, свободу и вообще на неприкосновенность особы царствующего императора, императрицы или наследника престола и на низвержение царствующего императора с престола; 2) на изменение в России или в какой-либо ее части образа правления или порядка наследия престола, на воспрепятствование царствующему императору самодержавно осуществлять права власти верховной и на отторжение от России какой-либо ее части. Посягательства эти обложены смертной казнью; но если посягательства, указанные в пункт. 2, обнаружены в самом начале и не вызвали особых мер для их подавления, то виновный наказывается срочной каторгой. Приготовление к мятежу наказуемо смертной казнью или каторгой. За участие в сообществе, составившемся для учинения М., положена каторга на срок не свыше 8 лет, а если сообщество предположило действовать посредством взрывчатых веществ, то срочная каторга (т. е. до 15 лет). За подговор к составлению сообщества для учинения М. или к принятию в нем участия назначено поселение. В действующем уложении термина М., как понятия, обобщающего определения о некоторых государственных преступлениях, — нет. К.-К.

…Вьюга мне слипает очи,

Все дороги занесло;

Хоть убей, следа не видно;

Сбились мы. Что делать нам!

Может быть потому, что на душе у него тревожно, неспокойно?

Этот образ- вьюги, остался в сознании Пушкина. И уже в октябре он

Предварительный просмотр:

Художник мыслит образами. Как они возникают в его воображении и как проявляются в художественном тексте, который мы читаем, мы точно не можем сказать. Но предположение – гипотезу выдвинуть можем.

Мы предполагаем, что метель, как природное явление, вмешавшись в жизнь героев, изменила ее.

Художественный текст и слово в нем, всегда многозначен. Благодаря многозначности каждый читатель может по-разному воспринять и истолковать его.

Каков сюжет повести ?

Вот тут-то в их жизнь врывается метель, разрушая их планы.

«Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не видел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землею.

Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались; Владимир старался только не потерять настоящего направления. Но ему казалось, что уже прошло более получаса, а он не доезжал еще до Жадринской рощи. Прошло еще около десяти минут; рощи все было не видать. Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был по пояс в снегу.(…)

Буря не утихала; я увидел огонек и велел ехать туда. Мы приехали в деревню; в деревянной церкви был огонь.(…)

Получается, что Бурмин обвенчался с чужой невестой.

Предварительный просмотр:

Герои повести : Марья Гавриловна – богатая невеста, стройная бледная семнадцатилетняя девица, Владимир Николаевич-бедный армейский прапорщик, находившийся в отпуску в своей деревне , гусарский полковник Бурмин, проходят испытание метелью.

У каждого из них она своя. Мы составили таблицу, отображающую состояние каждого из героев повести во время метели.

на дворе была метель ветер выл, ставни тряслись и стучали –все казалось - угрозой и печальным предзнаминованием . Они сошли в сад. Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу…

На дворе была метель ; ветер выл ,ставни тряслись и стучали

Метель не утихала; ветер дул навстречу

Метель не утихала,небо не прояснялось

вдруг поднялась ужасная метель (непонятное беспокойство)

Метель ж. От мету́, напр.: на дворе́ метё́т; укр. метíль (ж.) – то же, словен. snẹ̑g métе "идет снег"; см. Бернекер (2, 41), который неправ., предполагая существование еще одного, особого слова из *męt- (там же, 44). Написание е или я в безударном слоге может отражать один и тот же исходный гласный.

Это дает нам право исследовать влияние на судьбу Петра Гринева не только метели, как природного явления, но и мятежа, как социального явления и, прежде всего, Пугачева, как предводителя мятежников.

В толковом словаре Даля читаем:

Благое- доброе, хорошее, полезное, служащее к счастью

«Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело поднималась, росла и постепенно облегало небо. Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; с делалась метель.В одно мгновенье темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло.

- Ну, барин, - закричал ямщик,-беда:буран!

Я выглянул из кибитки : все было мрак и вихрь . Ветер выл с такой свирепой выразительностью , что казался одушевленным ; снег засыпал меня и Савельича ; лошади шли шагом - и скоро стали .

…Снег так и валил . Около кибитки подымался сугроб. Лошади стояли, понуря голову и изредка вздрагивая.

…ничего не мог различить, кроме мутного кружения метели. Вдруг увидел я что-то черное.

-Эй, ямщик! - закричал я,- смотри: что там такое чернеется?

Ямщик стал всматриваться

Который сам ,символизируя бунт, выводит Гринева к жилью. «Его хладнокровие ободрило меня..

Г.И.Беленький пишет: «." Гринев поражен его сметливосте по, какой-то загадочной силой, но для него Пугачев пока случайный встречный, о котором выехав с постоялого двора, можно тотчас забыть:

В благодарность за помощь-спасение во время метели Гринев отдает вожатому свой заячий тулуп, еще не подозревая, какую пользу принесет это ему впоследствии.

Бунт, как буран, кружит над страной, неся в себе тысячи снежинок и рождая новые и новые хлопья. Снежинки сталкиваются, одни разлетаются в разные стороны, иные соединяются и летят рядом. Так и люди: гонимые бунтом , мечутся, сталкиваются друг с другом, разлетаются или соединяются.

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Г.И. Беленький пишет:

«Интересно, как лаконично, с помощью интонации, мимики, жествов Пушкин раскрывает внутренний мир героя. Швабрин обвиняет Гринева в том, что он солгал Пугачеву. Создается взрывоопасная ситуация.

«Пугачев устремил на меня огненные свои глаза.- Это что еще?- спросил он меня с недоумением .

- Швабрин сказал тебе правду,- отвечал я с твердостью.

- Ты мне этого не сказал,- заметил Пугачев, у коего лицо омрачилось .

- Сам ты рассуди,- отвечал я ему,- можно ли было при твоих людях объявить, что дочь Миронова жива. Да они бы ее загрызли. Ничто ее бы не спасло!

Человеческие качества: доброта, милосердие вновь одерживают вверх и Пугачев- человек помогает Гриневу.

Исследование роли метели в жизни литературных героев позволяет сделать некоторые выводы и обобщения:

Читайте также: