Сочинение на тему больно ранит острый меч но больнее злая речь

Обновлено: 04.07.2024

Можно ли ранить человека необдуманным словом?Именно этот вопрос ставит в представленном тексте Сергей Львович Львов.

Данная проблема особенно актуальна в современном обществе.Большинство людей нередко забывает о том, что слово может ударить больнее, чем нож, нанести непоправимый ущерб душе человека, оставив шрам на всю жизнь.Рассказщик раскрывает проблему, приводя в пример историю, которая произошла с одной девочкой, ученицей 5 класса.В данном примере рассказывается о том, что девочка, перенесшая тяжелое заболевание на сердце, стала жертвой необдуманного слова школьного врача.Будучи доверчивой по отношению к старшим, она решила, что "живет последние недели" после фразы:"С таким сердцем жить нельзя!".Этот случай сильно повлиял на девочку и потряс до глубины души.

Позиция автора ясна и понятна.Сергей Львович Львов считает, что слово может сильно ранить человека.Именно по этому стоит обращаться со словом осторожно.Не могу не согласиться с автором.Действительно, необдуманным словом можно нечаянно ранить тех людей, которых ты и в мыслях не думал обидеть, и след от этих действий останется на долгие годы.

В моей жизни было немало примеров данной проблемы.Один из них произошел в моей одноклассницей.На тот момент я учился в 7 классе и директор поручил нам провести основной этап концерта в честь дня победы.Нам было не в новинку выступать на школьных концертах, поэтому каждый заранее знал свою роль.Писать речь для ветеранов поручили старосте класса, умной и креативной девочке Анастасии.Во время проверки нашего плана выступления, директор сказал, что данная речь "никуда не годится".Ее слова сильно задели Настю.Она отказалась от должности старосты и больше ни разу не участвовала ни в одном мероприятии.Данный пример наглядно показывает, как одна неудачно сказанная фраза может ударить по человеку.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что стоит вдумчиво пользоваться словом, ведь оно обладает силой, способной ранить человека в самое больное место-душу.Я благодарен автору за то, что он дал мне возможность еще раз порассуждать над столь актуальной и значимой для современного общества проблемой.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Язык является очень важной частью нашего общества. Его роль в нашей жизни очень велика. Именно с помощью языка мы можем представлять и описывать мир. Разговаривать о различных процессах, получать и хранить данные, выражать мысли мы способны именно благодаря ему. Передаем эмоции и общаемся мы тем же образом.

Слово - это великое дело. Л.Н. Толстой так говорил. А великое оно потому что словом можно и исцелить человека, и убить. Благодаря словам мы влияем на людей, подталкиваем на какие-то поступки. Словом мы можем помочь выбраться человеку из депрессии. А иногда можем сломать жизнь.

Как говорил Грин: "Слово бьет насмерть". Ведь очень больно услышать от родного человека, что мы ему не нужны, ему всё равно. Будто это была просто ступень в его жизни, которую он так успешно перешагнул. Вот в такие моменты мир рушится, все ломается. Люди чувствуют себя убитыми совсем.

А ведь такое очень часто случается в наше время. Причем с самыми родными людьми, с родителями. Когда ребенок уходит во взрослую жизнь, он часто бросает своих родителей. Они становятся как ненужные вещи. Причем некоторые это делают жестоким образом. И никто не задумывается, как больно и грустно после этого родителям. Когда сын или дочь говорит своим родителям, что они самые худшие, ничего не понимают. Все эти грубые слова, сказанные в порыве гнева, очень сильно ранят. Они ведь хотят только самого лучшего, оберегают, ценят, безумно любят. А когда их ребенок говорит такое, то жизнь ломается. Все мечты и надежды рушатся.

И это не единственный пример. Из можно привести просто огромное количество. Сколько людей мы ранили, даже не заметив этого. А ведь у них были свои мечты, цели, желания. А их взяли и разрушили одним словом. Именно поэтому надо уметь контролировать все свои эмоции. Обязательно нужно думать, прежде чем что-то сказать собеседнику. Мозг должен думать на секунду быстрее, чем может это произвести наш язык. По-другому никак нельзя. Это будет создавать много проблем. Такого допускать нельзя.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1).научить детей простому анализу речевых ситуаций;

2). развивать навыки культуры общения и вырабатывать умение выбирать интонацию в устной речи;

3).воспитывать любовь и уважительное отношение к русскому языку, способствовать повышению уровня речевой культуры воспитанников.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести,

Словом можно предать, и продать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

2.Вступительное слово

Сегодня мы поговорим о том, как научиться умело пользоваться языком, чтобы он стал вашим другом и не стал вам врагом. Для этого вспомним древнегреческую легенду об Эзопе:

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее.

Эзоп пошёл опять покупать языки. Все удивились этому.

Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка на свете нет, в другом утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на свете?

Вывод: Действительно, слово имеет большую силу. Слово может огорчить, развеселить, заставить задуматься или оставить равнодушным. Слово может утешить, но может и оскорбить, обидеть, словом можно человека поддержать в трудную минуту, а можно и довести до отчаяния.

Проведём небольшой конкурс пословиц о слове и языке. Кто больше пословиц вспомнит, тот и выигрывает.

Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

Сердечное слово до сердца доходит.

Малое слово большую обиду творит.

Ласковое слово что весенний день.

От хорошего слова и камень добреет.

Худое слово и мёдом не запьёшь.

Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт.

Ласковым словом и камень растопишь.

Язык голубит, язык и губит.

Недоброе слово больней огня жжёт.

Вывод: Таким образом, правильно выбранное слово заставит человека поверить другому быстрее, чем долгие убеждения. Однако, нельзя забывать и о другой стороне культуры общения между людьми. Важная часть культуры поведения – это вежливость. Какие слова чаще всего употребляются в речевом поведении?

Верно. Именно эти слова являются основными, базовыми. Исходя из этих слов, мы и выделяем четыре направления возникновения речевых ситуаций. Вспомните эти речевые ситуации.

2.Обращение с просьбой.

4.Прощание (До свидания) .

Мы с вами знаем, что приветствие должно иметь правильную форму. Что это значит?

Мы прежде всего желаем человеку здоровья.

Это будет для него насмешкой.

Это неправильное приветствие, потому что ставит учителя в неловкое положение.

Словесная вежливость также должна быть уместной и соответствовать поведению говорящего. А каким тоном необходимо приветствовать?

- Приветствие произносится искренне, внятно, с улыбкой.

Кто должен приветствовать первым?

- Младший первый приветствует старшего. А руку первым подаёт старший.

Какое бывает обращение?

Чего нужно опасаться при обращении с просьбой?

А какими словами выражается благодарность?

К чему, по-вашему, может привести неумение благодарить?

- Человек, не умеющий благодарить другого за помощь, может оказаться в одиночестве. С ним никто не будет дружить.

Формы прощания тоже бывают разные. От чего это зависит?

Теперь проверим, насколько хорошо вы усвоили эти нормы поведения. Вы должны разыграть ту или иную речевую ситуацию.

Первая группа разыграет приветствие.

Вторая группа – обращение с просьбой.

Третья группа – умение благодарить.

Четвёртая группа – прощание.

(Пока группы готовятся к инсценировке, с остальными учениками мы вспоминаем шесть правил о том, как вести беседу.)

1.Выбери интересную тему.

2.Поменьше говори о себе.

3.Внимательно слушай собеседника. Не перебивай его.

4.Не говори громче собеседника.

5.Если тебя перебьют, молча выслушай возражение.

6.Разговариая, смотри на собеседника, не хватай его за руку, не тереби за

пуговицу, не хлопай по плечу.

Мы поговорили о нормах поведения во время беседы, а каких правил надо придерживаться во время выступления (монолога)?

Ученики: Здесь тоже можно назвать 6 правил:

1.Выделяйте главное в выступлении.

2.Соблюдайте нормальный темп речи.

3.Говорите не тихо и не громко (тембр).

5.Соблюдайте дикцию (отчётливость).

6.Речь должна быть правильной.

- Как вы оцените речь мальчика?

Ученики: Речь мальчика получилась небрежная, засорённая пустыми, ненужными словами.

Учитель: Таким образом, речь должна быть правильной и выразительной, то есть без слов- сорняков. Нельзя не сказать ещё об одном, о разговоре по телефону. Сначала послушайте несколько вариантов диалога по телефону, затем выберите один, наиболее правильный.

-Мне Лену Иванову!

3 вариант:-Алло!

-Здравствуйте, можно Лену Иванову?

4 вариант:-Алло!

-Здравствуйте, вам звонит Таня Петрова(пауза). Попросите, пожалуйста,

к телефону Лену Иванову.

По телефону говорить правильно даже взрослый умеет не всегда. При телефонном разговоре нужна своя культура. На ответ человека, который возьмёт трубку по вашему звонку, необходимо поздороваться и назвать себя, за исключением справочных телефонов, где нужно экономить время телефонистки. Разговор должен быть вежливым и кратким. Первый прощается и кладёт трубку тот, кто первым позвонил. А теперь обратите внимание на высказывания, которые лежат перед вами. Какое высказывание вы выбрали бы к сегодняшней теме в качестве эпиграфа?

1).Культура – это высокий уровень чего- нибудь, высокое развитие, умение.(Из словаря)

2).Культура общения – это культура речевого поведения, проявление общей культуры человека.(Из словаря).

3).В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. А.П.Чехов.

СПАСИБО – спаси Бог
ПОЖАЛУЙСТА – пожалуй ста(окажи милость)
ЗДРАВСТВУЙ – здравым будь
ПРОЩАЙ – прости, не поминай лихом!
ПОКА – сокращенное от покамест (разг.)

ВЕЖЛИВОСТЬ
ЗАНОСЧИВОСТЬ
КОРРЕКТНОСТЬ
УЧТИВОСТЬ
ПРИВЕТЛИВОСТЬ
ГРУБОСТЬ
Какие синонимы в данном ряду лишние? Почему?
ЛЮБЕЗНОСТЬ
ВЫСОКОМЕРИЕ
ОБХОДИТЕЛЬНОСТЬ
ТАКТИЧНОСТЬ
СПЕСИВОСТЬ
ДЕЛИКАТНОСТЬ
ГАЛАНТНОСТЬ
ПОЧТИТЕЛЬНОСТЬ

ДЕРЖАТЬСЯ УВАЖИТЕЛЬНО
ГОВОРИТЬ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНО
ТОНАЛЬНОСТЬ ГОЛОСА – СПОКОЙНАЯ
АРГУМЕНТИРОВАТЬ СВОЁ МНЕНИЕ
ОБСТАНОВКА - КОМФОРТНАЯ

ДОПУСКАТЬ РЕЗКОГО ТОНА
ПЕРЕБИВАТЬ ОППОНЕНТА
ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ КАК НА ВОЙНЕ
ОСКОРБИТЕЛЬНО ВЫСКАЗЫВАТЬСЯ
НАСМЕШЛИВО ПЕРЕГЛЯДЫВАТЬСЯ

Уважай собеседника
Будь доброжелательным
Умей слушать
Рассказывай о том , что интересно другим
Не забывай говорить вежливые слова
Исключи из речи вульгарные и пошлые слова

Какие из них соответствуют правилам речевого
этикета ?
Разве можно так
поступать?
Это не ваше дело.
Простите, я этого не
хотел.
Это моё личное дело.
А вам-то что?
Я так больше не буду!
Какого мнения вы об этом
человеке?
А причём здесь я?
А вам какое дело?
Позвольте мне оставить
своё мнение при себе.
Это вас не касается.
Я воздержусь от
выражения мнения.

НЕ в службу, а в дружбу.
Сколько лет, сколько зим!
С лёгким паром!
Милости прошу к нашему шалашу!
Ни пуха, ни пера!
Лёгок на помине.
Чем богаты, тем и рады.
В каком стиле речи они чаще всего используются?

- Это главное этикетное условие!
Приведите допустимые примеры отказа.
Это абсолютно исключено!
Хоть убей не могу!
Наотрез отказываюсь!
И не подумаю!
Нет и ещё раз нет!
Ни за какие деньги!

К сожалению, я вынужден отказать.
С радостью бы, но я занят.
Извини, но вряд ли я смогу.
Не обещаю, но постараюсь.
Опасаюсь, что не смогу.

Какое важное значение
Имеет этикет общения.
Тактичным будь, любезным будь,
Уроки вежливости не забудь!
До свидания! Удачи!

Читайте также: