Сочинение на тему ангел хранитель астафьев

Обновлено: 07.07.2024

В 1933 году село, где жил мальчик Витя, “придавило голодом”. Не стало голубей, притихли собаки и шумные ватаги мальчишек. Пропитание себе добывали, кто как умел. Охотники искали в тайге зверя, но тот ушел далеко в лес, подальше от голода.

С добычей возвращались только самые умелые охотники и делили мясо на все село. Люди потянулись в город, сдавать “барахло и золотишко” в “Торгсин”.

Семьей Вити руководила бабушка, изворотливая в хозяйстве и предприимчивая в делах. Своих домочадцев – Витю, дедушку и сына Кольчу-младшего

– она называла “мужиками”. Вскоре к ним присоединился еще один “мужик”, Алешка – двоюродный брать Вити. Мать Алешки, тетка Августа, с лесозаготовок перешла работать на Усть-Манский сплавной участок, где ей обещали давать паек.

Вскоре оказалось, что обещанный паек семью не прокормит, и вход пошло содержимое старинного бабушкиного сундука. Через некоторое время из всего богатства в доме осталась лишь старинная швейная машинка “Зингер”, которую никто не хотел покупать. Семья начала питаться картофельными очистками, мякиной и прочей дрянью.

Витя был слабым ребенком, переболевшим

лихорадкой и ревматизмом. Вскоре ноги совсем перестали его держать. Когда мальчик чуть не умер, наевшись мерзлой картошки, бабушка не выдержала и решилась расстаться с золотыми сережками – единственной памятью о Витиной матери, утонувшей около года назад.

Отнести сережки в “Торгсин” поручили Кольче-младшему. Он управлял лодкой, в которой плыла его сестра, поэтому винил себя в ее гибели, и старался почаще баловать сироту.

Принеся из города пуд муки, бутыль конопляного масла и немного денег, Кольча-младший отправился на заработки в богатые села, расположенные в верховьях Енисея, а дедушка нанялся в сельсовет пилить дрова. Вскоре еда опять кончилась. Взяв заработанные ослабевшим от голода дедушкой деньги, бабушка отправилась в город и принесла огромный каравай.

Хлеб оказался “фальшивым”: под румяной корочкой обнаружилась несъедобная начинка из мякины. Бабушка долго голосила и причитала, а потом достала из-за пазухи маленького щенка – его выбросили умирать на мороз.

Щенок, названный Шариком, принес удачу. В тот же вечер с деньгами и гостинцами вернулся Кольча-младший, и бабушка сумела дотянуть до весны. Швейную машинку, правда, пришлось продать, чтобы купит мешок картошки для посева.

Весной Кольча-младший женился во второй раз. Вместе с женой, хохотуньей Нюрой, он работал на посевной, за что им выдавали немного жита. Бабушкина корова благополучно отелилась. Алешку забрала мать, которая вышла в ударники.

Теперь от ее увеличенного пайка перепадало и бабушкиным “мужикам”.

С Шариком бабушка пребывала в постоянной конфронтации – щенок повадился выпивать кошачье молоко, мочиться на веник и гоняться за курами. Однако, несмотря на Шариковы проказы, бабушка всегда называла его ангелом-хранителем своей семьи.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Таймырское муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

по литературе на тему :

«Ангелы – хранители в рассказе В.П.Астафьева

провела учитель русского языка

Козицына Татьяна Петровна.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма урока: урок – размышление.

Цели урока: обучающая:

Сделать идейно - художественный анализ рассказа

Совершенствовать навыки работы с текстом

Развивающая:

Развитие навыков устной и письменной речи

Развитие логического мышления на основе сравнительного анализа

Развитие способности четко формулировать свои мысли

Воспитательная:

Способствовать процессу духовного развития

Формирование устойчивых ценностных ориентиров

Воспитание любви к родному краю

Формируемые умения, навыки, знания:

1.Умение определять собственное отношение к проблеме, аргументировать свою точку зрения

2.Умение делать выводы

3.Развитие мотивации к анализу чужих поступков и самоанализу

5.Развивать мировоззренческую позицию

6.Развивать логическое мышление

Оборудование: слайды, проектор, компьютер

Оформление доски: запись темы урока

Оргмомент. Слово учителя.

В далеком 1924 году на берегу Енисея в селе Овсянка родился В.П.Астафьев. В 1930-1933 годы, суровые, голодные годы, Астафьеву было всего лишь 6 и 9 лет соответственно.

Он был еще ребенком , но цепкая детская память хранила воспоминания о том времени, когда голодала деревня.

Слово учителя. Мотивация к разговору.

Ответы учащихся:

Учитель:

Задание получает весь класс. Задание проводится на знание текста.

Распределите цепочку событий по порядку.

Продажа серег – покупка продуктов.

Воспоминания о смерти матери.

Витя ослабел от голода.

Голодный 33 год.

Кеша с пайкой чуть не утонул.

Кольча вернулся с заработка.

Шарика искусали сельские собаки.

Затяжная борьба между бабушкой и Шариком.

Щенка кормят молоком.

Дедушка заработал деньги.

1.Наступил голодный 33 год в сибирской деревне.

2.Витя ослабел от голода.

3.Воспоминания о смерти матери.

4.Продажа серег – покупка продуктов.

5.Дедушка заработал деньги.

6.Каравай с начинкой.

8.Щенка кормят молоком.

9.Кольча вернулся с заработка.

10.Кеша с пайкой чуть не утонул

12.Затяжная борьба между бабушкой и Шариком.

13.Шарика искусали сельские собаки.

1.Назовите ключевые эпизоды рассказа, вокруг которых развиваются события.

Ответы учащихся :

1.Голод в деревне, голодный год в сибирской деревне.

Задание всему классу:

В рассказе повествуется о том, как члены большой семьи боролись с голодом. Чтобы выжить, что они делали? Запишите ответы тезисно.

Ответы учеников:

2.Кольча нанимается на молотьбу в верхонские села.

3.Дедушка пилит дрова в сельсовете.

4.Бабушка променяла на хлеб хранимую для смертного часа одежду.

5.Алешка ушел к матери на Усть – Ману, где Августа возле себя сможет его прокормить.

А теперь сравним ваши записи с теми, которые есть на таблице.

Вывод, какой напрашивается вывод?

Вывод: все члены семьи боролись с голодом, но все надежды, как пишет Астафьев, были на бабушку.

Задание классу: выборочно прочитайте, как описывает поведение, жесты, потаенные мысли членов семьи относительно бабушки.

Всем ходом повествования Астафьев приводит нас к мысли, что спасение человека в единстве, в дружной семье, доброте. Борьба с голодом объединила всех членов семьи.

Вопрос классу:

Кто помог нашим героям оттаять душой?

Ответы: Спасенный щенок.

Бабушка принесла домой щенка, он помогал им на время забывать о голоде.

Рассматриваем слайд, на котором изображен спасенный бабушкой щенок.

Задание классу.

Давайте вспомним историю появления щенка в доме.

Эта сцена инсценируется учащимися.

Дифференцированное задание:

Найдите в тексте описание душевного состояния героев в эпизоде со щенком (бабушка сказала, что она что - то принесла из города ).

1 вариант: поведение бабушки

2 вариант : поведение дедушки

3 вариант: поведение Вити

Ответы учащихся будут такими:

Учитель ставит проблему:

Почему бабушка поступила так, принеся щенка домой, ведь в доме и так было голодно?

Она мудрая, добрая, у нее щедрая душа, доброе сердце.

Ее обманули на рынке с хлебом, ей самой хотелось найти утешение в чем- то, вот она и приютила щенка.

А как сама бабушка объясняет свой поступок?

Ответы ученики находят в тексте.

Вывод: бабушка проявила сострадание к животному, преподнесла урок доброты. Это Виктор Петрович Астафьев ценил всю свою жизнь.

Вопрос классу:

Вопрос классу:

Согласны ли вы с бабушкой в том, что щенок - это ангел - хранитель, ангел – спаситель?

Щенок словно дар Божий. Бог его как бы послал, чтобы посмотреть, что сделают люди: пожалеют или останутся безучастны к беспомощному созданию. Герои пожалели щенка, поделились скудной пищей, и он словно спас семью. Дела наладились, все выжили, пережили голодную зиму вместе с Шариком. Добро по отношению к щенку породило добро.

Индивидуальное задание: в словаре символов посмотреть, выписать, сообщить, что значит собака в жизни человека.

В словаре символов отмечено, что значение образа собаки определяется его функцией помощника пастухов. Собаки охраняют и направляют стадо. Шарик выполняет эту функцию: он заставляет и бабушку, и мальчика быть сильными. Действия собаки способствовали поддержанию доброго духа в семье.

Подводим итог разговору:

В рассказе ангелом – хранителем назван Шарик. Так его нарекла бабушка. Он принес в дом доброту. Он способствовал тому, что в людях проявились хорошие качества, лишь на время спрятавшиеся в глубинах человеческой души. Больше всего эти качества оказались присущи бабушке.

Давайте посмотрим на слайд, на котором изображена бабушка В.П.Астафьева.

Вспомните, какова была роль бабушки, что семья не распалась, выжила, не озлобилась?

В качестве домашнего задания ребята получили задание написать сочинение о том, какова роль бабушки в рассказе и в жизни каждого из них. Сочинения зачитываются.

А какую роль в жизни В.П.Астафьева сыграла его бабушка?

Именно она явилась для него ангелом - хранителем. Она объединила семью, как мы помним из биографии писателя, любила каждого, показывала пример доброты, сострадания.

Виктор Петрович увековечил имя бабушки в рассказе. Он захотел повиниться перед нею, отблагодарить за любовь, заботу.

Вопрос классу:

В чем заключается идея рассказа?

Ответ: идея рассказа заключается в том, чтобы поклониться бабушке за все.

Что пишет по этому поводу сам писатель?

Читаем слова, записанные на слайде.

Идея рассказа созвучна и со словами, сказанными В.Солоухиным.

«Детство, как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца – это прорастание семян.

Развитие их в крепкие, большие, во всяком случае , растения. Всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий поступок имели в детстве свой зародыш, свое семечко.

Давайте подумаем над сказанным.

О каких семенах идет речь?

Доброта, взаимопомощь, служение другим, любовь к членам своей семьи, желание взять на себя исполнение всяких сложных дел - эти качества делали бабушку ангелом – хранителем и являлись примером для всех домочадцев. А бабушка явилась для Шарика ангелом - спасителем. Получается, что в рассказе ангелами - хранителями, спасителями являются бабушка и Шарик.

Контроль знаний. Проводится тест.

2.О каком периоде в жизни деревни рассказывает В.П.Астафьев?

1) сдобное тесто

2) остатки колосьев, стеблей после молотьбы

3) мягкая корочка на хлебе

6.Что такое салик?

2) полоса препятствий

3) приспособление на сеялке

По моему мнению, Астафьев пытался передать свои чувства в этой повести. Мальчик Алешка, от лица которого ведется рассказ, похож на самого писателя в детские годы. У этого мальчика умирает мать, и он остается жить с бабушкой, которая любит его больше всех.

Астафьев поставил в этом произведении проблему духовного и физического выживания людей в страшных условиях той действительности.

Говоря о мальчике Алешке, рассказывающем о событиях своей жизни, я могу его пожалеть и проявить сострадание. За период детства на мальчика свалилось много испытаний. Одним из главных является смерть матери. Можно сказать, что мальчик остался сиротой. Если бы не бабушка, которая поддерживала его в сложной ситуации, то Алешка мог бы и не пережить такую трагедию, случившуюся с его матерью. Когда он сильно заболел, то пытался не показывать свою боль, но ему всегда отводилось особое положение в семье. Алешка любил больше всех бабушку, она ставила его на ноги, чтобы он совсем не свалился от свой болезни. По эмоциям главного героя можно сказать, что он тоже много переживал, особенно когда заболел и ему в голову взбрело, что его хотят отдать в семью Зыряновых. Мальчик показал, что такого он не переживет и научится любому делу, даже картошку мерзлую будет есть. Мальчик по жизни был жизнерадостным и веселым, и для него стало большим потрясением то, что в один прекрасный момент может все поменяться. Для него счастьем было, что рядом находятся родные, которые всегда будут любить его.

Ангелом-хранителем в повести является щенок по кличке Шарик, которого принесла бабушка из города. Она пожалела его во время того, когда в доме не было еды. Она смогла прокормить его и вырастить из него большого пса. Для нее он был ангелом-хранителем, потому что он помог преодолеть ее страдания. Этот на вид маленький щенок принес в дом счастье, бабушка считала, что если она поможет щеночку, то взамен получит награду в виде спасения дорогого человека.

Этот рассказ учит не опускать руки даже в самых трудных обстоятельствах. А настоящим ангелом - хранителем семьи была стойкая в невзгодах, терпеливая и мудрая бабушка.

Для читательского дневника необходимо главная мысль, отзыв по произведению Астафьева "Ангел хранитель". Также можно добавить сколько страниц и чему учит произведение.

В голодный 1933 год в селе, где жил мальчик Витя, выживали, кто как мог. В семье Вити главной была бабушка. Она всем заправляла, всех поддерживала, вселяла уверенность в лучшее. Постепенно было распродано все ценное, что было в доме. Когда ослабевшему Вите стало плохо от мерзлой картошки, бабушка решилась продать и золотые сережки погибшей матери Вити, которые берегла в память о ней.

Однажды бабушка принесла из города каравай, который оказался фальшивым - внутри несъедобная мякина. А вместе с караваем, купленным на последние деньги, она принесла и щенка, выброшенного кем-то на мороз. Хотя семья голодала, не смогла оставить погибать беспомощное живое существо.

И с этого времени жизнь стала потихоньку налаживаться.

Бабушка называла Шарика ангелом-хранителем. Но, конечно же, настоящим ангелом-хранителем для семьи была она сама - стойкая, оборотистая, умелая, добрая. И за ее доброе сердце ей воздалось добром - все выжили, включая любимого внука.

Даже в самые тяжелые времена надо оставаться человеком, заботиться не только о собственном благополучии, но и о тех, кто рядом, кому ты в состоянии помочь. И не впадать в отчаяние, каким бы беспросветным все ни казалось. Бабушка Вити как раз такой и была.

Читайте также: