Сочинение на тему что было бы с музыкой если бы не было литературы

Обновлено: 05.07.2024

Современная отечественная школа, к сожалению практически не формирует у школьников единой картины мира. Еще менее учитывает школа роль искусства как одного из важнейших способов отражения духовной жизни общества в этом мире. Эти и другие причины привели к тому, что программы школьных курсов не всегда согласованы друг с другом, а искусству по-прежнему отводятся вторые и третьи роли в образовательном процессе. Такое положение не может быть признано удовлетворительным.

В педагогической литературе неоднократно высказывалась мысль о том, что каждому учителю-предметнику, чтобы не просто наполнять знаниями учащихся, а действительно развивать детей, необходимо знание смежных школьных программ так же, как каждому Музыканту-оркестранту — знание всей партитуры в целом, а не только своей отдельной партии.

В решении этой проблемы, на наш взгляд, филолог должен играть существенную роль.

Учитывая, что в педагогических вузах филологам по-прежнему не читают курсов истории музыки (как и истории изобразительного искусства), предложим некоторые сведения по предмету Музыка в рамках школьной программы. Эти знания полезны даже с точки зрения самообразования, ведь представление о литературе как искусстве слова без понимания связей литературы и музыки не может быть полным.

Музыка, как и любое другое искусство, возникает из самой жизни и является ее частью. У музыки и литературы очень много общих точек соприкосновения, и потому авторы программы под руководством Д.Б. Кабалевского уделили огромное внимание связям этих двух искусств.

Ключевое знание первой четверти Vкласса формулируется так: что стало бы с музыкой, если бы, не было литературы? Очевидно, что не только школьников и учителей музыки может заинтересовать этот вопрос. В самом деле, как музыка связана с литературой? Что дает литература музыке?

Цепи урока: выявить уровень восприятия школьниками идейно-художественного смысла повести и музыкальных иллюстраций с учетом специфики каждого вида искусства.
Вступительная беседа об особенностях изобразительно-выразительных средств в литературе и музыке.

В чем сходство и различие музыки и литературы?

  • отображают реальный мир, настроения людей через художественные и музыкальные образы;
  • возбуждают эмоции;
  • литература — это искусство слова, а музыка есть искусство звука.

Какие изобразительно-выразительные средства помогают писателям и композиторам создавать художественную картину мира?

  • в литературе это пейзаж; через картины природы автор передает настроения и переживания героев; пейзаж создается писателем с помощью эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений;
  • в музыке это мелодия (мотив, напев), гармония, ритм, тембр.

Беседа по анализу идейно-художественного содержания повести А.С.Пушкина и музыкальных иллюстраций Г.В. Свиридова.

Учитель. Иногда пейзаж приобретает значение символа — предметного образа, который подразумевает какое-либо явление. Как вы объясните смысл заглавия повести? (Метель как явление природы вмешивается в события, происходящие в повести, и путает планы героев.)

Прослушайте отрывок из музыки Г.В.Свиридова. Как в нем передано душевное состояние героини?

— Композитор использует особые оркестровые эффекты и средства гармонии: звуки разной высоты; мелодия звучит по нарастающей; тембровая окраска — высокие голоса скрипок.

А справедливо ли поступила метель-судьба по отношению к героям повести?

— Владимир Николаевич эгоистичен (даже перед смертью умоляет обвенчаться), нравственно преступен перед родителями невесты; легкомысленно все отложил на последний день; не ответствен перед любимой; голос совести молчал в нем; и метель завела его в тупик (в лес).

Пушкин и Свиридов — великие представители русского искусства — выражают своим творчеством высокое этическое начало — верность долгу, слову, клятве.

Вопрос этот звучит, конечно, довольно странно, но я задал его специально для того, чтобы вы, отказавшись на несколько минут от привычных представлений, по-новому взглянули и на литературу и на музыку.

Сделаем первый шаг, чтобы ответить на этот вопрос. Представим себе, что нет на свете литературы — ни поэзии, ни прозы, ни драматургии (то есть пьес, предназначенных для постановки на театральной сцене). И нет, следовательно, музыки, которая с поэзией, прозой и драматургией связана. Что случится тогда с музыкой? Вы думаете, на этот вопрос ответить легко? Попробуем — сами убедитесь, что из этого получится.

Во-первых, нам придется распрощаться со всеми песнями, абсолютно всеми — и народными, и сочиненными профессиональными поэтами и композиторами; с песнями детскими и взрослыми; песнями сольными и хоровыми, массовыми и эстрадными, лирическими и героическими, шуточными и самыми серьезными; с песнями, созданными много веков назад, и песнями, еще не написанными, а только задуманными сегодня нашими современниками; с песнями народов нашей страны и с песнями народов всех стран мира.

Какие невероятные, немыслимые потери! Но не спешите, это еще только начало.

Вслед за песнями исчезнут все романсы, все дуэты, все трио и все квартеты, написанные для голосов, исчезнут вообще все вокальные ансамбли, когда-либо сочиненные, а за ними придет очередь всей хоровой музыки. А что такое хоровая музыка? Это ведь не только отдельные более или менее скромные по размерам сочинения, написанные для детских, юношеских, женских, мужских и смешанных хоров. Это и крупные произведения, играющие в хоровой музыке такую же роль, какую в оркестровой музыке играют симфоническая поэма и симфония. Это кантаты и оратории. А за кантатами и ораториями та же судьба постигнет самые крупные музыкальные произведения, в которых литература играет еще большую роль, так как к поэзии и прозе здесь добавляется еще и драматургия. Это — музыкальная драма, оперетта и, наконец, высшая форма музыкально-драматического, музыкально-театрального искусства — опера!

Чувствуете, какие грандиозные разрушения мы произвели с вами мысленно, изъяв из музыки все, что связано с искусством пения, а значит, и со словом, то есть с поэзией, с литературой.

Но и на этом мы не можем остановиться, если уж решили до конца ответить на заданный вопрос.

Итак, мы расстались и с балетом. Ну, теперь-то уж всё? Нет, и это еще не всё.

Но не ясно ли, что эти и многие подобные им сочинения просто не могли бы появиться на свет, если бы не было литературы!

А если выкинешь — потери окажутся невосполнимыми. Ведь благодаря литературе музыка не только становится богаче, но и сильнее воздействует на слушателей, делается более понятной и доступной огромному количеству людей.

Напишите сочинение на тему : , , Что было бы с музыкой без литературы"Заранее благодарна!


В нашей современной жизни музыка и лит - ра тесно связаны между собой.

Одно без другого существовать не может.

Если бы не было лит - ры, в мире музыки царил бы Хаос.

Исчезли бы все песни, романсы.

Пропали бы великие певцы, оперы и балеты.

(Ведь опера со словами, а балет постановка какого либо произведения).

Люди смогли бы петь только гласными, и это было б неинтересно слушать.

Пропали бы музыкальные композиции, написанные по литературному произведению.

Исчезли бы композиторы, которые написали эти композиции, многие не достигли бы славы.

Вот так связаны между собой эти искусства.

Ну что - то в этом роде.


Сделаем первый шаг, чтобы ответить на этот вопрос.

Представим себе, что нет на свете литературы — ни поэзии, ни прозы, ни драматургии (то есть пьес, предназначенных для постановки на театральной сцене).

И нет, следовательно, музыки, которая с поэзией, прозой и драматургией связана.

Что случится тогда с музыкой?

Вы думаете, на этот вопрос ответить легко?

Попробуем — сами убедитесь, что из этого получится.

Во - первых, нам придется распрощаться со всеми песнями, абсолютно всеми — и народными, и сочиненными профессиональными поэтами и композиторами ; с песнями детскими и взрослыми ; песнями сольными и хоровыми, массовыми и эстрадными, лирическими и героическими, шуточными и самыми серьезными ; с песнями, созданными много веков назад, и песнями, еще не написанными, а только задуманными сегодня нашими современниками ; с песнями народов нашей страны и с песнями народов всех стран мира.

Какие невероятные, немыслимые потери!

Но не спешите, это еще только начало.

Вслед за песнями исчезнут все романсы, все дуэты, все трио и все квартеты, написанные для голосов, исчезнут вообще все вокальные ансамбли, когда - либо сочиненные, а за ними придет очередь всей хоровой музыки.

А что такое хоровая музыка?

Это ведь не только отдельные более или менее скромные по размерам сочинения, написанные для детских, юношеских, женских, мужских и смешанных хоров.

Это и крупные произведения, играющие в хоровой музыке такую же роль, какую в оркестровой музыке играют симфоническая поэма и симфония.

Это кантаты и оратории.

А за кантатами и ораториями та же судьба постигнет самые крупные музыкальные произведения, в которых литература играет еще большую роль, так как к поэзии и прозе здесь добавляется еще и драматургия.

Это — музыкальная драма, оперетта и, наконец, высшая форма музыкально - драматического, музыкально - театрального искусства — опера!

Чувствуете, какие грандиозные разрушения мы произвели с вами мысленно, изъяв из музыки все, что связано с искусством пения, а значит, и со словом, то есть с поэзией, с литературой.

Но и на этом мы не можем остановиться, если уж решили до конца ответить на заданный вопрос.

Ведь если исчезли все песни, то неминуемо исчезнут и все произведения, в которых использованы мелодии этих песен!

Откуда же взяться этим мелодиям, если самих песен нет!

Но даже и теперь мы еще не дошли в своем ответе до конца.

Нам и с балетом надо расстаться.

Ведь в основе всякого балета обязательно лежит какая - нибудь пьеса, сочиненная писателем, драматургом, то есть какое - нибудь литературно - драматическое произведение.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РУССКО-ПОЛЯНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Методическая работа.

Урок - лекция

на методическом совете

Протокол ___ от ____________

с. Цветочное Русско-Полянского района Омской области

Выявление тесной взаимосвязи, взаимопроникновения двух искусств музыки и литературы.

довести до сведения каждого обучающегося значимость музыки и литературы;

выявить неразрывное соединение музыки и слова в разных музыкальных жанрах.

Компьютер, слайдовая презентация.

Ход урока.

Какая власть сравнится с властью их?

Друг с другом мы через слова и звуки, сближаемся.

Блаженство, радость, муки,

Любовь, вражду - все облекаем в них.

В словах и звуках вечный ключ сердец!

У. - Нам с вами очень повезло, мы живём в то время, когда все виды искусств находятся на очень высокой стадии развития!

У. - Какие виды искусства мы с вами знаем? ( Конечно же, это изобразительное, хореография, музыка, литература, кино и многие другие).

У. - Искусство родилось не случайно. Древние люди не в силах были понять, каким образом возникали те или иные явления, и всё объясняли непостижимой волей богов. Чтобы умилостивить их, они издавали звуки, делали определенные движения, рисовали. Тогда на заре истории человечества искусство было единым, поэзия и музыка не существовали отдельно друг от друга и были соединены в жанре песни. Народная музыка была значительной частью жизни и рождалась в игре, обряде, шествии, труде, поэтому она ещё и была неотделима от танца, движения, жестов, мимики.

Шли годы, столетия, виды искусства приобрели самостоя­тельность, каждое стало развиваться отдельно, но родство их сохранилось.

У. - Каждый вид искусства имеет характерные для него средства выразительности. В литературе, например, можно описать любое жизненное явление, раскрыть характер человека, нарисовать пейзаж. Но даже если пи­сатель или поэт очень постарается детально и тщательно все опи­сать, люди и природа не возникнут перед нами так же четко, как на полотнах художников.

И ни одно искусство не обладает таким мощным зарядом эмоций, как музыка, потому что она обращена к чувствам людей. Однако возможности музыки тоже ограничены.

У. - Мы начинаем разговор о взаимосвязи музыки и литера­туры.

У. - Начнём с того, что музыка и литература очень похожи - в музыке: нота (звук) - интона­ция - фраза – предложение. – в литературе: буква (звук) - слово - фраза - предло­жение.

У. - Давайте выясним можно ли без стихов написать песню?

Песня - наиболее простая, но распространённая форма вокальной музыки, в которой обязательно происходит взаимосвязь музыки и поэзии (литературы)

Поговорим о песне.

У. - Вы услышали в песне обращение? Какое? К кому? Без слов, при помощи только музыки можно было бы выразить просьбу?

( Ответы обучающихся.)

У. - Как вы думаете, где находится ее смысловая кульминация? (в припеве - Земля без зверей не земля) . Какими музыкальными средствами она достигается ? (Усиливается динамика, музыка взлетает вверх и замирает и падает вниз, ритм чёткий отрывистый)

У. - Чем отличаются интонации припева и куплета? (Куплет – содержит изобразительные интонации, в нём слышим тревогу, а припев имеет выразительные интонации, он выражает просьбу, но с утверждающим характером).

У . – Давайте проанализируем текст песни. Как слова помогают музыке? ( Усиливают возможности музыки, конкретизируют воображаемый образ.) Подумайте, как выразительно-изобразительные интонации аккомпанемента помогают словам песни рисовать зву­ковую картину.

У. - Что изменилось? (Мелодия стала легко­мысленной, куплет не добавил нам конкретных картин, песня потеряла смысл ).

У. - Можем ли мы догадаться, что песня о России? ( Нет) Почему? (Мелодия напевная, плавная, похожа на народную песню, в которой сюжет может быть разнообразным)

У. - Давайте попробуем сделать небольшой вывод. Жанр – песня, мог бы существовать, если бы не было литературного содержания? Конечно, нет!

Без стихов нельзя напи­ сать песню!

Песня - это неразрывное со­единение слова и музыки.

У. - Мы знаем множество примеров, когда мелодия, сочиненная для пения со словами, превращалась в инструментальную мелодию и звучала в исполнении каких-либо инструментов, она очень благополучно может существовать и без слов, но ведь это уже не песня. Многие композиторы нередко сочиняли произведения для различных инструментов и называли их песнями, романсами, пе­сенками, песнями без слов и это тоже не песни.

У. - В этом случае человеческий голос выступает в роли музыкального инструмента, который солирует с оркестром. Здесь голос несёт выразительные интонации. Для пения без слов характерно то, что песня и мелодия неразделимы.

После обсуждения учащиеся приходят к выводу: Льется прекрасная и грустная мелодия. Ее поет женский голос. Поет без слов, но ясно, что это - рассказ о чем-то близком и дорогом, о чём – то далёком и родном.

У. - В каком ещё музыкальном жанре мы встречаем неразрывную взаимосвязь литературы и музыки? Конечно же, в музыкально – театральном жанре – опера.

Без пьесы, предназначенной для постановки на сцене, нельзя сочинить оперу.

У. – Что такое либретто?

Либретто – это полный текст музыкально- сценического сочинения, первоисточником которого служит ли­тературное или драматическое произведение, историческое со­бытие, народная легенда.

В либретто написаны не только слова для пения, но и дана определенная последовательность событий, характеры действую­щих лиц, их взаимоотношения, развитие. Либретто определяет главную тему, содержание и смысл всей оперы.

У. – Давайте посмотрим с чего начинается рождение оперы и какой долгий путь ждёт её, прежде чем мы сможем увидеть это произведение.

hello_html_m4c05a53a.jpg

У. - А давайте на минутку представим, что литература как вид искусства не существует…, что стало бы с оперой? ( Ответы обучающихся. )

У. - А, что стало бы с другим музыкально-драматическим жанром, балетом ?

У. - Всему миру известны балеты П. И. Чайковского, С. С. Про­ кофьева, Р. К. Щедрина, К. Караваева и других русских композиторов.

У. - В балете тоже имеется литературная основа – либретто.

У. - Давайте попробуем назвать сказки, сюжеты которых стали основой оперы, балета.

У. - В балете, пере­ даваемые музыкой мысли, чувства, переживания артисты выража­ют при помощи движений танца.

У. - Для современного балета очень важным элементом является изобразительный язык движений и пантомимы. Это жесты, которыми актеры как бы разговаривают друг с другом. Как в опере - ария, так в балете – вариация, как бы пере­дает портрет героя, помогает понять его характер. Большая группа артистов, принимающих участие в балете, называется кордебалетом. Танцы кордебалета исполняют роль, аналогичную роли хора в опере.

У. - Помогает ли литературное содержание артистам балета, при помощи движений танцев, передавать события, происходящие на сцене?

У. - А как музыка помогает нам увидеть героев балета и события, ко­торые происходят на сцене?

У. - Что стало бы с жанром балета, если бы не было литературы?

- Какие музыкальные жанры продолжали бы жить? А какие жанры просто бы не появились на свет? ( Вывод делают сами ребята…)

У. - Таким образом, мы можем сказать, что если без поэзии не было бы песен, то без дра­матических пьес (то есть литературного содержания), предназначенных для постановки на сцене, не было бы опер, балетов.

У. - Какие потери понесла бы музыка, если бы не было литера­туры?

У. - Вывод: тяжело было бы музыке без литературы. И для небольшой песни, и для таких крупных произведений, как кантата, опера, балет, нужны слова, литературное содержание.

У. - Обеднела бы музыка без литературы и наша с вами жизнь тоже стала бы намного беднее.

У. – На этом наш урок закончен! Спасибо за внимание!

Список используемых источников:

Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе. М., 1982

Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе. М., 2005

Лагутин А. Основы педагогики музыкальной школы. М., 1985

Шорникова М. Музыкальная литература: 1-й год обучения. Ростов-на-Дону, 2003

Шорникова М. Музыкальная литература: Зарубежная музыка. 2-й год обучения. Ростов-на-Дону, 2003

Шорникова М. Музыкальная литература: Русская музыка Х I Х века. 3-й год обучения. Ростов-на-Дону, 2003

Шорникова М. Музыкальная литература: Русская музыка ХХ века. 4-й год обучения. Ростов-на-Дону, 2003

Читайте также: