Сочинение на тему что я знаю о спп

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Обучающие: закрепить знания учащихся о СПП с различными видами придаточных, определять средства их связи с главным предложением, правильно расставлять знаки препинания в СПП. Сформировать у школьников навыки написания сочинения- рассуждения на лингвистическую тему.

Развивающие: определять типы СПП, формулировать собственную точку зрения.

Воспитывающие: воспитывать любовь к родному краю, к художественному слову.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер.

I . Оргмомент.

II .Постановка целей урока.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас гости. Очень хочется, чтобы мы порадовали гостей своими знаниями, активностью и смелостью. Пожелаем друг другу удачи, плодотворной работы.

Историю русского языка мы можем проследить по высказываниям учёных-лингвистов, поэтов, писателей.

-Внимание на экран, давайте прочитаем эпиграф к нашему уроку

К. Г. Паустовский

- Как вы понимаете слова Паустовского ?

-Слова Паустовского очень хорошо отражают особенности русского языка.

-Для того чтобы понять и оценить этот великий язык во всей его широте и красоте, нужно любить Россию. (для чего?)

- Почему эпиграфом я выбрала эти слова?

- В нём говорится о богатстве русского языка, а также данное предложение является сложным

-О чём сегодня будем говорить на уроке?

-О сложном предложении

- Скажите, какие знания и умения вам нужны, чтобы закрепить данную тему?

Цели (для учащихся):

-давать определение сложного предложения, СПП; классифицировать СП

-находить опознавательные признаки СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными

-различать союзы и союзные слова

-отличать СПП с придаточными определительными от СПП с придаточными изъяснительными и обстоятельственными

-употреблять данные предложения в речи.

-С каким видом сложных предложений мы будем работать на уроке?

(Сегодня мы будем говорить о сложноподчинённых предложениях)

- Какую роль в нашей речи играют сложноподчиненные предложения?

(Они украшают нашу речь, позволяют более полно выразить свои мысли, помогают сформулировать вопросы и дать на них полные, развёрнутые ответы, помогают дать яркую характеристику человеку).

-Ребята, мы с вами на протяжении нескольких уроков работали с такими понятиями, как сложное предложение, виды сложных предложений, типы придаточных.

Сегодня мы обобщим наши знания о сложноподчинённом предложении и видах придаточных, напишем письменную работу, которая позволит не только получить хорошие оценки, но и проверить, насколько вы прочно усвоили материал последних уроков, ну и также как вы готовитесь к экзаменам.

III . Повторение пройденного материала

Урок начнём с фронтального опроса:
Вопросы:

-Скажите, какие виды сложных предложений вам известны?

(БСП, ССП, СПП, СП с различными видами связи) ССК

-На какие три группы делятся придаточные?

(изъяснительные, определительные и обстоятельственные)

-Какие виды обстоятельственных придаточных вы знаете?

(времени, места, причины, условия, уступки, цели, следствия, образа действия, меры, степени, сравнительные)

-С помощью чего присоединяется придаточное предложение к главному?

(союзы, союзные слова, частицы)

- Чем отличаются союзы от союзных слов?

(союзы соединяют простые предложения в сложные, союзные слова не только соединяют, но и являются членами предложения)

Чтобы отличить союз от союзного слова, надо помнить:

1) в некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нет:

2) союз можно заменить только другим союзом.

3) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное,

- Как определить вид придаточного предложения?

- Место придаточного в сложноподчиненном предложении?

- Как на письме выделяются придаточные?

IV . Закрепление РАБОТА С ТЕКСТОМ.

-Молодцы, с теорией вы справились, переходим к практике.
Внимание на экран, на слайде текст, давайте прочитаем его.

-Прослушайте его (чтение учителя)

Не возможно держать при себе (или тем бол е е зауч и вать наизусть) все книги , которые вам могут когда-нибудь понадобит ь ся. Не лучше ли записать самое главное? Можно коротко , если позволяет память , или подробно , если на нее не льзя наде я ться. Подобные записи называю тся конспектами. Пишите конспект как угодно – хоть поперек страницы, пусть только вам будет удобно. Но вн и мание! Удобно должно быть и тогда, когда пр и дется конспектом воспольз о ват ь ся. Например , на экзамене , когда от в о лнения дрожат руки , запл е тается язык и прыгают строчки перед глазами.

Широкие поля, на них основные вопросы , поставлен н ые в работе , которую вы конспектируете. Если бумага в клетку , пиш е м через строчку. Абзацы об я зательны, самое важное по д черкиваем. Надеюсь , что опасность заблудит ь ся в собствен н ых записях м и новала.

1. Озаглавьте текст: Учитесь составлять конспект.

2. Тема текста: В тексте говорится о важности конспекта, его назначении, даются рекомендации по его правильному составлению.

3. Основная мысль текста: Конспект надо писать так, чтобы ним было удобно пользоваться.

4. Стиль текста (докажите свое мнение): Текст написан в научно-популярном стиле. Автор использует специальные слова: конспект, абзац, экзамен. Он передает знания о составлении конспекта, его назначении. Текст предназначен для широкого понимания.

5. Тип текста (докажите свое мнение): рассуждение с элементами описания, так как описывается назначение конспекта, его отличительные признаки, даются рекомендации по его составлению.

-Теперь, ребята, ваша задача - найти и выписать из данного текста только сложноподчинённые предложения, и определить их вид

-Работу будем проводить по группам: рядам
1-я группа - найдите сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительными .


2-я группа - найдите сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

3-я группа - найдите сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.

-Проверим, как вы справились с заданием, читаем предложения, остальные группы проверяют по тексту.
1группа ( изъяснительные)
[Надеюсь],(На что?) (что опасность заблудиться в собственных записях миновала).

[ Хорошо ] , (что?) что пока в наших силах пов е рнуть время в спять.

- Докажи, что данные предложения сложноподчинённые с придаточными изъяснительными

2группа (определительные)
[Невозможно держать при себе (или тем более заучивать наизусть) все книги], (которые вам могут когда-нибудь понадобиться).
[ Например , на экзамене ] , (когда от в о лнения дрожат руки , запл е тается язык и прыгают строчки перед глазами).

- Докажи, что данные предложения сложноподчинённые с придаточными определительными

3группа (обстоятельственные)

[Можно коротко записать], (если позволяет память), или [подробно], (если на нее нельзя надеяться)-условия. Однородное подчинение придаточных обстоятельственных условия
[Удобно должно быть и тогда], (когда придется конспектом воспользоваться)-времени.
(Если бумага в клетку), [пишем через строку].- условия

-Докажи, что данные предложения сложноподчинённые с придаточными обстоятельственными

-Молодцы все, кто справились с заданием, а кто не справился, не унывайте, у нас ещё будет время закрепить этот материал.

-Ребята, как данный текст поможет вам на экзамене?

(Экзаменационную работу нужно писать аккуратно, соблюдать абзацное членение, выделять самое главное в тексте, чтобы сжато передать основную мысль изложения).

V . Релаксия

-Ребята, мы часто тоскуем летом по чистому морозному воздуху, а зимой по теплу, зелени, шуму воды, поэтому я предлагаю вам отдохнуть, вспомнить лето, расслабиться и послушать шум воды, пение птиц.

VI . Работа над сочинением-рассуждением

- Мы с вами много говорили о сложноподчинённых предложениях. Как вы понимаете данное высказывание о СПП?

-Сложноподчиненные предложения помогают более точно, полно, эмоционально передать чувства, мысли автора и героя текста.

-Сложноподчиненные предложения дают возможность выразить более сложные мысли, понятия, явления с собственной точки зрения

-С помощью сложноподчиненных предложений можно высказать свою точку зрения на происходящее вокруг.

-Сложноподчинённые предложения дают множество возможностей для передачи наших мыслей.

-Молодцы, ребята.

-А теперь прочитаем текст, который лежит перед вами, напишем сочинение-рассуждение. Ваша задача раскрыть смысл высказывания известного филолога, аргументируя свой ответ двумя примерами из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

-Но перед тем как мы начнём работу, давайте вспомним алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

I. Вступление

II. Основная часть.

Введение примеров

III . Заключение.

-Каков должен быть объём сочинения?

(Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.)

-Начнём сочинение с высказывания известного филолога Н.М. Шанского. Какие вступления вы предложите?

- Не могу не согласиться…

-Теперь сделаем связь вступления с основной частью, какие переходы вы предложите

- Попробуем разобраться в смысле этого высказывания

Сложноподчиненные предложения помогают более точно, полно, эмоционально передать чувства, мысли автора и героя текста.

Сложноподчиненные предложения дают возможность выразить более сложные мысли, понятия, явления.

-С помощью сложноподчиненных предложений можно высказать свою точку зрения на происходящее вокруг.

Введение примеров

- Попробую доказать справедливость своего суждения.

-Найдите в тексте два сложноподчиненных предложения с разными по значению придаточными.

Во-первых, в предложении №5 ("И Толя почувствовал, что теперь он совсем большой: папа тоже ходил на работу в любую погоду!") есть придаточное изъяснительное, которое говорит нам о том, что мальчик осознает и соглашается с тем, что он уже вырос и должен идти в школу.


Во-вторых, в сложноподчиненном предложении№ 41("Но крикнуть он не мог, потому что на уроке кричать не полагается.") придаточное причины поясняет, что мальчик не может нарушить школьные правила, хотя ему очень хочется это сделать.

III. Заключение.

- Таким образом, предложенное для анализа высказывание лингвиста (филолога, писателя, философа) (имя, фамилия автора) справедливо.

- Можно сделать вывод о том, что прав лингвист (имя, фамилия автора), утверждавший, что.

-А теперь давайте прочитаем 2-3 ваших сочинения

VII . Вывод:

Чтобы успешно написать сочинение на лингвистическую тему, необходимо уметь выдвигать тезис, приводить доказательства, делать выводы. Нужно знать функции языковых явлений и уметь приводить примеры.

Молодцы, ребята, подведем итоги урока.

VIII . Домашнее задание.

Выписать из цитат великих людей только СПП и только на тему “Россия, Родина, служение Отечеству”.

Сочинение рассуждение "Что я знаю о СПП(сложноподчиненные предложения)" 7 - 10 предложений.


СПП - это вид сложного предложения, которое делится на две части : главную и придаточную.

Две части связываются при помощи союзов и союзных слов.

Придаточные предложения делятся на изъяснительные, определительные, обстоятельственные и присоединительные.


Лингвическое сочинение на тему Что я знаю о предложении?

Лингвическое сочинение на тему Что я знаю о предложении.


Нужна - ли нам доброта?

Нужна - ли нам доброта?

Сочинение - рассуждение плиизз помогите 10 предложений.


Помогите?

Сочинение - Рассуждение на тему "добро и зло" не меньше 10 предложений.


Напишите сочинение рассуждение любого животного?

Напишите сочинение рассуждение любого животного!

5 - 6 предложений!


ОТДАМ ВСЕ БАЛЛЫ ТОЛЬКО ПОМОГИТЕ НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ напишите сочинение - рассуждение объясните как вы понимаете смысл первого предложения : (1) : "Самая большая ценность народа - его язык, - на котором?

ОТДАМ ВСЕ БАЛЛЫ ТОЛЬКО ПОМОГИТЕ НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ напишите сочинение - рассуждение объясните как вы понимаете смысл первого предложения : (1) : "Самая большая ценность народа - его язык, - на котором он пишет, говорит, думает".


Сочинение - рассуждение на темУ ФУНКЦИИ ЗАПЯТОЙ в предложении?

Сочинение - рассуждение на темУ ФУНКЦИИ ЗАПЯТОЙ в предложении.


Сочинение на тему : Что я знаю о сложном предложение?

Сочинение на тему : Что я знаю о сложном предложение!


Напишите сочинение - рассуждение на тему "Односоставные предложения "?

Напишите сочинение - рассуждение на тему "Односоставные предложения ".


Помогите написать мини сочинение на тему "Что я знаю о предложение"?

Помогите написать мини сочинение на тему "Что я знаю о предложение".


Помогите написать сочинение - рассуждение, буквально пару предложений(Более 60 слов)?

Помогите написать сочинение - рассуждение, буквально пару предложений(Более 60 слов).

Вы находитесь на странице вопроса Сочинение рассуждение "Что я знаю о СПП(сложноподчиненные предложения)" 7 - 10 предложений? из категории Русский язык. Уровень сложности вопроса рассчитан на учащихся 5 - 9 классов. На странице можно узнать правильный ответ, сверить его со своим вариантом и обсудить возможные версии с другими пользователями сайта посредством обратной связи. Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку, нажав кнопку в верхней части страницы.


Хорошо весна в пустыне, стремительно дружна. Пройдут дожди, пригреет солнце. И в один из весенних дней, ты заметишь, что округа зазеленела и расцвела. Зажглись пурпурные огоньки маков, засверкали белые звездочки буйнуза. Но коротка в пустыне жизн..


На свете " Где" обстоятельство.


В этот теплый осенний день я решил не сразу ехать домой, а сделать часовую прогулку пешком по парку, украшенному красными, желтыми листьями. В этот день осени погода потеплее, чем в другие дни. Я гулял между деревьями, собирал листья и даже нашел н..


А может здесь по частям речи, тогда : 1 столбик : просьба, сердце, лисичка 2 столбик : цветной, низкий, честный. Ну, тогда будет только 2 столбика.


1столбик : просьба, низкий, 2столбик : цветной, лисичка 3 столбик : честный, сердце.


Свет в квартире нагорает очень быстро, и я надеюсь, ты выключаешь свет когда уходишь из дома? Коля поглощал булочки, которые уже остыли.


1. Заметила грибки шустрая белочка. Быстро спустилась с дерева на землю, подбежала к грибам, взяла один в зубки, да и назад - на дуб, в своё дупло. Засунула гриб между сучками и опять на землю, за вторым спустилась. 2. Медведь весело бегал по льди..


Непралазной - определение, траве - дополнение, весь день - обстоятельство, копошились гудели - сказуемые, шмели - подлежащее.


Художник изобразил церковь в солнечный летний день. Вокруг раскинулись бескрайние российские просторы. А храм возвышается на холме как величественный белокаменный страж, устремивший свою главу в лазурные небеса с белыми, легкими облаками. Яркое со..


Утки гуси лебеди ныряют это 1 утка купается ныряет ловит рыбу это 2.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

В нем две или более грамматических основ, от одной можно задать вопрос к другим.

Что такое сложноподчиненное предложение – объясняю понятным языком на примерах и схемах

Как понять, что предложение сложноподчиненное

Теперь посмотрим, можно ли от одной части задать вопрос к другой. Я читаю (когда?) когда мама отдыхает. Вопрос задать можно, следовательно, предложение сложноподчиненное.

Какие две части есть в любом сложноподчиненном предложении

Главная и придаточная. Придаточная – это та, к которой можно задать вопрос от главной. Она может стоять перед главной, внутри нее, после нее.

Вот вам четыре примера, вникните в них:

Это бывает в двух случаях:

  1. Когда главная часть у вас одна, а придаточных у нее несколько.
  2. Когда есть придаточные части у придаточных частей.

Разберем три примера, для каждого из них я нарисую схему.

Несколько придаточных

Еще одно сложноподчиненное предложение

Лучше понять структуру подобных предложений помогает вот такая схема. Сравните – первая схема про науку, а вторая – про морскую пену:

Более понятные схемы

Три типа придаточных

  1. Я увидел дом (какой?), который вспоминал столько лет.
  2. Я думал о друзьях (каких?), до встречи с которыми оставалось еще два года.
  3. За окном цвела сирень (какая?), что так напоминала о детстве и юности.

Изъяснительные. Отвечают на вопросы косвенных падежей. Если вы эти вопросы постоянно путаете – вот мое видео с запоминалочками. Посмотрите один раз, чтобы больше никогда не путаться.

  1. Учителя не знали (о чем?), что мы задумали.
  2. Он боялся (чего?), как бы чего не вышло (из Чехова).
  3. Мы верили (во что?), что у нас много времени.

Обстоятельственные. Они делятся на подтипы так же, как обстоятельства. Примеры:

  1. Когда наступит ночь, солдаты пойдут в атаку. Обстоятельственное времени.
  2. Как я ни старался понять алгебру, ничего не вышло. Обстоятельственное меры и степени.
  3. Я остался дома, потому что был сильный снегопад. Обстоятельственное причины.

Не буду приводить примеры дальше, думаю, принцип ясен.

От чего задавать вопрос

Иногда вопросы задаются от отдельных слов, а иногда от всех частей. К изъяснительным и определительным придаточным вопрос обычно задается от одного слова:

  1. Мы построили дом (какой?), в который переедет вся наша родня.
  2. Я напишу книгу (какую?), которую будет читать весь мир.
  3. Мне сегодня рассказали (о чем?), что в сентябре будут сокращения.
  4. Я распорядился (о чем?), чтобы принесли кофе с молоком и печеньку.

Обстоятельственные придаточные обычно поясняют всю главную часть:

  1. [Мы расскажем всё Дамблдору] (когда?), когда вернемся в Хогвартс.
  2. ]Я устал] (почему?), потому что плохо спал ночью.

Типы присоединения придаточных

Однородное. Когда вопрос к придаточным задается от одного и того же слова, вопрос одинаковый, тип придаточных – тоже одинаковый.

Все три типа подчинения придаточных

Как присоединяются придаточные

Всегда с помощью союзов или союзных слов. Союзы, которые соединяют придаточную часть и главную, – всегда подчинительные. Сочинительными они не могут быть, потому что сочинительные соединяют только равноправные предложения.

Про союзные слова поговорим в отдельной статье. Сейчас скажу вам вот что. На союзное слово всегда падает логическое ударение. Сравните:

  1. Я знаю, ЧТО ты хочешь сказать.
  2. Я знаю, что ты хочешь сказать мне о своих чувствах.

Как быть, если в сложноподчиненном есть предложения с другими типами связи

Разберем ее в отдельной статье.

Полезные материалы

Обязательно посмотрите мои подборки с курсами подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Я составлял все подборки сам, там очень классные материалы. Еще я там даю бесплатные пособия и справочники, их можно скачивать прямо из текста.


Мы старались сделать для вас лучшую статью в интернете.
Поделитесь ею с друзьями, так вы поддержите развитие проекта.

Когда вы делитесь записью, вы помогаете ресурсу расти, что стимулирует нас продолжать развивать проект и радовать вас новым профессиональным контентом.
P.S. Если вы не хотите нас поддержать, нажмите на крестик в правом нижнем углу.





Сочинение на тему, что я знаю о сложноподчинённых предложениях.

Сложносочинённое предложение — сложное предложение с сочинительной связью между его частями. Составные части сложносочинённого предложения грамматически не зависят друг от друга, то есть они равноправны. В отличие от сложноподчинённых предложений, союзы в сложносочинённом не входят ни в одну из частей, и используется абсолютное время глаголов сказуемых.Неполными могут быть лишь последующие части, например: Мне восемнадцать лет, а моей сестре — семнадцать. Сочинительная связь может оформляться следующими отношениями в предложении:
Соединительными. Для них характерно значение логической однородности. Во временном плане — одновременность двух действий или их следование друг за другом. Средства связи: союзы и, да (в значении и) и др.; частицы и… и, ни… ни, тоже, также.
Разделительными. Включают в себя значения последовательности, смены, чередования, сопоставления или перечисления взаимосвязанных событий. Средства связи: союзы или, что, повторяющиеся союзы или… или, повторяющиеся частицы ли.. ли, то ли… то ли, не то… не то, а то… а не то, наречие иначе в роли союза.
Сопоставительными. Указывают на равнозначность, тождественность ситуации. Средства связи: союзы то есть, а именно.
Пояснительными. Включают в себя собственно сопоставительные, противительные отношения и отношения несоответствия. Средства связи: союзы а, но, да (в значении но), частица же, конкретизаторы а значит, а потому, а однако, а также, а зато, а кроме того.
Градационными. Это дальнейшее развитие сопоставительных отношений. Градация может быть по степени значимости (средства связи: союзы не только… но и, не то что… но, даже не… тем более не, даже… не то что, мало того что… ещё и), по степени интенсивности (средства связи: союзы если не… то по крайней мере, если не… то в таком случае, не то чтобы… но, не сказать чтобы… но), по степени соответствия обозначаемому (средства связи: союзы вернее, точнее, конструкцией точнее сказать). Таким образом между предложениями, входящими в состав сложного, существует синтаксическая связь - сочинительная или подчинительная. Связь называется сочинительной, если она оформляется сочинительными союзами и подчинительной, если она оформляется подчинительными союзами или союзными словами Соответственно характеру связи все сложные предложения членятся на две группы: предложения сложносочиненные и сложноподчиненные. В составе сложноподчиненного предложения выделяются главное и придаточное предложения (или, что то же самое, главная и придаточная части). Придаточным предложением называется та часть сложноподчиненного предложения, которая содержит подчинительный союз или союзное местоименное слово; главным предложением называется та часть сложноподчиненного предложения, к которой присоединяется (или с которой соотнесено) придаточное. Части сложносочиненного предложения не имеют специальных обозначений. Отношения, устанавливающиеся внутри сложного предложения и выражающиеся средствами сочинительной или подчинительной связи, могут быть названы его значением.


Если вас не устраивает ответ или его нет, то попробуйте воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету школьной программы: алгебра.
На сегодняшний день (27.02.2022) наш сайт содержит 449045 вопросов, по теме: алгебра. Возможно среди них вы найдете подходящий ответ на свой вопрос.

Нажимая на кнопку "Ответить на вопрос", я даю согласие на обработку персональных данных

Читайте также: