Сочинение на тему духовенство

Обновлено: 30.06.2024

Принципиальное значение в уголовном праве имеет вопрос о наказании. Уже в XI-XIII вв. существовал довольно широкий набор наказаний: денежный штраф, возмещение ущерба, лишение личных и имущественных прав ("поток и разграбление"), изгнание, заключение в тюрьму, обращение в рабство, физические наказания. Смертная казнь применялась редко, допускались кровная месть и убийство вора на месте преступления, если он оказывал сопротивление при задержании. В случае невозможности применения мести обращались к денежному штрафу, в случае несостоятельности преступника - к уголовным наказаниям. Цель наказания состояла в мести, возмещении материального ущерба пострадавшему и в извлечении материальных выгод государством. В XV-XVII вв. среди разных видов наказаний перевес взяли телесные наказания и смертная казнь. Неисправимые преступники приговаривались к смерти, исправимые - к телесным наказаниям и заключались в тюрьму. За незначительные служебные преступления применялось отрешение от должности. К счастью, большая часть смертных приговоров не приводилась в исполнение в силу древнего обычая "печалования" - права православного духовенства ходатайствовать о помиловании. Освобожденный от смерти заключался пожизненно в монастырь. Наказания отчасти сохранили прежние функции, но главной их целью стало устрашение ради предотвращения преступлений, поэтому они приняли весьма жестокий характер.
Петровское законодательство еще более ужесточило наказания и на первое место поставило смертную казнь: в "Воинских артикулах" 1715 г. она предусматривалась в 200 случаях против 60 в Соборном уложении 1649 г. , на втором месте стояли телесные наказания, набор которых увеличился. К старым наказаниям были добавлены каторжные работы и лишение прав; получили распространение децимации, когда наказывался каждый десятый, и наказания лиц, не причастных к преступлению, но находившихся в родственных отношениях с правонарушителем, чаще всего жен и детей. Наказания за имущественные преступления были поставлены в зависимость от величины ущерба: за малую кражу полагались различные наказания, а за крупную - смертная казнь. Цели наказаний оставались прежними - устрашение, возмездие, изоляция преступника и извлечение материальных выгод. Осужденные стали приговариваться к принудительному труду на заводах, фабриках, в рудниках, на строительных работах, в качестве гребцов на галерах в невиданных прежде размерах. Расчетливый император стремился извлечь максимальную пользу из заключенных. В истории русского права петровское царствование являло высшую ступень карательной строгости, которая, в отличие от предыдущей эпохи, направлялась часто не только против воров, поджигателей, разбойников и т. п. , но и против мирных обывателей, твердо стоявших за право, но за такое право, как оно понималось раньше. Никогда после, вплоть до 1917 г. , репрессивный аппарат государства не развивал такой активности против законопослушных граждан только за то, что вводимые социальные новации им в принципе не нравились. Вот пример, иллюстрирующий эту мысль. Чиновник (подьячий) Докукин вписал в текст присяги новому порядку престолонаследия, установленному Петром I в 1724 г. , следующее: "За неповинное отлучение и изгнание со всероссийского престола цесаревича Алексея Петровича (сына Петра I, казненного им за несогласие с его политикой. - Б. М. ) не клянусь и не подписуюсь, хотя за то царский гнев на меня произлиется; по воле его (Господа моего Иисуса Христа) за истину Илларион Докукин страдать готов". Докукин действительно был колесован.
Вместе с тем необходимо заметить, что если бы наказания, назначаемые по закону, точно исполнялись, то к концу петровского царствования в России не осталось бы ни чиновников, ни мирных обывателей, потому что смертная казнь грозила за большинство преступлений.

Средневековый человек был глубоко убежден, что главное в его жизни — от­ношения с Богом, а забота о спасении душ христиан как раз и возлагалась на ду­ховенство. Потому исключительно важным, намного весомее, чем выполнение любых других обязанностей, была угодная Богу принадлежность человека к духов­ному сану.

Христианское духовенство разделялось на белое и чёрное. К белому духовенству принадлежали еписко­пы и священники, которые обеспечивали религиозные потребности мирян: правили мессу, осуществляли цер­ковные таинства (крещение, причастие, венчание, ис­поведь и т. п.). Ядром повседневной церковной жизни в Западной Европе была парафия, объединявшая жи­телей нескольких сёл или городских кварталов. Парафией руководил священник (парох). Его помощниками могли быть духовные лица низшего ранга (диаконы, иподияконы). Парафия подчинялась епархии во главе с епископом. Несколько епархий объединялись в ар­хиепископство. На церковь и потребности духовенства верующие платили десятую часть доходов – десятину.

Христианская церковь имела определённую иерар­хическую структуру. На вер­шине церковной пирамиды был Папа Римский. Вторую, после папы, ступень в цер­ковной иерархии занимали архиепископы. За ними — епи­скопы, ступенькой ниже — аб­баты, а ещё ниже — священ­ники (парохи).

VI в. Из устава св. Бенедикта о монашеской жизни

Особо решительно нужно с корнем вырвать из монастыря жажду собственности, чтобы никто не имел права нечего ни дать, ни взять, не иметь ничего собственного, ни вещи, ни книги, ни доски, ни грифеля, ровно ничего: потому что никто из братьев уже не имеет в своей собственности ни тела своего, ни воли своей.

Считаю, что достаточно будет предлагать два кушанья на всех трапезах, а если удаст­ся раздобыть фрукты или овощи, то подавать и это третье кушанье. От мяса четве­роногих все должны воздерживаться, кроме больных.

Монастырь нужно организовать так, чтобы всё необходимое: вода, мельница, сад, пекарня, разные мастерские, — были на монастырской территории, чтобы монахи не имели необходимости выходить за его стены, потому что это не очень полезно для их душ.

Однако жизнь в монастыре не была такой спокойной и благочестивой, как мо­жет показаться на первый взгляд. Здесь принимали королей и знатных сеньоров, устраивали пиры и охоты. В монастырях могли также найти пристанище люди, преследуемые властью, искатели приключений, нищие, калеки.

Монастыри внесли существенный вклад в развитие средневекового образования и науки. Много способных монахов поменяло плуг и мотыгу на стилет и стилос. На рубеже VI-VII вв. при монастырях возникли скриптории специальные мас­терские для переписывания, оформления и создания книг. Ведь в средневековом обществе книга считалась огромной ценностью. Книги хранились как настоящие драгоценности в монастырских библиотеках. Кое-где при монастырях открыва­ли школы. Часто монастыри были пристанищем талантливых, мыслящих людей, в своих помыслах и действиях опережавших привычный ход истории.

Епархия — территориальная единица, находящаяся под церковным управлением епископа. Католики употребляется латинский термин — диоцеза.

Епископ (от греч. — надзиратель) — христианский церковнослужитель наивысшего священного чина, как правило, глава епархии (диоцезы). Епископ имел духовную власть над священниками и мирянами своей епархии.

Месса — главная ежедневная служба в католической церкви.

В данном тексте рассматривается одна из важнейших проблем, волновавших человечество во все времена: что есть духовность, что есть духовный человек. Принято считать, что духовный, интеллигентный человек – это человек, интересующийся искусством. Такой человек ходит в кино, любит театр, читает книги.

И все это делает его еще более развитым, еще более духовным. Так ли это?
Мне кажется, не совсем. “Духовность – это собственное стремление человека”, – читаем мы у С. Соловейчика. Это внутренняя потребность, которая идет их души, из

детства, от родителей, окружения. Такой человек будет искать в искусстве и культуре подтверждение и поддержку своим идеалам.

Значит, он будет выбирать “настоящие” произведения, искренние, те, которые несут добро, веру, надежду, любовь. Ведь не секрет, что многие люди, якобы увлекающиеся искусством, довольствуются подделкой, тем, что дает лишь развлечение, но не подталкивает к работе души. Таких людей вряд ли можно назвать духовными.
Кроме того, духовность не так тесно связана с добротой, трудолюбием, честностью, искренностью, как может показаться на первый взгляд. Есть честные и добрые люди, которые

не задумываются о своем духовном развитии, которых не мучает “духовная жажда”. Они живут, довольствуясь тем, что есть, больше ничего не желая.
Духовная жажда, по мнению автора текста, неутолима. Духовно развитый человек обречен на вечные поиски, стремления, муки. И в этом он находит и свое счастье, и свое несчастье, свою радость и свое страдание.
Проблема духовности, духовного человека – одна из вечных проблем русской и мировой литературы. Главной для себя ее считал А. П. Чехов. В своем рассказе “Ионыч” он показал нам псевдодуховных людей.

Это семья Туркиных, самая “культурная” семья города, куда попал молодой доктор Старцев. Мать семейства, Вера Иосифовна, писала романы, в которых затрагивала проблему народа, актуальную для интеллигенции конца 19 века. Но эти романы были бездарны, а темы, описываемые в них, нисколько не волновали героиню.
Дочь Туркиных, Котик, мнила себя великой пианисткой, хотя играла плохо, трудно, через усилия. Она занималась искусством не ради искусства, а ради славы, успеха, карьеры, которые ей могла принести игра на фортепиано. Глава семейства развлекал гостей шутками, которые слышал еще в молодости.

Все это говорит о мнимой духовности этих людей. А также о бездуховности города, в котором семья Туркиных считалась эталоном, примером для подражания и восхищения.
Бездуховен и сам Старцев, постепенно из перспективного молодого человека превращающийся в пошлого стяжателя Ионыча.
Духовность и бездуховность – основная проблема всего творчества Л. Н. Толстого. В его произведениях мы находим галерею героев, наполненных духовной жаждой, стремлением к духовному развитию. Такова Наташа Ростова – одна из главных героинь романа-эпопеи “Война и мир”. Эта девушка не задумывалась о своем развитии, не изучала гипотезы и теории, не “мудрствовала лукаво”.

Она жила, руководствуясь своим внутренним нравственным законом, своей врожденной духовностью.
Конечно, Наташа совершала много ошибок, на ее пути было много соблазнов. Но вечное стремление к “доброте, красоте и правде” спасало ее, выводило на правильный путь. В итоге Ростова нашла себя, свое счастье.

Но, я уверен, путь ее духовного развития на этом не закончился.
Духовность – важнейшая категория для оценки человека. Вокруг нее существует множество проблем, вопросов, споров. И однозначного ответа нет и не может быть…

Пример сочинения для ЕГЭ по русскому языку 11 класса по тексту С. Соловейчика о проблеме духовности человека в современном мире.

Содержание сочинения:

  • Введение
  • Формулировка проблемы
  • Позиция автора
  • Собственная позиция
  • Аргументы
  • Вывод

Образец сочинения

Симон Львович Соловейчик поднимает проблему духовности человека. Можно ли считать духовным человека доброго, образованного, тонко разбирающегося в искусстве, но который не хочет выйти за круг бытовых проблем, у которого не мучается душа? Эта философская проблема актуальна, так как современное общество – общество потребления – становится бездуховным.

Автор считает, что образованного человека, любящего искусство, воспитанного, культурного, не всегда можно назвать духовным. Бывают добрые, способные любить люди, но не мучается их душа. Публицист обращает внимание, что чтение книг, посещение театров не является духовной жизнью. Он отмечает, что духовность – это не образованность, а интеллигентность, богатство внутреннего мира человека. Автор делает вывод, что духовность – это “бесконечное стремление к добру, неутолимая жажда правды, ненасытный голод по красоте.”

Я согласна с мнением автора. Его позиция достойна уважения. Духовный человек находится в постоянном поиске истины и красоты, правды и справедливости. Много людей, не имея образования, обладают высочайшей силой духа. Духовная жизнь человека – это его стремление к добру, стремление к чему-то великому.

Примером духовности человека является Авдий Каллистратов, герой романа “Плаха” Чингиза Айтматова. Каллистратов выезжает по заданию редакции в Моюнкумскую саванну за материалом про анашистов, собирающих коноплю. Но он делает это не ради денег, им движет мысль спасти павших, сделать из них людей. Авдий видит в каждом человеке, пусть даже в негодяе, не его отрицательные стороны, а частичку человеческой души. Он убежден, что каждый человек в глубине души стремится к добру, к правде, поэтому Авдий пытается переубедить людей, наставить их на путь истинный. Каллистратов – духовный человек. Он стремится к добру, к правде и справедливости, “духовной жаждою томится.”

Читайте также: