Сочинение на тему экскурсия на природу

Обновлено: 05.07.2024

Существуют два способа сочетать анализ образца и экскурсию: 1) анализ образца (образцов) – экскурсия- сочинение, 2) экскурсия - анализ образца (образцов)-сочинение. И в первом, и во втором случае чтение образца (образцов) иногда проводится во время экскурсии.

Возникает вопрос: какой из этих путей более эффективен при обучении школьников сочинениям — описаниям природы? Для решения этого вопроса мы провели специальный эксперимент. Он был поставлен в пятых классах с приблизительно одинаковым уровнем развития навыков связной речи у учащихся 5а и 5б классов нашей школы. Общая цель предварительной работы сводилась к тому, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному сочинению — художественному описанию природы на основе наблюдений зимнего парка (леса)и анализа текста-образца. Эта работа проводилась в трех вариантах: 1 вариант предусматривал организацию самостоятельных наблюдений учащихся за зимним лесом (парком), затем анализ текста-образца; 2 вариант включал в себя проведение экскурсии в зимний лес (парк) и затем анализ текста-образца. В классе, где осуществлялся 3 вариант подготовительной работы, экскурсии предшествовал анализ текста - образца.

Сочинения, написанные учащимися в классе (всего 54 работы), были проанализированы с точки зрения того, насколько в них отразились собственные наблюдения и впечатления школьников и как они сумели использовать свои собственные изобразительно-выразительные средства языка, соответствующие замыслу высказывания.

Анализ результатов эксперимента позволил нам сделать следующие выводы.

1. При подготовке учащихся к сочинениям — описаниям природы целесообразно сочетать анализ образца с экскурсией в природу; именно экскурсия обеспечивает содержательность ученических сочинений, их самостоятельность, оригинальность темы, замысла, изобразительных средств.

2. Эксперимент показал, что если экскурсия проводится после анализа образцов, то, создавая описания, дети больше используют свои собственные наблюдения и впечатления. Такая последовательность использования приемов дает возможность предупредить копирование образцов.

Обратимся к некоторым конкретным материалам, которые использовались в работе.

На специальном уроке подготовки к сочинению — художественному описанию зимнего леса (парка) мы напомнили детям, что существует научное и художественное описание природы, после чего прочитали два текста:

Снегопад — это явление природы; выпадение из облаков атмосферных осадков в виде снежных кристаллов-снежинок, т. е. выпадение снега.

Падает снег. Шелестит снег, шуршит, будто шепчет, сталкиваясь в замедленном полете с ветвями деревьев. Шорох в лесу. Шорох снежинок. Сливается он в несмолкающий шепот, тихий и немного грустный . (И. Полуянов).

Пятиклассники определили, в каком из этих текстов дано художественное описание, обратили внимание на его язык, нашли различные приемы изображения природы: сравнение шуршания снега с шепотом, одухотворяющее снег; звукопись, создающую впечатление слышимого тихого шуршания - шепота (шелестит. шуршит. шепчет. шорох. шепот); определения, точно характеризующие полет снежинок (замедленный полет), шепот в лесу и даже восприятие его человеком (несмолкающий шепот, тихий и немного грустный); лексическую синонимию (шелестит, шуршит), позволяющую избежать однообразия речи.

Ученики вспомнили особенности художественного описания природы (его образность, яркую правдивость, передачу настроения автора).

— Для того чтобы создать интересный, живой пейзаж, — говорит учитель, — надо посмотреть вокруг глазами художника, надо стать внимательным к мелочам, научиться видеть, как много удивительного и прекрасного в мире природы. Умению видеть природу и описывать можно и нужно учиться у художников слова.

Далее последовал анализ текста- образца:

Красив лес в снегу!

Жалкий кустик, в своем обычном виде похожий на растрепанный веник, напоминает тут с силой вырвавшийся из-под запорошенной земли взрыв.

Куча полусгнившего хвороста, загромоздившая крошечную полянку, похожа на перепутанное кружево, сплетенное рукою великана.

Пень выглядывает из-под тучной чалмы.

Еловые лапы, если приглядеться, каждая имеет свою физиономию, — прямо в глаза строят немые снежные рожи.

Все необычно в заснеженном лесу. (По В. Тендрякову).

Затем пятиклассники ответили на вопросы:

- Понравилось ли вам это описание? Какова его основная мысль? (Заснеженный лес красив.)

- В каких предложениях основная мысль передана обобщенно? (В первом предложении и в последнем: Красив лес в снегу. Все необычно в заснеженном лесу.)

- Какую роль играют эти предложения в композициит? (Первое предложение выполняет роль вступления. Последнее предложение — это заключение. В них выражается основная мысль — лес в снегу красив и необычен.)

- Как доказать, что это образное описание природы? (Заснеженный кустик сравнивается со взрывом, куча хвороста, покрытая снегом, — с кружевом. Здесь есть эпитеты, например: жалкий кустик, крошечную полянку. Слова кустик, полянка с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Пень и еловые лапы описаны как живые — это интересно, образно.)

- Правильно ли сказать об этом тексте, что он является смысловым единством? докажите свое мнение, использован схему (учитель дает готовую схему):

— Это схема нашего текста. В нем шесть предложений. Первое — это вступление. Вступление, основную часть и заключение надо писать с красной строки. Во вступлении говорится:

все описание дано в плане настоящего времени); симметричное построение предложений (прямой порядок слов, при котором подлежащее предшествует сказуемому); особую роль слов красив и всё (смысл слов красив и всё раскрыт группой из четырех взаимосвязанных предложений).

Подводя итог, учитель ставит перед пятиклассниками задачу — художественно описать картину природы, которую они увидят сами; описать по-своему и так, чтобы каждый, кто прочитает сочинение, смог бы представить ее себе, открыть в ней что-то новое.

- 1. Какая стоит погода? (Охарактеризуйте образно погоду, мороз, снег, иней, солнце, дорогу, цвет неба, освещенность. Какими словами можно передать впечатление о шуме ветра, скрипе снега под ногами?)

-2. Каково ваше общее впечатление от леса (парка), когда вы его видите издали и когда входите в него? (Лес еще далеко, вы пока его плохо видите. Какой из глаголов вы используете для того, чтобы сказать о нем: виднеется, темнеет, вырисовывается или какой-нибудь другой?)

- 3. В лесу (в парке). Проведите наблюдения в соберите материал о том, что поразило вас. Найдите точные и яркие слова, чтобы лес (парк) ожил в вашем воображении. (Проверьте себя, внимательно ли вы наблюдали природу. Ответьте, например, на такие вопросы: Есть ли следы на снегу? Кто их оставил? Не записана ли на снегу какая-либо удивительная история?)

- 4. Каким настроением вы прониклись в лесу (в парке)?

Попытайтесь описать увиденную вами картину зимней природы образно, впечатляюще.

Проводили наблюдения и составляли рабочие материалы учащиеся уже во время экскурсии.

Учитель посоветовал каждому ученику выбрать объект для наблюдений и постараться записать свои впечатления, мысли, зафиксировать образы, сравнения, если они возникнут.

И вот шумные ребята вдруг как-то затихли, а потом поодиночке стали подходить к учителю: возникла потребность обменяться впечатлениями, получить ответ на неясный вопрос.

— Вы знаете. мне очень понравилась одна сосенка. Пойдемте, я вам ее покажу. Вот смотрите: она напоминает зонтик. Можно так написать? И еще здесь много интересного. Мне нравится осинка: она как маленькая, робкая девочка. Ветерок подует — и осинка задрожит. Можно о ней сказать, что она стоит сиротливо?

— Вы заметили, что снег не везде одинаковый? Около нас он белый, подальше — голубоватый, а в тени — синий..

— Мне хочется написать, что небольшой кустик, который чуть виден из-под снега, похож на раскрытый белый веер. Может быть, это веер Снежной королевы?

Таким образом, помимо впечатлений о деревьях, снеге, воздухе, звуках зимнего леса (парка), которые дети получили во время коллективной беседы по дороге в лес и в лесу, они самостоятельно накопили собственные наблюдения над отдельными деревьями, птицами.

Автор: Артем, 3 класс

Недавно мы с моими родителями ходили в лесной поход. Я очень люблю лес. Мне нравятся деревья-великаны и маленькие грибы под ними, пение птиц где-то наверху и шуршание листвы под ножками ежа. Все вокруг создавало атмосферу тайны и сказки о феях и лесных духах. Мы ходили по лесу несколько часов. Иногда мы останавливались. За это время мой альбом с разными листочками и цветами заметно пополнился. Все эти части растений я засушу. Через полгода я буду смотреть на свой гербарий и вспоминать о походе с семьей в лес!

Автор: Алиса, 3 класс

Ранней осенью у меня день рождения. В этом году мы с семьей и моими друзьями поехали праздновать на пикник в лес. Было тепло. Совершенно не чувствовалось приближение поры дождей и холодов. Солнце еще грело. Оно дарило лесу незабываемую атмосферу. Красные, желтые, оранжевые листочки устилали всю землю и небо. Казалось, что я иду по разноцветному пестрому тоннелю, который окружают чудесные звуки пения птиц. Мы долго гуляли и резвились в лесу, наблюдая за прекрасной природой.

Отмечать день рождения в лесу – прекрасная идея!

Автор: Олег, 5 класс

Поход в лес – событие, к которому нужно долго готовиться, как и к любому другому делу. Мы с моим другом решили сходить на лесную прогулку уже давно. Наверное, неделю мы продумывали наш маршрут, ведь хотелось посетить все ближние красоты нашей родной природы. Затем мы собирали вещи на случай экстренной ситуации: веревку, спички, перочинный ножик. Помимо этого, мы взяли с собой еду.

Наше состояние в лесу нельзя передать словами. Вокруг раскинулись высокие и плечистые зеленые деревья, а под ногами вилась тоненькая дорожка, окруженная цветами и высокой травой. Где-то в вышине пели свои песни птицы, совсем рядом проскальзывали маленькие лесные животные. Мы не трогали их, не разрушали гнезда птиц, а просто наблюдали за красотой природы.

Наш поход закончился благополучно, мы не попали в беду, а лишь получили много положительных эмоций.

Автор: Кирилл, 5 класс

На дворе стояло жаркое лето – пора для приключений и открытий. Мы с моими друзьями решили, что интересным опытом за это время года мог бы стать поход в лес с ночевкой.

Мы собрали компанию из пяти человек, которые не испугались спать одним в лесу без взрослых. Сразу же все начали готовиться к этому ответственному событию. Кто-то продумывал маршрут и места стоянки, кто-то покупал продукты в дорогу, кто-то готовил палатку и собирал необходимые вещи, например, веревки, спички, средства от укусов комаров. Все четко знали, что нельзя никуда отправляться без должной подготовки и сбора всего необходимого.

Мы отправились в поход в один из жарких дней июля. Мы прошли мимо ручейка с кристальной водой, перешли через овраг и вышли на лесное озеро, у которого было решено остановиться. Самым сложным занятием стал сбор палатки. Но мы справились и с этим. Вечером мы пели песни и рассказывали страшные истории у костра. Они были такими жуткими, что никто так и не решился лечь спать. Наш поход надолго сохранился в памяти всеми прекрасными моментами, которые его наполнили.

Автор: Ярослава, 5 класс

В свой первый поход в лес я пошла вместе с родителями и младшим братом в конце лета. На самом деле, я не хотела сначала куда-либо идти, поскольку очень сильно боялась насекомых. Родителям удалось меня уговорить хотя бы попробовать выйти в лес и ощутить все прелести нашей природы.

Наш поход начался с деревни, в которой находится наш дачный домик. Мы долго шли по полям и, наконец, дошли до леса. Там пахло свежестью и сыростью. Не было ни жаркого ветра, ни шума далекой трассы. Все дышало спокойствием и умиротворенностью.

Мое недовольство походом начало пропадать по мере продвижения. Конечно, идти по лесу не было легким занятием, но окутывающие со всех сторон зелень, ее запах и пение птиц скрашивали это. Мы дошли до одной лесной опушки, где и решили остановиться. Вместе с братом мы искали хворост для костра.

Я заметила, что полностью перестала бояться каких-либо насекомых только под конец, когда на меня сел маленький кузнечик. Я не стала его скидывать с себя, а рассмотрела со всех сторон.

Я очень люблю природу, особенно лес. Гулять в лесу можно в любой сезон. Мы с родителями ходим в лес кормить орешками живущих там белочек. Они весёлые и игривые, за ними очень интересно наблюдать. Я пишу сочинение на тему прогулки в лесу, потому что мне хочется рассказать о лесной красоте, которая мне так нравится.

Разнообразие одного леса

Один и тот же лес постоянно меняется, становясь абсолютно другим. Смена времён года настолько изменяет лес, что, иногда, кажется, будто и не ходил здесь никогда.

Хочу описать в сочинении прогулку по лесу в начале осени, когда на улице ещё довольно тепло, а листья уже пестрят разнообразием красок – сплошное удовольствие. Опадающие листья говорят о приходе грибной поры. Мне очень нравится искать их под шуршащими листьями. Грибы бывают разные, и собирают их, присматриваясь к каждому, иначе, случайно можно взять ядовитые. Больше всего я люблю гулять с бабушкой, особенно, когда мы с ней ходим в лес за грибами. Бабушка всегда рассказывает много интересных вещей.

Прогулка в лесу летом всегда оставляет море впечатлений и удовольствия. Там всегда есть чем заняться: можно построить из веток шалаш, наблюдать за игрой лесных животных, просто дышать свежим воздухом. Однажды я даже видел зайцев. Летом по всему лесу разносится цветочный аромат. Иногда мы устраиваем пикник на красивой поляне, откуда видно маленькую речушку. Мы часто отдыхаем там с родителями.

Зимой мы с папой ходим в лес кататься на лыжах. Я уже неплохо катаюсь, почти не падаю. При выпавшем снеге, кажется, будто расстелили огромное белое одеяло, нежное и гладкое.

Жаль, что весной, когда снег начинает таять, в лесу грязно, и ходить туда невозможно. Зато позже земля подсыхает, и вырастают первые цветы. Весной мы с папой ходим в лес собирать для мамы и бабушки букеты подснежников.

Прогулка с собакой

Радостно виляя хвостом, Нюся бежала искать игрушку, и, найдя, опять приносила. Иногда, когда сразу найти палку не удавалось, она смешно рыла носом землю. Ещё, когда раздавался какой-то новый, незнакомый для неё звук, она замирала, и принюхивалась, а потом долго вглядывалась в ту сторону, откуда он шёл. Мне очень понравилась прогулка с собакой в лесу.

Заканчивая сочинение на тему прогулки в лесу, хочется сказать, что лес — лучшее место для прогулок и отдыха с семьёй и собакой.

Я считаю, что очень здорово прогуливаться по лесу в абсолютно любое время года. Вместе с сезоном меняется и лес. Он преображается до неузнаваемости и играет множеством ярких красок. Мне безумно интересна жизнь лесных жителей. Это здорово, когда есть возможность понаблюдать за белочками и зайчиками, птичками и ежиками… Я думаю, что лучшая среда обитания для животных. А вот наблюдать за животными, которые мучаются, сидя в клетках, на самом деле, очень грустно.

Как по мне, так самым удачным временем для выезда в лес, является осень, а именно ранний октябрь. В этот период солнышко еще согревает нас своими лучиками, но все же лес уже начинает менять свои краски.
Также в это время в лесу много грибов, которые интересно собирать. Моя бабуля знает толк в этом деле, поэтому мне нравится, когда она идет в лес вместе с нами. Прежде, чем положить гриб в корзину, я всегда показываю его бабушке и жду ее одобрения.
Природа удивляет ароматами листьев, травы и грибов. Я наслаждаюсь таким запахом.
Частенько мы выбираемся в лес с родителями и устраиваем пикник. Это просто прекрасно! Также на такие прогулки с нами ходит наша собака Джулия. Она бегает за мячом и ловит незнакомые ароматы.
Я считаю, что лес — это великолепное место, где можно отдохнуть от городской суеты и оздоровиться. Такие прогулки рисуют на моем лице улыбку и делают счастливее. Я обязательно еще не раз выберусь на отдых в лес.

А вам приходилось бывать в лесу летом? Прогулки по лесу — это удивительно, а у людей, которые любят наблюдать за окружающим миром это вызывает невероятный интерес. Лес непременно дарит таким людям свои плоды. Там повсюду растут грибочки. Из очень просто отличать друг от друга. Например, коричневая шляпка на белой ножке — это белый гриб. Он настолько большой, что хватит даже одной штуки, чтобы вечером полакомится маминым вкусным грибным супом. А вот гриб с красной шляпкой в белую крапинку лучше не срывать. Хоть он и манит своим великолепным видом, но все же является ядовитым,

Каждую прогулку по лесу можно слышать щебетание птичек. Их также можно отличать друг от друга, особенно если вы очень частый гость в лесу. Вот, например, сороки при виде людей, поднимает шум. Таким образом она якобы предупреждает остальных жителей леса о приближающемся чужаке.
Также в лесу очень много колючих кустов. Например, ежевика. Чтобы полакомится этими ягодками, сперва придется исколоть себе руки. Но все же это того стоит. Еще в лесу много малины, она, конечно, немного мельче ежевики, но не менее вкусные, А под ногами можно увидеть земляничку, она тоже очень вкусная.
Все же, если не удастся найти в лесу что — нибудь съедобное, то все — равно там можно увидеть много всего привлекательного. Иногда встречаются следы диких жителей леса или слышится стучание дятла… Осенью, при желании можно собрать красивейший гербарий из листочков и цветочков. В общем — то летом в лесу не приходится скучать.

В лесу можно насобирать много вкусных ягод. Также там множество грибов. Но в этом деле тоже нужно быть осторожным, Ведь не все разновидности этих лакомства можно кушать. Поэтому перед тем, как что — то срывать, нужно научиться разбираться, где съедобная, а где ядовитая еда. А внешний вид может быть и обманчиво. Например, белый гриб не так примечателен, как мухомор. Но все же второй гриб лучше не трогать иначе могут быть пагубные последствия.
Ещё в лесу можно повстречать его доброжелательных жителей: белочек, ежиков, зайчиков, диких уточек, птичек… Конечно же, они не знают того, что мы не причинам им зла, поэтому вряд — ли дадут себя погладить или покормить.
В летнюю пору в лесу растёт очень много цветочков, но лучше не собирать их. Ведь в вазах они не простоять так долго, как будут цвести здесь. А зачем же тогда портить окружающую среду? Лучше запечатлеть всю красоту на фотоаппарат. В современном мире, он есть практически у всех. Так что, можно сделать уйму восхитительных снимков. А потом хвастаться ими друзьям, тем самым уча их замечать всю окружающую нас красоту.


Почти в каждом городе есть парк, и в нашем он тоже имеется. Это любимое место отдыха всех наших горожан. Он почти никогда не пустеет, в любое время года много людей. Особенно он прекрасен с наступлением лета. Мне очень нравится ходить в парк вместе с родителями, чтобы погулять там. На месте нашего парка, когда-то был дремучий смешанный лес. Поэтому в нем сохранились очень старые деревья. В первую очередь – это величественные дубы. Но сейчас выросло много молодой поросли. Встречаются клены, липы, ольха и лещина.

Перед тем как войти в ворота парка, нужно пройти по площади, на которой с двух сторон расположены фонтаны. Они выглядят красиво, и вода в них журчит, как в ручейках весной. После того, как мы проходим через центральные ворота перед нами две аллеи, все они ведут в разные места. Их разделяет большая цветочная клумба. На которой, чуть ли не каждый месяц меняется наряд. Так как одни цветы отцветают, на смену им появляются совсем другие растения.


Если пойти по правой алее, то она приведет в детский городок, где много разных аттракционов. Дорогу обрамляет коротко постриженный декоративный кустарник. Можно сесть на паровозик, и проехаться по рельсам, а так же покружиться на каруселях с цепочками. А еще детям нравится кататься на пони. Эта маленькая лошадка может прокатить сразу несколько детей.

Левая аллея ведет к березовой роще и пруду. Здесь зимой катаются лыжники, а на пруду скользят на коньках, и скатываются с его берегов, как с горки. Летом это место, где можно уединится от городской суеты, вдохнуть приятного свежего воздуха, послушать шелест берез, полюбоваться этими красивыми деревцами. На пруду много рыбаков, каждый старается, побыстрее закинуть удочку, чтобы вытащить рыбу. В самом конце парка находится большая площадка и сиденья, здесь по праздникам проходят концертные выступления. А сейчас на них сидят бабушки, мамы с колясками. Рядом расположен стадион, там мальчишки играют в футбол.

Вечером, когда наступают сумерки, в парке зажигаются цветные фонари, и он снова преображается. Очень приятно посидеть на скамеечке, послушать приятную музыку, которая повсюду раздается из радиоприемников. Я очень люблю свой парк, горжусь, что он у нас хоть и небольшой, но зато здесь повсюду благоустроенно и красиво. В нем всегда много отдыхающих людей.

Читайте также: