Один день из жизни сарматского поселения сочинение на тему

Обновлено: 02.07.2024

Например, есть версия, что часть сарматов, нанятых на службу римской империи, была направлена в Британию, положив начало легенде о короле Артуре и его рыцарях Круглого стола.

Великий Ломоносов считал, что именно от сарматов произошли славяне.

В старину польская шляхта вела свою родословную от сарматов.

Современные казаки тоже числят среди своих предков сарматов.

Кто является бесспорными потомками сарматов, узнаем чуть позже.

Происхождение сарматов

Недавние археологические исследования показали, что территории, которые сарматы занимали в ранний период своей истории, включали Южный Урал и степные области к востоку от реки Урал. Хотя археологические находки из областей, расположенных далее к востоку, – из степных районов Казахстана до Алтайских гор и Центральной Азии, – имеют определённое сходство с предметами сарматской культуры, обнаруженными на Южном Урале или в низовьях Волги. Это наводит на мысль о том, что все эти области были населены народами, тесно связанными с сарматами. В большинстве случаев они были прямыми предками сарматских племён, которые позднее переселились в Северное Причерноморье.

Степные племена постоянно сталкивались между собой. Так различные сарматские племена, испытывая сильное давление со стороны тюрков, начали отток на запад, потеснив в свою очередь скифов. В результате упорной борьбы, в первой половине II века до н.э. Скифское царство прекратило своё существование, а сарматы сделались хозяевами причерноморских степей.

Сарматские племена

Сарматы принадлежат к северной ветви ираноязычной группы индоевропейских народов, которую также называют скифской ветвью. Они были ближайшими родственниками древних мидийцев, парфян и персов.

Сарматы никогда не были единым народом и состояли из нескольких племен, в той или иной степени отличавшихся друг от друга и чьи названия мы находим у историков древности. Мы можем предположить, что каждая из основных групп сарматских племен говорила на своём собственном диалекте, хотя точно об этом ничего не известно, поскольку письменные источники полностью отсутствуют. Но язык осетин, проживающих на Кавказе, произошёл от древнего сармато-аланского диалекта, и его можно считать современным сарматским языком.

Рис.3. Сарматские племена

Рис.5. Памиро-ферганский тип

Во второй половине V века до н. э. в степных районах Южного Урала появился новый расовый элемент – памиро-ферганский тип, присущий Центральной Азии (узбеки, таджики, афганские пуштуны). За период с III века до н. э. до III века н. э. он, как свидетельствуют могильники, распространился от нижней Волги к югу.

Образ жизни и экономика

Рис. 6. Терракотовая фигурка из Керчи (Пантикапея), изображающая сармата верхом на коне, охотящегося на зайцев

В некоторых местах, в окрестностях рек, сарматы занимались и возделыванием земли, но в значительно меньшей степени. Они также охотились на диких зверей и птиц.

Рис. 7. Глиняная модель повозки кочевников, найденная в Керчи (Пантикапее)

Он также упоминает сезонные миграции сарматов: зимой они живут рядом с Азовским морем, а летом – на степных равнинах. Сезонные миграции, по-видимому, были обычным явлением в районе между Волгой и Уралом, а также в Казахстане, особенно в горах, где летом скот перегоняли на высокогорные пастбища. Описание позднего сарматского племени аланов, сделанное Аммианом Марцелином в IV веке н. э., почти полностью совпадает с описаниями Геродота, жившего на 800 лет раньше. Представляют интерес его замечания о том, что аланы ставят свои повозки в круг и уделяют особое внимание разведению лошадей. Эти лошади так же, как и скифские, малы, но необычайно быстры и своенравны, и поэтому приходится их холостить.

В степях не было найдено никаких сарматских поселений, за исключением следов временных стоянок. Только на периферии сарматской территории в лесостепной зоне, в районе Самары и на Южном Урале, были найдены останки поселений с сарматскими находками. Люди, жившие в этих поселениях, занимались земледелием и происходили от сарматов, которые смешались с местным населением. Сами сарматы, как прирождённые кочевники, питали отвращение к земледелию.

Характер и способы ведения войны

Согласно описаниям древних авторов, по своим обычаям и одежде сарматы почти не отличались от скифов: они тоже носили длинные штаны, сапоги из мягкой кожи и остроконечные или закруглённые войлочные шапки (хотя некоторые обходились вообще без головного убора).

Рис.9.Костюм сарматской царицы из погребения под Новочеркасском. Платье украшено множеством золотых бляшек

- Длинную одежду — платье с рукавами до запястий, подвязанную поясом и обшитую бисером.

- Поверх платья носили распашной халат, застёгнутый фибулой на груди.

- Одежду дополняли восточные шаровары, манжеты которых достаточно часто обшивались бисером.

- широкие плащи, которые застёгивали разнообразными фибулами или на плече, или на груди.

- Их сорочка была подпоясана в талии.

Головы сарматки покрывали вышитым платком – гиматионом.

На ногах они носили мягкие туфельки, украшенные кораллами и золотыми пластинками.

Свою одежду сарматки охотно украшали вышивкой, обшивали её на рукавах и около пояса мелкими голубыми или зелёными бусинками, а самые зажиточные – позолоченными бляхами.

Знатные сарматки носили золотые серьги со вставками из драгоценных камней. Их причёски часто венчались диадемами. Золотые бусы и ожерелья украшали шею и грудь.

Рис. 13. Батальная сцена в росписи Стасовского склепа 1872 г.

Сарматские методы ведения войны мало отличались от военной тактики скифов и других степных народов. В начальный период своей истории они нападали на врага большими группами всадников, которые в совершенстве владели искусством стрельбы из лука на всём скаку.

Сарматская орда представляла собой грозную военную силу.

Иранский мир в то время переживал военно-политический подъём. В Передней Азии нарастала мощь Парфянского царства. Парфянское царство – государство, образованное парфянами (парнами), иранским кочевым народом (дальние родственники сарматов), вторгшимся в начале II в. до н. э. в провинцию государства Селевкидов – Парфию. В дальнейшем парфяне распространили свою власть на Месопотамию и Бактрию и превратили Армению в вассальное царство. Последний парфянский царь Артабан V погиб в 226 г. Римская пехота оказалась бессильной перед тяжёлой кавалерией парфян.

В бою тяжеловооруженные знатные всадники становились в центре боевого порядка, а их легковооружённые сородичи на флангах. Страшными ударами пик на всём скаку сарматские всадники пронзали зараз по двое и больше врагов, а потом брались за свои мечи. Тацит замечает, что остановить напор сарматской кавалерии можно было только на пересечённой или заболоченной местности или при неблагоприятных для конницы погодных условиях – например, в дождливый день или зимой, на льду, когда сарматские кони могли поскользнуться под тяжестью закованного в броню всадника. Упавший воин уже не мог подняться — настолько тяжелы были его доспехи. Огромное преимущество перед римской конницей давало сарматам использование стремян, благодаря которым они крепче держались в седле (правда, сарматские стремена были, как правило, не железные, а кожаные).

Рис. 16. Сарматы в чешуйчатых доспехах на римском барельефе

Благодаря сарматам подобная тактика получила распространение в Восточной и Центральной Европе, и даже римляне вынуждены были оснастить некоторые части подобным образом.

Рис.18. Гуннский лук

Продолжение следует

Я зарабатываю на жизнь литературным трудом.

Буду благодарен, если вы звякните пиастрами в знак одобрения и поддержки

Сбербанк 4274 3200 2087 4403

У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу Вам экземпляр!


Сарматы никогда не были единым народом и состояли из нескольких племен, в той или иной степени отличавшихся друг от друга и чьи названия мы находим у историков древности.

Было бы ошибочным считать, что сарматские племена ничем не отличались друг от друга, и представлять характерные особенности какой - либо одной ветви (как, например, искусственную деформацию черепа) общей чертой всех сарматских народов.

Мы можем предположить, что каждая из основных групп сарматских племен говорила на своем собственном диалекте, хотя точно об этом ничего не известно, поскольку письменные источники полностью отсутствуют.

Но язык осетин, проживающих на Кавказе, произошел от древнего сармато - аланского диалекта, и его можно считать современным сарматским языком.

Некоторые авторы считают аланов народом, отличным от сарматов, хотя и родственным им по происхождению.

Из сарматских народов, оставивших свое имя в истории, можно назвать языгов, роксоланов, сираков, аорсов и антов.

Из тех времен, когда сарматы - аланы проживали в своих исконных областях, до нас не дошло никаких названий племен, за исключением двух или трех, упомянутых Геродотом (IV, 13–27) в описании путешествия Аристея из Проконнеса.

Неоднородный характер сарматов подтверждается древними пиктографическими материалами и антропологическими исследованиями скелетных останков, преимущественно черепов.

Во второй половине V века до н.

За период с III века до н.

Э. до III века н.

Э. он, как свидетельствуют могильники, распространился от нижней Волги к югу, от Волгограда до Маныча.

Позднее, к концу дохристианской эпохи, брахицефальный тип, свойственный лесным зонам Западной Сибири, и монголоидные черты распространились до низовьев Волги.

Эти изменения и появление восточных расовых черт на западе, где они до этого не отмечались, отражает процесс перемещения сарматских племен.

Читайте также: