Сочинение на тему чему учит фольклор алтайского народа

Обновлено: 05.07.2024

Устное народное творчество, фольклор – это источник вековой народной мудрости. В этом утверждении заключена неоспоримая истина, ведь свое начало народное творчество берет еще с глубокой древности. Народный фольклор отражал опыт предыдущих поколений, его несли из уст в уста, поскольку письменность в те далекие времена была не распространена.

Все сферы жизни наших предков нашли свое оригинальное отражение в фольклоре. Именно поэтому устное народное творчество имеет такое богатое жанровое разнообразие. Это приметы, загадки, всеми любимые пословицы и поговорки, сказки и суеверные рассказы, шутки-прибаутки и анекдоты, колыбельные и частушки, баллады и былины, предания и легенды, исторические и лирические песни, семейно-бытовая и календарная обрядовая поэзия и даже целые драматические произведения. Каждому жанру присущи свои уникальные особенности и традиционно выверенный способ выражения и передачи. Многие жанровые виды фольклора включают в себя элементы театрализации и предполагают исключительно живое исполнение, что наполняет их новыми красками, обогащает душевностью каждого исполнителя в частности и последующего поколения в общем. Но при этом основная идея, ведущий замысел, общепринятый моральный и поучительный стержень, эстетическое оформление остаются неизменными. Все это возможно благодаря крепкой и неразрывной связи устного творчества с многовековыми традициями.

Такая особенность фольклора делает его близким и понятным любому человеку, независимо от возраста, пола и социального статуса. Даже в младенческом возрасте люди способны воспринимать интонационное, звуковое, речевое и смысловое богатство фольклора, которое, несомненно, влияет на их эмоциональное развитие и мозговую деятельность. Простота и завершенность форм, обобщенность образов, возможность легкого воспроизведения – эти качества народного творчества близки по своей природе к творчеству детей, и поэтому им так нравятся. По произведениям русского народного творчества современному взрослому поколению легко узнать и понять, как и чем жили наши далекие предки, какие проблемы их беспокоили и как они учились их решать. В фольклорных произведениях заключены многолетние наблюдения, воспроизведены традиции и обряды народа, выражена общая оценка жизни и коллективное мнение. Весь фольклор пронизан истинными жизненными ценностями, морально-этическими установками и благими поучениями.

Русское устное народное творчество – это колоссальный кладезь мудрости предков, их духовно-образовательный светоч, альманах моральн-этических правил и надежный проводник культуры для нынешнего и последующих поколений в современном мире.

Тут нестандартное сочинение :

Алтайцы: традиции и обычаи народа

В культуре алтайских народов особое место занимает сам Алтай. Для них он - главный источник благополучия, силы и красоты. Именно Алтай, а точнее - его дух, даёт им пищу, одежду, кров, счастье и даже жизнь. Если алтайца спросить "кто твой бог?", он ответит "менинг кудайым агашташ, ар-буткен, Алтай", что означает "мой бог - камень, дерево, природа, Алтай". Так отвечают алтайцы, традиции и обычаи которых наполнены всеобъемлющей любовью к своей земле.

Традиции и обычаи алтайцев


Главное божество алтайцев - хозяин (ээзи) Алтая, обитающий на священной горе Уч-Сумер. Они представляют его, как старика, облачённого в белые одежды. Увидеть хозяина Алтая во сне – означает заручиться его поддержкой. Именно с почитанием Ээзи Алтая связан древний обряд "кыйра буулар" - привязывание ленточек на перевалах.

Привязывают их на деревья - берёзу, лиственницу или кедр. Есть целый ряд требований для человека, желающего исполнить этот обряд. В частности, он должен быть чистым, в его семье в течение года не должно быть смертей. Ленту привязывают с восточной стороны, ни в коем случае нельзя вешать её на ель или сосну. Есть требования и по размеру самой ленты.

Цвет ленты также символичен: белый цвет - цвет молока, жизни, жёлтый - цвет солнца и луны, розовый - символ огня, голубой означает небо и звёзды, а зелёный - цвет природы в целом. Вешая ленточку, человек должен обратиться к природе через алкыши - пожелания мира, счастья и здоровья всем своим близким. Альтернативный вариант поклонения Алтаю в месте, где нет деревьев - выкладывание горки из камней.

Очень интересны у альтайцев традиции гостеприимства. Есть определённые требования к тому, как принимать гостя, как подавать ему молоко, араку в пиале (алкогольный напиток) или курительную трубку, как приглашать к чаю. Алтайцы - очень гостеприимный народ.


Поскольку они верят в то, что у всего есть свой дух: у гор, воды и огня, они очень почтительно относятся ко всему окружающему. Очаг - не просто место приготовления еды. У алтайцев принято "кормить" огонь, благодарить его за тепло и пищу. Не удивляйтесь, если увидите, как женщина на Алтае бросает в огонь выпечку, кусочки мяса или жира – она его кормит! В то же время для алтайца недопустимо плевать в огонь, сжигать в нём мусор или переступать через очаг.

Алтайцы верят, что природа целебна, в особенности, аржаны - родники и горные озёра. Местные считают, что в них живут горные духи, а потому вода из них сакральна, может наделить даже бессмертием. Посещать аржаны можно только в сопровождении проводника и целителя.

Сейчас культура алтайцев возрождается, снова проводятся древние шаманистские обычаи и бурханистские ритуалы. Эти обряды привлекают множество туристов.

Музыкальные традиции

На Алтае регулярно проводят состязания кайчи

Музыкальные традиции алтайцев, их песенная культура уходят корнями далеко в древность. Их песни - сказания о подвигах, целые жизненные истории. Исполняются они посредством горлового пения Кай. Такая "песня" может длиться несколько суток. Сопровождают её игрой на национальных инструментах: топшуре и ятакане. Кай - искусство мужского пения и одновременно молитва, сакральное действие, вводящее всех слушателей в нечто подобное трансу. Их принято приглашать на свадьбы и праздники.

Ещё один музыкальный инструмент - комус - известен своим мистическим звучанием. Считается, что это женский инструмент. Туристы часто везут с Алтая в качестве сувенира именно комус.

Свадебные традиции

Вот как проходит традиционный обряд бракосочетания. Молодожёны выливают в огонь аила (юрты) жир, бросают в него щепотку чая и несколько капель араки. Обряд делится на два дня: той - праздник на стороне жениха и белкенчек - невестин день. Над аилом вешают ветки берёзы - культового дерева.

Раньше было принято похищать невесту, но сейчас этот обычай утратил свою актуальность. В слову, невесту можно было и купить, заплатив калым. А вот какой обычай сохранился до сих пор: девушка не может выйти замуж за юношу из своего сеока (родовой семьи). При знакомстве они обязательно должны удостовериться, что принадлежат разным сеокам. Женитьба на "родне" считается позором.

У каждого рода есть своя священная гора, свои духи-покровители. Женщинам запрещено подниматься на гору и даже стоять около неё босиком. При этом роль женщины очень велика, в представлении алтайцев она - священный сосуд, дарующий жизнь, и мужчина обязан её защищать. Отсюда и роли: мужчина - воин и охотник, а женщина - мать, хранительница очага.

При рождении ребёнка алтайцы устраивают праздник, забивают овец или даже телёнка. Интересно, что восьмигранный алтайский аил - традиционном жилище алтайцев - имеет женскую (правую) и мужскую (левую) половину. Каждому члену семьи и гостю отводится своё место. Детей учат обращаться ко всем на "вы", выказывая тем самым уважение к духам покровителей.

Глава алтайской семьи - отец. Мальчики с малолетства находятся с ним, он обучает их охоте, мужской работе, обращению с конём.

Конь присутствует в жизни алтайца с раннего детства

В старину в сёлах говорили: "Кто видел хозяина этого коня?", называя его масть, но не имя хозяина, словно конь неотделим от своего владельца, как самая важная его часть.

Младший сын по традиции живёт с родителями и провожает их в последний путь.

Главные праздники алтайцев

У алтайцев 4 основных праздника:

Эл-Ойтын - всенародный праздник и фестиваль национальной культуры, на который приезжает очень много гостей, в том числе, других национальностей, проводится раз в два года. Атмосфера праздника словно переносит всех в другое временное измерение. Проводятся концерты, конкурсы, спортивные состязания и другие интересные мероприятия. Главное условие участия - наличие национального костюма.

Чага-Байрам - "Белый праздник", что-то вроде Нового года. Начинается он в конце февраля, в период новолуния, и главная цель его - поклонение Солнцу и Алтаю. Именно в период этого праздника принято привязывать кыйра-ленты, преподносить угощения духам на тагыле - алтаре. После совершения обрядов начинается народное празднование.

Дьылгаяк - языческий праздник, аналог русской масленицы. На этом празднике алтайцы сжигают чучело - символ уходящего года, веселятся, устраивают ярмарку, весёлые аттракционы и конкурсы.

Чага-Байрам -

Курултай сказителей - соревнования для кайчи. Мужчины соревнуются в навыках горлового пения, исполняют сказания под аккомпанемент национальных музыкальных инструментов. Кайчи пользуются на Алтае всенародной любовью и уважением. По приданиям даже шаманы побаивались устраивать обряды вблизи их жилищ - опасались не устоять перед великой силой их искусства.

Урок по Родной литературе

Алтайская народная песня. Традиционная алтайская народная песня имеет долгий путь развития

Алтайская народная песня. Традиционная алтайская народная песня имеет долгий путь развития

Алтайская народная песня.

Традиционная алтайская народная песня имеет долгий путь развития. В свое время песня являлась своего рода отражением потребностей людей, идей и мыслей племен, позже после прохождения множественных этапов развития она стала нести культурно-просветительский смысл. Благодаря наличию такого явления как алтайская народная песня человечество может изучить и понять взгляд предков на окружающий их мир, узнать их мысли и чувства, а также отношение к тем или иным историческим событиям. Исполнители народных песен в своих произведениях выражали не только личные чувства, но и, что особенно ценно, мировоззрение всего Алтайского народа. Благодаря песням удалось проанализировать жизнь, обычаи и историю Алтайцев.

Исполнители алтайских народных песен

Исполнители алтайских народных песен

Исполнители алтайских народных песен.

Несомненно, исполнителями песен были творческие и духовно одаренные люди, которые имели огромную популярность в народе и пользовались большим авторитетов. К таким исполнителям относятся: Соозын, Адыбас, Кундузек и другие. Интересно, что исполнители песен являлись еще и композиторами, так как без музыки песня не существует. Музыка алтайских песен отличается большим разнообразием звуков. Многоголосье используется практически во всех видах песен.

Песенная культура алтайского народа своими истоками уходит в глубокую древность

Песенная культура алтайского народа своими истоками уходит в глубокую древность

Песенная культура алтайского народа своими истоками уходит в глубокую древность. Она тесно связана с трудовой деятельностью, бытом, мировоззрением народа, его историей. Специфической особенностью песенного жанра алтайцев является то, что каждый род, каждое племя имели свои песни и соответственно свою своеобразную мелодическую окраску этих песен. (Всё с этого слайда записать в тетрадь)

Тематика алтайских песен разнообразна

Тематика алтайских песен разнообразна

Тематика алтайских песен разнообразна.

Их можно сгруппировать примерно так:
Исторические песни
Любовные или лирические
Игровые
Трудовые
(Всё со слайда записать в тетрадь)

Алтайцы - один из коренных народов России и, на самом деле, под этим названием объединяют представителей большого количества небольших этнических групп, населявших и населяющих в настоящее время территорию Горного Алтая. Их разделают на две крупные общности - северные алтайцы (самая многочисленная группа - кумандинцы) и южные алтайцы (больше всего представлены племена телеутов и теленгитов), каждая из общностей имеет свой язык, конечно, есть и культурные различия. Объединяет всех алтайцев одно - ключевым объектом поклонения и почитания для них является сам Алтай и все проявления его природы. Именно это является столпом культуры алтайцев.

Алтайцы

Сегодня насчитывается около 90 тысяч алтайцев. Несмотря на столь скромную численность о традициях и обычаях алтайцев нам известно очень много (гораздо больше, чем о тувинцах, к примеру). На то есть две причины. Во-первых, алтайцы, потомки джунгар, вошли в состав Российской империи добровольно, без кровопролития и разрушений. Во-вторых, алтайские племена не покидали мест своего обитания, самые значительные миграции происходили с территорией современного Казахстана, там на данный момент проживает около 500 коренных алтайцев и это самая большая группа, проживающая вне территории Республики Алтай.

Алтайцы

Традиции и обычаи алтайцев

Основные традиции алтайцев обусловлены религиозными представлениями. Они считают, что миром управляет седовласый старик (Дух Хозяин), который живет у самой кромки небес, на вершине священной горы. Вместе с ним порядок на земле поддерживают дух воды (Суг-Ээзи), дух горы (Таг-Ээзи), дух охоты (Алтай-Ээзи), хранитель царства мертвых (Эрлик) и их предводитель, способный вызывать грозы (Ульгень).

У каждого проявления природы есть свой дух, который нужно почитать и благодарить. Например, духа огня нужно "подкармливать" каждый раз, когда разжигается очаг, огонь принято угостить кусочком сала или хлеба. Никогда алтайцы не станут "осквернять" огонь: прыгать через костер, плевать в него или сжигать мусор.

Культура алтайцев

Разноцветные ленточки

Многие видели на Алтае деревья, увешанные разноцветными лентами, часто туристы добавляют к ним свои, совершенно не зная, что это один из самых древних и почитаемых алтайцами обрядов, с массой требований и ограничений.

Во-первых, это традиция почитания Хозяина Алтая, а он, как мы помним, живет на вершине священной горы. Поэтому такие деревья должны быть расположены на вершине горы или перевала.

Во-вторых, не каждое дерево годится. Для повязывания лент можно использовать березу, кедр или лиственницу и ни в коем случае сосну или ель.

В-третьих, значение имеет и размер (около 100 см), и даже цвет ленты, самый распространенный - белый, цвет жизни. Лента обязательно должна быть чистой.

В-четвертых, повязывая ленту, следует обратиться к духу с благодарностью и пожелания мира и добра к себе и всем своим близким. И повязывать ее нужно непременно с восточной стороны.

В-пятых, человек, который совершает обряд, должен быть чист в своих помыслах, чист в своем теле и в течение года в его семье не должно быть смертей.

Культура алтайцев

Традиции священных мест

Жилища алтайцев всегда находились вблизи водоемов и источникам воды приписывались особые, целебные свойства. Каждый род выбирал для себя священную, почитаемую гору, источник силы. Название этой горы нельзя было произносить (чтобы не злить духа). Женщинам подниматься на нее запрещалось, а приблизиться можно было только в головном уборе.

Шаманы

Культура алтайцев

Шаман, проводник между миром людей и миром духов, присутствовал в каждом поселении алтайцев. Он проводил культовые обряды, занимался целительством, к нему люди обращались за советом. Считалось, что способности шамана предавались по наследству. Так из поколения в поколение передавались и атрибуты культа, самым ценным из которых является бубен.

Музыкальные традиции алтайцев

Особенностью алтайской культуры является то, что весь опыт поколений - легенды, сказания, по сути весь эпос, передается не в виде рассказа, а в виде песни. Алтайцы не рассказывают историю, они ее поют. И делают это специальные люди - "кайчи". Они используют технику горлового пения, нередко сопровождая пение игрой на музыкальных инструментах (струнные - топшур и яткан, самый распространенный - "комус" или "варган", у разных племен его называют по-разному). Мастера-кайчи всегда пользовались большим уважением.

Культура алтайцев

Кухня алтайцев

Кухня алтайцев зависела от образа жизни. Племена, проживающие в таежной местности и занимающиеся охотой, рыбалкой, собирательством в своем рационе имели мясо диких животных, рыбу, ягоды и коренья, они даже умели делать пасеки для производства меда. Те же племена, которые жили в степных районах, вели кочевой образ жизни, питаясь в основном мясом, кисломолочными продуктам, произрастающими в степи растениями (к примеру, они научились собирать дикий ячмень).

Больше всего поражает разнообразие кисломолочных продуктов алтайцев, причем изготавливались они из кобыльего молока. Это и творог (аарчи), и сметана (каймак), и сыр (курут). Из молока делали даже крепкий (около 30 градусов) самогон (араки).

Особым мясным деликатесом, который готовился в праздники, является кан (кровяная колбаса).

Недостаток витаминов алтайцы восполняли травяными чаями.

В более поздний период, когда алтайцы начали успешно торговать скотом и пушниной, в их рацион вошли мучные блюда (лепешки, выпекаемые в золе и даже десерт, боорсок, небольшие шарики теста, обжаренные в жиру и подаваемые к столу с медом).

Культура алтайцев

Свадебные традиции алтайцев и отношения в семье

Свадебное торжество занимает два дня, первый день гости проводят в доме жениха (той), второй - в доме невесты (белкенчек). Священным свадебным деревом считается береза, ее ветками украшается весь аил (поселение).

Невесту принято было воровать (эта традиция постепенно была утрачена) или выкупить, заплатив за нее традиционный для восточных народов "калым". У алтайцев строго запрещены внутри родовые браки.

У некоторых племен была традиция обмена скотом между будущими родственниками, причем до свадьбы каждый родственник невесты мог выбрать себе лошадь в стаде семьи жениха, а поле свадьбы наоборот. Таким образом женихи редко отменяли свое решение жениться.

Сам свадебный обряд состоит из того, что молодожены "кормят" огонь в своем совместном жилище - бросают в него кусочек жира, немного зеленого чая и вспрыскивают это аракой.

Женщинам, которые помогают невесте одеваться в день свадьбы, достается вся ее одежда. Молодая семья переходит в род мужа, всю свою прежнюю жизнь жена оставляет навсегда.

Отношение к женщине в семье алтайцев почтительное, она традиционно занимается хозяйством, растит детей и хранит очаг. Мужчина - глава семьи, защитник, он также обязан научить сыновей всем мужским занятиям - охоте, владению оружием и пр. Примечательно, что младший сын всегда остается жить с родителями, приводя со временем в дом молодую жену, в его обязанности входит забота об их старости.

В случае, ели мужчина погибал, обязанность жениться на вдове переходила его родственникам, так алтайские женщины не оставались без кормильца.

Интересно также, что у алтайцев не была запрещена полигамия, мужчина мог иметь несколько жен, но такие случаи встречались редко.

Культура алтайцев

Национальные костюмы алтайцев

Традиционные мужской и женский наряды алтайцев были очень похожи. Они состояли из расширенных книзу брюк (из ткани или из кожи), длинной рубашки без воротника с широкими рукавами. Роль верхней одежды выполнял цветной халат свободного кроя или длинная овечья шуба (мехом внутрь). На одежде алтайцев не было пуговиц, и халат и шуба имели широкий пояс. Наряд женщины дополняла декоративная туника, расшитая национальной росписью и украшенная традиционным орнаментом (чегедек).

Головные уборы южных алтайцев из ткани (летом) и меха (зимой) имели круглую форму или форму цилиндра.

Для северных алтайцев были характерны круглые меховые шапки у мужчин и платок или мягкая шапочка с широкими полями у женщин.

Украшать головные уборы было принято разноцветными кусочками меха, ленточками, пушистыми хвостиками животных.

На ногах у алтайцев всегда были мягкие сапоги из кожи.

Северные алтайцы умели ткать (в качестве сырья использовались крапива, конопля), материал для одежды они производили сами. Южные алтайцы, кочевники, ткань покупали.

Со временем наряды алтайцев меняются, сказывается влияние русской культуры. Сейчас на каком-нибудь национальном празднике вполне можно встретить алтайскую женщину в платье, украшенном традиционным орнаментом и мехом.

Санатории и курорты Алтая и Алтайского края

Санатории и курорты Алтая и Алтайского края

Алтай в ноябре

Алтай в ноябре

Кто портит летнюю погоду В Горном Алтае

Кто портит летнюю погоду В Горном Алтае

На этот вопрос есть ответ у коренных жителей села Черный Ануй, которое расположено в долине реки Ануй в Горном Алтае. А ответ прост и прозрачен - ви

Теректинский хребет

Теректинский хребет

На 150 километров вдоль границы Усть-Коксинского и Онгудайского районов протянулся живописный Теректинский хребет. Высочайшая точка хребта — 2927 ме

Каменный залив на Телецком озере

Каменный залив на Телецком озере

Вот уже несколько веков на Телецком озере существует необыкновенный природный объект — Каменный залив. Это небольшой залив, отделенный от озера неглуб

Каракокшинская пещера

Каракокшинская пещера

Уникальные подземные двухуровневые апартаменты создала Природа Горного Алтая. Находятся они в недрах хребта Иолго. А называются Каракокшинскими пещера

Алтай в мае

Алтай в мае

Весна - природы пробужденье, Любви прекрасное творенье, Как Божий дар с небес сошла И пробудила ото сна. Майские праздники в Горном Алтае Человек

Цены Растут цены на бензин, растут цены на всё, что связано с перевозками — продукты, гостиницы, трансфер, путевки. Бензин в горах стоит дороже, по

Чемальская ГЭС

Чемальская ГЭС

Чемальская гидроэлектростанция известна в Горном Алтае не только как бывший до 2011 года производственный объект, но и как туристический. &nbs

Горный Алтай. Последняя статистика по отдыху туристов и перспективы.

Горный Алтай. Последняя статистика по отдыху туристов и перспективы.

Популярный он-лайн сервис бронирования туров исследовал желания туристов, планирующих отдых в Горном Алтае. За основу взяли июнь и июль 2018 года. О

Когда лучше поехать на Алтай?

Когда лучше поехать на Алтай?

Вы хотите поехать на Алтай, но не знаете когда это лучше сделать? Алтай прекрасен в любое время, вопрос в том, что именно от Алтая вы хотите получить?

Достопримечательности Горно-Алтайска

Достопримечательности Горно-Алтайска

Горно-Алтайск - уютный городок в небольшой долине по берегам рек Майма и Улалушка, окруженный невысокими горами. История города ведет свой отсчет с

Читайте также: