Сочинение на тему джаз

Обновлено: 06.07.2024

воспитывался на традициях западноевропейской концертной музыки.

Сегодня джаз имеет приверженцев и исполнителей во всех частях света,

проник в ку льтуру всех стран. Справедливо сказать, что джаз – это всемирная

Джаз (англ. j azz) сложился в южных штатах США на рубеж е XIX – XX

веков в результате синтеза европейской и африканской музыкальной культуры.

Носителями африканской культуры выступали американские негры – потомки

рабов, вывезенных из Африки. Это проявилось в обрядовых плясках, рабочих

песнях, духовных гимнах – спиричуэлс, лирических блюзах и рэгтаймах,

госпелсах (негритянских псалмах) возникших на протяжении XVIII – XX веков

в процессе ассимиляции неграми культуры белого населения США.

Основные черты джаза — основополагающая роль ритма, регулярная

порождающие ощущение волнообразного движения ( swing), импровизационное

начало и т. д. Джазом также называют оркестр, состоящий преимущественно из

духовых, ударных и шумовых инструментов, предназначенных для исполнения

Джаз является по преимуществу исполнительским искусством. Впервые

это слово появилось в 1913 г. в одной из сан-францисских газет, в 1915 г. вошло

в название джазового оркестра Т. Брауна, выступавшего в Чикаго, а в 1917 г.

появилось на грампластинке, записанной знаменитым новоорлеанским

менее не вызывает никакого сомнения. Что оно имело довольно вульгарный

смысл в то время, когда его стали применять к этому виду музыки –

приблизительно в 1915 г. Следует подчеркнуть, что первоначально это название

музыке дали белые, показывая свое к ней пренебрежительное отношение.

тромбона и рит м-секции (это могли быть банджо или гитара, т уба или

контрабас), интерпретировавший мелодии спиричуэлс, рэгтаймов, блюзов и

популярных песен. Исполнение представляло собой коллективную

полифоническую импровизацию. Позднее коллективная импровизация

сохранялась лишь во вступительных и заключительных эпизодах, а в остальных

солировал один голос, поддержанный ритм-секцией и несложным аккордовым

В Европе XVIII в., ког да и мпровизация являлась обычной чертой

музыкального исполнения, импровизировал только один музыкант (или певец).

В джазе, при условии определенного согласия даже восемь музыкантов могут

импровизировать одновременно. Именно это происходило в самом раннем

Блюз является самой важной и влиятельной из всех афро-американских

идиом для джаза. Блюз, используемый в джазе, не обязательно отражает грусть

или печаль. Эта форма представляет собой соединение элементов традиций

Африки и Е вропы. Блюз поется с мелодической спонтанностью и с высокой

эмоциональностью. В начале 20-х годов, а возможно и раньше блюз стал не

Подлинный рэгтайм появился в конце 1890-х годов. Он сразу же стал

популярным и подвергся всевозможным видам упрощения. В основе своей

рэгтайм был музыкой для исполнения на инструментах, им еющих клавиатуру,

подобной клавиатуре пианино. Не вызывает сом нения тот факт, что танец

на жем анные манеры белых южан) предшествовал рэгтайму, поэтому должна

Различают так называемые нью-орлеанский и чикагский стиль джаза.

Уроженцы Нью-Орлеана создали наиболее известные ансамбли и произведения

джаза. Ранний джаз обычно исполнялся маленькими оркестрами от 5 до 8

инструментов и отличался определенным инструментальным стилем. В джаз

проникают чувства, отсюда больший эмоциональный подъем и глубина. В

своей завершающей фазе центр развития джаза перемещается в Чикаго. Его

виднейшими представителями стали трубачи Джо Кинг Оливер и Луи

Армстронг, кларнетисты Дж. Доддс и Дж. Нуи, пианист и композитор Джелли

Ролл Мортон, гитарист Дж. Сент-Сир и ударник Уоррен Бэби Доддс.

Исполнение пьес одним из первых джазовых коллективов – Original

Dixieland Jazz-Band – в 1917 году было записано на грампластинки, а с 1923

года начинается систематическая грамзапись джазовых пьес.

Широкие круги публики США познакомились с джазом сразу после

окончания первой мировой войны. Его техника была подхвачена большим

числом исполнителей и наложила отпечаток на всю развлекательную музыку

Однако начиная с 20-х и до середины 30-х годов было принято

испытывали влияние джаза в ритмическом, мелодическом и тональном плане.

Симфоджаз (англ. simphojazz) - стилевая разновидность джаза в

сочетании с легкожанровой симфонической музыкой. Впервые этот термин

употребил в 1920- х годах известный американский дирижер Пол Уайтм ен. В

Однако тот же Уайтмен стал инициатором создания и первым исполнителем

симфонической музыки оказалось на редкость органичным. Были попытки

воссоздать подобный синтез в новом качестве и в более позднее время.

К началу 30-х годов на смену нью-орлеанскому и чикагскому джазу

включавшими 3-4 саксофона, 3 трубы, 3 тромбона и ритм-секцию. Термин

в котором сильно чувствовалось его влияние. Увеличение состава заставило

перейти к исполнению предварительно созданных аранжировок, записанных на

ноты или разучиваемых прямо на слух по непосредственным указаниям автора.

Дюк Эллингтон, У. Чик Уэбб, Дж. Ландсфорд. В каждом из них сочетался

талант руководителя оркестра, аранжировщика, композитора и

инструменталиста. Вслед за ними появились оркестры Б. Гудмена, Г. Миллера и

других, которые заимствовали технические достижения негритянских

развивать жанры камерного и концертного джаза. Выступая в составе

небольших ансамблей, они создают серию пьес, адресованных в равной мере

как танцующей публике, так и сравнительно узкому кругу слушат елей-

знатоков. Эллингтон записал со своим оркестром сю иту «Реминисценция в

Решающий перелом наступил в начале 40-х годов, когда группа

музыкантов возглавили новое направление джаза, назвав его

(англ. modern jazz — современный джаз) – этим термином принято обозначать

стили и направ ления джаза, возникшие после господства свинг а. Бибоп

утверждал окончательный разрыв джаза с областью развлекательной м узыки. В

художественном отношении он открыл дорогу сам остоятельному развитию

джаза как одной из ветвей современного музыкального искусства.

В 40-х годах самым популярным оркестром был оркестр Гленна

Миллера. Тем не менее честь подлинного творчества в джазе в эти годы

принадлежит Дюку Эллингтону, который, по словам одного критика, выпускал

cool jazz), характеризуемого умеренной звучностью, прозрачностью красок и

отсутствием резких динамических контрастов. Возникновение этого

направления связано с деятельностью трубача М. Дейвиса. В дальнейшем

В джазе 40 – 50-х годов гармонический язык становится все более и

сложные популярные мелодии. В то же время они продолжают выражать

традиционную сущность блюза. И музыка сохраняла и расширяла ж изненность

Самые важные события в истории джаза концент рируются вокруг

композиторов, которые синтезируют музыку и придают ей общие формы, а

затем вокруг отдельных музыкантов, изобретательных солистов, которые

периодически обновляют джазовый словарь. Порой эти этапы

взаимозаменяются, от синтеза Мортона – к нововведениям Армстронга, от

Со второй половины ХХ века увеличивается количество самых

различных художественных концепций и манер исполнения джазовой м узыки.

Заметный вклад в усовершенствование техники джазовой композиции был

Эта тенденция привела к созданию развернутых пьес для смешанных составов

оркестров, включавших академических оркестрантов и джазовых

импровизаторов. Это еще более углубило разрыв между дж азом и областью

развлекательной м узыки и окончательно оттолкнуло от него широкие круги

В поисках подходящего заменителя танцующая м олодежь начала

and-blues), сочетающему экспрессивное вокальное исполнение в блюзовом

стиле с энергичным аккомпанементом ударных и репликами электрогитары или

50 - 60-х годов, оказавшего большое влияние на сочинение и исполнение

популярностью в США в конце 30-х годов (на сам ом деле они гораздо старше),

вариант одной из ветвей негритянской духовной музыки.

Другая тенденция джаза конца 60 - начала 70-х годов обусловлена

возрастанием интереса к фольклору и профессиональному музыкальному

искусству Азии и Африки. Появляется ряд пьес разных авторов, построенных

на м атериале народных напевов и танцев Ганы, Нигерии, Судана, Египта и

В конце 60-х годов в США сложился жанр джазовой музыки с

использованием традиционного рока, под влиянием негритянского музыканта

Майлза Дэвиса и его учеников, пытавшихся сделать свою музыку более ясной и

популярным в середине 1970-х годов. Позднее джаз-рок распался на несколько

более специф ических форм, часть его адептов вернулась к традиционному

джазу, некоторые пришли к откровенной поп-музыке и лишь немногие

продолжали искать пути для более глубокого взаимопроникновения джаза и

рока. Современные формы джаз-рока более известны как фьюжн.

На протяжении десятилетий развитие джаза носило по преимуществу

стихийный характер и в значительной м ере определялось случайным стечением

обстоятельств. Оставаясь прежде всего феноменом афро- американской

культуры, система музыкального языка джаза и принципы его исполнительства

постепенно приобретают интернациональный характер. Джаз способен с

легкостью ассим илировать художественные элементы л юбой музыкальной

культуры, сохраняя при этом свою самобытность и целостность.

Появление джаза в Европе в конце 1910-х годов сразу же привлекло

внимание передовых композиторов. Отдельные элементы структ уры,

интонационно-ритмические обороты и приемы использовали в своих

произведениях К. Дебюсси, И. Ф. Стравинский, М. Равель, К. Вейль и другие.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение История джаза.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Джаз-это чисто американский Стиль музыки, который был создан в начале ХХ века в городах США. Как он вырос в популярности и влияния, джаз служили средством объединения молодежи. Он всегда создается и поддерживается художественных субкультур, которые выпускают новые и все более изощренные художества. В качестве широко распространенного и влиятельного музыкального стиля, джаз во все времена был великий социальный уравнитель и объединителя. Он имеет размытое черно-белая граждан в любви к быстрой, ритмичной музыкой, которая впервые распространение через радио-и звукозаписывающей индустрии. Джаз стал основой для большинства общественных танцевальной музыки, а также одна из первых возможностей для общественной интеграции.

Впервые появилась джаз в черной культуре Нового Орлеана от смешанных влияний регтайм (песни с синкопированный ритм), блюзовые, и группа играла музыка в Новом Орлеане похороны.

Термин джаз или джасс происходит от Креольского слова, что значит, как Африканский танец и спаривание. Термин джаз обращаясь к Пеппи танцевальная музыка впервые появилась в марте 1913 издание бюллетеня Сан-Франциско, вид, что указывает на быстрое распространение джаза как музыкального жанра, а также его связь с танцами и ночными клубами. Разработаны такие инновационные музыканты, как Бадди Болден (1877-1931) в Новом Орлеане в первые десятилетия ХХ века, джаз переехал на запад, Восток и север в Чикаго с 1919. Распространение такой Новый Орлеан джаз-групп и исполнителей, как Кинг Оливер (1885-1938) и его Креольский Джаз-бэнд и Джелли ролл Мортон (1890-1941), джаз впервые стала популярной в культурах ночной клуб больших городов. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Оркестр Кинга Оливера в Чикаго вскоре присоединился молодой Луи Армстронг (1901-1971), который впервые быстром ритмическом стиле джаз под названием горячий джаз. Белые музыканты, такие как Бикса Байдербека (1903-1931), Джек Тигарден (1905-1964), и Джо Венути (1903-1978) начали копировать джазового стиля Нового Орлеана полос, и в скором времени джаза был американский национальный феномен, привлекательным для искушенных и юных зрителей по всей стране.

Джаз возник одновременно в 1920-х годах в Новом Орлеане, Чикаго и Канзас-Сити, в исполнении как черно-белые ансамбли и оркестры. Как она развивалась от ее формы Диксиленд, джаз стили варьировались от горячего джаза Луи Армстронга на “симфонический” джаз-бэнд пола Уайтмена в (1890-1967). Горячий джаз, один из первых влиятельных событий джаза, отличали сильный солист, чьи вариации на мелодию и движущие силы сопровождались эксперт ансамбль из пяти или семи игроков. Идея солистов, играющих по отношению к ансамблям, а также легко работал с большими группами, которая начала формироваться в 1920-х годах.

Живая музыка выступления и бурно развивающейся индустрии звукозаписи увеличивает аудиторию джаза, как это сделала запрещение, которое парадоксально сделало ночную жизнь еще более модным. Ассоциируется с ночными клубами и ночной жизнью, джаз стал привлекательным экзотическим как в США, так и в Европе. Широко популярные джазовые коллективы путешествовал, играл на всевозможных площадках от танцполов и ночных клубов до ресторанов. Стремительно растущий звукозаписывающей индустрии быстро увлекся джаз-исполнителей. Такие исполнители как Луи Армстронг, Джелли ролл Мортон, Пол Уайтмен, Бенни Гудмен (1909-1986), Дюк Эллингтон, Флетчер Хендерсон, и другие записи, которые достигли аудитории, которые не решились в ночной город.

Великая депрессия, однако, брали свое, на более мелких и менее успешных джазовых коллективов, черных полос больше чем белых полос. С появлением музыки, много белых полос может продолжать процветать, но много черных полос было больше, трудно найти большую аудиторию. Они были менее коммерчески успешным в целом, так как большинство черных оркестрах не было мейнстримом связей и контрактов, записи из белых полос. Кроме того, сегрегационные законы Джима Кроу держал черный оркестров отдельно от белых оркестров. По этим причинам, многие чернокожие джазовые музыканты отправились в Европу в 1920-х и 1930-х годов, где они были встречены. Коулмен Хокинс и кларнетист Сидней Беше (1897-1959) оба играли в Европе, где зрители были очарованы эротические многозначительность джаза.

Качели также помогли пришвартоваться национального настроения, как во время депрессии и Второй Мировой Войны. Вооруженных сил радиопередача музыки с солдатами. Хотя музыканты и звукозаписывающие компании были в противостоянии за гонорары музыкантов для AirPlay в 1942 году, а специальный V-диск программой записей, созданных для использования военными.

После войны, многих музыкантов, которые начали свою карьеру в качели полос, в том числе Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи—начал изучать более неистовый smallensemble форма джаза, известного как вор. С такими молодыми музыкантами, как Майлз Дэвис и арт Блэйки (1919-1990), ПБ разработан в качестве более насыщенной, сложной джаз характеризуется выбуханием солисты, которые играли быстрые сложные импровизации в деловых костюмах. Боп был в первую очередь бейливик чернокожих музыкантов, которые спасали форме от приятного популярности свинга и кто бы, с их развитием хард-боп и бибоп и кул-джаз, джаз превратить во что-то более интеллектуальное, сложное и душевный. Эти более поздние формы стал знатоком джаза, снова играли в небольших клубах и создания джазовых исполнителей как авангардной музыки. Бить таких художников, как Джек Керуак (1922-1969) нахваливала боп джаз, представляющие собой выражение души, что редакторы хотели бы подражать, ломая традиционные формы

Что такое джаз, история джаза

Что такое джаз, история джаза.

Что такое джаз? Это волнующие ритмы, приятная живая музыка, которая непрерывно развивается и движется. С этим направлением, пожалуй, не сравнится ни одно другое, и перепутать его с каким-либо иным жанром невозможно даже новичку. Изобретательность, а также страсть, которой наполнены джазовые композиции, не имеет границ. И вот в чём парадокс - услышать и узнать эту неординарную музыку, способную выразить всю гамму человеческих чувств: от безграничной радости до неудержимого гнева, можно легко, а вот описать словами не так просто. Многоликая и многообразная, она непрерывно усовершенствуется, а потому понятия и характеристики, применяемые сегодня, через год или два уже устаревают.

Историю джаза и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Джаз – что это такое

Джаз – это направление в музыке, которое возникло в США в самом начале XX века. В нем тесно переплетаются ритмы, обрядовые песнопения и рабочие песни афроамериканцев, а также гармоническая составляющая, присущая музыке белых переселенцев. Другими словами, это импровизационный жанр, появившийся в результате смешивания западноевропейской и западноафриканской музыки.


В чем особенности джазовой музыки?

Первая и самая важная особенность – это импровизация. Музыканты должны уметь импровизировать как в оркестре, так и соло. Еще одна не менее значимая черта – полиритмия. Ритмическая свобода, пожалуй, это главнейший признак джазовой музыки. Именно такая независимость вызывает у музыкантов ощущение невесомости и непрерывного движения вперед. Вспомните любую джазовую композицию? Кажется, что исполнители непринуждённо наигрывают какую-то чудесную и приятную на слух мелодию, никаких строгих рамок, как в классической музыке, только удивительная легкость и расслабленность. Конечно, в джазовых произведениях, как и в классических, есть свои правила, однако, благодаря синкопированному мелодизму и особому ритму, который называется свинг (от англ. качание) и возникает такое необычайное ощущение свободы. Что еще важно для этого направления? Конечно же бит, то есть регулярная пульсация.

Популярные джазовые композиции

История джаза

Хорошо известно, что зарождение джаза, как музыкального течения, произошло в Соединённых Штатах в конце XIX века, однако необходимо отметить, что его истоки следует искать далеко от Америки - на африканском континенте. А началось всё с открытия Колумбом нового материка, на который в начале XVII века британцы стали завозить чернокожих невольников. Привезённые рабы, будучи выходцами из разных племенных сообществ, поначалу не понимали друг друга. Чтобы выжить в совершенно новых условиях им приходилось не только находить пути общения, но и создавать единую культуру, в том числе и музыкальную, которая основывалась на ритмах и мотивах родной Африки. Измождённые тяжкой работой и терпящие жестокое обращение белых господ, невольники в часы отдыха изначально утешали себя этническими ритуальными песнями, с характерными для них сложными ритмами. Поскольку у афроамериканцев не было музыкальных инструментов, их пение всегда сопровождалось своеобразными танцевальными прихлопываниями и притопываниями. Со временем подневольные переселенцы стали приспосабливаться к новым условиями. В их жизни появились другие напевы, которые формировались под влиянием культуры белых хозяев, например, такие, как спиричуэлс: наполненные импровизацией, весьма эмоциональные духовные песнопения или филд-холлер: песни-переклички, напеваемые рабами во время работ на плантациях.

история джаза

После гражданской войны 1861 – 1865 годов в США отменили рабство, но такие перемены не облегчили жизнь темнокожего населения страны. Афроамериканцам в поисках заработка приходилось слоняться из города в город. По дорогам страны стали колесить минстрел-шоу с чернокожими музыкантами, которые веселили случайно собравшуюся публику песнями и танцами, например, такими как кейкуок, впоследствии явившимся предшественником регтайма, одного из важнейших источников джаза. Примерно в то же время как отражение горестной жизни темнокожих граждан Америки зародился блюз – песни одиночества и отчаяния, явившиеся ещё одной первостепенной составляющей джазовой музыки. Так длительное взаимодействие африканской музыкальной культуры, которая отличалась импровизационностью, пластикой и ритмичностью, а также американской народной музыки белых переселенцев с присущей ей гармонией и мелодичностью, привело к возникновению в самом конце XIX столетия совершенно нового музыкального направления, в дальнейшем получившего название джаз.


развитие джаза





Конечно же, такой отход свинга от черт, присущих раннему джазу, от национальных мелодий, вызвал недовольство у некоторых знатоков джазовой музыки. Именно поэтому биг-бэндам и исполнителям свинга начинает противопоставляться игра небольших ансамблей, в которые входили только чернокожие музыканты. Таким образом, в 1940-е возникает новый стиль бибоп, ярко выделяющийся среди других направлений джазовой музыки. Ему были присущи невероятно быстрые мелодии, долгая импровизация, сложнейшие ритмические рисунки. Среди исполнителей этого стиля выделяются фигуры Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи.

Начиная с 1950 г. джаз начал развиваться по двум разным направлениям. С одной стороны, приверженцы классического джаза решили вернуться к традиционной музыке и, отодвинув в сторону бибоп, создали кул-джаз, который отличался эмоциональной сдержанностью. С другой стороны, вторая линия продолжила развивать бибоп. На этой основе возник хард-боп, возвращающий традиционные фольклорные интонации, четкий ритмический рисунок и импровизацию. Этот стиль развивался совместно с такими направлениями, как соул-джаз и модальный джаз. Они сильнее всего приблизили музыку к блюзу.

В 1960-е проводятся различные эксперименты и поиск новых форм. В результате появляется джаз-рок и джаз-поп, совмещающие два разных направления, а также фри-джаз, в котором исполнители вовсе отказываются от регуляции ритмического рисунка и тона. Среди музыкантов этого времени прославились Орнетт Коулман, Уэйн Шортер, Пат Метэни.

В последующие годы джаз продолжал своё интенсивное развитие. Возникли новые стили, среди которых смуз-джаз, эйсид-джаз, джаз-фанк, ню-джаз, дарк-джаз. В результате на сегодняшний день в джазе насчитывается более сорока самых разнообразных стилевых ответвлений.

Джаз в России

Леопольд Яковлевич Теплицкий

джаз-оркестр СССР

Интересные факты

Пол Уайтмен

Даже сегодня джаз непрерывно и динамично развивается, появляется множество направлений и стилей. Эта музыка продолжает вбирать в себя звуки и мелодии со всех уголков нашей планеты, насыщая ее все новыми и новыми красками, ритмами и мелодиями.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Джаз

Сольные и хоровые партии в африканской музыке, ведущая роль ударных инструментов. Виды афроамериканского музыкального фольклора. Минстрел-шоу как жанр американского музыкального театра. Регтайм – стиль фортепьянной игры. Музыкальные инструменты джаза.

Рубрика Музыка
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 20.12.2011
Размер файла 35,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

§ африканская музыка

§ минстрел-шоу

§ регтайм

2. Джаз

§ музыкальные инструменты джаза

§ вокалисты джаза

Заключение

Список литературы

Приложения

Вступление

В современном мире значение джаза огромно и занимает, чуть ли не первое место среди остальных себе подобных. Тысячи людей собираются и слушают его шумными компаниями и в одиночестве, в гостях и дома. Музыка помогает человеку размышлять о совершённых поступках, раздумывать над превратностями судьбы и, главное, оставаться самим собой. Можно быть меломаном, а можно просто любить хорошую музыку.

Джаз стоит фактически наравне с классической музыкой, потому он так и приветствуется людьми разных поколений. Он соответствует темпам и ритмам наших сумасшедших времени и жизни. Джаз - искусство не только чёрных, но и всеобщее: без различия расовых и национальных признаков. Характерная черта джаза - общенациональность.

Джаз имеет множество различных направлений и ответвлений. А начиналось это так. В современной музыке представлены разные традиции, и прежде всего европейская и африканская, встретившиеся на земле Северной Америки. Истоки многих музыкальных направлений, возникших в ХХ столетии, можно найти в фольклоре афроамериканцев - потомков рабов, некогда привезённых из Африки.

1. Афроамериканская музыка

Первых африканских невольников доставили в Америку испанцы в начале XVI века. Большинство рабов были выходцами с западного побережья Африки, откуда их на кораблях переправляли на острова Карибского моря, а затем на континент. Правда, по пути из Африки в Новый Свет половина невольников погибали от жажды, голода и болезней, но выжившие с лихвой окупали затраты работорговцев.

В британских владениях в Северной Америке африканские невольники появились в 1619 году. Около двадцати чёрных рабов высадил на берег и продал в Джеймстауне (колония Вирджиния) капитан голландского судна. На Севере, в колониях Новой Англии, рабство не прижилось. Здесь преобладали мелкие фермерские хозяйства; кроме того, хватало белой рабочей силы: неимущие переселенцы за плавание на корабле давали обязательство бесплатно отработать несколько лет. На Юге же потребность в рабах росла с каждым годом, так как владельцам табачных и хлопковых плантаций нужны были дешёвые рабочие руки. Соответственно увеличивались масштабы работорговли. Число чёрных невольников выросло к 1700 году до двадцати тысяч, а к 1800 году - уже до миллиона.

Вместе с чёрными рабами в Америку попали африканские обряды и верования, песни и инструментальная музыка.

1.1 Африканская музыка

Звукоряды африканской музыки не соответствуют европейскому и не укладываются в мажорный или минорный лад. Кроме того, в ней не имеет значения точная высота звука (она может произвольно смещаться внутри музыкальной фразы). Не существует и предпочтительного тембра вокала (пение бывает гортанным, резким, хриплым и т. д.) или музыкального инструмента (например, на барабане могут висеть ракушки или бусы, придающие ему дребезжащее звучание).

Так как основой африканской музыки служит ритм, ведущую роль среди музыкальных инструментов играют ударные, прежде всего барабаны. Используются и разнообразные трещотки, погремушки, колокольчики и т. д. Инструментов, способных вести мелодию, мало: они представлены духовыми и струнными с ограниченным диапазоном звучания.

Ранний афро-американский музыкальный фольклор можно разделить на две группы - светские и духовные песни. К светским относились так называемые трудовые песни (work songs). Они звучали во время работ, выполнявшихся невольниками, - при сборе хлопка на плантациях, обслуживании речных судов, железных дорог и т. д. Особым жанром были крики уличных торговцев.

1.2 Минстрел-шоу

К началу XX столетия минстрел-шоу утратили популярность. Тем не менее они повлияли на возникновение и развитие регтайма, раннего джаза и развлекательных эстрадных жанров - мюзикла и др.

Блюзы - это песни бродяг и чернорабочих, заключенных и проституток, людей, выбитых из нормальной колеи, оторванных от дома, семьи, друзей и религиозной общины. В блюзе никогда нет и намёка на Бога, да и вообще на что-то возвышенное. Тексты блюзов - жалобы на жизненные неудачи. Если постигла болезнь - это блюз, ушла любимая женщина или вышвырнули с работы - тоже блюз. Когда встречается шутка, то это юмор висельника. Сценический фон блюзов - рабочие лагеря и хлопковые поля, мосты, под которыми греются у костров бездомные бродяги, дороги, портовые причалы и тюрьмы. Блюзы - песни об одиночестве и отчаянии.

Главная выразительная черта блюза - блюзовые ноты. Они не принадлежат к мажору или к минору, а располагаются по высоте между ними. Поэтому блюзовые ноты нельзя извлечь на инструменте с устойчивой высотой звуков (например, на фортепьяно: они не совпадают со звучанием клавиш), но это можно сделать на гитаре, потянув струну.

Наиболее выдающимися певицами классического блюза были Ма Рейни (Ma Rainey, настоящие имя и фамилия Гертруда Малисса Никс Приджетт, Gertrude Malissa Nix Pridgett, 1886-1939) и Бесси Смит (Bessie Smith, 1894-1937). В дальнейшем блюз получил развитие в творчестве Хаулинга Вулфа (Howling Wolf, настоящие имя и фамилия Честер Артур Бёрнетт, Chester Arthur Burnett, 1910-1976), Роберта Джонсона (Robert Johnson, 1911-1938), Джона Ли Хукера (John Lee Hooker, 1920-2001), Би Би Кинга (B.B.King, настоящие имя и фамилия Райли Б. Кинг, Riley B. King, родился в 1925 году) и многих других музыкантов, превративших его в самостоятельное музыкальное направление.

1.3 Регтайм

В течение XIX столетия город, служивший южными воротами страны, важный торговый порт США, связанный Миссисипи и её притоками с центральными и северными штатами, быстро рос. По окончании войны между Севером и Югом городское население пополнили освобождённые рабы с плантаций.
В южных штатах, куда пришла победоносная армия северян, оказалось множество духовых инструментов (каждый полк имел свой оркестр). Они были распроданы и стали доступны для чёрных музыкантов. К началу 80-х годов во многих городах Юга, и прежде всего в Новом Орлеане, появились духовые оркестра, в которых играли чёрные исполнители. Их репертуар составляли европейские марши, однако не знакомые с нотной грамотой чёрные музыканты переделывали эту музыку на свой вкус, внося в неё афро-американские элементы. Примерно к 1900 году музыка новоорлеанских духовых оркестров, впитав пёстрый музыкальный колорит Нового Орлеана, слилась с ритмами регтаймов и напевами блюза. Считается, что именно тогда родился джаз.
С течением времени одни жанры афро-американской музыки стали историей музыкальной культуры, другие продолжали развиваться и сохранили своё значение до сегодняшнего дня. Так блюз и джаз, преодолев этнические и географические рамки, завоевали признание слушателей и приобрели последователей среди музыкантов всего мира.
2. Джаз

В ХХ столетии в США появился новый вид музыкального искусства - джаз (jazz). Он возник в результате соединения традиций европейской и афроамериканской музыки.

В американском джазе, особенно когда его играют чёрные музыканты, явственно слышатся блюзовые ноты (черта афроамериканской музыки). Выразительные средства, которые используют музыканты, в совокупности образуют тот или иной стиль джаза.

Общеизвестные темы, к которым обращаются наиболее часто, называют стандартами. Многие стандарты представляют собой популярные песни, мелодии из кинофильмов и театральных спектаклей, созданные в 20 - 50-х годах. В последние десятилетия стандартами всё чаще становятся инструментальные пьесы, написанные специально для джазовых музыкантов.

2.1 Музыкальные инструменты джаза

джаз регтайм минстрел шоу афроамериканский

Джазовые музыкальные инструменты не отличаются от инструментов симфонического оркестра, но используются они свободнее, в более широком диапазоне звучания. В духовых разнообразнее выбор мундштуков. В раструб труб и тромбонов вставляют специальные приспособления - сурдины. Они служат для изменения тембра - придают ему резкость или мягкость. Иногда, чтобы приглушить звук медных духовых, применяют акустическую ловушку, по форме напоминающую шляпу. В современных джазовых коллективах используют валторны, деревянные духовые, струнные (виолончели и скрипки), народные и экзотические музыкальные инструменты.

Ударные инструменты собраны в один комплекс - ударную установку, на которой играет один музыкант (при помощи специальных палочек или щёток). Большой барабан с ножной педалью (для правой ноги) и малый барабан на специальной подставке со временем дополнились томами - барабанами, открытыми с одной стороны. Большой том стоит на опорах, а два малых, различающихся по размеру, навешены на большой барабан или отдельную стойку. Тарелки устанавливают на подставках: справа помещают большую тарелку - райд, слева поменьше - крэш; иногда между ними находится маленькая тарелка с шипящим звуком - сплэш.

С конца 20-х годов тали модны танцевальные залы. Сюда требовались музыкальные коллективы, способные наполнить звуком большое помещение. В дорогих отелях и ресторанах играли оркестры симфоджаза. Оркестр Пола Уайтмена (Paul Whiteman, 1890-1967) выделялся среди прочих сочетанием танцевального и концертно-академического репертуара.

В 30-х годах наступил рассвет больших джазовых оркестров - биг-бэндов (big-band), включавших до двадцати исполнителей. Джазовый стиль этих музыкальных коллективов получил название свинг. К концу десятилетия только знаменитых свинговых оркестров насчитывалось в Америке около полутора сотен. Самыми известными тогда были коллективы белых музыкантов - кларнетиста Бенни Гудмена и тромбониста Гленна Миллера.

В 40-х годах наиболее популярными были биг-бэнды Дюка Эллингтона и Каунта Бейси. Эллингтон использовал оркестр как инструмент для воплощения собственных идей. В репертуар он включал необычные по звучанию сочинения и программные произведения крупных форм, успешно экспериментировал с новыми тембрами. У Бейси музыканты сами виртуозно пользовались приёмами аранжировки. Один из трубачей или саксофонистов по ходу игры предлагал первый голос, остальные - второй и третий. Другой отличительной чертой оркестра были ритм, который создавался слитным звучанием контрабаса, акустической гитары и тарелки ударной установки.

Каунт Бейси/Count Basie (настоящее имя и фамилия Уильям Бейси, William Basie, 1904-1984) обучался игре на фортепьяно с раннего возраста. Позднее он выступал в качестве аккомпаниатора блюзовых певиц, работал тапером в кинотеатре (озвучивал на фортепьяно немые фильмы), играл в кабаре и танцевальных клубах, сотрудничал в оркестрах. В 1935 году Бейси организовал свой ансамбль, который постепенно расширился до биг-бэнда. В его составе играли выдающиеся солисты-импровизаторы, а ритм-секция, в которой участвовал сам Бейси, играя на рояле, считалась лучшей среди исполнителей свинга. Оркестр Каунта Бейси получил заслуженное признание, он считался образцом для танцевальных джазовых коллективов во всём мире. Оркестр побывал на гастролях в Европе, Японии и Австралии, снимался в кинофильмах, выступал на радио и телевидении.

Участие в биг-бэндах резко повысило мастерство музыкантов, расширило их кругозор и развило творческую фантазию. В начале 40-х годов саксофонист Чарли Паркер, не удовлетворённый исключительно развлекательным характером джаза, заиграл по-иному. В его композициях обогатились мелодия, гармония и ритм, сложнее стала импровизация в сольных партиях. Примеру Паркера последовали другие чёрные музыканты - трубач Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie, настоящее имя и фамилия Джон Бёркс Гиллеспи, 1917-1993) и пианист Телониус Монк (Thelonius Monk, 1920-1982). Новый стиль назвали би-боп (be bop; звукоподражание) или боп. Поначалу би-боп приводил в недоумение не только публику, но даже музыкантов: многие видели в нём беспорядочный набор звуков. Тем не менее этот стиль заложил основу качественно новых творческих поисков.

2.2 Вокалисты джаза

Из современных мастеров джазового вокала следует назвать Джона Хендрикса (Jon Hendricks, полное имя и фамилия Джон Карл Хендрикс, John Carl Hendricks, родился в 1921 г.) и Бобби Макферрина (Bobby McFerrin, полное имя и фамилия Роберт Макферрин, Robert McFerrin, 1950).

В последние десятилетия джазовые музыканты всё чаще используют фольклор, малоизвестный или совсем незнакомый широкой публике. Возникло направление этно-джаза, в котором джазовая музыка окончательно превратилась в международную, мировую.

Джаз оказал огромное влияние на музыкальную культуру. Под его воздействием сложились ритм-энд-блюз и ряд направлений рок музыки. Интонации и приёмы жанра использовали многие композиторы во всём мире. Но главное - джаз возродил важное предназначение музыкального искусства: живого общения людей.

Читайте также: