Сочинение на тему цель творчества самоотдача а не шумиха не успех

Обновлено: 05.07.2024

Борис Пастернак сказал: “Книга – это кубический кусок дымящейся совести”. Слова эти могут стать и эпиграфом, и эпилогом всей жизни и творчества поэта. Есть творцы, для которых музыка, поэзия, литература – занятие, но не жизнь.

Пастернак относится к тем поэтам, для которых творчество и есть жизнь. Он воплощение, материализация самого духа и сути поэзии, которую не отделял от жизни и не привносил в жизнь. Он просто жил так, как творил, а творил так, как дышал, если вспомнить слова Булата Окуджавы. Пастернак знал, что “поэзия валяется

Он не искал поэзию в жизни, он знал, что нет ничего, что нельзя было бы увидеть по-новому, осмыслить эстетически, образно, раскрывая и раскрепощая тем самым суть.
Пастернак странным образом похож на бессловесные порождения Земли, его стихи как будто не написаны, а выросли, кристаллизовались по законам не искусства, а природы. Он сам чувствовал себя каким-то продолжением природы, ее жизнью, только переплавленной в слово:
Я жизнь земли, ее зенит,
Что сам бросаю тень.
Я жизнь земли, ее зенит,
Ее начальный день.
Захлебывающееся, нервное звучание стихов Пастернака напоминает звуки, которыми выражает себя природа. И поэзию он определяет не через литературность, а через самые пронзительные проявления жизни:
Это круто налившийся свист,
Это щелканье сдавленных льдинок,
Это ночь, леденящая лист,
Это двух соловьев поединок.
Ничего “жеманно-поэтического” нет в ощущении поэта. Он знает, что поэзия – не приправа к жизни, а сама жизнь во всей ее простоте и величии:
Поэзия, я буду клясться
Тобой, и кончу, прохрипев:
Ты не осанка сладкогласца,
Ты лето с местом в третьем классе,
Ты пригород, а не припев.
Подлинная поэзия, которой живешь, а не “занимаешься” – страшна. Она требует в жертву все: всю жизнь и еще немного:
О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью – убивают,
Нахлынут горлом – и убьют!
Иначе не бывает, потому что поэзия требует полной гибели всерьез. Умирать и воскресать с каждой строкой, каждым стихом – удел подлинного поэта. Пастернак находит очень сильный образ, в котором ощущение поэта близко к величию древних мастеров, творивших не для времени, а для богов:
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба.
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.
Мы привыкли к тому, что слово “искусство” значит для нас что-то высокое, подлинное. Но Пастернак парадоксально высвечивает другое: сближение “искусства” и “искусственности” и находит нечто более высокое, подлинное – это “почва и судьба”.
У Пастернака есть строки, за которые его часто упрекали: “Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе”. В них увидели равнодушие и высокомерное отрицание настоящего. Но это не так.

Пастернак, как великий художник, живет в своем времени, но отсчет ведет с точки зрения вечности.
Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну:
Ты вечности заложник
У времени в плену, –
говорит он. Пастернак не был обойден славой, успехом, но строго взыскуя с себя, писал:
Быть знаменитым некрасиво,
Не это поднимает ввысь…
Он знал, что “цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех”. Все преходяще, и только родник поэзии неисчерпаем. Поэт спешит, не останавливается, чтобы полюбоваться собой, он всю жизнь нацелен в будущее:
За поворотом, в глубине
Лесного лога
Готово будущее мне
Верней залога.
Его уже не втянешь в спор
И не заластишь
Оно распахнуто, как бор,
Все вширь и настежь.
Но, стремясь в будущее и принимая все, что ему уготовано, Пастернак не скользит легко по поверхности.
Во всем мне хочется дойти
До самой сути:
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте…
Его стихи – это поиски сути, его понимание поэзии, – это поиск “оснований, корней, сердцевины”. Жить и писать нужно так, чтобы
Все время схватывая суть
Судеб, событий…
Свершать открытья.
Поэзия Пастернака имеет удивительное свойство: она молода. Все стихи написаны на пределе изумленного открытия мира, поэт видит все, как видят только дети. Читая и постигая его поэзию, понимаешь: стихи – такая же непреложная и естественная часть природы, как дерево, цветок, вода и солнечный свет.

Цель творчества - самоотдача, а не шумиха, не успех 20

Сам Борис Пастернак считал поэзию неотделимой от жизни.

Это — круто налившийся свист,
Это — щелканье сдавленных льдинок.
Это — ночь, леденящая лист,
Это — двух соловьев поединок.

О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью – убивают,
Нахлынут горлом и убьют!

Однако именно эти страдания в конце концов привели поэта к осознанию, что сам процесс творчества, сама поэзия, неразрывно связанная с окружающим нас миром – уже наивысшая ценность сама по себе:

Я понял жизни цель и чту
Ту цель, как цель, и эта цель —
Признать, что мне невмоготу
Мириться с тем, что есть апрель,

Что в берковец церковный зык,
Что взят звонарь в весовщики,
Что от капели, от слезы
И от поста болят виски.

Цель творчества - самоотдача, а не шумиха, не успех 21

Это — выжимки бессонниц,
Это — свеч кривых нагар,
Это — сотен белых звонниц
Первый утренний удар…

Да и процесс сочинения стихотворения выглядит таким же природно-естественным, как и у Пастернака:

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.

Ахматова тоже стремилась не к славе и не к почету. Она хотела в стихах передать свои эмоции, свои любовь и счастье другим, повлиять на них своим творчеством Она видела в читателе равного себе человека, без которого не было бы смысла заниматься поэзией:

Наш век на земле быстротечен
И тесен назначенный круг,
А он неизменен и вечен —
Поэта неведомый друг.

Цель творчества - самоотдача, а не шумиха, не успех 22

Кто прячет прошлое ревниво,
Тот вряд ли с будущим в ладу…

Что нынче счесть большим, что малым —
Как знать, но люди не трава:
Не обратить их всех навалом
В одних непомнящих родства.

Та память вынесенных мук
Жива, притихшая, в народе,
Как рана, что нет – нет – и вдруг
Заговорит к дурной погоде.

Но, люди, счастье наше в том,
Что счастья мы хотим упорно,
Что на века мы строим дом,
Свой мир живой и рукотворный.

В этой поэме, полной ярких воспоминаний и красочных описаний, выражен весь Александр Твардовский. Он на протяжении всей жизни продолжал любить родные землю и народ. Поэт верил в то, что молодое поколение не забудет ту горечь, что довелось пережить его современникам, и сможет построить светлое, прекрасное социалистическое будущее. Только это интересовало его, и не было ему дела ни до успеха, ни до славы. Твардовский писал и сочинял с душой, и потому до сих пор остается признанным советским классиком.

Творчество – эта наивысшая степень полета души. На протяжении тысячелетий люди рисовали, сочиняли и танцевали для того, чтобы передать свои переживания. Как я уже говорил, в этом и состоит суть творчества. И именно на примере этих поэтов я смог понять, насколько же трудной, но важной является поэзия. Пастернак, Ахматова и Твардовский были разными людьми, которые зачастую писали на совершенно несхожие темы. Но их объединяет одна очень важная вещь – искренность. Они писали о том, о чем думали, и чем хотели поделиться с другими. Им была важна лишь истина, которую они облекали в слова. И потому их произведения до сих пор остаются актуальными и покоряют сердца многих юных мечтателей, которые потом тоже станут на нелегкую стезю поэтического самовыражения.

Автор этого высказывания хотел донести до нас мысль о том, что главным в творчестве является не извлечение из него коммерческой выгоды, а процесс самореализации творческого человека.

Я согласен с мнением знаменитого поэта и писателя, так как тоже полагаю: истинное творчество связано с вдохновением – когда человек полностью погружён в процесс создания новых произведений и испытывает душевный подъём от этой деятельности. А если он творит только для того, чтобы продать своё произведение, – то это уже бизнес.

Борис Пастернак

Обратимся к теоретическому смыслу данного изречения Пастернака. Творчеством называется такой вид человеческой деятельности, который порождает нечто совершенно новое, никогда раньше не существовавшее. Творчество может быть художественным, научным, техническим. Оно является неотъемлемой частью человеческой культуры. В свою очередь, культура бывает народной – создаваемой анонимным творцами, которые не имеют профессиональной подготовки; элитарной – создаваемой привилегированной частью общества и сложной для понимания неподготовленного человека; массовой – рассчитанной на обывателей с усреднённым вкусом и уровнем восприятия.

Историческим примером правильности высказывания Бориса Пастернака может послужить вся сокровищница устного народного творчества – сказки, детские песенки и потешки, пословицы и поговорки. Люди создавали все эти произведения не для того, чтобы продать их кому-то. А чтобы дать простор своей фантазии, творческому вдохновению; чтобы донести до создания своих детей мудрые и полезные жизненные советы. Многие русские народные сказки сохранились до нашего времени и известны нам исключительно благодаря усилиям выдающегося этнографа XIX века Александра Николаевича Афанасьева. Он в разных регионах нашей страны со слов неграмотных крестьянок записал старинные сказки и издал их в виде сборников. Этот человек тоже занимался творчеством для самоотдачи, а не ради денег: его книги не были коммерческими, нацеленными на получение прибыли.

Моцарт и Сальери

Таким образом, можно сделать вывод, что главными в творчестве являются самоотдача и самореализация. Сочиняя литературные произведения или музыку, создавая картины или скульптуры, человек даёт выход своей внутренней энергии, своим душевным силам, и обретает гармонию с самим собой. Творчество – это эмоциональная потребность и попытка самосовершенствования.

В течение жизни человек удовлетворяет свои потребности. И одна из самых насущных – потребность эмоциональная, которая заключается не только во взаимоотношениях между людьми, но и в попытках самосовершенствования, то есть в попытках творчества.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дёгтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене.
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.

Читайте также: