Сочинение на тему буллинга по фильму чучело

Обновлено: 05.07.2024

История создания

Жанр и направление

Литературное направление книги — реализм, так как все герои и события абсолютно реалистичны и даже имеют прототипы.

Композиция и конфликт

Повесть состоит из 14 глав, в которых описываются несколько дней жизни и воспоминания двенадцатилетней девочки, Лены Бессольцевой.

  1. В завязке лежит приход девочки в новую школу, далее происходит развитие действия – знакомство Лены с одноклассниками, общение и совместные занятия.
  2. Кульминация наступает в момент случая, когда класс решает сбежать с урока. Шалость выдаётся учителю лучшим учеником, Димой Сомовым, а Лена берёт на себя его вину перед классом.
  3. Развязка наступает, когда ребятам становится известно истинное положение вещей, за чем следует детское раскаяние и отъезд Лены с её дедушкой.

Основной конфликт произведения завязан на травле одноклассников по отношению к Лене за её поступок. Кроме того, развивается конфликт Лены с Димой Сомовым, которого девочка считает другом, но постепенно выясняет, что Дима её предаёт.

Смысл названия

Суть: о чём повесть?

В маленький городок приезжает двенадцатилетняя Лена Бессольцева, к своему дедушке, одинокому, мягкому и доброму человеку. Николай Николаевич Бессольцев занимается поиском и собиранием картин, когда-то написанных его дедом, крепостным и неизвестным художником. Бессольцев видит в этом занятии единственную цель и радость в жизни. Однако приехавшая к нему внучка быстро становится для него новым утешением и смыслом.

В новой школе, куда поступает учиться Лена, одноклассники принимают её с насмешками и относятся к ней свысока, но девочка всё равно рада общению и дружбе. У неё завязывается дружба с Димой Сомовым, самым популярным мальчиком в классе, что вызывает новые насмешки и скрытое недоброжелательство. На улице у Димы случаются конфликты с одноклассником Валькой, который ловит и сдаёт на живодёрню бродячих собак. Дима подвергается угрозам и запугиванию со стороны старшего брата Вальки. Лена во всём поддерживает Диму и восхищается его храбростью.

Незадолго до осенних каникул классу объявляют новость – на каникулах детей ожидает поездка в Москву. Дима предлагает ребятам заработать самим на поездку – помогать жителям и предприятиям, трудиться во дворах и огородах. Большинство поддерживает предложение, и работа начинается, проходит весело и дружно. Нужная на поездку сумма набирается быстро, и ребята находятся в предвкушении желанной поездки.

В последний день школьных занятий класс решает сбежать с урока в кино. Случается так, что Дима признаётся в этой шалости учительнице, Маргарите Ивановне, при этом мальчик не решается сообщить о своём поступке классу. Класс в наказание за прогул занятий лишают поездки в Москву, что вызывает у детей возмущение. Они ищут виноватого в своей среде, и Лена, видя замешательство Димы, берёт на себя его вину. Миронова, заправляющая в классе девочка по прозвищу Железная Кнопка, предлагает объявить Лене бойкот, что все поддерживают. Возражает только Васильев, изгой и затравленный в классе мальчик, тогда как Дима пытается держать нейтралитет.

С Леной перестают общаться, всячески унижают и оскорбляют, обстреливают горохом и бьют. Лена надеется, что Дима рано или поздно скажет ребятам правду. Дима несколько раз обещает девочке поступить честно, но так и не решается на это.

Валька крадёт на дворе платье Лены, после чего класс устраивает жестокое представление – изготавливает из платья чучело и поджигает его. Диму вынуждают участвовать в этой затее. Он сгибается под давлением и ничем не помогает Лене.

Дедушка Лены начинает замечать случавшиеся у девочки неприятности. Он пытается помочь и просит девочку всё ему рассказать. Постепенно, раз за разом, Лена передаёт дедушке свою трагедию, также объявляет ему своё желание уехать из города.

Однажды к Бессольцевым приходит Васильев, мальчик-изгой, который сочувствует положению Лены и не участвует в травле. Он призывает Лену не бояться одноклассников и не уезжать из города. Тогда Лена решает бросить вызов классу – она стрижётся наголо и является к Диме Сомову, в момент, когда весь класс празднует его день рождения. Лена каждому говорит правду в лица, затем оставляет шокированных одноклассников.

Позже дедушка Лены также принимает решение – отдать городу в общественное пользование свой дом и картины, а самому уехать вместе с Леной. К этому времени классу становится известна правда: и от Лены, и от двух ребят, которые слышали признание Димы учительнице. Травля класса со всей яростью переключается на Диму. Лена с дедушкой перед отъездом приходят в школу, и учительница объявляет детям о пожертвовании городу, сделанном Николаем Николаевичем. Класс поражает поступок пожилого человека, а также заявление Лены, что та отказывается участвовать в травле Димы. Всё это заставляет детей заново узнать Лену, полюбить её и раскаяться в своём поведении. Подробнее об этом Вы узнаете в кратком содержании для читательского дневника.

Главные герои и их характеристика

Проблемы

  1. В повести вырисовывается главной проблемой детская жестокость, способность детей быть беспощадной силой, способной растоптать и уничтожить. При этом проблемой другой стороны становится стремление выжить в коллективе, не перестать при этом быть добрым и честным, необходимость бороться и отстаивать своё право быть личностью.
  2. Также присутствует в произведении проблема взаимоотношений – между Леной и Димой Сомовым, проблема малодушия и храбрости, верности и предательства, благородства и низости. Девочка быстро привязывается и ошибается в своих чувствах, а мальчик теряет ее из-за трусости.
  3. У Димы проявляется его личная проблема благородства – желание быть благородным, при этом ничем не жертвовать и не терпеть никаких неудобств. Он видит решение проблемы в бегстве от действительности, вместо изменения самого себя.
  4. Существует в классе Лены и проблема неправильного понимания верных принципов – радикальность и жестокая непримиримость к оступившемуся, чего неотступно добивается Железная Кнопка, искренне считающая себя борцом за правду.
  5. Проблема непонимания между близкими присутствует в отношениях дедушки и внучки, на первых порах их общения. Поглощённый поиском и устроением в доме картин, дедушка не сразу замечает и понимает происходящее с Леной, из-за чего ему приходится приложить немало усилий, чтобы вызвать её на откровенность.

Смысл

Чему учит?

Также повесть напоминает взрослым, что нужно стоять на страже детского счастья, быть чуткими и внимательными, чтобы вовремя помочь маленькому человеку одолеть проблему. Достигать близких и искренних отношений с детьми, чтобы не лишиться их дружбы и доверия, при этом всегда быть для них достойным примером.

Критика

СССР, 1983 Сцен. В. Железников;

СССР, 1983 Сцен. В. Железников;

СССР, 1983
Сцен. В. Железников;
Реж. Р. Быков (по мотивам одноименной повести
В. Железникова)
В ролях: Кристина Орбакайте, Юрий Никулин, Елена Санаева, Митя Егоров,
Светлана Крючкова.

Фильм снят в 1983 году по одноименной повести повести Владимира Железникова, написанной в 1981 году.
В 1986 году фильм был удостоен Государственной премии СССР, а также главного приза на Международном кинофестивале в Лионе.

Как на Ваш взгляд коллектив воспринял появление новенькой в классе?
Как Вы думаете Лена была открыта для знакомства?

Вы не станете лидером, заставляя людей что-то делать

Вы не станете лидером, заставляя людей что-то делать

Вы не станете лидером, заставляя людей что-то делать

Вы не станете лидером, заставляя людей что-то делать

Что определяет коллектив? В чём его сила?
Бойкот Лене – это проявление зрелости коллектива или влияние сильной личности?
Как вы относитесь к проблеме лидерства в классе?

Почему, по-вашему, класс так жестоко вёл себя с Леной? В чём вы видите причину этой жестокости, и при каких условиях её можно было бы не допустить?
Как должен был бы поступить Сомов? Если бы он признался, то агрессия класса была бы направлена на него! Как быть?

Советы, которые помогут жить среди людей

Советы, которые помогут жить среди людей

Советы, которые помогут жить среди людей

Жанр и направление

Литературное направление книги — реализм, так как все герои и события абсолютно реалистичны и даже имеют прототипы.

Композиция и конфликт

Повесть состоит из 14 глав, в которых описываются несколько дней жизни и воспоминания двенадцатилетней девочки, Лены Бессольцевой.

  1. В завязке лежит приход девочки в новую школу, далее происходит развитие действия – знакомство Лены с одноклассниками, общение и совместные занятия.
  2. Кульминация наступает в момент случая, когда класс решает сбежать с урока. Шалость выдаётся учителю лучшим учеником, Димой Сомовым, а Лена берёт на себя его вину перед классом.
  3. Развязка наступает, когда ребятам становится известно истинное положение вещей, за чем следует детское раскаяние и отъезд Лены с её дедушкой.

Основной конфликт произведения завязан на травле одноклассников по отношению к Лене за её поступок. Кроме того, развивается конфликт Лены с Димой Сомовым, которого девочка считает другом, но постепенно выясняет, что Дима её предаёт.

Сочинение на тему фильм чучело

Смысл названия

Суть: о чём повесть?

В маленький городок приезжает двенадцатилетняя Лена Бессольцева, к своему дедушке, одинокому, мягкому и доброму человеку. Николай Николаевич Бессольцев занимается поиском и собиранием картин, когда-то написанных его дедом, крепостным и неизвестным художником. Бессольцев видит в этом занятии единственную цель и радость в жизни. Однако приехавшая к нему внучка быстро становится для него новым утешением и смыслом.

В новой школе, куда поступает учиться Лена, одноклассники принимают её с насмешками и относятся к ней свысока, но девочка всё равно рада общению и дружбе. У неё завязывается дружба с Димой Сомовым, самым популярным мальчиком в классе, что вызывает новые насмешки и скрытое недоброжелательство. На улице у Димы случаются конфликты с одноклассником Валькой, который ловит и сдаёт на живодёрню бродячих собак. Дима подвергается угрозам и запугиванию со стороны старшего брата Вальки. Лена во всём поддерживает Диму и восхищается его храбростью.

Незадолго до осенних каникул классу объявляют новость – на каникулах детей ожидает поездка в Москву. Дима предлагает ребятам заработать самим на поездку – помогать жителям и предприятиям, трудиться во дворах и огородах. Большинство поддерживает предложение, и работа начинается, проходит весело и дружно. Нужная на поездку сумма набирается быстро, и ребята находятся в предвкушении желанной поездки.

В последний день школьных занятий класс решает сбежать с урока в кино. Случается так, что Дима признаётся в этой шалости учительнице, Маргарите Ивановне, при этом мальчик не решается сообщить о своём поступке классу. Класс в наказание за прогул занятий лишают поездки в Москву, что вызывает у детей возмущение. Они ищут виноватого в своей среде, и Лена, видя замешательство Димы, берёт на себя его вину. Миронова, заправляющая в классе девочка по прозвищу Железная Кнопка, предлагает объявить Лене бойкот, что все поддерживают. Возражает только Васильев, изгой и затравленный в классе мальчик, тогда как Дима пытается держать нейтралитет.

С Леной перестают общаться, всячески унижают и оскорбляют, обстреливают горохом и бьют. Лена надеется, что Дима рано или поздно скажет ребятам правду. Дима несколько раз обещает девочке поступить честно, но так и не решается на это.

Валька крадёт на дворе платье Лены, после чего класс устраивает жестокое представление – изготавливает из платья чучело и поджигает его. Диму вынуждают участвовать в этой затее. Он сгибается под давлением и ничем не помогает Лене.

Дедушка Лены начинает замечать случавшиеся у девочки неприятности. Он пытается помочь и просит девочку всё ему рассказать. Постепенно, раз за разом, Лена передаёт дедушке свою трагедию, также объявляет ему своё желание уехать из города.

Однажды к Бессольцевым приходит Васильев, мальчик-изгой, который сочувствует положению Лены и не участвует в травле. Он призывает Лену не бояться одноклассников и не уезжать из города. Тогда Лена решает бросить вызов классу – она стрижётся наголо и является к Диме Сомову, в момент, когда весь класс празднует его день рождения. Лена каждому говорит правду в лица, затем оставляет шокированных одноклассников.

Позже дедушка Лены также принимает решение – отдать городу в общественное пользование свой дом и картины, а самому уехать вместе с Леной. К этому времени классу становится известна правда: и от Лены, и от двух ребят, которые слышали признание Димы учительнице. Травля класса со всей яростью переключается на Диму. Лена с дедушкой перед отъездом приходят в школу, и учительница объявляет детям о пожертвовании городу, сделанном Николаем Николаевичем. Класс поражает поступок пожилого человека, а также заявление Лены, что та отказывается участвовать в травле Димы. Всё это заставляет детей заново узнать Лену, полюбить её и раскаяться в своём поведении. Подробнее об этом Вы узнаете в кратком содержании для читательского дневника.

Сюжет

В небольшой провинциальный городок к Николаю Николаевичу Бессольцеву приехала его внучка, Лена. Добрая, открытая, доверчивая девочка сразу же вызвала у своих новых одноклассников отторжение – уж слишком странной, непохожей на других она оказалась. Все решили, что она под стать своему нелепому деду, которого местные жители за глаза называли Заплаточником. Старик Бессольцев вечно хотел в своем старом пальто, на котором не было живого места от многочисленных заплаток. Однако для него было важно другое – все свои деньги Николай Николаевич тратил на коллекционирование картин местного крепостного художника, своего далекого предка.

В силу своего характера Лена не могла постоять за себя перед сверстниками, и вскоре в классе за ней закрепилось прозвище – Чучело. Лишь один человек – красавец и отличник Дима Сомов – относился к Лене совсем иначе, чем другие, и девочка искренне считала его своим верным другом.

Классная руководительница Маргарита Ивановна, все мысли которой были заняты предстоящей свадьбой, предложила ребятам на осенние каникулы поехать в Москву. Все радостно согласились, и принялись копить деньги на поездку. Когда необходимая сумма была собрана, ребята решили отметить это событие походом в кино, сбежав с уроков. Однако это стало их роковой ошибкой – Маргарита Ивановна не простила ребятам такой подлости, и весь класс был наказан, оставшись дома.

В том, что классная руководительница узнала о массовом прогуле, был виновен Дима Сомов, однако Лена, желая спасти друга, взяла его вину на себя. Тогда Железная Кнопка подговорила весь класс объявить ей бойкот. Лена была уверена, что Дима вскоре сам во всем признается ребятам, но он был слишком трусливым, чтобы сделать это. О поступке Димы знала и Шмакова – главная кокетка в классе, однако она хотела понаблюдать за его душевными страданиями, и после обернуть все в свою пользу.

Ребята настолько озверели, что принялись нещадно издеваться над Леной. Они затравливали ее на улицах, ночью пугали медвежьей головой через окно дома, и даже подожгли чучело, на которое надели украденное платье Лены. Этого девочка уже не смогла снести. Нарядившись в полуистлевшее платье и побрившись наголо, она пришла на день рождения Димы Сомова, и открыто сказал одноклассникам все, что о них думает. В тот же вечер ребята узнали всю правду и о том, кто был истинным виновником срыва долгожданной поездки, и объявили Сомову бойкот.

Узнав о трагедии внучки, Николай Бессольцев решил переехать. Он подарил родному городу уникальную коллекцию картин, а школе оставил один портрет, на котором была изображена девушка – точная копия его Лены. Одноклассники были подавлены – они чувствовали непосильный груз вины перед Чучелом.

Главные герои и их характеристика

Главные герои

Николай Николаевич Бессольцев (Заплаточник) – добрый, замкнутый старик, коллекционер старинных картин.

Лена Бессольцева – внучка Николая Николаевича, открытая, добрая, наивная девочка двенадцати лет.

Дима Сомов – красивый, умный мальчик, оказавшийся трусом и предателем.

Железная Кнопка (Миронова) – принципиальная девочка с волевым характером.

Шмакова – главная красавица в классе, кокетка, хитрая и подлая.

Маргарита Ивановна – молодая учительница, справедливая, добрая, но эгоистичная, поверхностная.


Буллинг — сравнительно новый термин. Во время моей учебы в школе такого понятия не было, хотя сам буллинг — был. Что же это такое? Согласно словарю конфликтолога, буллинг (школьная травля) — это тип социальной агрессии, длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении человека, который не способен защитить себя в данной ситуации.

Проведенные нами исследования говорят о том, что примерно 21% школьников, т. е. почти каждый четвёртый (!), испытывает травлю. Травля не оставляет в стороне никого: вовлекаются все — и агрессоры, и жертва, и свидетели. И травмируются в той или иной степени тоже все: и жертва — невозможность выбраться, бессилие, беспомощность, депрессия, и свидетели — не помогли, либо помогли и тоже стали жертвами, и сам агрессор — унижение других ранит и самого травящего, но он не может это почувствовать.


Фильм интересен ещё и тем, что рассказан от лица девочки, пережившей травлю. Мы видим её эмоции, она поясняет мотивы своих поступков. Поэтому фильм доступен и понятен детям. Видим мы и то, какую боль приносит рассказ девочки её дедушке. То есть травля затрагивает и судьбы близких нам людей, которые тоже косвенно включены в ситуацию.

Важно научиться отличать буллинг от конфликта и других видов взаимодействия детей

То, как реагируют взрослые в фильме на травлю, тоже соответствует нашей действительности: кто-то равнодушно отворачивается (как туристы в начале фильма), или, как мама Марины, пытается защитить жертву, но ограничивается замечанием; или спасает, как дедушка Лены, принявший единственно верное, на мой взгляд, решение — уехать.


9 фильмов о ненависти к школе. Посмотрите и не повторяйте

Пауза 1 (1 часть, 12 мин.)


Первая сцена неприкрытой жестокости. Это ещё только начало фильма, ещё ничего не понятно. Какие вопросы можно задать ребёнку:

  • Как вы думаете, за что подростки избили девочку?
  • Что могла сделать двенадцатилетняя Лена Бессольцева, чтобы вызвать такую агрессию?
  • Когда она упала, её начал пинать не один человек, а целая толпа девочек и мальчиков. А вы были когда-либо свидетелями подобной ситуации?
  • Что вы чувствовали, делали?
  • Пытались ли помочь или стояли в стороне?
  • Как вы думаете, что чувствует Лена, которая лежит на асфальте? А ребята?
  • Как реагируют взрослые? Почему?

Пауза 2 (1 часть, 23 мин. 20 сек.)


Лена — новенькая в классе, учится, участвует в работе трудового десанта. Вопросы для ребенка:

  • Как её приняли сначала? Как к ней относятся одноклассники сейчас?
  • Что помогло Лене влиться в школьный коллектив?
  • Лена — не лидер класса, но и не изгой; у нее появляется друг — Дима Сомов, в классе ей достаточно комфортно. Но почему Лена чувствует себя предателем? Чем она внутренне поступилась для того, чтобы быть принятой в классный коллектив?
  • Отдельный вопрос для обсуждения — клички в классе (если есть необходимость, этот вопрос можно прояснить детально).

Пауза 3 (1 часть, 39 мин. 20 сек.)


Маргарита Ивановна сообщила в день отъезда в Москву, что 6 класс из-за сорванного урока литературы никуда не едет. Ребята в класс пришли с вещами для поездки. Вопросы для ребенка:

  • Что они чувствуют сейчас? Они понимают свою вину и ответственность?
  • Мне кажется, детям, да часто и взрослым, очень сложно признаться себе, что ты был не прав. Гораздо проще найти виноватого. И класс начинает его искать. Как вы думаете, что сейчас произойдет?
  • Дима Сомов сознается? Или про него расскажут?
  • А как бы вы поступили на месте Димы? Лены?

Пауза 4. (1 часть, 49 мин. 09 сек.)


  • Кто какую роль берет на себя в классе?
  • Как можешь описать Миронову?
  • Кто мог оказаться на месте жертвы?
  • Кто смог высказать мнение против класса? Как это его характеризует? Что его ждет?
  • А у тебя была подобная ситуация? Как думаешь, что произойдет дальше?

Пауза 5 (1 часть, 1 час 2 мин.)

Пауза 6 (2 часть, 27 мин. 23 сек.)


  • Что чувствует Лена, когда смотрит на горящее чучело?

Возможно, она ощущает, что именно она горит на том костре. Скорее всего, до этого момента она не осознавала серьёзность ситуации, воспринимала это как игру, жестокую, но игру. И надеялась на помощь Димы, её влюбленность оправдывала его трусость. Но именно Дима поджигает её костер.

Пауза 5. (2 часть, 40 мин., 30 сек.)


  • Как вы понимаете эти слова?
  • Почему ребята так быстро разошлись?

Миронова впервые называет своих одноклассников хлюпиками — бесхребетными, подчиняющимися мнению большинства. Мне кажется, это очень верное определение. В противовес им Бессольцеву она называет человеком, с которым бы она подружилась, не будь та предателем.

Одноклассники в итоге узнают правду и переключают свою агрессию уже на Диму Сомова. Но он ведь — не чудаковатая новенькая Лена, а один из самых популярных мальчиков в классе, герой, который совсем недавно был в их рядах. Вот так легко толпа может выбрать себе новую жертву. Он встает на подоконник с желанием выпрыгнуть. Вопросы для обсуждения:

Ответная агрессия, направленная или вовне, против обидчиков, или на себя. К сожалению, мы знаем много таких печальных примеров. Что мы все можем сделать, чтобы самое страшное не произошло?

Особняком от всех в фильме стоит фигура Васильева. Он с самого начала защищает Лену просто потому, что она девочка, даже если и поступила плохо. Может, он не слишком силен, не слишком красив, но способен рассматривать ситуации не глазами коллектива, а своими собственными. Он набирается храбрости противостоять давлению целого класса. Он единственный из всего класса вызывает у меня уважение.

  • Как изменилась Лена с начала фильма? Почему она не поддержала бойкот Диме Сомову?
  • Какой урок извлекли одноклассники из этой истории? А вы?

P. S. Буллинг или травля — это ведь форма насилия над человеком, который оказывается физически или психологически слабее агрессора или толпы. Фильм ярко показывает, что никто из этой ситуации не выйдет таким, каким был до этого. Буллинг — это мина замедленного действия, это проблема, про которую нельзя молчать, на которую никогда нельзя закрывать глаза!

Читайте также: