Сочинение на тему эпиграмма

Обновлено: 05.07.2024

По-настоящему всенародно любимым жанром в восемнадцатом столетии стала эпиграмма - стихотворная миниатюра от двух до шести строк.

Маленькие перлы, написанные только и исключительно "низким штилем" - разговорным языком, языком живого общения.

"Танцовщик ты богат; профессор, ты убог.
Конечно, голова в почтеньи меньше ног."

Это не XXI век, а XVIII. Сумароков. Ему же принадлежит и эта милая шутка - ответ жены на упрёки мужа:

"Коль мыслишь, что тебя любить я перестала,
То ищешь там конца, где не было начала."

И портрет лихоимца:

"Клеон раскаялся, что грабил он весь свет,
Однако ничего назад не отдает.
Так вправду ли Клеон раскаялся иль нет?"

Порой сумароковская эпиграмма становится почти басней:

"Разбило судно,
Спасаться трудно.
Жестокий ветр - жесточе, как палач;
Спаслись, однако, тут ученый и богач.
Ученый разжился - богатый в горе.
Наука в голове - богатство в море."

И Ломоносов , верно, знал, о чём писал, изобразив монаха:

"Мышь некогда, любя святыню,
Оставила прелестный мир,
Ушла в глубокую пустыню,
Засевшись вся в голландский сыр."

Нечасто случается, что адресат эпиграммы известен. Но миниатюра про всадника и жеребца интересна нам не столько тем, что в ней высмеян адмирал Алексей Орлов, сколько тем, что автор её - Фёдор Волков. Немногие его строки дошли до нас, но то, что дошло - отлично:

"Всадника хвалят: хорош молодец;
Хвалят другие: хорош жеребец;
А я так примолвлю: и конь, и детина
Оба пригожи, и оба - скотина."

А актёр волковского театра Михаил Попов так почтил выпускника школы:

"Что разным мудростям ты десять лет учился,
То знает всяк;
Да всякий и о том теперь уж известился,
Что ныне ты, мой друг, ученый стал дурак."

Такого же свойства и обращение Дмитрия Хвостова к врачу:

"Что ты лечил меня, слух этот, верно, лжив -
- Я жив."

Критика ценна, а самокритика ценнее. Не дожидаясь мнений читателей об очередном его сочинении, Василий Капнист написал о нём сам. Всего две строчки:

"Капниста я прочел, и сердцем сокрушился:
Зачем читать учился?!"

Не всегда, однако, эпиграмма насмешлива - встречались и вполне доброжелательные, и даже философские. Особый вид эпиграммы - рифмованные эпитафии. Василий Капнист написал такую эпитафию честному труженику Хемницеру:

"Жил честно, целый век трудился
И умер гол, как гол родился."

А Державин почтил память Кантемира двумя строчками:

"Старинный слог его достоинств не умалит.
Порок, не подходи: сей взор тебя ужалит!"

В самом демократическом жанре (наряду с басней) прежде всего и выявился кризис классицизма - развитие его было исчерпано. Людей интересовали не отвлечённые идеалы, не многообразие ситуаций, в которых можно проявить свои личные и гражданские добродетели, а многообразие характеров в обстоятельствах реальной - и именно современной жизни. Классицизм сдавал позиции медленно - но явно. Басни Хемницера, бытовые зарисовки Державина, и в особенности комедии Фонвизина - отход от традиций, казавшихся незыблемыми.

Не поучать современников, а всматриваться в современность, постигая её закономерности - и пытаясь угадать пути её изменения - таким стало жизненное кредо последних представителей классицизма - Новикова, Радищева, Крылова.
Этих "последних" вполне можно считать и "первыми" - первыми реалистами.

Данная статья представляет краткий обзор эпиграмм Пушкина, написанный в виде сочинения-рассуждения. Сочинение можно использовать как образец для собственного сочинения, а также для написания реферата.

Но, говоря о Пушкине, никак нельзя утверждать, что его жизненный путь недостаточно изучен. О жизни и творчестве Пушкина написаны бесчисленные монографии. Существует специальная наука, которая поставила целью исследование биографии и творчества Пушкина. Пушкинисты пристально изучают черновики Пушкина, его письма, записки, заметки на полях книг. Такое пристальное внимание к жизни и творчеству поэта позволяет нам знать почти все. Но хорошо ли мы знаем тех, с кем общался Пушкин? Мы сразу вспомним множество имен лицеистов, преподавателей лицея, писателей: среди первых Пущин, Дельвиг, Горчаков, Кюхельбекер, еще Жуковский, Батюшков, Чаадаев и Керн, семья Вульфов, Раевских, Оленина, Ушакова, а также тех, с кем Пушкина связывала его работа, издание произведений: Плетнев, Гнедич, Греч и многие другие.

Часто Пушкин намекает на событие, известное, возможно, лишь ему и его друзьям, или, может быть, на стихотворение, когда-то прочитанное среди друзей. А мы знаем, что Пушкин иногда включал в свои стихи прямые цитаты из чужих произведений.

Эпиграмма — это сатирическое отображение действительности, фактов, событий. Еще в юности Пушкин и его друзья писали друг на друга эпиграммы, но отчасти это был их способ соревноваться не только в остроумии, но и в искусстве владения пером.

Совсем другое дело — эпиграммы взрослого Пушкина. Это умные, колкие замечания о своих современниках. И круг адресатов его эпиграмм по-пушкински широк.

Кого ты в жизни не колол,

Кого не резал эпиграммой… —

Даже царю Александру I посвящена эпиграмма:

Воспитанный под барабаном,

Наш царь лихим был капитаном:

Под Австерлицем он бежал,

В двенадцатом году дрожал,

Зато был фрунтовой профессор!

Но фрунт герою надоел —

Теперь коллежский он асессор

По части иностранных дел!

Некоторые эпиграммы Пушкина еще и зашифрованы. То есть, во-первых, они предельно лаконичны, каждое слово — единственно возможное, поставленное удивительно точно и метко. А во-вторых, чтобы понять эпиграмму Пушкина, нужно не только знать события, с которыми она связана, необходимо быть человеком умным, начитанным, так как сам Пушкин, обладая огромным интеллектом, видит таким же и своего читателя, то есть поднимает нас на свой интеллектуальный уровень, а потому и подразумевает, что мы, как и его современники, знаем, о чем идет речь. Например, эпиграмма на Карамзина:

В своих эпиграммах Пушкин часто опирается на мифологические образы, сюжеты, поскольку древнегреческий эпос, искусство Эллады были хорошо знакомы и ему, и его современникам. Так, в очень интересную эпиграмму вылился случай с А. Н. Муравьевым. В салоне княгини 3. Волконской он нечаянно отломал руку у гипсовой статуи Аполлона, поэтому эпиграмма имеет мифологическую основу:

Лук звенит, стрела трепещет,

И, клубясь, издох Пифон;

И твой лик победно блещет,

Бельведерский Аполлон!

Кто ж вступился за Пифона,

Кто разбил твой истукан?

Ты, соперник Аполлона,

Бельведерский Митрофан.

О чем, прозаик, ты хлопочешь?

Давай мне мысль какую хочешь:

Ее с конца я завострю,

Летучей рифмой оперю,

Взложу на тетиву тугую,

Послушный лук согну в дугу,

А там пошлю наудалую,

И горе нашему врагу!

За сим принес семинарист

Тетрадь лакейских диссертаций,

И Фебу вслух прочел Гораций,

Кусая губы, первый лист.

Отяжелев, как от дурмана,

Сердито Феб его прервал

И тотчас взрослого болвана

Поставить в палки приказал.

Но даже опираясь на исторический, мифологический, литературный материал, Пушкин остается верен себе: краток, точен,объективен.

Полу-милорд, полу-купец,

Полу-мудрец, полу-невежда,

Полу-подлец, но есть надежда,

Что будет полным наконец.

Итак, за каждым словом Пушкина — реальный факт, событие. А что может кольнуть больнее, чем правда? Тем более правда, облаченная в такие меткие, острые слова.

Хаврониос! Ругатель закоснелый,

Во тьме, в пыли, в презренья поседелый,

Уймись, дружок! К чему журнальный шум

И пасквилей томительная тупость?

Затейник зол, с улыбкой скажет Глупость,

Невежда глуп, зевая, скажет Ум.

Или к чисто внешней ассоциации можно отнести последнюю строчку эпиграммы на Каратыгину:

Все пленяет нас в Эсфири:

Упоительная речь,

Поступь важная в порфире,

Кудри черные до плеч,

Голос нежный, взор любови,

Набеленная рука,

Размалеванные брови

И широкая нога!

В эллинистическое время ясную форму обрел новый литературный жанр — эпиграмма. Этот жанр имел долгую предысторию. Греки издавна очень любили выбивать или выцарапывать надписи на вещах, приносимых в жертву богам [37, 10 — 22]. Обычно вещи (щиты, вазы, треножники, орудия труда и т. п.) говорят от первого лица: "Меня пожертвовали, меня посвятили".

Такие надписи появились, видимо, из-за склонности, желания, потребности греков общаться. Когда думаешь об этой их потребности, в голову приходит мысль, что не известно, правильно ли XX или XXI век называть эрой коммуникации. На самом деле, изобретены телефон, электронная почта, интернет, еще не плохо действует телеграф и привычная почта, но они не укрепили связи человека с человеком. Дробятся, лопаются, исчезают узы соседства, родства, дружбы. Времена обществ истинной коммуникации уже в прошлом. Это — времена древних обществ. Ни греческий, ни латинский язык (как, впрочем, и русский) не имели слова "монолог". Это греческое слово, но придуманное позднее, когда появилось явление монолога, подобно тому, как и греческое слово "телефон" было создано после изобретения вещи. Древние общества не знали разговора с собой, они знали только диалог, беседу. Разговор не с собой, а с другими. Прежде всего — с людьми. Как мы знаем из комедии Менандра "Брюзга", путники, направлявшиеся в Афины, всегда заговаривали с работающим у дороги даже и незнакомым крестьянином (160 — 165). Человек, заговаривая с деревьями, камнями, морем, чувствовал, что и сам может вызвать на разговор окружающий мир. Грекам казалось, что даже вещи хотят общаться. Поэтому, пожертвовав в храм Аполлона кифару, музыкант редко оставлял на рядом прикрепленной табличке надпись: "Вот кифара, которую храму посвятил такой-то и такой-то человек". Он знал, что его соотечественникам намного ближе и понятнее будет надпись: "Я — кифара, которую посвятил храму. " Ведь такая эпиграмма указывает на возможность общения с вещью. "Я — сеть старого рыбака. ", "Я — кувшин. ", "Я — олимпийский венок. " — множество вещей в храме обращается к посетителю.

Самая древняя известная греческая эпиграмма — это стихотворная надпись на кубке. Она гласит "Я кубок Нестора. ". Геродот говорит, что видел в одном святилище и списал очень древние, упоминающие мифологические времена эпиграммы, в которых говорят треножники (Hdt. V 59 — 61). Один обращается ко всем, кто его видит: "Амфитрион меня посвятил, одолев телебоев". Другой обращается к богу святилища Аполлону: "Скей, кулачный боец, тебе Аполлон-дальновержец, / Верх одержав, посвятил меня, жертвенный дар несравненный". Как видим, очень рано эпиграммы начали писать в стихах.

Одной из разновидностей эпиграммы были эпитафии — надгробные надписи. Их писали гекзаметром или элегическим дистихом. Если человек погибал в море или далеком крае, память о нем чтилась кенотафом — пустой могилой с эпитафией. В историческое время были известны авторы тех или иных эпитафий. Мы уже цитировали эпитафию Симонида Кеосского спартанцам, погибшим в Фермопильском ущелье. Была известна эпитафия трагика Эсхила, сочиненная для себя самого:

Евфорионова сына, Эсхила Афинского кости

Кроет собою земля Гелы, богатой зерном;

Мужество помнят его Марафонская роща и племя

Длинноволосых мидян, в битве узнавших его.

(Anth. Pal. II 17, пер. Л. Блуменау).

Потом стали появляться эпиграммы на разные темы. Эпиграмма, приписываемая Платону, прославляла поэтессу Сапфо:

Девять считается Муз. Но их больше: ведь Музою стала

И лесбиянка Сафо. С нею их десять теперь.

(Anth. Pal. IX 506, пер. Л. Блуменау, ГЭ, с. 57).

Эта эпиграмма уже не надпись на приносимой в жертву вещи или на могиле, она может быть представлена только как надпись на полях книги, как мнение, высказанное в кругу друзей при обсуждении творчества поэтессы или как уважительная и лаконичная мысль в произведении по вопросам поэзии. Эпиграмма понемногу становится собственностью литературы, однако еще некоторое время не считается жанром, достойным внимания: авторы большинства этих кратких произведений неизвестны, не издавались их специальные сборники. Когда писатели эллинистического времени обратили внимание на сочинения малой формы, оказалось, что эпиграмма подходит для выражения принципиальных установок или чувств, самых разнообразных минутных настроений автора. Тогда она стала литературным жанром.

Эпиграммы писали уже упомянутые Каллимах и Феокрит, но особенно прославились Асклепиад (III в. до н. э.), Леонид (III в. до н. э.) и Мелеагр (II — I вв. до н. э.). Последний составил сборник эпиграмм "Венок", который можно считать первой европейской антологией, сохранившейся до нашего времени.

Авторы литературных эпиграмм сохраняют большинство традиционных черт. В Греции был обычай приносить в жертву богам не только благодарственные жертвы, ранние надписи на которых сохранил Геродот, но и различные орудия труда или вещи (чаще всего без надписей). Обычно люди делали так по окончании какого-либо жизненного этапа: постаревший рыбак приносил в жертву свою ободранную сеть, не имеющий уже сил кузнец — молот, новобрачная — девичий пояс. Создатели эпиграмм оставили много строф подобной тематики. Феокрит написал буколическую эпиграмму на такую тему:

С белою кожею Дафнис, который на славной свирели

Песни пастушьи играл, Пану приносит дары:

Ствол тростника просверленный, копье заостренное, посох,

Шкуру оленью, суму, — яблоки в ней он носил.

(Anth. Pal. VI 177, пер. М. Грабарь-Пассек, ГЭ, с. 90).

Все авторы писали литературные эпитафии знакомым или воображаемым лицам. Сохранилась, например, эпитафия Леонида рыбаку, любившей выпить Марониде, какому-то человеку, выброшенному в море пиратами и т. п. Используются и традиционные формы, и ищутся новые. В эпиграммы на самые разные темы, в том числе и в эпитафии, вставляется диалог. Леонид написал такую эпитафию-диалог между умершей и прохожим:

— Кто ты, лежащая здесь под этим паросским надгробьем?

— Дочь Каллитела, Праксо. — Край твой родимый? — Самос.

— Кто тебя предал земле? — Феокрит, мне бывший супругом.

— Смерти причину открой. — Роды сгубили меня.

— Сколько ты лет прожила? — Двадцать два. — Неужели бездетной?

— Нет, Каллител у меня, мальчик остался трех лет.

— Счастливо пусть он живет и старость глубокую встретит.

— Пусть же Судьба и тебе счастье дарует, о гость.

(Anth. Pal. VII 163, пер. Ю. Шульца, ГЭ, с. 120).

Еще одна тема эпиграмм — оценка деятельности художников и отдельных произведений: Феокрит хвалит Архилоха, Асклепиад — поэму Антимаха "Лида", Леонид — поэзию Гомера, Эринны, Анакреонта и т. д. Пишутся эпиграммы о творениях скульпторов и живописцев. Леонид создал эпиграммы, восхваляющие скульптуру Праксителя "Эрот" и картину Апеллеса "Афродита, выходящая из воды". Асклепиад любуется статуей Александра Великого, изваянной лучшим скульптором эллинистического времени Лисиппом:

Полный отважности взор Александра и весь его облик

Вылил из меди Лисипп. Словно живет эта медь!

Кажется, глядя на Зевса, ему говорит изваянье:

"Землю беру я себе, ты же Олимпом владей".

(Anth. Pal. XVI 120, пер. Л. Блуменау, ГЭ, с. 79).

Мы находим и эпиграммы юмористического характера. Вот Каллимах рассказывает анекдотическое происшествие: начитавшись положений Платона о бессмертии души, какой-то человечек покончил с собой:

Солнцу сказавши "прости", Клеомброт амбракиец внезапно

Кинулся вниз со стены прямо в Аид. Он не знал

Горя такого, что смерти желать бы его заставляло:

Только Платона прочел он диалог о душе.

(Anth. Pal. VII 471, пер. Л. Блуменау, ГЭ, с. 98).

Очень много эпиграмм написано на любовные мотивы. Любовь представляется как незаживающая, мучащая человека рана от стрелы Эрота или как жгучий огонь, от которого поэты, по их словам, тают как свечи. Мелеагр так обращается к любимой в эпиграмме из двух строчек:

Клей — поцелуи твои, о Тимо, а глаза твои — пламя:

Кинула взор — и зажгла, раз прикоснулась — и твой!

(Anth. Pal. V 96, пер. Л. Блуменау, ГЭ, с. 157).

В творчестве этого поэта мы находим и автоиронию, и изящный юмор. В начале одной эпиграммы он умоляет Эрота пожалеть его, а в конце угрожает, что в случае смерти от его стрел оставит эпитафию "Странник, запятнан Эрот кровью убитого здесь" ((Anth. Pal. V 215, пер. Л. Блуменау, ГЭ, с. 160). В другой эпиграмме Мелеагр обращается к комару, прося полететь к любимой и привести ее, обещая за услугу шкуру льва (Anth. Pal. V 152).

Таким образом, эпиграммы были разными: и грустными, и веселыми, и серьезными, и смешными. Разнообразна и их форма, но более всего были распространены два типа: или в начале стихотворения поэт высказывает основной тезис, а остальные строчки его иллюстрируют, расширяют и т. п., или первые строчки — это как бы экспозиция, а последняя строчка или двустишие раскрывают суть. Эти короткие стихотворения привлекали людей, потому что мысль в них должна была излагаться ясно, но сжато. Поэты эллинистического времени в сочинениях этого жанра могли продемонстрировать свое владение поэтической техникой.

Одной из разновидностей эпиграммы были эпитафии — надгробные надписи. Их писали гекзаметром или элегическим дистихом. Если человек погибал в море или далеком крае, память о нем чтилась кенотафом — пустой могилой с эпитафией. В историческое время были известны авторы тех или иных эпитафий. Мы уже цитировали эпитафию Симонида Кеосского спартанцам, погибшим в Фермопильском ущелье. Была известна эпитафия трагика Эсхила, сочиненная для себя самого:

Евфорионова сына, Эсхила Афинского кости

Кроет собою земля Гелы, богатой зерном;

Мужество помнят его Марафонская роща и племя

Длинноволосых мидян, в битве узнавших его.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

(Anth. Pal. II 17, пер. Л. Блуменау).

Потом стали появляться эпиграммы на разные темы. Эпиграмма, приписываемая Платону, прославляла поэтессу Сапфо:

Девять считается Муз. Но их больше: ведь Музою стала

И лесбиянка Сафо. С нею их десять теперь.

(Anth. Pal. IX 506, пер. Л. Блуменау, ГЭ, с. 57).

Эта эпиграмма уже не надпись на приносимой в жертву вещи или на могиле, она может быть представлена только как надпись на полях книги, как мнение, высказанное в кругу друзей при обсуждении творчества поэтессы или как уважительная и лаконичная мысль в произведении по вопросам поэзии. Эпиграмма понемногу становится собственностью литературы, однако еще некоторое время не считается жанром, достойным внимания: авторы большинства этих кратких произведений неизвестны, не издавались их специальные сборники. Когда писатели эллинистического времени обратили внимание на сочинения малой формы, оказалось, что эпиграмма подходит для выражения принципиальных установок или чувств, самых разнообразных минутных настроений автора. Тогда она стала литературным жанром.

Авторы литературных эпиграмм сохраняют большинство традиционных черт. В Греции был обычай приносить в жертву богам не только благодарственные жертвы, ранние надписи на которых сохранил Геродот, но и различные орудия труда или вещи (чаще всего без надписей). Обычно люди делали так по окончании какого-либо жизненного этапа: постаревший рыбак приносил в жертву свою ободранную сеть, не имеющий уже сил кузнец — молот, новобрачная — девичий пояс. Создатели эпиграмм оставили много строф подобной тематики. Феокрит написал буколическую эпиграмму на такую тему:

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

С белою кожею Дафнис, который на славной свирели

Песни пастушьи играл, Пану приносит дары:

Ствол тростника просверленный, копье заостренное, посох,

Шкуру оленью, суму, — яблоки в ней он носил.

(Anth. Pal. VI 177, пер. М. Грабарь-Пассек, ГЭ, с. 90).

Все авторы писали литературные эпитафии знакомым или воображаемым лицам. Сохранилась, например, эпитафия Леонида рыбаку, любившей выпить Марониде, какому-то человеку, выброшенному в море пиратами и т. п. Используются и традиционные формы, и ищутся новые. В эпиграммы на самые разные темы, в том числе и в эпитафии, вставляется диалог. Леонид написал такую эпитафию-диалог между умершей и прохожим:

— Кто ты, лежащая здесь под этим паросским надгробьем?

— Дочь Каллитела, Праксо. — Край твой родимый? — Самос.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

— Кто тебя предал земле? — Феокрит, мне бывший супругом.

— Смерти причину открой. — Роды сгубили меня.

— Сколько ты лет прожила? — Двадцать два. — Неужели бездетной?

— Нет, Каллител у меня, мальчик остался трех лет.

— Счастливо пусть он живет и старость глубокую встретит.

— Пусть же Судьба и тебе счастье дарует, о гость.

(Anth. Pal. VII 163, пер. Ю. Шульца, ГЭ, с. 120).

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Полный отважности взор Александра и весь его облик

Вылил из меди Лисипп. Словно живет эта медь!

Кажется, глядя на Зевса, ему говорит изваянье:

(Anth. Pal. XVI 120, пер. Л. Блуменау, ГЭ, с. 79).

Мы находим и эпиграммы юмористического характера. Вот Каллимах рассказывает анекдотическое происшествие: начитавшись положений Платона о бессмертии души, какой-то человечек покончил с собой:

Кинулся вниз со стены прямо в Аид. Он не знал

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Горя такого, что смерти желать бы его заставляло:

Только Платона прочел он диалог о душе.

(Anth. Pal. VII 471, пер. Л. Блуменау, ГЭ, с. 98).

Очень много эпиграмм написано на любовные мотивы. Любовь представляется как незаживающая, мучащая человека рана от стрелы Эрота или как жгучий огонь, от которого поэты, по их словам, тают как свечи. Мелеагр так обращается к любимой в эпиграмме из двух строчек:

Клей — поцелуи твои, о Тимо, а глаза твои — пламя:

Кинула взор — и зажгла, раз прикоснулась — и твой!

(Anth. Pal. V 96, пер. Л. Блуменау, ГЭ, с. 157).

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Таким образом, эпиграммы были разными: и грустными, и веселыми, и серьезными, и смешными. Разнообразна и их форма, но более всего были распространены два типа: или в начале стихотворения поэт высказывает основной тезис, а остальные строчки его иллюстрируют, расширяют и т. п., или первые строчки — это как бы экспозиция, а последняя строчка или двустишие раскрывают суть. Эти короткие стихотворения привлекали людей, потому что мысль в них должна была излагаться ясно, но сжато. Поэты эллинистического времени в сочинениях этого жанра могли продемонстрировать свое владение поэтической техникой.

ЭпигрАмма — это небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

Буквально с греческого это слово означает надпись, это - стихотворная или прозаическая краткая надпись, объяснявшая значение памятника, здания или предмета, посвященного богам. Греки издавна очень любили выбивать или выцарапывать надписи на вещах, приносимых в жертву богам. В древнем мире вещи (щиты, вазы, треножники, орудия труда и т. п.) часто говорят от первого лица: "Меня пожертвовали, меня посвятили". Или «Я - сеть старого рыбака. ", "Я - кувшин. ", "Я - олимпийский венок. " — множество предметов в храме таким образом обращается к посетителю с помощью эпиграммы. Очень скоро эпиграммы начали писать в стихах.

Одной из разновидностей эпиграммы были эпитафии — надгробные надписи. Их писали гекзаметром или элегическим дистихом. Известна эпитафия трагика Эсхила, сочиненная для себя самого:

Позже стали появляться эпиграммы на разные темы. Например, эпиграмма, приписываемая Платону, прославляла поэтессу Сапфо:

Эта эпиграмма уже не надпись на приносимой в жертву вещи или на могиле, она может быть представлена только как надпись на полях книги, как мнение, высказанное в кругу друзей при обсуждении творчества поэтессы или как уважительная и лаконичная мысль в произведении по вопросам поэзии. Так эпиграмма понемногу становится собственностью литературы. Когда писатели эллинистического времени обратили внимание на сочинения малой формы, оказалось, что эпиграмма подходит для выражения принципиальных установок или чувств, самых разнообразных минутных настроений автора. С этого времени она становится литературным жанром - ЭПИГРАММА.

Авторы литературных эпиграмм сохраняли большинство ее традиционных черт, иногда они оставляли согражданам несколько строф по случаю окончания какого-либо жизненного этапа, например, Феокрит написал буколическую эпиграмму на такую тему:

У римлян эпиграммами назывались краткие стихотворения, которые имели характер язвительной насмешки. В русской поэзии писали уже сатирические эпиграммы, а также оригинальные переложения древних:эпиграммы А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова, Н.М. Карамзина и его последователей - В.А. Жуковского. Постепенно эпиграмма приобретала салонный характер и сближалась с разновидностями альбомных стихов.

В 19 веке эпиграммы выступали не только средством обличения пороков и человеческих слабостей, но орудием литературной и общественно-политической борьбы. Среди выдающихся эпиграмматистов того времени - А.С. Пушкин, С.А. Соболевский, Е.А. Баратынский, П.А. Вяземский.

А.С. Пушкин На М.С. Воронцова:

«Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.

А.С. Пушкин. На Дондукова-Корсакова:

К середине 19 века эпиграмма традиционного типа отступает на второй план, а сатирическая злободневная эпиграмма переживает подъём (В.С. Курочкин, Д.Д. Минаев, М.Л. Михайлов, Н.А. Некрасов). Эпиграммы писались многими другими выдающимися (Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.Н. Апухтин), единичные эпиграммы написаны некоторыми прозаиками (Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков).

В советской поэзии к эпиграмме обращались В.В. Маяковский, Демьян Бедный, А.Г. Архангельский, С.Я. Маршак и многие другие поэты.

Итак, обобщим сказанное: эпиграмма - это:
1) жанр античной лирики; короткое стихотворение, написанное элегическим дистихом. В них присутствует парадоксальная по сути и афористичная финальная сентенция, которую позднее назовут пуантом. Характерный образец этого жанра в русской литературе – эпиграмма В.Л. Пушкина:

2) В 19–20 вв., эпиграмма - это короткое сатирическое стихотворение, откликающееся каламбуром на злободневную тему. Для эпиграмм этого вида пуант становится обязательным. Напомню, ПУАНТ (фр. - остриё) - многозначное слово, заключительная фраза или часть фразы, шутки или загадки.

Известны два типа эпиграмм: простой и сложный. ПРОСТЫЕ ЭПИГРАММЫ содержат только тезис, СЛОЖНЫЕ состоят вступления и заключения. Простые излагают факт или происшествие, а сложные содержат остроумное и меткое заключение.
Остроумные эпиграммы – это те, в которых имеется краткое, но сильное и выразительное заключение - острое, возбуждающее мысль и неожиданное, как удар.

В немецкой литературе под эпиграммой понималось краткое стихотворение, в котором остроумным заключением разрешалось некоторое ожидание, возбужденное в начале стихотворения. Главною особенностью эпиграммы стал ее характер быстрой, остроумной, язвительной насмешки. С этим характером эпиграмма перешла и в русскую литературу.

Русская эпиграмма чаще была обращена не к политической сфере, а являлась орудием борьбы в литературном мире. В качестве примера - несколько эпиграмм на тему поэзии моего любимого писателя - С.Я. Маршака:

Пушкин, кстати, был не только гениальным писателем, но и непревзойденным эпиграмматистом. Он сумел превратить данную малую стихотворную форму в элегантное оружие словесной дуэли и сделал эпиграмму одним из любимейших жанров русской поэзии.

Написание эпиграмм является прекрасной тренировкой творческих способностей. В несколько рифмованных строк автор должен суметь уместить очень многое, ведь эта САТИРИЧЕСКАЯ МИНИАТЮРА является ЗАКОНЧЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ С ЗАВЯЗКОЙ, КУЛЬМИНАЦИЕЙ И ОШЕЛОМЛЯЮЩЕЙ РАЗВЯЗКОЙ. Именно в этом жанре особенно важно придерживаться требования: главное не о ком, а как. Не случайно многие авторы считают эпиграмму квинтэссенцией поэзии.

Начало эпиграммы должно быть просто и ясно, главная ее цель – возбудить любопытство читателя.

По форме хорошие эпиграммы максимально сжаты и отличаются внезапным поворотом сюжета. Структура их строится следующим образом: первые два стиха развивают тему в одном направлении, следующие – поворачивают сюжет в обратную сторону. Причем таких поворотов может быть сразу несколько. И, наконец, последняя строка раскрывает смысл эпиграммы.

В качестве словесной отделки в эпиграммах применятся:

- каламбур (литературный приём с использованием в одном контексте разных значений одного слова или разных слов или словосочетаний, сходных по звучанию. Эффект каламбура, обычно комический (юмористический), заключается в контрасте между смыслом одинаково звучащих слов)

-сравнение (троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку),

При создании эпиграммы на известного человека стоит обращать внимание на следующие моменты:

1. Важно определить наиболее яркие особенности, качества и черты характера, свойственные человеку, на которого пишется эпиграмма. Эти особенности должны быть заметны не только вам, но и всем окружающим. Эпиграмма сродни рисованному шаржу – недостатки преувеличены, но объект при этом легко узнаваем.

2. Эпиграмма может быть написана не только на человека, но и на какое-то событие в его жизни, например, получение несоответствующей умениям должности или очередному провалу на экзаменах.

3. Три главные составляющие, на которых держится хорошая эпиграмма – злободневность, краткость, рифма.

4. Прежде, чем писать эпиграмму, полезно решить, какие художественные приемы вы будете использовать. Сатирический диапазон велик – от изящной шутки и меткой насмешки до гротескной сатиры.

Таким образом, эпиграммы бывают самыми разными: и грустными, и веселыми, и серьезными, и смешными. Разнообразна и их форма, но более всего распространены два типа:
- или в начале стихотворения поэт высказывает основной тезис, а остальные строчки его иллюстрируют, расширяют и т. п.,
- или первые строчки — это как бы экспозиция, а последняя строчка или двустишие раскрывают суть.

Эти короткие стихотворения всегда привлекали поэтов потому, что мысль в них должна была излагаться ясно, но сжато: прекрасная возможность продемонстрировать свое владение поэтической техникой.

В заключение, в качестве примера современных эпиграмм на известных людей нашего времени, приведу эпиграммы Валентина Гафта:

Ходит Саша гусаком
Из Ленкома да в Ленком,
Презирая все интриги.
Все, кто писал кипятком,
Нынче чешут языком,
А иные пишут книги.

Как обаятельно чудачество,
Когда таланта очень много.
На сцене верит в обстоятельства,
А в жизни верит только в Бога.

Нет, совсем не одинаково
Всё играет Ахеджакова,
Но доходит не до всякого
То, что всё неодинаково.

Вы в "Тегеране-43"
Одна блистали, Натали.
Что там разведчики, шпионы,
Премьеры, президенты и вожди.
Парили Вы! – хоть без короны
И без таланта, Натали.

Зачем ты, Миша, так орешь,
Словно ограбленный еврей?
Ты Д'Артаньяна не тревожь,
Он дворянин, а ты – плебей.

От славы одуревший
Теперь на все горазд,
Он сам себе завидует
И сам себя продаст.

Леониду Быкову (киноартисту и кинорежиссеру)

Он знал, что будет так
И до конца был крепок,
Спасая правду от липучей лжи,
Он стал снимать кино,
Снимая жизни слепок
Прикосновением души.

Ему бы в сборную по баскетболу,
Какой-то чёрт сидит в нём, бес,
Всего-то два вершка от полу,
А звёзды достаёт с небес.
_________________________________

Эпиграммы на известных людей Самуила Маршака:

Старик Шекспир не сразу стал Шекспиром,
Не сразу он из ряда вышел вон.
Века прошли, пока он целым миром
Был в звание Шекспира возведен.

Жил на свете Маршак Самуил.
Он курил, и курил, и курил.
Всё курил и курил он табак.
Так и умер писатель Маршак.

Вижу: Чуковского мне не догнать.
Пусть небеса нас рассудят!
Было Чуковскому семьдесят пять,
Скоро мне столько же будет.

Глядь, от меня ускакал он опять,
Снова готов к юбилею.
Если мне стукнет тысяча пять,
Тысяча десять — Корнею!

Эпиграмма на поэзию

Стихи – рифмованная проза,
Когда подумаешь всерьёз.
В них главное — избегнуть позы.
Увы… Опять не удалось.

Не думаю, что это - именно эпиграмма, но четверостишие очень понравилось! ))) Спасибо! Успехов!

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: